Воспитание детей во второй младшей группе

Картотека дидактических игр во второй младшей группе по ФГОС с целями

ФГОС ДО выделяет дошкольный период как отдельную самозначимую ступень образования, ориентированную на формирование успешной личности. Этап формирования личностных и деятельностных навыков начинается на четвертом году жизни ребенка. Педагогу необходимо иметь картотеку дидактических игр во второй младшей группе по ФГОС с целями, направленными на реализацию пяти образовательных областей.

Дошкольное образование не преследует цель подготовить ребенка к школе и ни в коем случае не должно копировать формы школьной жизни. Развитие и обучение следует проводить через игры и другие детские виды деятельности.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:

  • восприятие норм социального поведения;
  • развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
  • развитие эмпатии;
  • формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
  • формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
    • выработку навыков безопасного поведения.
    • Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

      Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.

      Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.

      В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.

      Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.

      Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

      Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.

      Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

      На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор.

      Игры для речевого развития детей 3-4 лет

      Игры для речевого развития направлены на достижение таких целей:

    • научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
    • увеличение словарного запаса;
    • развитие фонематического слуха;
    • ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
    • развитие речевого творчества;
    • ознакомление с образцами детской литературы.
    • Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.

      Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).

      Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.

      — Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.

      Дети громко повторяют «Кря-кря!».

      — А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.

      Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.

      После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.

      Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.

      Игра «Пускание корабликов»

      Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука [ф] на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.

      Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.

      — Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).

      — Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).

      — Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф].

      — А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].

      Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.

      Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

      Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.

      Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.

      Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.

      Игры для познавательного развития детей второй младшей группы

      Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:

    • развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
    • формирование навыков познавательной деятельности;
    • формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
    • ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.
    • Игра «В лес за грибами»

      Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

      Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

      — Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

      — А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).

      Педагог должен спросить каждого ребенка.

      — Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

      Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

      Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

      Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

      После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

      Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

      Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

      Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

      Картотека игр для художественно-эстетического развития

      Игры для художественно-эстетического развития проводятся для:

    • закладывания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств;
    • формирования эстетического отношения к природе и окружающему миру;
    • реализации самостоятельной творческой деятельности.
    • Игра «Собери капельки в стакан»

      Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

      Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

      Педагог обращается к детям:

      — Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

      У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

      Игра «Узнай и дорисуй»

      Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

      Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.

      Игра «Красиво — некрасиво»

      Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

      Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

      — Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

      — Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

      — Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

      Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

      Игры, способствующие физическому развитию

      Игры, способствующие физическому развитию, нацелены на:

    • формирование у детей навыков двигательной деятельности;
    • развитие координации, равновесия, моторики рук и гибкости;
    • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
    • обучение правильному выполнению основных спортивных движений;
    • формирование навыков здорового образа жизни.
    • Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.

      Ведущий предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.

      Все лето качели

      Качались и пели,

      И мы на качелях

      (Дети начинают качать руками впе­ред-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях).

      Настали осенние дни.

      Качели остались одни.

      (Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются).

      Лежат на качелях

      Два желтых листка.

      (Снова потихоньку начинают двигать руками).

      Игра «Музыкальный стульчик»

      Цель: формировать навыки двигательной деятельности, учить бегать по кругу, развивать внимательность, учить действовать по сигналу.

      Для начала игры нужно по центру комнаты поставить в круг несколько стульчиков (на один меньше, чем количество участников). Дети должны стать в кружок вокруг стульев. Воспитатель включает музыку.

      Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка остановится, каждый должен сесть на отдельный стульчик. Одному ребенку стульчика не хватит. Он выходит из игры и стульчик убирается. Дальше игра повторяется. Так продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.

      Цель: разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия.

      Перед началом игры дети выстраиваются в колонну. Воспитатель сообщает им, что они отправляются на прогулку, и просит их слушать его рассказ и повторять все движения.

      — Мы идет по тропинке (дети идут друг за другом).

      — Нам надо перейти через лужу (идут на пяточках).

      — Подошли к яблоньке и хотим попробовать ее яблочки. Дотянитесь до них (идут на носочках).

      — Надо перепрыгнуть через ручей (прыгают).

      — Повстречали медвежонка, покажите, как он ходит (идут на внешней стороне стопы).

      Ведущий может предлагать разные варианты движений. Для одного сеанса игры детям озвучивается не более пяти разных заданий.

      Реализация всех пяти образовательных областей обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка. Во второй младшей группе такая работа должна планироваться и проводиться с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет. При проведении игр необходимо добиваться создания атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию ребенка и формированию у него позитивного отношения к себе, окружающим и к познавательной деятельности.

      Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      pedsovet.su

      Воспитание детей во второй младшей группе

      С переходом во вторую младшую группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, естественно, усложняются. У детей на четвертом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям), бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Кроме того, воспитатель теперь больше внимания должен уделять формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

      Возросшие требования программы опираются на новые возможности ребенка, на его способность совершать более сложные действия, обобщать, понимать и оценивать поведение сверстников, на большую привязанность к взрослым, которые справедливы и ласковы с ним. Планирую работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинять окружающим неприятностей.

      Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует укреплению привязанности, доверия к нему ребенка – важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние часы также могут быть запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек, например «Как непослушный котенок обжег себе лапку» или «Как у Наташи чуть не улетела птичка». Содержание таких сценок педагог черпает из наблюдений и дневниковых записей, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

      Нравятся детям игры с элементом соревнования, состязания, например: «Как звенят тарелки и ложки». Эта игра показывает, кто лучше всех умеет, выполняя нужные действия (например, собирая предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят, — ложки, тарелки), не нарушать тишину. Побеждает тот, кто произвел меньше шума. К игре привлекаются воспитанники старшей группы.

      Уровень развития детей четвертого года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строится так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

      Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.

      Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов, фланелеграф и т. п.

      Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», — и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя разные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока не привыкнут самостоятельно выполнять работу.

      Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например, на занятии «в гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо с ними здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здоровались с Матрешкой на занятии: «Поздоровайся с детьми так, как мы с Матрешкой здоровались», т. е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

      Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, воспитатель показывает фотографию, на которой дети моют руки. Дети с интересом смотрят. Воспитатель спрашивает:

      – Кого вы здесь видите?

      Дети с радостью узнают своих товарищей:

      – Костя, Таня, Игорь, Оля, – говорят они.

      – Что делают Таня и Оля? – снова задает вопрос педагог.

      – Моют руки, – с улыбкой отвечают малыши.

      – Правильно. Тани и Оля моют руки. Все наши дети умеют мыть руки чисто и аккуратно. А сейчас мы будем учиться мыть лицо и руки вместе. К нам в гости пришла Ира. Она уже ходит в старшую группу и хорошо умеет умываться. Будем брать с нее пример.

      Воспитатель обращает внимание детей на то, как Ира, после того как вымыла лицо, вытирает его и руки полотенцем, прикладывая его к лицу. «Я тоже большой, я хочу показать, как умываться», – говорит Игорь. Он правильно повторяет весь процесс умывания. Воспитатель говорит, что теперь дети знают, как надо умываться и пользоваться полотенцем.

      Из примера видно, что данное упражнение, с одной стороны, особенно увлекает детей, так как является продолжением известной игры, а с другой – служит переходом от игры к серьезным, сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части лица, которые следует мыть, повторно упражняются в складывании рук «лодочкой» и т. п.

      Описанная выше игра-упражнение «Каждой вещи – свое место», как уже говорилось, воспитывает аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения игр, занятий, упражнений на тему «Поддерживание порядка» дети острее замечают беспорядок. Например:

      Оля играла перед обедом с игрушечной собачкой. Воспитатель попросил ее помочь сервировать стол к обеду. Оля, вымыв руки, принялась за дело, оставив собачку на полу. Многие дети заметили это, а воспитатель сказал:

      – Ребята, собачка не найдет своего домика-конуры, помогите ей.

      Оля тут же спохватилась.

      – Ой, не убрала собачку, надо посадить ее в конуру.

      – Теперь тебе надо еще раз вымыть руки.

      Дети начинают замечать уроненную куклу, не убранную на место игрушку. Воспитатель, со своей стороны, следит за этим: «Дети, наша кукла Зоя упала, помогите ей подняться и сесть на стул». Или: «Какой-то шофер забыл отвезти машину в гараж. Отвезите ее, пожалуйста, чтобы она под дождь не попала». Такая форма напоминания привлечет активное внимание многих детей, а тот, кто «виноват», охотно исправит ошибку. Но иногда на прямой вопрос: «Кто не убрал игрушки?» – дети отвечают: «Это не я играл», – и игрушки остаются неубранными.

      Научив детей определенным действиям и вызвав к ним положительное отношение, воспитатель вносит в игровые уголки все новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил чистые красивые платочки всем куклам в карман. Дети с удовольствием и интересом играют с «больными» куклами и в результате через две-три недели в большинстве своем овладевают навыками правильного пользования носовым платком. После проведения игр-упражнений типа «Мы умываемся» в игровой уголок вносятся полотенца и вешалка для кукол; по окончании игры-упражнения «Мы причесываемся» в уголке появляются расчески для кукол, сделанные из пластика, картона, зеркало из фольги и т. д.

      Мы моем свои расчески

      Программное содержание. Воспитывать у детей навыки пользования своей расческой и ухода за ней. Учить чистить щеткой расческой и промывать ее.

      Подготовка к игре. Накрыть столы клеенкой, поставить тазики с водой для каждого ребенка, мыло в мыльницах, индивидуальные салфетки для протирания расчесок, приготовить белый накрахмаленный халат для мишки.

      Ход игры. Дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Обращаясь к ним, воспитатель говорит:

      – Ребята, не знаете ли вы, где наш Мишутка? Он всегда сидел с другими куклами, а теперь ушел куда-то.

      Воспитатель дает детям возможность посмотреть, поискать его. Сам выходит за дверь и быстро возвращается с Мишуткой, одетым в белый халат. В ведерке у него щеточки для чистки расчесок.

      – Заходи; Мишутка, мы тебе рады, – говорит воспитатель.

      Мишутка здоровается, дети отвечают, разглядывая его. Затем Мишутка обращается к детям:

      – Я был в умывальной комнате, посмотрел на ваши расчески. У многих они грязные, вот и пришел сказать, что их нужно мыть.

      – Вот видите, дети, причесывать волосы вы умеете, а мыть расчески – нет. Покажи нам, пожалуйста, Мишутка, как это надо делать.

      – С удовольствием! Но для этого нужно, чтобы каждый принес свою расческу.

      Воспитатель предлагает детям пойти в умывальную комнату, каждому взять свою расческу с полочки, проверяет, свои ли расчески принесли. Дети подходят к столам, составленным в длину, на которых стоят тазики, и останавливаются возле них. Воспитатель с «помощью» Мишутки показывает, как надо мыть расческу, как вытирать ее бумажной салфеткой. Все дети принимаются мать расчески: моют намыленной щеткой между зубьями, полощут и вытирают. Мишутка проверяет, хорошо ли вымыто, помогает тем, кто затрудняется. Затем все кладут свои расчески и щеточки на полки. Благодарят Мишутку за помощь. Мишутка прощается и уходит.

      Во второй младшей группе педагог продолжает воспитывать у детей чувство любви, привязанности к близким. На четвертом году жизни уже можно поставить более сложную, чем год назад, воспитательную задачу. Теперь он стремится помочь ребенку осмыслить свое отношение к маме, папе, бабушке, научить его более действенному проявлению любви к ним. Для решения этой задачи, столь важной в общей системе нравственного воспитания в детском саду, можно использовать следующие нравственно направленные занятия.

      Программное содержание. Воспитывать действительное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит, готовит обед и т. д.

      Подготовка к занятию. Подобрать репродукции картин, рисунки с изображением мамы (с детьми или в других ситуациях).

      Ход занятия. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из рассказа:

      На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у нее:

      – Какая твоя мама?

      А девочка сквозь слезы говорит:

      – А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!

      Воспитатель, прочитав эту часть рассказа, просит своих детей сказать, так ли они думают о своей маме, что еще могут сообщить о своих мамах.

      – Она веселая, добрая, она все может делать; мама заботится о нас – купает, кормит.

      Воспитатель показывает слайды, рисунки на эту тему: мама хлопочет по дому; мама, папа и мальчик на прогулке; девочка держит клубок ниток маме (бабушке), когда та вяжет, и т. д. – и просит рассказать, что изображено на картинке. Дети рассказывают.

      – Дети, порадуйте ваших мам: вечером, когда будете ложиться спать, подойдите каждый к своей маме, поцелуйте ее и скажите: «Спокойной ночи, мамочка!» Ей будет очень приятно. А что надо сказать утром? Правильно: «доброе утро, мамочка!»

      Воспитатель показывает репродукцию картины Н. Жукова «С добрым утром», дает возможность рассмотреть ее, выразить отношение к ней. После этого спрашивает:

      – Как еще можно доставить маме радость?

      Воспитатель определяет постоянное поручение для некоторых детей в семье.

      Наши хорошие поступки

      Программное содержание. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих, усвоению правил культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками, помочь товарищу принести игрушки, застегнуть пуговицы, проявлять сочувствие к другим детям, родителями, близким.

      Подготовка к занятию. Проанализировать записи, сделанные на основе постоянных наблюдений. Подготовить куклу Таню, картинки с изображением ситуаций общения, хороших поступков детей.

      Ход занятия. Кукла Таня приходит в гости к детям, ее приветливо встречают, предлагают сесть. После этого воспитатель говорит:

      – Кукла Таня знает, как мы умеем умываться, аккуратно и красиво есть. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы красиво поступать. Что же мы расскажем Тане?

      Дети могут в этой ситуации не сразу найти ответы, промолчать. Воспитатель продолжает:

      – У нас есть, о чем рассказать тебе, Таня. Вот, например, сегодня утром Андрюша увидел, что к нам в группу пришла Галина Петровна, заведующая, посмотреть, как мы тут живем. Андрюша сразу же принес стул и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Она поблагодарила Андрюшу. Мы с ней очень обрадовались, что он такой внимательный, вежливый.

      Кукле понравилось, что ребята такие воспитанные, она попросила научить и ее так поступать, а также показать, что нужно сделать, если кто-нибудь пришел в гости:

      – Сказать: «Здравствуйте!» — говорит Андрюша.

      – Стул принести и сказать: «Садитесь, пожалуйста», – продолжает другой ребенок.

      – Ребята, а как нужно поступить, если нужно пройти, а на пути стоит кто-нибудь из вас, как бывает в раздевальной комнате (Дети отвечают). Правильно, нужно сказать: «Пропусти, пожалуйста». А сейчас вместе подумаем, какие хорошие, красивые поступки можно совершать, чтобы всем окружающим детям и взрослым приносить радость.

      Далее через проекционный аппарат педагог демонстрирует сюжеты: «Мальчик чистит щеткой пальто сверстника после прогулки», «помогает завязать шарф», «Весело и дружно играет с ребятами», «Не шумит, играет в спокойные игры, когда папа и мама заняты делом», «Мама шьет на швейной машине, девочка помогает ей – поддерживает материю».

      Кукла Таня простудилась

      Программное содержание. Формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернуться.

      Подготовка к занятию. Перед занятием воспитатель в процессе одевания и раздевания особенно настойчиво подчеркивает, что надевать верхнюю одежду надо аккуратно: застегивать кофточку, пальто завязывать ленты шапочки и др.

      Ход занятия. В группу вносят куклу Таню – в хорошо отглаженном платье, с чистым, красивым носовым платком в кармане. Дети встречают ее восклицаниями, улыбкой, некоторые даже встают, трогают ее рукой: «Платье красивое… Платочек красивый». Смотрят, есть ли носовой платок у них в кармане. Таня чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая нос и рот платком, отворачиваясь друг от друга.

      В ходе наглядного игрового показа детям становится понятнее требование, что нос всегда должен быть чистым, они усваивают способы действия носовым платком. Дальнейшие наблюдения за поведением детей показывают, что они точно воспроизводят последовательность действий, пользуясь носовым платком, аккуратно хранят его и, главное, большая часть детей перестает быть безразличной к неопрятному носу.

      Кукла Таня собирается в гости

      Программное содержание. Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать в детский сад, приходить чистым, аккуратным, приводить в порядок костюм перед зеркалом.

      Подготовка к занятию. Постоянно в соответствии с программными задачами совершенствовать навыки одевания (после сна, при сборе на улицу). Показать, как правильно расположить одежду в шкафу раздевальной комнаты. Поощрять аккуратность, воспитывать ответственность за порядок своей секции шкафа. Показать место для сушки носков, варежек.

      «Комнату» куклы Тани перенести на демонстрационный стол. Проверить состояние комплекта одежды для нее. Оформить красочное приглашение в гости. Подготовить магнитофон или проигрыватель.

      Проводить занятие во второй половине дня.

      Ход занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к «комнате» куклы Тани. Дети рассматривают уголок. Кукла Таня поет песенку, играет с мячом. Воспитатель предлагает взять стулья и расположиться поудобнее. Таня продолжает играть и петь, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и… начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец нашла колготки, небрежно надела их.

      Воспитатель. Что случилось, дети? Почему Танечка грустная? Давайте спросим у нее.

      Танечка. (Сквозь слезы). Вот приглашение!

      Воспитатель. Разреши прочитать нам: «Дорогая Танечка, приглашаю тебя на день моего рождения, твоя подруга Катя». Дети, у Тани осталось мало времени, чтобы собраться. Давайте поможем ей.

      Дети (по желанию) подходят к столу, начинают одевать Таню. Воспитатель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и последовательность действий, сохраняя непринужденность. Таким образом, несколько детей принимает участие в одевании куклы. Можно вспомнить четверостишия о Маше-растеряше, человеке рассеянном и др. Одев и причесав Таню, дети предлагают ей посмотреть в зеркало – понравится ли?

      – Спасибо, ребята, теперь я, пожалуй, успею в гости к Кате. Разрешите мне прийти к вам завтра еще раз, поучиться, как нужно быстро одеваться, – говорит Таня.

      – Конечно, Таня, приходи, мы будем ждать тебя! До свидания! – дружно прощаются дети с куклой.

      Как только кукла Таня ушла, воспитатель обратился к детям с вопросом:

      – Дети, как вы думаете, почему кукла волновалась?

      Некоторые ребята ответили правильно. Но многие не смогли указать причину. Тогда воспитатель поясняет:

      – Она забыла о приглашении и вовремя не подготовилась. Да еще вещи ее были разбросаны в беспорядке. В результате она чуть было не опоздала в гости к Кате. И, конечно, Кате было бы очень обидно, что подруга опоздала на ее день рождения. Хорошо, что ребята помогли Тане быстро одеться. Это будет Тане уроком. Правильно, дети? Помните и вы об этом.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Презентация «Патриотическое воспитание детей во второй младшей группе»

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Нравственно-патриотическое воспитание детей во второй младшей группе Сычёва Т.В. – старший воспитатель МДОУ№314

      Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.

      У детей стали искажены представления: о патриотизме, о доброте, о великодушии, изменилось и отношение людей к Родине. Огромные изменения произошли в мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

      Формирование готовности детей к совместной деятельности, Ребенок в семье и сообществе, Формирование образа Я; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

      Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду Задачи патриотического воспитания детей второй младшей группы

      Родная страна: Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Задачи патриотического воспитания детей второй младшей группы

      Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу.

      страдают дефицитом знаний о родном городе, о традициях. Равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания. Дети, начиная с дошкольного возраста:

      Повысить образовательные, профессиональные, теоритические и практические знания педагогов по проблеме. Систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме. Развить у ребенка социально-личностные качества как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Помочь родителям развить и сохранить любознательность детей в процессе совместных мероприятий. Задачи, решающие названные проблемы:

      Методическое сопровождение Работа с педагогами. Работа с детьми Работа с родителями Работа с социумом Работа по направлению патриотического воспитания проходит по следующим этапам:

      Работа по патриотическому воспитанию с педагогами:

      Формы работы с детьми

      Участие в мероприятиях (конкурсах, праздниках) Семейные проекты Анкетирование Семинары – практикумы Консультации Дни открытых дверей Родительские собрания Индивидуальное консультирование Работа с родителями

      принимают участие в праздниках, посиделках, ярмарках, танцуют с детьми, играют, водят хороводы, поют частушки оказывают помощь в изготовлении костюмов участвуют в беседах, родительских собраниях по приобщению любви к родной природе, городу, истории Родители

      Социум Организация праздников, развлечений, кружков, субботников, выставок, спортивных секций. День Победы День Республики День города «Донецка» Масленица Новый год

      Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.

      «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С.Михалков

      Номер материала: ДБ-115575

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

      infourok.ru

      Работа с родителями во второй младшей группе: нюансы организации и проведения родительского собрания

      Воспитание детей — процесс сложный. Это аксиома. Но поиск способов вложить в малышей как можно больше знаний, сформировать умения и навыки — это та самая теорема, доказывать которую каждый день приходится не только воспитателям, учителям, но и родителям маленьких подопечных. Эффективной эта работа будет только в том случае, если педагоги, мамы и папы будут действовать сообща, поэтому работе с родителями в детском саду уделяется так много внимания. Особенно с мамами и папами детей, переживающих очередной возрастной кризис, а именно 3–4-летними подопечными второй младшей группы.

      Цели, задачи и формы работы с родителями

      Воспитатель и родители — это звенья одной цепи, заинтересованные в успешности процесса воспитания ребёнка.

      Это интересно. «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»

      Концепция дошкольного воспитания

      Однако мамы и папы в своей методике действуют преимущественно по наитию, в то время как педагоги — по науке. Объединение этих способов воздействия является неиссякаемым методическим ресурсом. Деятельность педагогического коллектива детского сада ставит работу с родителями на одно из самых приоритетных мест.

      Общение педагогов и родителей — важный аспект выработки единой стратегии обучения и воспитания детей

      Основная цель такой работы — найти индивидуальный подход к обучению, развитию и воспитанию малыша. Но, кроме этого, взаимодействие с семьёй позволяет:

    • распространить полезные практические педагогические знания среди родителей;
    • активизировать внимание семьи к вопросам воспитания малыша;
    • сформировать единую систему требований к режиму дня и вопросам воспитания ребёнка;
    • создать положительный образ дошкольного детского учреждения в сознании родителей;
    • оказывать посильную методическую помощь семье в вопросах взаимодействия с трёх-четырёхлетками;
    • получить как можно более полную информацию о ребёнке.
    • Для реализации поставленных целей воспитатель решает следующие задачи:

    • установление партнёрских отношений с родителями своих воспитанников за счёт оказания эмоциональной поддержки и общности интересов;
    • повышение психолого-педагогической просвещённости семьи;
    • поддержка мам и пап в выполнении их воспитательных и образовательных функций.
    • Достижение этих задач возможно благодаря принципам, на которых строятся отношения детского сада и семьи:

    • родители и воспитатели — равноправные партнёры в деле обучения и воспитания малышей;
    • регулярная помощь ребёнку, доверие и уважение гарантированы и со стороны родителей, и со стороны педагогов;
    • постоянный мониторинг взаимодействия семьи и детского сада, анализ результатов на всех этапах этой работы.

    Как можно контактировать

    Чем разнообразнее методики работы с родителями, тем проще найти подход к каждой семье — это правило, о котором должен помнить каждый воспитатель, составляя план взаимодействия с мамами и папами дошкольников на год.

    Формы работы могут быть следующими:

    1. Анкетирование, интервьюирование с целью выявления особенностей традиций семейного воспитания, причин тех или иных отклонений в поведении малыша. Также позволяют сделать вывод об общественно-материальном и культурном уровне семьи.
    2. Тестирование педагогической компетентности. Способ для определения пробелов в педагогических знаниях родителей.
    3. Совместный досуг. Спортивные мероприятия (например, соревнование «Мама, папа, я — спортивная семья»), викторины и пр.

    Совместное разгадывание загадок является отличным вариантом организации досуга родителей и детей

    Создание коллективного коллажа помогает родителям понять, как их дети чувствуют себя в группе

    Благодаря широкому спектру форм взаимодействия с семьёй у воспитателя есть возможность разнообразить работу с родителями.

    melkie.net

    Конструирование во второй младшей группе: как заинтересовать малышей

    Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

    Методические аспекты конструирования во второй младшей группе

    Конструирование — довольно сложный вид деятельности для дошкольников, в котором можно найти связь с конструктивно-технической и художественной деятельностью взрослых. Здесь предварительно намечается план, выбирается подходящий материал и техника работы, а результат деятельности имеет целью практическое применение, для ребёнка — это игра.

    В 3–4 года дети уже становятся более самостоятельными, активными умственно и физически. Благодаря этому значительно обогащаются представления малышей о предметах и явлениях окружающего мира, что необходимо для занятий конструированием.

    Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группы

  • Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).
  • Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.
  • Учить располагать строительный материал (кирпичики и пластины) вертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу.
  • Побуждать создавать конструкции из разных деталей: столбики чередовать с кубиками, украшать столбики ворот трёхгранными призмами.
  • Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).
  • Подводить малышей к анализу созданных построек.
  • Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала), учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).
  • Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.
  • Учить малышей преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы различными способами: сгибанием, разрыванием, сминанием, скручиванием.
  • Виды конструирования в младшей группе

    При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:

    • Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов (деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.

    Модельное конструирование предполагает использование готового строительного материала

    Художественное конструирование предполагает импровизацию

    Конструирование из природного материала в младшей группе практикуется не на занятиях, а во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки. Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего. Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.

    Постройки из снега часто носят коллективный характер в силу их масштабности

    Какие материалы уместно использовать в младшей группе

    Чтобы занятие прошло успешно, воспитатель должен тщательно продумывать, какой материал нужно использовать. Для модельного конструирования лучше всего подойдут индивидуальные строительные наборы, включающие в себя детали различных форм и размеров (детали могут быть как деревянными, так и пластмассовыми). Ведь малышам четвёртого года жизни удобнее создавать постройки поодиночке.

    Оптимальный вариант работы в младшей группе — предоставить каждому воспитаннику отдельный строительный набор

    Любой материал, с которым дети работают, должен привлекать их своим внешним видом.

    Для лего-конструирования подбираются наборы с крупными деталями и простыми соединениями. Можно использовать специальные тематические комплекты (например, LEGO Duplo, включающий в себя арки, полукруглые формы, клювики, фигурки животных и пр.).

    Комплект Lego Duplo включает в себя специфические детали, из которых можно построить интересные конструкции

    Что касается бумажного конструирования, то воспитатель использует на занятиях бумагу разного цвета и качества (тонкую и картон, матовую и глянцевую) и клей. Также для дополнения поделки детям предоставляется дополнительный материал: цветные карандаши, пластилин, поролон, зубочистки, вата, пряжа и пр.

    Поделка из бумаги с использованием поролона и зубочисток вполне по силам младшим дошкольникам

    Природный материал — самый простой в использовании, поскольку он не требует материальных затрат, а находится прямо под ногами детей. С другой стороны, сооружение построек зависит от погодных условий и сезона.

    Размеры поделок, предварительное изготовление деталей

    Постройки из строительного материала обычно соотносятся с какой-либо игрушкой (например, ворота или гараж для машинки, мебель для куклы, загон для игрушечной лошадки). В соответствии с этим и определяется размер конструкции.

    Размер построенной конструкции должен соответствовать размерам игрушки

    Художественные поделки из бумаги обычно не бывают большими. Пусть птичка, сердечко или солнышко не превышает по размеру детскую ладошку. Что касается построек из природных материалов — снега и песка, то они могут быть достаточно объёмными. Малыши очень любят большие снежные постройки, которые можно обхватить руками. Также им нравится сравнивать по размеру песочные куличики, пусть они даже будут сделаны с помощью большого детского ведра.

    Что касается подготовки материала к занятию, то у детей должно быть в наличии большее количество деталей, чем это необходимо. Например, при постройке ворот пусть малыши поразмышляют, сами выберут нужные элементы из множества.

    Очень удобно, когда материал предоставляется каждому ребёнку в отдельном контейнере или коробке: это организует дошкольника, приучает его к порядку и аккуратности.

    Конструирование из бумаги требует предварительного изготовления исходных деталей. В младшей группе этим полностью занимается воспитатель. Он вырезает заготовки разной формы, если нужно — делает сгибы и надрезы. Задача же маленьких конструкторов — сложить и склеить элементы. Если поделки предполагают украшение аппликативными деталями, то их также предоставляет педагог.

    Вспомогательные техники при создании поделки (элементы рисования, аппликация)

    Воспитатель может предложить детям украсить готовую поделку архитектурными элементами. Это не повлияет на её функциональное назначение, но сделает более ценной эстетически. Например, заборчик из цилиндров можно украсить конусами.

    Бумажное конструирование тесно связано с такими видами деятельности, как рисование, аппликация и лепка. Аппликативные детали придадут поделке выразительность. Например, ёлочку можно украсить разноцветными пластилиновыми шариками и гирляндами, а бабочке таким же способом сделать пятнышки. Животным и птицам, сделанным из бумаги, можно нарисовать глазки, усики, пятнышки карандашом или фломастером (носик же хорошо смотрится из пластилина).

    Что касается построек из снега на участке, то детям очень нравится их раскрашивать (конечно, это делается вместе с воспитателем). Для этих целей лучше всего использовать гуашь.

    Фигура из снега станет более выразительной, если раскрасить её гуашью

    Индивидуальный подход на занятии

    Во второй младшей группе дошкольники ещё очень различаются по своим способностям. Ведь кто-то из них посещал ясельную группу, а кто-то только недавно пришёл в детский сад. И педагог обязательно должен учитывать этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).

    Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное (например, построить ещё одни ворота для более высокой машины или соорудить более широкий диванчик, чтобы на нём разместились не 2, а 3 куклы, украсить заборчик из цилиндров конусами). Это же касается и бумажной поделки: быстро успевающие дошкольники могут украсить её аппликативными деталями или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.

    Приёмы работы на занятии по конструированию

    Обучая воспитанников младшей группы конструированию, педагог использует различные методы и приёмы.

    Воспитатель демонстрирует детям последовательность создания конструкции. В этом возрасте уже можно начинать использовать простейшие схемы, подробно объясняя их дошкольниками.

    В младшей группе уже можно начинать конструирование по схемам

    Педагог закрепляет навыки, приобретённые в ясельной группе, и одновременно вырабатывает новые, более сложные. Так, ребята уже умеют располагать кирпичики и пластины горизонтально (в один ряд — дорога) и вертикально (на некотором расстоянии или плотно друг к другу — забор для домика, вольер для животных). Но теперь задание усложняется: детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы по дороге проехала большая машина (уложить детали в 2 или 3 ряда либо разместить их поперёк, рядом друг с другом).

    При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей. Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия.

    Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них?

    Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, воспитатель показывает, как с ними можно играть, предоставляет ребятам подходящие игрушки, помогает придать игре новое содержание, направить её сюжет.

    Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие следует включать стихотворения, песенки, сказки, физкульминутки соответствующей тематики. Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):

    На машине грузовой.

    Едет с поля урожай.

    При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне.

    При создании поделок из бумаги вначале воспитатель просто знакомит малышей с этим материалом: даёт пощупать его, ощутить гладкость или шершавость. Следующий этап — выработка у дошкольников элементарных приёмов работы с бумагой: оказывается, её можно мять, складывать, скручивать, отрывать большие и маленькие кусочки. Конечно же, малышам будут интересны такие манипуляции, тем более что они сопровождаются характерными звуками.

    Для многих художественных поделок воспитатель может использовать универсальный шаблон — большой и маленький круг (один вырезается из другого). Большой, сложенный пополам, — это тело животного или птицы. К нему приклеивается маленький круг — голова. Далее конструкция дополняется деталями — рисуются пятна или полоски, приклеиваются глазки, усики, крылышки. В итоге получается тигр, собака, кошка, слоник, птичка и т. д.

    В младшей группе животных и птиц можно мастерить из бумаги с помощью простой заготовки

    Также можно использовать метод создания поделок из бумажных полосок разной толщины и длины. Таким способом получается солнышко, осьминог, сердечко, хвостик у птички и пр.

    При создании построек из снега педагог направляет действия дошкольников — обучает их приёмам работы лопатой. Так, чтобы сделать горку, сугроб сначала утрамбовывается, а затем формируется спуск: нужно несколько раз провести лопаткой от вершины горки к её подножию.

    Как мотивировать малышей к конструктивной деятельности

    Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней. Приведём конкретные примеры:

  • В группу приходит письмо от плюшевого мишки. Он пишет ребятам, что ему и другим игрушкам очень нравится их группа и им бы хотелось поселиться в ней. Но для этого дети должны построить для новых обитателей домики из строительного материала.
  • Грузовой машине нужно съездить за урожаем для кукол, но для этого нужно проложить широкую дорогу из кирпичиков. Или же куклы Маша и Катя живут в домиках и очень любят купаться. Они очень хотели бы, чтобы их дома и речку соединяли удобные дорожки, но не знают, как это сделать.
  • Игрушечные животные (фигурки) мечтают прокатиться на паровозе — малыши с удовольствием построят для них длинный поезд из вагончиков-кубиков.
  • Чтобы коровы и телята не ушли далеко в лес и не потерялись, нужно сделать им загоны.
  • Чтобы зайчик в лесу не намок под дождём, нужно построить ему домик.
  • В гости к ребятам приходит сказочный Колобок. Он и на окошке лежал, и по лесу бежал, а вот на башенке никогда не сидел. Нужно предоставить ему такую возможность — построить высокую башню из кубиков или из конструктора «Лего».
  • Колобок очень хочет посидеть на башне из кубиков

    Процесс создания постройки станет для малышей ещё интереснее, если она будет нести для них практическое значение: после занятия они смогут поиграть с машинками и гаражами, которые они сделали из кубиков или «Лего», для куколок можно будет устроить чаепитие на новых стульчиках, на горке покатать игрушечных животных.

    Мотивировать к созданию поделки воспитанников младшей группы можно предложением сделать подарок маме. Можно смастерить ей из бумаги красивую книжку, склеить сердечко, солнышко или цветочек.

    Дети любят делать приятное взрослым, чувствовать себя нужными и самостоятельными. Педагог говорит им, что очень хочет посмотреть, как разноцветные осенние листья красиво падают на землю. И дети с радостью примутся за работу — разорвут цветную бумагу на кусочки, чтобы получился красочный листопад. Или воспитательница с огорчением сообщает ребятам, что у неё сломался зонтик, и просит их смастерить ей новый из бумаги.

    Картотека тем для конструирования

    Во второй младшей группе перечень тем для конструирования не очень велик. В основном это простые формы из небольшого числа деталей.

    Модельное конструирование

  • «Мебель для куклы» (стол, стулья, диван, кроватка), «Кроватки трёх медведей», «Стульчики трёх медведей» (создание одинаковых построек разных размеров).
  • «Длинные и короткие дорожки».
  • «Домик для куклы», «Теремок для матрёшки», «Будка для собачки», «Гараж для машинки».
  • «Горка с лесенкой».
  • «Низкие и высокие ворота».
  • «Заборчик» (высокий и низкий), «Загон для лошадки», «Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).
  • «Красивая башня с флажком».
  • «Машина» (с использованием цилиндров для колёс).
  • «Поезд».
  • Фотогалерея: идеи построек из строительного материала

  • «Башенка».
  • «Мост».
  • «Мебель».
  • «Печка».
  • «Грузовая машина».
  • «Кораблик».
  • «Робот».
  • «Забор», «Клетка для животного».
  • «Лесенка».
  • «Дерево», «Ёлочка».
  • «Собачка».
  • «Гараж», «Собачья будка».
  • «Колодец».
  • Фотогалерея: идеи для построек из конструктора «Лего»

    Бумажное конструирование

  • «Зайчик» и другие животные простейшей формы из широких бумажных полосок.
  • «Разноцветный листопад», «Снег идёт» (обрывание бумаги маленькими кусочками).
  • «Зонтик» (круглая бумажная основа складывается пополам, дорисовываются или наклеиваются дополнительные детали).
  • «Платочек» (складывание бумажного квадрата пополам и декорирование его с помощью рисования либо аппликации).
  • «Ёлочка» (складывание зелёных квадратов с различной диагональю и составление из них дерева).
  • «Домик» (картонный прямоугольник складывается пополам, вверху к сгибу приклеивается крыша-треугольник).
  • «Птичка» (складывание картонного круга пополам и дополнение его готовыми деталями — крыльями, круглой головкой, хвостиком, можно дорисовать глазки).
  • «Месяц» (складывание жёлтой заготовки в форме круга пополам и дополнение деталями).
  • «Очки» (наклеивание двух картонных кружков на концы узкого картонного прямоугольника).
  • «Солнышко» (приклеивание к круглой основе тонких бумажных петелек).
  • «Сердечко» (складывание полоски бумаги в виде сердца).
  • «Книжка» (складывание прямоугольной заготовки пополам и украшение её деталями).
  • Фотогалерея: идеи поделок из бумаги

    Занятие по конструированию во второй младшей группе

    Занятие по конструированию в ДОУ имеет определённую структуру:

  • Вводный этап — игровое начало занятия (3–5 минут).
  • Основной этап — непосредственная деятельность по конструированию с пояснениями педагога и самостоятельной работой дошкольников (до 10 минут).
  • Заключительный этап — выставка готовых работ, подведение итогов (до 5 минут).
  • Это важно. НОД по конструированию во второй младшей группе не превышает 15 минут.

    Таблица: примеры конспектов занятий по конструированию во второй младшей группе (фрагменты)

    «Загон для детёнышей домашних животных» (конструирование из строительного материала)

    Воспитатель показывает детям животных, а малыши их называют.

    В.: Почему эти животные называются домашними?

    Дети: Они живут дома у человека.

    Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

    Кукла Маша делится радостной новостью, что у её животных в этом году родилось много детёнышей.

    В.: Ребята, вы знаете, как зовут детёнышей домашних животных? Кто родился у свиньи, как зовут детёнышей коровы, лошади, козы?

    Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель просит другого воспитанника подсказать правильный ответ. Совместно проговаривают трудные для произношения слова.

    В.: Ребята, кукла Маша обращается к вам за помощью. Ей нужно построить загон для детёнышей домашних животных. Не хотите ли вы ей помочь?

    Воспитатель рассказывает, что каждый самостоятельно построит загон для животного, и говорит, что научит ребят строить загон. Показывает последовательность работы у себя на столе с крупным строительным материалом.

    В.: Нужно взять кирпичик и поставить его на длинное ребро, затем по бокам поставить цилиндры, на цилиндры ставим призму — крышу, следующий кирпичик ставим аккуратно, близко кирпичик к кирпичику, следующий кирпичик ставим так же.

    Ребята, что нужно сделать, чтобы животные могли выходить гулять?

    Дети: Поставить ворота!

    В.: Молодцы, ребята! Правильно догадались.

    Воспитатель загадывает загадку:

    • Жёлтые комочки

    Лёгкие, как вата,

    Бегают за курочкой.

    Физминутка под музыку «Курочка и цыплята» А. Филиппенко.

    Свежей травки пощипать.

    А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

    Не ходите далеко.

    Съели толстого жука,

    Дети выполняют движения по тексту вместе с воспитателем.

    Воспитатель предлагает детям пройти за столы и присесть за свои места. Спрашивает, что лежит у них на столе, какого цвета. Дети называют детали конструктора — кирпичик, цилиндр, призма и какого они цвета и домашнего животного, которое будет жить в загоне.

    Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно построить загон для детёнышей, обращает внимание на правильность установления кирпичиков и на необходимость сделать ворота, чтобы животные могли выходить на прогулку. В процессе выполнения задания, если дети не справляются, воспитатель предлагает малышам помочь друг другу. После того как все постройки сделаны, педагог предлагает обыграть постройку.

    В.: Молодцы, ребята! Хорошие сделали постройки, не забыли и про ворота. Хорошо, что помогали друг другу в работе, а самое главное — помогли кукле Маше.

    Кукла Маша благодарит за проделанную работу и прощается с детьми.

    «Здравствуй, лес!» (Лего-конструирование)

    Педагог: Что растёт в лесу?

    Дети: Разные деревья.

    Метод «Найдём нужную дорожку».

    На магнитной доске изображена карта расположения домика Смешариков и двух деревьев, к которым ведут две дорожки — красная и жёлтая. Дети с помощью воспитателя методом сравнения выясняют, какое дерево находится ближе, а какое дальше.

    Педагог: Знаете ли вы, какие деревья растут в лесу?

    Педагог читает стихотворение:

    • В лесу растут растения:

  • Ветер тихо клён качает (дети поднимают руки вверх),

    Вправо, влево наклоняет (качают ими вправо, влево).

    Раз — поклон, два — поклон (заводят руки за голову, делают наклоны вправо, влево).

    Зашумел листвою клён (качают руками).

  • Педагог: Ребята, садитесь на места. Сегодня мы с вами будем собирать деревья из деталей Лего-конструктора, а когда вы их соберёте, у нас получится целый лес. Посмотрите образец, какие цвета нам понадобятся? (Зелёный, коричневый). Давайте соберём. Посмотрите на технологическую карту: сначала ставим полукирпичик, для устойчивости нашего дерева, затем ставим кубик коричневого цвета, на него ещё 3 кубика. Сверху ставим кирпичик зелёного цвета, на него 2 кирпичика и ещё 1 кирпичик сверху. Получилось дерево. Теперь попробуйте сами построить такое же дерево из своего конструктора.

    Во время работы включена аудиозапись звуков леса. Педагог помогает детям, у которых возникли трудности.

    По окончании работы все деревья ставятся на стол, и дети их рассматривают.

    Педагог: Вот какой лес у нас получился! Наше занятие закончено, вы сегодня старались, молодцы!

    «Разноцветный листопад» (конструирование из бумаги)

    Читает стихотворение В. Шипуновой «Осенний букет»:

    • Соберём букет осенний

    Бабушке на день рожденья.

    Лист зелёный, лист бордовый,

    Вот зелёный листик снова,

    Жёлтый лист, лист золотой…

    Отнесём мы их домой.

    Много листьев надо нам,

    Воспитатель обращает внимание детей на картины, изображающие осень.

    Воспитатель рассказывает: «Прошло лето, наступила осень. Осенью на улице холодно, листья на деревьях теперь не только зелёные, но и какие? (жёлтые, красные). Небо осенью тёмное, на нём тучи, наверное, пойдёт дождь. Дует ветер, и листья слетают с деревьев».

    Предлагает сделать разноцветные листья и показать, как листья падают на землю. Поможет это сделать разноцветная бумага. Спрашивает, какого цвета дети возьмут бумагу (красную, жёлтую, зелёную, оранжевую). Раздаёт детям полоски бумаги разного цвета и предлагает разорвать на кусочки, чтобы получились небольшие, лёгкие листочки.

    Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

  • Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого),

    Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки).

    Листья берёзы, листья рябины,

    Листики тополя, листья осины (загибают пальчики, начиная с большого),

    Листики дуба мы соберём,

    Маме осенний букет отнесём («шагают» по столу средним и указательным пальцами).

  • Самостоятельная деятельность детей.

    Дети садятся за столы, берут в руки полоски бумаги (по одной каждого цвета) и разрывают её на небольшие части. Воспитатель оказывает помощь малышам, которые затрудняются при выполнении задания.

    Педагог читает стихотворение. Предлагает детям всем вместе подкинуть приготовленные ими разноцветные листья высоко над собой и покружиться.

    В нашем саду листопад.

    Красные, жёлтые листья

    Воспитатель хвалит детей: «Как много ребята сделали разноцветных листьев!».