Воспитание нравственных и волевых качеств у дошкольников

/ Воспитание нравственно-волевых качеств

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников.

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА — это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

ВОЛЯ — это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления.

Личность с помощью воли осуществляет регуляцию и саморегуляцию активности.

Регуляция — это функция воли, которая проявляется как усиление или как торможение побуждений, переживаний, рассуждений, действий. Торможение двигательной активности дается детям с трудом. Оно развивается от упражнения. Чем чаще ребенок упражняется в торможении, тем легче оно образуется. Но непрерывное торможение вредно: бесконечные запрещения делают ребенка робким, несамостоятельным.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания развиваются процессы внутреннего торможения, и ребенок становится способным к целевой деятельности.

Развивающиеся у детей процессы торможения помогают им в различных случаях преодолевать свои желания. Но все эти стороны волевого процесса развиты слабо, неустойчивы. Ребенок часто отвлекается и меняет цели своей деятельности. Чтобы преодолеть трудности, ему необходима поддержка, помощь воспитателя. Постепенно волевые действия усложняются, детям становятся доступны все более сложные цели, появляется представление о результатах своей деятельности, своих действий.

Таким образом, воля дошкольника проявляется в самостоятельности, выражающейся в произвольных движениях, в способности ставить перед собой несложные цели, в стремлении их выполнить, т.е. довести дело до конца, в умении преодолевать некоторые трудности.

В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение и другие, которые дают возможность для формирования нравственно-долевых качеств детей. Под воздействием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки. Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т.д., используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старатель-ть, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивают результаты труда, деят-ти на занятиях.

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять ини-циативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре.

Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия.

Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, злых существ. Это следствие неправильного воспит-я в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, добиваясь его послушания, разрешают детям смотреть ТВ вез учета возраст. особ-тей.

Воспитатель тактично, спокойно, разъясняет детям несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольниками использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешки, иронических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Старших дошкольников воспитатель упражняет в сознательном преодолении страха.

Вся обстановка ДС и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должен способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенной проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины.

Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослого. Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях в глаза.

Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям.

Не следует обещать того, чего не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности.

В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, приводит известные детям примеры из их жизни.

В индивидуальных беседах с ребенком, проявивший лживость, педагог стремится раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их. От взрослых требуется контроль за действиями таких детей. Однако ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Лживость следует отличать от фантазирования детей. Сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.

Большим достоинством человека является скромность. Ото качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы.

Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка. Воспитание в коллективе пре-дупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных качеств личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.). Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспитатель учит дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства

studfiles.net

  • Главная
  • Воспитание
  • Нравственные качества дошкольников

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры

Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра — самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

«Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

Примерные вопросы: Когда человек испытывает страх, что он делает?

Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

Что доставляет людям веселье?

Человек тихий, мягкосердечный.

Когда человеку невесело, какой он?

Человек, которому можно довериться?

Человек, не испытывающий страха? и т. п.

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится? »

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход : дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр?. строители?. врачи?. садовники и лесники?

Как быть внимательным?

Зачем нужна вежливость?

«Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников»

«… из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств — главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро… ». Л. Н. Толстой

Вы сегодня увидели игровой досуг «Путешествие с страну Добра». Целью которого является формирование у детей представлений о нравственных качествах; воспитывать стремление совершать добрые дела; воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоуважения; знакомить с нормами христианской этики; пробудить у них желание к приобретению добрых привычек.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую наблюдают педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л. С. Выготский; Д. Б. Эльконин; Л. И. Божович, А. В. Запорожец; Я. З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания.

Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы моей работы: формирование нравственных качеств личности у дошкольников старшего возраста.

Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы, то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания, должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм на основе активных форм взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу.

В соответствии с ФГТ мною использовались следующие формы организации детей: непосредственно организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная детская деятельность, дополнительное образование детей по программе «Добрый мир».

НОД включала в себя различные формы работы с детьми:

— Ознакомление с народным фольклором

— Беседы духовно-нравственного содержания

— Выставки детского творчества

— Экскурсии по городу и к Храмам

— Индивидуальная работа с детьми (ситуативные разговоры) .

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника красной нитью проходит в содержание всех образовательных областей:

• формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения,

• формирование семейной гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

• приобщение детей к истокам русской народной культуры

• Знакомство с историей родного города

• Знакомство с православными праздниками

Чтение художественной литературы:

• Знакомство с народным фольклором (сказки, былины и т. д.)

• Знакомство с народными промыслами, творчеством

• Знакомство с народными музыкальными произведениями

• Знакомство с народными играми.

В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относится и коммуникативное общение, а в частности — этические беседы. Большую помощь в подборе материалов для этических бесед мне оказывает программное обеспечение к программе «Добрый мир» и рабочая программа «Давайте жить дружно».

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

Результаты проведенной работы.

Работа по данной теме ведётся уже второй год

За период работы по духовно-нравственному воспитанию был активизирован процесс духовно — нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших детей к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.

Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

Ведётся постоянна работа по данной теме. Предварительно дети занимались на нескольких занятиях, были прочтены дополнительные тексты литературных произведений, проведено много этических бесед.

Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Выступление к презентации

(Слайд 1) Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста».

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер-активности. Наблюдая за детьми четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.

Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.

(СЛАЙД 3) Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: вы можете видите эти известные фамилии на слайде. Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

Многие современные ученые — педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. (СЛАЙД 4) По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.

В практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи а задача формирования нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Кроме того нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей.

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в нравственном развитии дошкольников и недостаточной разработкой способов формирования нравственных качеств у детей в процессе ознакомления со сказкой.

Выделенной противоречие указывает на проблему разработки системы работы направленную на формирование нравственных качеств в процессе ознакомления со сказкой.

Данная проблема определила тему творческой работы «Сказка как средство формирования нравственных качеств».

Методологической основой моей работы являются методики и разработки представленные на слайде (СЛАЙД 6) Виноградовой А. М., Пеньковской Л. А., Водовозовой Е. Н. Буре Р. С. Ушаковой О. С., Гурович Л. М. профессора Натальи Николаевны Светловской «Основы науки о читателе», методика работы над выразительностью Людмилы Петровны Стрелковой; программа «Воспитание сказкой» Ларисы Борисовны Фесюковой.

Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были выделены объект и предмет исследования а также сформулировали цель и задачи. Вы их видите на слайде (слайд 7) (Можно зачитать цель)

(Слайд 8) Также определены этапы работы. Их три, это подготовительный, преобразовательный и рефлексивно-обобщающий. На каждом этапе поставлены определённые задачи. Вы можете их видеть на слайде.

(СЛАЙД 9) При создании единого педагогического пространства мы определили направления работы с детьми и родителями воспитанников. В каждом направлении поставили перед собой задачи решающие реализацию творческой работы. Это (можно зачитать а можно и не читать со слайда)

Изучив методическую и педагогическую литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников мы выделили (Слайд 10) механизм нравственного воспитания в целом. Следуя высказываниям психолога Э. М. Грюнелиуса по поводу закономерностей формирования нравственных понятий у ребёнка, которые складываются по схеме от образа к желанию затем формированию чувства и формирование мысли мы выделили основные этапы работы над сказкой.

(СЛАЙД 11) 1 этап это знакомство со сказкой на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. 2 этап эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

(СЛАЙД 12) 3 этап это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель которого

развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности. И 4 этап подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр

что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

(СЛАЙД 13) На первом этапе работы со сказкой мы выделили общепринятую классификацию сказок. Это (можно прочитать слайд) .

Согласно этой классификации составили картотеку сказок соответствующую особенностям воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

(СЛАЙД 14) Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, начинает ярко выражаться социальная потребность. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивируется к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может завесить от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками. Этот возраст переживает кризис трёх лет, поэтому у детей проявляется своеволие, негативизм и при неправильном общении с ребёнком может вылиться в агрессивность.

Согласно этим особенностям мы проанализировали задачи нравственного воспитания младших дошкольников согласно программе по Вераксу.

(СЛАЙД 15) Например, вы видите как усложняется одна из задач нравственного воспитания на каждом возрастном этапе младшего дошкольного возраста (читаете слайд прослеживая усложнение задачи)

Эти задачи по формированию нравственных качеств решаются на последующих этапах работы со сказкой. (СЛАЙД 16) На этом слайде вы видите нравственные качества формирующиеся в процессе работы со сказкой.

Для эмоционального восприятия детьми сказки мы создали условия отвечающие всем требования детского восприятия художественных произведений: (СЛАЙД 17) Это уголок книги с подборкой красочных книг и иллюстраций по сказкам.

(СЛАЙД 18) Подобрали различные виды театров.

(СЛАЙД 19) В условиях доступности расположения предметно-развивающей среды по театральной деятельности дети имеют возможность с педагогом и самостоятельно проигрывать сюжеты сказок с помощью разных видов театра.

(СЛАЙД 20) Также для полного осознания сути сказки и выражения своего отношения к героям, событиям и явлениям мы составили картотеку подвижных, творческих игр и этюдов.

(Слайд 21) Начиная работу по творческой теме мы полагаем, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

raguda.ru

55.Воспитание – нравственно волевых качеств у дошкольников.

Характер – индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных психических качеств человека, обусловливающих образ его поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Нравственно-волевые качества характера – это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

Воля – это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение и другие, которые дают возможность для формирования нравственно-волевых качеств детей. Под воздействием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий.

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют сюжетно- ролевые игры, подвижные, спортивные игры, физические упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность. Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучить их обдумывать свои действия. Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха. Его причиной обычно является присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности. Причинами страха могут являться одиночество, незнакомость (человека, объекта, предмета), внезапное приближение чего-нибудь,

контрастное изменение стимула (тишина – громкость, свет – тьма), высота, боль.

Существует 3 типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх.

Подражание – процесс, при котором ребенок перенимает многие страхи взрослых (в первую очередь – родителей) и их отношение к ним.

Травма – это острое психическое переживание какого-то события, которое оставляет глубокий след в сознании ребенка.

Взрослые должны понять, что они сами могут помочь ребенку справиться со страхами. Для этого:

1. Научиться видеть стрессовые реакции у детей.

2. Обеспечить деется теплое, надежное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.

3. Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, т.к. с разделенной бедой справиться легче.

4. Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, дать им все необходимые объяснения.

5. Необходимо сделать любое усилие, чтобы улучшить отношение с ребенком.

6. Надо стремиться успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. Высмеивание и шутки по поводу страха недопустимы.

7. Взрослые должны с пониманием отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвенен. Ребенок нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались.

8. Можно рассказать ребенку, что сам родитель или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел преодолеть его.

9. Наконец, не нужно из детского страха делать трагедию, нужно постараться вместе преодолеть его.

Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения

Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должен способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит, открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в

совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывать чувство неловкости и вины.

Честности и правдивости ребенок учится, прежде всего, на примере окружающих людей. Для ребенка-дошкольника характерна высокая восприимчивость влияний взрослых, вера в их непогрешимость, стремление подражать им. Формированию у детей честности и правдивости способствуют установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. В дошкольном учреждении детей знакомят с правилами честного и правдивого поведения, раскрывают их нравственную сущность. Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, приобретаемый ребенком главным образом в повседневной жизни, где он закрепляет нравственные представления в действиях в естественных условиях. Огромное значение имеет обстановка честности и правдивости в семье.

Проявление лжи – это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослого. Причины детского обмана и лжи:

1) желание добиться похвалы и признания своих достоинств.

Меры предупреждения: предъявление требований, адекватных возможностям ребенка, в сочетании с искренним восхищением им.

2) желание «исправить» существующую реальность. Меры преодоления: надо сделать вид, что ему поверили, проанализировать причины (а затем и исключить), по которым ребенок прибегает ко лжи. Чаще положительно его оценивать.

3) страх, желание скрыть свою вину и избежать наказания. Меры преодоления: предоставление ребенку гарантий родительской любви и хорошего отношения. Ребенок должен настолько быть уверен в родительском расположении, чтобы не испытывать потребность говорить неправду.

4) реализация своего желания. Меры предупреждения: терпимое отношение к детским потребностям.

5) враждебность к родителям. Меры преодоления: нормализация отношений между родителями и ребенком.

Воспитание скромности у детей

Скромность – это качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей.

Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимания к себе, признавая это право и за другим. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы. Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается,

обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка. Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка

достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных качеств личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.). Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспитатель учит дошкольников справедливо относиться к

xn--80aaivjfyj3e.com

Воспитание нравственно-волевых качеств у ребенка-дошкольника

Воспитание нравственно-волевых качеств у ребенка-дошкольника

Сущность нравственно-волевых качеств детей дошкольного возраста. Необходимость формирования нравственно-волевых качеств ребенка-дошкольника. Капризы, упрямство, негативизм, пути их преодоления и предупреждения.

Сущность нравственно-волевых качеств детей

В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств ребенка-дошкольника, которые представляют собой совокупность социально и биологически обусловленных компонентов, позволяющих ему действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Воспитание нравственно-волевых качеств ребенка в контексте нравственно-волевой готовности к школе следует рассматривать как одну из основных задач дошкольного учреждения и семейного воспитания.

В педагогическом процессе без сформированности нравственно-волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, решительность, целеустремленность и т. д.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

Особенно ярко проявляется неустойчивость волевого усилия в младшем дошкольном возрасте, основной причиной которого является преобладание возбуждения над торможением. В этом возрасте нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому воспитателю необходимо помогать детям выполнять установленные правила поведения, предупреждать возможности нарушения, формировать умение сдерживать себя, не поддаваться отрицательному примеру сверстников.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников воспитатель уже должен ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.

Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, учению, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Вместе с тем нередко недостаточное развитие волевых процессов проявляется в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказа от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности нравственно-волевых качеств ребенка: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.

Учитывая эту особенность детей, воспитателю следует обращать особое внимание на формирование у них устойчивого внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этого разнообразные виды детской деятельности.

Бесспорно, значение дошкольного возраста в формировании нравственно-волевых качеств ребенка велико, и вырабатываются они в результате целого комплекса воспитательных воздействий не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в нравственно-волевых качествах – важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием ребенка-дошкольника.

Необходимость формирования нравственно-волевых качеств

Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.

Отечественные ученые выделяют, прежде всего, самостоятельность (Г. Н. Година, К. П. Кузовкова). Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций (доброты, сочувствия, радости, удовольствия). Первые два компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние обеспечивают ее действенность. Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее формирования как нравственно-волевого качества личности ребенка (И. М. Кононова).

Исследованиями установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и может проявляться в виде устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Воспитанная с младшего возраста самостоятельность способствует формированию независимости, уверенности в себе, умения справляться с заданием без помощи взрослого.

Детям свойственно стремление к самостоятельности. Уже на третьем году жизни они часто заявляют «Я сам». Приобщая детей к самостоятельности, нужно начинать с воспитания умения обслужить себя (снимать и надевать одежду, складывать ее, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать ботинки). Детей следует приучать помогать сверстникам и взрослым.

Однако уже в средней группе каждый ребенок должен руководствоваться правилом: «Не проси помощи, если умеешь сделать сам». Начиная со средней группы, рекомендуется постепенно приучать детей к самостоятельности в выборе деятельности.

С детьми 6-7 лет можно обсудить вид работы на участке, в групповой комнате, предложить самим распределить обязанности. Излишняя опека детей приучает их делать все только по указанию взрослого.

Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество – ответственность. Исследования, проведенные К. А. Климовой, показывают, что формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. В исследовании К. А Климовой использовались разработанные ею специальные ситуации в различных видах детского труда, в игре и дифференцированный подход к воспитанию детей с разным уровнем развития ответственности. Автор пришла к выводу, что старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять.

Вместе с тем исследование показало, что у некоторых детей это качество ещё недостаточно устойчиво и требуется дополнительная работа по его формированию.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием (Н. А. Стародубова, Н. И. Рюгина). Послушание – это первая ступень дисциплинированности.

Дисциплина (от лат. – обучение, воспитание) – это общественные отношения, регулирующие формы поведения в обществе (Психологический словарь, 1977).

Большое влияние дисциплине воспитанников уделял А. С. Макаренко. Он утверждал: «Дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только того, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение и найдёт в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря ни на какие бы то ни было трудности и неприятности».

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе дети могут проявлять сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед выходом на прогулку, чтобы не разбудить куклу и т. п.). Воспитатель последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных правил поведения.

Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия и к таким рассуждениям: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому я должен выполнять поручение». Наиболее важными условиями воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателей и родителей, атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.

По мнению Н. А. Стародубой и Н. И. Рюгиной, дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя.

Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям (Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, З. М. Истомина) также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение, в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.

В свою очередь Р. И. Жуковская, Т. А. Куликова, Н. Ф. Виноградова считают, что готовность к учению в школе связана и с развитием интереса к знаниям. Развитые познавательные интересы способствуют не только интеллектуальному, но и нравственному развитию, помогают ребёнку приобрести уважение и сверстников, и учителей.

Анализируя данную проблему, С. А. Козлова приходит к выводу, что существуют разные подходы к формированию в дошкольном возрасте готовности к учению. Однако их объединяют обязательность и систематичность проведения занятий с детьми, вырабатывающие стереотип поведения, создающие психологическую установку на обучение, приучение к соблюдению определённых требований, например, отвечать по одному, не мешать товарищам, выслушивать их, выполнять задания воспитателя.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Р. С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.

Новый образ жизни (второй аспект нравственно-волевой готовности) потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.

Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения. Исследования В. Г. Нечаевой, С. Г. Якобсон и др. педагогов показывают, что дети уже в младшем возрасте усваивают нравственные нормы и стараются им следовать. Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми (М. И. Лисина, В. В. Кондратова). В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Вся жизнь детского сада, управляемая педагогом, и правила, с которыми он знакомит детей, содействуют этому.

Непростое умение вообще, а для детей шести-семи лет тем более – быть принципиальным, отстаивать свою точку зрения (Т. И. Пониманская). Тем не менее, по её мнению, это нравственно-волевое качество необходимо формировать у дошкольников. Оно должно сочетаться с проявлением элементов коллективизма – отзывчивости, готовности помочь и принять помощь товарищей, сочувствия, доброжелательности (Л. А. Пеньевская). Наличие таких черт у ребёнка облегчит его вхождение в новый коллектив.

Очень важно для старшего дошкольника умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе (Л. А. Пеньевская, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева).

Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.

Установлению положительных взаимоотношений в группе способствует также наличие у детей инициативности (Л. В. Крайнова), т. е. самодеятельного участия в различных видах деятельности, где ребёнок берёт на себя решение какого-либо задания и выступает как его активный участник или даже лидер.

Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

В полной мере это относится и к нравственно-волевым качествам смелости, честности и правдивости, скромности (Р. С. Буре, Л. Ф. Островская и др.). Так, смелость ребёнка всегда сопряжена с уверенностью в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.

Вместе с тем особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания её с разумной осторожностью. Воспитатель должен всячески поддерживать это качество у детей, но в то же время сообщать им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их надо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать обдумывать свои действия.

Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.

Проявления лжи – это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступки, стремление переложить свою вину на другого и т. д.

Формирование у детей честности и правдивости способствует установлению в дошкольном учреждении обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. Воспитателю следует отличать лживость от случаев, когда ребёнок фантазирует. Сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель должен воспринимать их как детский юмор.

Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.

Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семье, где ребёнок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается.

Недопустимо захваливание отдельных детей, для которых выполнение дел не представляет особых трудностей.

Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях. С. А. Козлова пишет: «Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения».

Капризы, упрямство, негативизм, пути их преодоления и предупреждения

Отрицательные проявления нравственно-волевых качеств ребёнка – ложь, капризы, упрямство, негативизм.

У детей нередко наблюдаются капризы и упрямство, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Внешне капризы выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии ребёнка, беспричинной смене желаний, которые с точки зрения взрослого, лишены смысла.

Однако следует отметить, что дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но всё же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребёнок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.

Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство – это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых. У самых маленьких упрямство может выражаться в нежелательной настойчивости. Например, малыш упорно хочет завладеть привлёкшим его внимание предметом. Никакие «нельзя» его не останавливают. Когда же предмет убирают, например, в ящик стола, ребёнок пытается открыть его, и упорно повторяет: «Дай!» Подобные сцены заканчиваются обычно слезами.

Чем младше ребёнок, тем неосознаннее его негативные проявления, которые часто заменяют ему неумение объяснить взрослым своё желание. По мере роста ребёнка и развития его сознания капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становятся привычным способом поведения для достижения цели.

Случаи капризов и упрямства не следует принимать за проявление настойчивости. Так, упрямство в отличие от настойчивости – это проявление неразумной воли ребёнка. Единственный мотив в данном случае – противопоставление своей воли требованиям окружающих. Это свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения ребёнка подчинить свои желания справедливым требованиям взрослых.

Иногда капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребёнок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит. Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его», — думают взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.

Исследователи считают, что капризы маленьких детей и старших дошкольников имеют разные причины. Так, у ребёнка, находящегося в колыбели, капризов как таковых, нет. Однако если взрослые не умеют своевременно предвосхищать детский плач и ребёнок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов.

Капризы детей второго-третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь и т. п.)

Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какое-то физическое недомогание, но сказать об этом не умеет, поэтому он начинает плакать и капризничать.

Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребёнок ещё слаб и не может принимать участие в тех играх, в которые играют его сверстники. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но бывает и так, что за время болезни ребёнок привыкает к повышенному вниманию и не хочет от этого отказываться, даже если он уже выздоровел.

У ребёнка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатлениями (долго смотрит телевизор дома, поздно ложится спать и т. д.). Перевозбудившись, ребёнок долго не засыпает, плачет, в детский сад утром приходит хмурый, ест плохо, капризничает, с детьми ссорится. Такое явление происходит часто в понедельник, после выходного дня.

Упрямство у детей часто объясняется неумелой попыткой показать самостоятельность. Следовательно, не всегда к упрямству детей нужно относиться как к проявлению дурного характера или как к болезни. Многое зависит от возраста ребёнка. Замечено, что в возрасте от 3 до 7 лет упрямство у детей обычно проявляется очень сильно. Потом упрямство ребёнка уменьшается или совершенно исчезает.

По мнению учёных, основная причина проявления капризов и упрямства – несогласованность воспитательных воздействий педагогов и родителей; отклонения в режиме дня; избалованность излишним вниманием, когда все желания ребёнка удовлетворяются, несмотря на то, что они бывают неразумны, эгоистичны. Например, «Хочу такую же игрушку» и т. п.

Воспитатель должен разъяснить родителям, что мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью предотвратят возможные капризы.

Многие родители думают, что нужно обязательно всегда сломить капризы и упрямство ребёнка, заставить его быть послушным во что бы то ни стало. Они заставляют силой заупрямившегося ребёнка сделать то, чего хотят: схватят его за руку, насильно посадят, накажут. Чем чаще такие случаи будут повторяться, тем упрямее станет ребёнок.

Вместо того чтобы стараться переломить упрямство у детей, надо добиваться, чтобы оно исчезло, прошло. Для этого есть два способа: первый – незаметно для ребёнка отвлечь его внимание чем-нибудь интересным; второй – не обращать на него внимания, оставить его в покое. Предоставленный самому себе, ребёнок обычно быстро успокаивается и упрямство его проходит.

Крайняя степень упрямства – негативизм выражается в бессмысленном сопротивлении ребёнка любым требованиям взрослого. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда взрослые стараются уговорить ребёнка, теряются перед непослушанием, с другой – когда взрослые без конца одёргивают ребёнка, всё ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер. Е. А. Аркин писал: «В случаях упрямства педагог должен иметь в виду, что корень упрямства лежит очень часто не в ребёнке, а в поведении окружающих их взрослых».

Как видим, капризы и упрямство ребёнка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном воздействии на него. И. В. Павлов подчёркивал, что образ поведения человека … обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но «зависят от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле слова».

В итоге необходимо отметить, что формирование основ нравственно-волевых качеств ребёнка закладывается в дошкольном возрасте. И от того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит его общая подготовка к школе и в целом умение управлять собой во взаимоотношениях с детьми и со взрослыми в новой ситуации.

refdb.ru