Воспитание дошкольника в деятельности

3. Воспитание дошкольника в семье. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в воспитании дошкольника в аспекте реализации фгт.

Семья – группа людей, объединенных родственными отношениями. Она характеризуется автономностью, закрытостью, функционирует по своим внутренним законам.

Семья удовлетворяет потребности человека в любви и счастье, содружестве, отцовстве, в домашнем уюте, в признании и авторитете.

В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет других людей через призму суждений, оценок проступков родителей.

Факторы воспитания в семье:— интимный характер нравственно-психологического климата семьи, основанный на родственных связях, выражающихся в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

— многоролевая структура семейного коллектива, обуславливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния.

— наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные семейные отношения и деятельность.

Условия воспитания в семье:

— уровень материального благосостояния семьи

— численность и состав семьи

— общественная направленность родителей, их желание воспитать достойного человека

— характер внутрисемейных отношений

— культурный потенциал семьи

— уровень педагогической культуры родителей

Разработка федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Таким образом, государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что сможет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого – педагогической знаний, личностной зрелости и компетентности, может способствовать успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенка группы детского сад до его поступления в школу. Инструментом сопровождения родителей может стать составленная и апробированная программа «Психолого-педагогическое просвещения родителей в период введения ФГТ второго поколения», являющаяся одним из инновационных проектов, который реализуют специалисты дошкольного учреждения. Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГТ, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка. Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно — воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие психолого-педагогической компетентности повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 6,5 – 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольного учреждения, которое ведет к продвижению имиджа детского сада.

Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности

Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности

Сущность художественно-эстетической деятельности дошкольника, ее своеобразие и возрастные особенности. Воспитание как средство формирования у дошкольника опыта художественно-эстетической деятельности и эстетического развития ребенка.

Теоретические основы эстетического воспитания. Сущность эстетического воспитания. Значение эстетического воспитания. Развитие теории и методики эстетического воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Д. Рескин, Э. Кук, Д. Селли, Э. Айснер, Д. Макфи, Д. Рид, А. Типпель, С. Френе, Э. Френе, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.Н. Чумичева, М.В. Грибанова и др.).

Методологические основы эстетического развития и воспитания: понимание как деятельного эстетического отношения к миру, как отражения реального мира, как духовно-ценностного отношения к окружающему. Искусство как особая форма отражения и познания действительности. Роль деятельности в эстетическом развитии личности. Эстетическое отношение как система. Понимание эстетического развития личности как процесса саморазвития на основе овладения культурой человечества. Психологические концепции эстетического развития личности (Л.С. Выготский и др.). Признание ведущей роли воспитания в эстетическом развитии личности дошкольника.

Своеобразие эстетического восприятия и переживаний детей дошкольного возраста. Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы эстетического воспитания: единство эстетического и этического, ведущая роль воспитания в эстетическом развитии детей, комплексное использование разных видов деятельности ребенка, обеспечение эстетики быта и жизни детей, активность детей в творческой деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Педагогическая система эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Цель эстетического воспитания – содействие развитию эстетической культуры личности. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, понятий (категорий), оценок и вкуса; воспитание интереса к искусству; воспитание потребности и умения вносить прекрасное в жизнь; формирование способностей к разнообразным видам художественно-творческой деятельности.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие психических процессов, сенсорной культуры. Освоение эстетических категорий. Овладение знаниями о различных видах искусства. Овладение различными видами художественно-творческой деятельности. Современные образовательные программы для ДОУ об эстетическом воспитании дошкольников.

Средства эстетического воспитания. Эстетика быта. Природа в эстетическом воспитании ребенка. Произведения искусства. Требования к отбору произведений искусства разных жанров и видов для детей дошкольного возраста. Обучение различным видам художественной деятельности. Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.

Методы эстетического воспитания. Понятие метода эстетического воспитания. Методы воспитания эстетической восприимчивости, эстетической отзывчивости, эстетических потребностей и интересов. Методы формирования эстетического сознания: понятий, оценок, вкуса. Методы приобщения к эстетической и художественной деятельности. Методы формирования художественно-творческих способностей. Комплексный подход к отбору средств и методов эстетического воспитания ребенка.

Проблема детского творчества. Развитие у дошкольников творческих способностей. Своеобразие детского творчества. Дискуссионные проблемы развития детского творчества в отечественной педагогике. Методы развития творческих способностей детей.

Виды детской художественной деятельности, формы ее организации.

Формы организации педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду: экскурсии, прогулки, занятия, встречи с художниками, писателями, композиторами и другими деятелями в области искусства, игры, выставки, кружки, праздники, развлечения, дни творчества.

Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями и искусством, эстетическая культура окружающих людей, комплексное использование средств эстетического воспитания, создание развивающей среды, активная эстетическая и художественная деятельность детей, наличие вариативных программ воспитания и обучения, учет возрастных, индивидуальных возможностей и особенностей детей, своевременность диагностики эстетического развития.

Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание ребенка-дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия.

Альтернативные подходы к решению задач эстетического воспитания детей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: эстетика, эстетическое воспитание, художественное воспитание, эстетическое развитие, искусство, эстетическая культура, эстетический вкус, эстетическое отношение, эстетическая деятельность, метод эстетического воспитания.

Примечание: студенты ОЗО изучают данную тему самостоятельно.

studfiles.net

Задачи воспитания культуры поведения дошкольников

20.Воспитание культуры поведения у дошкольников.

Понятие «культура поведение дошкольника» С.В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе взрослых и сверстников, в разных видах деятельности.

К задачам воспитания культуры поведения дошкольников относятся:

1) формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников;

2) воспитание культуры общения с взрослыми и сверстниками;

3) воспитание культуры речи;

4) воспитание культуры деятельности.

Содержание воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста изложено в программе.

Наиболее важными условиями воспитания культуры поведения у дошкольников являются:

1) Авторитет и культура воспитателей и родителей.

2) Точное осуществление распорядка дня.

3) Организация развивающей предметно-игровой среды.

4) Положительная эмоциональная атмосфера в УДО и семье.

21.Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте — эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций:

— рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста;

— изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А.Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С.Деминой, Л. П. Князевой. Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по липу, а та радуется и сме­ется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.

Таким образом, при систематической работе, направленной па воспитание гуманного отношения дошкольником к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Шпаргалки по дошкольной педагогике — 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.

Страница 42 из 63

44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника — совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний виц) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

В содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками, культура деятельности.

Культурно-гигинические навыки и привычки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.

Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.

Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности — естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка. — всё ото вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.

3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

— правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней ;

— правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;

— каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);

— правила вводятся постепенно.

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. [23]

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. [3]

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.

Автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева говорит о важности тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли. [17]

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев:

— идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

— конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» — «Потому что он спешил домой»,— отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и не­правильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

Воспитание и обучение детей с ЗПР в дошкольном возрасте;

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития включает в себя разделение полномочий между воспитателем и другими специалистами. Но, не смотря на разделение полномочий – осуществляется преемственность в работе специалистов с детьми.

Учитель-дефектолог составляет тематический план работы на год, проводит занятия по речевому и сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений.

Учитель-логопед проводит работу по формированию правильного произношения у детей, развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр.

Воспитатель организует работу с детьми по заданию учителя-дефектолога и учителя-логопеда, проводит занятия с детьми по изобразительной деятельности — рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:

· повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

· развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;

· развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;

· формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

· развивает творчество, фантазию и воображение;

· способствует развитию речевой и познавательной активности;

· развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Все это способствует интеллектуальному и речевому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе.

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа – детский сад» трех видов [6]:

– компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;

– комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;

– общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также [9]:

· в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

· в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста;

· в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Общие принципы перечислены в главе настоящего пособия, некоторые из частных упомянуты в 6-м параграфе данной главы.

Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.

В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка. При этом изучение проводится как в ходе диагностического обследования, так и при динамическом наблюдении за развитием дошкольника, осуществляемом в ходе коррекционно-воспитательного процесса.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является коррекционный. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Коррекционная работа осуществляется не только на специальных – групповых и индивидуальных – занятиях. Вся система организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение задач этого блока. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.

Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

В раннем возрасте содержание коррекционно-педагогической работы обогащается. Круг общения ребенка расширяется, расширяются и средства этого общения. Занятия с ребенком на данном этапе носят интегративный характер. Они непродолжительны по времени (не более 15–20 минут) и носят игровую направленность. Сенсорное воспитание направлено на стимуляцию ориентировочной деятельности и развитие мотивации на целенаправленное манипулирование с предметами. Развитие пространственных ориентировок начинается с ориентирования ребенка в частях собственного тела. Дети выделяют основные части тела (голова, туловище, руки, ноги), показывают их у себя, на кукле, на плоскостных изображениях животных. Ребенку необходимо видеть себя в зеркале. А взрослому надо помочь ребенку закрепить свои наблюдения в речи.

Социальное воспитание дает детям с ЗПР первоначальные представления о связях людей друг с другом – люди дружат, разговаривают по телефону, пишут друг другу письма, шлют телеграммы.

В старшей группе специализированного детского сада вводятся занятия по разделу «Здоровье». Детей знакомят с режимом дня, обучают элементарным навыкам ухода за своим телом, в том числе и приемам самомассажа для профилактики простудных заболеваний. Проводят закаливающие и оздоровительные процедуры.

В этот период происходит расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи; он активно овладевает фонетической, лексической и грамматической сторонами речи.

И главное – возраст 5–6 лет становится эрой развития сюжетно-ролевой игры ребенка. Именно в игре ребенок усваивает социальные нормы и отношения. Под руководством взрослого он овладевает оперативной стороной игровых действий, а в их недрах закладываются мотивы познавательной деятельности ребенка, развитие которой приходится на старший дошкольный – младший школьный возраст.

В подготовительной группе детского сада происходит дальнейшее расширение представлений ребенка об окружающем, последовательное совершенствование его знаний и навыков. Особое внимание уделяется подготовке детей с ЗПР к школе. На занятиях по родному языку у дошкольников развивается фонематический слух, закрепляются умения понимать прочитанный текст, говорить правильным литературным языком. В пределах их возможностей детей учат использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, приказа.

studopedia.su

Самообразование воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

Цитата(МамаСына #064; 30.10, 17#58;47)

Здравствуйте подскажите тему по самообразованию была тема пальчиковая гимнастика и тактильные упражнения для развития мелкой моторики рук . сейчас перешла работать в другой сад, меня записали в физкультурно-оздоровительное направление. какую интересную тему можно взять в этом направлении?

1.Активизация словаря детей младшей (средней, старшей) возрастной

детей раннего возраста.

3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста

посредством русских народных сказок.

7.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

8.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Игра как средство общения дошкольников.

11.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего

12.Использование здоровьесберегающих технологий в первой

младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

14.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования

в работе с детьми 2 – 3 лет.

18.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

19.Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

20.Патриотическое воспитание дошкольников средствами

23.Познавательно-исследовательская деятельность в реализации

образовательной области Познание

24.Правила дорожного движения для дошкольников.

25.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе

29. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

32.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через

34.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

в процессе экспериментирования.

35.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

37.Развитие сенсорных способностей посредством

38.Развитие творческих способностей детей в изобразительной

40.Речевое развитие дошкольников

45.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

48.Театрализованная деятельность как средство развития креативной

младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

52.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего

57.Формирование речи детей в игровой деятельности.

58.Художественная литература как средство всестороннего развития

театрализованную деятельность детей и родителей.

60.Экологическое воспитание детей в детском саду.

61.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)

Цитата(МамаСына #064; 30.10, 16#58;47)

темы по самообразованию

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

6.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

9.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения

к дошкольному детству.

13.Использование развивающей игры на занятиях по математике

15.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.

16.Методика формирования правильной осанки и профилактика её

нарушения у дошкольников.

17.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

21.Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

22.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей

младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

ознакомления детей с природой.

26.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)

27.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

28.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе

29.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

30.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста

через игровую деятельность.

31.Развитие мелкой моторики дошкольников.

нетрадиционную технику рисования.

33.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

36.Развитие сенсорных способностей дошкольников.

39.Развитие творческих способностей дошкольников средствами

41.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

42.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.

43.Роль загадки в развитии дошкольника.

44.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

46.Современные подходы к реализации задач образовательной области

47.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

49.Физическое развитие детей в игровой деятельности.

50.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

51.Формирование коммуникативных качеств у детей

дошкольного возраста через общение с природой.

53.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

54.Формирование начал экологической культуры дошкольников.

55.Формирование основ педагогического мастерства.

56.Формирование патриотических чувств у дошкольников.

59.Художественно-речевое развитие детей через совместную

Просмотров. 6382 | Комментарии. 1 | Рейтинг. 2.3 / 3

Самообразование педагогов

Советы по организации самообразования

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.
  • Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

    Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.
  • Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
  • Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.
  • Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.
  • Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
  • Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

    • в определении темы, целей и задач;
    • в планировании работы по самообразованию;
    • в ходе реализации плана;
    • в изучении и анализе результативности своей работы.

    Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

    План работы по самообразованию

    Воспитатель________группы №_____МАДОУ д\с №____

  • _________________________________________
  • kakvospitat-rebenka.ru