Занятия по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет

Консультация «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»

Консультация «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

• готовим к овладению навыком письма.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну,а этот только ел

От того и потолстел!

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение» Зайчик».

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

— Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

— Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

— Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дети в возрасте 2 — 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение «Капустка».

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

У козы торчат рога,

Может забодать она.

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке»» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение).

Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности

пальчиковая гимнастика – шнуровка;

игры с конструктором, мозаикой;

лепка из пластилина;

сматывание цветных ниток в клубочки;

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).

развивают мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

• формируют навыки шнуровки;

развивают творческие способности;

• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски»).

2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

«Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста» Презентация:»Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста». Моторика — совокупность двигательных реакций (общая.

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками) Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

www.maam.ru

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  • К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  • Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  • Дети учатся класть вещи в определённое место.
  • До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  • Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  • Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
  • Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

    По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  • Стучит предметом о предмет.
  • Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  • Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  • Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  • По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  • Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  • Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  • Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  • Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.
  • Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

    Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.
  • Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

    Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  • Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  • Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  • У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  • Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  • Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  • Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
  • На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  • Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  • Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  • Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  • Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.
  • Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

    Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

    Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

    Игры с мелкими предметами

    Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

    Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть здесь.

    Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

    Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

    В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

    Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

    • профессиональный массаж у специалиста;
    • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
    • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
    • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.
    • Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

      Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

      Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

    • рисование по трафаретам;
    • штриховка;
    • рисование по фигурным линейкам;
    • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
    • Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

      Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

      Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

      Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

      www.vse-pro-detey.ru

      Развивающие занятия для детей 2-3 лет

      В возрасте 2-3 лет ребенок совершает значительный рывок в развитии, переходя из состояния малыша в период младшего дошкольного возраста. Психологи считают, что знания и навыки, заложенные в это время, составляют базу всего последующего развития ребенка.

      Целенаправленные занятия помогут сформироваться таким полезным качествам как интерес к получению знаний, творчеству, стимулируют мышление, устойчивость внимания, развивают речь.

      На что обратить внимание

      Многие родители предпочитают не водить детей в развивающие центры, а заниматься дома. Это возможно, если у ребенка нет каких-либо нарушений, которые требовали бы коррекции специалистом.

      Что должен уметь ребенок в 2-3 года:

      1. Понимать и выполнять просьбы, состоящие из 2-3 последующих действий.
      2. Рисовать картинки, собирать кубики и конструктор по возрасту.
      3. Знать и называть части тела.
      4. Использовать в речи простые предложения из нескольких слов. При этом к трем годам должны быть освоены и сложные конструкции предложений.
      5. Знать бытовую лексику, иметь активный словарный запас более 1000 слов.
      6. Быть способным удерживать внимание в течение некоторого времени, выполняя несложные задания.
      7. Правила проведения развивающих занятий в 2-3 года

        • Все «уроки» должны проходить в игровой форме. В этом возрасте игра — это естественный вид деятельности ребенка.
        • Обязательна частая смена видов занятий, так детям пока еще трудно заниматься чем-то одним в течение длительного времени. Не требуйте от своего чада усидчивости — порисовали, теперь можно и побегать.
        • Занятия должны длиться не более 15-20 минут. Если что-то не доделано — не дорисована картинка или не собран пазл, помогите ребенку. Тем самым вы показываете, как важно получить результат.
        • Обязательно хвалите и подбадривайте своего «ученика». Не важно, что заяц из пластилина больше похож на медведя! Главное, что ребенок старался, пробовал что-то новое.
        • Подробнее о развивающих занятиях для детей с ОНР.
        • Примерные игры для проведения развивающих занятий

          Для формирования правильного речевого дыхания:

        • Сдуваем снежинку. Положите на ладошку ребенку легкий кусочек ваты и предложите ему подуть так, чтобы «снежинка» улетела. Можно поиграть в «футбол», задувая ватный мячик в ворота.
        • Дети очень любят задувать огонек свечи. Конечно, делать это можно только с родителями.
        • Не забывайте нюхать цветочки. Иногда дети путают процессы вдоха и выдоха, вырабатывайте автоматизм.
        • Артикуляционная гимнастика поможет в правильной постановке звуков. Язычок может чистить зубки, облизывать воображаемое мороженое с губ, сворачиваться в трубочку, изображать чашечку, цокать как лошадка и т. п.

          Для развития словарного запаса побольше читайте ребенку. Рассматривайте картинки, задавайте по ним вопросы. Пусть ребенок старается сам рассказать, что он видит и что происходит на изображении.

          Учите короткие детские стихи — это прекрасно развивает память и речь.

          Развитию общей моторики способствуют подвижные игры и занятия логоритмикой. Подберите стихи, в которых описываются какие-либо движения, и предложите ребенку их показывать. Один из вариантов — песенка маленьких утят. Потанцуйте вместе!

          Обязательно уделите время развитию мелкой моторики:

        • Творческие занятия — рисование, лепка, аппликация.
        • Игры-шнуровки.
        • Рисование пальцами на крупе, перебирание гороха и фасоли (вспомните Золушку, которой надо было отобрать горох от чечевицы, прежде чем она сможет поехать на бал).
        • Игра «Волшебный мешок» развивает сенсорные ощущения и поможет в обучении ребенка основам логики, изучения геометрических фигур, развитию речи. Положите в мешочек разные игрушки. Ребенок должен узнать их на ощупь и назвать. Помогите ему объяснить, как он рассуждал — к примеру, огурец длинный, овальный, апельсин круглый и т. д.

          Игрушки помогут вам формировать у ребенка логическое мышление и немного позаниматься математикой:

        • «Больше-меньше». Из кубиков составьте длинный «поезд» для кукол. Посадите их около вагонов. Все ли куклы смогут поехать в гости? Что делать, если их больше, чем вагонов у поезда? Сколько нужно добавить вагончиков, чтобы всем хватило места?
        • «Подбери пару». Подойдет игрушечная посуда или даже настоящая. Ребенок должен подобрать к каждой кастрюле подходящую по размеру крышку. (Посуду брать не обязательно. Используйте коробки, шкатулки). Похожий принцип у игрушек-сортеров, в которых нужно подобрать фигуру, подходящую к конкретному отверстию.
        • «Кто что ест». Пригласите игрушек на обед. Надо угостить каждого той едой, которая подходит ему в природе.
        • Для развития ребенка в этом возрасте совсем не обязательно организовывать специальные занятия. Всему можно научить в процессе игр, прогулок и обычного каждодневного общения. Больше разговаривайте, задавайте вопросы, поощряйте к беседе, новым «открытиям». Играя во всем известные «Ладушки», вы развиваете у малыша координацию движений и внимательность, строя башню их кубиков — стимулируете логическое мышление и пространственное воображение. Не упускайте возможность поиграть и пообщаться! Тем самым вы помогаете своему ребенку расти и развиваться, закладываете базу его интеллектуальных способностей.

          Моей дочери 2 года 9 месяцев. Были на приеме у логопеда, она предложила дочке собрать пирамидку, но у нас ничего не получилось:( Собрать так и не смогли правильно. Это критично? Или для этого возраста нормально?

          В этом возрасте дети могут собрать пирамидку. Желательно показаться логопеду-дефектологу для более детального изучения ситуации. Одно дело — когда ребенок испугался тётю в белом халате и ничего не смог сделать. Другое — когда ребенок не понимает, как нужно собрать пирамидку.

          Здравствуйте! Подскажите , а в субботу проводят занятие в вашем центре?

          Да, у нас занятия проходят каждый день с 8 утра

          Здравствуйте! У вас проходят занятия для детей по лепке из глины?

          Добрый день! В ближайшее время у нас будут такие занятия, мы дополнительно сообщим

          karkusha.su

          Занятия по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет

          Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Нет, не так. Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с авторучкой, швейной иглой, пинцетом, ножницами. Словом, мелкая моторика — это высококоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно.

          Обучиться таким тонким движениям совсем нелегко, об этом знает любой взрослый, который с нуля начинал заниматься плетением вологодского кружева или пайкой микросхем. Что уж говорить о малыше, который за первый свой годик должен был освоить целый пласт новых умений. Перевороты, ползанье, стояние и, наконец, ходьба.

          Основа заложена, пора заняться кропотливыми действиями. Обучившись делать «ладушки» и перекладывать из руки в руку предметы, годовасы вовсю тренируют пинцетный захват, подбирая каждую крошку, упавшую с кухонного стола, разрывают в мельчайшие клочья любую попавшуюся на глаза бумажку.

          Еще 365 дней малыш тренируется, чтобы его движения становились все более точными, чтобы полученный результат максимально был близок к желаемому –неустанно, иногда даже неусыпно. Родители, правда, считают, что он просто играется.

          К двум годам исследователь уже поднаторел во многом.

          Выбирая игрушку из ряда других – берет ту, на которую нацеливался; может построить из кубиков дом, подправить то, что не понравилось; кладет элемент сортера в соответствующую ему дырочку; кушает (с разной степенью аккуратности) ложечкой, некоторые родители даже доверяют маленькому гурману пользоваться взрослыми столовыми приборами – вилкой и ножом.

          Многие детки лихо управляются с деревянными вкладышами, крупными деталями паззлов, конструкторами.

          Помощь родителей на этом этапе, в основном, должна проявиться в том, чтобы предоставить своему сокровищу как можно большую свободу в изучении предметов различных форм, текстур и размеров.

          Арсенал навыков естественно растет и сам по себе, но родители могут сделать и собственный вклад в развитие мелкой моторики у детей.

          1. Гимнастика и игры для пальчиков – в сопровождении стишков и потешек

          Это самая недорогая и одна из самых древних возможностей развивать своего ребенка . Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков — отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.

          Не знаете текстов? Придумайте сами! Малышу будет приятно и полезно в любом случае.

          2. Игрушки из домашнего хозяйства

          Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой коробке с рукодельем, не говоря о кухне.

          Стоит взять этот исследовательский пыл под контроль, а не ограничивать. Чайная ложечка и изюминки могут стать настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь освоить точные движения кисти.

          Прищепки – это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из прищепок даже собачку.

          И подобных удивительных предметов в квартире огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности.

          3. Прокалывание дырочек и нанизывание

          Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, ягоды рябины или шиповника, принесенные из леса, макарошки, изюм и курагу, взятые на кухне – на ниточку.

          Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать цвет, подобрать размер, чередовать большие «рожки» и маленькие «звездочки», перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая мелкую моторику, но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей, возможностях небанального использования привычных предметов.

          Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту возможность по полной программе. Дайте ребенку предметы для рисования. Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»!

          Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать на стенах.

          Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками, на бумаге — чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или заляпывать пустое место краской.

          Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а затем разглаживать, будто утюжить. Для маленьких ладошек здесь много дела: сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет!

          Неважно, пластилин, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно, но сначала придется постараться найти с ними общий язык.

          Сегодняшним деткам можно позавидовать. Ассортимент всяких шнуровок, сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного размера (важно: чем младше возраст – тем крупнее детали!)- огромен.

          Кто-то предпочтет деревянные игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное – качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и любящего родителя, который дает возможность своему ребенку развиваться максимально полно.

          Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое значение.

          А также элемент речевого развития. И об этом важно помнить, поскольку, чем лучше человечек сможет рассказать о своих нуждах и требованиях окружающим, тем лучше будет понят и принят в ясельках, в саду, а потом – в начальных классах.

          maminovse.ru

          Сайт педагога-психолога МДОУ № 28 "АИСТЕНОК" г. о. Подольск Пяташовой Евгении Владимировны

        • Главная
        • Обо мне
          • Давайте познакомимся!
          • Образование и повышение квалификации
          • Участие в конкурсах
          • Для Вас, родители!
            • Консультации
            • Практические рекомендации
            • На заметку
            • Для Вас, педагоги!
              • Буклеты и памятки
              • Картотеки игр и упражнений
              • На заметку!
              • Для Вас, коллеги!
                • Диагностика
                • Документация
                • Практические занятия
                • Программы
                • Для мальчиков и девочек
                  • Мамины сказки
                  • Пазлы
                  • Раскраски
                  • Лабиринты
                  • Фото и Видео
                  • Полезные ссылки
                  • Новое на сайте
                  • Форум
                  • Опросы и голосования
                  • Карта сайта
                  • Новости
                  • ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

                    «НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ»

                    В последние 5–10 лет, согласно наблюдениям, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Из-за большой занятости на работе родители меньше говорят с ними. Дети больше смотрят телевизор, они в меньшей степени делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

                    Области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей. Исходя из этого, разработана программа «Наши пальчики играли», направленная на активизацию овладения ребенком произносительной стороной речи.

                    Задачи программы «Наши пальчики играли»:

                  • развивать согласованность движений обеих рук;
                  • развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
                  • формировать зрительно-двигательную координацию;
                  • развивать мелкую моторику пальцев;
                  • развивать общую моторику, координацию движений;
                  • активизация активных и пассивных движений пальцев рук;
                  • развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук;
                  • формировать контроль за мышечными ощущениями;
                  • развивать тактильное восприятие;
                  • развивать мышление и воображение;
                  • формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
                  • Программа включает 36 занятий (таблица).

                    Содержание программы «Наши пальчики играли»

                    Развитие общей моторики

                    Игры с предметами и материалами

                    Игра «С добрым утром!»

                    Игра с прищепками «Дождик»

                    Пальчиковое рисование «Дождик»

                    Самомассаж ладоней «Дождик»

                    Знакомство с сухим бассейном (природный материал)

                    Поделка «Тучка» (ватные шарики)

                    Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

                    Игра «Листочек, лети!» (дыхание)

                    Рисование ладошками «Осенний листочек»

                    Игра «Грибочки в ряд»

                    Жестовая игра «Наши ручки отмываем»

                    Знакомство с кинестетическим песком

                    Пальчиковое рисование «Дерево осенью»

                    Игра с прищепками «Дерево осенью»

                    Поделка «Осеннее дерево» (салфетки)

                    Растирание «Ай тари, тари, тари»

                    Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок)

                    Рисование ладошками «Осенний лес» (коллективное)

                    Лепка «Дерево осенью»

                    Жестовая игра «Давайте вместе с нами!»

                    Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами»

                    Пальчиковое рисование «Ежик»

                    Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

                    Игра с прищепками «Ежик»

                    Поделка «Ежик» (макароны)

                    Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

                    Игра «Накорми птичку» (семена тыквы, сухой бассейн)

                    Рисование ладошками «Птичка»

                    Игра «Накорми птичку» (семена фасоли, сухой бассейн)

                    Лепка «Зернышки для птички»

                    Жестовая игра «Где же наши ручки»

                    Игра «Бумажные снежки»

                    Пальчиковое рисование «Снегопад»

                    Растирание «Ручки греем»

                    Игра «Снежки» (кинестетический песок)

                    Поделка «Снеговик» (ватные диски)

                    Игра «Наряди елку»

                    Рисование ладошками «Елка»

                    Растирание «Праздник елки»

                    Игра с прищепками «Иголки для елки»

                    Лепка «Такая красивая елка»

                    Жестовая игра «Это я»

                    Растирание «Раскатаем колобок»

                    Шнуровка «Наряди елку»

                    Пальчиковое рисование «Елка»

                    Игра «Волшебный мешочек»

                    Игра «Что спряталось в комочке»

                    Рисование ладошками «Зимний лес» (коллективное)

                    Жестовая игра «Самолеты»

                    Игра «Накорми птичку» (семена гороха, сухой бассейн)

                    Пальчиковое рисование «Гроздья рябины»

                    Игра «Самолетик, лети!» (дыхание)

                    Растирание «Строим дом»

                    Рисование ладошками «Кораблик»

                    «Сложи фигуру: стул»

                    Лепка «Звезда на погоны»

                    Жестовая игра «У меня, у тебя»

                    Растирание «Добываем мы огонь»

                    Пальчиковое рисование «Бусы для мамы»

                    «Выгладим платочки для мамы и дочки»

                    Игра «Вытяни ленточку»

                    Поделка «Мимоза» (салфетки)

                    Рисование ладошками «Цветы для мамы»

                    Игра «Я пеку» (кинестетический песок)

                    Лепка из соленого теста «Блины и пироги»

                    Жестовая игра «Вот мы в автобусе сидим»

                    Растирание «Крепко пальчики сожмем»

                    Игра «Пришей пуговицу»

                    Пальчиковое рисование «Солнышко»

                    «Сложи фигуру: лодка»

                    Поделка «Божья коровка» (скорлупа грецкого ореха)

                    Растирание «Мы точили карандаш»

                    Игра «Плыви, кораблик!» (дыхание)

                    Рисование ладошками «Жираф»

                    Упражнение «Плыви, кораблик»

                    Игра с прищепками «Солнышко»

                    Лепка «Солнышко» (размазывание)

                    Жестовая игра «Тук-тук туки тук»

                    «Птенчики в гнезде»

                    Рисование пальчиками «Цветы»

                    Игра «Следы» (кинестетический песок)

                    Упражнение «Лети, бабочка»

                    Рисование ладошками «Бабочка»

                    Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн)

                  • Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).

      2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).

      3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).

      4. Игры с различными предметами и материалами.

      Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май. Продолжительность: 15–20 мин. Количество детей в группе: 3–4.

      Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.

      Через 6 месяцев появляется заметный результат — большинство детей овладевает активной формой речи; у воспитанников, имеющих задержку речевого развития органического генеза, появляются слоги, слова.

      Игры и упражнения программы

      Каждое упражнение, каждая игра программы — это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Некоторые виды игр и упражнений представлены в приложении.

      Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

      Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.

      Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное развитие.

      При организации и проведении игр используются следующие приемы:

    • Педагог сначала сам показывает игру ребенку.

      2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

      3. Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.

      4. Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.

      5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог — подсказывает и помогает.

    • Примеры игр, упражнений, самомассажа, продуктивной деятельности

      Цели: развитие общей моторики, создание положительного эмоционального фона. Звучит композиция «У меня, у тебя звонкие ладошки». Психолог и дети выполняют движения согласно тексту песни…

      www.psiholog-pyatashova.ru