Воспитание самодисциплины у детей

Воспитание психологически устойчивых детей

Психологически устойчивые дети готовы к вызовам, которые им ежедневно преподносит жизнь. Они способны эффективно решать проблемы, полноценно восстанавливаться после неудач и компетентно справляться с трудностями. Помогая детям формировать психологическую устойчивость, мы вооружаем их инструментами для решения жизненных проблем – как больших, так и малых.

Психологически устойчивые дети не действуют жестко и не подавляют свои эмоции. Они не становятся упрямыми и относятся к другим людям доброжелательно. Психологически устойчивые дети работают над своей гибкостью, адаптивностью, способностью быстро восстанавливать душевные и физические силы и смело и уверенно раскрывать свой потенциал.

Помощь ребенку в развитии психологической устойчивости требует трехстороннего подхода: обучения изменять негативные мысли на более реалистичные, контролировать свои эмоции таким образом, чтобы они не контролировали самого ребенка, и демонстрировать примеры эффективного поведения независимо от обстоятельств.

Существует несколько воспитательных стратегий, методов дисциплины и обучающих инструментов, которые могут помочь детям стать сильнее. В этой статье представлены десять стратегий помощи ребенку в развитии психологической устойчивости:

1. Учите конкретным навыкам

Дисциплина не должна заключаться в наказании, она должна заключаться в обучении. Рассматривайте плохое поведение вашего ребенка как возможность научить его конкретным навыкам, таким как навыки решения проблем, контроль над побуждениями и самодисциплина. Они помогут ребенку вести себя более эффективно даже в тех ситуациях, когда он сталкивается с искушениями, тяжелыми условиями и сложными неудачами.

2. Позволяйте ребенку совершать ошибки

Позвольте ребенку получать важные жизненные уроки, совершая собственные ошибки. Расскажите ему о том, что ошибки являются частью процесса обучения, и поэтому не нужно стыдиться или испытывать неловкость тогда, когда ты сделал что-то не так. Когда это безопасно, пусть наступают естественные последствия ошибок. Поговорите с ребенком о том, как в следующий раз избежать повторения аналогичной ошибки.

3. Предотвращайте негативное мышление

Дети не могут чувствовать себя психологически устойчивыми, если занимаются самоуничижением, упиваются тревожными мыслями или делают мрачные прогнозы. Учите ребенка уметь утихомиривать свои негативные мысли, думать более реалистично и даже позитивно. Оптимистичный взгляд на неизбежные жизненные трудности помогает детям максимально раскрыть свой потенциал.

4. Помогайте ребенку встретиться со своими страхами

Если ваш ребенок избегает делать то, что считает страшным, он никогда не получит уверенность в своей способности справляться со стрессом. Если он боится темноты или опасается пробовать что-то новое, помогайте ему мужественно преодолевать свои страхи. Когда дети успешно справляются со своими страхами, они способны с уверенность выходить за пределы своей зоны комфорта и становиться еще сильнее.

5. Позволяйте ребенку чувствовать дискомфорт

Хотя желание прийти на помощь ребенку в тот момент, когда он испытывает трудности, вполне естественно, спасение от всех бед только укрепит его чувство беспомощности. Если ваш ребенок расстраивается по поводу домашней работы по математике или изо всех сил пытается решить спор с другом, позвольте ему испытать определенный дискомфорт и дайте возможность решить проблемы самостоятельно. Дети развивают психологическую устойчивость тогда, когда учатся справляться со своими эмоциями.

6. Сосредоточьте внимание на формировании характера ребенка

Для принятия верных решений детям нужны твердые нравственные ориентиры. Старайтесь прививать ребенку истинные ценности. Создавайте возможности для жизненных уроков, которые будут регулярно подкреплять значение ваших ценностных убеждений. Например, подчеркивайте важность честности и сострадания, а не победы любой ценой. Дети, которые понимают значение моральных ценностей, чаще принимают здравые решения – даже когда другие не согласны с их действиями.

7. Сделайте благодарность приоритетом

Благодарность – прекрасное лекарство от жалости к себе и других вредных привычек, мешающих ребенку стать психологически устойчивым. Помогайте ребенку узнавать все хорошее, что есть в мире, чтобы даже в худшие свои дни он знал, что ему есть за что испытывать глубочайшую признательность. Благодарность может улучшить настроение ребенка и побудить его к превентивному решению проблем.

8. Утверждайте личную ответственность

Развитие психологической устойчивости предполагает принятие личной ответственности. Когда ребенок совершает ошибку или плохо себя ведет, разрешайте ему объяснять мотивы своего поведения, но не позволяйте оправдываться. Делайте замечания, если он пытается обвинять других в том, что он думает, чувствует или как ведет себя.

9. Учите ребенка навыкам управления эмоциями

Развитие психологической устойчивости требует четкого осознания детьми своих эмоций. Не нужно подавлять свои чувства, но необходимо выбирать здоровые способы управления ими. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями, такими как гнев, печаль и страх. Когда дети понимают собственные чувства и знают, как поступать с ними, они становятся лучше подготовленными к решению проблем.

10. Демонстрируйте психологическую устойчивость на собственном примере

Лучший способ побудить ребенка к развитию психологической устойчивости – это демонстрировать ему свою собственную психологическую устойчивость, а не только рассказывать о ней. Говорите о своих личных целях и показывайте ребенку, что вы принимаете меры, чтобы становиться сильнее. Сделайте самосовершенствование и психологическую устойчивость жизненным приоритетом и избегайте поступать так, как психологически устойчивые родители не поступают.

childdevelop.ru

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно четкую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья — таково общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране — у них более общий характер. Большинство специалистов приходит к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — к выяснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие:

— невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.);

— низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

— двойная нагрузка на женщину в семье — в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч;

— высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема воспитания детей;

— бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

— обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бытовой почве не исчезают с газетных страниц;

— увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Впервые за последние 70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (5—6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школыинтернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров.

Что же может предложить педагогика для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия? Педагоги перестраивают свою деятельность по отношению к семье в плане гуманизации отношений. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей. Далее, происходит объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях. Наконец, необходима координация усилий школы и гуманитарных фондов, обществ, волонтерских организаций, в частности организаций Красного Креста, разработка совместных благотворительно-воспитательных программ.

studfiles.net

Воспитание ребёнка – сложный процесс. Большинство молодых родителей становятся перед выбором, какой путь воспитания малыша избрать, чтобы вырастить хорошего человека. Изначально неправильно выбранный подход, или сочетание нескольких приёмов со стороны родителей, часто приводит к поведенческим проблемам у детей.

Некоторым папам и мамам нравится демократия, а кто-то принимает авторитарную позицию в обращении с ребёнком. Встречаются мамы, которым хочется проявлять снисходительность, а папе — строгость, или, наоборот, мать, обожая своё чадо, боится его избаловать, выполняя любой каприз, а отец балует дитя, несмотря на осуждающие взгляды супруги. Воспитательный процесс многогранен.

Все родители хотят, чтобы жизнь их ребенка сложилась счастливо, чтобы, когда он вырос, у него была дружная, любящая семья. Но счастье — это не просто случайность, удача. Во многом оно зависит от того, как воспитали человека родители, какие у него морально-этические принципы, каковы взгляды на отношения между мужчиной и женщиной.

Многие родители не спорят с важностью и необходимостью полового воспитания своего ребёнка. Однако не все знают, как это делать и когда. Половое воспитание является составной частью нравственного воспитания и связано с рядом специальных и медицинских проблем. Оно должно помочь формирующейся личности освоить роли отца или матери, мужа или жены в соответствии с общественно-моральными принципами, этическими требованиями. Половое воспитание должно начинаться и вестись с учетом возраста и ошибок здесь быть не должно.

Важным вопросом в детском воспитании продолжает проблема детских страхов. Как часто, глядя на ребёнка, кажется, что все неприятности детского возраста легко проходящие, а поэтому не очень серьёзные. Тем не менее, маленькие дети часто испытывают большие детские страхи. Стоит ли к ним относиться серьёзно? Нужно ли что – то делать с этой проблемой или всё само собой разрешится? Следует знать, что к детским страхам нужен дифференцированный подход с выяснением причины, иначе ситуация может усугубиться и постепенно перерасти в психическое заболевание или в невротическое расстройство.

Как же поступить родителям, чтобы не навредить ребёнку? В разделе воспитание ребёнка и детская психология можно прочитать советы по различным направлениям в воспитании.

В этом рзделе сайта будут рссмотрены следующие темы:

Возрастные особенности детей: Врожденные формы психики и поведения. Двигательная активность ребенка. Темпы адаптации. Особенности психики. Проблемы раннего детства. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению. Варианты развития детей. Характеристики пубертатного периода.

Воспитание детей: Роль родителей в развитии ребенка. Принятие родителями ребенка. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. Воспитание и потребность смысла жизни. Цели воспитания. Влияние семьи на становление личности. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка.

Детская коммуникация: Как помочь ребенку “разговаривать”. Негативистическая демонстративность. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Контакты в ходе совместных действий.

Психические процессы у детей: Восприятие и память. Речь и мышление. Фантазия. Слух и слушание. Воля. Внимание.

Психологические проблемы детей: Темпы адаптации. Сон ребенка. Детские неврозы. Проблемы раннего детства. Независимость ребенка. Уход от реальности детей.

Психология образования: Психологическая готовность к школьному обучению. Личностная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Волевая готовность к школьному обучению. Нравственная готовность к школьному обучению. Процедура определения психологической готовности к школе. Влияние образования на формирование личности.

Развитие ребенка: Функции фантазии. Закаливание. Темпы адаптации. Игрушки. Как помочь ребенку разговаривать. Роль родителей в развитии ребенка. Построение воспитывающего диалога. Воспитание и потребность достижения. Цели воспитания. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Развитие речи ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Влияние образования на формирование личности. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.

Развитие практической деятельности детей: Непосредственное действие, начало опосредованного действия, целенаправленные попытки, конструктивный подход.

«Как ты мне надоел!» и другие фразы, которые не нужно говорить ребенку

Существуют выражения, которые все мы иногда говорим детям. Но лучше бы эти фразы забыть и не употреблять никогда. Наверняка вы, и не раз, оказывались в ситуации мультизадачности: когда одной рукой вы варите суп, другой гладите белье, а в это время ребенок пристает с расспросами, чем питаются хомячки, а ваша голова (или спина) невыносимо болит. В такие моменты мы меньше всего контролируем наш словесный поток, который может обрушиться на того, кто, как говорится, попал под руку. И чаще всего этот кто-то – наши дети. Вот что они могут услышать.

Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко (папка-передвижка)

Для формирования здорового образа жизни необходимо рассказывать ребенку о профилактике заболеваний, сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Однажды переболев, ребенок научится сравнивать состояние здорового и больного человека. Ребенок должен знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать детям возможность обменяться опытом, рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болело горло, живот, голова. О множестве причин, которые приводят к болезням, и о том, как избегать болезней, надо рассказать ребенку. Бывает нелегко убедить ребенка мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго перед компьютерными играми или перед телевизором и т.д. Ребенку сложно осознать связь между болезнью и ее причинами, научить его заботиться о своем организме, не вредить ему крайне важно.

Вещи, которые нужно сделать вместе с ребенком

Каждый родитель желает своему ребенку счастья, но что же делать, чтобы детство вашего чада стало самым-самым счастливым на практике, и в детских воспоминаниях еще долго вызывало внутреннюю улыбку. Уже будучи взрослым, ваш «малыш» всегда будет помнить эти незабываемые моменты, и вас, дорогие родители!

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Игрушка в жизни ребенка (папка-передвижка)

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Как выбрать ребенка для усыновления или опекунства

Решение о принятии ребенка в семью – довольно сложное, ведь необходимо обладать определенными качествами и безграничной любовью и заботой. Даже после принятия такого решения, потенциальные мама и папа, сталкиваются с трудностями. На повестке дня стоит вопрос о том, каким должен быть ребенок: мальчик или девочка, возраст, даже внешность играет свою роль. Именно этот этап является наиболее сложным для будущих родителей, и, как правило, решение этого вопроса занимает большое количество времени.

Как избавиться от раздражения: техника 1-3-10 и АСВ

Иногда окружающие могут просто вывести вас из себя, и тогда начинаешь кричать и теряешь контроль над ситуацией. Вам это знакомо? А если этот окружающий — ваш родной ребенок или другой близкий человек? Вы же осознаете, что что кричать, ругаться и распускать руки недопустимо, потому что:

Как объяснить ребенку откуда берутся дети

Воспитывая ребёнка и наблюдая за тем, как он подрастает, многие родители с волнением, а некоторые, может быть, и со страхом ожидают того момента, когда их ребёнок захочет узнать историю своего появления на свет.

Можно ли гулять с температурой

Каждая мама сталкивалась с решением сложного вопроса: А можно ли гулять при температуре с ребенком? И каждая мама ждет от лечащего врача конкретного ответа – либо, да, и идем гулять, либо нет – и сидим дома, укутавшись в одеяло. Под словом «гулять» подразумевается выход ребенка из помещения и непосредственный контакт с окружающей средой – солнышком, свежим воздухом, ветром, даже морозом и снегом. Нельзя сказать однозначно, можно гулять или нет, первоначально необходимо учитывать множество факторов, а именно – диагноз, состояние ребенка, возраст, погодные условия, какое лечение проводится и так далее.

Несколько советов мамам по воспитанию мальчика

Не секрет, что воспитание сорванца в корне отличается от воспитания принцесски. Мамы строги с хулиганскими проделками и не так активно проявляют свои нежные чувства с сыновьями, как с дочерьми, а зря. Вот несколько советов по воспитанию мальчишки, к которым вы все равно когда-либо бы пришли своим умом. А может быть вы итак все это знаете, тогда все равно не лишним будет прочитать и систематизировать.

Полезные речевые шаблоны для детей

В жизни существует множество фраз способных сгладить назревающую конфликтную ситуацию или просто улучшить отношения между людьми. Зачастую, мы не задумываемся, что говорим и какие именно фразы используем. Мы реагируем на ситуации по привычным шаблонам, и если в ребенке с детства закрепить эти шаблоны, его (и ваша) жизнь станет гораздо комфортнее. В них не только проявление вежливости, они работают на улучшение качества жизни. Эти фразы, безусловно, пригодятся и многим взрослым.

Разговоры перед сном об обыденном и сокровенном

Время бежит, и вот так может оказаться, что ребенок вырос, а вы так и не знаете его, потому что не смогли вовремя поговорить по душам. Поэтому, перед тем как сказать ребенку «Спокойной ночи», задайте ему один-два вопроса из нашего списка. Как правило, в течение дня у нас ни на что не хватает времени, и мы ограничиваемся просьбами или приказами: «сделай», «не забудь», «поправь». «Вопросы под подушкой» помогут начать разговор по душам с сыном или дочерью и узнать о ребенке много нового.

Ребенок ругается матом

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда?! Что делать, если ребенок ругается грубыми словами или даже матом? Ответ зависит от того, в каких ситуациях это происходит.

Что делать, если чужой взрослый ругает вашего ребенка

Чужой взрослый ругает вашего ребенка? Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. Зачастую такое поведение чужого взрослого обусловлено безразличием к сложившейся ситуации родителей ребенка или взрослых, под присмотром которых он находится. Ваш ребенок забирает у другого игрушку, а вы сидите и с улыбкой наблюдаете, или сплетничаете с соседкой по скамеечке, может быть болтаете по телефону? В таком случае статья для вас, поскольку с ребенком под присмотром такого, как правило, не происходит. От агрессивного напора чужого взрослого теряется не только ребенок, но, порой и родители, не зная, что делать. Давайте посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка крайне важно, как прореагирует его родитель.

www.7gy.ru

Патриотическое воспитание детей школьного возраста

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Россия — Родина моя — плакат

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении? Есть люди, которые родились вдали от Родины предков, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

Понятие «Я — патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.

Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.
    1. Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.
    2. Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.

    Гражданско-патриотическое воспитание — состав

    Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

    Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.
  • Военно-патриотические воспитание — знание военной истории страны и готовность ее защищать

    Задачи патриотического воспитания на примере школы

    • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
    • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
    • Цель — воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.
    • Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью. Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.

      Урок обществознания — один из методов патриотического воспитания

      В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

      В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность. Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.

      Совместные акции ко Дню Флага РФ

      Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

      Методы патриотического воспитания

      Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

      При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.

      Составление родословного дерево — метод патриотического воспитания

      Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

      • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
      • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

      Встреча с ветеранами войны и труда — важный метод ВПВ

      Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

      Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.

      Посещение музея в День Победы

      Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

      Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.

      Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

      Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

      Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

      В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.

      Патриотические игры проводятся уже с первых классов

      В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

      В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.

      Соревнования на знание истории страны

      Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

      Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

    • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
    • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
    • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
    • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
    • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
    • Гуманный подход к личности ребенка.
    • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
    • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
    • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.
    • Конкурс патриотического рисунка

      Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

      detki.guru

      Воспитание у детей любви к родному краю

      Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

      «Кузбасский региональный институт повышения квалификации

      и переподготовки работников образования»

      Факультет повышения квалификации

      Кафедра дошкольного образования

      Воспитание у детей любви к родному городу (краю)

      Лобова Елизавета Николаевна,

      воспитатель МБОУ «Ягуновская СОШ»

      Мельник Елена Ивановна,

      методист кафедры дошкольного образования

      Воспитание у дошкольников любви к родному краю ………………

      Способы реализации привития любви к родному краю……………..

      Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

      Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

      Природа очень рано входит в жизнь малыша. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.

      К данной проблеме в свое время обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

      В чем же актуальность данной темы? В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.

      Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании дошкольников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

      Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:

      духовно обогатить ребёнка,

      поддержать его интерес к прошлому и настоящему,

      воспитать любовь к своей малой Родине.

      Цель нашей работы: создание условий для привития любви к родному краю;

      содействие развитию патриотического воспитания в дошкольном учреждении;

      обеспечение условий для воспитания любви к родному краю.

      познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы;

      пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

      научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;

      приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;

      знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;

      воспитать интерес и уважение к обычаям народов Кузбасса.

      Воспитание у дошкольников любви к родному краю

      Знание родного края – наша

      сила и величие Родины.

      Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

      Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине [1; 15].

      Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине (малой и большой, своей семье, обществу (культуре, истории, государству. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Именно в семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю, преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

      Нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность [1;17].

      Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм — чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта.

      Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, её нравственной глубиной.

      Способы реализации привития любви к родному краю

      Работа по воспитанию любви к родному краю нравиться не только ребятам, но и воспитателям, родителям. Данная работа очень нужна, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.

      И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

      Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений — колыбельных, а затем и других форм устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию [7;30] .

      В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождаю прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

      Использование в работе небылиц которые очень близки к прибауткам, предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название – «небылицы»). В основе небылицы — парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что «так не бывает», ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное[4;50].

      Уже с младшей группы нужно знакомить детей со считалкой, одной из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма — ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка.

      Также в работе необходимо использовать и народные загадки — краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов — метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причём в опоэтизированной форме: «Сидит девица в темнице, коса — на улице». Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними.

      Использование пословиц и поговорок необходимо для привития любви к родному краю. В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно детям.

      В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть [3;40].

      Работу по воспитанию любви к родному краю нужно начать с изучения литературы и систематизации материала в картотеке.

      Далее нужно создать соответствующую развивающую среду: оформила патриотический и книжный уголки и уголок природы.

      Перед тем, как приступить к планированию работы, необходимо провести анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, диагностику.

      Оценка осуществляется по таким критериям: 1. Знание государственной, городской символики. 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка. З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха). 4. 3нание русских, народных сказок. 5. Национальные костюмы. 6. Знание известных людей города и России [2:144] .

      В работе нужно использовать разнообразные формы, такие как посещение краеведческого музея города; памятников; изучение краеведческой литературы о городе и крае; организация выставки фотографий и открыток; сбор и систематизация пословиц и поговорок, отражающих разные стороны жизни русского народа; посещение Областной детской юношеской библиотеки.

      Приобщение к народным праздникам и традициям — важная особенность патриотического воспитания. Широко использую все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, приобщаю детей к нравственным общечеловеческим ценностям.

      Любовь к Родине, к своему народу начинается с малого — с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

      При организации работы в данном направлении используются специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно — ролевые игры, богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки.

      Развивала умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. На занятиях и экскурсиях «Наш детский сад», «Природа своего края», «Улицы города» и «Праздничный город» дети знакомились с памятными местами и достопримечательностями, особенностями родной природы, с символикой и с известными людьми страны.

      В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, воспитывала интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Нужно как можно больше читать с детьми, инсценировать сказки, участвовать в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха и День смеха.

      Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

      Для реализации воспитания любви к родному краю должны организовываться занятия в группе, проводиться наблюдения, проектная деятельность: «Как сарафан в поле вырос», «Что такое волокно», «Богатыри земли русской», «Путешествие хлебного зернышка». Должны сформироваться конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходить знакомство с различными материалами — бумагой, деревом, тканью.

      Необходимо создать книгу «Откуда хлеб пришёл»; проводить конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, кормушка для птиц, Символ года.

      Большое место в организации работы по теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Нужно использовать игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами, игры- драматизации по сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

      Через игру, систему занятий, организацию выставок поделок и рисунков нужно дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

      Так же немаловажную роль в воспитании любви к родному краю играют и родительские собрания. Необходимо провести родительское собрание «О важности патриотического воспитания дошкольников», консультации: «Мой Кузбасс», «Традиции народов России», «Надо ли знакомить ребёнка с устным народным творчеством». Совместно с родителями и детьми важно посещать краеведческий музей, занятия в Областной Детской Юношеской библиотеке. Мамы и папы должны участвовать в создании книг «Природа Кузбасса» и «Путешествие Звёздочки», в фотовыставке «Я и моя мама», «Зимние забавы», в конкурсах рисунков и поделок «Дары леса», «Символ года», «Друзья природы», «Здравствуй, солнце», «Памятные места Кузбасса», «Кем я хочу стать».

      Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

      Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности[5;132].

      Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

      Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

      Одним, из приоритетных направлений в дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

      И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

      Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

      Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.

      infourok.ru