Упражнение на развитие речи в дошкольном возрасте

Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:


  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения «скучного урока». Постарайтесь втянуть ребенку в игру «вопросов-и-ответов». Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы «разговорить» ребенка, используйте вводные фразы («Как ты думаешь (считаешь)?», «А ты встречал что-нибудь подобное …») или предположения («А если бы…», «Может быть здесь имеется в виду. «, «А как бы ты поступил…»). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение Беседа по картинке направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. «Папа, дай», «Мама пойдем», «Хочу куклу (машину и т. п.)» – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая «ситуативная» речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно «строить» предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются «если то», «потому что», «из-за», «который», «оттого», «куда», «кому», «кого», «сколько», «зачем», «почему», «как», «чтобы», «в чем», «хотя» и т. п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение «Большой – маленький»

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

— Смотри, кто это на картинке?

— Девочка и мальчик.

— Да, девочка младше мальчика, а мальчик ее старший брат. Мальчик высокий, а девочка его ниже ростом.

— Какая коса у девочки?

— Да, коса у девочки длинная. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

Сейчас в продаже есть также специальные игры и книжки, нацеленные на развитие этой стороны речи. В них специально подобранные тексты и задания научат ребенка находить близкие по смыслу слова к часто употребляемым понятиям, запоминать новые значения слов, разбираться с тонкими определениями и уточнениями.

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных «длинный», «старший», «высокий», «широкий», «толстый», «огромный», «вместительный», «великий» использует вездесущее «большой», следует задуматься над употреблением синонимов.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, «котя», «котенька», «коток»), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит «морковка», спрашиваем, почему. «Потому что красная». Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что «сидит в темнице» означает – «растет в земле», тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно «она», так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, «Желтая девица сидит в темнице» (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание «красная девица» имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

6. «Что бы это значило?» Упражнение для детей от 5 до 7 лет

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т. д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.

Например, что значит «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку», «проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.

7. Поговорки и скороговорки

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.

www.rebenok.com

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Мы начинали строить работу в системе по развитию лексико-грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.

Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим. Одно из главных направлений в работе воспитателя — это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.

Углубленно работая над развитием словаря детей подготовительной группы и формированием грамматического строя речи, мы решаем следующие задачи:

  • точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
  • замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
  • самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.
  • Исходя из выше перечисленных задач, мы составили перспективный план, подобрали игры и упражнения на развитие лексико – грамматических форм. Большое внимание уделяем развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, стекло, металл, пластмасса), мы широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Работаем над смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся формировать у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

    Составляя предложения со словами-синонимами, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов. Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:

  • дом, солдат, маршал
  • конь, собака, лошадь
  • веселый, крепкий, прочный
  • Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:

  • По вкусу: горчица и мед
  • По возрасту: юноша и старик
  • По высоте: дерево и цветок и т.д.
  • В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

  • Слон большой, а комар .
  • Камень тяжелый, а пушинка .
  • Днем светло, а ночью .
  • Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).

    Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:

  • ручка – у человека, у двери, у чемодана
  • язычок – у человека, у ботинка
  • В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

  • дерево, цветок – что делают? (растут)
  • Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
  • — Мяч, яблоко – какие? (круглые)

    От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов мы постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.

    Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями.

    Работаем над согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Задания постепенно усложняются. Дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».

    Учим детей, правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть). При этом обращаем их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять)

    Большая работа проводится на словообразование. В образовании новых существительных обращаем внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

    Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов. В игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует – машинка въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок объясняет свои действия.

    Нами создана картотека. В ней систематизированы и разложены по темам словесные игры и упражнения (фрукты, одежда, мебель, посуда, времена года, животные, птицы, профессии).

    Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи мы включаем в занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным миром, стараемся учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.

    На занятиях по обучению детей грамоте особое внимание уделяем игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников. Наши занятия построятся таким образом, что один вид детской деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей на занятии динамичной, насыщенной и менее утомительной. Благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой, повышается активность детей на занятиях; дети становятся больше инициативными, внимательными, справляются с поставленными задачами. Занятия проводятся непринужденно, живо. Индивидуальный подход на занятиях определяется очень четко. Заранее намечаем, кого спросить, продумываем задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей в последствии проявляется их индивидуальность, воображение.

    Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития речи, поэтому огромная работа проводится вне занятий. Развитие речи ребенка-дошкольника, это ежедневный и кропотливый труд. При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности мы непременно обращаем внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяем большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогаем найти их.

    Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Мы стараемся развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждаем их высказываться об увиденном. В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций. Например, во время наблюдения за деревьями мы используем такие словарные игры и упражнения:

  • «Назови части дерева»;
  • «С какого дерева листочек? (С березы), значит это какой лист? (березовый)»;
  • «Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона, воробей). Какая ворона? (Большая, любопытная, голодная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду)
  • «Назови семью воробья» (Папа-воробей, мама- воробьиха, дети – воробьята и т.д.);
  • В совместной речевой деятельности закрепляем, расширяем знания, полученные на занятиях через организацию индивидуальной работы, посредством развивающих и дидактических игр, творческих заданий и упражнений.

    Результаты этой работы мы увидели при составлении детьми творческих рассказов. Придумывание рассказов уже не превращается в пустое фантазирование или перечисление. Дети используют распространенные предложения, с элементами доказательств; описательные прилагательные; различные формы глаголов.

    Речевая среда в группе постоянно меняется и пополняется. Поскольку основная работа проводится в центре грамотности, мы стараемся обогатить его содержание. Приобрели и изготовили дидактические игры и пособия, направленные на овладение детьми всеми средствами звукового анализа слов, определения основных качественных характеристик звуков в слове. С помощью игры «Звуковое дерево», дети осуществляют звуковой анализ слова, используя листья красного и синего цвета.

    Пособие «Веселая гусеница» помогает детям выкладывать и анализировать слова разного состава, составлять предложения из 3-4 слов.

    Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме» закрепляет и совершенствует умение детей производить звуко–буквенный анализ слов.

    Для развития мелкой моторики рук в практике своей работы используем пособие «Дом букв».

    В центре грамотности находится природный материал, с помощью которого дети любят выкладывать буквы и слова.

    Это развивает у детей усидчивость, мелкую моторику рук, закрепляет графический образ буквы. Все представленные игры и пособия отличаются большим разнообразием тематики и игровых действий.

    В воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Просветительская работа с родителями строится в разных направлениях. Это и проведение родительского собрания, и вечеров – развлечений, и показ открытых занятий с детьми по обучению грамоте, и драматизация сказок , и т.п. Консультации для родителей: «Приемы работы по формированию грамматического строя речи» и «Обогащение словарного запаса ребенка» дали хороший результат. Проведенная нами работа помогла родителям организовать речевые игры и упражнения в домашних условиях.

    Родители осознали, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.

    В результате общих усилий детского сада и семьи, воспитателей и специалистов:

  • У детей возрос интерес к речевой деятельности; они стали замечать грамматические ошибки в речи сверстников;
  • У детей стали закрепляться и совершенствоваться умения производить звуковой анализ слов, понимание и использование в речи термина «предложение»;
  • Дети стали любознательны, активны, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Стремятся к творческому самовыражению.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»

    учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос …)

    Цель. Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое.

    «Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребенка; слоги га-га-га, ко-ко-ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.

    «Дождь идет» — Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает и т.д).

    «Угадай, кто пришел» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь — «толстым» голосом).

    «Весело — грустно, медленно — быстро, громко — тихо»

    Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой — медленно.

    Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (рекомендуют менять на каждую строку).

    «Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

    Развивающие игры «Запоминаем вместе»

    Упражнение «Запоминаем слова»

    Цель: развитие слуховой механической памяти

    Возраст: с 4 лет и старше

    Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

    Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

    Игра «Запахи и звуки»

    Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

    Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

    Цель: развитие слуховой памяти

    Возраст: с 5 лет.

    Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

    Внимание! Что за зверь лесной

    Встал, как столбик под сосной

    И стоит среди травы,

    Уши больше головы (заяц)

    Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

    Задание №2: Вспомни и повтори загадку? Скачать презентацию

    doshkolniku.info

    Развитие речи дошкольников – упражнения и методы

    Аксинья Самоцветова • 29.08.2016

    Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.

    Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:

  • 3-4 года. Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
  • 4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
  • 5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
  • 6-7 лет. У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.
  • Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.

    Игры для развития речи

    Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.

    Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.

    Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.

    Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.

    Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача – добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных.

    Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.

    Демонстрируя карточку, задавайте вопросы: «Что это?», «Что с этим делают?» или «Для чего это нужно?». Потом усложните игру, добавив мимику и жесты. К примеру, взрослый изображает руками полет и спрашивает: «Кто и что летает?»

    Игра подойдет детям с 3 до 7 лет. Она нацелена на проработку звуков м, п, б и мь, пь, бь. Понадобятся матрешки, машинки, поезда, пушки, барабаны, балалайки, куклы, не лишними будут Буратино с Петрушкой или другие игрушки в названиях или именах которых есть звуки, над которыми будете работать.

    Расставьте на столе игрушки и предложите ребенку поиграть. Скажите: «Я буду продавцом». Затем переспросите: «Кем я буду?» Ребенок или дети отвечают. Дополните: «А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» – «Покупателем», – должен ответить ребенок. Далее задаются вопросы о том, что делает продавец и покупатель. Потом покажите игрушки, которые собираетесь продавать, дети должны их назвать.

    Дальше начинается игра в магазин – дети подходят к столу и говорят, какую бы игрушку они хотели купить. Взрослый соглашается, но предлагает попросить о покупке вежливо, выделив голосом слово «пожалуйста». Отдает ребенку игрушку и спрашивает, для чего она нужна. Важно, чтобы дети правильно произносили прорабатываемые звуки и выговаривали слова.

    Игра – отличный вариант для развития речи ребенка дошкольного возраста 5-7 лет. Понадобятся предметные карточки. Оптимально эту игру проводить с небольшой группой детей. Выбранный ведущим ребенок берет карточку, рассматривает ее, никому не показывая. Затем задает остальным участникам вопросы: «На что это похоже?», «Какой цвет у этого предмета», «Что можно делать с его помощью?». Каждый из детей предлагает вариант ответа, после чего ведущий показывает всем изображение. Дети должны «защитить» свои версии, аргументировать их. Несоответствия и делают игру увлекательной, и стимулируют активную речевую деятельность детей, учат отстаивать точку зрения.

    Когда ребенок переходит в старшую группу, он должен произносить все звуки. Но родителям и педагогам следует развивать фонематический слух и артикуляцию.

    Упражнения на развитие речи

    Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.

    Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.

    Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.

    Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:

    – Мальчик и девочка.

    – Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?

    – Да, коса длинная. Как ты думаешь, почему длинна коса считается красивой?

    И так задавайте любые вопросы по картинкам. Ребенок должен обогащать лексикон синонимами.

    Упражнение на развитие речи дошкольников 6 -7 лет, то есть в период подготовки к школе.

    Детям такого возраста можно работать над интонацией, эмоциональной окраской речи. Используйте фразеологизмы. Рассуждайте с ребенком о том, что значит «бить баклуши», «задать головомойку», «повесить нос». Знакомство с оборотами развивает фантазию и мышление, совершенствует речь.

    Избавить ребенка от «каши во рту» помогут скороговорки на развитие речи. Родители сначала должны читать скороговорку медленно, проговаривая каждый слог. Затем ребенку предлагается проговорить ее с взрослым и уже после – самостоятельно.

    Примеры эффективных скороговорок:

    • «У бурого мишки в мешке большие шишки».
    • «Сидит на окошке серая кошка».
    • Не ругайте ребенка, если у него не получается. Для него это игра, а не серьезный процесс. Не учите сложные скороговорки, выбирайте короткие, звучные и простые. Для развития речи читайте стихи, загадывайте загадки, пойте колыбельные, разучивайте потешки. Это развивает кругозор, мышление, внимание и память. Полезны разные виды гимнастики.

      Гимнастика для развития речи

      Речь красива и правильна при условии, что у человека ненапряженная артикуляция, выдох – длительный и плавный. А у детей с речевыми дефектами дыхание сбивчивое и поверхностное. Выполняйте с ребенком дыхательную гимнастику, способствующую формированию длительного выдоха, а значит, и развитию речи.

      Упражнения для развития правильного дыхания

      • «Снегопад». Из ваты скатайте комочки небольшого размера, положите на ладошку малышу. Предложите сдуть их как снежинки. Затем поместите ватный комок ребенку под нос и попросите подуть вверх.
      • «Буря в стакане». Наберите в стакан воду, опустите туда коктейльную трубочку, и пусть ребенок дует в нее. Следите, чтобы губы малыша были неподвижны, а щеки не надувались.

      Артикуляционная гимнастика

      Направлена на развитие мышц языка, что важно для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика для развития речи выполняется перед зеркалом – ребенок должен видеть язык. Длительность не должна превышать более 10 минут в день. Популярные упражнения:

    • Язык вверх и вниз – к верхней и нижней губе, а также влево и вправо – к уголкам рта.
    • «Маляр». Язык «красит» заборчик из зубов с внешней и внутренней стороны.
    • «Лошадка». Язык цокает по небу.
    • Пальчиковая гимнастика

      Развитие мелкой моторики стимулирует речь. Суть гимнастики для развития речи в том, что ребенок проговаривает небольшие стишки с родителями и сопровождает их движениями пальчиков.

      Есть хорошее упражнение «Сутки». Малыш с взрослым рассказывает стишок: «Утро, день, вечер, ночь, убежали сутки прочь. Чтобы о сутках не жалеть, надо время нам стеречь». При этом на каждом слове нужно загибать по одному пальчику, дойдя до конца – разгибать по одному.

      Итак, если вы хотите развивать речь малыша, то воспользуйтесь полезными советами, методами логопедов и дефектологов. Играйте с ребенком, перестаньте его критиковать за неверные ответы и поддерживайте.

      polzavred.ru

      Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР

      Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

      В связи с вышесказанным возникает необходимость поиска новых педагогических подходов к повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ОНР.

      Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Эффективность организации занятий с дошкольниками в игровой форме подтверждена многими психолого-педагогическими исследованиями.

      В игре развивается интеллект, творческие способности, память, внимание, наблюдательность, воля, сообразительность. Главное, чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно живо игры проходят, когда есть элемент соревнования.

      Я в своей работе с детьми подготовительной группы пользуюсь следующими играми:

      • «Посчитай, сколько в слове слогов»

      Взрослый вначале объясняет ребёнку, что каждое слово в языке, которым мы разговариваем, может состоять из нескольких частей – одной, двух, трёх и даже больше. При этом взрослый показывает на собственном произношении, как можно поделить слово на слоги, сопровождая свой рассказ хлопками в ладоши.

      — Мяч, — говорит взрослый и при этом делает один хлопок в ладоши, а ребёнок повторяет это же слово и сопровождающий его жест.

      — Ма-ма, — произносит взрослый, сопровождая каждый слог отдельным хлопком, ребёнок повторяет звуки и дублирует число слогов хлопками в ладоши.

      Играть в игру можно бесконечно, пока не надоест. Для разнообразия, игру можно провести с помощью мяча. Этот предмет заменит ладони. Ребёнок произносит слово, сопровождая каждый слог ударом мяча об пол.

      • «Услышь знакомый звук»

      Это упражнение полезно для развития фонематического слуха у детей. Взрослый уговаривается с ребёнком, что сейчас надо будет внимательно слушать слова и постараться услышать задуманный звук ( например: З) Когда ребёнок услышит в слове звук « з», он должен подать знак. Например – хлопнуть в ладоши, присесть, встать, поднять фишку.

      Это упражнение можно использовать при дифференциации звуков.

      • « Назови общий звук»

      Для этого взрослый произносит подборку слов, в которых действительно есть общий звук. Сначала можно обойтись парным словосочетанием. Например: гном – шаги (г), цапля – кольцо (ц) и т.д.

      Произносить слово надо, не торопясь, отчётливо, чтобы дать ребёнку проанализировать предложенное ему словосочетание. После ряда подобных занятий можно увеличить словесную цепочку до трех слов: кролик – рама – забор (р).

      • «Слова с одной буквы»

      Взрослый называет слово, в котором ребёнок выделяет и отдельно произносит первый звук. Затем придумывает как можно больше слов на этот звук. Например, первым было слово «мама», начальный звук – «м». Какие ещё слова начинаются на этот звук? ( мыло, матрос, море и т.д.)

      Взрослый объясняет задачу игры. Сейчас он произносит слово, в котором надо выделить последний звук. Потом подобрать слово, в котором этот звук будет первым. Например: стол –лак –куст –том и т.д. Можно играть и по другому. Один ребёнок называет слово, другой подбирает следующее и становится за ним и т.д. строится цепочка. Затем под музыку дети двигаются змейкой.

      • «Найди знакомый предмет»

      Эту игру лучше проводить, используя слова, которые обозначают предметы окружения ребёнка. Например, те, которые находятся в группе. Вот какими могут быть задания.

      Назови предмет, который:

      — начинается на «п», «с», «к»;

      — заканчивается на «а», «р»;

      — в середине имеет звук «л», «у».

      Эта игра проводится с участием нескольких игроков, которые встают в одну линейку и договариваются, где будет финишная черта – впереди, на расстоянии 8 шагов. Задача игроков – поочерёдно произносить слова по заданной тематике, которая обговаривается предварительно. Называя слово правильно, ребенок делает шаг вперед. Тот, кто затрудняется с ответом, пропускает ход. Тематика может быть разной, например, герои мультфильмов, сказок, птицы, дикие животные, посуда и т.д. Побеждает тот, кто быстрее остальных доберётся до финиша.

      Ребенку дается задание продолжить фразу, которую начал взрослый. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребенок ясно почувствовал, о чем надо сказать в дальнейшем. Например:

      — Если на улице выпал снег, то….

      — Если на небе светит солнце, то….

      — Если птицы улетают на юг, то….

      Это упражнение развивает ассоциативное мышление. Задача ребенка – найти слово, которое логически близко примыкало бы к предыдущему. Например, к слово «зима» можно назвать слово «снег» и так далее.

      Постепенно игру можно усложнить игру, называя не по одному слову, а целые цепочки близких по смыслу слов. Например, «гном»- гора, Белоснежка, колпак.

      Полный текст материала Игровые упражнения в работе с дошкольниками с ОНР смотрите в скачиваемом файле.

      pedsovet.su