Воспитание детей по православному

Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным традициям и культуре Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мальцева Лариса Дмитриевна

В статье рассматривается цели, задачи и средства духовно-нравственного воспитания детей через приобщение подрастающего поколения к православным традициям и культуре .

Spiritual and moral education of children through the introduction to the Orthodox traditions and culture

The article discusses the goals, objectives and means of spiritual and moral education of children through the introduction to the Orthodox tradition and culture .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мальцева Лариса Дмитриевна,

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным традициям и культуре»

? Л ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

2017/1(8) 1 Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL

Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным традициям и культуре

Аннотация. В статье рассматривается цели, задачи и средства духовно -нравственного воспитания детей через приобщение подрастающего поколения к православным традициям и культуре.

Ключевые слова: православные традиции, культура, духовно -нравственное воспитание, волонтерство.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности, обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. В Концепции подчеркивается мысль о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [1].

Содержание Концепции актуализирует необходимость возрождения традиционных национальных духовно-нравственных ценностей в воспитательном процессе образовательного учреждения. Это означает, что современным педагогам для компетентного подхода к решению заявленной проблемы следует привести в систему знания из области истории развития педагогической мысли России и вспомнить основные воспитательные идеи русских педагогов -классиков.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление личности ребенка, постепенное раскрытие и выявление ее творческих ресурсов. Духовно-нравственное воспитание призвано способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей и добродетелей. Поэтому, главной задачей для взрослого человека, будь то родитель, или педагог, является научить

ребенка истинным добродетелям, главной и системообразующей из которых является любовь. Таким образом, духовно-нравственное воспитание есть процесс целенаправленно организованного как внешнего, так и внутреннего (эмоционального) воздействия педагога на духовно -нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира [2].

К основным задачам духовно-нравственного воспитания мы относим следующие:

— пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь;

— формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;

— создание условий для складывания целостных гармоничных отношений ребенка с миром, с другими людьми, переживаемых как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи, защиты; коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божиим [3].

Духовно-нравственное воспитание направлено далеко не только на усвоение сведений нравственного характера и упражнений в нравственном поведении. Оно призвано закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью. Сообщаемое, созерцаемое извне посредством духовно-нравственного воспитания должно стать свободно принятым и внутренне необходимым для принятия личностью ребенка решения и модели поведения.

Каковы средства духовно -нравственного воспитания детей? Отвечая на этот вопрос, необходимо заметить, средство воспитания — с одной стороны, — это различные виды деятельности (игровая, трудовая, познавательная, общение), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания. Педагогическая наука к объектам материальной и духовной культуры относит знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальную группу как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства), жизнедеятельность ребенка.

При использовании воспитательных средств необходимо соблюдение следующих условий:

с данным объектом должна быть связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

информация об объекте должна быть выделена как предмет освоения в образной, наглядно -действенной или знаково -символьной (устной или письменной) форме;

объект вместе со своей информацией должен быть включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

В православной педагогике особенно подчеркивается назначение средств воспитания. Так, иеромонах Порфирий (Левашов) считает: «. средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется служения государству и обществу» [4].

К традиционным средствам духовно-нравственного воспитания относятся средства приобретения добродетелей и искоренения грехов и пороков:

— покаяние (очищение совести);

— рассуждение и другие.

В современных условиях наиболее эффективными средствами духовно -нравственного воспитания детей является их приобщение к православным традициям и культуре. Особая роль в этом направлении отводится воскресным школам и волонтерским движениям, направленным на возрождение духовности через приобщение подрастающего поколения к православным традициям и культуре. Духовный и педагогический потенциал провинциального города Шуя позволяют реализовывать ряд мероприятий, направленных на духовное развитие детей:

Воскресные занятия детей под руководством опытных педагогов и священнослужителей в приходах храмов.

«Детские проповеди»: еженедельное воскресное чтение детьми в приходе повествований о православных праздниках и святых.

Православные волонтеры: регулярное проведение просветительских акций детьми под руководством педагогов в домах-интернатах, инвалидов.

Участие детей разного возраста в данных мероприятиях позволяет не только им самим приобщиться к православным традициям и культуре, но и выполнять просветительскую миссию.

[1] ДанилюкА.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009.

[2] Православие — путь к духовной безопасности русского человека и русского народа / Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д., Джишкариани Т.Д. — Шуя, 2015.

[3] Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога: метод : Пособие / Под ред. П.А.Кислякова, Е.А.Шмелевой. — Шуя, 2016.

[4] Маслов Н.В. Методы православного воспитания // Глинские чтения июль-август 2007. URL: http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=103.

© Мальцева Л.Д., 2017. Статья поступила в редакцию 11.02.2017.

Мальцева Лариса Дмитриевна,

кандидат психологических наук, доцент,

Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуя).

Spiritual and moral education of children through the introduction to the Orthodox traditions and culture

Abstract. The article discusses the goals, objectives and means of spiritual and moral education of children through the introduction to the Orthodox tradition and culture.

Key words: Orthodox traditions, culture, spiritual and moral education, volunteering.

Maltseva Larisa Dmitrievna,

PhD in Psychology, Associate Professor, Shuya branch of Ivanovo State University (Shuya).

cyberleninka.ru

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

В современном мире, где осталось так мало любви, семья — тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

Нас часто несет совершать какие-то подвиги, кому-то помогать, спасать, — а спросит с нас Господь в первую очередь о том, как мы заботились о своей семье, вверенных нам детях, как воспитали их.

Немного на этом остановимся. Кто они, наши дети? Продолжение нас? Наша собственность? Или, того хуже, материал для реализации тех проектов и амбиций, которые не удалось воплотить в своей жизни нам? Детей дает Бог. Они — чада Божии и только потом — наши. И Бог дает их нам на время, чтобы спросить за них. Когда мы это поймем, то не будем питать ложных иллюзий и скорбеть от обиды на них. Мол, потратили на детей всю жизнь, силы, а получили вовсе не то, что хотели.

Родители в большинстве случаев любят детей больше, чем дети родителей. И ожидание огромной детской любви — самый настоящий эгоизм. Начнем с того, что нормальный отец, нормальная мать заводят детей для самих себя, в тот момент они вовсе не думают, что их кто-то будет за это благодарить. Мотивы, по которым люди рожают детей: 1) любовь к детям; 2) чтобы иметь опору в старости. И вряд ли кто-то думает при этом, что облагодетельствовал свое будущее чадо или улучшил демографическую ситуацию в стране. Дети не просили их рожать, мы это делаем для себя. Те, кто любит детей, знают, что они могут нам дать гораздо больше радости, счастья, чем мы им. Тяжкий крест — не иметь чад. Это мы должны быть им благодарны, что они у нас есть.

Горько бывает выслушивать жалобы родителей на детей, на которых они якобы потратили лучшие годы жизни, кучу денег и душевных сил и которые отплатили им черной неблагодарностью. Не надо уподобляться Рокфеллеру, который выставил счет своим уже взрослым детям за все те годы, когда он их поил и кормил. Нужно сожалеть не о потерянных годах и средствах, а о том, что не смогли воспитать детей достойной опорой своих родителей, не смогли завоевать их любовь.

И поэтому главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

О школьном образовании я знаю не понаслышке, так как довольно долго преподавал и в воскресной школе, и в самом обычном профтехучилище. И с болью вижу, что с каждым годом ситуация с детьми становится все хуже. Да и как может быть иначе, когда детьми никто не занимается: ни родители, ни школа. Раньше хотя бы были воспитательные программы, кружки, секции. Сейчас их почти нет.

Зато в школах вводятся уроки сексуального просвещения. Остается телевизор и компьютер. Ребенок включает телевизор и видит, например, фильм Федора Бондарчука «9-я рота», где речь постоянно сдабривается матом и показана сцена группового секса. Говорят, один «афганец» в гневе сломал диск с этим фильмом, сказав, что это неправда и клевета на афганскую войну, это даже историческая неправда, 9-я рота не погибла, как показано в картине. В фильме «Антикиллер» главный герой, «рыцарь без страха и упрека», курит травку. И таких примеров можно привести множество, ведь у нас даже министр культуры Швыдкой призывал объявить мат нашим национальным достоянием. По TV постоянно транслируются фильмы, которые еще несколько лет назад подпадали под статью «Изготовление и показ порнографии». К этому нужно добавить детские (!) эротические журналы, уроки полового просвещения в школе и многое другое. По тому же TV постоянно идет явная и скрытая реклама алкоголя и табака, а во многих фильмах — даже наркотиков. Наркотики стали весьма доступны, а пиво вообще продается по цене минеральной воды. Когда я учился в школе, мы знали только одного наркомана из нашей школы, сейчас эта беда захлестнула все учебные заведения.

Для чего я все это рассказываю? Не для того, чтобы кого-то запугать. Я думаю, все и так об этих проблемах знают. Важно понять другое: сейчас не то время, когда росли и воспитывались мы, не говоря уже о старшем поколении. И без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры мы детей не воспитаем. Еще лет 17–20 назад можно было опираться в воспитании на общечеловеческие ценности, сегодня — нет. Время потеряно. Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем. И борьба за душу ребенка идет не только через культ доллара, секса и материальных ценностей. Мы живем в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку.

Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Высоцкого есть слова: «Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.

Кстати, о книгах. Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов, и молодежь читает очень мало. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его глаза и уши (а главное, душу) от похабных, бездарных поделок. Он, скорее всего, сам не сможет их смотреть. Покупая для детей диски, я с удивлением узнал, какое у нас огромное количество замечательных отечественных фильмов и мультфильмов для детей. И конечно, они не идут ни в какое сравнение с западной продукцией. А теперь перейдем к нашей основной теме: воспитанию детей в семье.

Может быть, скажу банальную вещь, но воспитание ребенка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: «С осины не собирают апельсины» и «Яблоко от яблони недалеко падает». Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Учить надо примером жизни. Если отец разглагольствует о вреде алкоголя и табака, затягиваясь сигаретой и прихлебывая пиво, даст ли это какой-либо результат?

Однажды я наблюдал очень неприятную сцену. Две молодые мамаши стояли на улице и разговаривали. В двух шагах играли их маленькие дети (не более четырех лет). И вот из уст этих женщин через каждое второе слово вылетала самая чудовищная матерная брань. Такой ругани я не слышал от матерых слесарей и бывших зэков. Кто вырастет из детей этих мамаш? Нетрудно догадаться. Такие же любители сквернословить. А где мат, там обязательно и другие пороки. Когда я был подростком, почти невозможно было встретить женщину, дымящую на улице. Сейчас курят даже молодые мамы, толкающие коляску, даже на детской площадке. Притом часто люди делают это не злонамеренно, просто они совершенно потеряли способность различать «хорошее» и «плохое». Они настолько свыклись с выпивкой, курением, сквернословием, что считают все это нормой жизни. Однажды мы с женой и детьми пришли на детскую площадку. Кроме нас там было несколько старушек на скамейках да мужчина и женщина, которые сидели прямо на досках песочницы. Мужчина курил. Я подошел к нему и попросил уйти, так как здесь детская площадка, гуляют дети. Как ни странно, он совершенно нормально воспринял мой призыв, извинился, погасил сигарету и ушел. Я думаю, он просто не задумывался, что его курение кому-то неприятно или вредит.

Приведу пример, как за неблагочестивую жизнь родителям посылаются вразумления и как Господь показывает им, сколь большой вред они наносят своим чадам.

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кронид (Любимов) рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда. Звали его Яков Иванович. Он имел сына Василия восьми лет. С некоторых пор у него начались припадки невыносимого сквернословия, которые сопровождались хулой на святыню. Лицо его делалось при этом черным и страшным. Отец пытался наказывать его, бросал в подвал, но мальчик и оттуда продолжал сквернословить. Отец отрока поведал, что сам он трезвый не ругается, а как выпьет — первый сквернослов на улице и ругается при детях. Он сам сознавал, что виноват в одержимости сына. Архимандрит Кронид посоветовал крестьянину слезно каяться в грехах и молиться преподобному Сергию об исцелении сына. Приехав через год в лавру, крестьянин рассказал, что сын вскоре заболел, начал таять как свеча. В течение двух месяцев он болел и был необыкновенно кроток и смирен сердцем. Никто не слышал от него скверного слова. За два дня до смерти он исповедовался и причастился и, попрощавшись со всеми, умер. Потрясенный отец бросил пить и никогда более не произносил бранных слов.

Этот случай показывает, какую ответственность мы несем за каждый наш поступок и слово, произнесенное в присутствии детей. О том, что ждет того, кто соблазнит единого от малых сих, мы хорошо знаем из Евангелия.

Главным воспитательным фактором является атмосфера, царящая в семье. То, что ребенок видит и получает в семье, в детстве, на 80% формирует его характер.

Сейчас появилась теория о том, что не существует плохой наследственности от родителей алкоголиков и наркоманов. Просто подростки, находясь в среде, где пьют и употребляют наркотики, сами перенимают эти пороки.

Я не медик, мне сложно судить о правильности этой гипотезы, но скажу одно: ребенок не имеет грехов, грехи совершают взрослые. Известны многие примеры, когда дети из семей алкоголиков воспитывались в благополучных семьях и вырастали совершенно нормальными людьми. Наследственность была преодолена любовью и заботой.

То же можно сказать и о других грехах. Например, отец подвержен гневу, часто кричит на жену. Сын вырастает точно таким же. И все говорят, что он весь в отца. На самом деле он действительно унаследовал от родителя импульсивный, эмоциональный характер, но вот образец для подражания он взял уже сам от своего папы. Дети наследуют от нас свойства характера и темперамента, но как они их применят и разовьют, зависит от нашего поведения и от того, как мы их воспитываем. Бережливость может стать рачительностью, а может — скупостью. Твердость может развиться в упорство, а может превратиться в упрямство, самодурство. Поэтому важно разглядеть особенности характера чада еще в младенчестве и дать им правильное развитие, а не стремиться любой ценой переделать их или навязать что-то, ребенку совсем не свойственное. То же можно сказать и о способностях. Если у подростка талант художника, а из него хотят любой ценой сделать математика только потому, что папа у него профессор мехмата, можно очень сильно повредить любимому чаду.

Очень влияет на состояние детей то, какие отношения между супругами. Ведь семья — это единый организм, и дети неотделимы от нас. Психолог Максим Бондаренко приводит такой пример: «Отец приходит на консультацию с сыном. Заявляется проблема плохой успеваемости сына в школе, его нежелание учиться. По ходу беседы выясняется, что отец постоянно ругается с матерью, так как ревнует ее. Казалось бы, какое это имеет отношение к учебе сына? Оказывается, прямое. Поскольку он боится развода родителей, то часть конфликтной энергии в семье неосознанно оттягивает на себя. Для этого ему и “пришлось стать” плохим учеником. В результате родители часть своей агрессии, адресованной друг другу, направляют на сына, который таким образом неосознанно “спасает” семью от развала. Вот и получается, что отец и мать занимаются его “воспитанием” вместо того, чтобы решить проблему собственных отношений» [1] . «Когда семья вместе — тогда душа на месте», — говорит народная мудрость.

Если родители хотят воспитать хороших детей, они должны разобраться сами с собой, достичь хороших взаимоотношений. Тогда и детей воспитывать будет легче. Беда современных родителей — недостаток свободного времени, в этом цейтноте очень мало часов остается на детей, особенно у отцов. И это объяснимо, время тяжелое, нужно зарабатывать деньги. Но все же выкроите время и поиграйте, позанимайтесь с детьми. И они вас за это отблагодарят, даже тем, что вы станете ближе друг другу.

Один папа рассказывал: «Мне раньше казалось непозволительной роскошью пойти с детьми в зоопарк, на природу или на цирковое представление. Я не считал себя настолько свободным человеком, чтобы тратить время на такие пустяки. Лучше помолиться, почитать Евангелие. Но Бог разбил и полностью изменил мои представления о духовной жизни. Я понял, что моя отцовская духовность состоит в том, чтобы уделять моим детям все свое свободное время. Никакая духовность не оправдает необходимости воспитания собственных детей. И теперь мы ходим в зоопарк, вместе играем и гуляем в лесу».

Роль отца особенно важна в воспитании мальчиков. То, как вы играли с детьми в футбол, ходили в поход, совершали паломничества, что-то вместе мастерили, запомнится на всю жизнь. Воспоминания детства — самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь.

Многие папы, чувствуя вину перед детьми из-за недостатка общения, задаривают чад дорогими вещами, игрушками, но зачастую детям это совсем не нужно. Для них было бы гораздо ценнее, если бы папа сделал что-нибудь вместе с ними, починил машину или научил пилить и забивать гвозди. Мы часто жалуемся на дурное влияние улицы, школы. А сами-то много ли времени проводим с детьми, влияем на них, интересуемся, чем они живут, какие фильмы и песни их волнуют? Родители должны быть первыми друзьями своих детей, сохраняя, конечно, субординацию, избегая панибратства.

Нужно ли хвалить детей? Я считаю, что нужно. Семья, папа и мама, для ребенка — целый мир. Он что-то сделал, но еще не может объективно оценить свой успех, не имеет жизненного опыта. Взрослый человек может получить оценку своего труда на работе, от друзей, родных, а ребенок — только от родителей. И похвала, даже за маленький успех, имеет огромное значение для дальнейшего творческого роста.

И напротив, дети, которым родители твердят: «Ты у меня глупый, неумеха, толстый», «Ничего хорошего из тебя не выйдет», — вырастают глупыми, неумелыми, неудачниками. Если ребенка, даже действительно больного, постоянно опекать, оберегать от всего, он всю жизнь будет считать себя больным, ущербным. Возникает так называемый комплекс неполноценности.

А теперь поговорим о таком важном разделе воспитания, как наказание детей. Священное Писание и опыт Церкви не отрицают необходимости строгого наказания чад. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч 13, 25). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч 29, 15). Но тут есть одно «но»: любое наказание в гневе, раздражении не принесет пользы. …Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф 4, 26). Родители, срывающие злобу, выпускающие пар, наказывают не детей, а себя. Наказание (особенно телесное) должно преследовать одну цель — пользу для ребенка, воспитывать надо с любовью, спокойно и без крика. Возраст, когда можно шлепать ребенка, должен быть не очень ранним (малыш даже не поймет, за что его били) и не поздним (нанесем травму и обиду подростку). Если соблюсти эту меру, после пяти лет наказывать телесно уже не придется, достаточно строгого напоминания о порке.

Рассказывают, что к Макаренко пришла мать и просила посоветовать, как воспитывать непослушного сына. Известный педагог спросил, сколько ему лет, мама сказала, что шестнадцать. Тогда Макаренко ответил: «Вы опоздали на шестнадцать лет». Чтобы не опоздать, начинать надо с первых дней, а еще лучше с беременности. И начинать воспитание нужно с себя. Недавно слышал рассказ врача-гинеколога. Она рассказывала о том, что родовые воды матерей, которые не курили во время беременности, чистые и светлые, а у курящих мамаш коричневые и с устойчивым запахом табака. Человек становится курильщиком и алкоголиком еще в утробе матери.

Но продолжим о наказаниях. В Священном Писании есть такая фраза: Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем (Еф 6, 4). В воспитании нужно избегать раздражения и пустопорожних слов. Наставление должно быть конкретным и по делу. Например, ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом: «Ты зачем разбил вазу?» — «Я не хотел…» — «Нет, признавайся, зачем разбил вазу?» Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, что отвечать. Ярость отца тоже усиливается. Терпение ребенка может лопнуть. Однажды отец вполне может услышать: «Папа, ты что, дурак?» Что ж, каков вопрос — таков и ответ [2] .

Частая ошибка — делать замечания на каждом шагу, превращать их в разменную монету. И ребенок скоро начинает воспринимать их как бессмысленный, ничего не значащий фон.

Настало время поговорить о главном. О христианском воспитании детей. Существует расхожее мнение, что ребенку не стоит навязывать религиозное воспитание: мол, вырастет — сам выберет веру, придет к Богу. Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать ребенку никаких книг: вырастут — сами выберут, что читать. Ведь мы же пытаемся привить ребенку то, что сами считаем хорошим, правильным, и не задумываемся над тем, что у кого-то другая шкала ценностей.

Второй момент: дети лишены жизненного опыта, не могут еще сами выбрать, что хорошо и что плохо. Вопроса, воспитывать в вере или нет, для верующего человека не существует. Вера для нас — смысл жизни, и неужели мы не хотим передать детям то, что является для нас святыней?

Недавно мы с одним диаконом, моим другом, рассуждали за чашкой чая, нужно ли заставлять детей молиться, ходить в храм. И каждый из нас приводил много примеров «за» и «против». Как ребенка с детства заставляли молиться, а потом он ушел из Церкви, и, наоборот, как люди, воспитанные с детства в вере, становились благочестивыми священнослужителями. Мне кажется, самое главное — не только ставить ребенка на молитву и водить к причастию, но и самим жить молитвой и службой. Ребенок не терпит фальши, формализма. Если для родителей молитва — часть их жизни, души и они смогли показать это детям, то ребенок, несмотря на внешнее противление, сам потом не сможет жить без Бога. Бывали случаи, когда подростки отходили от Церкви, но потом возвращались, вспоминая родительские наставления. Главное — все, что мы делаем в семье, делать с одним чувством — любовью к детям и близким. Стремясь воцерковить детей, нужно не перегнуть палку. Вряд ли малыш выстоит всенощную или литургию полностью, сможет прочесть все правило к причастию. В храме ребенку не должно быть тягостно и скучно. Можно прийти не к началу, объяснить ребенку заранее, что будет на службе, спеть с ним тропарь праздника. Мы сами ленимся почитать чаду Евангелие с картинками, рассказать про праздники, а потом жалуемся, что дети не хотят идти в храм. Ребенок — это человек-привычка. Он привыкает кушать, ложиться и вставать по режиму, ходить в кружки, потом в школу. И поход в церковь тоже должен стать такой благой привычкой. Регулярные занятия очень дисциплинируют, это пригодится во всех случаях жизни. И не нужно смущаться, что у ребенка нет пламенного горения во время молитвы. Дети очень любопытны, они ждут наших объяснений. А мы часто ограничиваемся: «Пошли за мной, потому что так надо». Так ребенок даже на прогулку не пойдет, не то что в храм. Очень хорошо объяснить малышу, где какая икона в церкви и что на ней нарисовано, во что одеты батюшки, алтарники, выучить с ним «Верую», «Отче наш», чтобы он пел с народом. Но учить, конечно, не зубря. У меня ребенок знал эти молитвы уже в три года. Просто мама читала их утром, перед сном, перед едой. Ведь есть же выражение: «знать, как “Отче наш”».

В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну тему: трудовое воспитание.

Дети привыкли играть. И играют они не только в машинки и куклы. Для наших детей самыми любимыми игрушками были кастрюли, крышки, какие-то совсем взрослые вещи. Это нужно использовать. Дети с удивительной радостью участвуют в совместном приготовлении пищи, трут овощи на терке, размешивают салаты, моют посуду. Еще бы! Ведь обычно им этого не дают. Это вам не детский мобильный телефон или надоевшая машина. Собирать разбросанные игрушки можно, привозя их на детском грузовике. А с каким удовольствием дети помогают сажать зелень или забивают гвозди! Если вы что-то умеете (шить, рисовать, мастерить), самыми любимыми и интересными игрушками будут те, которые вы сделали вместе с детьми. Занятия с малышами доставляют родителям не меньшую радость, чем детям. Мой ребенок просто визжал от радости, когда я взял его с собой в лес. Я пилил сухие деревья, а он таскал сучья к машине. Сложно сказать, кто из нас получил большее удовольствие.

В рамках нашей темы есть пункт о воспитании детей в семье, а не в детских учреждениях.

Конечно, воспитывать ребенка должна семья, никто детям не заменит отца и матери. Однако сказать, что детей ни в коем случае нельзя отдавать в детский сад, я не могу. Бывают ситуации, когда мать растит ребенка без отца, вынуждена работать или учиться, кормить семью. Сейчас у многих семей весьма затруднительное материальное положение, оба родителя работают, чтобы обеспечить семью. Да мало ли какие бывают ситуации. Конечно, детсад — скорее, терпимое зло. В нем есть ряд серьезных минусов. Ребенок еще очень мал, чтобы знать, что хорошо, а что дурно. Дети приносят из сада плохие слова, игры, замашки. Часто воспитатели плохо следят за подопечными, а то и обижают их. Малыши в саду чаще болеют. Ребенок отучается молиться перед едой, перед сном, в саду этого не делают. Все-таки в школьном возрасте ребенок более крепок душевно и телесно, уже имеет свое мнение. Так что, если есть возможность, воспитывайте детей в семье. Если мать не ленится, ребенок в семье разовьется гораздо быстрее, чем в детсаду. А родительская ласка и тепло — само по себе воспитание.

Если в семье не один ребенок, проблем с общением тоже не будет. Актриса Анна Михалкова в интервью журналу «Фома» говорит: «Боюсь, множество людей вообще не задумываются о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится… Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали из сада, помыли, покормили, уложили спать. Многих ситуация заставляет жить по инерции».

Кратко остановимся на теме многодетности. Сколько иметь детей? Вот мнение психолога Т. Шишовой: «У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался вокруг них… Подчас женщина даже по телефону спокойно поговорить не может: ребенок тут же начинает ныть, выкрутасничать, требовать, чтобы она положила трубку. Единственным детям труднее приходится в коллективе, дети же из многодетных семей очень рано получают навыки общения. Причем общение с детьми другого возраста дает им дополнительные преимущества: опекая младших, они учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. Имея рядом старшего брата или сестру, малыш чувствует себя более защищенным. Подражая старшим братьям и сестрам, малыши гораздо быстрее обучаются и развиваются. Многие многодетные мамы рассказывают, что они учили чтению и счету только первенцев. Далее дети учились по эстафете — от старших к младшим» [3] .

Я сам счастлив, что вырос в семье, где было трое детей. Чего-чего, а избалованности во мне нет.

Главной причиной, по которой люди не хотят иметь много детей, является причина экономическая. То есть им кажется, что они не смогут прокормить большую семью. Хотя, конечно, есть и другие факторы. Могу совершенно точно сказать: если человек хочет иметь много детей, Господь ему обязательно поможет. И примеров тому тьма. Приведу лишь один. Мой знакомый алтарник жил со своей женой, мамой и тремя детьми в очень маленькой двухкомнатной квартирке. Даже ванна там была сидячая. И вот они решаются родить четвертого. И что ж? Их дом (который не должны были ломать, он был девятиэтажным и кирпичным) признают аварийным, и им дают сразу три квартиры в новом доме. Одну трехкомнатную и две однокомнатные. Одну из однушек они сдают, что является большим подспорьем.

В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны, которая сама являлась образцом матери и жены: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

[1] Игумен Евмений (Перистый). Аномалии родительской любви. С. 120.

[2] Игумен Евмений (Перистый). Аномалии родительской любви. С. 156.

[3] Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей // Блиц-педагогика. — М.: Христианская жизнь, 2006. С. 36.

www.pravoslavie.ru

Имена мальчиков по православному календарю

Как назвать мальчика? Он должен вырасти большим, сильным и смелым. А ведь в каком-то смысле имя делает человека. Если все ваши старания не увенчались успехом, выход есть: назвать малыша по святцам. Разумеется, не все родители согласны твердо следовать православной традиции и выбирать одно предложенной имя. А если оно не совпадет с отчеством или фамилией? Все же, малыш должен иметь созвучное и приятное для слуха имя. Поэтому, стоит «огласить весь список», вдруг какое-то из них не только придется по душе родителям, но и будет гармонировать с отчеством и фамилией. Вам в помощь небольшая памятка, так что выбирайте, дорогие родители!

Имена мальчиков по церковному календарю

Григорий, Илья, Тимофей, Даниил, Иван, Игнат, Афанасий, Кирилл, Никита, Антон, Максим, Павел, Михаил, Сергей, Филипп, Петр, Георгий, Юрий, Егор, Николай, Ефим, Константин, Степан, Федор, Марк, Фадей, Василий, Наум, Яков, Прокоп, Феоктист, Нифонт, Феодосий, Никанор, Серафим, Артем, Климент, Семен, Трофим, Валентин, Савва, Вениамин, Адам, Емелъян, Прохор, Прокл, Елизар, Севастъян (Себастьян).

Вениамин, Федор, Алексей, Антон, Николай, Кирилл, Константин, Степан, Петр, Геннадий, Иннокентий, Семен, Иван, Дмитрий, Максим, Григорий, Ефим, Тимофей, Никита, Александр, Арсений, Виктор, Леонтий, Герасим, Виталий, Феликс, Филипп, Игнат, Лаврентий, Роман, Василий, Ипполит, Захар, Панкрат, Павел, Прохор, Всеволод, Евгений, Влас, Макар, Ефим, Валерий, Георгий, Егор, Юрий, Гавриил, Климент, Аркадий, Давид, Ефрем, Яков, Игнатий, Юлиан, Герман, Никифор, Савва, Аким, Валериан, Феоктист, Лука, Порфирий, Валентин.

Даниил (Данила), Илья, Павел, Юлиан, Федор, Кузьма, Лев, Евгений, Макар, Максим, Федот, Георгий, Афанасий, Вячеслав, Филипп, Александр, Иван, Тарас, Василий, Герасим, Григорий, Роман, Яков, Константин, Аркадий, Кирилл, Антон, Леонтий, Леонид, Марк, Виктор, Денис, Степан, Семен, Алексей, Валерий, Трофим, Ефим, Тимофей, Егор, Юрий, Петр, Севастьян, Арсений, Савва, Давид, Никифор, Венедикт, Ростислав, Михаил, Никандр, Ираклий.

Иннокентий, Сергей, Иван, Кирилл, Яков, Фома, Василий, Артем, Захар, Петр, Степан, Марк, Вениамин, Ефим, Макар, Никита, Леонид, Георгий, Семен, Антон, Даниил, Вадим, Александр, Савва, Трофим, Мстислав, Гавриил, Андрей, Егор, Юрий, Платон, Максим, Харитон, Давид, Мартин, Никон, Тихон, Антип, Софрон, Ипатий, Поликарп, Тит, Родион, Нифонт, Терентий, Артемон, Виктор, Аристарх, Кондрат, Самсон.

Антон, Виктор, Иван, Кузьма, Георгий, Никифор, Александр, Григорий, Федор, Денис, Всеволод, Виталий, Гавриил, Анатолий, Алексей, Леонтий, Савва, Фома, Марк, Василий, Степан, Семен, Кирилл, Максим, Яков, Никита, Игнат, Борис, Глеб, Роман, Петр, Давид, Константин, Герман, Макар, Дмитрий, Андрей, Ираклий, Павел, Егор, Юрий, Артем, Федот, Климент, Арсений, Николай, Кондрат, Валентин, Пафнутий, Ефим, Еремей, Афанасий, Тимофей, Пимен, Северин, Никодим, Иосиф, Пахом, Модест, Лаврентий, Касьян.

Игнатий, Иван, Сергей, Александр, Алексей, Константин, Михаил, Федор, Владимир, Леонтий, Никита, Семен, Степан, Георгий, Егор, Юрий, Макар, Христиан, Валерий, Денис, Харитон, Павел, Дмитрий, Назар, Игорь, Леонид, Никандр, Федот, Ефрем, Василий, Ян, Тимофей, Андрей, Гавриил, Петр, Арсений, Савва, Елисей, Григорий, Тихон, Мстислав, Иннокентий, Савелий, Кирилл, Еремей, Никифор, Юлиан, Геннадий, Игнат, Роман, Сильвестр, Антон, Карп.

Леонтий, Иван, Глеб, Юлий, Юлиан, Петр, Антон, Артем, Герман, Святослав, Алексей, Роман, Михаил, Яков, Давид, Денис, Павел, Сергей, Андрей, Валентин, Василий, Константин, Марк, Филипп, Матвей, Фома, Кузьма, Тихон, Анатолий, Александр, Кирилл, Иннокентий, Степан, Даниил, Арсений, Владимир, Ефим, Федор, Федот, Леонид, Емельян, Гурий, Ипатий, Терентий, Галактион, Евсей, Станислав, Максим, Самсон, Демьян, Софрон, Никодим, Демид.

Роман, Серафим, Илья, Семен, Савва, Трофим, Борис, Глеб, Давид, Макар, Христофор, Герман, Климент, Наум, Николай, Константин, Михаил, Максим, Александр, Антон, Леонтий, Василий, Степан, Кузьма, Денис, Григорий, Леонид, Алексей, Дмитрий, Матвей, Иван, Петр, Юлиан, Яков, Мирон, Федор, Тихон, Аркадий, Павел, Филипп, Георгий, Егор, Юрий, Фрол, Евдоким, Никанор, Савва, Афанасий, Поликарп, Ермолай, Прохор, Валентин, Евдоким, Гурий, Елизар, Маркел.

Андрей, Тимофей, Фадей, Афанасий, Арсений, Григорий, Петр, Никандр, Иван, Савва, Александр, Даниил, Макар, Павел, Христофор, Яков, Геннадий, Семен, Антон, Федор, Юлиан, Максим, Глеб, Давид, Захар, Кирилл, Михаил, Фома, Аким, Никита, Харитон, Климент, Дмитрий, Герман, Сергей, Федот, Ефим, Валерий, Илья, Леонтий, Николай, Степан, Виктор, Кондрат, Андриян, Пимен, Вениамин, Георгий, Архип, Порфирий, Лукьян, Аркадий.

Константин, Давид, Трофим, Федор, Михаил, Олег, Андрей, Дмитрий, Петр, Антон, Иван, Макар, Владислав, Степан, Сергей, Игнатий, Марк, Александр, Вячеслав, Харитон, Григорий, Роман, Денис, Владимир, Ерофей, Павел, Алексей, Матвей, Филипп, Фома, Юлиан, Максим, Кузьма, Мартын, Вениамин, Никита, Назар, Ефим, Леонтий, Лука, Игорь, Трофим, Кондрат, Иннокентий, Никандр, Тихон, Аристарх, Игнат, Родион, Савва, Касьян, Гурий, Демьян, Валериан.

Иван, Артем, Яков, Александр, Антон, Ираклий, Денис, Константин, Игнатий, Афанасий, Дмитрий, Андрей, Марк, Максим, Степан, Зиновий, Кузьма, Георгий, Егор, Юрий, Никандр, Григорий, Арсений, Герман, Павел, Валерий, Евгений, Кирилл, Федор, Федот, Михаил, Орест, Викентий, Виктор, Никифор, Матвей, Илларион, Осип, Максимилиан, Игнат, Нестор, Тарас, Терентий, Демьян, Евгений, Родион, Юлиан, Филипп, Никон.

Роман, Платон, Анатолий, Григорий, Иван, Валерий, Михаил, Максим, Александр Алексей, Макар, Федор, Петр, Христофор, Яков, Георгий, Егор, Юрий, Иннокентий, Всеволод, Гавриил, Василий, Степан, Андрей, Наум, Афанасий, Савва, Геннадий, Захар, Николай, Антон, Лев, Павел, Кирилл, Фома, Даниил, Аркадий, Арсений, Орест, Марк, Адриан, Архип, Валериан, Прокопий, Ярослав, Митрофан, Климент, Всеволод, Парамон, Филарет, Гурий, Модест, Софрон, Никон, Спиридон, Трифон, Севастьян, Семен

Как бы вы не назвали своего маленького героя, главное – это любовь и забота. Красивые имена не всегда делают его обладателя таким же, это могут только поступки. Если вы верите в звезды, помочь выбрать имя для мальчика поможет список Имен мальчиков по знаку зодиака, а если хотите возрождать славянские традиции, то список Мужских славянских имен и их значений. О необычных мужских именах читайте в статье Редкие мужские имена.

Имя мальчика – его отправная точка. Выбирая имя ребенку следует учитывать все. А когда есть большой список, то задача упрощается. Святцы – бесспорная помощь родителям! Желаем всем мамам и папам сделать удачный выбор, и пусть вашему малышаму впоследствии очень понравится его имя!

ladyspecial.ru

Азбука воспитания сайт для родителей

Последние комментарии

Самое популярное (просмотров)

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) – 2131192
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи – 283575
  • Развитие мелкой моторики у детей – 249407
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина – 181502
  • Резус-конфликт во время беременности – 168204
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева – 125773
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова – 111843
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова – 110782
  • Ребенку годик: брить или не брить? – 104690
  • Учимся кататься на коньках – 96333
  • Действительно ли необходим детский сад? – 94339
  • Золотые правила поощрения и наказания – 69960
  • Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста — Тимофеева Е.А. – 68682
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская – 67544
  • Сложности воспитания подростков – 66999
  • Детская исповедь. Как помочь Вашему ребенку – 51805
  • Уроки для занятий с детьми в воскресной школе (для детей 3-5 лет) – 49813
  • Как мотивировать ребенка читать? – 48244
  • Если ребенок сосет палец. – 48224
  • Рукоблудие – 45215

7 вещей, которые на самом деле нужны детям

Семь вещей, которые на самом деле нужны детям. – Советы психолога Катерины Мурашовой.

Книга об отцовстве — священник Андрей Лоргус

Андрей Лоргус – практикующий психолог, автор книг и публикаций, ректор Института христианской психологии – приглашает нас к разговору о мужчинах, о мужском призвании быть отцом,…

Как игра развивает ребенка

Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он развивается, растет, приобретает нужные качества.Что надо знать об игре — предметной, сюжетно-ролевой и др.,…

Как научить детей молиться?

Вы когда-нибудь вставали на молитву с ребенком? Или он сам пристраивался рядом и пытался перекреститься? Замечательно. Значит, вам не придется его за руку подводить к…

Православное воспитание в семье – основа личностного становления ребёнка

Мы, растя детей, не всегда задумываемся над тем, какими они вырастут. Так уж мы заняты.Но ведь у ребенка тоже должна быть насыщенная жизнь, и тем…

Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать

Есть дети, которые не могут жить без сказки. Есть те, которые шарахаются, услышав, что вы собрались рассказать им сказку, напуганы… Как правильно читать сказки, как…

Как заставить ребёнка полюбить книги?

Мы часто покупаем книги ребенку, надо же привить любовь к чтению. Но ребенок противится. Книги рвет, бросает об пол, чтение не слушает. А почему? Не…

Пожар в Кемерове: горький урок для взрослых — советы родителям

Все отошло на задний план. Беда, случившаяся 25 марта в «Зимней вишне», оставила еще один глубокий рубец на сердце. Говорить о том, сколько погибло, как…

Что делать с эпатажностью у подростков

Вот и пришел момент, который мы, родители, ждем, но отодвигаем. Мол, у нас такого не будет. Но переходный возраст – вот он, пришел. И что…

Как православное воспитание влияет на развитие детей: методики милосердия

Чем, как мы, родители, проявляем свою любовь к детям? Как правило, подарочками, похвалами, сюсюканьями… Но ведь, чтобы воспитать ребенка, этого мало. Что еще надо? Татьяна…

Протоиерей Алексий Уминский: Когда подростки уходят из Церкви…

Он так быстро вырос… Еще вчера это был отрок. Сегодня — подросток. У него своя правда. У него свое мнение. Он от многого отказывается. И…

Как читать с детьми Священное Писание. Как говорить с детьми о Боге — иерей Никита Заболотнов

Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии.

«Мы ругаем их за тройки, а они разрабатывают план самоубийства»

Наши дети, подрастая, все больше отдаляются от нас. Причем, чем меньше мы им уделяем внимания, они все дальше и жестче их отдаление, вплоть до мыслей…

Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

XVIII век стал для России временем больших изменений во всех сферах жизни. Одно из новшеств – в образованной среде стало модным писать мемуары и автобиографии….

Почему детей возвращают обратно в детдом

Что переживает ребенок, которого бросила мать, который не нужен отцу? Об этом известно только маленьким страдальцам. Ведь их, вдобавок ко всему, могут вернуть обратно те,…

Собаки нападают на ребенка: как себя вести

Леденящие душу рассказы о том, как собаки насмерть загрызли ребенка, увы, не редкость. Как показывает анализ, несчастья могло и не случиться, знай дети правила защиты……

Как научить ребенка самообладанию

Мы сами так часто теряем самообладание… Чего уж ожидать от наших детей. Между тем, это качество необходимо им. Ведь в нашей жизни случается много моментов,…

Русские народные подвижные игры. М. Литвинова

Чем занять ребенка? Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. Предлагаем вам познакомиться с русскими народными подвижными играми. Дети останутся довольны. А родителям —…

Каждый день в мире кто-то гибнет в автокатастрофе, от алкоголя или наркотиков, а также по другим причинам. Их много. Но, как оказалось, миллионы погибают в…

Православная мама. Пособие по воспитанию и уходу за ребенком

Уникальная книга Владимира Михайловича Зоберна потрясает своей глубиной. Отвечая почти на ВСЕ вопросы, которые могли бы беспокоить и будущих родителей, и тех, кто уже состоялся…

Протоиерей Георгий Осипов: «Хочешь изменить мир, начинай с себя»

Этот красивый монастырь с уникальной историей расположился почти на берегу реки Шексна, что в небольшом селении Горицы. Здесь дивно летом и весной, да и в…

Чем заняться с ребенком: полезнейшие идеи на весь год и на выходные

Дети всегда нуждаются в нашем внимании. Если с ними заниматься целенаправленно, а не одноразово, они начинают отчетливее воспринимать все, что происходит вокруг них и с…

Послушание: как понимать эту христианскую добродетель

Младенец. появляясь на свет, растет, воспитываемый родителями. Но приходит момент, когда вдруг все выходит за пределы разумного. Ребенок, еще вчера послушный, становится неуправляемым. Что делать?…

Вы дождались этого дня — в семье стало на одного ребенка больше. Но радость испытывают не все. Каждый раз ваше старшее чадо все дальше отдаляется…

Братские узы приемных детей

Как бы там ни было, но, когда в семье появляется приемный ребенок, меняется все. Вплоть до мелочей. Увы, не всегда в хорошую сторону. Ведь ребенка,…

Мысли о воспитании в духе православия и народности

Вместо предисловия «Мыслям о воспитании в духе православия и народности» «Мысли о воспитании в духе православия и народности» принадлежат перу бывшего попечителя Казанского учебного округа…

Воспитание сына – как вырастить настоящего мужчину?

Как вырастить из сына настоящего мужчину? Этот вопрос задают себе не многие. Увы… Между тем, проблема давно назрела в нашем обществе. И сегодня полумерами не…

Парадоксы любви: злость детей на родителей и наоборот, как избежать

«Я тебя ненавижу!» Если после диалога с подростком вы не услышали этих слов, он может так думать. Ведь наше общение с детьми зачастую оканчивается конфликтом,…

Очень сложная тема. Очень больная. И важная. У кого спросить? Ответы на многие вопросы знает автор нескольких книг, в которых он размышляет о проблемах, которые…

Рождение ребенка — дар Божий

Отношение к бездетности во все времена было однозначным. В наше время семей, где нет детей, становится все больше. Как относиться к тому, что ребенка невозможно…

Три книги об отцовстве

Как вырастить ребенка хорошим человеком, настоящим христианином? Во многом это зависит и от отца семейства. Как стать хорошим отцом? Ответы на эти вопросы есть… Священник…

Православное воспитание и современный мир

Что сделать, чтобы наши дети, взрослея, оставались христианами? Рецепт прост, считает автор статьи, протоиерей Алексей Уминский, ссылаясь на опыт известных людей, святых и современных подвижников……

azbyka.ru

Занятие по православному воспитанию детей «Воскресение Христово»

Обучающие задачи: дать детям представление о воскресении Христовом. Продолжать знакомить с событиями страстной недели. Довести до детей понятие и значение слова «Воскресение». Показать значимость праздника Пасхи (Светлого Христова Воскресения) как самого главного праздника христиан.

Развивающие задачи: развивать у детей любовь к Богу.

Воспитательные задачи: воспитывать лучшие христианские качества: миролюбие, терпение, смирение, чувство сострадания.

Словарная работа: поправ – разрушив, даровав – подарив, хвалить – прославлять, осанна – слава (радостное восклицание), навеки – навсегда, воистину – действительно, правда, седмица – неделя (7 дней).

Материал: краски, кисточки, листы бумаги, баночки с водой; аудиозапись «Вальс», деревянные пасхальные яйца, деревянные ложки, горка.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Хвала Воскресшему», индивидуальное разучивание стихотворения.

Используемые методы и приёмы: наглядные (показ), словесные (аудиозапись пасхального тропаря, беседа, рассказ воспитателя, разъяснение устаревших слов, вопросы, чтение стихов, поощрение), игровые (сюрпризный момент, игры), практические (творческое задание).

Воспитатель: Ребята, наступил самый большой и радостный, самый главный христианский праздник. Как он называется? (Дети: Пасха! Воскресение Христово!)

Воспитатель: Праздник Воскресения Христова или Пасха – самый радостный из всех христианских праздников. Поэтому его называют праздником праздников и торжеством из торжеств. В эти дни мир наполнен пасхальной радостью. Во всех православных храмах звучат песнопения, в которых говорится, чему радуются христиане в эти дни. Давайте, ребята, споем пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых,

Смертию смерть поправ,

И сущим во гробе живот даровав!

(Тропарь поется 3 раза).

Воспитатель: Ребята, вспомните стихотворение, которое называется «Хвала Воскресшему». Кто хочет его прочитать?

Воспитатель: Ребята, почему поэт призывает хвалить Господа и славить Воскресение Христово? (Дети: Потому что Спаситель воскрес, и вера в Бога помогает людям во всем.)

Воспитатель: А знаете ли вы, что вся неделя, следующая за Пасхой, имеет свое особое название? Называется она светлой седмицей, и не похожа эта неделя ни на какую другую неделю в году. Вся природа радуется и ликует. Какая бы ни стояла погода в эти дни на дворе: и тепло, и солнце, и даже дождик славят Воскресшего Спасителя.

В храмах на седмице каждый день после торжественной службы совершается крестный ход с иконой Воскресения Христова. Всю седмицу всякий, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню позвонить в колокола. Повсюду раздается радостный колокольный звон. Даже игры на седмице особые! Хотите поиграть?

(Проводятся пасхальные игры.)

Воспитатель: Любимой пасхальной игрой было катание яиц. Для этого специально делали или подыскивали деревянный каток-горку с бортиками. Устанавливали каток, раскладывая перед ним крашенный яйца, конфеты. Играющие по очереди подходят к горке и прокатывают по ней свои яички. Если яйцо, скатываясь с горки, касается лежащего яичка или конфеты, участник игры забирает (ее) в подарок.

«Чье яйцо будет дольше крутиться». По команде дети одновременно раскручивают крашенные яйца. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он получает маленький приз.

Воспитатель: Ребята, вам понравились игры? Сядьте и послушайте рассказ, который называется «Красное яйцо».

Рассказ притчи «Красное яйцо». (Одну из учениц Спасителя звали Мария Магдалина. После Воскресения Христова она вместе с апостолами рассказывала в разных странах о христианской вере. Придя в Рим к императору Тиберию, она сказала: «Христос Воскрес!». Император ответил ей: «Ты хочешь, чтобы я поверил в невозможное. Это все равно, что вот это белое куриное яйцо станет вдруг красным» И тут же белое яйцо стало алым, как кровь. Потрясенный император воскликнул: «Воистину Воскрес!»)

Воспитатель: Вот видите, ребята, какие чудеса бывают. Спешат православные люди поздравить друг друга со светлым и радостным Пасхальным праздником. Близких можно навестить или позвать в гости. А тем, кто живет далеко, можно позвонить по телефону или отправить им пасхальную открытку.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем пасхальные открытки. (Звучит аудиозапись. Дети рисуют «Пасхальные открытки».)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все постарались сегодня и у всех получились красивые открытки. Запомните, ребята, празднуя Воскресение Христово, мы должны стараться не злиться, не ссориться, не обманывать, не капризничать, любить друг друга, делать добро, стараться поделиться пасхальной радостью.

vscolu.ru