Все методы развития ребенка

§ 5. Методы и приемы развития речи

Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.)

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся. В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи будет раскрыто в последующих главах.

studfiles.net

Творческая деятельность и ее ценность для развития ребенка — Клинский центр «Семья»

Творческая деятельность и ее ценность для развития ребенка

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

klin-semya.jimdo.com

Методы, формы и задачи воспитания младшего школьника

Когда дети поступают в образовательную школу, их прежний круг детского общения и личностных интересов значительно расширяются. Школьная учеба становится для них основным познавательным процессом.

Во время активного учебно-воспитательного процесса дети обучаются построению наполненных, нравственных отношений со своими сверстниками и опытными учителями.

Воспитание младших школьников начинается с первого дня обучения в школе

При новом наборе первоклассников учителя отмечают у них достаточно низкий уровень воспитанности. Не у каждого младшего школьника присутствует четкое понимание важных нравственных понятий: что означает добро и зло, честность и обман, личный долг, совесть. Многие дети в таком юном возрасте не могут дать объективную оценку самому себе, у них может присутствовать завышенный либо заниженный уровень самооценки. Именно по этим причинам особое внимание в процессе активного обучения заслуживает всестороннее нравственное воспитание младших школьников, ведь этот процесс нужно начинать именно с малых лет.

Дети в этом юном возрасте не являются достаточно нравственно сформированными. В воспитательной практике существуют определенные формы развития школьника в этом направлении, основу всего процесса составляет извечное понятие нравственности.

Воспитание во внеурочное время — формы и методы

Перед каждым опытным педагогом стоят следующие важные воспитательные задачи, направленные на повышение уровня морали среди младших школьников:

  • раскрытие и подробное изучение отличительных особенностей нравственного воспитания младшего школьника;
  • простые действенные методы, доступные для понимания формы и нестандартные приемы обучения основам нравственного воспитания младших школьников должны использоваться в любой урочной и последующей внеурочной деятельности;
  • дальнейшее применение полученных знаний на практике.
  • Уровень нравственного развития младшего школьника играет определяющую роль при дальнейшем формировании полноценной личности, он способен оказывать огромное влияние на умственное развитие и физическую подготовку детей, на привитие им эстетических чувств и различных творческих интересов.

    Противоречия воспитания межу требованиями и желаниями

    Нравственное воспитание представляет собой сложный двусторонний процесс формирования важной части сознания, выработки необходимых положительных навыков и полезных привычек нравственного поведения.

    Привычное поведение ребенка в этом возрасте принято считать нравственным, если он анализирует, тщательно продумывает свои дальнейшие действия, поступает надлежащим образом, отбирая только подходящий способ решения стоящей перед ним моральной проблемы.

    Особенности развития нравственных качеств у детей

    Обсуждая родительское нравственное воспитание детей в младшем школьном возрасте, необходимо для себя четко уяснить, какие именно положительные качества необходимо родителям формировать в их детях. Известно, что среди многочисленных человеческих качеств искренняя доброта всегда будет на первом месте, ведь она является истинным показателем человечности.

    Методы воспитания — виды

    Понятие «добрый человек» одним словом не растолкуешь, настолько оно сложное и многогранное. Добрым можно охарактеризовать того человека, у которого сильно развита искренняя любовь к Родине, близким людям, от него исходят выраженное стремление делать исключительно добро людям, прямолинейность, совестливость, чувство личного долга, справедливость, разумное трудолюбие. Все эти позитивные качества напрямую относятся к фундаментальному понятию нравственности.

    Специфика родительского нравственного воспитания заключается в том, что этот процесс является длительным и непрерывным, а итоги его проявляются не сразу.

    Педагогическое нравственное воспитание младших школьников должно на постоянной войти в программу любой образовательной программы. Школа для ребенка должна стать той комфортной адаптивной средой, где царит атмосфера настоящей нравственности, формирующая основные ценности. При этом важно, чтобы действующая воспитательная система активно взаимодействовала со всеми важными компонентами каждодневной школьной жизни: специальными тематическими уроками, переменами, подробными внеурочными часами, насыщала жизнь младших школьников особым глубоким смыслом.

    Патриотическое воспитание на занятиях

    При решении важных воспитательных задач школе необходимо учитывать только разумные и позитивные качества в человеке, помочь каждому пришедшему школьнику в определении ценностной основы для нравственной жизнедеятельности, почувствовать личную ответственность за необходимое сохранение актуальных этичных качеств общества. В этом ему должны помочь основы традиционного нравственного воспитания, органически соединенные с ежедневным учебным процессом, составляющие важную ее часть.

    Ценность нравственности для современного школьника

    Поступая в образовательную школу, ребенок начинает активно претворять в жизнь социально значимую учебную деятельность, нацеленную на усвоение научных терминов. Все ежедневные отношения ребенка с прекрасным внешним миром, в окружении близких людей и вне школьных активностей регламентируется его изменившейся ролью – позицией младшего школьника.

    Опытный педагог тут выступает в роли официального носителя нравственно-социальных норм, а дружеские отношения у младших школьников со сверстниками основываются на взаимном сотрудничестве.

    Методы обучения, применяемые и в воспитательных целях

    Нынешние дети сильно изменились с того переломного момента, когда формировалась нынешняя система образования. Именно поэтому сегодня каждому педагогу необходимо четко уяснить, какие требования к нравственно-социальному воспитанию предъявлены новыми образовательными стандартами, применять нестандартные методы в ежедневной педагогической работе.

    В жизнедеятельности младших школьников присутствует одна очевидная проблема – выраженная ограниченность живого общения с ровесниками.

    Для многих школьников это активное общение становится настоящей ценностью. Пропадают небольшие дворовые коллективы. Активные игры, совместная ежедневная деятельность и продуктивное сотрудничество со своими ровесниками оказываются вне доступа младших школьников. Это негативное обстоятельство существенно ухудшает усвоение школьниками системы моральных устоев, что препятствует дальнейшему формированию душевной отзывчивости ученика. Все взрослые настроены на то, чтобы их ребенок активно усваивал нужные навыки и специальные умения, не принимая во внимание настоящую ценность родительского нравственного воспитания и постепенного личностного развития.

    В школе появляются новые друзья

    Активная урочная деятельность ребенка

    Отечественная школа является на сегодня единственным открытым учреждением, не утратившим все позитивные качества для проведения результативного, всеобщего воспитания будущих сограждан своей страны. Школьный урок для практикующего педагога любого предмета является основной формой нравственного воспитания и личностного развития личности. Он в полной мере не воплощает всех важных этичных параметров, но выступает в роли доминирующей деятельности на протяжении всего активного обучения в школе.

    Позитивная, нравственная обстановка на уроке – мощнейшая формирующая среда, которая воспринимается в качестве важного инструмента в достижении нравственного воспитания личности.

    Урок-игра — эффективный воспитательный метод

    Процесс нравственного воспитания в школе базируется на принципах единого сознания и ежедневной деятельности, на основании которых возможно дальнейшее формирование и быстрое развитие устойчивых положительных качеств личности при условии активного участия самого школьника. Каждый педагогический урок в школе нужно наполнять особым нравственным содержанием независимо от его теоретического содержания, тогда учебный материал обретает особый вес.

    Уроки литературного чтения в помощь родителям

    Основные формы нравственного воспитания реализуются на уроках активного литературного чтения. Именно традиционное литературное чтение остается сегодня той важной опорой для нравственности, настоящим источником, напитывающим духовную жизнь простых школьников.

    Специальные уроки литературного чтения – это важные методы закладки основ духовности и нравственности. Волнительная первая встреча с классическим художественным произведением, его главными героями с их ежедневными поступками заставляет школьника невольно задуматься о своей собственной маленькой жизни, об окружающем мире, в котором он живет. Учитель в это время превращается в близкого друга, открытого проводника, помогающего разобраться в поступках ошибающегося героя, в таких актуальных понятиях, как добро и зло. На каждом подобном уроке дети, активно работая с прочитанным литературным материалом, получают возможность анализировать его, извлекая из этого нужные моральные уроки.

    Уроки литературного чтения играют важную роль в нравственном воспитании

    Правильному формированию этичных понятий во время литературного чтения способствуют педагогические методы, нацеленные на точное выявление нравственного содержания прочитанных произведений. К их числу относятся следующие методы:

  • аналитическая беседа;
  • тематическое творческое чтение;
  • метод подробного исследования;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • создание ярких творческих иллюстраций к прочитанному произведению.
  • Особая роль в процессе нравственного воспитания учеников младших классов отведена активной работе над народными пословицами, поговорками, уникальными национальными фразеологизмами. При этом педагог должен заострять внимание обучающихся детей на воспитательную значимость и моральные ценности, находящие в народном фольклоре, а также на их нравственную ценность в процессе формирования и развития личности каждого ребенка.

    Задачи урока в первом классе

    Роль различных видов уроков в процессе нравственного развития

    При подготовке к специальному уроку литературного чтения педагог должен осознавать, какой глубокий нравственный смысл заложен в том или ином классическом произведении, он может организовать свою обучающую работу таким образом, чтобы каждый тематический урок прочно вошел в личностный опыт каждого любознательного ребенка и стал прямым источником нравственных знаний.

    Существуют различные формы уроков, в которых заложены огромные возможности для нравственного воспитания, например, специальный урок-игра.

    Помимо ознакомления с учебным материалом, активная игра направлена на мотивацию ребенка: достижение цели происходит на основе установленных правил, у ребенка формируется умение подчиняться обозначенным правилам, запасаться определенным терпением, идти к победе, не препятствуя другим.

    Роль игры в воспитательном процессе

    На практике используется такая форма педагогического урока, как специальный общественный смотр знаний. Подобные формы ведения учебных занятий допускаются на математике. Он проводится, например, когда дети хорошо усвоили элементарную таблицу умножения и готовы продемонстрировать свои навыки. Ученики здесь чувствуют себя здесь словно на небольшом экзамене, вытягивают опросные карточки, отвечают на четко поставленные вопросы. Что дает такой нестандартный урок в плане формирования нравственности?

    В результате этого урока дети осознают, что все радости и успехи жизни напрямую зависят от личных усилий.

    Стоит особо выделить определенные формы уроков с использованием регионального элемента. Вот где есть возможность растить истинного патриота. Каждый уголок нашей необъятной страны обладает своими уникальными особенностями, что является прямым поводом для гордости местного населения. Необходимо четко уяснить, что вместе с приобретенными знаниями о родном крае ученик должен испытать невероятную гордость за свою край, ее уникальность, осознать себя ее частью. У него должно появиться желание сохранить ее неповторимость, продолжая сложившиеся традиции своих предшественников.

    Комплексные занятия с применением современных средств

    Все эти воспитательные методы имеются в специальных уроках-экскурсиях по родной земле, где выросли школьники. Это помогает им посмотреть на свои родные красоты по-другому.

    Школьникам очень полюбились такие формы проведения уроков, как практические занятия по изобразительному искусству и нужной технологии. Организация работы по созданию небольших творческих работ в младших классах – приоритетная задача каждого уважающего себя педагога. В качестве такой работы может выступать изготовление яркой открытки либо небольшой поделки в подарок родным к важному празднеству. Эти нестандартные методы работы учат детей проявлять искреннюю заботу к близким людям, показывают настоящую ценность ручного труда, воспитывают уважение к умелым рукам.

    На комбинированных уроках преподаватели используют методы коллективной работы, дети учатся работать в парах либо узких группах, внося свой личный вклад в общее дело. В дальнейшем им будет легче строить отношения в коллективе в нравственном ключе. Все эти формы уроков способствуют нравственному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала.

    Уроки изобразительного искусства как метод воспитания доброты

    Развитие у детей нравственных качеств – это задача не только педагогов, но и родителей.

    Советы родителям по основам нравственного воспитания

    Чтобы воспитать в ребенке хорошие качества, родителям нужно следовать нравственным законам существования семьи. Все методы воспитания не должны идти вопреки сложившимся законам семьи. Родителям необходимо принять во внимание следующие полезные рекомендации:

    • Каждый ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Родительская любовь была разумной, здесь важно найти гармонию между лаской и наказанием.
    • Ребенок должен жить в искренности. Иногда родители начинают немного привирать в различных жизненных обстоятельствах, они видят в этом единственный выход из ситуации. А дети мгновенно ощущают ложь, их это начинает смущать. Поэтому, если родители не могут что-то объяснить ребенку, лучше просто сказать: «Я не могу тебе это объяснить сейчас».
    • Ребенку нужно все разъяснять. Чтобы убеждать детей разного возраста в чем-то, родителям нужно быть мудрее и применять индивидуальный подход к каждому. Например, в младшем школьном возрасте детям требуются убеждающие аргументы из книг.
    • Безнравственные методы наказания ребенка нужно исключить из жизни семьи. Эффект порицания оказывает огромное влияние на ребенка, тут важно найти правильный подход, чтобы не оскорбив ребенка, дать точную оценку его действиям. Порицание является искусством сочетания строгости и доброты.
    • Родители должны стать для детей образцом работоспособности и показывать блага, созданные своим трудом. Ребенок постепенно начинает повторять действия за взрослыми в игровой деятельности, а в дальнейшем становится сам исполнителем.

    detki.guru

    Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

    Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

    Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

    Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

    Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

    Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

    От рождения до полугода

    В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.
  • В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.
  • Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

    Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.
  • Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

    Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

    Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

    Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

    Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

    Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

    Лепка для развития тактильных ощущений

    Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

    Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

    Рецепт соленого теста

    Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

    Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

    Рисование для развития мелкой моторики

    Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

    Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

    Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

    Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

    Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  • Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Привет, ладошка!

  • К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  • С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.
  • Игрушки для развития мелкой моторики

    Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

    1. Пирамидка.
    2. Ребристые погремушки.
    3. Мячики разных размеров.
    4. Сортер.
    5. Книжки с выпуклыми картинками.
    6. Счеты.
    7. Пазлы.
    8. Лабиринты.
    9. Рамка со шнуровкой.
    10. Бусы.
    11. Кнопочные игрушки.
    12. Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

      В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

      Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

      Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

      Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

      Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

      Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

      Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

      Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

      Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

      Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

      Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

      Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

      Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

      Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

      agushkin.ru

      Близорукость у детей школьного возраста: все методы лечения

      Близорукость, или как ее еще называют медики миопия – это дефект зрения, который наиболее часто встречается у школьников. Причина того понятна и ясна – повышенная нагрузка на глаза при чтении и писании. Близорукость у детей школьного возраста лечение имеет различное и зависит оно, прежде всего, от степени развития патологии, а также общего состояния ребенка.

      Есть различные способы лечение близорукости у детей школьного возраста все зависит от степени развития патологии

      Механизм развития миопии

      Близорукость у детей – явление очень распространенное. При ее развитии происходит нарушение преломления луча света, который исходит при хорошем освещении от всех предметов. В норме этот луч должен проходить через роговицу и хрусталик, а после чего фиксироваться на сетчатке глаза, где и формировать изображение.

      Детская близорукость характеризуется нарушением всех этих процессов, в результате чего луч света попадает не на сетчатку, а фокусируется перед ней. Итогом этого является то, что мальчик или девочка отчетливо видит предметы вблизи него и размыто те, которые находятся далеко.

      Близорукость у подростков может развиваться по разным причинам. В их роли могут выступать особенности строения самих глаз, например, удлинение глазного яблока или чрезмерная активность роговицы, так и генетические факторы, когда патология передается от матери к детям и т.д.

      Близорукость у ребенка может развиться в любом возрасте. Однако, как показывает практика, наиболее подвержены ей дети школьного возраста (от 7 до 10-11 лет). При этом нужно сказать, что школьная близорукость наблюдается не только у детей, которые имеют наследственную предрасположенность, но и у совершенно здоровых школьников.

      Наиболее подвержены близорукости дети школьного возраста (от 7 до 10-11 лет)

      И причины близорукости у детей кроются не только в сильных нагрузках в школах, которые являются настоящим стрессом для неокрепшего организма. Современное поколение часто пользуется телефонами и планшетами, а также много времени проводят перед экраном компьютера и телевизора, что также приводит к перенапряжению хрусталику и развитию данной патологии.

      Дело все в том, что зрительные органы отлично воспринимают предметы, которые находятся вдали от них. А вот те, которые располагаются близко, не очень. И чтобы их воспринять, органам зрения нужно хорошо напрячься, что приводит к повышению тонуса глазных мышцах. При частых нагрузках глазные мышцы перестают расслабляться, что становится причиной видоизменения фокусирующего аппарата. Такое явление в медицине называют «спазм аккомодации», в результате которого начинает развиваться ложная близорукость у детей.

      Возникновению спазма аккомодации и дальнейшему развитию миопии у ребенка могут способствовать следующие факторы:

    13. недостаточное освещение в помещении, где занимается ребенок;
    14. снижение тонуса шейных и спинных мышц;
    15. недостаточное поступление в организм витаминов, необходимых для нормального зрения;
    16. Длительное нахождение за компьютером может привести к близорукости

    17. чрезмерные зрительные нагрузки;
    18. психологические расстройства;
    19. длительное времяпровождение за компьютером и телевизором;
    20. несоблюдение правил личной гигиены глаз;
    21. ненормированный распорядок дня.
    22. Ложная близорукость у детей лечится легко. В данном случае необходимо своевременно выявить патологию и обратиться к врачу. Если этого не сделать, глаза начнут пристраиваться к новым условиям работы, что станет причиной развития истинной близорукости.

      Клинические проявления миопии

      Распознать миопатию у детей очень просто. Достаточно просто понаблюдать за их поведением. Однако диагностировать заболевание сможет только врач после полного обследования маленького пациента. Близорукость у ребенка можно выявить по следующим признакам:

      Поставить правильный диагноз поможет только офтальмолог

      • ребенок щурится и хмурится, когда пытается рассмотреть предметы, которые находятся вдали от него;
      • при чтении держит книжку очень близко к глазам;
      • от него частенько поступают жалобы на появление головных болей;
      • ребенок часто моргает и постоянно трет глаза.
      • Прогрессирующая миопия у детей проявляется такими же симптомами, однако они становятся более выраженными. Ребенок практически не различает предметы, находящиеся далеко от него, головные боли становятся практически постоянными и из-за них нарушается концентрация внимания.

        Чем опасна миопия для детей?

        При миопии происходит изменение структуры глаза, в результате чего нарушается восприимчивость близко расположенных предметов. Если она не лечится, то со временем патология прогрессирует, что приводит к еще большему ухудшению зрения. При этом ребенок начинает плохо видеть не только близкие к нему предметы, но и те, которые располагаются вдали. Именно по этой причине следует постоянно проводить профилактику миопии у детей.

        Профилактика близорукости у детей и подростков необходима также и для того, чтобы повысить их успеваемость в школе. Ведь постоянное напряжение в глазах становится причиной частых головных болей, снижения концентрации внимания и ухудшения памяти.

        Кроме того, угроза миопии еще и в том, что эта патология может привести к полной потере зрения, поэтому оттягивать ее лечение не стоит. При этом не нужно пытаться проводить лечение народными средствами. В данном случае они не принесут никакого результата. Здесь требуется применение различных современных технологий, лекарственных средств, физиотерапевтических процедур и т.д., которые подбираются в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента и степени развития миопии.

        Методы лечения близорукости у детей

        Вопросом о том, как лечить близорукость у детей, задаются многие родители, чьи крохи начали испытывать подобные нарушения со зрением. Нужно сразу же отметить, что перед тем, как начинать лечебную терапию, необходимо установить возможный фактор, который спровоцировал миопию, ее тип и степень.

        Так, например, врожденная близорукость у новорожденных требует только наблюдения, так как по мере роста форма глаза может изменяться и его функции восстанавливаться. Только если у малыша патология начинает прогрессировать, чаще всего врачи используют аппаратное лечение близорукости у детей. Этот метод является наиболее эффективным.

        Аппаратное лечение миопии у детей до 10 лет применяется в том случае, если заболевание уже находится на 2-3 стадии своего развития и у ребенка наблюдаются сильные нарушения зрения.

        Если и у ребенка наблюдаются сильные нарушения зрения то прибегают к аппаратному лечению миопии

        Если говорить о том, как восстановить зрение у ребенка, то нужно отметить, что в данном случае требуется обязательное ношение корректирующих очков. Причем их подбирают как годовалому ребенку, так и школьнику в возрасте 10-11 лет. Ношение корректирующих очков назвать одним из методов лечения нельзя. Но они все-таки позволяют предупредить прогрессирование болезни и дальнейшее падение зрения, так как обеспечивают снятие напряжения с глаз.

        Медикаментозное лечение

        Миопия слабой степени у школьников требует применения специальных комплексов, в составе которых находятся все необходимые для поддержания зрения витамины и минералы. Когда причиной развития патологии становится дистрофия сетчатки глаза, назначаются препараты, которые способствуют повышению тонуса стенок сосудов и улучшению глазного кровообращения. Среди таких препаратов наиболее эффективными являются:

        Викасол способствует улучшению глазного кровообращения

        В том случае, если выявленный дефект зрения слабой степени обоих глаз сопровождается образованием патологических очагов, применяются препараты рассасывающего действия, например, «Лидаза» и «Фибринолизин».

        Ложная прогрессирующая близорукость у детей требует применения лекарственных средств с атропином (например, Ирифрин), обеспечивающих расслабление глазных мышц. Исправить зрение с их помощью можно только в том случае, если лечение такими препаратами будет происходить в сочетании с лечебной гимнастикой для детей.

        Стоит отметить, что эффективными каплями с атропином является не только «Ирифрин», но также и «Мидриалил» и «Тропикамид». Миопатия высокой степени у детей не поддается медикаментозному лечению. В данном случае требуется применение более эффективных методов.

        Можно ли вылечить близорукость у ребенка такими медикаментами, сказать сложно. Ведь здесь все зависит от степени развития патологии. Чем хуже зрение, тем менее эффективно применение подобных препаратов.

        Физиотерапевтические процедуры

        Чтобы исправить зрительный дефект, врачи рекомендуют также применять физиотерапевтические процедуры, например, электрофорез, исправляющий патологические изменения в глазном яблоке. Так, например, при прогрессирующей миопии назначается электрофорез с применением сермиона, тауфона и стекловидного тела. При этом может также одновременно проводиться эндоназальный электрофорез но-шпы, который способствует устранению спазм глазных мышц.

        На консультации офтальмолог правильно подберет комбинированное лечение

        Физиотерапевтические процедуры используются только в качестве дополнительной терапии, поэтому обязательно должны сочетаться с медикаментозным лечением и гимнастикой.

        Зарядка для глаз при близорукости является отличной профилактикой прогрессирования патологии, у детей дошкольного возраста она позволяет полностью восстановить зрение, если, конечно же, гимнастика выполняется регулярно и сразу же после диагностики болезни.

        Правильно подобранные упражнения, позволяют быстро вылечить близорукость у детей дошкольного возраста. Они способствуют снятию напряжения с глаз и нормализации глазного кровообращения.

        Профилактика близорукости у детей и подростков в летний период перед школой и во время занятий может включать в себя следующие упражнения:

      • пальминг (закрытие глаз ладонями на 5 минут);
      • моргания;
      • поворачивание глазных яблок вправо, влево, вверх, вниз, по кругу;
      • соляризация (фокусирование взгляда на свече, которая зажигается в темноте) и т.д.
      • Но нужно сказать, что для того, чтобы вылечить близорукость у детей, гимнастику нужно выполнять ежедневно и не 1 раз, а 2-3 раза в сутки.

        Одним из профилактических упражнений является пальминг

        Хирургические методы лечения

        Не всегда профилактика близорукости у детей и подростков для улучшения зрения позволяет предотвратить дальнейшее прогрессирование болезни. Миопия высокой степени требует применение кардинальных мер – операции.

        К сожалению других способов, как вылечить близорукость, которая сильно прогрессирует, нет. Но бояться такой операции не стоит. После нее зрение ребенка восстанавливается очень быстро.

        Миопия – дефект зрения, угрожающий серьезными последствиями. Поэтому не стоит затягивать с его лечением. Чем раньше он будет выявлен, тем больше шансов на полное выздоровление.

        zrenie.online