Задачи развития речи дошкольников

5. Задачи математического развития дошкольников.

Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.

Содержание предматематики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.

Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

— развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

— развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

— освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

— развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация)’;

— овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

— развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

— развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

— развитие активности и инициативности детей;

— воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами.

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества — самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

studfiles.net

Цель и задачи развития речи дошкольников

Теория и методика развития речи детей: цели и задачи развития речи в ДОУ.

цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный(формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

— функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Задачи развития речи:

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной(диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове. Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Страница 13 из 28

Цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста.

Методика проведения занятий по развитию речи и их характеристика.

Основная работа по РР – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. РР тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы РР дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др.

Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности)).

Основные направления определения задач РР:

Структурное — формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов.

Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога).

Когнитивное. т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи.

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи — способов словообразования);

4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

Вариант программы 2005г. (под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой )включает новую рубрику Развивающая речевая среда (речь как средство общения). Ведущие задачи по возрастам:

цели и задачи развития речи дошкольников презентация

цели и задачи развития речи дошкольников презентация

Презентация: развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность. Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции. 26.06 · презентация на. умственного и речевого развития. Приемы развития речи. В методике развития речи. ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ. ЦЕЛИ И. цели и задачи. Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей. находки — презентация игр по речевому развитию. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого. Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями. Презентация на тему: Развитие образной. -повышение социального статуса дошкольного образования;. Стандарт направлен на решение следующих задач. Цель. гармоничное физическое развитие; формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Основные направления работы по развитию речи детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста: история. задачу в воспитании и развитии дошкольника, сформулировала цель работы. Мастер-класс Загадка как средство развития речи. речи дошкольников. Цели и задачи 26 июн 2014. Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС. на развитие связной речи у детей дошкольного возраста; • Задачи • Изучить… Цель выявить, теоретически обосновать педагогические условия. Методика 2016 года! Чем раньше начнёте занятия, тем лучше будет результат! Цель урока: дать представление о симметрии, её видах. Задачи: • сформировать понятие о симметрии как законе красоты и. Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей радио. Можно. Категория: буквы, чтение развитие речи Детский сад Презентация — Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. «Скованные одной целью»- логопедический материал Бардышевой Т.Ю.

Слайды из презентации «Развитие речи дошкольников» к уроку дошкольного образования на тему «Развитие речи». Цель проекта: Развитие речевой активности и. Занятия в детском саду по темам: ознакомление дошкольников с природой. под свои цели, задачи, программное содержание и провести это занятие с детьми. Большая часть занятий по развитию речи дошкольников содержит в себе. Готовые презентации и заготовки для них — мультимедийные. Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Федорова Светлана. 2 Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно. 5 становится задачей самого ребенка пробуждает желание и. Цель нашей работы — при помощи элитарных авторских педагогических технологий и. Предложена презентация по теме ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ. Предусмотрены цели и задачи программы, раскрыты её особенности. технология обучения языку и развития речи детей дошкольного возраста 6 ноя 2015. Главная цель наработок пособия — показать, что качественное. сложный момент у детей с синдромом Дауна это развитие речи. Цель урока: дать представление о симметрии, её видах. Задачи: • сформировать понятие о симметрии как законе красоты и. Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей радио. Можно. Категория: буквы, чтение развитие речи Детский сад План презентации. 1 Цели и задачи презентации. 2 Тема и предмет презентации. 3 аудитории, на которую направлена. презентация. 4 Начало и.

Автор статуса запретил добавлять комментарии ?

detjamluchshee.ru

Задачи развития речи дошкольников и коррекции ее недостатков

В процессе речевого развития детей педагоги решают систему задач, касающихся 1) обучения, 2) воспитания, 3) развития и коррекции. В программах воспитания и обучения практически неизменными остаются задачи методики развития речи:

1. Развитие лексического строя речи.

2. Формирование грамматического строя речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Развитие связной речи.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

6. Воспитание интереса и любви к родному языку, художественному слову.

Следует отметить, что каждая из 6-и глобальных методических задач предполагает решение задач обучения, воспитания, развития и коррекции. Подтвердим это положение примером решения задач словарной работы.

В ходе лексической работы осуществляется обучение использованию в общении новых слов в соответствии с их значением; воспитание лексическими средствами эстетических, этических, нравственных и других представлений и эталонов у детей; развитие процессов восприятия и представлений у детей при ознакомлении с окружающим миром, освоении свойств и качеств предметов; развитие мышления и памяти – на основе углубления знаний о предметах и явлениях, установления сходства, различий и обобщения предметов и явлений по существенным признакам, освоение системы понятий; коррекция недостатков лексической стороны речи заключается в восполнении недостаточности лексического состава (количественного, предикативного, атрибутивного словаря; некоторых лексических пластов, тематического словаря) в импрессивной и экспрессивной речи; в устранении трудностей освоения семантики слов, в актуализации слов из пассивного словаря.

— При планировании отборе содержания для занятий с детьми педагоги ориентируются на программные требования, в соответствии с которыми формируются задачи развития и воспитания правильной речи.

Основные задачи имеют системообразующий характер и решаются с помощью различныз средств, с учётом возраста детей, особенностей образовательной и воспитывающей среды на протяжении дошкольного детства.

Задачи словарной работы

1. Обогащение словаря ребенка.

Решение этой задачи связано с количественным наполнением словаря, необходимого для общения; с освоением сознательно закрепленной семантики слов; с овладением понятиями, различными степенями обобщений, выраженного в слове; усвоением не только новых слов, но и новых значений известных слов; увеличение количества экспрессивного словаря за счет употребления однокоренных слов результат (освоения функции словообразования); использование слов за счёт проникновения в образный строй языка.

2. Уточнение словарного состава.

Решение этой задачи связано с широкой сферой словарной работы – развитием и обогащением семантического строя речи, уточнением и расширением пассивного и активного словаря. Лексическая работа направлена на уточнение значений слов, соотнесение смысла слова со звучанием; на устранение недостатков, связанных с употреблением детьми слов в несвойственном им значении, с неточным по значению отбором слов в процессе общения. В лексической работе используются включение и анализ слова в контексте, сопоставление близких по значению слов, языковые наблюдения рядов синонимов, пар антонимов, паронимов. Речевая работа направлена также на усвоение лексической сочетаемости слов, многозначности, развитие лексической гибкости, точности, выразительности.

3. Активизация и актуализация словаря ребенка

Условием результативности решения данной задачи связано с необходимостью формирования у детей потребностно-мотивационной сферы, мотивации общения, повышения речевой активности. Процесс активизации словаря связан с актуализацией (необходимостью использования в данной коммуникативной ситуации) импрессивного(пассивного) словарного запаса в экспрессивной (активный) запас слов. Это эффективно в ситуациях естественного общения, в игре, в сопровождающей практическую деятельность речи, в специально подобранных упражнениях.

4. Устранение из активной речи детей нелитературных слов

К, сожалению, решение этой задачи в последнее время не теряет актуальности. В меньшей степени это касается диалектизмов и просторечной лексики в детской речи. Устранение бранной, ненормативной, грубой лексики – задача не столько методическая, сколько воспитательная. Средствами решения этой задачи является прежде всего культура семейного воспитания, образовательной среды, культура речи взрослых и, прежде всего, педагога. Авторитет педагога вызывает и усиливает подражание детей речи и манере говорить, общаться любимого воспитателя.

Задачи формирования грамматического строя речи

Основная цель – практическое освоение детьми системы морфологических обобщений и некоторых правил в области морфологии (системы словоизменения и словообразования) и в сфере синтаксиса (правил построения предложений, фразообразования, употребления словосочетаний). На основе исследований Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, И.А. Стародубовой задачи формулируются таким образом:

1. Обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;

2. Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);

3. Развитие у ребёнка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

Дополнением к этим основополагающим задачам могут быть следующие задачи, представленные в системе последовательного усложнения:

1. Учить детей понимать смысл обращённой речи, сочетания и предложения по образцу – на основе ориентировки в системе словоизменения.

2. Учить заимствовать грамматические формы из речи окружающих. Способствовать освоению в практике общения на основе подражания категории рода, числа, падежа (Игры «Один – много», «Чего не стало», «Подбор слов по вопросам: какой?, какая?, какое?, Чей?, Чья?, Чьё?, Чьи?).

3. Учить самостоятельно по аналогии с усвоенными образцами грамматические формы, учить словообразованию. (строит – строитель, учит — …, воспитывает — …; у лисы – лисята, у зайца — …, у ежа — … и т.п.).

4. Учить правилам построения словосочетаний и предложений разных структур. Освоение порядка слов в предложении.

5. Учить оценивать грамматическую правильность собственной и чужой речи.

6. Устранять аграмматизмы в речи детей.

Задачи воспитания звуковой культуры речи

Звуковая культура речи – неотъемлемая часть общей и речевой культуры.

Необходим системный подход в решении следующих задач, соответствующих направлениям в работе:

1. Развитие восприятия речи на основе сохранности физического слуха, формирования речевого слуха и слухового внимания. Состояние речевого слуха отражает степень развития звуковысотного слуха, фонематического восприятия и слуха, ритмического слуха, от уровня восприятия темпа и громкости речи.

2. Формирование произносительных компонентов речи предполагает развитие качеств голоса (силы, высоты, полётности, тембра); становление речевого дыхания (произвольной регуляции), совершенствование дикции, устранение физиологических несовершенств и дефектов произношения, воспитание нормативного звукопроизношения.

3. Формирование норм родного языка. Норма языка – центральное понятие культуры речи. Степень ясности, правильности, точности, понятности, ясности, логичности, выразительности, целесообразности и уместности речи регулируется языковой и стилистической нормой. Языковые нормы не были придуманы кем – то, а объективно сложились в результате многовековой (исторической) речевой практики людей. Норма отражает объективно существующие в данном обществе тенденции к совершенствованию речевой культуры.

В задачи входит совершенствование системы выражения мысли, чувств, воли на всех лингвистических уровнях: освоение нормы произношения, словоупотребления, словообразования, формообразование, освоение синтаксических средств и структур.

Задачи развития связной речи

Основная цель – учить детей сознательно овладевать культуре связной речи, учить выражать в речи мысль, понятно для собеседника. Связной называют такую речь, которая понятна слушателям на основе собственного её содержания. Представитель ярославской научной психологической школы профессор Н.П. Ерастов выделил 4 группы связей, характеризующих связную речь:

Основными критериями связной речи являются: содержательность, точность, логичность, ясность, правильность, чистота, богатство.

К частным задачам развития связной речи можно отнести следующие:

1. Формирование психологической основы связной речи (мотивации, форм общения, коммуникативных умений, речевой активности мышления и других психических процессов).

2. Развитие языковых средств речевого общения, совершенствование лексико-грамматических средств.

3. Развитие диалогической речи. Учить детей вступать в контакт с собеседником, поддерживать разговор на доступную по возрасту тему.

4. Учить общению со взрослыми и сверстниками.

5. Учить культуре поведения во время общения, в ходе разговора, беседы.

6. Учить использовать речевые и неречевые средства общения (пантомимические средства) в соответствии с коммуникативной ситуацией.

7. Развитие монологической речи.

Обучение детей описательным рассказам (рассказ об игрушке, предметах; рассказ по предметным, сюжетным картинам; рассказ по пейзажной картине).

8. Обучение детей повествовательным рассказам: по игрушкам, картинам, из опыта, творческие рассказы на основе воображения, коллективные рассказы.

9. Развитие речевой творческой деятельности детей: словотворчество, рифмование, сочинение двустиший, коротких стихотворений, загадок, небылиц, собственных рассказов и сказок.

10. Обучение рассуждению такой объяснительной речи, в которой есть определённая логика, цепь последовательных суждений, приводящих к умозаключению. Рассказ — рассуждение включает объект, который требует объяснения и собственно объяснение либо доказательство правильности суждения, объективности вывода. Рассказы такого типа требуют от ребёнка широкого кругозора, ориентировки в разнообразных связях между предметами и явлениями окружающего мира, достаточного развития словесно-логического мышления, способности использовать различные грамматические структуры (сравнительные обороты, вводные слова, сложноподчинённые предложения, сложные предложения с противительными союзами).

Задачи формирования элементарного осознания явлений языка и речи

Решение этой задачи формирует у дошкольников предпосылки к освоению грамоты. Необходимым условием формирования у детей осознанного отношения к языковой действительности являются организованные с детьми наблюдения в области языка и речи, формирование у них системы лингвистических понятий: слово, звук, неречевые звуки, речевые звуки, гласные звуки, согласные звуки, ударение, ударный гласный звук, мягкие согласные звуки, слог, словосочетание, предложение.

Показателями сформированности у детей осознанного отношения к языку являются соответствующие возрастному этапу развития такие умения и способности, как звуковой анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, аналитико-синтетическая деятельность в области предложения, текста, рифмование, словотворчество.

Задачи воспитания интереса и любви к родному языку, художественному слову

Воспитание интереса к родному языку предполагает совместные с педагогом наблюдения в области языка, экспериментирование со словами, опыты по преобразованию слов; внимание и словотворчеству детей, проявлениям речевого творчества (сочинение небылиц, загадок, сказок, страшилок); ознакомление с образными средствами языка художественного произведения, произведения устного народного творчества.

Среди многих задач можно выделить наиболее актуальные:

— воспитание внимательного слушателя,

— развитие эмоциональной отзывчивости,

— развитие восприятия малых жанров фольклора, потешек, загадок, скороговорок,

— ознакомление с произведениями устного народного творчества (былинами, сказками),

— ознакомление с произведениями художественной литературы (авторскими сказками, рассказами, стихотворными произведениями),

— воспитание заинтересованного рассказчика (обучение различным видам пересказа),

— воспитание будущего читателя (формирование интереса к детской литературе, желания и мотивации к чтению),

— воспитание интереса и любви к книгам (отбор книг, литературных произведений с учётом детских интересов и возраста,

— оформление уголка детской книги в группе, работа с иллюстрациями художественных произведений, работа с детской литературой в семье.

lektsii.org

  • Главная
  • Воспитание
  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения»

1. Вступительное слово зав. по теме педсовета.

3. Экспресс – опрос «Развитие речи».

4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Развитие связной речи детей» (ст. восп.) .

5. Кроссворд «Развитие речи».

6. Аукцион методических находок.

7. Обмен опытом. Опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»

8. Деловая игра «Мозговой штурм».

9. Обсуждение проекта решения педсовета.

Опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»

Ф. И. О. воспитателя___

1. Какую программу по развитию речи Вы используете в своей работе?

2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях? ___

3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?

4. Каковы основные направления работы по развитию

у детей в дошкольном образовательном учреждении? ___

5. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группы. ___

6. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы? ___ ___

7. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы___ ___

8. Что включает в себя работа по развитию связной в дошкольном образовательном учреждении? ___ ___

9. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы? ___

10. Сформулируйте основные средства развития речи у детей в детском саду ___

11. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи) :

общение взрослых и детей;

обучение родной речи и языку на занятиях;

художественная литература; различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)

12. Какие методы и приемы развития речи Вы используете

занятиях и в свободной деятельности детей? ___

13. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного

возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослым?

14. Какие основные направления работы по развитию речи

учитываете при составлении конспекта занятия? ___

15. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей?

16. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ___

ЭКСПРЕСС-ОПРОС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.

Выбранный Вами вариант ответа обведите кружочком. В

предлагаемых вариантах правильным может быть один,

несколько или все ответы.

Какие разновидности предложений используются в диалоге?

Назовите типы высказываний

Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается

Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку?

Назовите основные типы повествовательных текстов

1. Рассказы из опыта

2. Сказочные истории

3. Рассказывание по картине или серии сюжетных картин

Задачи по развитию речи в ДОУ общеразвивающего вида — Страница 4

Задачи по развитию речи в ДОУ общеразвивающего вида

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возрастаформирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

структурный(формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического) ;

функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога) ;

когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи) .

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки) .

2. Формирование грамматической стороны речи.Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять) , если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной(диалогической речи) . Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове.

— обогащение словаря тематическими группами слов;

— закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт) ;

— развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначно­го слова; раскрытие семантических отношений (ознакомле­ние с синонимами и антонимами разных частей речи — су­ществительных, прилагательных, глаголов) ; формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.

Задачи воспитания звуковой стороны речиможно сформу­лировать следующим образом:

— работа над звуковыми и интонационными характерис­тиками речи;

— формирование представлений о линейных звуковых еди­ницах: звук — слог — слово — предложение — текст;

— различение звуков по их качественной характеристи­ке: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мяг­кие) ;

— обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова) , вычленение шипящих и сви­стящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

— развитие умения анализировать слова различной слого­вой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя зву­ками, определение количества слогов;

— нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

Задачи формирования грамматического строя речи:

— формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

— обучение правильному образованию, склонению и упот­реблению слов в единственном и множественном числе;

— развитие умения образовывать наименования детены­шей животных (кошка-котенок, собака-щенок, курица- цыпленок) ;

— обучение умению соотносить название глагола-движе­ния с действием предмета, человека, животного;

— составление предложений разных типов — простых и сложных.

Задачи развития связной речи:

— формирование элементарных представлений о структу­ре текста (начало, середина, конец) ;

— обучение соединению предложений разными способа­ми связи;

— развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

— обучение построению высказываний разных типов — описаний,повествований, рассуждений; подведение к осозна­нию содержательных и структурных особенностей описатель­ного, в том числе и художественного, текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблю­дением логики изложения и использованием средств художе­ственной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;

— использование для высказываний разных типов соот­ветствующих моделей (схем) , отражающих последовательность изложения текста.

Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств:

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общения) . Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группахглавной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи.

В старших группахглавным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи.

В старшей и подготовительной к школе группахвводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Цель: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

создать серию конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

— подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у дошкольников;

— сформировать умение и навыки по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;

— обогащать и формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

При проведении непосредственно образовательной деятельности (Н. О. Д.) соблюдались следующие правила:

— использование в Н. О. Д. по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

— включение в Н. О. Д. рассказывание правил игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

— перед выполнением Н. О. Д. обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;

— поощрять детей, которые выполняют данное требование;

— ознакомление детей с четким планом рассказа, если он необходим;

— для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

— вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

— предлагать детям разные варианты ответов;

Технология использования занятий по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре — по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Для развития связной речи использовались следующие серии сюжетных картинок:

для детей 5 – 6 лет.

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спуститься на воду и тот час поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра.

А потом кораблики больше не будут прилетать и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются?

Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли в лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды?

Если все собрать, будет полная корзина?

«Не надо собирать в лесу все ягоды и грибы, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила почему. О чем мама рассказала сыну?

Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверей пугает и что-то ищет, ищет.

Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомиться сушеными ягодками – и снова в клубочек свернется.

Темно, тепло. И нет для него разницы – день или ночь. Что за зверек такой?

Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся – это от мороза ветка треснула. Нет убегает… да еще и следы путает!

Почему убегают оленята?

Когда снег начал таять, у оленихи появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.

Когда оленята были маленькие, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним – убегают. Почему убегают оленята?

Предварительный просмотр:

Для детей 6 — 7 лет.

Какой месяц на дворе?

Быстро ушло северное лето. Нахмурилось небо, и вдруг вместо ожидаемого дождичка закружились крупные снежинки. Приутих посеревший лес. Последние листочки трепещут от порывов сильного ветра.

Не поддается только упрямая ольха, не хочет желтеть. Какой месяц на дворе?

О чем рассказал медведь?

Каждый по-своему готовиться к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево – зимой пригодиться.

Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа медведя, который к осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет».

Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что сказал медведь белке?

Где ночуют птицы?

Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто-то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своем гнезде, знайте, что это неверно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него.

Птицы не имеют дома. Где же ночуют птицы?

Кто он, этот человек?

Шел по тайге человек. Набрел на ручей. Присел около него, внимательно разглядывает воду, на вкус ее пробует.

Очень заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет?

Мы с тобой пройдем – ну ручей и ручей, что в нем особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода в нем серая – значит, тут плодородная земля, чернозем. Если вода желтая – то внизу глина.

А вот если рыжая , ржавая – то под землей могут быть залежи железа. Кто он, этот человек?

Используйте данные игры и упражнения не все сразу, а по одной две игре в день. Чтобы они не надоели ребенку. Если вы будете играть вместе, то он быстрее усвоит материал.

Не забывайте отмечать красным карандашом те задания, в которых ребенок испытывал трудности, и опишите кратко, в чем они состоят. Спасибо за сотрудничество. С уважением Екатерина Владимировна.

ГБДОУ детский сад № 40 Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Подготовила воспитатель: Транькова Людмила Евгеньевна

Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления иразвития всех сторон речи. Задачи развития речи детей вигровой деятельности решаются более продуктивно, так как вдошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано?

Набор готовых знаний не формирует потребности впроцессе познания, стремления кпреодолению трудностей, ксамостоятельному поиску решений идостижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ, иневажно, что только путём проб иошибок.

Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, атакже речевых умений.

В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи) . Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают вразных сочетаниях. Поэтому нужно вызвать интерес кпроцессу познания, помочь детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Возможно, ли надолго сохранить «огонёк» детской пытливости ижажды знаний? Конечно, возможно. Только так идолжно быть!

Главное не бояться быть добрым, ласковым сдетьми.

Твёрдая ориентация на ИГРУ как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу сделать его труд радостным.

Я хочу показать, как проводится работа по развитию речи

детей младшего дошкольного возраста

вигровой деятельности на примере одного моего дня:

Утром вносим вгруппу игрушку куклу Машу, которая будет встречать детей инаходиться сними втечение целого дня. Встречая детей, предлагаем поздороваться, рассказать онастроении, показать гостье игрушки ит.д. Во время общения скуклой следим за речью детей, ненавязчиво исправляем, так как речь воспитателя служит образцом для ребенка.

Ритуал приветствия: «Доброе утро!»

Рабочая программа по развитию речи детей дошкольного возраста ( «Школа раннего развития») — Рабочая программа — стр.1

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи.

Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают.

Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Данная рабочая программа рассчитана на 25 часов (1 час в неделю) . Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

На занятиях используются специальные задания

на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

выделение одинаковых предметов из группы предметов;

выделение лишнего предмета;

объединение различных предметов в группы;

выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

— формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

— формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;

— формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;

— развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;

— формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

— развитие воображения и творческих способностей.

— адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребёнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи. Путь к формированию этого умения ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли детей и подсказывая способы выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка.

В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика. Взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирования.

Это даёт возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа. Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

Основные аспекты сочетаемости задач

Словарная работа направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании. Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривании картин, придумывании самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, а задания, которые им предлагаются, направлены на обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказов

Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания) ,

На занятиях на первый план выступает не очерёдность, того или иного вида рассказывания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творческих рассказов) , а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы

Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно) . В 5-7 лет дети могут сами оценивать свои рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания.

На каждом занятии решаются и воспитательные задачи: развитие культуры речевого общения; формирование нравственных качеств личности (сопереживание, сочувствие) , при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.

При обучении дошкольников пересказу литературных произведений их внимание специально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной монологической речи способствуют формированию нравственного поведения.

При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин) дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других детей выступает «живая модель» структуры рассказа, с другой – происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности. Рассказывание группами учит дошкольников договариваться между собой, в случае необходимости помогать друг другу, уступать и т. д.

Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:

1. При выборе рассказчиков педагогом.

2. Группой детей.

3. Одним из детей.

Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.

У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка.

Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям.

Еще одна сторона коммуникативно-деятельностного подхода к речи заключается в том, что она всегда входит в какую-то другую – целиком теоретическую, интеллектуальную или практическую деятельность. В каждой из них она может использоваться по-разному.

Для развития речи это означает, что оно происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка. Следовательно, нужно определить, с помощью каких приемов, при использовании каких языковых средств, применительно к каким видам детской деятельности можно решить задачу совершенствования мыслительной, речевой и практической деятельности ребенка.

Содержание обучения на предшкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие) .

4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

5. Доступность, конкретность.

Другие статьи по теме:

Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс.

Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и сери.

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова.

Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл.

Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив.

Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР.

Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит.

Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

raguda.ru