Ведущая деятельность дошкольного возраста это

Развитие личности в игровой деятельности. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обуслав­ливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При пе­реходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.

Игра — это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности ведущего отношения ребенка к деятельности. Ведущей называется деятельность способствующая раз­витию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая иг­ровая деятельность создает условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в учебную деятельность.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребенка воз­действовать на мир. А.М. Горький писал: “Игра — путь детей к познанию мира в котором они живут, к которой призваны изменить”. Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в •жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых слу­жат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентиру­ясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок под­ражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка суще­ственны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры. игры драматизации, игры с правилами. В игре раз­виваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной фор­мой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, КН. Подьяков; С.Н.Карпова, А.С. Списаковская и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности. Основной смысл вы­деления ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздей­ствия на психическое развитие растущего человека в дошкольных образова­тельных учреждениях большое место занимают методы словесного воспитания. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному фор­мализму в обучении и формальном усвоении знаний Е.А. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых “внести” в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает са­мые основы здорового умственного развития ребенка, воспитывая его личност­ные свойства и качества. [9, с. 93].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игра как ведущий вид деятельности ребенка, реализация который требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правила в пользу выполнения принятой на роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения (Л.С Выгодский). Игра — ведущий вид деятельности, ведет за собой развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются психические процессы и психика ребенка.

Спортивная деятельность оказывает воздействие на развитие не только физических, но и психологических характеристик человека. При систематиче­ских занятиях спортом к юношескому возрасту это влияние настолько глубо­ко, что формирует качественные отличия в характеристиках личности и само­оценки спортсменов. В данном параграфе представлено .

Долгое время в психологии царила точка зрения, согласно которой, спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки (Жилин СВ., 2003; Плашко Р.В., 2001; Шаболтас А.В., 1998). В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это не совсем так. Например, Г.В. Лозовая (2002) отмечает, что лицам, занимающимся профессиональным спор .

В середине ХХ ст. интерес ученых и практиков к типам темперамента пробудился с новой силой, что позволило уточнить и расширить представления о влиянии темперамента на поведение и деятельность человека. Так, учеными школы Б.Ф. Теплова было обнаружено, что сила нервной системы, связанная с работоспособностью, имеет не только положительные .

www.goodplogic.ru

К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят;

Ведущая деятельность младшего школьного возраста — это

К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят

Ведущая деятельность дошкольного возраста — это

Для эмоционально-импровизационного стиля характерно

Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний

Правильный ответ: б) неверно Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний

18. С каким уровнем усвоения соотносится этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций?

Правильный ответ:Этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций соотносится с уровнем усвоения б) знания

а) быстрый темп при опросе

б) неформальные вопросы

в) отбор наиболее интересного материала

г) поэтапная отработка всего учебного материала

д) коллективные обсуждения

е) систематичность закрепления материала

Правильный ответ:Для эмоционально-импровизационного стиля характерно: а) быстрый темп при опросе; б) неформальные вопросы; в) отбор наиболее интересного материала

20. Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели

а) психического развития

б) социального развития

в) органического развития

г) психологические новообразования

д) динамики развития

Правильный ответ:Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели: г) психологические новообразования; д) динамики развития

а) сюжетно-ролевая игра

б) предметно-орудийная деятельность

в) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

г) учебная деятельность

д) интимно-личностное общение со сверстниками

Правильный ответ:Ведущая деятельность дошкольного возраста – это: а) сюжетно-ролевая игра

а) наглядно-действенное мышление

б) выделение "Я", возникновение самосознания

в) возникновение способности к замещению и использованию знака

г) возникновение иерархии мотивов

д) возникновение произвольности

Правильный ответ:К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят: г) возникновение иерархии мотивов; д) возникновение произвольности

а) предметно-орудийная деятельность

б) сюжетно-ролевая игра

Правильный ответ:Ведущая деятельность младшего школьного возраста — это в) учебная деятельность

б) преодоление эгоцентрической позиции

в) возникновение учебного мотива

г) овладение нравственными нормами

д) способность к планированию собственного поведения

Правильный ответ:К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят: а) рефлексию; в) возникновение учебного мотива; г) овладение нравственными нормами

studopedia.su

Ведущие виды деятельности от 0 до 7 лет

Ребенок растет, у него расширяются возможности. Он постепенно переходит от примитивных манипуляций с различными предметами к все более осознанным действиям. Любые из них оказывают существенное влияние на формирование малыша как разносторонней личности. Но только ведущие виды деятельности будут определяющими для его психического развития.

Существует три признака, по которым их можно обозначить:

  1. ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка действий, которые он осваивает со временем;
  2. благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных функций психики растущего человека;
  3. от нее зависят видимые изменения личности.

Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

Структура и виды ведущей деятельности

Этапы психического развития человека от младенчества до старшего дошкольного возраста характеризуются определенной триединой структурой ведущей деятельности:

  • сохраняющаяся – перешла с предыдущего этапа;
  • непосредственная – характерная текущей стадии;
  • нарождающаяся – та, которая только начинает развиваться и будет являться ведущей на следующей ступени.
  • Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:

    • непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых (от 0 до 1 года);
    • предметно-манипулятивная (от года до 3 лет);
    • игровая (от 3 до 7 лет).
    • У младших школьников (6-11 лет) приоритетной выступает учебная деятельность, а у подростков 11-15 лет – общение. Рассмотрим подробнее наиболее значимый для дальнейшего развития человека возрастной период от 0 до 7 лет.

      Ведущая деятельность от 0 до 1 года

      Начало жизни новорожденного характеризуется тем, что он полностью зависит от матери или лица, ее заменяющего. В полном смысле своего значения ведущий вид деятельности от 0 до 2 месяцев еще не определяется. Начиная со второго периода (с 2 до 12 месяцев) для малыша таковым становится непосредственное эмоциональное общение с самым родным человеком – мамой. Оно позволяет сформироваться не присущим ранее младенцу новообразованиям в психике:

    • разделение ощущений и эмоциональных состояний;
    • непроизвольное внимание (ребенок способен к кратковременной фиксации на определенных объектах);
    • зачатки наглядно-действенного мышления;
    • восприятие объектов;
    • автономная речь.
    • Ведущая деятельность младенческого возраста формирует центральное, самое главное новообразование, определяющее переход к следующему этапу развития, – все более возрастающую потребность в общении с окружающими взрослыми.

      Ведущая деятельность раннего возраста

      В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развития. Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, посредством которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов. Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых.

      Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная. Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.

      Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:

    • самооценка;
    • наглядно-действенное мышление;
    • узнавание с воспроизведением;
    • развитие активной речи;
    • формирование непроизвольного внимания;
    • становление Я-концепции (Я – сам).
    • Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.

      Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

      На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

    • правильная речь;
    • непроизвольная память;
    • анализирующее восприятие;
    • наглядно-образное мышление;
    • творческое воображение;
    • зачатки произвольной памяти;
    • словесное мышление;
    • эмоциональная регуляция поведения.

    Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

    Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

    В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

    Игра сюжетно-отобразительная

    К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

    Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

    Как же часто мама и папа имеют возможность узнать себя, глядя на поведение куклы, которой руководит их дочь или сынишка!

    Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

    Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

    Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует. Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей. Необходимо ребят водить на экскурсии, побольше рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили. На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр. Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и особенности поведения. Старшим, не обращая внимания на свой возраст, следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать образцы поведения и реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им демонстрируемые роли. Лишь тогда игра, как и любой другой вид ведущей деятельности, будет полезна и сыграет свою важную роль в развитии ребенка, формируя необходимые новообразования в психике дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.

    szabotoi.ru

    Развитие детей дошкольного возраста

    Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

    Дошкольный возраст – этап психического развития от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

    младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;

    средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;

    старший дошкольный возраст – от 5 до 7лет.

    В ходе игры – игровой деятельности – происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенными в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному некими правилами и образцами.

    1. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста

    Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

    Как уже отмечалось в предыдущей главе, игра с сюжетом «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности и в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

    Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.

    Итак, на границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. У Жана Пиаже можно найти примеры образно-ролевых игр. Его дочь, наблюдавшая во время каникул старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю». – «Не говори со мной, – отвечает девочка. – Я – церковь».

    В другой раз дочь Ж. Пиаже, уйдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается ее приглушенный голос: «Я – мертвая утка».

    Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

    Проследим развитие игры, рассмотрев вслед за Д.Б. Эль-кониным становление ее отдельных компонентов и уровни развития, характерные для дошкольного возраста.

    В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и.убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из его представлений вместе с изменением игровых условий. Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем в «дочки-матери». Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3–4 года ребенок может посвятить ей только 10–15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4–5 лет одна игра уже может продолжаться 40–50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

    Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

    первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

    Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

    Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры вьщеляются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

    Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить. По выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».

    В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Уже в предыдущий переходный период – в 3 года – у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной ему ситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

    В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Чтобы пояснить последнее, воспользуемся примером Ж. Пиаже. Он модифицировал известную задачу «три брата» из тестов А. Бине (У Эрнеста три брата – Поль, Анри, Шарль.

    Сколько братьев у Поля?»У Анри? У Шарля?). Ж. Пиаже спрашивал ребенка дошкольного возраста: «Есть у тебя братья?» – «Да, Артур», – отвечал мальчик. – «А у него есть брат?» – «Нет». – «А сколько у вас братьев в семье?» – ‘»Двое». – «У тебя есть брат?» – «Один». – «А он имеет братьев?» – «Нет». – «Ты его брат?» – «Да». – «Тогда у него есть брат?» – «Нет».

    Как видно из этого диалога, ребенок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своего брата. Но если ту же задачу разыграть с помощью кукол, он приходит к правильным выводам. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе.

    studfiles.net

    Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

    Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

    Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны [3, 97].

    Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

    В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

    Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же как раз ребёнок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

    Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный – то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать и воспитательный – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

    В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребёнка [1].

    Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.

    Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные.

    В средний период дошкольного детства ребёнку становится нужен сверстник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребёнок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

    В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Темы игр выходят далеко за рамки личного опыта детей. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры дети начинают проявлять различные личностные качества, которыми определяются достающиеся ребёнку роли и функции. В игровом взаимодействии отражаются реальные взаимоотношения детей – дружба, лидерство, соперничество, вражда [3, 97].

    Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

    Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждый из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо выявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

    Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения.

    Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей [2].

    Изучая игры детей 3-7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня её развития [3].

    — действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на ребёнка;

    — роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребёнком;

    — действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребёнок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

    — основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

    — роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

    — логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

    — основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д. ;

    — роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребёнка;

    — логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребёнок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д. ;

    — опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребёнка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

    — основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

    — роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребёнок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер;

    — действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребёнком;

    — нарушение логики действий и правил отвергается. Ребёнок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

    Таким образом, игра делает ребёнка счастливым, она развивает и радует его. Играя, ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его фантазия, воображения, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

    Игра должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребёнка, быть средством формирования положительных черт его личности.

    Список использованной литературы

    1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

    2. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С. Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.

    3. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 200 с.

    «Маленькие исследователи». Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста по природе своей-пытливые исследователи окружающего.

    Игра как ведущая деятельность дошкольников Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Социальный характер игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже.

    Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

    Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста (фотоотчёт) Конструирование – это процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы.

    Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

    Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста ноябрь-декабрь Живая природа Кому лучше? выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы два одинаковых.

    Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные камни» Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Программное содержание: 1. Обратить внимание на особенности камней.

    Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад куколь- ного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

    Творческий проект «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста 6–7 лет» Творческий проект: «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста 6-7 лет». Автор: Мешкова Лариса Анатольевна, воспитатель.

    Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Невидимые чернила» Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Невидимые чернила» Цель: • формировать способности детей видеть.

    www.maam.ru