Воспитание и этапы возрастного развития детей

24. Особенности возрастного развития и методики проведения уроков физической культуры с детьми младшего школьного возраста. (1-4 класс)

Младший школьный возраст 7-11 лет (вершина детства), возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата: таз и позвоночник подвижен и гибок (с одной стороны хорошо можно развивать гибкость, с другой плохо могут наблюдаться искривление позвоночника, плоскостопие) уделять большое внимание упр для осанки и профилактики плоскостопию. Нервная система находится в стадии формирования и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и поэтому младший школьник подвижен и испытывает большую потребность в движении, которые надо удовлетворить

1.Для школьников младшего возраста на уроке является задачи совершения естественных двигательных действий (бег, ходьба, прыжки, метание, лазание и т.п.)

3.Чем меньше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4.На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.

5.При обучении учащихся основным видам движений следует обратить на правильность и точность выполнения упражнений. Из методов управления преимущественно отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение. При объяснении двигательного задания необходимо чтобы дети правильно понимали, что и как делать, например: догнать, поймать.

В возрасте 8-11 лет целесообразно применять тренерские средства и методы, развивать частоту движений. Упражнение на скорость следует выполнять кратковременно (6-8сек).

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительное статическое напряжения и упражнения связанные с натужением (задержка дыхания).

Одним из направлений двигательных действий является выполнение различных упражнений под дидактические рассказы.

Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. Все игры должны решать разные педагогические задачи.

Задачи физического воспитания.

укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому разви­тию.

овладение основами разнообразных жизненно важных дви­жений, закрепление, соверш-е и форм. двиг. навыков, создание школы движ. развитие двиг. кач-в, с акцентом на корд. спос-ти, силовые, гибкость;

формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоро­вья; выработка представлений об основных видах спорта, о при­меняемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил тех­ники безопасности во время занятий;

приобщение к систематическим, самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играм, выявления предрасполо­женности к тем или иным видам спорта;

воспитание нравств. и волевых кач-в в ходе двигательной деятельности.

Особенности методики физического воспитания. Основной фор­мой занятий физическими упражнениями в начальной школе яв­ляется урок физической культуры, который строится в соответ­ствии с общими педагогическими положениями, а также с мето­дическими правилами физического воспитания.1.Для школьников младшего возраста на уроке является задачи совершения естественных двигательных действий (бег, ходьба, прыжки, метание, лазание и т.п.)обучение с испол. образных сравнений (зеркальный показ).начальное выполнение в облегченных условиях.

2.На первом уроке целесообразно решать не более 2-3 задач связанных с усвоением или совершением учебного материала.

3.Чем меньше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки, нарушению зрения.

4.На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры (до 50 %). Применение игрового и сор-го метода, внимание на р-т группы, а не на личный успех.

studfiles.net

Воспитание и развитие детей первого года жизни (стр. 1 из 5)

1. Особенности развития и задачи воспитания

2. Этапы и ведущие линии развития

3. Режим дня детей каждого возрастного этапа

4. Методика организации режимных процессов

1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

— правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-

— гиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

— проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

— создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

2 ЭТАПЫ И ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 месяцев (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 месяцев, от 5—6 до 9—10 месяцев и от 9—10 до 1 года.

Период от рождения до 2,5-3 месяцев

В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движений. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.

Врожденными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например при покачивании ребенок затихает, успокаивается. У новорожденного нет резкой границы между сном и бодрствованием: 80% времени суток он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он совершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели развиты недостаточно.

mirznanii.com

Возрастные кризисы у ребенка

Гостевой пост. Автор: Парецкая Елена Михайловна, врач-педиатр ДЦ «Мамино Солнышко» и «Карапуз», Волгоград.

В детской психологии существует понятие о кризисных возрастах — это особые периоды в жизни ребенка, когда он достаточно быстро переходит с одной ступени развития на другую, в связи с чем поведение и настроение ребенка может меняться, и родители замечают эти резкие изменения в идее капризности, истеричности и плача. Кризисных возрастов в развитии несколько, но наиболее ярко проявляются кризис «годовасика», кризис «трехлетки» и кризис «семилетки».

Первый кризис у детей возникает в периоде новорожденности, хотя он не столь яркий и эмоциональный, как все последующие. Ребенок после рождения осваивается в новой для себя среде, привыкает к самостоятельному обитанию: его организм учится самостоятельно регулировать температуру тела, дышать и принимать пищу. Но вот общаться полноценно с родителями и окружающими ребенок еще не может, поэтому в этот период ему крайне нужна помощь и поддержка со стороны родителей. Чтобы период адаптации к новым условиям жизни проходил наиболее спокойно, родителям нужно уделять ребенку как можно больше внимания, его нужно часто брать на руки, обнимать и целовать, кормить грудью, защищать от тревог и различных стрессов, общаться с ним.

Этот период многие психологи считают истинным кризисом, самым первым, так как ребенок уже способен на общение и выражение своих эмоций и желаний, он начинает самостоятельное активное познание мира. В это время малыш учится самостоятельно ходить и говорит свои первые слова, начинает активно понимать тот факт, что его мама и папа, которые являются его центром мировоззрения, могут иметь и какие-то другие, собственные интересы и собственную жизнь. Это приводит ребенка к мысли о том, что он может стать потерянным или брошенным, что родители могут его покинуть. Именно из-за этого, едва научившись самостоятельно ходить и как бы отделяясь от мамы, малыши могут вести себя достаточно странно – они могут каждые пять минут проверять, где находится мать, любыми способами начинают добиваться полного и всеобъемлющего внимания родителей.

На втором году жизни дети уже могут сравнивать себя с другими детьми или взрослыми, принимать определенные решения, которые могут выливаться в протестное поведение против установленных в доме правил и порядка. Родителям в это время важно понимать, что ребенок уже давно не беспомощный, ему необходимо давать определенную свободу в действиях и развитии, но в безопасном поле. Не стоит ограничивать познание малыша, нужно находиться рядом, но принять роль наблюдателя и помощника.

Этот кризис проявляется наиболее ярко и остро, обычно сопровождаясь достаточно трудным для восприятия родителями поведением. Возраст этого кризиса колеблется от двух до четырех лет, но большинство детей переживают его в трехлетнем возрасте, откуда и пошло его название. Ребенок из чудесного и воспитанного малыша становится практически неуправляемым маленьким «монстриком», чье поведение очень сложно корректировать и регулировать. На любые предложения родителей в ответ слышится только «я не буду» или «я не хочу», и при этом все свои слова ребенок может подтверждать активными действиями. К примеру, родители говорят о том, что пора идти домой с прогулки, на что ребенок начинает убегать и всячески сопротивляться, на просьбы складывать игрушки он только сильнее и агрессивнее их раскидывает, швыряет. Если ребенок слышит в свой адрес замечания или запреты, он начинает громко истерично кричать, топать ногами, драться и кусаться, закатывать истерики. Не стоит пугаться подобного поведения, хотя оно порою может выглядеть просто ужасающе! Ваш ребенок начинает себя осознавать как отдельную личность, пытаясь проявить активность, самостоятельность и настойчивость, да, порой вот в таких вот формах. В такой нелегкий для всех период стоит запастись терпением и выдержкой, нельзя на протесты ребенка кричать, ругаться на него, и особенно наказывать, в том числе и физически. Подобные ваши реакции не улучшат поведения ребенка, а только усугубят его протестные настроения, а в особо запущенных случаях могут сформировать негативные черты в характере вашего малыша.

Однако стоит четко обрисовать ребенку границы дозволенного и строго следовать одной линии поведения, не отступая от этих границ. Если верх возьмет ваше чувство жалости, ребенок моментально это почувствует, и это приведет к манипулированию вами, он будет предпринимать все новые и новые попытки манипуляции, применяя все более выраженные и активные капризы. Во время выраженных истерик ребенка в этом периоде психологи рекомендуют оставить малыша в одиночестве, наедине с самим собой, без зрителей истерика потеряет смысл и прекратится.

В этом возрасте происходит смена социальной роли ребенка – из дошколенка он превращается в школьника. Ребенок в этот период активно растет, у него совершенствуются мелкие движения, формируется психика, его окружение. Происходят смены поведения, может возникать агрессия, желание спорить, кривляться или огрызаться. Ребенок может скрывать свои эмоции, становится тревожным, переживает за успехи в школе. В этом возрасте нужно уделять ребенку много внимания, не перегружать его занятиями и не забывать о том, что у него должно быть детство и игры, выход негативной энергии. Попробуйте сменить отношение к нему на взрослое, дайте ему какие-либо несложные домашние обязанности, помогите в обретении уверенности в себе.
detskilepet.com

Воспитание и возрастные особенности детей

Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».

Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Возрастная дифференцированность задач, содержания, методов воспитания опирается на периодизацию жизни человека, принятую в современной науке. Необратимость времени, продолжительность жизни индивидов, с одной стороны, и поступательный ход психического развития, обусловленный системой воспитания и обучения,— с другой, являются основой возрастной периодизации. Возрастные периоды — обязательные стадии развития человека.

Каждый возрастной период определяется количеством прожитых лет, степенью созревания различных органов, их функций, а также жизненным опытом, объемом знаний, видами и содержанием деятельности, местом человека в обществе.

С возрастом идет не только обогащение психической деятельности, но и обратный процесс, поэтому для каждого возраста характерны свои особенности в сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, мотивационных сторонах личности; изменяется взаимодействие между ними, что оказывает влияние на общий уровень развития, регуляцию поведения. С возрастом меняется и ведущий вид деятельности. Однако уровень психического развития личности не есть только результат прожитых лет: решающее влияние на развитие человека в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитания и обучения, деятельность и активность личности. Возможны и индивидуальные сдвиги в сроках возрастного развития.

Дети раннего возраста характеризуются слабостью, беспомощностью, ранимостью. Вместе с тем это возраст самых высоких темпов роста и развития. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное развитие, необходимо охранять и укреплять здоровье детей, заботиться о правильной организации их жизни, о создании условий, способствующих эмоционально-положительному состоянию каждого ребенка.

В раннем возрасте дети овладевают разнообразными движениями: ползание, лазанье, подтягивание, ходьба и т. д.

Своевременность и последовательность появления отдельных видов движений зависят от индивидуальных особенностей детей и системы воспитания. Так, благодаря полноценному питанию, хорошему уходу, частому общению и научению дети начинают ходить самостоятельно гораздо раньше, чем при отсутствии этих условий. Большое значение в раннем возрасте имеет сенсорное развитие, совершенствование ощущений, восприятий, представлений — основы умственного развития.

Важной возрастной чертой детей до 3 лет является формирование речи. К трем годам дети овладевают почти всеми элементами родного языка и пользуются речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

В раннем возрасте формируются основные способы действий с предметами, игровая деятельность, элементарные формы изобразительной, конструктивной деятельности. Дети овладевают простейшими навыками самообслуживания, определяющими посильную самостоятельность ребенка. В течение первых трех лет жизни у малышей развиваются взаимоотношения со сверстниками: они научаются общаться и взаимодействовать друг с другом в совместных играх и вести себя в соответствии с правилами. Возрастные особенности касаются не только умственной, но и эмоциональной, волевой, мотивационной сферы: в первые годы жизни поведение детей регулируется главным образом непосредственными чувствами, но уже в этом возрасте надо начинать воспитывать волю, приучать подчиняться общепринятым нормам и правилам.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей необходимо для своевременного и всестороннего развития детей, для комплексного воспитания начиная с раннего возраста.

Система воспитания детей раннего возраста составляет неотъемлемую часть общей воспитательно-образовательной подготовки подрастающего поколения. Большой вклад в развитие общественного воспитания детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская и др.

В дошкольном возрасте продолжается созревание детского организма: темпы роста от 3 до 5 лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но от 5 до 8 лет снова повышаются.

Одновременно с общим ростом и увеличением массы тела идут процессы анатомических изменений и функционального развития всех основных тканей и органов ребенка. Происходит постепенное окостенение скелета, возрастает масса мышц, повышается работоспособность детского организма. Но наряду с этим отмечается быстрая утомляемость и истощаемость нервных клеток. К шести-семи годам ребенок успешно овладевает ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием и даже такими сложными видами движений, как ходьба на лыжах, катание на коньках.

Физическое воспитание занимает центральное место в работе с ьми дошкольного возраста. В соответствии с возможностями ребенка определяется система применения конкретных средств и методов воздействия в семье и детских садах: режим жизни, питания, гимнастические упражнения и подвижные игры, закаливание. У ребенка дошкольного возраста продолжает совершенствоваться функциональная активность коры мозга. Возрастная слабость и высокая чувствительность нервной системы определенным образом обусловливают яркость, остроту восприятия, детскую впечатлительность. В связи с этим в воспитании и обучении детей этого возраста такое важное значение приобретает отбор впечатлений и знаний — это преимущественно элементарные знания об окружающей жизни.

В дошкольном возрасте при целенаправленном воспитании развиваются способы зрительного, слухового, осязательного восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, волевых, эмоциональных и мотивационных процессов. По мере овладения познавательными процессами дети становятся способными к элементарному анализу и синтезу, классификации, начинают высказывать суждения об окружающих их предметах и явлениях. В целом дошкольный возраст характеризуется пытливостью, любознательностью. Но если естественная любознательность ребенка не удовлетворяется, он становится пассивным. Для дошкольного возраста характерны свежесть и острота воображения, проявляющиеся в разных видах деятельности: под воздействием взрослых деятельность дошкольника становится произвольной и управляемой, что очень важно для воспитания сосредоточенности внимания во время обучающих занятий, труда.

Становление личности дошкольника выражается и в формировании характера. При этом большое значение имеет развитие сознания, появление разнообразных мотивов деятельности, поведения. Дошкольник уже может подчинять личные мотивы поведения общественным, давать оценку своего поведения и других детей, основываясь на требованиях воспитателей, родителей. В игровой ситуации, в процессе обучения на занятиях у дошкольника проявляются волевые качества характера. Формирование нравственного сознания характеризуется появлением чувства долга и других социальных чувств.

Дошкольник начинает понимать значение предъявляемых к нему требований. Переживания при совершении хороших и дурных поступков вызываются уже не только отношением взрослого, но и собственным суждением, нравственным отношением к нему. У детей появляются более глубокие чувства смущения, стыда и, наоборот, чувство радости и удовлетворения, сознание выполненных общественных требований. Таким образом, у детей дошкольного возраста начинает формироваться направленность личности.

У дошкольника имеются возрастные предпосылки для развития общих и специальных способностей. Это дает основание изменять и усложнять содержание обучения, варьировать соотношение игровых, словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения, использовать все возможности, которые имеются в дошкольном детстве для комплексного воспитания.

В младшем школьном возрасте у детей наступает переломный момент в связи с поступлением в школу и необходимостью организовать свое поведение в новых условиях.

Общее развитие происходит под влиянием обучения в школе. У младшего школьника уровень сенсорного, интеллектуального, эмоционального, волевого, мотивационного развития поднимается выше по сравнению с дошкольником. Систематическое усвоение научных знаний способствует формированию обобщенного восприятия, абстрактного мышления. Повышается устойчивость внимания и произвольность поведения. Формируются навыки самостоятельности в действиях и поведении, способы организации учебной деятельности.

Однако у младших школьников наблюдается еще неустойчивость характера, которая, в частности, проявляется в различном поведении дома и в школе. Учитывая сравнительно быструю утомляемость младших школьников от учебных занятий, продолжительность уроков установлена в пределах четырех часов и домашних занятий в течение полутора часов. В целях охраны здоровья детей в школе используются физкультминутки во время уроков и активный отдых на воздухе во время перемен.

В самом процессе обучения и за его пределами для младших школьников должна быть обеспечена необходимая мера активности и разнообразие деятельности, которые являются основой оптимального развития.

Для современных детей раннего, дошкольного и школьного возраста характерны ускорение соматического развития, более раннее начало окостенения скелета, ускорение сроков полового созревания, окончания роста. Это явление получило название акселерации. Однако темпы физического развития не совпадают с темпами психического развития. По мнению ряда ученых, бурное физическое созревание не сопровождается столь же быстрым увеличением возможностей умственной деятельности, социального развития. В связи с этим необходимо так организовать педагогический процесс, чтобы использовать развивающиеся силы детей, шире вовлекать их в спортивные занятия, разнообразить формы трудовой активности и т. д.

Характеризуя возрастное развитие человека, необходимо указать на наличие особых периодов, называемых критическими или особо чувствительными (сензитивными), по отношению к тем или иным воздействиям окружающей среды. Эти критические периоды в биологическом и психическом развитии детей необходимо учитывать в воспитании и создавать наиболее благоприятные условия для реализации имеющихся у детей в данный период предпосылок. Так, например, существуют оптимальные сроки обучения речи, фигурному катанию на коньках, балетному искусству, игре на некоторых музыкальных инструментах и т. п.

Разделение развития детей на такие периоды, как ранний возраст, дошкольный, младший школьный, средний и старший, не означает точного установления границ каждого периода. Они изменчивы. Однако подвижность возрастных границ не отменяет качественного своеобразия каждого периода развития, особенно в детстве.

Каждый ребенок представляет неповторимую индивидуальность. Для реализации воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности важно знать не только социально-типические возрастные черты подрастающего поколения, но и индивидуальные психологические особенности, качества и свойства личности. Органической основой индивидуальных свойств личности является тип нервной системы, от которого зависит сила основных нервных процессов, их подвижность, уравновешенность. Определенный сплав свойств порождает индивидуальный стиль деятельности, поведения. Основой индивидуальных склонностей к некоторым видам деятельности служат анатомо-физиологические особенности анализаторных систем. Так, природные задатки являются условиями развития общих и специальных способностей. Развитие же задатков целиком зависит от условий жизни и воспитания. Своеобразие каждого ребенка выражается в уровне и объеме анатомо-физиологических задатков и способностей. Это порождает необходимость индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

Наряду с природными анатомо-физиологическими индивидуальными свойствами у каждого человека складывается неповторимая по своему своеобразию жизнедеятельность. Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учет этих особенностей в воспитании и обучении требует от воспитателя, учителя индивидуального подхода к детям.

Существование различий в характере и темпах развития детей имеет большое значение для теории и практики воспитания. Воспитание, образование, обучение должны располагать разнообразными средствами и методами индивидуального подхода и применения наиболее эффективных для развития каждого ребенка.

Советская педагогика считает главным всестороннее и гармоническое развитие личности каждого человека.

В жизни встречаются разнообразно одаренные дети: одни имеют абсолютный слух или исключительную память, для других характерна склонность к интеллектуальной или практической деятельности. Воспитание как можно раньше должно способствовать и формированию определенной склонности, чтобы своевременно сложились интересы и увлеченность данным видом деятельности. Поэтому социалистическое общество заботится о предоставлении широких возможностей для всестороннего развития всех детей. В. И. Ленин писал: «Когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей».

Уничтожение социального неравенства в нашей стране обеспечивает каждому равные возможности для развития индивидуальных склонностей и дарований. Осуществление целей коммунистического воспитания возможно только в том случае, если в процессе обучения и воспитания будут учитываться индивидуальные особенности каждого.

2. Раскройте взаимодействие ведущих факторов развития человека.

3. Дайте критическую оценку биологизаторским и социологизаторским теориям развития ребенка.

4. В чем проявляется ведущая роль воспитания в развитии личности?

5. Что такое возрастные особенности развития и как они учитываются в воспитании и обучении?

www.detskiysad.ru

Воспитание и развитие детей первого года жизни

ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Особенности развития и задачи воспитания

Этапы и ведущие линии развития

Режим дня детей каждого возрастного этапа

Методика организации режимных процессов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-

гиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

ЭТАПЫ И ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором — 400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет 10—10,5 кг, а рост — 74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин. в первый месяц жизни до 3,5 час. к концу года.

Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития.

Ребенок рождается с готовой системой безусловных рефлексов, которые частично обеспечивают его приспособление к внешней среде. Это рефлексы ориентировочные, пищевые, зрительные, слуховые и др. Пищевые безусловные рефлексы выражаются в появлении сосательных движений при раздражении губ и ротовой полости, в умении глотать и т. д. Основные рефлексы зрительного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках.

Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек.

Способность фиксировать взор на предмете, сосредоточиваться на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка при правильном воспитании к концу периода новорожденности. Одновременно формируется и конвергенция — способность сводить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2—3 месяцам дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую игрушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета. Бодрствуют дети обычно в манеже; на стойке манежа подвешиваются яркие крупные погремушки на расстоянии 40—60 см от глаз ребенка. Время от времени следует приводить игрушку в движение, чтобы ребенок учился следить за нею.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения способствует возникновению у малыша положительных эмоций. Улыбка появляется в конце первого месяца жизни в ответ на ласковый голос взрослого. Вначале она возникает редко, с трудом. В 2,5 месяца ребенок уже часто улыбается, проявляет радость при виде взрослого и игрушек. К этому возрасту выражение радости у малыша имеет вид комплекса оживления. В состав комплекса оживления входит ряд реакций: эмоциональная — улыбка, голосовые — звуки, двигательные — движения рук и ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания — отрывистого произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне положительного эмоционального состояния, служит подготовительным этапом развития речи.

В первые 2,5 —3 месяца у ребенка начинают развиваться движения. Если малыша 4—6 недель во время спокойного бодрствования брать на руки и, поддерживая за спину и головку, придавать ему вертикальное положение, то к 2 месяцам он овладевает умением удерживать голову в этом положении, рассматривает окружающее.

С 1,5 месяца следует приучать ребенка лежать на животе. С этой целью перед кормлением или в конце бодрствования ребенка кладут на живот, слегка поглаживают по спинке. К 3-м месяцам он уже хорошо лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног: малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Однако ставить его на ножки еще нельзя.

works.doklad.ru