Влияние личности педагога на формирование личности учащихся

Глава 2. Влияние трудового обучения в формировании личности учащихся.

2.1. Потенциал трудового обучения в формировании личности учащихся.

Технологическое образование — это организованный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование технологической, экологической, экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности. Результатом реализации содержания технологического образования должен стать устойчивый и успешный учащийся, подготовленный активно и самостоятельно действовать в среде, связанной с преобразовательной практикой.

В исследованиях известного специалиста в области профессиональной педагогики Ю.Л. Хотунцева подчеркивается, что технологическое образование является основополагающим средством достижения технологической культуры, являющейся всеобщим и непременным условием любой созидательной деятельности. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в достижениях технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

В качестве структуры технологического образования В.Д. Симоненко рассматривает совокупность технологических знаний, умений и технологически значимых качеств личности. Технологические знания представлены знаниями способов, средств и путей преобразовательной деятельности, т.е. основных технологий, применяемых в производстве, экономике, сфере обслуживания и быта, представлениями о развитии техники и технологий в процессе общественного развития.

Технология, являясь основным практико-ориентированным школьным предметом, предоставляет возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Наиболее благоприятное условие для активного проявления человеком качеств личности предоставляет труд.

Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.

Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.

Целью нравственно-трудового воспитания детей является формирование в них здорового интереса к труду, как к форме самосовершенствования и самопознания, духовного развития, передача правильных ценностей, исправление искаженного понимания духовности современным обществом, в котором материальные блага преобладают над духовными аспектами бытия. В процессе трудового воспитания ребенок должен получить не только базовые представления о механизмах и природе труда, возможных реализациях своих способностей, навыков, но и научиться ценить результаты своего и чужого труда, уважительно относиться к процессу, воспринимать труд как неотъемлемую составляющую жизни современного человека. Одной из важных задач трудового воспитания учащихся в процессе производственного обучения является формирование у них высокой культуры труда.

В последние годы термин «трудовое обучение» все чаще стал употребляться. С одной стороны, он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности (получение общественно полезного продукта). С другой стороны, педагог формирует необходимые для участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей. Значит, овладение трудовыми навыками позволяет школьнику достичь нужного результата.

Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и, на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему утвердиться в коллективе сверстников в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.

Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовое усилие. Все это, создает благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил. Конечно, нельзя забывать о специфичности задач трудового обучения и трудового воспитания. В первом случае они связаны с содержанием труда (система трудовых действий), во втором — с целями воспитания (идеал поведения в труде). Но навыки формируются не ради навыков, они являются важным средством реализации конечной цели трудового воспитания — формирования готовности к труду на общую пользу. Поэтому трудовое обучение и трудовое воспитание следует рассматривать взаимосвязанно, а задачи их решать в совокупности.

Уже с младшего дошкольного возраста в повседневной жизни и на занятиях по трудовому обучению надо воспитывать правильное отношение к любому труду, который направлен на общую пользу, найти способы, убеждающие детей: все, что необходимо для жизни людей, их работы, отдыха, благополучия, создается трудом.

2.2. Влияние уроков технологии по теме «народное творчество» на развитие личности ребенка.

Трудовое воспитание — один из важнейших факторов формирования гармоничной и всесторонне развитой личности. Труд является могущественным средством развития физических, духовных, моральных и творческих сил человека.

Цель трудового воспитания — подготовить обучающихся к дальнейшей жизни, сформировать у них отношение к труду, как к потребности.

Для достижения этой цели необходимо воспитывать у обучающихся твердое убеждение, что умение и желание трудиться — основа общественного и личного благополучия; культивация трудолюбия, дисциплинированности, активной жизненной позиции, творческого отношения к труду помогает добиваться поставленной цели.

Предмет «Технология» в этом случае является основополагающим.

Уроки технологии по теме «Народное творчество» обладает удивительной способностью воздействия на глубинную одухотворенность человека. Народное творчество несет на себе отпечаток эстетических представлений народа, передающихся из поколения в поколение, отражает исторически сложившиеся понятия русского человека о красоте и целесообразности, неиссякаемую фантазию народных мастеров, их тонкий вкус. Изучение прикладного творчества играет существенную роль в духовном развитии подрастающего поколения, а также в их культурном и эстетическом воспитании. Подобные занятия отвечают интересам школьников, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. А также способствуют гармоничному развитию личности. Взяв в руки кисть, прикоснувшись к глиняной фигурке или деревянной матрешке, сделав первые узоры, ученик испытывает радость, изумление. Он становится участником увлекательного процесса творчества. Успехи в изготовлении различных изделий способствуют появлению у учащихся уверенности в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом деле. Народное искусство поднимает темы патриотизма, а также оказывает глубокое идейное влияние на зрителя. Оно тесно связано с музыкальным и устным фольклором.

Чтобы в дальнейшей жизни чувствовать себя личностью, ребенку необходимо быть успешным. А это очень непросто, ведь у каждого из нас свои взгляды на жизнь, на людей, на их мнение о нас. И тут задача педагога — создавать ситуацию успеха. Ведь потребность в труде не возникает сама собой. Нужна большая воспитательная работа, чтобы любой труд, выполненный ребенком, был содержательным, творческим и в соответствии с возрастом производительным, настоящим.

Понятие успешности связано не только с профессиональной деятельностью, но и с личным, семейным благополучием. И именно на уроках технологии формируются те навыки, которые так необходимы.

В разделе «Кулинария» у учащихся формируется умение работать коллективно, ответственность, хозяйственность, самостоятельность, здоровая конкуренция — во время приготовления блюд; а так же развиваются эстетические качества и культура поведения — во время приема пищи. Кроме того, в процессе получения теоретических знаний и при выполнении домашних заданий школьники получают много дополнительной исторической информации и часто обращаются к традициям и обычаям своих семей, в результате чего у них пополняется багаж знаний и формируется трепетное и уважительное отношение к своим корням.

В разделе «Работа с тканью» развивается аккуратность, трудолюбие, усидчивость, сдержанность, внимательность.

На уроках рукоделия предоставляется богатейшая возможность проявить свой творческий потенциал.

При выполнении творческих проектов учащиеся раскрывают свои умения работать самостоятельно, свою индивидуальность.

В процессе создания проектов изделий, эскизов, декора у учащихся формируется общая культура труда. Школьники знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием и инструментами. У них развивается чувство материала, его художественные и технические возможности, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. Декоративно — прикладное творчество позволяет учащимся приобщиться к интересному делу, как правило, оно обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время, помогает в выборе будущей профессии.

Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества. Творческой разработке путей трудового воспитания в школе, методике организации труда школьников серьезное внимание уделяли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они писали, что при целесообразном применении труда может стать рычагом развития учащихся. Для этого он должен заинтересовать детей, быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы школьники трудились не только в школе, но и за ее пределами; труд для учащихся должен быть посильным, творческим.

Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что труд является источником материального и духовного богатства общества. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. В труде происходит нравственное и идейное развитие учащихся. Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, систем ее взглядов на природу и общество.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.

studfiles.net

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств (стр. 1 из 7)

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности личности младшего школьника

1.2 Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте

1.3 Формирование нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте

ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

2.1 Требования к личности учителя

2.2 Личностные качества учителя

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к школьному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу учреждений образования не столько в плане обучения сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми. Отсюда следует, что профессиональная деятельность педагога — процесс непрерывного общения со школьниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в школе.

Проблему педагогического общения изучали Б.Г.Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А.Леонтьев, Т.А. Репина и другие выдающиеся отечественные психологи. Особое внимание к этой проблеме связано с осознанием исключительной роли процесса педагогического общения в социально-психологическом становлении личности ребенка.

Исследования, проведенные Л.Н. Башлаковой, Д.Б. Годовиковой, Р.И. Деревянко, Т.И. Комиссаренко, М.И.Лисиной, Г.П. Лаврентиевой, Л.Б. Митевой, А.Б. Николаевой, и другими, раскрывают различные аспекты взаимовлияния педагогов и детей в условиях учреждения образования.

Изучение аспекта общения педагога с детьми особенно важно на наш взгляд потому, что младшие школьники, взаимодействуя, общаясь со взрослыми, усваивают способы поведения, общения путем подражания, в результате которого переносят характер и особенности поведения взрослого в свою среду. Внутренний мир, мир собственных желаний начинает выделяться позже, чем внешний мир, и это происходит на основе общения ребенка со взрослым, а не до него.

Актуальность исследования состоит в понимании и осознании важного аспекта педагогического взаимодействия: личность учителя младших классов имеет большое влияние на формирование личностных качеств детей младшего школьного возраста, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми под руководством педагога. Учитывая особенные отношения педагогов с детьми младшего школьного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности педагогов, их психологическое здоровье.

Предмет: степень влияния личности учителя на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс формирования личностных качеств младших школьников.

На основании анализа литературы нами была сформулирована следующая гипотеза исследования : уровень сформированности личностных качеств ребенка младшего школьного возраста обусловлен личностными особенностями педагога. По всей видимости, в классах, где работают педагоги с высоким нервно-психическим напряжением, связанным с раздражительностью и беспокойством, неустойчивостью настроения, неуверенностью в себе, не инициативные, осуществляющие повышенный контроль над поведением детей, проявляющие максимализм в подходах к воспитанию, существуют менее благоприятные условия для формирования ценных личностных качеств у ребенка младшего школьного возраста. В то время как в классах учителей, способных к сопереживанию, экстравертированных, спокойных, с конструктивной тревожностью, открытых инновациям, считающихся с мнением детей, доброжелательных к окружающим, уровень формирования личности ребенка будет более высоким и благоприятным.

Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи :

1. Проанализировать основные направления психолого-педагогических исследований по проблеме.

2. Изучить характерологические особенности детей младшего школьного возраста.

3. Выявить взаимосвязи личностных параметров педагога с особенностями формирования личности ребенка.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами изучена взаимосвязь уровня развития личности педагога с формированием уровня личностных качеств у ребенка младшего школьного возраста; полученные результаты позволяют расширить представления о специфике процесса общения педагога с младшим школьником; проведено более полное социально-психологическое обследование личности педагогов, что расширяет теоретическое представление об особенностях соответствия профессии учителя начальных классов.

Обоснованность выдвинутых научных положений, достоверность полученных исследовательских данных и сделанных на их основании выводов обеспечивались использованием в настоящей работе адекватных методов исследования, соответственным применением методов статистической обработки полученных данных, количественным и качественным анализом результатов.

Материалы исследования могут быть использованы в психологической аттестации педагогических кадров, в программе подготовки практических психологов системы образования.

ГЛАВА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности личности младшего школьника

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Послушание младших школьников проявляется как в поведении — среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе учения — они как должное принимают то, чему и как их учат, не претендуют на самостоятельность и независимость. Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от качества самого преподавателя. Подобное свойство, отражая определенный этап возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые стороны. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания.

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях.

Важный источник успехов младших школьников в учении — их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала. Но в то же время оно может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий.

Детям этого возраста вообще не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Н. С. Лейтес приводит такое наблюдение [12, с.324]. Ученикам задавали вопросы о том, кто кем хотел бы стать. Ответы были краткими и уверенными: "Я буду изобретателем", "Я буду космонавтом", "Я буду артисткой". Причем обнаружилось, что часть ребят, называя профессию, ничего не знает о ней. Некоторые тут же на уроке меняли свой выбор. Зная названия профессий и вообразив себя представителями той или иной из них, беседу о выборе профессии они превратили в своеобразную игру. Так наивное, игровое отношение к познанию позволяет им без особого труда овладевать новым опытом, приобщаться к жизни взрослых.

1.2 Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте

Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшего формирования его личность.

Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к школьному обучению приходит ребенок, и, во-вторых, от системы тех педагогических воздействий, которые он получает.

Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу.

mirznanii.com

Статья «Влияние личности педагога на мотивацию учебной деяельности младшего школьника»

Суртаева Ольга Петровна

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Развитие личности это процесс ее вхождения в новую социальную среду и слияние с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью. Эта среда ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности учебы.

С появлением новой ведущей деятельности учебы, в жизни ребенка появляется новый референтный взрослый — учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель для младшего школьника является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса. Следовательно, чем более учитель осознает себя несчастливым и неуспешным человеком, тем сложнее для него организация гуманного воспитательного пространства, создания для детей опыта проживания в атмосфере любви.

Обычно взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, но по особой структуре: сначала это рациональное — суть любой мысли, затем — эмоциональное, все, что мы говорим, мы вносим в это свой стиль, жест, интонации. Следующее это волевой аспект: рекомендации, указания, просьбы, пожелания. Практическая часть того, что мы собой представляем в действительности, как мы ведем себя в разных ситуациях, т. е. что мы представляем собой в жизни, то, что мы называем психологическим контактом, это есть взаимодействие эмоционального, волевого, практического в педагогической и ученической среде. Отношения человека выражают какую-то его потребность. Ему нравится то, что удовлетворяет его потребности и интересы, способствует достижению желанных целей, соответствует его притязаниям и установкам. Основой межличностных отношений являются потребности, и именно поэтому от каждого учителя сегодня требуется, чтобы в своей деятельности он учитывал индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого конкретного ребенка.

Большое внимание при этом уделяется системе взаимоотношений учеников между собой и с учителем, их анализу.

Современные исследования роли учителя в развитии личности младшего школьника показывают, что в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии в образовании детей, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на мой взгляд, в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя .

Анализ обратных связей помогает учителю правильно оценить свое взаимодействие с учеником, изменить свое общение с ним, включить его в разные виды коллективной работы.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения. Эффективность такого общения учителя с учеником зависит от готовности ученика принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но учитель не всегда заботится о такой готовности. Он часто торопится оказать волевое влияние на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся участниками его взаимодействия. Ученики ожидают от учителя мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении учителем ситуации дети считают это естественным. Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя.

Поступки окружающих людей, в том числе учителей, их личностные качества, события общественной и школьной жизни ученик оценивает сквозь те нормы и ценности, которые приняты в отношениях со сверстниками. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.

Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными, учителю ежедневно приходится включаться во взаимоотношения с учениками по разным поводам:

1) конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности;

2)конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы;

3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей в сфере их общения.

Конфликт в позиции учитель — ученик может проявляться, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Объективными условиями конфликта или конфликтной ситуации могут быть:

конфликты на предыдущем уроке;

ответственная контрольная работа;

ссора на перемене;

настроение учителя, его умение или не умение организовать работу на уроке и др.

Продуктивное развитие младших школьников в условиях личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса в существенной мере зависит от учителя. Именно от него в значительной степени зависит успех реализации намеченных целей и задач. Концепция личностно-ориентированного образования в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям. Одна из главных отличительных черт такого учителя — наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

В условиях реализации концепции личностно-ориентированного образования в начальной школе ребенок является субъектом учения, которое, обогащая и расширяя его возможности самостоятельно решать разнообразные задачи, приобретает для него смысл особой деятельности по самоизменению, т. е. собственно учебной деятельности. Ведущую роль в такой системе играет общение в учебной деятельности, которое в младшем школьном возрасте организует учитель. Такая система способствует более тесному взаимодействию детей в учебном процессе, способствует развитию самостоятельности, формированию умения обобщать и анализировать полученный материал, ставит учителя в позицию делового партнера, активно сотрудничающего со своими учениками.

Исследования педагогов по поводу удовлетворенности образовательных притязаний родителей и учеников экспериментальных классов показали, что дети, обучающиеся в классах, реализующих концепцию личностно-ориентированного образования, охотнее ходят в школу, чаще рассказывают о школе по собственному побуждению, восторженное состояние по поводу обучения в этих классах у них сохраняется в течение всего года и др.

Личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников предусматривает значительные возможности для творческого роста учителя, и тогда даже самые скромные его методические находки и открытия становится достоянием коллег в школе, районе, городе. Одним из важных факторов стимулирования педагогического творчества является предоставление учителю возможности творческого самовыражения, что реализуется в открытых уроках, творческих отчетах, выступлениях на педсовете, районных и городских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Выход на более высокие уровни, чем школьный, стимулирует творческие силы педагога. Сам факт подготовки выступления предполагает анализ, систематизацию, обобщение, выбор всего лучшего из опыта, имеющегося у учителя, т.е. собственные творческие операции.

Фактором стимулирования и развития педагогического творчества выступает и аттестация. Необходимость дать самооценку своей деятельности, сформулировать идею своего опыта, проанализировать его побуждают учителя к активным действиям по его пропаганде, наиболее эффективному показу.

Проблема взаимосвязи между уровнем компетентности учителя и результатами его труда достаточно сложна и многогранна.

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:

организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

формирование мотива предстоящей деятельности;

использование различных, в том числе и технических, источников знаний;

обучение учащихся различным способам переработки информации;

опора на сильные стороны ученика;

опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.

Таким образом, реализация личностно-ориентированного образования в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям.

Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика»

Развитие психолого-педагогической компетентности учителя не самоцель, а средство совершенствования образовательного процесса и фактор, обеспечивающий то или иное качество реализации воспитательных подходов.

Находясь в поиске новых моделей обучения, учителя, руководители, методисты должны постоянно обращаться к развитию инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении учебного процесса, что, прибавляя им знаний, умений и навыков, способствует личностному росту.

Учителя, реализующие личностно-ориентированный подход, должны быть более ориентированы на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

Рассмотрим личность педагога и мотивацию его деятельности через персонализацию .

Хорошо показал роль педагога в процессе воспитания К.Д.Ушинский «В воспитании все должно основываться на личности педагога, потому что образовательная и воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организма заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле образования и воспитания».

Влияние личности педагога на учащихся нельзя заменить ни учебниками, ни наставниками, ни наказаниями и поощрениями. Нередко бывает и так, что одна и та же педагогическая мера у одного учителя приводит к успеху, а у другой не дает результатов. Одного учителя школьники понимают с первого взгляда, а у другого не действуют на учащихся и строгие наказания.

Основные черты личности педагога формируются еще в период обучения в школе, а затем во время обучения в педагогических учебных заведениях.

Основу личности учителя, как личности любого человека вообще составляют такие качества:

активность — стремление к расширению сферы деятельности, поиску нового, освоению новых методов, приемов технологий;

направленность — устойчивость, доминирующая система мотивов -интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

глубинные смысловые структуры (смысловые динамические системы, согласно Л.С.Выготскому), обуславливающие сознание и поведение;

степень осознанности своих отношений действительности.

Развитая личность обладает развитием самосознания.

Очень важно то, каким педагог видит себя в настоящем и будущем, каким бы он хотел стать, если бы сумел, т.е. каков его «Я — образ». Согласно теории личности психолога гуманиста К.Роджерса «Я — образ» — центральное понятие, характеризующее человека. «Я — образ» включает в себя представления, идей, цели и ценности через которые человек характеризуем самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие:

Кто Я есть? Что Я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Педагог с положительным «Я — образом» видит мир иначе, чем педагог с отрицательным «Я — образом». При положительном видении себя, отношение к себе педагог в своих учениях видит то положительное, тот потенциал, который можно раскрыть и способствует тем самым формированию позитивных качеств личности ученика.

Негативный собственный «Я — образ» приводит к неверному отражению реальности. Фиксации на недостатках, попытках искоренять их, не показывая путь к самосовершенствованию, к выражению самого себя

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактуализация, стремление к совершенствованию.

На самый главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? -А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое — то дело. Они преданы этому делу, оно является чем — то ценным для них — это своего рода призвание».

Следовательно, педагог, чье призвание обучение и воспитание подрастающего поколения — личность самоактуализирующаяся. Именно такая личность способна вырастить себе подобных, продолжить себя в учениках. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые не могут быть связаны к чему-то еще более высокому. В их ценности входят истинно, совершенство, простота выступают для них как-жизненно важные потребности. Жизнь для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть».

Самоактуализация — это процесс постоянного развития и реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать».

К психологическим характеристикам педагогов относятся:

активное восприятие окружающей действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

принятие себя и других людей такими, какие они есть;

непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств; обладает чувством юмора; развитие творческих способностей; — непринятие условной, но без показанного их игнорирования; способность к глубокому пониманию жизни; установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми дружелюбных личных взаимоотношений; способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения, беспристрастно.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни к гуманистической психологии близки взгляды таких отечественных психологов, как Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и Л.И. Божович.

По мнению А.Н.Леонтьева центральная роль в структуре и развитии личности принадлежит деятельности. Основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера.

Исходя из концепции А.Н.Леонтьева требования к личности педагога таковы:

1) наличие в мотивах деятельности педагога иерархии, т.е. определенной упорядоченности, разделения на ведущие мотивы и второстепенные. Упорядоченность подразумевает преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, более значимого. При этом предполагается, что мотивы социальны как по происхождению, так и по смыслу, т.е. имеют социальную природу

2) отношение целей деятельности личности, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ней мотивом (тому, что ее побуждает).

На основе осознания мотивов — целей осуществления сознательного руководства собственным поведением.

Если попытаться педагогически осмыслить особенности взаимодействий, влияющих на развитие личности в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также при переходе от детства к взрослости, то вырисовываются некоторые общие черты ситуаций, в которых учебная деятельность ребенка мотивируется.

Стратегия заключается в том, что обучающий взрослый создает совершенно особую развивающую и мотивирующую среду для ученика. В ней определенным образом синтезированы «природные, «предметные», «социальные» образующие жизненного мира ребенка. Суть этого синтеза в создании условий для мотивации деятельности, и в частности активно неадаптивных мотивов образовательного взаимодействия. Предлагаемый В.А. Петровским принцип реализации этой стратегии состоит в акцентировании и взаимосопряжении трех моментов движущейся субъектности: единичная, особенная и всеобщее в становлении идеи «Я есть мир». Особенность, открывающаяся в контактах учитель ученик не сводится лишь к предметной стороне обучения.

Окончательное оформление эти идеи получили в концепции персонализации личности, выдвинутой в работах А.В. Петровского и В.Д. Петровского. В них личность рассматривается как особая форма включенности индивида в жизненный мир других людей, когда вследствие такой включенности происходит значимое для их существования и развития преобразование присущей этим людям системы отношений к миру. Речь идет об индивидуально — специфическом влиянии, которое оказывает учитель на учеников. Это влияние проявляется как в мотивации деятельности (обучение, воспитательные мероприятия т.д.), так и других любых случаях взаимодействия личности с окружающими её людьми. Предлагая намеренно или не намеренно образцы своей активности, личность специфическим образом продолжает себя в других людях, осуществляет преобразование их личностных смыслов, поведения, мотивов.

При анализе ситуации взаимодействия учителя с учащимися отечественная и зарубежная психологии и педагоги обычно отличается в качестве важнейшего качества этого взаимодействия то обстоятельство, что учитель является для учащихся не только источником полезной информации, но примером, образцом, в той или иной степени мотивирующим деятельность ученика. При этом под понятием «пример» они подразумевали влияние индивидуальных личностных качеств учителя на ученика, существенного основания, оправдывающего использование термина «влияние», авторы, пишущие о силе примера учителя, не указывали. Понятие «влияние» суживалось ими до общих слов и преставлении о благотворном влиянии учителя, между тем как психологическая характеристика соответствующей категории эффектов воздействия учителя на учеников, не вычленялось.

В связи с концептуальной схемой, принятой каждым автором, к главным свойствам личности учителя определяющим силу его влияния относились весьма разно порядковые явления, такие как авторитет, соответствия роли, эмоциональная привлекательность, эмоциональная устойчивость, и т.д. В рамках этих представлений основная масса исследований стиля работы учителя, включающая зачастую, помимо анализа непосредственно личностных качеств, манеру его поведения и приемы воздействия на аудиторию.

Несмотря на то, что эти исследования охватывают достаточно широкий спектр вопросов, сконцентрированных, с одной стороны, на устной передаче учителем своим ученикам определенного свода принятых в обществе норм, ценностей и правил поведения, а с другой стороны, на демонстрации учителем соблюдения этих норм и социально одобряемых форм поведения, предмет исследования влияния здесь ограничен рамками нравственного различия личности учащихся.

К сожалению, положение проблемы взаимодействия «личность учителя-личность учащегося» в настоящее время характеризуется, с одной стороны, существованием в достаточной мере декларативных утверждений, с которыми, разумеется, нельзя не согласиться к примеру: «Нравственные установки учителя оказывают решающие влияние на формирование морального облика учителя, а с другой стороны заимствование неспецифической техники исследования, не позволяет вскрыть глубинные психологические механизмы описываемого процесса влияния, либо отказам, от какой бы то ни было технике вообще. Так в чем же состоит успешность и эффективность взаимодействия учителя с учащимися и мотивация учебной деятельности учащихся? Согласно позиции Д.Голмана- известного психолога, профессора Гарвардского университета, великая революция 21-го века состоит в реванше чувств над интеллектом. В Западном, мире мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный коэффициент, то в настоящее время он уступает место мотивационной способности личности, умению контролировать всплески эмоций, умение принимать правильное решение и оставаться спокойным, оптимистично оценивать сложную ситуацию. Разве это не может являться ключом к успешности в деятельности учителя?

К психологу на консультацию пришла опытная учительница, проработавшая в школе более 20 лет. Она хотела обсудить свое решение уйти из школы. Её жалобы состояли в следующем: « Класс вышел из- под контроля, у неё идут постоянные нервные срывы, она часто раздражается и кричит на ребят».

Что произошло? Учительница «устала» от школы? Утратила свою профессиональную позицию? Дети перестали хотеть учиться? Вовсе нет У учительницы умерла мать, с которой она была очень дружна. Женщина находилась, поэтому в состоянии глубокой депрессии, что и повлияло на ее профессиональную деятельность и успешность. Исходя из этого, можно предположить, что мотивация деятельности становиться новым ключом к успеху: « С хорошим показателем мотивации вас ждет хорошая работа и успешное продвижение по службе. Огромная роль в мотивации деятельности принадлежит к коммуникативным навыкам личности, умению эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми».

Говоря о личности педагога и его влиянии на учащихся, стало видно что, одним из возможных механизмов межличностного влияния установлен в исследованиях В.А.Петровского, построенном на предположении, что личность, обладающая более ярким проявлением индивидуально -психологических качеств, чем у окружающих ее индивидов, транслирует эти качества в виде всевозможных образцов активности. За счет этого на первом этапе у субъектов (учеников) влияния расширяются соответствующие семантические поля, а затем у них происходит и определенное изменение мотивации, что, в свою очередь ведет к изменению поведения и личностных черт.

Это влияние проявляется как в целенаправленной деятельности (обучении, воспитательной работе) так и в других случаях взаимодействия личности с окружающими.

Проведя анализ литературных источников и опираясь на теории известных психологов Выготского Л.С., Леонтьева А. В., Маслоу А. по исследуемой проблеме я выяснила, что ведущей деятельностью данного возраста является учебная. Основным социальным институтом, осуществляющим социализацию ребенка, наряду с семьей является школа. Поэтому основное социальное влияние на детей младшего школьного возраста оказывает значимая личность учителя.

Говоря о личности педагога и его влиянии на учащихся, из теоретических предпосылок исследования видно что, одним из возможных механизмов межличностного влияния установлен в исследованиях В.А.Петровского, построенном на предположении, что личность, обладающая более ярким проявлением индивидуально психологических качеств, чем у окружающих ее индивидов, транслирует эти качества в виде всевозможных образцов активности. За счет этого на первом этапе у субъектов (учеников) влияния расширяются соответствующие семантические поля, а затем у них происходят и определенное изменение мотивации, что в свою очередь ведет к изменению поведения и личностных черт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия Академия педагогических наук РФ». М. — Л., 1998.

Асмолов А.Г. Психология личности М., 1990

Божович Л.И. Отношения школьников к учению как психологическая проблема. АПН. вып 56 1991г.

Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1972

Болотова А.В., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для ВУЗов. М.:Аспект Пресс, 2001.-383с.

Виллиам С. Гриффис Понимание и применение исследований в области мотивации. — интернет, 1999.

Выготский Л.С. Лекции по психологии Санкт-Петербург, 1997 г.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1982.

Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: «МОДЕК»,2002.-160с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив – М., 1982

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Учитель. Очерки. Статьи. Воспоминания. М.,1961..

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и теория самоактуализации. — интернет, 1999.

Хрестоматия по возрастной психологии. М.:»МОДЕК»,1998.-352с.

infourok.ru

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за своим собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой) " [9, с. 354].

Содержание педагогических способностей раскрывается через определенные действия, умения учителя. Есть умения, в которые включается содержание нескольких способностей, например, соотносимое с дидактической способностью умение организовать самостоятельную работу учащихся и есть, по сути, умение организовать работу других, что предполагает организаторскую способность. Умения, раскрывающие прецептивную способность, очень близки к умениям, входящим в "способность к распределению внимания" и. т. д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать только несколько способностей. Соответственно, знание учителем своих способностей и уровня их развития составляет важный компонент самопроверки и профессионально – педагогической подготовки учителя.

2.2 Личностные качества учителя

Вторым пунктом профессионально-педагогической подготовки являются личностные качества учителя, на что обратил внимание еще П. Ф. Каптерев. Исследователи отмечают обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества ума, как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества учителя, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и "педагогическому такту", в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Так, учителя, человека, организующего и управляющего учебной деятельностью школьника в любых условиях обучения, должен характеризовать: а) высокий профессионализм в области преподаваемого языка, который дает ему моральное право и предметную возможность учить других, б) подлинная объективность оценивания результатов и хода обучения и в) дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс. Это уровень его профессионализма, которым как само собой разумеющимся должен характеризоваться любой настоящий учитель: Учителя нашей школы должны отличать высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия.

Как вывод ко всему рассмотренному выше станет ответ на вопрос, каким должен быть педагог в начальной школе А. А. Алхазишвили: ". на фоне демократического стиля общения:

а) преподаватель должен уметь становиться равноправным собеседником своих учеников (должен уметь освобождать их от воздействия своего авторитета, которым он в типично учебных ситуациях, безусловно, пользуется),

б) он должен уметь изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не интересует (должен обладать необходимой для этого долей артистизма),

в) он должен быть хорошим собеседником (мало самому говорить, но и уметь поддержать разговор" [2, с. 95]

Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Исходя из вышеизложенного, мы определили цель нашего исследования: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы.

Для исследования были взяты учащиеся 3"А" и 3 "Б" класса СШ № 7 г.Пинска и учителя данных классов Куделич Л.Г. (3 "А") и Репникова А.Л. (3 "Б"). Причем педагоги работают с классом с первого года обучения. Это дает основание предполагать, что за три года обучения влияние личности педагога на процесс формирования личностных качеств ребенка будет отражаться наиболее отчетливее.

Исследовательская деятельность включает следующие этапы:

— проведение диагностической методики с учителями с целью выявления наиболее выраженных качеств его личности,

— проведение диагностической методики с каждым ребенком,

— выведение наиболее часто встречаемых качеств личности ребенка в данном классе.

— соотнесение преобладающих качеств личности педагога с превалирующим количеством определенных качеств личности ребенка, изучаемых в данном классе.

Гипотеза исследования: личность педагога имеет тенденцию влияния на формирующуюся личность ребенка, что можно наблюдать в наиболее часто встречаемых качествах личности учащихся в данном классе. Причем наиболее часто встречающиеся качества личности ребенка в классе будут соответствовать основным чертам личности учителя данного класса.

Интерперсональная диагностика межличностного поведения

Цель: Методика ДМО Л.Н.Собчик может использоваться с цель изучения представлений и оценки личностью как своего реального, так и идеального социального Я. В этом случае предполагается использование метода корреляционного анализа (метод ранговой корреляции) для определения степени связи этих представлений (оценок).Заслуживает внимания вариант использования ДМО для диагностики согласованности супружеских представлений, детско-родительских отношений.

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н.Собчик представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г.С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т.е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружающими личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

Процедура проведения: производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" (см.Приложение № 2) к опроснику (см.Приложение № 1). После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми октантам психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемых номеров в каждой ячейке, выносится в таблицу полученных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения – Приложение № 3.

Стимульный материал: опросник, бланк ответа, ключ ответов.

Испытуемые: учащиеся 3 "А" и 3 "Б" классов и педагоги.

Инструкция: "Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если – "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования".

В процессе исследования сначала методика проводилась с учителями испытуемых классов. Результаты проведения данного исследования спедагогами представлено в Приложении № 4. Затем данная методика, но в адаптированном для учащихся виде, была проведена с детьми исследуемых классов – см. Приложение № 5 и 6.

В результате анализа полученных данных можно мы пришли к следующим выводам.

Если рассматривать результаты проведения методики с учителями, то становится отчетливо видно, что педагог 3 "А" класса отличается своей властностью. Ему более, нежели педагогу 3 "Б" класса присущи лидерские качества, он нетерпим к критике. Причем важно отметить, что потребность командовать другими также преобладаем в личности Куделич Л.Г. В стиле межличностных взаимоотношений явно просматривается выраженное чувство собственного превосходства над окружающими.

Говоря об учителе 3 "Б" класса, можно отметить почти противоположные качества личности, исследуемые октантами I – IV. Личность Аллы Леонидовны Репниковой менее склонна к проявлению черт деспотизма, определенно наблюдается умение личности при общении быть хорошим советчиком и другом. Особенно важно обратить внимание на преобладание у Репниковой А.Л. таких важных качеств для учителя младших классов как искренность и уравновешенность.

Говоря о вспыльчивости и несдержанности, можно заметить проявление данных качеств у наставника 3 "А" класса.

При анализе данных октанты № 7 можно говорить о том, что Алла Леонидовна Репникова стремится к более тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими.

В личности же Куделич Людмила Григорьевны крайне низка выражена готовность помогать окружающим, у нее также более слабо развито чувство ответственности перед детьми за свои поступки.

Алла Леонидовна Репникова отличается большей мягкосердечностью и проявлением альтруизма в общении.

Следующий этап исследования проводился с учащимися каждого класса в отдельности. Результаты исследования детей 3 "А" и 3 "Б" классов занесены в сводные таблицы – см. Приложение № 5 и 6 соответственно.

Анализ результатов исследования в среде учащихся дал возможность сделать вывод о том, что в 3 "А" классе наиболее часто встречаются такие качества личности ребенка, как переоценка собственных возможностей и нетерпимость к критике, у некоторых детей наблюдается также ярко выраженное чувство собственного превосходства над окружающими.интересным также явилось то, что в среде учащихся 3 "А" класса наиболее часто встречаются дети с явным проявлением несдержанности и вспыльчивости в своем поведении.

Дети 3 "Б" класса в сравнении с учащимися параллельного класса в своем поведении отличаются большей скромностью и застенчивостью. Они чаще, нежели ребята 3 "А" класса склонны брать на себя чужие обязанности.

Учащиеся 3 "А" класса также отличаются от ребят по параллели меньшим стремлением к тесному сотрудничеству с референтной группой и дружелюбным отношением к окружающим.

Сравнение полученных данных среди педагогов и учащихся испытемых классов, а также анализ полученных результатов дает возможность говорить о том, что наша гипотеза полностью подтвердилась — уровень сформированности личностных качеств ребенка младшего школьного возраста обусловлен личностными особенностями педагога. По всей видимости, в классах, где работают педагоги с высоким нервно-психическим напряжением, связанным с раздражительностью и беспокойством, неустойчивостью настроения, неуверенностью в себе, не инициативные, осуществляющие повышенный контроль над поведением детей, проявляющие максимализм в подходах к воспитанию, существуют менее благоприятные условия для формирования ценных личностных качеств у ребенка младшего школьного возраста. В то время как в классах учителей, способных к сопереживанию, экстравертированных, спокойных, с конструктивной тревожностью, открытых инновациям, считающихся с мнением детей, доброжелательных к окружающим, уровень формирования личности ребенка будет более высоким и благоприятным.

В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое значение школы как организационной и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми.

Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование преподавателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных качеств ребенка.

С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности.

Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью — значит стремиться к социально значимой деятельности.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию — к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно.

Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее. Показателен в этом плане опыт работы Т. А. Амонашвили с шестилетками, в которой учитель "растворяется" в общении с детьми как взрослый, он становится "своим" для ребят. Его не боятся, ему доверяют, с ним советуются, у него и с его помощью учатся, его уважают действительно.

Прежде всего, должно быть подчеркнуто, что условия работы учителя, его личность, несомненно, оказывают влияние на учеников. Слабый, выработавшийся, не сильный духом, неустойчивый учитель делает учеников не сильными духом, усталыми, неустойчивыми, не эффективными в обучении, неспокойными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бабанский, Ю.К. Педагогика./ Ю.К. Бабанский — М., "Мысль", 1998

Баранов С. П. Сущность процесса обучения./ С. П. Баранов — М., "Просвещение", 1991

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович — М., "Просвещение", 1998

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ "Стефа", 2000

Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок // Вопросы психологии, 1992. — № 1

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. / П.Ф. Каптерев – М. "Педагогика", 1992

Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. / В.А. Караковский — М., "Просвещение"1992.

Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев — М., "Айрис-пресс", 1993

Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий – М.: Просвещение, 1996

Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. / Н.В. Кузьмина – Л.: Изд-по ЛГУ, 2000

Легенький Г. И. Цель и способы воспитания./ Г.И. Легенький — М., "Просвещение"1990

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст./ Н.С. Лейтес — М., "Педагогика", 1991

Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника./ Л.Я. Липкина — М., "Айрис-пресс", 1998

Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / С. Д. Литвин — М., "Просвещение", 1997

Маркова А.К., Никонова А.Я. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. – 1997. — №5

Моргун В.Ф. Ориентация молодежи на педагогическую профессию./ В.Ф. Моргун — Полтава: Изд-во Полтавск. гос. пед. ин-та, 1987

Морозкина Т.В. Формирование внутренней ответственности./ Т.В. Морозкина — М., "Педагогика", 1994

Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии.-1998. — №1

Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности./ В.Э. Чудновский — М., "Просвещение", 2001

Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н.И. Шевардин — М., "Дрофа", 1995

Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М.Н. Шилова — М., "Педагогика", 1997

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

28. Внимательный и ласковый Отзывчивый к призывам о помощи

31. Отзывчивый к призывам о помощи

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56.Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении

58. .Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

73. Нетерпим к ошибкам других

76. Часто недружелюбен

80. Долго помнит обиды

81. Склонен к самообвинению

85. Зависимый, несамостоятельный

8б. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремиться помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

110. Проникнут духом противоречия

112. Недоверчивый и подозрительный

117. Почти никому не возражает

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремиться снискать расположение каждого

xreferat.com