Задачи литературного развития детей

Глава 13. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста

13.1. Задачи и содержание литературного развития детей дошкольного возраста

Почему важно знакомить дошкольников с литературой?

Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.

Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.

Концептуальным положением коррекции и обновления традиционного подхода приобщения дошкольников к художественной литературе является рассмотрение данной проблемы с позиции литературного развития.

Что такое литературное развитие и восприятие литературного текста?

Понятие литературного развития трактуется исследователями как способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами» (Н. Д. Молдавская); как реализация опыта общего психического развития ребенка с акцентом на область эмоционального в читательском восприятии (В. Г. Маранцман); как воплощение в жизнь литературных способностей, таких как впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, подразумевающее отчетливое и яркое представление, как непосредственно наблюдаемых впечатлений, так и образов, создава-

емых словесно, проявляющееся «…в легкости образования ассоциаций между словом и образами» (А. Г. Ковалев, А. Маслоу); как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, Н. Д. Молдавская, О. Н. Сомкова).

Основу литературного развития составляет восприятие художественного текста . Проблема восприятия художественного произведения нашла отражение в исследованиях Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, М. Р. Львова, Н. Г. Морозовой, О. И. Никифоровой, Б. М. Теплова, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др.

Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям, автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.

Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Каковы компоненты литературного развития детей?

В работах О. В. Акуловой и О. Н. Сомковой раскрыта структура этого понятия. Первым компонентом литературного развития является читательский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности. Центральным компонентом литературного развития выступает восприятие художественного произведения. Восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуальнопознавательной, образной и эмоциональной сфер личности. Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем литературных текстов, знакомых ему. Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства.

Это важное теоретическое положение, которое позволяет преодолеть извечное противоречие двух позиций: «чтение ради чтения» и «чтение для воспитания и обучения». Поскольку расширение и углубление читательских интересов и развитие художественного восприятия позволяет ребенку получить удовольствие и эстетическое наслажде-

Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание

ние от великого искусства слова, накопление читательского опыта способствует расширению горизонтов детского восприятия мира и в то же время помогает понять духовные ценности, постичь сложность внутреннего мира человека, а самостоятельная деятельность по мотивам литературных текстов дает возможность выразить мысли и чувства, сделав процесс освоения произведений результативным.

Каковы задачи литературного развития детей разных возрастных групп?

Задачи работы с детьми младшего возраста :

— воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать;

— обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов

о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности,

о знакомых детям животных;

— способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;

— поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Задачи работы с детьми среднего дошкольного возраста :

— углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой, как совместно со взрослым, так и самостоятельно;

— расширять «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки

о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах);

— развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента;

— поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении атрибутов для театрализованных игр, в игре-драматизации и т. д.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста :

— поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь

к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов;

— обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки);

— воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;

— способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве содержания, формы, смыслового и эмоционального подтекста;

— способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

13.2. История становления методики литературного развития детей дошкольного возраста

Уже на этапе Античности в трудах древнегреческих и древнеримских философов утверждается особая роль литературы в развитии ораторского мастерства юношества. При этом в работе с детьми до систематичного обучения акцент делается на поэтической речи, к которой, по справедливому замечанию авторов, в раннем возрасте дети более склонны.

В эпоху Нового времени Я. А. Коменский в своих бессмертных трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа, или Воспитание юношества в первые 6 лет» заложил научно-методические основы литературного развития детей.

Для Коменского было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего его мира. При этом особое значение для раннего развития ребенка имеет родной язык, который малыш осваивает, слушая и повторяя небольшие фольклорные тексты. Поэтому основными средствами развития маленьких детей он считал подражание образной речи взрослых, ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных.

Идеи Я. А. Коменского продолжали развиваться в трудах просветителей XVIII века, в произведениях педагогов первой половины XIX века.

Ф. Фрёбель подметил пристрастие маленьких детей к рассказам,

а также их любовь к животным. Это стало основой его рассказов для детского сада, каждый из которых так или иначе знакомит с характером какого-либо животного. Фрёбель не вводил в свои рассказы элементов сказочности. По его мысли, сказки, где действуют великаны и черти, колдуны и ведьмы, должны читать ребенку в семье. В его рассказах животные любят своих детенышей, они храбры или трусливы, благородны или коварны совершенно в той мере, как это наблюдается в реальной жизни.

Также Фрёбель полагает целесообразным создание специальных стишков и песенок, которые должны сопровождать процесс обучения детей, делая его более привлекательным и развивающим.

Основоположником отечественной научной педагогики по праву считается К. Д. Ушинский. Его педагогическая система базировалась на двух теоретических принципах: народности и развивающего обучения. Согласно принципу народности каждый человек должен быть патриотом своей страны, для этого он должен знать, понимать и любить культуру своего народа; хранителем и транслятором народной культуры является язык. Отсюда освоение родного языка является непременным условием гражданского, эстетического, речевого, умственного развития ребенка.

К. Д. Ушинский утверждал, что ребенок развивается в процессе приобщения к лучшим формам родного языка, которые содержатся в произведениях фольклора и литературы. В то же время он справедливо замечает, что в педагогике не определены произведения, доступные и нужные ребенку. В результате размышлений и анализа произведений К. Д. Ушинский формирует круг чтения ребенка младшего возраста. Его основу составляют фольклорные тексты: поэтические песенки, потешки, загадки, сказки о животных, пословицы и поговорки, которые знакомят ребенка с живой народной речью.

Идеи К. Д. Ушинского в дальнейшем были востребованы в отечественной педагогике. На теоретическом уровне они развивались Е. Н. Водовозовой, которая предлагала на занятиях широко использовать произведения устного народного творчества: песенки, поговорки, загадки, сказки. Она же сформулировала и требования к отбору сказок для детей: сказка должна быть доступной для детей, соответствовать их опыту и интересам, развивать воображение и фантазию, обогащать речь образными народными выражениями.

На методическом уровне теоретические положения К. Д. Ушинского развивала Е. И. Тихеева. Разделяя его взгляды, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Одним из ведущих разделов разви-

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

тия речи детей в детском саду Е. И. Тихеева полагала развитие «живого слова». Раскрывая методику реализации этой задачи, Е. И. Тихеева сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой: что и как читать детям, почему сказку и стихи надо рассказывать, какие вопросы задавать до и после чтения, почему нельзя стихи разучивать хоровым способом и т. д.

Значительное влияние на становление методики литературного развития детей оказала Е. А. Флерина. Ею были разработаны общие основы эстетического воспитания дошкольников, которое должно осуществляться на лучших образцах настоящего искусства: художественном слове, художественной картине, художественной игрушке. Е. А. Флерина сформулировала требования к содержанию и форме детской книги с учетом особенностей восприятия дошкольников, предложила своеобразную классификацию книг для детей по их тематике (производственная, героическая, дидактическая, веселая книга), разработала методические вопросы использования художественной литературы в детском саду.

Необходимо отметить, что в 1920–1930-е годы литература рассматривалась как главное средство развития ребенка. Это повлекло за собой дискуссию о том, «какая книга нужна советскому ребенку». Остро обсуждались вопросы круга чтения детей, его тематической и сюжетной направленности. Именно в это время К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков создают произведения, которые вошли в золотой фонд детской литературы.

В 1940–1960-е годы продолжают развиваться отдельные направления методики литературного развития детей дошкольного возраста. А. П. Усова, занимаясь вопросами ознакомления с художественной литературой, четко формулирует идею необходимости возвращения к народным истокам и утверждает устное народное творчество как ведущее средство воспитания ребенка. Эти идеи нашли научно-пра- ктическое отражение в книге «Русское народное творчество в детском саду». Р. И. Жуковская углубленно рассматривает вопросы о чтении, рассказывании и заучивании наизусть литературных произведений, использовании картинки (в том числе иллюстрации) в работе с детьми. М. М. Конина разработала подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

Понимание литературы как средства параллельного развития разных сторон личности ребенка доминирует в исследованиях 1970–1980-х годов. Вместе с тем проводились исследования, позволяющие углубить методику ознакомления с отдельными видами и жанрами литературы,

studfiles.net

  • Главная
  • Школа
  • Задачи литературного развития дошкольников

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

«Влияние художественной литературы на развитие речи детей»

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

«Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе»

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи,

воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как:

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтениехудожественной литературы

Беседа по произведению

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Наглядный Показ иллюстраций

Движение пальцами, руками

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

— рациональное размещение в группе;

— соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

— соответствие интересам детей;

«формы работы по приобщению детей к чтению»

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

— оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

— занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

— создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

— выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

— празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

— оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

— создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

— посещение занятий в районной библиотеке.

— практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

«Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе»

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:

— Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

— Участие в проектах

— Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу:

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.

Выполнил (а) : воспитатель

старшей группы «Светлячок»

Главатских Ольга Григорьевна

Курс: Организация творческой деятельности дошкольников на основе литературных текстов

Вы используете гостевой доступ (Вход) Путь к странице

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке — замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

Основные задачи курса:

В дистанционном курсе представлены следующие разделы программы:

1.Выразительные средства искусства художественного слова

2. Особенности исполнения произведений разных жанров

3. Театрализованная деятельность в ДОУ

Тема 4 литературное образование детей дошкольного возраста — стр.17

Тема 4. Литературное образование детей дошкольного возраста.

Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Особенности восприятия и понимания детьми литературные произведений разных жанров. Единство чувства и мысли привосприятии. Активность детского восприятия, его наивность Понимание дошкольниками основного замысла произведения.

Особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения, сопереживания героям. Восприятие языковых особенностей литературного произведения.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Принципы отбора литературных произведений. Репертуар для чтения и рассказывания детям в современных программах.

Методы ознакомления с художественной литературой.

Знакомство с жанрами прозы и поэзии. Характеристика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию произведения. Требования к вопросам. Значение повторного чтения литературных произведений.

Особенности чтения книг с познавательным содержанием и на моральные темы. «Веселая» книга в детском саду.

Роль иллюстрации в понимании детьми литературного произведения, ее влияние на отношение дошкольников к литературным героям. Эстетические и педагогические требования к иллюстрации. Зависимость методики использования книжной иллюстрации от возраста детей и характера произведения.

Особенности методики ознакомления с художественной литературой на разных возрастных этапах.

Заучивание стихотворений. Требования к отбору поэтических произведений для детей. Приемы, способствующие запоминанию стихов: обогащение детского опыта (предварительные наблюдения, обогащение словаря) ; выразительное исполнение; анализ содержания и формы произведения; договаривание детьми рифмующих слов и др.

Приемы обучения детей выразительному исполнению стихов: эмоциональное исполнение произведения взрослыми; упражнение в выразительном чтении фрагментов стихов; обоснование выбора средств выразительного чтения детьми; чтение по ролям; игровые приемы заучивания; своеобразие использования хоровой декламации стихов.

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010.-400с.

Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М.: Академия, 2009.- 256с.

1. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.; Воронеж, 2002.- 224с.

2. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. — 560 с.

Тема 5. Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста.

Характеристика состава детского фольклора; особенности восприятия детьми произведений малых фольклорных форм (загадок, пословиц и поговорок, песенок, потешек, небылиц, перевертышей) . Методика использования их в работе с детьми. Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.

Использование художественной литературы в совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей, игры-драматизации по литературным произведениям; театрализованные игры, вечера досуга, КВН. просмотр телепередач и др.

Воспитание читательских интересов у дошкольников. Уголок книги, его значение в развитии читательских интересов; требования к оформлению; отбор книг; иллюстративного материала в зависимости от возраста детей.

Содержание и формы работы в уголке книги. Углубленное знакомство с жизнью и творчеством писателя. Знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг.

Выставки детских книг.

Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. — М.: Просвещение, 1992. — 62 с.

Литература и фантазия /Сост. Л. Е. Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

Тема 6. Воспитание звуковой культуры речи.

Понятие звуковая культура речи, ее значение для развития речевого общения ребенка с окружающим, для интеллектуального развития детей и подготовки их к школе.

Особенности познания дошкольниками фонем речи, трудности в осознании детьми фонемного состава слова, их причины. Современные исследования по проблеме овладения дошкольниками звуковой стороны речи (А.

И. Максаков, В. В. Гербова, Г. С. Швайко, М. Ф. Фомичева, В. И. Селивёрстов, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева) . Задачи по воспитанию звуковой культуры речи. Работа по развитию речевого слуха. Работа по формированию произносительной стороны речи.

Работа над интонационной выразительностью речи. Работа по совершенствованию норм литературного произношения. Работа над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, закреплением звуков. Содержание и методика упражнений.

Создание условий в детском саду для работы по звуковой культуре речи.

Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М. М., Яшина В. И..- М.: Академия, 2000. — 560 с.

Тема 7. Лексическое развитие дошкольников.

Слово, отношение к понятию. Семантика детской речи. Особенности овладения словарем детьми раннего и дошкольного возраста. Общеупотребительная лексика.

Активный и пассивный словарь, характеристика развития словаря на разных возрастных этапах (объем, особенности овладением значением слов, смысловыми оттенками значений, образными выражениями, фразеологизмами) . Причины ограниченности словаря на разных возрастных этапах. Лексико-семантическое поле. Системные отношения между словами.

Основные этапы и направления педагогических исследований по развитию словаря детей (Г. Н. Бавыкина, В. И. Логинова, К. Т. Патрина, В. И. Яшина, Н. П. Иванова, Е. М. Струнина, Л. А. Колунова) .

Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни. Первичное ознакомление с предметами и явлениями.

Содержание занятий, отбор и организация наглядности. Развитие словаря на занятиях по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов и материалов. Развитие словаря на занятиях по сравнению предметов.

Занятия по формированию понятий (родовых, видовых) . Подведение детей к понятиям на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Организация, структура и методика занятий.

Загадка народная и литературная. Педагогические возможности загадки. Загадки для детей.

Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок.

Методика использования картин разных видов в возрастных группах.

Дидактические игры и лексические упражнения, их использование для решения задач словарной работы. Приемы активизации словаря (В. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, В. В. Гербова, Е. М. Струнина, В. И. Яшина, О. С. Ушакова) .

Организация и проведение экскурсий для знакомства с трудом взрослых.

Особенности знаний детей дошкольного возраста о труде взрослых и отражении их в детском словаре. Содержание словарной работы в процессе экскурсий и наблюдений за трудом взрослых. Тематика экскурсий в разных возрастных группах.

Методика проведения экскурсий и наблюдений за трудом взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова, Л. А. Мишарина, Н. Ф. Виноградова, Е. И. Радина, В. И. Яшина) . Подготовка воспитателя и детей к экскурсии.

Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.

Тема 8. Формирование связной речи.

Современные требования к развитию связной речи дошкольников. Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи, ее механизмы. Ситуативная и контекстная речь Виды связной речи (диалогическая и монологическая) .

Диалогическая речь. Факторы, порождающие диалог. Типы речевых ситуаций. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Основные пути обучения детей диалогу.

Беседа как метод диалогической речи.

Значение беседы в развитии диалогической речи. Виды бесед и их цель. Тематика бесед.

Требования к организации и проведению беседы. Методические приемы. Использование наглядных приемов.

Подбор разных типов вопросов (репродуктивные, поисковые, обобщающие) , их соотношение. Требования к вопросам. Этическая беседа, ее роль в воспитании детей и развитии речи (Л. П. Князева, Н. М. Крылова, Э. П. Короткова, Н. Ф. Виноградова, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др.)

Обучение рассказыванию как средство формирования монологической речи (описание, повествование, рассуждение) . Рассказ и пересказ. Рассказы на наглядной основе (картинка, игрушка, реальные предметы, наблюдение) , рассказы на словесной основе (пересказ, рассказы из опыта, творческие рассказы) , их своеобразие.

Приемы обучения рассказов, направленные на освоение формы рассказа, на самостоятельное определение содержания рассказа, развитие творческой инициативы, самостоятельности. Усложнение требований к рассказам детей в разных возрастных группах.

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. — 399 с.

Тема 9. Методика обучения рассказыванию по картине.

Типы и виды картин (предметные, сюжетные, пейзаж, натюрморт, портрет) . Особенности восприятия и понимания детьми сюжетных картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания картин с детьми.

Вопросы, направленные на понимание содержания картины и установление связей, на поиск лучших форм для выражения содержания, наиболее точных, выразительных слов. Приемы обучения рассказыванию (логико-синтаксические схемы, оценка, указания и др.) .

Структура занятий. Рассказывание по серии сюжетных картин. Варианты предъявления картин для составления детских рассказов (В.

В. Гербова, Э. П. Короткова, О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова, Е. В. Савушкина.

Обучение детей составлению творческих рассказов.

Виды творческих рассказов на наглядной и словесной основе. Программные требования к творческому рассказыванию дошкольников. Творческое рассказывание и словесное творчество. Показатели (критерии) творческого рассказывания.

Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и творческого воображения детей в ходе рассказа.

Приемы, направленные на самостоятельное определение содержания рассказа, на освоение его формы, средства художественной выразительности. Структура занятий. Усиление творческих элементов в рассказах детей старшего дошкольного возраста.

Влияние фольклора на сочинение сказок детьми (Л. В. Ворошнина, А. Е. Шибицкая, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, Е. Л. Пороцкая) .

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина . — М.: Просвещение, 1984. — 223 с.

Страницы: . 78910111213141516171819Смотреть полностью

Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050703. 65 «Дошкольнаяпедагогика и психология» квалификация: преподаватель дошкольнойпедагогики и психологиипо заочной форме сокращенной программе обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: специалист Специальность (2)

Работы кафедры психологии (кафедры) на 2013-2014 учебный год утверждено

Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями — Страница 20

Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературыи представлены в программах детского сада.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание— важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.) , ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение(его содержание и форму) .

Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь:

— определять основных героев;

— на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему) ;

— определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка) ;

— улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения) .

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры) , часть — уметь передавать близко к тексту(пересказывать) . Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задачформировать самостоятельность детейв художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия) , об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев) , речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказываниядошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.

В него входит несколько групп произведений.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

  • Тематический контроль «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» -старший воспитатель….
  • Анкетирование родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» -воспитатели групп
  • Открытый просмотр: физкультурное интегрированное занятие по сказке «Теремок» в старшей группе №7 – воспитатель по физо ….; занятие в логопедической группе №6 «Библиотека» — учитель-логопед…; литературный КВН между подготовительными к школе группами №10 и №12 – музыкальный руководитель ….
  • Подбор вопросов и составление кроссворда для деловой игры «По ознакомлению дошкольников с художественной литературой»-старший воспитатель ….
  • Домашнее задание педагогам:
  • — проанализировать раздел «Художественная литература» в методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

    — подобрать высказывания великих людей (педагогов, писателей, ученых) о роли книги в развитии и воспитании человека.

  • Подведение итого тематической проверки «Ознакомление с художественной литературой» — старший воспитатель ….
  • Обсуждение результатов анкетирования родителей – выступление воспитателей каждой группы.
  • Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» -проводит старший воспитатель ….
  • Решение педагогического совета
    1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
    2. срок — в течение учебного года; ответственный – ст. восп-ль …

    3. Спланировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) , посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.

    срок – в течении 2011-2012 учебному году; ответственные – творческая группа

    1. Спланировать и провести в детском саду «Книжкину неделю».
    2. Срок – с 28 марта по 1 апреля; ответственные – ст. восп-ль …

      и педагоги детского сада.

    3. Подготовить и провести мини-семинар «Учимся у книги»
    4. срок – февраль 2011г.; ответственные – ст. восп-ль …

      Проведение педагогического совета

      1. Вступительное слово заведующей детского сада….

      Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

      К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книгеизменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

      Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

      В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

      Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

      С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

      Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

      Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественно текста на ребенка.

      Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

      Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

      2. Выступление старшего воспитателя …..

      Подведение итогов тематической проверки «Ознакомление дошкольников с художественное литературой»

      3. Обсуждение результатов анкетирования родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

      Выступление воспитателей каждой возрастной группы. Подведение итогов анкетирования старшим воспитателем.

      4. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

      *повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

      *развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

      Педагоги заранее разделены на две команды. Было выбрано жюри.

      Состав жюри: председатель – зав. д/с …

      Другие статьи по теме:

      Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы) Познавательное развитие детей через художественную литературу. Воспитание подрастающего чело.

      Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя.

      Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой «Литературе так же ну.

      Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь.

      Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н.

      Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

      Реферат на тему Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников скачать бесплатно Педагогика Тип работы: дипломная работа Введение Овладение родным языком как средством.

      Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П.

      Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах».

      Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного.

      Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди.

      Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре.

      Логико-математическое развитие дошкольников Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериме.

      Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност.

      Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра.

      raguda.ru