Умк развития речи детей

Мастер-класс «Развитие связной речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности по УМК «ПНШ».

Выбранный для просмотра документ развитие речи презентация.ppsx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбранный для просмотра документ РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОИ? ШКОЛЕ.doc

Развитие связной речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся.

Не все программы начальной школы уделяют такое внимание развитию речи, как УМК «Перспективная начальная школа», по которому работают наши учителя. Он создаёт все условия для успешного общения. Мне хочется познакомить вас с УМК «Перспективная начальная школа» и с учебниками филологического цикла. Слайд 2,3

Требования к образованию на сегодняшний день существенно изменились. Слайд 4,5

Характеристика изменившихся требований к образованию

Необходимость обучения общению (со сверстниками и взрослыми, предметному и деловому общению; с окружающим миром природы и культуры) и формированию позитивного отношения к людям и окружающему миру, к семье и школе, к малой родине и общему нам всем Отечеству (Слайд 4)

Необходимость формировать универсальные учебные действия (общеучебные умения и навыки) и добиваться не только предметных, но и метапредметных результатов (когда ребенок не просто усваивает определенный объем информации, но осваивает определенные способы деятельности и может применить их в новом контексте и на практике – в окружающей его жизни). (Слайд 5)

Решение этих задач требует организации комплексной и системной работы: Слайд 6

-перестройки всей системы подачи знания: переход с учительского монолога на диалогическое общение с детьми; проблематизации всего учебного материала; организации условий для самостоятельной работы и проявления инициативы самих детей по решению поставленных проблем.

Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. (Слайд 7- 10)

А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре.

Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся. Слайд 11

Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.

Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно. Должны быть учебники, которые несут в себе интересное содержание и создают хорошую речевую среду.

Наш комплект создавался не только для городских школ, но и для сельских. У учащихся сельских школ нет возможности посещать театры, музеи, картинные галереи. Поэтому «Музейный Дом» приходит в класс вместе с учебником «Литературное чтение». Слайд 12

Посредством работы с картинами, формируются коммуникативные УУД.

(Сказка «Репка») (Слайд 13) Елизавета Бём – сказка-цепочка

Борис Ермолаев – докучная сказка

Юрий Васнецов- небылица

В УМК «Перспективная начальная школа» есть учебник русского языка ч. 2, под редакцией Чураковой Н. А. Здесь достаточно много материала для развития речи учащихся. Начиная от простого и переходя к более сложным видам деятельности, дети обучаются составлять предложения, определять тему текста и его главную мысль, находить смысловые части текста, составлять тексты-миниатюры по определенным темам, знакомятся с художественными и научными текстами.

Так же здесь имеются различного вида словари, которыми дети смогут воспользоваться при письменном оформлении своих мыслей. (Слайд 15)

Таким образом, в нашем комплекте созданы все условия для успешного общения, как устного, так и письменного.

Единая система пиктограмм: чтение по цепочке, чтение по ролям, работа в парах, в малой группе, индивидуальная работа, эксперимент, наблюдение.

Активные формы и приемы организации урока:

заседания предметных клубов, «Походы в Музейный Дом», динамические паузы в рамках темы урока, выставки работ детей, взаимопроверка.

— «Развитие речи» как специально выделенная система работы, занимающая отдельную часть учебника «Русский язык»

— «Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития речи». (Слайд 17)

Как писать письмо (Р.яз. 2 ч. С. 23, раб.тетр. с.64)

Оценка сообщения (4 класс) (Слайд 18)

Основные этапы работы по классам (Слайд 19)

1 класс –работа со словом, предложением

2 класс – тема, основная мысль, план текста + членение текста на абзацы + устное и письменное изложение текста + оформление письма + владение нормами речевого этикета

3 класс –выборочное и краткое изложение + сочинение – описание, сочинение –повествование + сочинение по наблюдениям + сочинение по картине+ речевой этикет

4 класс –изложение с творческим дополнением + сочинение по картине + сочинение –рассуждение + аннотация и рецензия + речевой этикет

Работа над сочинением начинается задолго до написания самого сочинения.

В качестве тренировки провожу различные игры:

— Кто больше придумает слов? (подбор синонимов) Слайд20

— «Наоборотки» ( подбор антонимов) слайд 21

— Диктант –игра «Запоминай-ка» (Слайд 22)

— «Букву заменишь – смысл слова изменишь» ( слайд 23)

— Работа в парах и группах

В качестве тренировочного упражнения могу предложить детям задание: Придумайте для игры «Узнай по описанию» небольшие тексты по теме «Природа зимой». Работа выполняется в парах. Очень ярко и чётко проявляются индивидуальные особенности детей, работая по этой теме. Активны те дети, которые придумали тексты, но ещё более активны дети, которым трудно было выполнить это задание, но зато как легко и интересно отгадать, о чём же это придумал описания его сосед по парте? В следующий раз выполнение такого задания окажется по силам и ему. Дети с особым интересом выполняют такие задания. Здесь и загадка, и творчество, и дополнительный материал для написания сочинения, и исследование природных явлений, и самоутверждение – «А я тоже так смогу!». Такой вид деятельности хорош для раскрытия творческих способностей детей, для развития речи, а так же для развития ребёнка, как личности. Выполняя такие задания в парах, дети получают дополнительную информацию от соседа по парте; работая в группе — учатся формулировать свои мысли в совместной деятельности.

Так же прекрасным тренировочным упражнением является задания на распространение простого предложения. Такие задания можно предлагать на каждом уроке. Работать можно как в группе, так и индивидуально. Например: распространить простые предложения, используя как можно больше слов.

Дети, сами того не зная, раскрывают свои возможности, иногда с неожиданной стороны даже для них самих. Некоторым достаточно составить предложение вида «Пришла долгожданная зима», а другим — целое море фантазии, творчества раскрывает этот вид деятельности.

Ночью ударил сильный трескучий мороз и сковал тихую речку ледяным прочным мостом.

Дети с ограниченными творческими возможностями используют этот материал для написания сочинения, не испытывая при этом неуверенности в своих силах. При этом учителю предоставляется возможность использовать личные качества каждого обучаемого, его творческую направленность, его уникальность. Для других детей это отличный пример для подражания.

В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.

В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках., не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся. [3; с. 80]

Задачу, добиться творческого подъёма и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка, можно решить с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, творческое изложение, творческое сочинение. Слайд 25

Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.

Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено учащимся.

Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.

Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.

Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

В своей работе по развитию речи использую памятки при работе над изложениями, сочинениями и др. (Слайд 26-31) и дополнительный материал (слайд 32-33).

Хотелось бы поподробнее остановиться на работе с картинами. Слайды 34-37

Учебник «Литературное чтение» 2 часть с.40 (слайд 38)

«Музейный дом» Никифор Крылов «Зимний пейзаж» Мы продолжаем работать над проблемами «точка зрения» и «тема и оновная мысль произведения». Тему являет собой сама картина, а разные точки зрения выражены в её фрагментах и их названиях: меняем точку зрения на картину (фокусируем взгляд на каком-то её фрагменте, на одном из сюжетов, которые она содержит)- меняется (конкретизируется её смысл).

Как можно работать над этой не очень простой проблемой с младшими школьниками? Сначала практически – с помощью рамочки. Мы сами выделили для них несколько фрагментов, которые они рассмотрят, а потом — с помощью рамочки – найдут на картине. Этот этап очень важен –его нельзя упразднять. Дети должны сами, ползая по картине с рамочкой, найти и выделить эти фрагменты. Второй этап работы – «примерка» названий к фрагментам. Два названия применимы не к одному, а к двум фрагментам. 1) Некогда с вами разговаривать!

3) Вот так встреча!

Учебник «Литературное чтение» 2 часть с.108 (слайд 39)

Альбрехт Дюрер «Заяц» (работа в учебнике)(работа с лупой)

«Музей в твоём классе» В.Поленов «Московский дворик»

-Двор большой или маленький? Здесь есть где поиграть детям?

— Где можно спрятаться в этом дворе, если играть в прятки?

— Покажите с помощью круглой рамки детей, играющих с котёнком или щенком? Покажите плачущую девочку. Как вы думаете, почему она плачет?

— Какой цветок рассматривает девочка? Уточните с помощью лупы.

— Кто покажет заросли лопуха круглой рамкой?

— Каких животных вы видите?

Таким образом, только целенаправленная систематическая работа по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи.

1. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. «Начальная школа», 1994, №8, с. 55.

2. Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. «Начальная школа», 1998, №4, с. 40-46.

3. НуруллинаН. Н. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», 1998, №3, с. 80.

4. Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник.. 2 кл, ч 2., М,: Академкнига, 2011

infourok.ru

«Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».

«Детский сад комбинированного вида №18

п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач :

• Овладение речью как средством общения и культуры

• Обогащение активного словаря

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

• Развитие речевого творчества

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом .

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.

• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. • Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

— Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову

— Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове)

— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы :

— Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

— Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

doshkolnik.ru

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Дата публикации: 18.04.2018 2018-04-18

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Алексеева Т. А., Сычева И. И., Перепелицина Т. В. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 4-8. — URL https://moluch.ru/archive/199/49136/ (дата обращения: 24.04.2018).

Особое внимание в младшем возрасте

уделяется развитию навыков разговорной речи.

К каждому инициативному высказыванию

ребенка надо относиться бережно, поддерживать его.

В статье описан опыт работы по созданию условий по формированию разговорной речи у детей раннего возраста, через малые формы фольклора. Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатится к обыденности», не допускает обыденности восприятия, поэтому открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса.

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей.

Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира.

— для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов;

— для развития инициативной разговорной речи ребенка.

При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности.

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия.

Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:

? Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод.

? Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

? Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой».

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать.

Заклички, потешки – обращение с явлениями природы

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

  1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду» – С. Пб.: «Детство – Пресс», 2010г.
  2. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие. Т.И. Бабаева – С.Пб.: «Детство – Пресс»,2008г.
  3. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» – В.; «Учитель», 2006г.
  4. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г.
  5. Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» – М.; «Просвещение», 1985г.
  6. В.Г. Алямовская «Ясли – это серьёзно».
  7. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г.
  8. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
  9. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7
  10. Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12
  11. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г.
  12. Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.

moluch.ru

Умк развития речи детей

Логопедические занятия онлайн. Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Ей были подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с маленькими детьми. Начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Какие нарушения речи подлежат коррекции с помощью наших логопедических занятий по развитию речи: дислалия (косноязычие), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР). читать дальше

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. В этом разделе вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Обучение составлению рассказов по одной картинке или серии сюжетных картинок способствует развитию связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривание картинок развивает внимание ребенка. Составляя рассказ по картинкам, ребенок развивает мышление, когда пытается понять их содержание, причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи между событиями, изображенными на них. читать дальше

Развитие связной речи. Все согласятся, что умение связно, красиво и убедительно говорить – ценное для жизни качество в наши дни. Это умение можно и нужно у ребенка специально развивать. В данной статье мы расскажем вам об эффективных приемах развития связной речи у детей. Один из них – сочинение историй (сказок). С маленькими детьми придумывать истории лучше с опорой на зрительные образы. Самый простой вариант – вырезать из старых книг, журналов, рекламных проспектов картинки и приклеить их на картонные карточки. Реквизит готов, можно приступать к игре. Разложите карточки на столе "рубашкой" вверх. Каждый участник игры выбирает себе от 3 до 5 карточек, по которым он потом должен будет рассказать . читать дальше

Самые популярные задания

Игры для развития речи. Все родители осведомлены о том, как важно развивать речь у ребенка. Но далеко не все знают, что заниматься развитием речи у детей можно непринужденно, с удовольствием, в буквальном смысле слова играючи. В этой статье мы расскажем родителями и педагогам о лучших настольных играх для развития речи у детей. читать дальше

Логопедические занятия. Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Общеизвестно, что недостатки устной речи. читать дальше

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. В этом разделе вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Обучение составлению рассказов. читать дальше

Книги для развития речи. Большое значение для развития речи у детей имеют детские книги. Совместное чтение книг с последующим их обсуждением расширяет словарный запас ребенка, учит его связно излагать свои мысли, размышлять о прочитанном, развивает воображение. читать дальше

Развитие связной речи. Все согласятся, что умение связно, красиво и убедительно говорить – ценное для жизни качество в наши дни. Это умение можно и нужно у ребенка специально развивать. В данной статье мы расскажем вам об эффективных приемах развития связной речи у детей. Один из них. читать дальше

Словесные игры. С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в т.н. словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во . читать дальше

games-for-kids.ru