Воспитание детей 4-5 лет в детском саду

Развитие воспитание детей 4 5 лет

Особенности воспитания ребенка 4, 5, 6 лет

Возраст с 4 до 6 лет называется дошкольным. Для каждого возрастного периода развития ребенка присущи специфические особенности. Основными задачами дошкольного воспитания ребенка 5 лет являются физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие. Кроме того, это время подготовки к школе. В семье и в детском саду малыш должен получить всестороннее гармоничное воспитание и адекватную подготовку к школьным нагрузкам.

Воспитание ребенка 4-5 лет

На пятом году жизни характер ребенка меняется. Кризис 3 лет миновал, и малыш становится более послушным, он старается проявить себя с хорошей стороны, чтобы его хвалили и любили, стремится больше времени проводить с родителями, может даже отказаться спать один. Воспитание ребенка 4-5 лет заключается в избытке общения с родителями. Они должны отвечать на все его многочисленные вопросы, рассказывать об окружающем мире, подсказывать и показывать своим примером, как следует поступать в тех или иных ситуациях.

В этом возрасте у ребенка развиваются нравственные качества: доброта, великодушие, отзывчивость, чувство дружбы и долга. Родители должны всячески этому способствовать и поддерживать малыша в проявлении чувств. В возрасте 4-5 лет уже пора учить ребенка вести себя в обществе. К примеру, дожидаться своей очереди, делиться, не обижать животных и других, более слабых, детей, а также отстаивать свои интересы в кругу сверстников.

Важно в воспитании ребенка 5 лет научить его считаться с потребностями и нуждами других людей, поэтому нельзя идти на поводу всех его желаний. Малыш должен научиться мириться с отказами в выполнении его прихотей.

Воспитание ребенка 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет поведение маленького человека кардинально меняется. Он находится на рубеже дошкольного и школьного возрастов, становится менее импульсивным, более сдержанным, умеет отстаивать свое мнение. Этот период характеризуется также ростом активной умственной нагрузки, бурным эмоциональным развитием и осознанием собственной самооценки. В 5-6 лет ровесники начинают играть все большую роль в жизни ребенка, может появиться интерес к противоположному полу.

В том, как воспитывать ребенка 5 лет и старше, важно выработать определенные правила. Родителям следует быть последовательными и непреклонными в своих требованиях. Их задача – четко дать понять малышу, что делать можно, а что – нельзя. Для этого необходимо установить правила, которых следует придерживаться всегда, не только ребенку, но и взрослым. При этом каждый свой запрет родители должны обосновать малышу, рассказать о последствиях его действий, если он ослушается. Нельзя допускать двойственных ситуаций, когда мама сегодня имеет хорошее настроение или очень устала, а поэтому позволяет делать сыну или дочери все, что угодно.

В тоже время, в воспитании ребенка 5-6 лет не стоит переусердствовать с количеством запретов. Ребенку нужны строгие рамки, внутри которых он мог бы чувствовать себя свободно. Детям важно чувствовать свою значимость и проявлять инициативность. Поэтому у них должны быть свои собственные дела и обязанности, выполняя которые самостоятельно, они повышают самооценку.

И еще одним важным принципом того, как воспитывать ребенка в 5 лет, является обучение принятию собственных решений. Малыш уже способен выстроить следственную связь, поэтому задачей родителей становится поощрение и ненавязчивое направление ребенка к тому, чтобы он сам приходил к правильному выводу и решению.

В дошкольном возрасте воспитание ребенка 5 лет и старше также подразумевает его подготовку в будущей школьной деятельности. Важно научить его усидчивости и терпению – тем качествам, которые в значительной мере определяют успешность процесса обучения.

В 6 лет ребенка начинают учить азам письма, чтения и счета. В этом возрасте многие дети уже знают буквы алфавита, могут считать больше 20. Но до этого времени все эти знания было получены во время игры, а в начальной школе ребенок должен будет получать систематические знания каждый день, следовать рекомендациям и просьбам учителя. К этому его нужно готовить.

В 6 лет малышу еще трудно сосредоточиться на определенном предмете более 10 минут, это нужно учитывать при организации занятий. Программа детских садов и подготовительных классов обычно построена так, чтобы ребенок часто переключал внимание с одного вида деятельности на другой. Если родители сами занимаются развитием малыша, они должны также обеспечить ему такую возможность.

Главное – атмосфера в семье

Практикующие детские психологи утверждают, что семья имеет решающее значение в формировании личности. Дети, начиная с первого года жизни и до достижения школьного возраста, полностью копируют поведение родителей и их стиль взаимоотношений между собой. По поведению ребенка в кругу сверстников можно судить о внутренней обстановке в семье и о том, какие отношения в ней между взрослыми. Важно понимать, что малыш не может научиться уважать и ценить окружающих, если у него перед глазами не будет положительного образца, с которого он мог бы взять пример.

Кроме возрастных особенностей каждого из периодов развития, воспитание ребенка 5 лет должно разниться в зависимости от его пола и ролей взрослых в семье. Так, мама должна научить ребенка находить компромиссы в общении с другими людьми, она дарит ощущение ласки и заботы. Папа – олицетворение защитника, блюстителя порядка, учителя и наставника. Дети перенимают у родителей стиль поведения с противоположным полом и считают его единственно правильным, что влияет на всю последующую жизнь и выстраивание отношений в социуме.

Читайте также на mezhdunami.net

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

В период от 3 до 5 лет ребенок проходит очень важную фазу своего развития: его рост и вес увеличиваются пропорционально, родителям необходимо следить за соответствием этих показателей друг другу.

Что подарить ребенку?

Воспитание и развитие ребенка 3 лет, 4 лет, 5 лет

Ребенок не должен иметь недостаточный для своего возраста и роста вес, но и перекормленным малыш тоже быть не должен. Если вы видите, что ребенок явно страдает избыточным весом, измените рацион в пользу фруктов, овощей, каш, предоставляйте малышу возможность вволю подвигаться.

В этом возрасте у ребенка происходит быстрое, но неравномерное развитие мышечной ткани: интенсивно развиваются крупные мышцы, несколько отстают мелкие. Кроме того, для развития ребенка 3 лет и старше характерно быстрое «вытягивание»: это происходит за счет быстрого развития костной ткани. Увеличивается голова малыша, потому что кости черепа тоже стремительно растут и развиваются.

Особенности костной системы

Известно, что кости человека — это органические и неорганические элементы. Первые представляют собой гибкие и пластичные составляющие, вторые отличаются твердостью и хрупкостью. Соотношение их разное для каждого возраста. Для развития ребенка 4 лет плюс-минус год характерно преобладание органического компонента. Это значит, что детские косточки отличаются гибкостью, то есть падения для маленького человека не столь страшны, как для взрослого.

Всего, как известно, у ребенка должно вырасти 20 молочных зубов. Их рост обычно заканчивается к 4 годам. Если же вашему малышу уже исполнилось 4 года, а зубов у него меньше 20, — посетите детского стоматолога и педиатра, возможно, необходима консультация специалиста.

Особенности характера, интеллектуальное развитие ребенка 5 лет

Если до 3 лет ваш малыш, в основном, проводил время с мамой, папой, бабушкой и воспринимался исключительно как сын, дочка, внук или внучка, то после достижения этого возраста большинство детей отправляются в детский сад. Теперь они уже не только ваши любимые крохи, а воспитанники, члены коллектива, дошкольники.

Развитие ребенка быстро прогрессирует, интеллект тоже развивается. Малыш уже понимает, что он не является центром Вселенной, что кроме него, существуют и другие дети, которые обладают такими же правами, как и он. Постарайтесь, чтобы эта социальная адаптация прошла для вашего малыша максимально безболезненно. Попробуйте объяснить ему, что других детей тоже любят родители, что ваш ребенок не один в этом мире, что нужно стараться ужиться в группе детского сада с другими детьми и взрослыми, в противном случае есть риск, что его не будут любить.

Однако не старайтесь внушить мысль о малой значимости ребенка, иначе он вырастет с заниженной самооценкой. Чрезмерная скромность ни к чему, пусть ребенок осознает свою ценность как маленького человека.

Развитие речи — важная часть воспитания ребенка 4 лет и 5 лет

Запас слов ребенка постоянно увеличивается, и задача родителей — поддержать в нем стремление заучивать и запоминать новые слова. Однако не стоит пока ждать от малыша длинные правильных фраз: над их построением придется потрудиться, а каждый день ребенка настолько насыщен событиями, что ему некогда составлять в уме сложные предложения. Поэтому гораздо чаще от него можно услышать краткие восклицания и односложные просьбы. Не настаивайте, чтобы он говорил «развернутыми предложениями» — всему свое время.

И все же старайтесь по мере возможностей развить речь ребенка. Способ для этого известен: побольше разговаривать с малышом, объяснять ему непонятные слова и явления. Поощряйте ребенка разговаривать, пусть рассказывает, как умеет, что он видел на прогулке, какие события произошли в садике, что он сегодня узнал нового. Поговорите о прочитанной сказке: кто из героев понравился ребенку, а кто — нет, и почему.

Как победить сложности с произношением

Занимаясь развитием ребенка 5 лет. необходимо обращать внимание на его произношение. В этом возрасте ребенок уже должен произносить правильно все звуки, не картавить и не шепелявить. Если присутствуют сложности, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Для правильного развития ребенка 5 лет очень важно вовремя устранить все недостатки в произношении.

Кроме того, желательна консультация ЛОР-врача: возможно, ребенок не произносит некоторые звуки по той простой причине, что не слышит их. Нарушения слуха лучше выявить как можно раньше. Для начала попробуйте шепотом позвать ребенка с расстояния нескольких метров. В идеале, он должен услышать вас с другого конца комнаты.

Практические навыки в воспитании ребенка 5 лет

Занимаясь воспитанием ребенка 5 лет. нельзя пренебрегать теми практическими навыками, которые вы должны ему привить. Любой дошкольник должен уметь выполнять определенные действия самостоятельно. Например, 5-летний ребенок должен уметь справляться с ложкой, завязывать свои шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, надевать колготки и т. д. Эти его умения целиком и полностью зависят от родителей: насколько они сумели научить своего малыша справляться с первыми трудностями.

Воспитание детей 4-5 лет

Дети прошли сложнейшие процессы формирования слуха, зрения, отделов головного мозга, отвечающих за процессы творческой направленности. Общаться с ними стало проще, ведь к 4 годам они имеют довольно большой словарный запас, и могут многое рассказать и объяснить. Играя, они фантазируют. Теперь им не обязательно держать предмет в руках, чтобы представить, какой он на ощупь, его цветовую окраску. Это делает общение с ними интереснее, а игры не требуют больших материальных затрат, потому что многие, необходимые для игры предметы они могут создать самостоятельно из конструктора или пластилина.

Остаются некоторые проблемы с произношением определённых звуков. Некоторым детям трудно на уроках музыки не из-за того, что они не слышат её, они просто не понимают, как извлечь необходимый звук правильно. В этом прекрасно помогают духовые музыкальные инструменты – свирели, звукарики, блок-флейты.

Система занятий с детьми по методике Эдельвены Яковлевны Смеловой известна более 20 лет. Стремясь вылечить от постоянных простудных заболеваний своего внука, она разработала несколько простых упражнений. Эти занятия помогли многим детям стать более здоровыми. Слабослышащим детям дали возможность ощутить музыку, а некоторым из них даже возможность петь. Распространению этой методики поспособствовала Марина Львовна Космовская – доктор искусствоведения. Она же разработала программу музыкальных занятий из 9 уроков для свирели.

Кратко о построении занятия

За год необходимо с ребёнком освоить всего 9 уроков, но это научит его не только правильно вдыхать, но и выдыхать. Правильное дыхание, и постоянная тренировка лёгких делают детей менее уязвимыми перед простудой. Мышечная память помогает при воспроизведении, сыгранного на духовом инструменте, звука голосом -сделать его чистым по высоте. Это достигается благодаря тому, что положение языка и гортани, при игре на инструменте и вокальном воспроизведении, одинаково.

Первый урок (на него выделяется несколько недель) состоит в том, чтобы воспроизвести щебет птиц. Такая игра очень нравится детям. Им не нужно знать, для чего это делается, им должно быть просто весело. Программа занятий составлена так, что дети не только играют и поют на музыкальных занятиях. Они иллюстрируют свои эмоции на бумаге, сочиняют четверостишия о нотах, буквах, цифрах, танцуют и изображают животных, о которых поют. Занятия на свирели или звукарике длятся не более 10 минут, но это помогает подготовить певческий аппарат и поднимает настроение.

Для того чтобы овладеть этими музыкальными инструментами не нужно быть музыкантом, но при помощи методички Марины Львовны Космовской можно научиться играть несколько знаменитых мелодий. Записаны они цифрами от 1 до 7, что соответствует количеству закрытых отверстий на инструменте.

Занимаясь с ребёнком на любом духовом инструменте по 5 – 15 минут в день, Вы поможете ему:

  • стать более здоровым
  • развить слух
  • научить петь и правильно произносить звуки
  • Психология воспитания

    Для того чтобы сделать воспитание детей 4 – 5 лет гармоничным, необходимо много разнообразных занятий. Большое количество энергии, которую ребёнок не всегда может держать под контролем, необходимо направить ему на пользу. В этом неплохо помогут занятия в танцевальных коллективах или спортивных секциях. Набор в секции художественной гимнастики и бального танца начинаются с этого возраста, потому что дети более пластичны. Даже тем, кому от природы не дана хорошая растяжка и гибкость, в этот период более просто разовьют в себе необходимые навыки под руководством специалиста.

    Воспитание 4 летнего чада основывалось на игровых моментах. Резко отступать от принципа, учить играя -нельзя. Просто с каждым днём занятия необходимо усложнять. Совсем скоро малышу предстоит влиться в коллектив школьников. Чтобы малыш был успешным, необходимо методично готовить его к занятиям.

    Многие родители стараются научить малыша с 4 лет читать. считать. Но главной задачей этой возрастной категории является развитие способности анализировать, группировать, логически мыслить.

    Именно эти навыки, в первую очередь, будет оценивать медико-психолого-педагогическая комиссия. От результатов небольшого собеседования, впоследствии будет зависеть, по какой программе будет учиться чадо.

    В помощь родителям выпускается издательствами большое количество разнообразных методических материалов для развития:

    • прописи для малышей
    • карточки с домашними и дикими животными
    • карточки с овощами и фруктами
    • посудой
    • мебелью

    Много интересных развивающих игр печатает детский журнал «Умняша». 4-летний ребёнок может заниматься сам, только надо поставить перед ним задачу и конкретизировать её. После выполнения, задание необходимо проверить, и похвалить за старание.

    Занятия любым видом деятельности для детей дошкольного возраста, не должно превышать получаса. Это касается и развлекательных мероприятий. Дети малого возраста неспособны заниматься одним и тем же делом длительное время, так как их внимание начинает рассеиваться, вызывая утомление, что приводит к угнетённому состоянию и даже слезам.

    Если вашему ребенку пять и у него проблемы с речью, не сидите и не надейтесь только на логопеда и не верьте в сказки что научится я заметила у своего ребенка такое же около 5 лет ходила к логопеду и думала ай выростет научится в итоге сыну 9 лет а уровень речевого развития как у 4 летних детей. Ну конечно это не значит что у вашего ребенка тоже самое не дай бог никому не пожелаю такого. Просто действуйте не надейтесь на чудо как я.

    Добавить комментарий

    Копирование материалов с сайта, допускается только с обратной ссылкой на ресурс

    uhodza-rebenkom.ru

    Нравственное воспитание детей 4–5 лет

    Нравственное воспитание детей 4–5 лет

    МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №34 «Золотая рыбка»

    Конспект для воспитателей

    Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Толчина Нина Анатольевна.

    Город Набережные Челны, Татарстан.

    К сожалению в последние десятилетия всему мировому сообществу, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются  так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм,пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества, формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.

    Нравственное воспитание рассматривает как одну из важных сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. Поэтому для реализации нравственного воспитания ставятся задачи:

    Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

    Напомнить детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников ДОУ по имени, отчеству;

    Воспитывать скромность, желание быть справедливым, испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок;

    Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика, одобрение действий того, кто поступил справедливо.

    В результате выполнения этих задач у детей формируются дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, сочувствия, доброта.

    Нравственное формирование личности дошкольника требует определённых педагогических условий:

    Четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе.

    Гуманного отношения воспитателя к детям, стремление понять ребенка, его состояние, мотивы поступков.

    Создание условий для активной деятельности детей, формирующие доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

    Нравственное развитие ребенка средней группы связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Дети изо дня в день в разных ситуациях стараются вести себя согласно нормам и правилам: здороваются и прощаются, благодарят за услугу, вежливо отвечают на вопросы. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя.

    Существенным направлением в развитии и воспитании детей является освоение ими на основе правил и норм нравственности словопонятий. Поэтому в течении года я напоминала детям о правилах поведения, сопровождая каждый факт называнием того или иного нравственного качества — добрый, ленивый, трудолюбивый. Биополярность нравственных понятий: добро — зло, всегда требует противопоставлений. Если совершен негативный поступок, я с детьми осуждаю этот поступок, беседую, читаю литературу, применяю пословицы. Обсуждая отрицательный (с точки зрения нравственных позиций) поступок всегда желательно показывать его противоположность.

    Поэтому, на мой взгляд в воспитании навыков и привычек детей в обществе большую помощь оказывает программа Коломийченко Л. В. «Социальное развитие детей дошкольного возраста». Программа нацелена на развитие любознательности, эмоциональное благополучие каждого ребенка, нравственного воспитания, приобщение к общечеловеческим ценностям.

    В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Постепенно дети начали понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый». Поэтому я очень много провела занятий по темам: «Человек и его поступки», используя наглядный материал с иллюстрациями, «Настоящие мальчики и девочки», «Разные настроения», «Этикет». Сделала тематическую подборку книг, стихотворений, рассказов для чтения и пересказа: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история», Г. Остер «Сказка с подробностями», Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».

    Оценивали поступки сверстников на улице, на прогулке, рассматривали иллюстрации, проводили беседы. Для беседы о воспитании демонстрационные картинки «Мы друг другу помогаем» автора Р. С. Буре. А также по теме «Разные настроения» я использовала вот такие пособия (Показать): если у ребенка хорошее настроение, он добрый, отзывчивый, но не всегда дети приходят в хорошем настроении, чтобы поднять его я показываю такие картинки: предлагала — какой бы он выбрал мяч, обычно выбирают яркий. Оценить свое настроение глядя на клоунов, для игры со всеми детьми предлагала пособие «Азбука настроения». А также подобрала тексты для пересказа, стихи, например,

    Шар надутый две подружки

    Отнимали друг у дружки —

    Лопнул шар, а две подружки

    Посмотрели — нет игрушки

    Сели и заплакали

    Два котенка разругались,

    Но украдкой обернулись

    Прочитав эти стихи, я поинтересовалась: «Вам жалко девочек?». Ответы содержали как жалость к подружкам (они плакали, шарик лопнул, так и высказывание о том, что девочки не умеют играть вместе, уступать друг другу, договариваться или играть по очереди. В стихотворении «про котят» я сделала обобщение высказываний детей: «Да, котята ссорились, ссорились, а потом поняли, что глупо ссориться, ссоры мешают играть, дружить, они стали смеяться над своей глупой ссорой». Сравнение стихотворений дает возможность понять, как можно поступить, а как нет. Выучили много пословиц о дружбе, таких как:

    «Друга ищи, а найдешь, береги»

    «Добро помни, а зло забывай»

    «Есть пирожки, есть и дружки, нет пирожков, нет и дружков»

    «Друг за друга стой, выиграешь бой»

    «Новых друзей наживай, а старых не забывай»

    Эти пословицы я применяю, если дети ссорятся, не дружат с другими детьми и т. д. С интересом играют в настольную игру «Я хороший», где дети из большого количества разных поступков выбирают только хорошие, и огорчаются если фишка попадает на плохой поступок. Поэтому они довольно часто говорят «Я не жадный», а не «Я добрый». Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть, только если у ребёнка накоплен положительный опыт. Даже если у него нет опыта положительных переживаний, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно». Поэтому со средней группы мы на занятиях в повседневной жизни, в игре, во всех видах деятельности накапливаем опыт доброжелательных отношений в обществе. В своей работе я стараюсь согласовывать требования, предъявляемые в детском саду с требованиями родителей в домашних условиях, иначе у ребенка появляется чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому я постоянно держу родителей в курсе событий в группе, знакомлю с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформляю информацию в уголке родителей.

    В течение года для родителей провела консультации на актуальные темы: «Игры мальчиков, игры девочек», «Дети — наше зеркало». Приглашала родителей для участия в организации праздников, развлечений, проводила дни открытых дверей: «Мы играем», «Наши умелые руки», где дети вместе с мамами, которые принесли много тканей, бус, пуговиц, сделали из этого материала аппликацию — панно по сказке «Теремок», где мальчики приклеивали детали, а девочки старательно вырезали.

    В своей группе при помощи родителей сделали яркий наглядный материал: «Дом — веселая мышиная семейка», дети рассказывают, чем занимается папа — он чинит трубу и ремонтирует крышу; мама ведет дочку в школу, бабушка поливает цветы на балконе, дедушка читает газету. В результате такого материала мальчики стали чинить игрушки, пользоваться инструментами, девочки проявляют заботу к своим куклам, играя в «Дочки — матери». Дети выполняя «взрослую» работу, добавляют в свою деятельность новые мотивы: забота о младших, оказывают помощь друг другу. В результате прививаются трудовые навыки, изменяются взаимоотношения со сверстниками и отношения ко взрослым.

    Работу по программе Коломийченко «Социальное развитие детей дошкольного возраста» я продолжу, так как данная программа помогает реализации задач по нравственному воспитанию в разных возрастных группах.

    Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» г. Мичуринска.

    www.maam.ru

    Игры для детей 4 — 5 лет в детском саду. Картотека

    Игры для детей средней группы ДОУ

    Желательно, чтобы дети играли командами, а остальные наблюдали. Не следует часто вводить новые игры или варианты. Необходимо дать возможность освоить игру — «войти во вкус». Игру нужно закончить, как только воспитатель заметит, что интерес к ней падает.

    Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

    На столе лежат игрушки. Ребенок запоминает, как и что лежит на столе, затем отворачивается. Воспитатель убирает некоторые из них, добавляет или переставляет игрушки, спрашивает детей, какие они видят изменения. Например: «Как игрушки раньше лежали?», «Чего не хватает?», «Что появилось?», «Стало больше или меньше игрушек?»

    Начинать игру нужно с небольшого количества игрушек (4—5 шт.).

    Вариант. Дети играют по двое. Они по очереди говорят, какие видят изменения.

    Оборудование: цветные карандаши, разноцветные пластмассовые палочки, полоски из картона или плотной бумаги.

    На столах лежат карандаши, палочки разных цветов или полоски из плотной цветной бумаги. На первом столе лежит образец. За вторым столом дети выполняют задание. С повторением игры увеличивать количество карандашей (палочек, полосок бумаги) и кучек.

    1. На первом столе около десяти карандашей трех цветов. Играющий смотрит на них 1 — 2 мин, затем воспитатель прикрывает их листом бумаги. На втором столе карандаши нескольких цветов. Ребенок берет по одному карандашу этих цветов.

    2. На первом столе несколько (2 — 4) кучек карандашей одинакового цвета (2 — 5 шт.). Ребенок запоминает количество кучек и число карандашей в кучке. Воспитатель закрывает карандаши листом бумаги. На втором столе ребенок раскладывает карандаши так, как это было на первом столе.

    3. Задание то же, что в варианте 2, только карандаши в каждой кучке определенного цвета.

    4. На первом столе несколько (2 — 4) кучек карандашей. В каждой кучке два карандаша разного цвета. Цвета карандашей по кучкам повторять не нужно. Ребенок раскладывает карандаши на втором столе.

    Примечание. Можно менять карандаши на пластмассовые палочки или полоски из цветного картона и плотной бумаги. Дети должны чувствовать материал, с которым они играют.

    Запоминай: чем больше, тем лучше

    Оборудование: цветные карандаши и бумажки, палочки, шарики, открытки, ленточки и игрушки.

    Дети играют командами по 3 — 5 человек. На столе лежат карандаши, цветные бумажки, палочки, шарики, открытки, ленточки и игрушки.

    Дети смотрят на предметы 1 — 2 мин, затем воспитатель прикрывает их листом бумаги. Один участник команды перечисляет, что запомнил, остальные раскладывают предметы на втором столе. Так играют все команды.

    Для каждой команды дают новое задание, т.е. частично меняют предметы и их количество. Начинать игру нужно с 5—7 предметов. С повторением игры количество предметов следует увеличивать.

    Побеждает команда, полностью вспомнившая все предметы.

    Дети делятся на команды и строятся в две шеренги друг напротив друга.

    1. Дети первой команды внимательно смотрят 1—2 мин на детей второй команды, отворачиваются и говорят, кто с кем рядом стоит. Воспитатель может спросить каждого ребенка, с кем стоит тот или иной игрок.

    2. Дети второй команды меняются местами. Участники первой команды поворачиваются и рассказывают, как те стояли раньше. Воспитатель расставляет детей так, как они стояли первоначально.

    При повторе игры команды меняются местами.

    Примечание. Перед игрой воспитатель помогает, подсказывает детям, на что нужно обратить внимание. Пример: «Как спокойно стоят рядом. (имена детей), особенно. (имя) в конце шеренги. . (Имена) стоят рядом, они почти одинакового роста. Какое красивое платье сегодня у. (имя)». Воспитатель может задать вопрос одному из играющих: «Почему ты такой веселый?»

    Дети строятся в шеренгу, воспитатель встает перед ними и показывает 5—7 фигур. Они внимательно смотрят и повторяют все движения. Разрешается делать четыре ошибки, после чего ребенок переходит в конец шеренги.

    Оборудование: 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный.

    У воспитателя в руках 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный — «светофор». Дети встают в шеренгу, воспитатель перед ними. Он показывает зеленый кружок—дети топают («идут»); желтый—хлопают в ладоши (привлечение внимания); красный кружок — тишина.

    Сначала нужно играть небольшими группами, а потом всей группой — будет очень весело.

    Оборудование: коробка, муляжи овощей.

    В стороне от детей столик, на котором лежит коробка с муляжами овощей (по нескольку экземпляров).

    Воспитатель загадывает загадки. Первый правильно ответивший подходит к коробке, вынимает названный овощ и возвращается на место.

    На макушке плешь,

    На здоровье съешь. (Капуста.)

    Не знал пеленок,

    Сто пеленок на нем. (Капуста.)

    Лежит меж грядок

    Зелен и гладок. (Кабачок.)

    Во сто шуб одет,

    Кто его раздевает,

    Тот слезы проливает. (Лук.)

    Кругла, а не луна,

    Зелена, а не дубрава,

    С хвостиком, а не мышь. (Редька.)

    В землю крошкой,

    Из земли лепешкой. (Репа.)

    Сидит в темнице,

    Зелена коса на улице. (Морковь.)

    Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук.)

    Из меня один стреляет,

    А другой меня съедает. (Лук.)

    Первое — нота, второе — тоже,

    А целое на горох похоже. (Фасоль.)

    Растет в земле тычина,

    Тот здоровым бывает. (Чеснок.)

    Хоть на вкус я горьковатый,

    Любят грызть меня ребята. (Редис.)

    Все загадки об одном и том же овоще можно прочесть сразу. Дети должны понять, что об одном овоще можно сказать по- разному.

    Примечание. Если ответ на загадку одновременно дали двое детей или больше, они вместе вынимают овощи из коробки.

    Если загадка не отгадана, воспитатель объясняет ее суть, показывая муляж.

    Игры-подражания и игры-распознавания

    Дети водят хоровод и поют песенку. В середине хоровода двое детей — «еж» и «лисица». «Еж» встает на четвереньки и передвигается соответствующей походкой. Он старается коснуться «лисицы» — «уколоть иглами». Та говорит: «Дай переведу». «Еж» отвечает: «У меня две пары ножек. Сам я перейду».

    Да скользит на льду.

    Говорит ему лисица:

    Отвечает серый ежик:

    — У меня две пары ножек.

    Чешская народная песня

    При повторе игры «ежом» и «лисицей» становятся другие дети.

    Воспитатель напевает песню или читает стишок. Дети поют только припев: «Чирик-чик-чик». Перед ними один играющий — «птичка- синичка», в одной руке («клювике») маленькая веточка. «Птичка-синичка» поднимает с пола и кладет на стульчик веточки. Чистит «перышки», машет «крылышками». В конце песенки «птичка-синичка» кладет последнюю веточку на стульчик.

    Летит над полем птичка.

    А что несет синичка?

    Несет она травинку.

    Зачем нужна травинка?

    Несет травинку птичка.

    Гнездо совьет синичка.

    Осетинская народная песня

    При повторе игры «птичкой-синичкой» становится другой играющий.

    Дети сидят на скамейке, это ведущие. В стороне у «плетня» (перегородки) стоят «звери» («лиса», «зайка», 3 — 4 «ежа» и «медведь»), Дети показывают повадки животных. Ведущие хором декламируют потешку, а «звери» похваляются — произносят только свою строку.

    Выше города плетень.

    Сели звери под плетень,

    Похвалялися весь день.

    — Всему свету я краса!

    — У нас шубы хороши!

    — Могу песни я петь!

    Русская народная потешка

    При повторе игры «лисой», «зайкой», «ежами» и «медведем» становятся другие играющие.

    Игры на развитие точности движений рук

    Оборудование: круглые пластиковые палочки. На столе несколько кучек из круглых палочек, один кончик которых цветной. Дети берут из кучки палочки и откладывают их в сторону, чтобы цветные кончики были обращены в одну сторону.

    1. В каждой кучке 10 палочек. Нужно переложить их по желанию детей.

    2. Передвинуть палочки, сделать новую кучку.

    3. Брать палочки названными воспитателем двумя пальцами и перекладывать.

    4. В каждой кучке 10—15 палочек. Нужно положить их в ряд: цветной кончик одной палочки вверх, цветной кончик другой — вниз. Дальше в таком же порядке.

    5. Нужно передвигать палочки по столу разными пальцами. Задание дает воспитатель.

    Оборудование: кубики, 2 коробки.

    На столе 2 коробки, одна с кубиками, другая пустая. Первый играющий вынимает кубики из коробки и перекладывает их в другую коробку — ряд к ряду.

    Так продолжается, пока не сыграют все дети. Не нужно спешить, важна аккуратность.

    Воспитатель отмечает детей, которые сделали все хорошо.

    1. Перекладывать кубики одной или двумя руками.

    2. Игра проводится в паре: первый играющий вынимает из коробки и перекладывает половину кубиков, второй возвращает кубики. Воспитатель отмечает лучшую пару.

    Оборудование: обруч, дощечка, шарики.

    Дети делятся на команды по 7—10 человек.

    У каждого играющего маленький шарик. Перед детьми лежит обруч.

    Воспитатель кладет маленькую дощечку на обруч так, чтобы один ее конец касался пола с наружной стороны обруча. Получается маленькая горка.

    Участники одной команды поочередно закатывают по горке шарики в обруч, подсчитывая количество попавших в него. Затем шарики закатывает следующая команда.

    Так продолжается, пока не сыграют все команды.

    Побеждает команда, закатившая в обруч больше шариков.

    Игры на развитие координации

    Дети строятся в шеренгу. Стоя на месте, они начинают топать (3—4 раза). Поворачиваются на 90° и шагают на пальцах. Снова поворачиваются на 90° и идут на пятках. Поворачиваются еще раз и шагают на наружной стороне стопы. Затем повторяют поворот и топают. Всё делается на одном месте с поворотами на 90°.

    Дети шагают друг за другом по кругу простым шагом, на пальцах, пятках, наружной стороне стопы, подняв руки вверх, заложив руки за голову, машут одной, двумя руками над головой (меняя руки по ходу движения).

    На расстоянии шага ребенка воспитатель рисует несколько кругов, немного в стороне — маленькие кружки. Дети проходят по большим кругам, опираясь палкой на маленькие круги, не пропуская их. Можно нарисовать маленькие круги по разные стороны от больших. Можно вставать в круги двумя ногами — для отдыха. Каждый круг — это небольшие горы, которые покоряют, дети — альпинисты.

    1. Дети останавливаются в каждом круге двумя ногами. Перешагивают в следующие круги то правой, то левой ногой.

    2. Дети перешагивают в каждый круг с правой (левой) ноги.

    Оборудование: 3—4 стула, игрушки, кусок ткани или лист картона, коробка.

    Воспитатель ставит в ряд 3—4 стула. Дети друг за другом проползают через получившийся «туннель». Желательно не задевать за ножки и сиденья стульев.

    Стулья — «пещера», в которой можно найти «клад» (игрушку). С одной стороны «пещеру» закрывают картоном или тканью и кладут какую-нибудь игрушку. Дети «вползают в пещеру», забирают «клад», и спиной выбираются из нее. Играют поочередно. Желательно, чтобы игрушки были разные.

    Вариант. Коробку («яму», «колодец»), в которой лежит «клад», ставят в конец «пещеры». Дети выползают из «пещеры», забирают «клад», разворачиваются и возвращаются по «туннелю»-«пещере» обратно.

    Игры на развитие глазомера

    Кольца — на ножки стула

    Оборудование: 2—3 небольших кольца, стул. У каждого участника 2—3 небольших кольца. На расстоянии нескольких шагов стоит перевернутый стул. Дети по очереди бросают кольца на ножки стула. Нужно накинуть их все на ножки, можно на одну.

    Начинать игру следует с одного кольца и расстояния 1—1,5 м.

    Распределите по возрастающей

    Оборудование: 10—15 картонных полосок (палочек) разной длины.

    У каждого играющего 10—15 картонных полосок (палочек) разной длины.

    1. Рассортировать полоски (палочки) по длине и собрать в кучки. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и без ошибок.

    2. Разложить по порядку палочки: от маленькой до самой большой. И наоборот.

    3. Провести соревнования с 2—3 детьми. Разложить палочки по длине по кучкам, но только с завязанными глазами.

    Оборудование: 2 столика, 2 матрешки, 4 куклы. Участники делятся на две команды. На столиках стоят матрешки. По сигналу первые дети от команд бегут к матрешкам, разбирают их и возвращаются. Вторые собирают матрешку и тоже возвращаются. Так продолжается, пока не сыграют обе команды.

    Побеждает команда, закончившая сборку матрешки первой. У команд по две куклы. Дети внимательно изучают одежду кукол.

    По сигналу первые дети от команд бегут к куклам, раздевают их, аккуратно складывают одежду, укладывают в постель и возвращаются в команды. Вторые одевают куклу и тоже возвращаются. Так продолжается, пока не сыграют все участники.

    Побеждает команда, первой отдавшая одетую куклу воспитателю. Расстояние от старта до стола — 3 — 5 м.

    Оборудование: городки, цветные диски.

    Дети делятся на две команды. На расстоянии 4 — 5 м от игроков расположены городки, накрытые цветными дисками, — «грибы». У первых участников по одному диску другого цвета. По сигналу они подбегают к деревянным «грибам» и меняют «шляпки»-диски. Снятые «шляпки грибов» играющие передают участникам, которые подбегают и снова меняют местами с имеющимися. Так продолжается, пока не сыграют все участники.

    Побеждает команда, первой закончившая игру.

    Оборудование: булавы или мячи.

    Дети встают в колонну. В 3 — 5 м от детей воспитатель чертит небольшой круг, в который ставит булаву (мяч). Первый играющий получает другую булаву (мяч). Он бежит к кругу, меняет булаву на свою, возвращается и передает взятую булаву следующему игроку, а сам становится в конец колонны. Второй участник делает то же самое. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Ставить булаву нужно аккуратно, она не должна падать. Если ребенок уронил булаву, он должен ее поднять и продолжить бег.

    Оборудование: булавы, мячи или небольшие обручи. Дети делятся на две команды и строятся в колонны. У первых участников по булаве (мячу, небольшому обручу). По сигналу они передают ее над головой назад второму игроку и далее по цепочке. Последний участник, получив булаву, бежит, встает в начале колонны и говорит: «Я здесь». Если ребенок уронил булаву, он должен ее поднять и передать дальше.

    Вариант. Булаву передают обратно до первого игрока. Игра заканчивается.

    Оборудование: 2 шляпы, стул.

    Дети делятся на две команды и строятся в колонны. Между ними стул. У первых участников на голове яркие шляпы. По сигналу вторые игроки снимают их, надевают на себя, и далее по цепочке. Последний участник, надев шляпу, бежит к стулу и садится на него.

    Побеждает команда, первой выполнившая задание.

    Дети делятся на две команды и строятся в колонны. Воспитатель чертит на полу линию. Первая пара участников подходит к ней и одновременно прыгает в длину. Воспитатель отмечает длину прыжков. Выходит вторая пара, дети прыгают с того места, до которого допрыгнули предыдущие участники. Так все игроки пара за парой прыгают вперед. Побеждает команда, общая длина прыжков у которой больше.

    Вариант. Первые участники команд делают с места двойной (тройной) прыжок, отталкиваясь обеими ногами. Выходит вторая пара, дети прыгают с того места, до которого допрыгнули предыдущие участники. Так прыгают пара за парой.

    Побеждает команда, общая длина прыжков у которой больше.

    www.alegri.ru

    Пальчиковые игры для детей 4-5 лет в детском саду: картотека воспитателю и родителям

    Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим. Одновременно с этим такие занятия развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в процессе школьного обучения. Поэтому специально для вас мы подобрали картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет, в которые можно играть в детском саду и дома.

    Как играть в пальчиковые игры?

    Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.

  • Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
  • Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
  • Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
  • Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.
  • Детские пальчиковые игры про семью

    А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)

    Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)

    Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)

    Два Антона (загибать средние пальцы)

    Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)

    Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

    Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)

    Дома милая семья:

    Папа, мама, я, сестричка,

    (Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

    Один пальчик — дедушка,

    Другой пальчик — бабушка,

    Средний пальчик — папочка,

    Ну, а этот — мамочка,

    Самый младший — я,

    Это вся моя семья!

    (Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Хотят пальцы погулять.

    (Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)

    Большой палец видит крошку,

    Средний будет веселиться,

    Безымянный пьет водицу.

    Самый маленький не спит,

    А вокруг себя глядит.

    Игры про домашние заботы и обязанности

    Мыл посуду наш сыночек.

    Вымыл кружки, миски, ножик.

    Вытер вилки и тарелки —

    Убежал играть в горелки.

    (Выполнять имитирующие движения по тексту)

    (Движения показывать в соответствии с текстом)

    Мы — мамины помощники,

    Ей будем помогать.

    Помоем всю посуду

    И приберем кровать.

    А вечером все вместе

    Мы сможем чай попить!

    (сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

    Раз, два, три, четыре,

    Мы посуду всю помыли:

    Вилки, миски, поварешки,

    Сковородочки и ложки.

    Мы посуду всю помыли,

    Только чашечку разбили,

    Ножик тоже поломался,

    У солонки бок остался.

    Чайник чуточку сломали,

    Дружно маме помогали.

    Игры про тело ребенка

    Стенка, стенка (показывать на щеки)

    Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)

    — Дзынь! (надавить на нос)

    Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

    Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)

    Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)

    Это носик, это рот. (показать нос, рот)

    Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)

    Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)

    Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)

    Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

    Лес, (показать на волосы)

    Горка, (провести пальцем по носу)

    Яма. (ребенок открывает рот)

    Обрыв (показать пальцем на подбородок)

    Взрыв. (легко пощекотать по шее)

    Игры для пробуждения ребенка

    Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)

    Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)

    Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)

    Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)

    Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)

    Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

    Игры о времени суток

    (Имитировать движения по тексту).

    Пальцы моются у нас.

    Пальцы в сад идут у нас.

    Если бьет уж первый час,

    Пляшут пальчики у нас.

    Если бьет уж третий час,

    Пальцы прыгают у нас.

    Если бьет четвертый час,

    Пальцы плавают у нас.

    Если бьет девятый час,

    Пальцы кушают у нас.

    Если бьет десятый час,

    Пальцы спать идут у нас.

    Игры про одежду и одевание

    Давно пора сшить Ане

    Бери быстрей иголку —

    И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

    Катя варежку надела:

    «Ой, куда мой пальчик делся?

    Нету пальчика, пропал,

    В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)

    Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)

    «Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)

    Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)

    Здравствуй, пальчик, как живешь?»

    1. Раз, два, три, четыре, пять.

    Надо обувь сосчитать:

    Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)

    И, конечно, тапки — пять.

    Ножкам надо отдыхать.

    (загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

    Как у нашей кошки

    На лапках САПОЖКИ.

    Как у нашей свинки

    На ногах БОТИНКИ.

    Как у пса на лапках

    А козленок маленький

    А у сына Вовочки —

    Вот так. Вот так. (похлопать)

    Обувь дружно посчитаем

    (хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)

    Туфельки и тапочки

    Моей любимой мамочки,

    Ботинки и сапожки

    А маленькие валенки

    Малютки нашей Вареньки.

    Ах, повсюду мы вдвоем

    (средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)

    Мы гуляли по лугам,

    По речным берегам,

    И по лестнице сбегали,

    Вдаль по улице шагали,

    Залезали под кровать,

    (загнуть пальцы по одному)

    Чтобы там тихонько спать.

    (положить ладони на стол)

    Разные детские пальчиковые игры

    Хризантемы (руками показывать действия по тексту)

    Ах! Какие хризантемы!

    Мы сорвем их без проблемы.

    Ух! Охапку мы набрали!

    Эх! Прихватим и для Вали!

    Эхе-хе… цветов не стало.

    Их и раньше было мало…

    Ох! Зачем мы их сгубили?

    Ведь не мы же их растили!

    На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)

    Он склонил головку так. (наклонить руку)

    Бабочка над ним порхает,

    Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

    Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    pedsovet.su