Упражнения для речи детей

Упражнения для развития речи ребенка в 2 и 3 года

У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для речи ребенка. Они несложные в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

Упражнения для развития речи ребенка: рекомендации родителям

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь.

Для того чтобы упражнения для развития речи ребенка стимулировали развитие у него речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

  • Продолжительность занятий. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.
  • Игровой подход к упражнениям. Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.
  • Больше разнообразия. Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.
  • Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи ребенка. Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.
  • Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

    Упражнения для развития речевых навыков ребенка 2 лет

    Все упражнения для речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

    Упражнения, развивающие речевое дыхание.

    «Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

    «Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

    Упражнения для развития темпа речи и силы голоса.

    «Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

    «Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

    Упражнения для речи ребенка 2 лет для формирования правильного звукопроизношения.

    «Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

    Упражнения для речи ребенка 3 лет

    До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

    Упражнения для речи ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

    Артикуляционная гимнастика. Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.

    Скороговорки и поговорки. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.

    Описание картинки. Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?», «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.

    «Что бы это значило?» Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.

    «Большой-маленький». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?» Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький».

    ymadam.net

    Упражнения для развития речи ребенка 7 37206

    Очень часто у маленьких детей возникают проблемы с развитием навыков речи. Для многих родителей, это может стать настоящей трудностью. Однако в большинстве случаев, причин для паники нет. Небольшие проблемы с развитием речи ребенка, можно разрешить самостоятельно, не прибегая к помощи логопеда.

    Развить речь малыша помогут специальные упражнения. Выполнять их совсем не сложно. Занятия для развития речи, могут проводиться с любым ребенком, не достигшим школьного возраста.

    Как происходит развитие речи ребенка

    Для того чтобы помочь ребенку развить речевые навыки, родителям важно знать, как происходит развитие речи и навыков общения у детей.

    Первый этап общения – это плач. Посредством плача, малыш передает информацию о своих потребностях и привлекает внимание взрослых.

    Со временем, плач переходит в другие звуки, которые принято называть детским лепетом. В процессе «лепетания», ребенок непроизвольно формирует слоги, которые потом повторяет, но уже осознанно.

    Формируя из звуков слоги, кроха начинает соотносить эти слоги с тем, что его окружает. При помощи произносимых слогов и букв, он описывает предметы и явления («ав» — собака, «би-би» — машина и так далее). Немного позже, буквы и слоги складываются в слова, а еще немного позже в короткие предложения.

    Таким образом, малыш проходит путь, именуемый развитием речи.

    Упражнения для развития речи ребенка: советы родителям

    Для того чтобы занятия достигли своей цели, а именно стимулировали развитие речевых навыков у малыша, нужно учесть некоторые советы и рекомендации.

  • Правильный поход. Малышам легче воспринимать информацию в форме игры. Продолжительные неинтересные уроки будут их утомлять и не принесут желаемого результата. Ввиду этого, упражнения для развития речи нужно проводить в форме игры, которая бы понравилась малышу.
  • Продолжительность занятий. Время, затрачиваемое на упражнения, не должно превышать 15 минут в день. Это – наиболее оптимальная продолжительность занятий для маленького ребенка.
  • Разнообразная подача. Детям быстро надоедает однообразие. Поэтому, форма подачи информации должна регулярно меняться.
  • Комфортные условия. Лучше всего, если занятия будут проходить в спокойной обстановке. Самых маленьких детей можно сажать на колени, детей постарше – напротив. Главное, чтобы родитель находился на одном уровне с ребенком и мог свободно смотреть ему в глаза.
  • Что включают в себя упражнения для развития речи

    Развитие речи – это целый комплекс мероприятий, направленный на улучшение и стимуляцию речевых навыков детей. Сюда входит:

  • Массаж;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения для развития мелкой моторики;
  • Игры.
  • Рассмотрим занятия для развития речи по порядку.

    1. Общение.Общение — это самое основное средство для развития речи. С ребенком нужно разговаривать с самых первых дней его жизни, и даже еще до его рождения. Однако важно говорить правильно, не коверкая слова и не искажая звуки. Дети копируют услышанное от взрослых. Слыша вокруг себя четкую правильную речь, малыш запоминает звуки, и впоследствии научится их произносить.
    2. Массаж.Массаж способствует развитию речевого аппарата. Необходимо массировать лицо и ладошки малыша. Делать это можно с самых первых дней его жизни. Для начала, движения должны быть легкими, напоминающими поглаживание. Со временем, когда малыш подрастает, движения можно слегка усиливать. Массаж может быть произвольным, но лучше, если он сопровождается забавами и потешками («ладушки» и прочие).
    3. Артикуляционная гимнастика.Такая гимнастика включает в себя несколько несложных упражнений: широкое открывание и закрывание рта, растягивание рта в улыбке, вытягивание губ трубочкой и некоторые другие. Артикуляционные упражнения помогут малышу научиться говорить быстрее и легче.
    4. Упражнения для развития мелкой моторики. Основным занятием для развития мелкой моторики, была и остается лепка. Лепить можно из пластилина, глины, пластики. Начать можно с простых фигурок: шариков, колбасок. По мере взросления ребенка, можно переходить к более сложным фигуркам и предметам. Наряду с развитием речи, будут формироваться и творческие навыки крохи, такие как чувство цвета, понятие формы, объема и прочие.

    Для самых маленьких детей, упражнения на развитие мелкой моторики могут состоять из знакомства с предметами и их формой. В руку малыша нужно вкладывать предметы различной формы и фактуры. Кроме того, нужно давать ребенку держать двумя пальцами длинные и продолговатые предметы (карандаш, палочку).

  • Игры.Игровые занятия могут быть различными. Их можно подбирать в зависимости от возраста и предпочтений ребенка. Практически все дети любят рисовать. Отлично развивают речь малыша, упражнения с пальчиковыми красками. При помощи таких красок, можно рисовать сначала следы, потом более сложные узоры, например, цветы.
  • Развитие речи – это важный этап в формировании личности. При помощи занятий и упражнений, родители смогут сделать этот период жизни малыша максимально легким и комфортным.

    www.mamac.ru

    Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

    В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

    Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

    В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

    • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
    • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
    • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
    • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
    • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
    • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).
    • Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

      Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

    • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
    • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
    • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
    • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
    • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
    • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
    • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
    • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.
    • У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

      При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

      Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

    • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
    • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
    • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
    • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
    • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
    • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
    • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
    • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
    • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.
    • Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

      В связи с тем, что ОНР подразумевает нарушение различных видов речевой деятельности, план логопедических занятий .

      Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих. .

      Неспособность к овладению навыками письма — дисграфия — довольно часто встречается у детей с нарушениями .

      karkusha.su

      Логопедические упражнения для детей — дефекты речи и их устранение

      Логопедические упражнения для развития детской речи необходимы с раннего возраста, в случае если у малыша существуют некоторые отклонения, подтверждённые логопедом.

      Данная гимнастика способствует развитию артикуляционных органов, вследствие тренировки губ и языка, необходимой для правильного произношения.

      Упражнения для чёткости речи подпираются индивидуально для каждого и могут быть:

    • статическими – удерживание артикуляционных поз на протяжении пятнадцати секунд;

    Данные упражнения предназначаются для устранения различных дефектов речи, улучшения дикции, устранения заикания, становления техники речи.

    Ванночка для новорожденных. Как правильно выбрать ванночку, каких размеров и из какого материала она должна быть сделана.

    Что делать, если у новорожденного начилась икота? Как помочь малышу читайте в статье.

    Эффективность от занятий будет заметна только при регулярном выполнении комплексной программы. Некоторые случаи требуют проведение занятий с логопедом, но в основном родители сами могут справиться с подобного рода задачей.

  • афония или дисфония – нарушение фонации, патологические изменения голосового аппарата;

    Данные виды дефектов речи определить самостоятельно достаточно сложно, поэтому при малейшем подозрении на возникновение одного из них необходимо обратиться к врачу и пройти соответственно назначенное лечение.

    При соблюдении всех норм и правил эффект от упражнений наступает уже через месяц. Занятия с логопедом дают результат гораздо быстрее.

    Таким образом, следует при малейшем подозрении на наличие дефектов обращаться к логопеду, потому что запущенные проблемы устранить очень сложно.

    Упражнения по технике речи помогают ребёнку обрести голос, но для этого необходимы ежедневные усилия и старания.

  • Упражнение на восстановление дыхания. Принимает удобное положение, вдыхаем через нос, наполняя живот и грудную клетку воздухом. Выдыхаем также через нос, повторяя движения 5 – 7 раз.

  • Упражнение на задержку дыхания. Дыхание выполняется по технике первого упражнения. Только с задержкой на три секунды.

  • Мычание. Набираем полные лёгкие воздуха и на выдохе проговариваем любой детский стишок, поём гласные звуки, резко выбрасываем воздух со звуком «ХААА» или проговариваем скороговорки.
  • В любом случае данная методика даёт результат, со временем оттачивая технику речи.

    Как выбрать матрас для новорожденного читайте в этой статье.

    Дикция речи является очень важным фактором, поэтому развивать её следует с раннего детства.

    Пятиминутная зарядка, состоящая из десяти упражнения способна за короткое время превратить мычание в членораздельную речь, практически без усилий.

    Несколько советов при проведении упражнения:

  • нижнюю челюсть опускаем вниз и двигаем ей влево и вправо, вперёд и назад. Движения должны быть осторожными и плавными;

    Выполняя упражнения, ребёнок с детства улучшит свою дикцию, а вместе с ней и отработает тембр своего голоса, благодаря чему в будущем сможет оказывать при помощи голоса влияние на людей, что обусловлено повышенной восприимчивостью определённых голосовых частот.

    Исправляем дефекты речи

    Зачастую вследствие сюсюканья и неправильного произношения взрослыми слов, у ребёнка развиваются дефекты речи.

    Наиболее подверженный возраст для развития подобных явлений это дети от двух до пяти лет, поскольку на протяжении данного периода малыши начинают учиться реализовывать свои мысли в слова.

    Упражнения для исправления произношения свистящих, шипящих звуков, а также «р» и «л»:

  • Трубочка – смыкаем губы, затем вытягиваем их в виде трубочки, как можно дальше;

    Главное правильно установить вид дефекта и исправно и своевременно выполнять предписанные упражнения, тогда результат не заставит долго себя ждать. Даже очень тяжёлые случаи терпят видимые изменения после проведения сеансов на протяжении полу года.

    Заикание является речевым дефектом, с которым работать не так и просто.

    Именно поэтому следует перед занятиями делать упражнения на развитие речевого дыхания и стараться создавать игровую атмосферу, при помощи которой ребёнок будет расслаблен.

    Не спешите с результатом, главное не прекращайте занятия, и в качестве благодарности за свои усилия, ваш малыш попрощается с данным недугом и разовьёт свою речь.

  • Весёлые карусели – ходите с ребёнком по кругу и произносите на каждый шаг слова: « Мы катаемся на весёлых каруселях опа-опа – па-па, тати-тати-та-та»;

    Если малыш уже умеет читать, то ему следует практиковаться чтением вслух. Уделяйте должное внимание развитию речи своих детей и в будущем они отблагодарят вас красивым ритмичным голосом и хорошей успеваемостью.

    Упражнения на развитие речи: видео

    Посмотрите короткое видео про упражнение: артикуляционная гимнастика — Варенье

    ru-mama.net

    Логопедическая и артикуляционная гимнастика для развития речи ребенка от 2 до 6 лет: уроки и упражнения

    Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

    Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

    Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

    Артикуляционная гимнастика – что это такое?

    Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

    Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.

    Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

    Кому заниматься с малышом?

    Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет. К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист. Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

    Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

    Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.

    Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

    Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

    Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

    Игра с язычком — одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

    Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

    Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.
  • Примеры упражнений для укрепления языка

    Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

    При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.
  • Правильное произношение звуков «ш», «ж»

    Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.

    Упражнение «Вкусное варенье»

    Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.
  • Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

    • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
    • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.
    • Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

      Изучение звуков «л» и «ль»

      Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами. Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения:

    • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
    • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
    • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.
    • Упражнение «Пароход»

      Правильное произношение звука «р»

      Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

      vseprorebenka.ru