Восприятие детей дошкольного возраста

Зрительное восприятие детей дошкольного возраста

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР

Это интересно: Адаптация в педагогике

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это в взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долго оказывается неполноценным.

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различия между детьми с задержкой психического развития и их, нормально развивающихся сверстников становится всё более выраженным по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещённость, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов. Эти особенности были отчётливо выявлены в исследовании, проведённым П.Б Шамным.

Если на ребёнка с задержкой психического развития одновременно действуют несколько факторов, затрудняющих восприятие, то результата оказывается значительно худшим, чем это можно было предположить, исходя из их независимого действия. Правда, взаимодействие неблагоприятных условий имеет место и в норме, но оно не столь значительно.

Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти отмечается тем, что замедленность опознавания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска.

Имеются также данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Замедленность процессов восприятия, несомненно, должна учитываться при обучении детей с ЗПР (при объяснении материала, показе картинок и т.д.).

Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с ЗПР, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

Оставьте свой комментарий:

Восприятие: Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР: 1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия. 2. Недостатки внимания у детей с ЗПР. 3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия. Особенности восприятия: #168; Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. #168; Недостаточная целенаправленность и организованность внимания. #168; Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку. #168; Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».). #168; Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. #168; Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Раскладывает последовательные картинки по порядку (по сюжету)

Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, зрительных систем.

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Несмотря на существование различных понятий зрительного восприятия можно выделить одно зрительное восприятие — сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Зрительный анализатор.

Анатомо-физиологической основой ЗВ является зрительный анализатор.

Анатомическое строение зрительного анализатора: периферический отдел, проводниковый, центральный отдел. Функции (физиологическая основа):

1.бинокулярное зрение – способность глаза сливать изображения от каждого глаза единое целое, формируется к 2-м годам, совмещается к 8-12 г. а)благодаря его наличию человек видит предметы объемными и рельефными; б)воспринимает предмет и его части удаленно. Проверяется разбиением изображения на части: 1 глазу 1, другому 2-ое, Rt – единое изображение. 2.стереоскопическое зрение – высшее проявление бинокулярного зрения, глубинное зрение ; 3.периферическое зрение (поле зрения, ночное) – все пространство, одновременно воспринимаемое одним глазом (кол-во предметов, которые человек видит справа/слева от себя, в то время как взгляд направлен вперед). Может быть суженным в разнообразных вариантах по величине и направлению(зависит от степени и места поражения глазного дна/зрительных путей и центра в г.м).

Возрастные особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Младенчество: реакция на свет, формирование прослеживающих движений глаз, формирование зрительного сосредоточения, фиксация предмета, цветовосприятие, бинокулярная фиксация, зрительное восприятие формы и величины.

Ранний возраст: взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью, узнавание предметов по форме и величине, в процессе из хватания и манипулирования с ними, переход к зрительной ориентировке.

Дошкольный возраст: усвоение системы сенсорных эталонов, выделение свойств и отношений объектов с помощью перцептивных действий, обобщение на основе выделенного свойства, определение места предмета или признака в ряду других, пространственная ориентировка на основе пространственных свойств и отношений предметов, развитие целостного восприятия.

Для чего мы сделали это?

Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Беседа, тестовые задания, дидактические игры, заключение офтальмолога

Для всесторонней помощи детям с#xa0;нарушением зрения необходимо создать все необходимые условия для развития их зрительных функций.

Процесс формирования качества концентрации, устойчивости и#xa0;переключения внимания, зрительного поиска, цветоразличения, развития бинокулярного зрения и#xa0;глазодвигательных функций реализуется с#xa0;помощью различного дидактического материала, используемого на коррекционных занятиях тифлопедагога и#xa0;системы специально подобранных игр и#xa0;упражнений на развитие всех зрительных функций.

Игры и#xa0;упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и#xa0;бинокулярного зрения:

  • «Что находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко. Одинаковые ли эти предметы по величине и#xa0;почему»;
  • «Составь целое из частей»;
  • «Обведи по контуру и#xa0;раскрась»;
  • «Найди одинаковые предметы по одному, двум, трем признакам (цвету, форме, величине)»;
  • «Посмотри на свой палец, а#xa0;потом в#xa0;окно (на самый дальний угол комнаты) в#xa0;течение 10 сек.»;
  • «Проведи ровную линию карандашом по центру дороги».
  • Игры и#xa0;упражнения на развитие глазодвигательных функций и#xa0;расширение поля зрения:

  • «Пройди по лабиринту»;
  • «Назови предметы справа-слева, сверху-снизу, не поворачивая головы»;
  • «Проследи взором за движением лучика фонаря»;
  • «Найди на картинке заданный объект»;
  • «Нарисуй глазами круг по часовой и#xa0;против часовой стрелки»;
  • «Что дальше, что ближе (на картине, в#xa0;помещении и#xa0;на улице)» [9, с. 138].
  • Игры на развитие цветовосприятия и#xa0;цветоразличения:

  • «Составь цвета радуги по порядку»;
  • «Что неправильно раскрасил художник на картине?»;
  • «Выложи цветоряд от самого светлого до самого темного»;
  • «Найди все предметы одинакового цвета в#xa0;окружающем пространстве»;
  • «Смешай цвета и#xa0;получи новый»;
  • «Найди все тона одного цвета»;
  • «Собери букет холодных и#xa0;теплых тонов».
  • Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и#xa0;личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в#xa0;усвоении сенсорных эталонов и#xa0;связей между ними внутри каждой системы и#xa0;затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание, называние объекта и#xa0;его свойств, соотношение, локализация, обобщение, классификация и#xa0;использование в#xa0;деятельности).

    Все это включается в#xa0;выполнение простых заданий и#xa0;с усложнением, с#xa0;использованием зрения и#xa0;осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера, фактуры, расположения объектов) с#xa0;работой по карточкам. Дидактические игры и#xa0;упражнения способствуют приобретению информации о#xa0;различных пространственных объектах окружающей среды, о#xa0;направлениях и#xa0;расстояниях; а#xa0;также развивают ориентировку в#xa0;микропространстве и#xa0;умение изменять положение объектов на 90, 180 градусов.

    В результате такой коррекционно-развивающей работы наблюдается существенное улучшение всех зрительных функций у#xa0;детей с#xa0;различными нарушениями зрения, развивается зрительное внимание и#xa0;поиск, а#xa0;также все познавательные и#xa0;психические процессы ребенка.

  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Дружинина#xa0;Л.#xa0;А.#xa0;Коррекционная работа в#xa0;детском саду для детей с#xa0;нарушением зрения: Методическое пособие.#xa0;— М. Издательство «Экзамен», 2006.#xa0;— 159 с.;
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Ермаков#xa0;В.#xa0;П. Якунин#xa0;Г.#xa0;А.#xa0;Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и#xa0;воспитание детей с#xa0;нарушениями зрения.#xa0;— М. Гуманит. изд. Центр Владос, 2000.#xa0;— 240 с.
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Жохов#xa0;В.#xa0;П. Кормакова#xa0;И.#xa0;А. Плаксина#xa0;Л.#xa0;И.#xa0;Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и#xa0;амблиопией: Методическое пособие.#xa0;— М. Всероссийское общество слепых, 1989.#xa0;— 54с.;
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Малева#xa0;З.#xa0;П.#xa0;Подготовка детей дошкольного возраста с#xa0;нарушением зрения к#xa0;плеопто-ортоптическому лечению.#xa0;— М. Парадигма, 2009.#xa0;— 127 с.;
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Никулина#xa0;Г.#xa0;В.#xa0;Охраняем и#xa0;развиваем зрение. С-Пб. «Детство-Пресс», 2002.#xa0;— 128 с.;
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Новые подходы в#xa0;коррекционной работе с#xa0;детьми, имеющими нарушения зрения. Под ред. Т.#xa0;А.#xa0;Тюхалкина.#xa0;— Горький, 1989.#xa0;— 88 с.;
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Обучение и#xa0;коррекция развития дошкольников с#xa0;нарушенным зрением / Методическое пособие.#xa0;— С-Пб. «Образование», 1995.#xa0;— 46 с.;
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Плаксина#xa0;Л.#xa0;И. Григорян#xa0;Л.#xa0;А.#xa0;Содержание медико-педагогической помощи в#xa0;дошкольном учреждении для детей с#xa0;нарушением зрения.#xa0;— М. Издательство Город», 1998.#xa0;— 56 с.;
  • #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с#xa0;нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в#xa0;детском саду / Под ред. Л.#xa0;И.#xa0;Плаксиной.#xa0;— М. Издательство «Экзамен», 2003.#xa0;— 256 с.
  • vospityvaem-detej.ru

    • Главная
    • Детский сад
    • Восприятие у детей дошкольного возраста

    Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста

    Муниципальное дошкольное образовательное

    автономное учреждение детский сад №3

    Городское методическое объединение

    2 младших групп

    Консультация для педагогов

    Тема. Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста.

    Воспитатель: Иотко А. В.

    Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

    Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

    Восприятие ребенка непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

    Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию.

    Больших успехов достигает дошкольник в восприятии родного языка, а также в различении простых мелодий. Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета, в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребенка с рождения. Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребенка. Хотя к концу дошкольного возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях еще очень не совершенно. Дошкольник еще не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов, необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений. Так, рассматривая какую – либо картинку он ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой – либо одной детали, не замечая остальные ее особенности. При осязании предмета он берет его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твердости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов, возникающие в голове у ребенка образы воспринимаемых предметов оказываются иногда очень не точными и несовершенными. Дошкольники не умеют подчинять свое восприятие поставленной перед ними задаче, согласовывать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребенка носит недостаточно целенаправленный мало организованный характер. Например, ребенку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидя изображенных на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать.

    Постепенно ребенок переходит от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений. В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первым впечатлениями, а более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие образы восприятия окружающей действительности становятся более богатыми по содержанию.

    Одновременно со зрительным восприятием у дошкольников развиваются и другие виды восприятия, среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые.

    Работа над культурой речи составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка. К концу дошкольного возраста ребенок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

    Развитию музыкального слуха способствуют движения под музыку, пение, слушание музыкальных произведений.

    Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель, согласовывать свое восприятие с тем планом игры, который дает им воспитатель в словесной форме.

    Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого не возможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребенка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольников к поступлению в школу. Школьное обучение сразу предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока и пр.

    Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста

    Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь «ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или «перечеркнуть» и вложить свое содержание» (Ян Корчак) .

    Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

    Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

    Д. Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

    Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность.

    Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

    Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

    Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

    В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

    При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый.

    Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

    Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.

    Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это «Лови шарик», «Коробка форм», «Конструирование по образцу», «Разборка и складывание матрешки», «Разборка и складывание пирамидки», «Парные картинки», «Конструирование из палочек», «Нарисуй».

    Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

  • Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  • Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  • Игра на развитие восприятия формы
  • Игра на развитие восприятия величины
  • В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.

    Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

    Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: «Зайка пришел в гости; «Путешествие», «Мы в гостях» и т.д.

    Менее результативно развивалось целостное восприятие, работа по развитию которого станет приоритетным направлением в средней группе.

    Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать.

    Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает.

    Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”.

    Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

    Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.

    Игра “Спрятались от дождика” (форма) .

    Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

    Взрослый: “Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники.

    Дети по одному выполняют действия.

    Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

    Игра “Грибочки и ежик” (величина) .

    На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок.

    Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

    Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.) .

    На фланелеграфе – море, большие рыбки — мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”.

    Игра “Большой и маленький предмет”

    Где большой грибок? Где маленький грибок?

    «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их.

    Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза) . Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза) . Послушайте, что я хочу вам рассказать…»:

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно.

    С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко.

    Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей) . Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку.

    Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

  • Заключительная часть: Прощание с волшебной лампой.
  • Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю.

    Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, психолог запутывает их; поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и так далее.

    Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча – мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

  • Основная часть
  • Упражнение «Распутай нить»

    Детям предлагается распутать волшебную нить с контроллером и выложить из нее круг.

    Педагог дает поручение ребенку подать ему тот или иной предмет, описывая его внешние характеристики.

    Упражнение «Что звучит?»

    Дети садятся напротив взрослого. Педагог включает различные звуки, дети должны догадаться о их происхождении.

    Упражнение «Дорисуй фигуру»

    Дети берут планшет для рисования и фломастеры. Педагог просит детей нарисовать круг, квадрат, треугольник и превратить эти фигуры в разные предметы.

  • Психогимнастика: «Сделай по рисунку и замри»
  • Дети прыгают под музыку, когда педагог показывает детям рисунки с различными позами – схемами, то они должны принять эту позы и замереть.

    Сегодня мы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы — лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно.

    Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей) . Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно.

    Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу.

    Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

  • Вводная часть:Приветствие «Давайте поздороваемся»
  • Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути определенным образом: 1 хлопок – дети здороваются за руку, 2 хлопка – касаются друг друга плечиками, 3 хлопка – касаются спинками.

    Упражнение «Сенсорная дорожка»

    Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в путешествие по волшебному лесу и пойдут они туда по тропинкам. Идти надо будет медленно, внимательно глядя под ноги, и нужно будет говорить о том, что ощущают ножки.

    Упражнение «Найти и покажи»

    Педагог спрашивает детей, кого можно встретить в лесу? Затем предлагает детям рассмотреть игрушки на полянке и рассказать, какие они на ощупь. После этого педагог говорит, с какой поверхностью игрушку надо найти. А дети ее показывают (твердую, мягкую, колючую, пушистую, скользкую, гладкую) .

  • Задания на развитие зрительного и слухового восприятия:
  • Упражнение «Забавные превращения»

    Детям показывают картинки с различными контурами животных и просят отгадать, кто это?

    Упражнение «Изобрази животных» (пальчиковый театр)

    В комнате выключается свет. Дети с помощью пальцев рук изображают диких животных и смотрят на проекцию на стене.

    Упражнение «Голоса леса»

    Дети слушают щебет птиц в волшебном лесу. Затем отправляют к водопаду и слушают шум подающей воды и наблюдают за ее струями.

    Педагог читает детям стихотворение, а они его инсценируют:

    Сидели два медведя на тоненьком суку,

    Один читал газету, другой месил муку.

    Раз ку-ку, два ку-ку, оба плюхнулись в муку.

    Чудесный летний день! Голубое небо, ласковое, теплое солнце… Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение бодрости и свежести охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги.

    Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

    Ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, отдыхаем, засыпаем…

  • Заключительная часть. Прощание с волшебной лампой.
  • Вводная часть. Ритуал начала занятия «Приветствие волшебных шариков».
  • — Посмотри, как наши волшебные шарики улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давай улыбнемся им и поприветствуем, помашем им рукой и скажем: «Здравствуйте!»

  • Основная часть.
  • Задания на развитие тактильной чувствительности:
  • Дети подходят к сухому душу из разноцветных лент. Педагог обращает внимание на ленты, называя их признаки (длинные, гладкие) . Затем показывает как можно на одной, а затем на двух лентах завязать узелок. Дети учатся завязывать узелки.

    Упражнение «Узнай предмет»

    Детям сообщается о том, что им предстоит запомнить цвет, форму, величину предметов, которые им будут предъявлены на короткое время.После этого взрослый снимает салфетку с предметов на 30 секунд, затем вновь накрывает их и просит детей по памяти назвать, например: цвет треугольника; форму красного предмета; величину треугольника.

    Упражнение «Эмоциональный рассказ»

    Педагог вместе с детьми составляет рассказ с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Педагог рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание героя рассказа с характером поверхности предмета. Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий – злой) .

    Упражнение «Рисование в парах»

    Дети берут планшет для рисования один на двоих и фломастеры. Педагог просит посмотреть друг другу в глаза и затем начать рисовать. Старайтесь выразить свои чувства.

    Если вы хотите общаться друг с другом, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

    Педагог предлагает детям послушать музыку. В такт музыке ребенок должен хлопать в ладоши, затем топать ногой и одновременно выполнять различные движения.

    Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников.

    Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… у них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев. Дышим легко…ровно…глубоко… Вам хорошо и спокойно.

    Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

  • Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте».
    1. Разминка «Продолжи движение»
    2. Дети стоят в кругу. Психолог предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет делать какое-нибудь движение. По моему хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так по кругу».

      Психолог предлагает ведущему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и так далее) . После хлопка ведущий должен замереть, а его сосед продолжить это движение. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все желающие.

      Упражнение «Найди одинаковые шарики»

      Детям предлагает на ощупь найти шарики с одинаковым наполнителем.

      Упражнение «Что это?»

      Ребенок закрывает глаза. Педагог ему предлагает пятью пальцами дотронуться до предмета. По фактуре нужно определить материал (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл и т.д.) .

      Упражнение «Не ошибись»

      Педагог показывает детям образец постройки, состоящий из предметов разной формы, величины, цвета. Дети рассматривают его и анализируют. Затем педагог просит детей построить такую же постройку.

      (Можно использовать дидактические пособия Блоки Дьеныша, Цветные палочки, Магнитные фигуры – доска Сегена) .

      Упражнение «Где звучало?»

      Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо становится в стороне от него (слева, справа, сзади) и издает звуки (звенит, шуршит, дудит) Ребенок, не открывая глаза, должен показать направление, откуда доносится звук.

      Упражнение «Различай веселую и грустную музыку»

      Детям выдаются по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначавшую данный характер музыки.

    3. Психогимнастика: упражнение «Солнышко и тучка».
    4. Солнышко зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторять 2 – 3 раза.

      Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен.

      Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове.

      Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей) . А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу… Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь.

      Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.

      Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

      3. Заключительная часть. Прощание с волшебной лампой.

      Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа. Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладошку соседа слева и при этом хором, в такт хлопкам, приговаривают: «Летел лебедь, сказал девять» или любое другое число не больше двадцати.

      Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен отдернуть вовремя руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова и он же определяет новое число.

      Упражнение «Заплетаем косу»

      Педагог просит детей подойти к сухому душу из лент. Обращает внимание на ленты и их признаки. Затем предлагает детям заплести из лент косички по образцу предложенным педагогом.

      На столе раскладываются предметы, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает ребенку любой предмет и просит его достать из мешочка.

      Упражнение «Сложи коврик — пазл»

      Педагог показывает детям пазлы разной сложности и дает задание сложить их. Дети выкладывают на полу коврики – пазлы.

      Упражнение «Что нужно делать?»

      Если звучит колокольчик, нужно топать, шуршит кубик – хлопать, свистит свисток – присесть и т.д. Дети выполняют движения согласно инструкции.

    5. Психогимнастика: Этюд «Потянулись — сломались» (по В. Баскакову) .
    6. Исходное положение стоя, руки и все устремлено вверх, пятки от пола не отрывать. Психолог говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисли.

      Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол (сели на корточки) …лежим (сидим) , отдыхаем, хорошо». Упражнение повторяется несколько раз.

      Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие.

      Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей) . Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.

      Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.

      Улыбнитесь своему шарику.

    7. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой. — СПб.: Хока, 2007. – 416с.
    8. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: Аркти, 2006. – 80с.
    9. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2010. – 88с.
    10. Чистякова М. И. Психогимнастика / под. ред М. И. Буянова. — М.: Просвещение, 1990. -128с.
    11. Другие статьи по теме:

      Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

      Физическое воспитание детей дошкольного возраста — Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС.

      Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно дейс.

      Восприятие в дошкольном возрасте

      Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Городское методическое.

      Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

      Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С.

      Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила вниман.

      Дидактическое пособие «Деревья» для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста. Цель дидактического пособия : • развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей млад.

      Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

      Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р.

      Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Добрый день! «Воспитание сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста». Актуальность данной темы возникла в связи с тем что я раб.

      Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль.

      raguda.ru

      Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста

      Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь "ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или "перечеркнуть" и вложить свое содержание" (Ян Корчак).

      Для развития любого психического процесса существует "свой" сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

      Д.Б. Эльконин подчеркивал что "процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны "рекламации" нельзя возвратить юношу в школу для "доделки", "доразвития". (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

      Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

      Восприятие младших дошкольников (3–4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

      При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

      На развивающих занятий этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

      Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.

      Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это "Лови шарик", "Коробка форм", "Конструирование по образцу", "Разборка и складывание матрешки", "Разборка и складывание пирамидки", "Парные картинки", "Конструирование из палочек", "Нарисуй".

      Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.

    12. Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
    13. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
    14. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
    15. Расширять кругозор детей.
    16. Формировать познавательную активность, любознательность.
    17. Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.

      1. Игра на развитие восприятия цвета
      2. Игра на развитие мелкой и общей моторики
      3. Дополнительные игры, развивающие восприятие вкуса, пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.
      4. Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: "Зайка пришел в гости; "Путешествие", "Мы в гостях" и т.д.

        Длительность занятий 15–35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

        Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

        Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными. Особенно эффективно подействовали игры и занятия на развитие восприятия величины: в начале года низкий уровень показали 41% обследуемых детей, после вторичной диагностики – 8% детей; формы – низкий уровень у 39% детей и 5% на выходе; цвета – начальная диагностика – 48%, заключительная – 3% детей.

        Детей, с которыми впервые на практике использовалась данная программа, удалось довести до выпуска из детского сада, почти у всех ребят высокий и средний уровень психологической готовности к школе; в этом есть заслуга работы, проводимой с ними в 3-4 года.

        В качестве образца предлагаю вам для ознакомления три занятия программы.

        Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.

        Игра “Волшебный мяч”

        Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

        Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”. Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

        Игра “Спрятались от дождика” (форма).

        Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

        Дети : “Под зонтики”.

        Игра “Собери капельки в стакан” (цвет)

        Игра “Грибочки и ежик” (величина).

        На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

        Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.

        Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.

        Игра “На что похожа эта фигура”

        Цель: учить детей группировать предметы по форме.

        Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

        Игра “Помоги рыбкам” (на фланелеграфе)

        Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

        Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

        Принеси маленький мячик, принеси большой.

        Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

        Цель: развитие мелкой моторики рук.

        пальчики ходят в гости, шагают;

        Совместное рассматривание картинок в книге “Где мы были летом” серии “Крапуз”

        Цель: расширять знания детей об окружающим мире, активизировать речь и внимание детей, развитие эмоционального мира детей.

        побуждающие детей найти и показать те или иные изображения;

        побуждающие детей строить простые фразы;

        побуждающие детей сочувствовать, сопереживать;

        привлекающие внимание детей к причинам и следствиям эмоциональных состояний (мальчик радуется, потому что нашел гриб, играет с собакой и т.д.)

        Итог занятия: словесное поощрение каждого ребенка, слова благодарности.

        Цель: закрепление знаний о признаках осени, полученных на речевых занятиях; учить называть цвета, закреплять умение сравнивать предметы по цвету.

        Беседа об осени

        Расправив широкие крылья,

        Над желтым простором полей.

        Плывет в небесах эскадрилья

        Спешащих на юг журавлей.

        Осенний старательный ветер

        Листву по дороге разнос.

        И серые тучи на небе

        Прольются осенним дождем.

        Какое сейчас время года?

        Как изменилась природа осенью?

        Какого цвета листья на деревьях?

        Птички куда улетают на зиму?

        Какая погода на улице?

        Игра “Подбери шарик” (цвет)

        Педагог: “Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу”.

        Игра “Посади на свою скамеечку” (форма).

        Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).

        Педагог: “Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и “посадит” на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры”.

        Игра “Выбери пуговки” (величина).

        Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

        Рассказываем стихи руками.

        Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.

        Яблоки на веточках висели и скучали

        Девочки и мальчики ветки раскачали

        Яблочки о землю громко застучали.

        Веточки на яблоньке повисли от печали

        Руки вверху, “дерево”, наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово

        Руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз, взмахи кистями рук на каждое слово

        Наклон туловища вперед, руки делают размашистые движения в стороны (как маятник) на каждое слово

        Яблочки о землю громко застучали

        Полу приседая хлопаем ладонями по коленям

        Для современных педагогов направление моей работы по развитию познавательных процессов покажется очень простым занятием, кто-то подумает, что изобретается "велосипед", давно изобретенный. Мне же хочется процитировать слова известного ученого Циолковского: "Сначала мы "открываем" то, что знаем сами, затем мы "открываем" то, что знают все, и только потом мы "открываем" то, чего никто не знает".

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai