Взаимосвязь процесса обучения и воспитания

3. Взаимосвязь развития, воспитания и обучения

Изучите и проанализируйте взаимосвязь факторов развития личности. Определите движущие силы процесса развития личности. Приведите конкретные примеры единства и борьбы противоречий в процессе развития. Ответ оформите в виде конспекта!

2) воспитание позволяет педагогически целенаправленно организовывать разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, игровую, общественную и др.) и общения человека, что обеспечивает всестороннее развитие личности. При этом современная педагогика опирается на теорию Л.С.Выготского о двух уровнях развития детей:

а) уровень актуального развития, который отражает те особенности, которые уже сложились;

б) зону ближайшего развития, которая отражает возможности достижений в условиях сотрудничества с взрослыми.

С двумя зонами развития связан вопрос о соотношении обучения и развития. То, овладевший ребенок — это ее вчерашний день, пройденный этап. Обучение и воспитание, опирающиеся на цикл развития, который уже закончился, не могут рассчитывать на особые успехи, потому что они не ведут ребенка вперед, и, конечно, не могут удовлетворить ее функциональную потребность в развитии. Интенсивное развитие происходит только тогда, когда обучение опережает актуальный уровень и приводит в движение силам, которые находятся в зоне ближайшего развития. Выготский подчеркивает, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находятся в чрезвычайно сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда происходит успешно, когда оно опережает развитие, только при таких условиях оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в состоянии вызревания, и находящиеся в зоне ближайшего развития. Обучение является более плодотворным только тогда, когда оно меняется в пределах периода, определяется зоной ближайшего развития.

4) в процессе воспитания нейтрализуются негативные условия (школы, друзей, семьи и т.д.), влияющие на развитие личности.

В процессе развития личности противоречия возникают первоначально как внешние противоречия организма и среды, а затем становятся внутренними.

Рассматривая вопросы развития и воспитания личности, нельзя обойти проблему акселерации. Акселерация — ускоренное индивидуальное развитие, при котором среднефизические и психофизиологические константы ребенка или подростка опережают оптимальные. Существуют различные теории возникновения явления акселерации.

Теория урбанизации: развитие городов и переселения в них сельского населения ускоряют половое развитие, гармонизацию, а это, в свою очередь, — рост и вызревание организма.

Нитритивна теория: рассматривает акселерацию как результат улучшения, витаминизации питания.

Теория облучения: исходит из того, что распространение рентгеновских устройств, атомная энергетика, испытания ядерного оружия на полигонах создают фоны излучения в дозах, которые стимулируют деление клеток.

Интересы детей защищают правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Украины «Об образовании»; Программа «Дети Украины»

studfiles.net

§ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Обучение и воспитание — два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Действительно, учи-

Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.

Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка. Под содержанием образования в педагогике понимается вся совокупность основ наук, техники, искусства, культуры, общественной жизни, которую необходимо освоить учащимся. Оно отбирается из всего богатства культурного достояния человечества. Конечно, в детском саду и начальной школе мы не можем представить все многообразие компонентов содержания образования, здесь ограничения налагает возраст детей. Но даже в тех учебных предметах и видах деятельности малышей, которые запланированы в программах обучения и воспитания, содержание образования, чтобы быть истинно воспитывающим, должно отвечать определенным требованиям:

— знания с самого начала обучения должны быть такими, чтобы учащимся позднее не приходилось переучиваться. Это должны быть факты, обобщающие понятия, теоретические идеи. Дошкольник и учащийся начальной школы должны научиться классифицировать реальные предметы по разным признакам, уметь сравнивать предметы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, отвечать на вопрос «Почему?»;

— содержание дошкольного и начального образования должно быть систематичным, чтобы у детей формировались первые представления об общих взаимосвязях явлений окружающего мира;

— в содержании образования должно быть много местного, краеведческого материала: природа, история, культура, труд и ремесла родного края.

В обучении некоторым предметам (например, языку) при прохождении тех или других тем на уроке на первый план может быть выдвинуто введение определенной системы действий и упражнения по их выполнению. В течение какого-то времени обучение может носить характер тренировки, а может быть творческим, например, если учащиеся заняты художественной деятельностью, конструированием, учатся выражать свои убеждения, мысли, взгляды. Но всегда при этом необходимо видеть связь конкретного этапа обучения с систематическим процессом познания. Упражнения в выполнении системы действий, запоминание существенного, творческая деятельность, выработка навыков могут осуще-ствляться только на основе необходимого для этого уровня знаний. Они строятся на основе ранее сформированных познавательных процессов и становятся основой дальнейшего познания. Этот аспект обучения служит прежде всего закреплению и всестороннему применению знаний, приобретенных в процессе познания, превращению их в истинное достояние учащегося, что позволяет ему использовать эти знания в учении и других жизненных сферах.

Содержание образования характеризуется единством мыслительной, оценочной и эмоциональной сторон познания. В обучении необходимо связывать процесс познания с эмоциональными переживаниями, которые помогают учащимся проявлять свое личное отношение к соответствующим фактам, событиям, ситуациям, характеру героев и т. д. А это, в свою очередь, требует формирования отношения, оценки, умения защищать свою точку зрения. Учебный материал имеет громадные возможности для нравственного воспитания школьников, если при изучении определенного учебного материала логически четко представленное знание сочетается с яркой эмоциональной окраской и сопровождается глубокими переживаниями самих учеников.

Содержание обучения отбирается так, чтобы знания и умения преподавались в единстве. Тем самым создаются предпосылки для дальнейшего самостоятельного расширения знаний, а также для расширения и совершенствования умений. При этом умения всегда являются средством проверки знаний, которые усвоены детьми.

Сформированные в процессе обучения знания и умения являются ведущим средством умственного развития ребенка,

Знания и умения — это та база, на которой развиваются интересы и склонности, способности и индивидуальные особенности. Ведь только по тому, как ребенок усваивает математику или художественное произведение, с каким интересом он воспринимает живую природу или играет с конструктором, рисует или фантазирует, учителя и воспитатели могут определить его склонности и интересы. В дальнейшей учебно-воспитательной деятельности эти наблюдения помогают более эффективно построить индивидуальную работу с детьми.

В то же время результаты обучения напрямую зависят от качества и уровня воспитанности детей, от сформированности у них ответственности за результаты своего труда, в частности за результаты в учебе.

Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии. Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д.

Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые учителем и воспитателем.

Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 176 с.

www.p-lib.ru

Вопрос 1. Взаимосвязь обучения и воспитания

Обучение неотрывно от воспитания. Любые знания, обогащая интеллект, развивая кругозор, развивают и личность. Взаимосвязь обучения и воспитания может быть 4 ти­пов.

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе кото­рого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Здесь воспитание и обучение сли­ты воедино. Воспитание входит в учебный процесс, которое определяется в этом случае как воспитываю­щее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном про­цессе определенной системы и параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

3. Воспитание осуществляется вне образовательного про­цесса, но в соответствии с его общими целями — в семье, группе, трудовом коллективе. Здесь может быть и стихийное обучение.

4. Воспитание осуществляется необразовательными общностями, учреждениями — в клубах, компаниях, на дискотеках. Может сопровождаться научением. Чаще всего осуществляется старшими сверстниками.

Вопрос 2. Психологические основы организации процесса воспитания.

Воспитание — это целенаправленное развитие каждо­го растущего человека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нрав­ственных и творческих сил этого человека. Целенаправ­ленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех лю­дей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкрет­ные физиологические и психологические особенности. Главная цель развития личности — выражение и самораскрытие.

Для того чтобы это произошло, мы должны учиты­вать ряд моментов и опираться на них при организации процесса воспитания.

1 . Взрослые — активные соучастники и помощники в развитии личности ребенка. Следовательно, они должны быть главными воспитателями, а не дру­зья, «улица» и т.д.

2. Ребенка необходимо включать в систему взаимо­связанных и сменяющих друг друга ведущих ви­дов деятельности.

3. У детей необходимо формировать устойчивые учеб­но-познавательные интересы (иначе они будут не­интересны сами себе), т.е. интересы, направленные на познание окружающего мира.

4. Формировать и развивать мотивационно-потребностную сферу. У каждого человека должны быть цели в жизни и система убеждений и ценностных ориентации.

Психология не дает готовых рецептов воспитания. Педагог, используя психологические закономерности развития и становления психики, выбирает, разрабатывает и применяет соответствующие педагогические методы воспитания. При этом педагог должен учитывать, что воспитание, как любой педагогический процесс, имеет свои психологические закономерности.

1 . Каждое действие ребенка имеет свое внутреннее содержание, без зоркости к которому деятельность педагога обречена на формализм. Внешне результативно один и тот же акт поведения детей — соблюдение или несоблюдение ими определенного правила, совершение или несовершение ими определенной ошибки — может, если вскрыть его внутреннее содержание.

2. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не раз­вивается, и воспитывается, и обучается, т.е. эти про­цессы взаимосвязаны, а не протекают параллельно. Воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним.

3. Личностные психические свойства ребенка, его спо­собности, черты характера и т.д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов не только прояв­ляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под ру­ководством педагога активно включается в жизнь кол­лектива, осваивая правила и овладевая знаниями, до­бытыми в ходе исторического развития познаватель­ной деятельности человечества.

4. Существование любого человеческого общества невоз­можно без соблюдения его членами исторически обу­словленных норм поведения, регламентирующих раз­нообразные права и обязанности.

5. Как всякое обучение, требование следовать существу­ющим нормам подкрепляется поощрением и наказа­нием, т.е. положительными и отрицательными эмо­циями. Здесь-то и обнаруживается источник серьез­ных дефектов практики повседневного воспитания. Ведь эмоции сами по себе не имеют социальной (в том числе и воспитательной) ценности, поскольку последняя (эмоция) целиком зависит от потребности, в связи с удовлетворением или неудовлетворением которой возникает данное эмоциональное состояние.

6. В отличие от обучения, адресующегося почти исклю­чительно к сознанию субъекта, воспитание чаще все­го направлено на подсознание воспитуемого. Пока нам известен всего один способ прямого воздействия на подсознание — сила непосредственного примера, ба­зирующаяся на потребности в подражании, особенно ярко выраженной в раннем детстве.

1. Опишите психологические механизмы воспитания.

2. Назовите психологические закономерности организа­ции процесса воспитания.

3. Охарактеризуйте психологические особенности орга­низации самовоспитания.

studopedia.org

Портал «Изба-Читальня» — Ваш успех в учебе и работе!

В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определенные стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры (высказывания) и средства; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становится личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

В то же время психика человека — продукт культурно-исторического развития всего человечества. Развитие психики как явления в эволюции органического мира является предметом филогенеза. В филогенезе различают следующие стадии (по А.Н. Леонтьеву): сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Эти же стадии наблюдаются в общем и сокращенном виде и в онтогенетическом развитии ребенка.

Непрерывное психическое развитие ребенка можно Делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, Юность. Этим стадиям соответствуют свои образователь-

ные учреждения: детский сад, школа, университет и др. Они вьщелены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако, уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста может соответствовать дошкольному уровню (в случае отставания), либо уровню подростка (в случае акселерации -опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

1. От рождения до 2—3 лет — стадия развития природных психических функций. 2. От 2—3 лет до 12—14 лет -стадия развития простейших культурных психических функций. 3. От 12—14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций. Основоположником данной классификации является Л. С. Выготский -автор культурно-исторической теории развития психики.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подготовительный период развития в предшествующей стадии и свою базу — одну или несколько более элементарных функций.

Первая стадия (0—2 года) начинается со дня рождения ребенка, хотя существует и другое мнение о том, что развитие природных психических функций начинается еще до рождения, когда у плода появляется мозг. Интенсивно развиваются: сенсорные функции (зрение, слух и др.), моторика (координация движений рук, ног, головы, туловища), эмоции (улыбка, удовольствие, удивление, ожидание, радость, любопытство, переживания, интерес, желания и т.д.), воля, сексомоторный интеллект. Мышление малыша конкретное, чувственно-двигательное, предметно-отнесенное, выражается в практическом анализе и синтезе связей между предметами, непосредственно воспринимаемыми в

обозреваемой ситуации. Появляются простейшие способы общения звуками и жестами. Ребенок осваивает первые слова-предложения, но речь еще не связана с мышлением, нет знаковой деятельности. Основные факторы развития — мать и другие взрослые, общение с ними, игрушки и другие предметы, включенные в деятельность младенца. При отсутствии этих факторов психическое развитие прекращается и ребенок на всю жизнь остается умственно отсталым дебилом. При систематическом действии этих факторов ребенок постепенно переходит на следующую стадию развития.

Во второй стадии (2—13 лет) на базе природных психических функций, которые продолжают совершенствоваться, появляются и развиваются простейшие, основные культурные психические функции: речь, прямая походка, умения читать, считать, писать, пользоваться различными культурными средствами (столовыми приборами, орудиями ручного труда и др.), обогащаются эмоции (уверенность, надежда, стыд, застенчивость, агрессия, враждебность и др.), воля; на основе сенсомоторного интеллекта образуются конкретные операции и дооператорный интеллект; мышление становится речевым, а речь — осмысленной. На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям. При неблагоприятных условиях жизни учащийся может остаться на этой стадии на всю жизнь. Благоприятные условия развития — хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация коллективной, совместной и самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др. — обуславливают переход учащихся на следующую стадию развития.

На третьей стадии (12—20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между знаками; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память,

восприятия и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). Воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация (умение предвидеть развитие событий, возможные результаты и последствия деятельности как своей, так и других людей) и рефлексия — новое качество личности, система, в составе которой интроспекция (самонаблюдение), самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания. Эти высшие психические функции сосуществуют с природными и простейшими культурными функциями, на базе которых они и появляются.

Рассмотренные стадии психического развития существуют объективно и жестко следуют друг за другом. В зависимости от наследственности, биологических и культурных условий, характеристик учебно-воспитательного процесса, — стадии развития могут быть более или менее длительными, а переход учащихся с одной стадии на другую — более или менее успешным. Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием. Среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане ее влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности. Эти условия неоднородны. Одни условия образуют освоенную социально-бытовую обстановку, окружение детей; другие условия — люди (родители, учителя, друзья, знакомые, учащиеся), третьи — новые культурные ценности, которые еще предстоит освоить; четвертые — средства общения и деятельности; пятые — факторы, причины психического развития.

Факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и воспитания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания (например, объект наказания и поощрения). С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни наряду с самообслуживанием, играми и увлечениями. Условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребенок осваивает культуру тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. В ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе. Это «стихийное воспитание» — освоение культуры народа под влиянием других людей без принуждения, без педагогической цели. Оно бывает, в частности, в некоторых семьях, если в них царит взаимная любовь и уважение, а родители пользуются авторитетом. В таких благополучных семьях родители говорят, что они не воспитывают детей, — дети сами, по собственному желанию впитывают новые духовные ценности под влиянием среды и обстоятельств жизни.

Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным взрослым — воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. Воспитатель (не обязательно взрослый) — личность, владеющая некоторой системой духовных ценностей; воспитанник (не обязательно ребенок) — индивид, которому предстоит освоить фрагмент культуры. Развивающее воспитание — целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. Как правило, это случается с учащимися, находящимися на третьей стадии развития, когда рефлексия достигает существенного развития. Самовоспитание обусловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколько десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современную культуру. Кроме того, учащиеся критически оценивают недостатки своего характера, привычки, другие составляющие внутреннего мира личности, стремятся избавиться от них.

4.3. Взаимосвязь развития и обучения

Обучение — общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков — одного из видов духовных ценностей. Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроке. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В зависимости от количества и состава этих факторов уроки будут оказывать различное влияние на развитие учащихся. По интенсивности этого влияния можно выделить три вида обучения.

Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Это обуче ние, в котором отсутствуют мотивация и понимание со держания, основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жестокие наказания, порождающие систематический страх как качество лич ности.

Если учитель руководствуется одним здравым смыс лом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наслед ственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способно стями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются. Другие учащиеся (особенно с за медленным мышлением, акцентуациями характера) разви ваются медленнее, отстают в обучении.

Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему разви вающих факторов; в результате получается развивающее обучение, — специально сконструированный учебно- воспитательный процесс, в котором каждый элемент оп тимизирован в плане его максимального влияния на пси хическое развитие учащихся.

Чтобы обучение вело за собой развитие, необходимо определить исходный (начальный) уровень развития. На рис. 1 он обозна-

чен О (нулевой уровень для новорожденного, для более старших -уровень, с которого начинается развитие в процессе изучения темы), начальный уровень определяется теми понятиями, методами и средствами, которыми учащийся пользуется самостоятельно и правильно до обучения. Содержание и методика обучения должны быть адаптированы к начальному уровню, ибо вначале возможности овладения новой информацией обусловлены исходным уровнем развития.

-Уровень потенциального развития Зона потенциального развития

Уровень ближайшего развития

Зона ближайшего развития

Зона актуального развития

Начальный уровень развития

Рис 1. Уровни и зоны развития в обучении (о — показатель развития)

После изучения темы путем тестирования или проведения контрольной работы учитель устанавливает, какие новые задачи учащийся может решить самостоятельно и безошибочно. Состав этих задач определяет конечный (актуальный) уровень развития. На рис. 1 он изображен числом 1. У каждого учащегося оказывается свой уровень актуального развития, ибо за одинаковое время одни учащиеся научатся решать простейшие задачи, другие — более сложные, третьи — самые сложные. Поэтому некоторые учителя применяют в развивающем обучении дифференцированные варианты контрольных работ: каждый учащийся имеет возможность выбрать простой вариант (на тройку), основной вариант (на четверку) или сложный вариант (на отлично). Главное — самостоятельное и безошибочное выполнение теста (контрольной работы). Гуманные учителя разрешают также неуверенным, робким учащимся после успешной контрольной работы выполнять во внвучебное время более сложные варианты, чтобы повысить свою успеваемость. При этом в журнал выставляется конечная, самая высокая оценка.

Опытные учителя хорошо знают, что на тренировочных упражнениях, когда у учащихся возникают затруднения и ошибки, следует использовать такие методы, как наводящие вопросы, обсухедение, беседу, индивидуальную помощь и взаимопомощь. В результате учащиеся выполняют безошибочно в совместной деятельности более трудные задания, чем в самостоятельной работе. Общее количество упражнений, выполненных безошибочно в совместной и самостоятельной работе, характеризует уровень ближайшего развития, обозначенный числом 2 на рис. 1. Разность уровней ближайшего и актуального развития Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. К ней относятся все виды совместной деятельности

по выполнению тех задвний, в которых учащиеся допускают ошибки. В обосновании своей концепции Л.С. Выготский отметил, что то, что учащиеся ранее могли выполнить лишь по наводящим вопросам в совместной деятельности, в дальнейшем они решают самостоятельно. В результвте уровень актувльного рвзвития повышвется до уровня ближайшего рвзвития; успеваемость учащихся улучшвется.

По анвлогии определяется зоне актуального развития как рвз-ность уровней актуального и начального рвзвития. К ней относятся усвоенные знвния, умения и навыки, а также психические новообразования, появившиеся и (или) развитые при изучении данной темы. Эта зона — продукт работы учителя. Она овладеет двумя особенностями. Во-первых, в обучении она расширяется за счет зоны ближайшего развития в процессе совместной деятельности. Во-вторых, в ней имеются мотивационные и познавательные структуры, которые используются в самообучении для познания нового, не предусмотренного учебной программой.

Кроме того, среди учебных задач имеются такие (повышенной трудности), которые не могут быть решены учащимися даже в совместной работе и по неводящим вопросам. Учащиеся не понимают условия, не знвют, квк применять методы. Эти задачи вместе с другими элементами учебной прогрвммы обрвзуют уровень потенциального (возможного) развития. Нвзвание этого уровня условно, ибо ревльно он представляет собой цель и программу обучения, еще не изученную учащимися. Разность уровней потенцивльного и ближайшего развития называется зоной потенциального развития, это та существенно новвя информация, которую учителю предстоит объяснять, разучивать и применять в упражнениях.

В процессе объяснения существенно нового мвтериала учитель добивается прежде всего понимвния темы и логики ее построения, анализирует образцы действий и операций. Тем самым существенно новая информация становится понятной, знакомой, хотя и новой, еще не освоенной в деятельности, — она переходит из зоны потенцивльного развития в зону ближайшего развития, которая при этом расширяется. Далее в совместной деятельности образуются нввыки и умения; информация, методы и средства деятельности звпоминвются и переходят в зону актуального развития.

В процессе обучения, «разложенном» по зонам умственного развития, обнаруживаются новые факторы повышения эффективности учебного процесса. Информация, составляющая зону потенциального развития, есть внешняя; усвоенные знания, расположенные в зоне актуального развития, принадлежат внутреннему миру личности. В зоне ближайшего развития «встречаются» внешнее и внутреннее; в процессах общения и совместной деятельности внешнее оставляет свой новый отпечаток на внутреннем — новые знания, умения и навыки, процесс отображения внешней информации во внутреннюю посредством общения и познавательной деятельности получил

название интериоризации, — существенное явление в развитии личности. Явление интериоризации было открыто и изучено практически одновременно русским исследователем Л. С. Выготским и Ж.Пиаже в Швейцарии в начале XX века.

Продуктом интериоризации у человека являются все высшие психические функции, в становлении которых главную роли играет вторая сигнальная система — речь. В обучении формируются главным образом интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, перцепция, внимание. Например, интеллектуальная мысль есть интериоризованная речь.

В явлении интериоризации различают формы и содержание общения и познавательной деятельности, закономерное чередование которых образует соответствующие этапы интериоризации.

knigi.link

Взаимосвязь развития, воспитания и обучения

Изучите и проанализируйте взаимосвязь факторов развития личности. Определите движущие силы процесса развития личности. Приведите конкретные примеры единства и борьбы противоречий в процессе развития. Ответ оформите в виде конспекта!

Имея определенные потенциальные возможности развития, ребенок формируется под влиянием среды, воспитания, проявляя активность в самореализации. Особое значение в формировании личности предоставляется процесса воспитания:

1) это процесс, в котором четко определены цели, задачи, конкретные методы их реализации;

3) воспитание создает условия для стимулирования активности личности в деятельности и общении. Личность не пассивно воспринимает вложенные в нее влияния, а сама активно действует, вступает в отношения с другими людьми. Исходя из потребностей и интересов, которые сформировались, сама влияет на окружающую микросферу. Активность как черта личности, качественная ее характеристика определяется и внешним воздействием (средой, воспитанием), но в процессе жизненной практики у индивида формируется внутренняя позиция, состоит избирательное отношение к различным внешним условиям и воздействиям, что определяет развитие личности. Воспитание значительным образом влияет на взаимодействие личности и среды, потому среда — это то окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт. Воспитание способно изменить отношение индивида к окружающей среде, людей, вещей, условий жизни и деятельности.

Итак, становлению личности способствует воспитательная система — комплекс, который включает в себя: воспитательные цели; людей, которые реализуют в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоено среду и управленческую деятельность, которая обеспечивает жизнеспособность. Воспитательная система обеспечивает развитие личности.

Развитие и формирование личности — результат взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.

Единство и взаимопроникновение внешнего и внутреннего, где возникает борьба противоположностей, развертывание этих противоположностей является движущими силами процесса развития.

Одной из главных внутренних противоречий личности является различие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Часто возникают противоречия между новой ситуацией и предыдущим опытом, между достигнутыми уровнем развития и образом жизни.

Гелиогенна теория: влияние солнечного излучения на детей, которые в последнее время стали больше находиться на солнце, благодаря чему стимулируется их развитие. Однако явление акселерации наблюдается и в северных районах, хотя там дети находятся на солнце значительно меньше времени.

Теория гетерозии: обильные социальные изменения, которые вызывают разрушение социальных, религиозных, национальных и кастовых границ, обусловливают заключения межнациональных браков и как следствие — акселерацию.

Противоположный процесса акселерации — процесс ретрадации — физическое и интеллектуальное отставание ребенка в развитии. Его причина — алкоголизм родителей, рождение детей в более позднем возрасте, наследственная болезнь одного из родителей. По мнению ученых, темпы акселерации замедлились во всем мире независимо от уровня жизни. Они объясняют это тем, что человечество развивается по спирали. Правда, в Украине и многих других странах этот период совпал с экономическими проблемами, из-за чего резко увеличилось количество семей так называемого социального риска, в которых дети хронически недоедают и отстают в развитии.

Среда, в которой живет ребенок спорно. В нем есть факторы, способствующие, противодействуют и нейтрально влияют на процесс развития ребенка. В наше время актуальным является защита ребенка от негативного влияния: физического, сексуального, психического насилия, эксплуатации, плохого питания, плохих условий жизни, плохих школ и учителей, плохой медицины.

Интересы детей защищают правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Украины "Об образовании"; Программа "Дети Украины"

studopedia.ru