Ушакова струнина методика развития речи детей дошкольного возраста

/ Ушакова_Развитие речи дошкольников

Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития

Москва Педагогический университет

Оксана Семеновна Ушакова

Материалыкурса«Развитиеречидошкольниковкакнеобходимоеусловие успешного личностного развития»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 68 c.

Редактор М.С. Аромштам Корректор Т.А. Подгорная

Компьютерная верстка М.Д. Минаев

Подписано в впечать 05.04.2010

Формат 60×90 1 / 16 . Гарнитура «Петербург», «Прагматика». Печ. л. 4,25 Тираж 300. Заказ №

Педагогический университет «Первое сентября», ул. Киевская, 24, Москва, 121165 http://edu.1september.ru

© О.С. Ушакова, 2010 © Педагогический университет «Первое сентября», 2010

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи

Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников

Основные фонетические понятия. Развитие звуковой куль-

туры речи у дошкольников в соответствии с возрастными

особенностями. Игры и упражнения

Лекция 3. Формирование грамматического строя речи

у детей дошкольного возраста

вания грамматического строя языка у детей дошкольного

возраста. Формирование грамматического строя речи у де-

тей младшего дошкольного возраста. Игры и упражнения

Контрольная работа № 1

Лекция 4. Формирование грамматического строя речи

у детей дошкольного возраста (продолжение)

старшего дошкольного и предшкольного возраста. Игры и

Лекция 5. Словарная работа как часть программы развития

Значение слова и его смысловые связи с другими словами. Роль

ные направления словарной работы с дошкольниками

Лекция 6. Методы и приемы словарной работы с детьми до-

Словарная работа с детьми младшего, среднего, старшего до-

школьного и предшкольного возраста. Игры и упражнения

Лекция 7. Развитие связной речи у детей дошкольного воз-

Логика развития речевых умений дошкольника. Диалогическая и

монологическая речь. Развитие связной речи и другие стороны

речевого развития дошкольников

Контрольная работа № 2

Лекция 8. Развитие связной речи дошкольников на разных

Развитие связной речи у детей младшего, среднего, старшего до-

Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи дошкольников

Роднойязыкиграетуникальнуюрольвстановленииличности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философииипедагогикекакузел,вкоторомсходятсяразличные линии­ психического развития: мышление, воображение, память, эмоции­ . Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания­ действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием­ воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольныйвозраст—этопериодактивногоусвоенияребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической­ ,лексической,грамматической.Полноценноевладениеродным­ языкомвдошкольномдетствеявляетсянеобходимым условиемрешениязадачумственного,эстетическогоинравственноговоспитания­ детейвсензитивныйпериодразвития.Чемрань­ше будетначатообучениеродномуязыку,темсвободнееребенокбудет­ им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования,проведенныевобластиречевогоразвитиядошкольников психологами, педагогами, лингвистами­ (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконин,А.В.Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин).

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере — как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями — в сфере формированияобщениядетейдругсдругомисовзрослыми.Этоважно нетолькодляформированиякультурыречи,ноикультурыобщения.

По А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения,умениеспланироватьсвоюречьивыбратьсодержание,адля

этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечитьобратнуюсвязь,иначеобщениебудетнеэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое «чувство языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных.

Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), мы можем говорить о том, что у него развито чувство языка.

Понятие«чувствоязыка»рассматриваетсяавторамивразных аспектах.Однаковсеопределениясвязанысовладениемродным языком, развитием речевых навыков и умений. Природу этого явления стремились объяснить многие ученые, называя его поразному.Так,уФ.И.БуслаеваиК.Д.Ушинскогонаходимопределение «дар слова» — развитие способности к сознательному овладению сокровищами родного языка. Психологи называют это явление «языковым чутьем» или «чувством языка» (Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.И. Айдарова). С.Ф. Жуйков давал такое определение: «Чувство языка внешне выражается в использовании ранее встречавшихся языковых форм применительно к новому материалу, в комбинировании элементов языка в соответствии с его законами, хотя последние не осознаются в форме понятий и суждений» (1964, с. 284). Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «звуковая сторона языка очень рано становится предметом деятельности и практического познания ребенка» (1989, с. 370). Однако он считал, что особаячувствительностьребенкакявлениямязыкадолжнабыть объяснена, исходя из реальных условий его усвоения.

О.С. Ахманова понимает языковое чутье как интуитивную реакцию«наданнуюформувысказыванияит.п.состоронылица, для которого данный язык является родным, как критерий правильности речи» (1966, с. 519). Можно вспомнить и такие названия этого явления, как «чутье поэтического слова» и «чутье

выразительных оттенков» (А.А. Леонтьев) и привести разные определения этих понятий. Но суть их сводится к тому, что эта способность складывается у ребенка в процессе речевой практики, формируется как система речевых ассоциаций и может развиватьсяподвлияниемцеленаправленногоречевоговоспитания. Опроявленииудошкольниковбольшойчуткостиксловуговорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин. Л.Е. Журова, В.С. Мухина и др.).

Таким образом, языковая способность непременно должна включать в себя развитие «чувства языка». Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание.

Комбинирование языковых единиц в высказывание является творческим процессом во всех смыслах.

Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях.

Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков исоставляютязыковуюспособность,котораяпозволяетемупониматьистроитьновыевысказываниявсоответствиисречевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Проблема обучения дошкольников родному языку

Формулировка «обучение родному языку» нередко вызывает протест со стороны как школьных, так и дошкольных педагогов, которые, как правило, понимают под этим обучением только обучение теории языка. В ряде исследований и методических

Теоретические основы методики развития речи дошкольников

пособиях по развитию речи до сих пор сохраняется абсолютно неприемлемоеположениеотом,чтовдошкольномдетстверодной языкусваиваетсятольконаосновеподражания,интуитивно,даже инстинктивно. Так, в учебнике для учащихся педагогических училищ мы читаем: «Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врожденное умение, которому не учатся,аскоторымужерождаются,такоеже,какумениедышать, сосать, глотать и т.д.» (1984, с. 6). Ребенок «бессознательно перенимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих» (с. 7); «. речь усваивается интуитивно (неосознанно). » (с. 30).

Однакодажееслирезкоразделитьобучениеязыкуиразвитие речи, то в отношении дошкольников не только можно, но и нужно говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи.

Эта точка зрения обосновывается в работах отечественного психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина.

Ф.А. Сохин считал, что направление исследований в психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма овладения языком: развивается ли речьребенкатольконаосновеподражанияречивзрослых,илиздесь существеннуюрольиграют«неподражательные»элементы— обоб-

щение языковых и речевых явлений и их осознание? Не отрицая влиянияподражаниявкачестведействующегофактораречевого развития, Ф.А. Сохин настаивал, что его нельзя считать ядром психологического механизма речевого развития. Работы Ф.А.Сохинаубедительнопоказывают,чтовосноверазвитияречи лежитактивный,творческийпроцессовладенияязыком,формирования речевой деятельности.

Результаты многолетних исследований, выполненных им и сотрудникамилабораторииразвитияречидошкольниковИнститута дошкольного воспитания АПН СССР, показали: даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова,ориентируяськакнасмысловую,такинаграмматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингви-

стического развития — постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

Обобщая взгляды лингвистов и психологов, Ф.А. Сохин обо-

сновал необходимостьформированияосознанияявленийязыковой действительности и подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника. Подчеркивая, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практическогоусвоениясредствязыка),атакжеформированиеосознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» (1978, с. 50). Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.

С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью специально организованная система последовательного обучения родному языку включает:

— отбор речевого содержания, доступного для ребенкадошкольника и его методическое обеспечение;

— вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре — это работа над смысловой стороной слова, грамматике — формирование языковых обобщений, в монологической речи — развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

— уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

— преемственность содержания и методов речевой работы с дошкольниками и учениками начальной школы;

— выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

— взаимосвязьречевойихудожественнойдеятельностивразвитии творчества дошкольников.

Овладение родным языком — стержень формирования личности дошкольника.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Взаимосвязь речевого и умственного развития

Словесно-логическое мышление возникает не сразу, не на первых порах усвоения ребенком родного языка. Начальные формы мышления дошкольника — наглядно-действенное и наглядно-образное(Н.Н.Поддьяков).Затемонивзаимодейству- ют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Мыслительная форма деятельности осуществляется на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Здесь развивается интеллектуальная функция языка.

Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении — с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Н.Н. Поддьяков считает, что соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическоемышлениеопределяетобщуюстратегиюпознавательной деятельности детей. «Речь, речевая деятельность, — пишет Н.Н. Поддьяков, — благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла выступает как чрезвычайногибкая,пластичнаясистема,создающаяуникальные возможностиспомощьюограниченногоарсеналаречевыхсредств отражатьбезграничноемногообразиеокружающегомира»(1994,

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать

разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.

Взаимосвязь развития речи и эстетического развития

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает,насколькоребеноквладеетбогатствомродногоязыка,его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучениепересказуфольклорныхилитературныхпроизведений

в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическоевысказываниеснеобходимостьювключаетознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.).

Вместе с тем, владение этими средствами углубляет, делает тоньшехудожественноевосприятиелитературныхпроизведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художе- ственномутексту,сохраняетсвойэмоционально-непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что,

в свою очередь, влияет на развитие речи ребенка.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительновыразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Развитие речи и нравственное воспитание

Обучение дошкольников родному языку предоставляет воз- можностиидлярешениязадачнравственноговоспитания—пре- жде всего, для воспитания любви и интереса к родному языку,

studfiles.net

  • Главная
  • Начальная школа
  • Методика развития речи детей дошкольного возраста ушакова
  • В предложенных материалах раскрывается методика диагностики связной речи детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладение умениями строить повествовательный (сюжетный) рассказ на предложенную тему, по картинкам, самостоятельно определять тему и строить рассказ, придумывать сказку.

    Умения создавать собственное высказывание тесным образом переплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. Способность к анализу литературного текста появляется довольно рано, в младшем дошкольном возрасте, под руководством взрослого.

    В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую деятельность. Поэтому методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя:

    1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры) ;

    2) задания на придумывание рассказа;

    3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.

    Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста.

    Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией (например, отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Еж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка») . Название рассказа при чтении не дается.

    После чтения перед детьми ставятся вопросы:

    1. О чем говорится в рассказе?

    2. О чем говорится в начале рассказа?

    3. О чем говорится в середине рассказа?

    4. Чем закончился рассказ?

    5. Как можно назвать этот рассказ?

    Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1-й вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность.

    — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать?

    Как надо сказать правильно?

    «НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

    Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

    — Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный. еще какой? Сахар сладкий, а лимон. (кислый) . Весной погода теплая, а зимой. (холодная) ».

    — Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

    — Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает) , рыба. (плавает) , кузнечик. (прыгает) , уж. (ползает) . Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает) , тигр. (рычит) , мышь. (пищит) , корова. (мычит) .

    — Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворений Д. Чиарди «Прощальная игра»:

    Скажу я слово высоко,

    Методика выявления особенностей развития связной речи

    (СНОСКА: Исследования Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой.)

    Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную) , обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Р. Львов) .

    Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения) , потребность в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением.

    Описание рассматривается как речевое сообщение (текст) , в котором раскрываются в определенной последовательности признаки объекта. Описание имеет определенную языковую структуру. Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях.

    Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий. Рассуждение — это логическое развитие темы. Структура иная: утверждение — доказательство — выводы.

    Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:

    1) понимать тему;

    2) собирать материал к высказыванию;

    3) систематизировать материал;

    5) строить высказывание в определенной композиционной форме;

    6) выражать свои мысли правильно.

    Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно. Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что своевременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволит воспитателю правильно определить задачи и содержание работы,

    Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие д

    Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие у ребенка ориентировки на смысловую, грамматическую и звуковую стороны слова — параллельно. Название речевой игры может относиться к одной из перечисляемых целей. Первое занятие для детей старшего дошкольного возраста предполагает выяснение имеющихся у них знаний и представлений о том, что такое звук, слог, слово, предложение, рассказ (описание, повествование, рассуждение) .

    «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ?»

    Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

    Педагог спрашивает детей:

    — Какие звуки вы знаете? (Гласные, согласные; твердые, мягкие; звонкие, глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.)

    — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Мы поэтому говорим: «Что значит (или обозначает) слово. » Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

    — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? (По именам.) Назовите имена своих родителей, родных и близких. У кого в доме есть кошка? собака?

    Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички) .

    — У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать?

    На чем можно сидеть? спать? ездить?

    3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

    Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

    1) правильный ответ;

    2) частично правильный;

    3) неточный ответ.

    В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

    МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

    При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звуко-произношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания) . Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.

    У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа.

    Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ) , сонорные (р, рь, л, ль) звуки.

    Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности.

    Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.

    Второй раздел включает методики, направленные на выявление отдельных сторон развития речи (лексической, грамматической) . Они использовались в исследованиях, выполненных в лаборатории развития речи под руководством Ф. А. Со-хина и О. С. Ушаковой. Каждое исследование выявляло тот или иной уровень речевых умений ребенка: составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании; понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл; употреблять образные слова и выражения в связном высказывании.

    В разделе представлены следующие направления:

    § семантический аспект речевого развития дошкольников, использование ассоциативного метода;

    § развитие связной речи, ее образности;

    § взаимосвязь разных сторон речи в младшем дошкольном возрасте, эмоциональный аспект развития речи и речевого общения.

    Здесь же представлены и методики выявления уровня речевого развития детей методом ассоциативного эксперимента. Эти диагностические методики можно использовать для детей с более высоким уровнем умственного и речевого развития. Сначала дано их теоретическое обоснование, так как взрослые, которые будут пользоваться этими методиками для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста, должны четко представлять, что такое ассоциативный эксперимент, для чего и как он проводится, что выявляет, чтобы в дальнейшем наметить пути работы над словом в семантическом аспекте с каждым ребенком.

    Ассоциативный эксперимент глубже других методик выявляет подготовку ребенка к дальнейшему обучению в школе, умение логически мыслить и передать свои суждения в связном высказывании (при толковании и объяснении выбранных слов-реакций) . Такая проверка может выявить и детей, с которыми надо проводить специальную работу по развитию как их умственных, так и языковых способностей. Система количественных и качественных оценок представлена после конкретного описания методик.

    Ассоциативный метод выявления уровней речевого развития дошкольника

    Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевой работы. Особенностью словарной работы является то, что она по существу связана со всеми видами деятельности дошкольника. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, у детей формируются и уточняются знания и представления.

    Таким образом, связь обогащения словаря с познавательным развитием является важным, но далеко не единственным условием его развития. В работе над словарем перед педагогом стоит не только задача расширения, увеличения запаса слов, но и задача формирования правильного понимания их смысла (значения) и точного в смысловом отношении употребления.

    Раскрытие смыслового богатства слов (особенно многозначных) способствует расширению словаря за счет понимания других значений уже известного слова. Именно правильное понимание смысла слов способствует развитию точности словоупотребления, совершенствованию речевого общения детей; во многом определяет в дальнейшем культуру речи.

    Итак, важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом, которую мы рассматриваем во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимым условием освоения ребенком грамматического строя языка, овладения звуковой стороной речи, развития умения строить самостоятельное связное высказывание.

    В процессе обучения родному языку у детей дошкольного возраста формируется ориентировка на смысловую сторону слова, что является необходимым условием полноценного речевого развития. Говоря об усвоении слова дошкольниками, важно подчеркнуть, что слово усваивается ребенком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению* связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

    К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком) , увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

    Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного) . Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

    В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

    Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение) . В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец) .

    Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования) . И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

    Методика выявления понимания смысловых оттенков слова

    Словарная работа была и остается одной из важнейших задач речевого развития дошкольников. Важной составной частью словарной работы при обучении дошкольников родному языку является формирование точности словоупотребления, понимание смысловых оттенков значений слов. Если работа над пониманием смысловых оттенков слова будут осуществляться в единстве с развитием всех сторон речи, во взаимосвязи с художественной литературой, тогда возможно формирование элементарного осознания семантических отношений слов.

    Кроме того, работа над точностью словоупотребления (смысловыми оттенками, синонимами, антонимами, многозначными словами) является эффективным средством развития словесного творчества старших дошкольников. А сформированное языковое чутье к употреблению смысловых оттенков слова, уместное их употребление в разных речевых контекстах может привести к осознанному использованию речевых средств в самостоятельном связном высказывании.

    Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, насколько ребенок владеет словообразовательным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи. Умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания средствами, т. е. употребление слов, словосочетаний, которые бы точно отражали замысел говорящего, развивается наряду с такими качествами речи, как точность, образность, правильность.

    Необходимость обучения детей разным способам словообразования продиктована тем, что дошкольники испытывают значительные затруднения при выборе наиболее точного и яркого слова в каком-либо конкретном высказывании.

    Умение ребенка-дошкольника строить связное высказывание основывается на формировании умения произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства. Взаимосвязь словарной работы и развития, связной речи является важным условием развития речи в целом, отсюда возникает необходимость работы над точностью словоупотребления, над пониманием смысловых оттенков значений слов, выявлением их. роли в развитии словесного творчества детей.

    Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова

    Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников и происходит в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Формируя у детей навыки, умения и знания, необходимые для выполнения физкультурных упражнений, для изобразительной деятельности, конструирования и т. д., педагог расширяет их словарь, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в данной деятельности предметы, действия, движения.

    Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений — все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку. Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами.

    Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита. Как отмечал Ф. А. Сохин, «слово для ребенка выступает прежде всего как носитель смысла, значения».

    Прежде всего семантикой руководствуется говорящий, выбирая то или иное слово при построении высказывания, именно семантику стремится постичь слушающий. Поэтому поиск слова в словаре основывается на значении слова, и правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово. Исследования, выполненные в лаборатории развития речи, доказали необходимость выделения в методике словарной работы специального раздела, который включает ознакомление детей с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между словами, формирование у дошкольников умения точно использовать лексические средства родного языка в речи. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует

    расширению словаря за счет понимания других значений уже известных слов; владение несколькими значениями обогащает словарь, не увеличивая его количественно, а расширяя смысловой контекст применения слова.

    Другие статьи по теме:

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл.

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

    Система работы по разделу «Коммуникация» 2 слайд Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 3 слайд … достигаетс.

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление.

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные.

    Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав.

    Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким.

    Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ.

    raguda.ru

    • Детский сад
    • Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2)

    5. Обучение монологической речи.

    В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме) .

    Пересказ в детском саду подробный или близкий к тексту. Но возможны и такие варианты: пересказ с изменением лица рассказчика (не от1-го, а от 3-го лица и наоборот, пересказ фрагментов, пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п., инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми – «актерами»).

    Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описанию присуща своя структура, композиция, название предмета, признаки и взаимосвязь частей.

    И в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. В старших группах такие занятия проводятся реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, весы, плита, грузовая машина) .Дети могут описывать не одну игрушку, а композицию из 2 – 3 предметов, указывая их расположение на столе, сравнивая их по элементам. Также можно предложить комплекты (стиральный набор, гараж с машинами ит. д.)

    Разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный. В детском саду учат составлять описание 2-х предметов с контрастными признаками, сравнивая их однозначные признаки сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме (Мне купили две куклы: одна Маша, другая Соня. Маша сделана из пластмассы, а Соня из резины, Маша пониже ростом, а Соня повыше, на Маше надета зеленая юбочка, а на Соне брюки серого цвета) .

    Объяснительный – это рассказ с элементами рассуждения, доказательства. Например ребенок может объяснить товарищу как использовать тот или иной предмет, как играть в какую-либо игру.

    Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем или с самим собой.

    Приемы подготовительной работы: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д.

    Различают три категории сюжетных рассказов: рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа, рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа, рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале). Последний – это творческий рассказ. В практике работы вполне допустимо известное смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.

    К рассказам по восприятию относятся: рассказы по картине, натюрморту, по серии картин, по рисункам и аппликациям детей, по фотографиям. Рассказ состоит из начала, главной части и конца. Пониманию картины помогает небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предварительного рассматривания. Вводная часть бывает свернутой, если картина знакомая или простая. Воспитатель предлагает детям вначале, как бы отталкиваясь от названия картины, сказать, о ком она. Потом сказать, когда происходит действие и почему они думают, что это например зима. И, наконец, следуют рассказы о том, что делают герои (частичные образцы). Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа. (С чего бы та начал? О чем главном тебе хочется рассказать).

    Приемы обучения рассказыванию:

    1) образец рассказа педагога (его могут повторить 1-2 ребенка) ;

    2) разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания;

    3) воспроизведение плана детьми;

    4) коллективный разбор плана (чтобы показать возможное разнообразие содержания их будущих рассказов) ;

    5) коллективное составление рассказа (на первых порах) ;

    6) составление рассказа по частям;

    7) окончание детьми рассказа начатого воспитателем (по плану, а затем и без него) ;

    8) подсказ вариантов;

    9) оценка (иногда можно привлечь детей) ;

    10) вопросы задаются редко, чтобы не нарушать связность рассказа.

    Можно выбрать интересные дид. игры, в которых закрепляется умение описывать наглядный материал (игры типа загадок «Что за зверь? », «Отгадай, кто это? », «Почта», «Магазин») .

    Рассказывание по памяти (на темы из коллективного или индивидуального опыта) требует произвольной памяти. Самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Праздник урожая», «любимая игрушка», «Мое домашнее животное», «Комната, где я живу». Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном и пережитом, в играх, рисунках. Затем темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день, любимую книжку). В подготовительной к школе группе полезны темы этического характера «Мой друг», «Хороший поступок моего товарища», «Научился сом – научи другого» и т. д. В подготовительной группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям, Можно составить письмо. Поводы для написания письма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему, уехавшему, установить переписку с детьми из другого детского сада, с солдатом. Коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения, фразы.

    Творческий рассказы отличны от предыдущих, так как строятся на иной психологической основе – детском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его преобразование. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новые явления: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (могло ли так быть). Рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему, замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно. Наиболее легкий для детей прием – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои. Завершение детьми рассказа начатого воспитателем (придумывание конца, также хороший прием.

    Обучение детей творческому рассказыванию хорошо раскрыто в пособии Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

    Обучение монологической речи ведется в детском саду следующим образом:

    — в средней группе учат пересказывать рассказы и сказки, а также описывать предметы,

    — в старшей группе – описывать предметы в сравнении, рассказывать о србытиях и фактах из своего опыта, составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном, так и с элементами творчества (по сюжетной картинке, третий квартал,

    — в подготовительной группе закрепляется все, совершенствуется выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность. В третьем квартале приступают к наиболее трудному разделу программы – придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем.

    6. Ознакомление с художественной литературой.

    7. Подготовка детей к обучению грамоте

    В повседневной жизни рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней, показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например: «Телевизор», «Радио» (роли дикторов, «Телефон» (собеседники, «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на землю, «Детский сад», «Школа», «День рождения». Умение рассказывать закрепляется в играх- драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми.

    А. М. Бородич «Методика развития речи детей»

    Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

    Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособ

    § 1. Предмет методики развития речи и задачи курса

    Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

    Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

    Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

    Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

  • чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения) ;
  • как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи) ;
  • почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи) .
  • «Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике (СНОСКА: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. С.59-60) .

    Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

  • Развитие осмысленного восприятия связной речи;
  • Развитие диалогической связной речи;
  • Развитие монологической состоит из этапов:
  • обучение составлению рассказа-описания;
  • обучение составлению рассказа по картинкам одного сюжета;
  • обучение составлению рассказа по отдельной картинке;
  • обучение составлению пересказа;
  • Регулярное общение с ребенком: беседа с использованием картинок, грамотного интонирования, жестов и мимики.
  • Чтение сказок с последующим сопоставлением прочитанного с иллюстрациями к сказке.Ребенок отвечает на вопросы взрослого, показывает персонажи на картинке, делает попытки пересказать.
  • Применение метода «усложненной» беседы. Его цель – сделать незаметным для ребенка переход от монолога к диалогу. Метод представляет собой чередование вопросов взрослого и ответов ребенка.
  • Вовлечение ребенка в диалогическую речь, с соблюдением правил ведения диалога: собеседники говорят по очереди, следят за ходом мысли друг друга.
  • Расширение словарного запаса при помощи метода «сравнения»: малыш сравнивает предметы, называя их признаки. В результате такой работы он будет готов к составлению рассказа-описания по схеме.
  • Отследить развитие сюжета проще, если составлять рассказ по сюжетным картинкам. Такая методика позволит ребенку усвоить алгоритм построения рассказа.
  • Картинка для построения сюжета должна соответствовать ряду требований:

    • быть привлекательной и красочной;
    • число действующих лиц должно быть ограниченно;
    • небольшое количество дополнительных деталей.
      1. Выразительное чтение доступного по содержанию рассказа.
      2. Выяснение того что «понравилось».
      3. Уточнение деталей с помощью наводящих вопросов.
      4. Объяснение незнакомых слов, выделения красивых оборотов речи.
      5. Просмотр картинок, повторное чтение.
      6. Нелишним будет дополнительное ознакомление с повадками животных, рассматривание фотографий.
      7. Чтобы переход к самостоятельному составлению рассказа не стал проблемой, пусть первые из них будут о реально прожитом дне из жизни ребенка, о памятных для него событиях.

        Любой здоровый ребенок с рождения обладает физиологическими предпосылками речи. Однако для реализации речевой деятельности маленькому человечку необходимо социальное окружение.

        Не в силах вспомнить как прошел последний отпуск? Читай о том, как развить долговременную память.

        О концепциях философского мировоззрения читай далее.

        Подготовительный этап – от рождения до года

        Первый этап не зря получил такое название. В течение первого года жизни ребенка происходит подготовка голосового аппарата малыша к воспроизведению членораздельной речи.

      8. К концу третьей недели жизни новорожденный начинает реагировать на звуки, например, замирает при резком стуке, хлопке.
      9. К трем месяцам ребенок может соотнести наличие звука голоса и присутствия взрослого, наблюдается проявление ориентировочного рефлекса. Появление так называемого лепета, говорит о новой ступени в развитии речевого общения.
      10. После шестого месяца жизни малыш может «похвастать» умением находить связь между сочетанием звуков и действиями. Появление этой особенности – признак того, что ребенок начинает овладевать словами.
      11. В конце первого года жизни появляются осмысленные слова. Количество активно употребляемых слов невелико по сравнению с количеством слов, доступных пониманию «годовичка».
      12. Преддошкольный этап – от 1 до 3 лет

        В начале второго года жизни расширяется круг потребностей ребенка. Это связано с периодом активного освоения пространства. Возрастающая мотивация к общению со взрослыми способствует увеличению словарного запаса.

        Развитие речи происходит скачкообразно: выучив сегодня новое слово, завтра малыш может заменить его привычным высказыванием или звуком.

        В речи двухлетнего ребенка слова не связанны грамматически, нет союзов и предлогов.Применяется множественное число, оформляется сложное предложение и вопросительная интонация.

        К трем годам появляются трудности в произношении звуков, поэтому стоит особое внимание уделять громкости, четкости и неторопливости речи. В таких случаях используют специальные языковые задачи, продолжительностью до 10 минут.

        Дошкольный этап – от 3 до 7

        В речи детей дошкольного возраста очень часто встречаются дефекты произношения свистящих, шипящих, смягчения и др. В этот период активно развивается слуховой контроль своего произношения. Активный словарь может достигать 5000 слов.

        С ростом опыта речевого общения формируется «чувство языка» – навык словотворчества. Развивается грамматический строй речи, формируется произношение звуков, и большинство детей к 6 годам говорят чисто.

        Особенности семилеток – свободное оперирование сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, обладание сформированной контекстной (обобщенной) речью.

        Физиологические несовершенства звукопроизношения ^

        Несовершенства звукопроизношения дошкольника связанны, прежде всего, с неполным развитием артикуляционных органов: нижней челюсти, мягкого неба, губ и языка.

        Вторая по актуальности причина – недостаточно сформированная способность воспринимать и различать единицы речи (фонемы) . Эти проблемы делают речь ребенка недостаточно чистой и ясной. Нарушения звукопроизношения в своем проявлении достаточно разнообразны.

        Типичные несовершенства у дошкольников:

      13. смягчение твердых согласных: «туль» (стул) , или реже – ужесточение мягких «тота» (тетя) ;
      14. замена шипящих свистящими: «сапка» (шапка) ;
      15. выпадение из речи звука р или его замена на л, в, й;
      16. смягчение или замещение звука л: «той» (стол) , «йампа» (лампа) ;
      17. отсутствие звуков х, г, к, либо их замещение на д, т;
      18. выпадение неударных слогов из слова.
      19. Большинство дошкольников к пяти годам постепенно избавляются от этих недочетов.

        Условия развития речи у детей дошкольного возраста ^

        Равнодушное ожидание того момента, когда малыш сам «выговорится», может привести к упущению периода, дарованного природой для формирования речи. Признавать огромное значение развития чистой речи дошкольника должны не только педагоги, но и родители.

        Следует помнить, что речь формируется исключительно под влиянием речи взрослых, и ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Недопустимы сюсюканья и лепетания взрослых при общении с малышом, подобная манера легко и прочно закрепит существующие недостатки.

        1. Принести вред способны не по возрасту сложные речевые конструкции. Неправильное их произношение закрепится, и со временем приумножится. Действия специалистов детского сада, начиная с самого младшего возраста ребенка, должны быть направлены на формирование верного звукопроизношения. Важно следить за речью во время любых режимных моментов, добиваться ее четкости и ясности.
        2. Точная артикуляция развивается с помощью привычки смотреть на собеседника во время разговора, наблюдая при этом за движениями языка и губ. Система работы должна включать занятия и игры, способствующие постановке правильного дыхания, четкой дикции, верного проговаривания звуков. Существуют игровые методики, направленные на развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
        3. Отдельно следует сказать об особенностях речи детей дошкольного возраста с замедленным темпом психического развития. Речь ребенка с ЗПР формируется в условиях пониженной работоспособности, при неустойчивом внимании, ограниченной в объеме и нестойкой памяти. Общие особенности речи детей с таким диагнозом: частое использование моторных слов без их осмысления, отсутствие грамматического строя речи, бедность словарного запаса.

        Игровая деятельность в помощь формированию ^

        Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, значит, игровая форма в развитии речи таких детей будет самой продуктивной.

        Трудно однозначно определить какой тип игр, дидактические или творческие, вносят большую лепту в процесс развития речи дошколят. Количество таких развивающих игр настолько велико, что без труда можно выбрать подходящую для работы в ДОУ, и для занятий в семье.

        Пожалуй, самая любимая и распространенная из творческих – театрализованная игра.Ее разновидности:

        Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

        4.1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

        Язык это система знаков, речь — язык в действии. Язык и усваивает­ся, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.

        Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формиро­вание речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого об­щения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

        Большое влияние на вопросы методики развития речи детей дошкольно­го возраста оказали научные исследования детской речи. Первые печатные труды по проблеме исследования детской речи в России появились в 80-е годы Х?Х века: в статье А. Александрова (1883) освещаются результаты изу­чения речи детей раннего возраста (до трех лет) , статья В. Благовещенского (1886) посвящена речевому развитию ребенка до семи лет.

        Речь детей до­школьного возраста исследуют и представители экспериментальной психо­логии и педагогики: В. П. Вахтеров, Т. Лабунец, П. Ф. Каптерев, и другие. Заслуга В. П. Вахтерова в том, что он первым в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка с самого раннего возраста до двенадцати с половиной лет. Он искал связи между использованием языковых средств и умственным развитием ребенка на определенном возрастном этапе.

        В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направле­ний: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин) ; психологическое направление, в рамках которого изуча­лась речь детей в широких обобщениях (Л.

        С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина) ; лингвистическое направле­ние, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина) ; исследования индиви­дуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов) .

        В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была обра­зована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) — ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог) . С его именем связано развитие ме­тодики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся во­просы развития семантики детской речи, формирования языковых обоб­щений, элементарного осознания явлений языка и речи.

        Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе( 1983-1984) , (под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова) . Она построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы) . Программа связывала РР с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содер­жании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито е дальней­шем) ; преемственность между детским садом и школой.

        На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках. В РФ — «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) под ред. М. А. Васильевой.

        В ней сохра­нялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специ­фика культурно-национальных условий России.

        Разработка Ф. А. Сохиным методической теории включала психоло­гические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас­пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики дет­ской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена про­грамма речевого развития детей (1992-94) , методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речево­му развитию и овладение речью как творческий процесс.

        Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

        В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина) :

        — структурном — исследуются вопросы формирования разных структур­ных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

        — функциональном — исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

        — когнитивном — исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.

        Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с ок­ружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка) ; разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача — обучение монологической речи) ; интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество) .

        Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, сре­ди которых наиболее признанными являются:

        «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой) . — Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

        «Развитие» (под ред. А. Венгера) — в ней определены направления речевой работы: — ознакомление с художественной литературой; — освое­ние специальных средств литератур но-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи) ; — развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе­ственной литературой) ; — обучение грамоте со средней группы; — обуче­ние чтению со старшей группы.

        «Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) — содержит специ­альные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», — в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого раз­вития; — определены речевые умения в разных видах деятельности.

        «Программа развития речи» (О. С. Ушакова) — углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

        Таким образом, к настоящему времени методика развития речи пред­ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис­тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактиче­ские основы развития речи детей дошкольного возраста.

        В основу предлагаемой в пособии методики положены научные теории и взгляды психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Ученый считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения.

        Существенную роль здесь также играют явно «неподражательные» элементы — обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». Следует подчеркнуть, что при этом подражание остается фактором речевого развития, однако в основе последнего лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

        Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

        При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения — формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

        Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

        Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

        Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

        Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре.

        Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П.

        Дидактические упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе с деть.

        Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

        Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому.

        Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. » М. Р. Львов Человек не может жи.

        Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу.

        Программа дополнительного образования «Абвгдейка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте) Пояснительная записка. Актуальность. В настоящее время проблема подготовки детей к овл.

        Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написа.

        Особенности детей с нарушением слуха Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску пла.