Занятие по развитию речи дети 6-7 лет

Конспект НОД с детьми подготовительной группы (6-7 лет) по развитию речи «Сказка на новый лад»

Цель: упражнение в составлении окончания сказки.

Обучающие: Учить составлять короткий рассказ на тему, заданную воспитателем. Правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации, Учить чётко и внятно произносить слова. Упражнять и составлении рассказа по наглядному плану, соблюдая 3 части: начато, середина, конец.

Развивающие: Развивать творчество, фантазию, умение анализировать свой рассказ и рассказы товарищей.

Воспитательные: Воспитывать желание побывать настоящими сочинителями сказок

Материал: Игрушка «Кот в сапогах», волшебная шкатулка, кроссворд, картинки, наглядный план, модель, рисунки 3 девочек.

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам придёт сказочный персонаж, А кто он, вы догадаетесь, если отгадаете, какой сказочник его выдумал. Перед вами кроссворд, а вот к нему подсказки-картинки. Как же они могут вам помочь? На них изображён рисунок, первый звук которого соответствует клеточке кроссворда. Вот первая картинка. Что на ней изображено? Какой первый звук в этом слове? Вы произносите звук, а я пишу букву в кроссворд. Вот вторая картинка. Что на ней изображено? Какой первый звук в этом слове? Я записываю букву во вторую клеточку и т.д. Теперь второе слово. (Показ картинок, рассматривание, называние I-го звука). Я записываю буквы. Что у нас получилось, если все буквы прочитать в 2-х словах? Да это имя и фамилия известного… (кого?)

шапка, ракета, …….. петух, рука, окно,

А какие его сказки вы читали? (ответы детей)

Воспитатель:— Ой, ребята, кто-то постучался. Кто там? Да это же герой сказки Ш. Перро … (Кот в сапогах). Посмотрите, кот в сапогах пришёл не с пустыми руками. Что это ом принёс? Волшебная шкатулка.

А что же в ней? Сказочные задания.

Что-то непонятное нарисовано? С любой стороны смотришь, а чёткого изображения не видишь.

Кто мне поможет?

Надо обвести контур рисунка, чтобы все дети увидели, что изображено.

Уже видно, спасибо, Ира.

Вроде на девочку похоже, но чего-то не хватает.

Маша, укрась её платье, а кто хочет передник дополнить?

Какая необычная девочка, какая красивая шапочка.

Вы правильно узнали Красную Шапочку, как быстро вы справились с этим заданием.

Вот Кот в сапогах приготовил новое, вы ведь уже поняли, что

сегодня мы поговорим о сказке «Красная Шапочка»

Второе задание: какие-то слова написаны совсем не про сказку.

Зачитываю: добрая, заботливая, послушная — кто это?

Вот ещё бумажка: коварный, хитрый, вредный — про кого мы так говорим?

А вот ещё одна: смелый, храбрый, справедливый — о ком эти слова?

Да, и сказке дровосеки, которые освободили бабушку и Красную Шапочку, изображены такими А про бабушку ни единого слова.

Ребята, а какая бабушка?

Да, добрая, трудолюбивая, ласковая?

Бабушка и приголубит и пожалеет.

А вот и третье задание.

Перед вами изображение З-ч девочек.

Посмотрите на них «внимательно и подумайте, какая из них Красная Шапочка.

Почему вы так решили?

Да, девочка несёт корзинку, улыбается. А кто думает иначе?

Докажите, что эта девочка тоже могла бы быть Красной Шапочкой.

А вот и сама сказка.

Давайте ещё раз вспомним её (Чтение сказки).

Ребята, а слова-то кончились, дальше идут чистые листы без букв, слов и предложений.

Что же нам делать?

Давайте сами придумаем конец сказки.

Станем каждый сказочником и сочиним, и получится у нас своя сказка, не такая как у Ш. Перро.

А кого могла встретить девочка на своём пути: Могла ли она встретить медведя, а может, встретилась ей собака?

А может, наш гость Кот в сапогах ей повстречался.

А я буду зарисовывать, чтобы легче было вспомнить потом.

Что же могло случится с ней?

Какие добрые дела она совершила, через какие испытания прошла?

Какие волшебные предметы она использовала в своём путешествии?

И чем могла закончится эта история?

Обычные сказки бывают добрые и заканчиваются счастливо.

А чтобы сказка получилась интересная, вы должны быть дружными.

Громко разговаривать н надо, а то Другие дети услышат, и им уже будет неинтересно снова слушать эту же сказку.

(По ходу работы педагог напоминает каждой группе ход сказки: кто ей встретился, о чём она с ним разговаривала, какие беды случились с Красной Шапочкой)

Первая группа уже готова рассказать свою концовку сказки (Рассказ детей).

Анализ прослушанной сказки: у этой группы интересная сказка, но она короткая. Всего 3-5 предложений. В сказке никто ни с кем не разговаривает. Что могут добавить дети из этой группы? Кто поможет рассказчику?

Кто следующий готов поделиться своей концовкой? (Рассказ детей)

А вторая сказка уже длинная, и волшебный сундучок встретился, и волшебник помог Красной Шапочке. И эта сказка понравилась.

А сказочники из 3-й ( группы были самыми дружными. А какие красивые слова прозвучали. Дети, а что вам особенно понравилось из услышанных сказок? (Ответы детей) А теперь послушайте мою волшебную сказку. Хотите?

Шла Красная Шапочка, и повстречалась ей волшебница. Не захотела девочка угостить её пирожками, которые несла бабушке, и прошла мимо. Ничего не сказала ей волшебница, а лишь прошептала вслед какие-то слова. Идёт дальше девочка, а ёлки не дают ей пройти, колют её иголочками, ветками ноги запутывают. Села Красная Шапочка на пенёк и горько заплакала: «Зачем я обидела волшебницу, нужно было её угостить, всем бы хватило». Вдруг грибок, росший около пня, превратился в Старичка-боровичка с палочкой, и держал он в руках волшебную дудочку. Разговорились они, и рассказала ему девочка про свою беду. «На, возьми эту дудочку, — сказал ей старичок, — она волшебная и поможет тебе в дороге». «Спасибо, дедушка» — поблагодарила его Красная Шапочка и отправилась дальше. Подудит она в дудочку, и ели свои веточки подберут, и иголочкам не достать девочку. Так благодаря этой дудочке дошла девочка до бабушки. А там её ждал горячий самовар и накрытый стол.

Воспитатель: — Вот такие разные и интересные сказки получились у всех нас. Теперь мы их запишем, нарисуем иллюстрации и у нас получится настоящая книга.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи

Название: Конспект НОД с детьми подготовительной группы (6-7 лет) по развитию речи «Сказка на новый лад»

Автор: Абрамова Анна Николаевна

Должность: воспитатель первой квалификационной категории

Место работы: МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко»

portal2011.com

Рабочая программа по развитию речи для детей 6-7 лет (подготовительная группа) Автор конспектов Гербова В.В «Развитие речи в детском саду»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»

Рабочая программа по развитию речи

Для детей 6-7 лет

Автор конспектов Гербова В.В

«Развитие речи в детском саду»

(в рамках УМК основной образовательной

программы «От рождения до школы»)

Речевое развитие в подготовительной группе включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направленность программы – речевое развитие детей.

Основные задачи по развитию речи:

— совершенствовать речь как средство общения;

— продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;

— побуждать детей интересоваться смыслом слова;

— совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки одного языка;

— продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;

— формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками;

— развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Объем программы составляет 72 (академических) часа, включая диагностические занятия. Занятия проводятся 2 раз неделю по 30 минут.

Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Система работы включает:

— викторины, сочинение загадок и сказок,

— рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

Средства развития коммуникации:

общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.

Методы развития речи и коммуникации:

Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:

Наглядные, словесные, практические.

-наблюдение в природе,

-чтение и рассказывание художественных произведений

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):

— рассматривание игрушек и картин,

-рассказывание по игрушкам и картинам

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.

Наборы картинок, репродукций, букв, речевые домино и др. дидактические игры, направленные на развитие речи детей.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространств предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-презентации или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- рассказывают о своем опыте или иным способом представляют продукты собственной деятельности.

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию и коммуникацию детей.

Самостоятельная деятельность детей;

Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе диагностики учителей логопедов.

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD -проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

Высказывать желание послушать определенное литературное произведение.

С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.

Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.

Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз»..

• Участвовать в коллективном разговоре; задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

• Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

• В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

• Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Для чего нужны стихи?

Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Путешествие в зимнюю сказку»

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Путешествие в зимнюю сказку»

Целевая аудитория: дети 6-7 лет

Место проведения: музыкальный зал

1. Познакомить детей со способами образования притяжательных прилагательных в русском языке (следы лисы – лисьи, следы белки – беличьи и т. д.) Упражнять детей в подборе родственных слов (снег, снежок, снежный и т. д.).

3. Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли (снежинки танцуют, словно балеринки).

4. Закреплять образ графический букв.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи: темп, силу голоса, ритм.

6. Развивать речевое дыхание (дифференцированное дыхание) .

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

8. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

9. Воспитывать любовь к зимней природе, к родному языку.

10. Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа.

Дидактическая игра (нетрадиционная) «Зимние наряды».

Чтение стихотворения о зиме.

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме.

1. Диск с музыкой П. И. Чайковского «Времена года. Зима».

2. Стрелки с символами-заданиями.

3. Декорации: волшебный лес (несколько ёлочек, пенёк) .

4. Снежинки на ниточках.

5. Следы белки, лисы, волка, зайца (из самоклеющейся бумаги) под ёлками.

6. Снежный ком для игры.

7. Большой конверт с письмом и заданием (игры «Собери снежные комья», «Найди слово») .

8. Большие плоскостные геометрические фигуры.

9. Карточки с ритмическим рисунком.

10. Карточки с изображением букв.

Под аудиозапись тихой музыки дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня, я пригласила вас сюда не просто так. Сегодня, мы с вами отправимся в волшебное путешествие, где вас ждут настоящие чудеса. Во время нашего волшебного путешествия мы с вами вспомним названия геометрических фигур, научимся управлять своим дыханием, вспомним зверей, которые живут в лесу, научимся различать и правильно называть их следы, а так же изображать их с помощью наших ладошек, вспомним буквы. Научимся подбирать слова к слову снег, а так же научимся управлять силой и высотой голоса. Но, прежде чем мы отправимся в наше волшебное путешествие, давайте поприветствуем друг с друга.

(Воспитатель показывает движения, дети повторяют)

Я, здороваюсь везде –

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю

Я, соседской курице (показываем «крылышки)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте! (дети вместе)

Для того, что бы нам очутиться в волшебной сказке, нужно закрыть глаза и повторить слова: «Повернись, покружись, в сказке тут же очутись. Закрываем глаза и повторяем «Повернись, покружись тут же в сказке очутись». А вот и чудеса! (Показать на стрелку, на полу). Интересно, что она обозначает? (Воспитатель с детьми рассматривают стрелку, комментируют условия-задания). Направо пойдёшь – в волшебный лес попадёшь.

В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь.

Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь.

Письмо найдёшь – в гости к деду – буквоеду попадешь.

Воспитатель: готовы отправиться в волшебный лес за сказкой? (Ответы детей: да)

Направо пойдёшь – в волшебный лес попадешь.

Ребята, а на право – это куда? В какую сторону нам идти?

(Дети показывают правую руку)

Воспитатель: молодцы, определили, в какую сторону идти. Пора в путь. Ребята, посмотрите, мы с вами к реке подошли, а мост развалился. Как же нам на другой берег в лес перебраться. Посмотрите на что, похожи обломки моста.

Дети: На геометрические фигуры.

Воспитатель: какие геометрические фигуры вы знаете? Давайте мы их назовем.

Дети: прямоугольник, квадрат, треугольник, многоугольник и т. д.

Воспитатель: Молодцы! Все геометрические фигуры назвали.

Так вот, что бы нам на другой берег перебраться нужно из этих геометрических фигур мост построить (дети находят нужные геометрические фигуры, выкладывают из них мост)/

Воспитатель: вот, наконец, мы с вами пришли в волшебный лес. Разве не чудо – этот волшебный зимний лес? Вот зима – кругом бело, много снега намело… Так хочется полюбоваться снегом белым! Так прекрасен снег, что даже не знаю, как выразить свои чувства словами. Может вы, дети, подскажете?

Дети: «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «ни в сказке сказать, ни словом описать».

Воспитатель: а как можно сказать, если хочется смотреть на эту красоту всё время?

Дети: смотреть, не отрывая глаз; не оторвать взгляд; не сводить глаз; глядеть во все глаза).

Воспитатель: а как можно сказать, если невозможно остановить взгляд на чём-то одном?

Дети: глаза разбегаются.

Воспитатель: а ведь на самом деле глаза разбегаются. Посмотрите, какое деревце красивое, а на нем красивые снежинки – одна другой краше! Ветер дует слабо – легко, медленно кружатся снежинки. Сильнее подул – быстрее закружились снежинки. (Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом; вдох ртом, выдох ртом).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки –

А на, что похож снег? С чем его можно сравнить?

Дети: с белыми мухами, с белыми мошками, белой мошкарой, с одуванчиковыми «парашютиками», с белыми бабочками, с лебединым пухом и пёрышками, белоснежными хлопьями, мягкой манной кашей, яблоневыми лепестками, балеринками в серебристых платьях).

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что зимний пейзаж можно выразить не только словами, но и музыкой. Давайте, послушаем

П. И. Чайковский «Времена года. Зима».

(Дети кружатся под музыку)

1. Понравилось вам музыкальное произведение?

2. Как вы думаете, о чем эта музыка?

3. Как описывает зиму, автор музыкального произведения?

4. Что вы представляли, слушая – эту музыку?

Воспитатель: кажется, мы немного засиделись. Пора в путь. Снежок плавно кружится в воздухе, а наша дорога идёт дальше в волшебный лес. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В волшебном лесу и снежок волшебный. Вот ещё одна стрелка дорогу указывает, на ней надпись «В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь»

Снежок рассказы стал писать

Совсем не так, как мы.

Он пишет грамотно всегда

Про разные следы.

Вот здесь лиса сейчас прошла,

Вот заяц проскакал,

Под ёлкой белочка была,

Волк под гору бежал.

Как много следов! Это чьи следы? Не знаете? Следы лисы. А как сказать, одним словом? Чьи следы? (Ответ детей: лисьи). А как сказать о следах зайца? Белки? Волка? (Ответы детей: заячьи, волчьи, беличьи). Дети, а как называют лису? (Ответы детей: хитрая плутовка, лисица — разбойница, кумушка — лиса, лиса – всему свету краса, Лиса Патрикеевна, рыжая разбойница). А как волка называют? (Волчище – серый хвостище, волк – зубами щёлк, серый разбойник). Дети, а что про зайца говорят? (Ответы детей: косой, трусишка зайка серенький, заяц – длинные уши, короткий хвост, комочек пуха, длинноухий, скачет белый воротник). А как белку называют? (Ответы детей: рыжий циркач, быстра, как мяч, острозубая рыжуля, любопытная, как Варвара, рыжий мячик резвится на снегу).

Воспитатель: а вы знаете, как ещё можно изобразить этих зверей? (ответы детей). Этих животных можно так же изобразить с помощью хлопков. Я буду показывать вам ритмический рисунок, а вы будете его изображать хлопками.

Воспитатель: ребята, давайте поторопимся. Долго ли, коротко ли, а поторопиться надо. Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь. Где же оно? (Дети ищут письмо).

Давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю сказки, волшебство и хочу порадовать вас чудесами. Соберите снежные комья – и вы узнаете, кто написал это письмо. В пуговицах я спрятал слово. Отгадайте загадку и узнаете, какое слово спрятано в пуговицах»

(Дети, должны найти среди множества пуговиц с буквами, именно те, из которых состоит слово «снег»)

(Дети выкладывают снеговика и читают слово «снег»).

Воспитатель: и кто же нам написал письмо?

Воспитатель: не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Оказывается, письмо от снеговика. А вы помните, как можно снеговика назвать? (Ответы детей: страж порядка). Почему? (Ответы детей).

Молодцы, дети, задание снеговика выполнили, слово нашли. А ещё Снеговик просит поиграть с вами в игру, которая так и называется «Снег». Становитесь в круг. У слова снег есть слова – родственники. Это такие слова, в которых присутствует слово снег. Я буду бросать вам снежный ком, а вы называйте слова.

Дети: снегопад, снегоход, снеговик, снегурочка, снежок, снежинка, снежный, заснеженный.

Воспитатель: Всё-то вы знаете, молодцы? Мы с вами, по волшебному лесу давно ходим, замерзли, наверное. Давайте немножко погреемся, слепим друга для нашего Снеговика. Повторяйте за мной:

(массаж биологически активных зон «Снеговик»)

Раз – рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку, потом – другую)

Лепим мы снеговика (имитируем лепку снега)

Три – четыре, три — четыре (погладить ладонями шею)

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз (кулачками растереть крылья носа)

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас (приставить ладонь ко лбу «козырьком» и растереть лоб)

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим (погладить колени ладошками)

Воспитатель: ну, что согрелись. Тогда пора нам в путь отправляться. А куда нам дальше идти стрелочка укажет (читает) «Письмо найдешь к деду – буквоеду в гости попадешь». Но для того, что бы к деду — буквоеду в гости попасть нужно множество сугробов, кочек и гор обойти. Вставайте друг за другом и идите за мной.

К деду – буквоеду в гости мы, пойдем,

Много горок обойдем.

Одолеем сто сугробов,

А на кочках отдохнем.

(1-я часть ходьба по кругу, 2-я часть – сигнал «гора», ходьба на носочках, руки поднимают вверх над головой, показывая какой большой сугроб намело; 3-я часть – сигнал «кочка», дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками. Бег «змейкой» — двигаются на носочках, руки на поясе; сигнал «сугроб» — останавливаются, показывая какой, большой сугроб намело).

Воспитатель: много различных препятствий, мы с вами преодолели и добрались до владений деда – буквоеда (на пеньке стоит игрушка дедушки, возле него разложены буквы, у которых не дорисованы некоторые элементы.)

Воспитатель: он очень рад вас видеть. У деда – буквоеда, случилась беда. Буквы решили с ним поиграть и спрятали некоторые из своих элементов. И Дед – буквоед не может узнать их. Давайте поможем дедушке, вернем буквам прежний вид. Вам, нужно только дорисовать недостающий элемент букве, и правильно её назвать.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, давайте придумаем слова на эти буквы.

(Каждый ребёнок, берет букву, дорисовывает деталь и придумывает слово на эту букву.)

Воспитатель: не скоро дело делается, да скоро сказка сказывается. Пора нам идти дальше, а вот и стрелочка. «Буквы назовешь на полянку придешь» Ребята, смотрите какая необычная тропинка, на, что она похожа (Ответ детей: на змею, волнистую линию) Это тропинка лесного ветра. Проходить по ней нужно произнося гласный звук. Как вы думаете какой? (Ответ детей: у-ууу-у) А почему вы так думаете? Правильно, звук [У] – это песенка ветра. Какие гласные звуки вы ещё знаете?

Воспитатель: по тропинке будем проходить, по очереди, произнося звук [У], то тихи, то громко. Я, показываю, а вы смотрите внимательно.

(дети проходят по тропинке произнося гласный звук тихо – громко)

А вот и полянка. Ребята, к сожалению, наше волшебное путешествие закончилось, и пришла пора, возвращаться в детский сад. Но для того, что бы нам вернуться обратно, нужно произнести волшебные слова. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Повернись, покружись в детском саду очутись». Вам понравилось путешествовать по зимнему сказочному лесу? А, что нового мы с вами сегодня узнали?

Дети: вспомнили названия геометрических фигур, научились управлять своим дыханием, вспомнили зверей живущих в лесу; научились различать и правильно называть их следы, а так же изображать их с помощью ритмического рисунка; повторили буквы. Научились подбирать слова к слову снег, а так же управлять силой и высотой голоса.

Воспитатель: а какое настроение у вас было во время нашего путешествия?

(Ответы детей: грустное, весёлое, радостное и тд.).

Воспитатель: а давайте, мы его нарисуем.

(Дети рисуют смайлики, выражающие различные эмоции.)

Воспитатель: ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

(Дети возвращаются в групповую комнату)

Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в сказку «Репка» (вторая младшая группа) Конспект открытого занятия во II младшей группе «Путешествие в сказку репка» Задачи: — Социально-коммуникативное развитие: развивать общение.

Конспект открытого музыкально-театрализованного занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «Теремок»» Конспект открытого музыкально-театрализованного занятия по развитию речи во 2 младшей группе “Путешествие в сказку «Теремок» с элементами.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в сказку» Цель: обучение детей рассказыванию, используя метод наглядного моделирования. Задачи: -Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать.

www.maam.ru

Занятие для детей по развитию речи для детей 6-7 лет

Лексические игры и упражнения

для детей 6-7 лет

Цель: обогащать и активизировать речь детей, развивать слуховое восприятие речи, подбирать слова с противоположными значениями.

Воспитатель: «Ох, и трудное задание вы сегодня будете выполнять, — начинает воспитатель. – Проговорите слова про себя день –лень. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Не надо объяснять, что они означают. Нужно обратить внимание на звуки. (В слове день был звук дь, а в слове лень появился звук ль)

Педагог напоминает детям о том, как друзья обиделись на Незнайку – сочинителя стихов. И уточняет: « Что их обидело? Надеюсь, что мы с вами будем удачливее Незнайки и наши рифмы будут приятными на слух»

Воспитатель предлагает детям закончить четверостишия:

А котёнок сладко спит

(И на мышку не глядит)

Кот на завтрак съел омлет,

Следом – несколько (котлет),

(А потом ещё компот)!

Затем педагог просит дошкольников поиграть в игру «Наоборот» и подобрать слова с противоположными значениями:

Воспитатель: «А теперь угадайте предмет, который я задумала»(формулирует последнее задание). Дети задают уточняющие вопросы, постепенно сужая круг поиска.

Лексические игры и упражнения

Цель: обогащать и активизировать речь детей, развивать слуховое восприятие речи, подбирать слова с противоположными значениями.

Произнесите еще два слова: кот-кит. Давайте подумаем какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? И ещё два слова: сын-сон»

Воспитатель формулирует новое задание. «Что такое коса? (Плетение волос, рабочий инструмент) Получается что одно слово, а значений много. Это многозначное слово.

Многозначными также являются слова: ключ, кран. Попробуйте объяснить их значение.(Дети высказывают свои объяснения).

Говорит котенку «кыш»!

Ну а после бутерброд

Спать-бодрствовать, вставать-лечь, мириться- ссориться, снимать- одевать и т.д.

infourok.ru

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 — 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить? — Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба). — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.) — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».) — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка. — Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.) — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза). — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)? Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4). — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».) — Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»). — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания. Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.) — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.) — Что означают слова. «мяч», «кукла», «ручка»? — У меня в руке. ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».) — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:

Ложка — это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.Кошка — это кошка. Я повторяю снова — У кошки семь котят. Плим, плим, плим.Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет — Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.Шапка — это шапка. И ничего не значит Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем? — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца, Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца, Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый, И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день. — Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца? Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце, Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная). — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает), рыба. (плавает), кузнечик. (прыгает), уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает), тигр. (рычит), мышь. (пищит), корова. (мычит). — Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус, А ты ответишь. (низко). Ответишь ты. (храбрец). Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу — А ты ответишь. (близко). Ну, отвечай. (конец).

— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый). Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой. (находит)».

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5). — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик). На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника. — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».) — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

. Никому отказа нет, Подан каждому обед:Собачке — в миске, В блюдечке — киске,Курочке-несушке — Пшена в черепушке,А Машеньке — в тарелке, В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведьЛюбит в речке посидеть. А зимой среди ветвей«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно: «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю». — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) — Качели папа делал летом. Но вот наступила. зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.) — Придумайте предложения со словом «крепкий». — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать. — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое). — Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали? — Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох! Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!» Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, — смеется брат, — Слова не хватает. Твой горох — ведь это. (град)». Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья, Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя? Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день Подскажи словечко. Рядом с нами бродит. (тень).

— Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится». Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро. (быстрый), громко. (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает. (желтеть). Листья на деревьях. (желтеют)». У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). — Назови животных и их детенышей. — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это. (шары). Здесь много. (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это — мак, а это. (маки). В букете много. (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках? — Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это. (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) — Что это? Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где…»). Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».) Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

1. Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая). Пластилин мягкий, а камень. (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники. (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп. (жидкий).Лес густой, а иногда. (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал. (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой. (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет. (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) — Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный. ) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый. ) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

www.chitaypoy.ru