Учреждение для детей с задержкой психического развития

Письмо Минобразования РФ

от 4 сентября 1997 г. N 48

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 , направляются для использования в работе методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида

1. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

2. Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 3 — 5 лет).

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).

3. Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы (группы) (в 3 класс — в порядке исключения).

Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7- летнего возраста, принимаются во 2 класс (группу) коррекционного учреждения.

Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 6- летнего возраста, принимаются в 1 класс (группу) коррекционного учреждения.

Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7- летнего возраста в 1 класс (группу) коррекционного учреждения (нормативный срок освоения — 4 года); с 6- летнего возраста — в подготовительный класс (нормативный срок освоения — 5 лет).

4. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня — до 12 человек.

5. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.

С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VII вида в течение одного года.

6. В целях коррекции отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые занятия (не более 3 воспитанников), коррекционные занятия.

7. Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2 — 4 человек).

8. В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15 — 20 воспитанников.

psychiatr-spb.narod.ru

9.7. Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения

Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным диагнозом «задержка психического развития» вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР в результате педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения лексико-грамматических конструкций.

У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в своевременной помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.

Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются); при обратном счете испытывают затруднения, пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но затрудняются назвать конечный результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, отсутствует контроль за своим поведением. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду с незрелыми психическими функциями имеются сохранные, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Дети с ЗПР направляются специалистами лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-психолого-педагогическую комиссию (МППК) для решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение, где осуществляются лечебно-коррекционные мероприятия.

Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или специальную группу выносится МППК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.

Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:

· ЗПР церебрально-органического генеза;

· ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма;

· ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации;

· ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация, ЗПР вследствие иных причин.

Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР — церебрально-органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6—9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:

· олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;

· выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

· выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание);

· шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы;

· выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;

· частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;

· стойкий энурез, энкопрез;

· хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.

Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МППК.

После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (и отдельных случаях — о направлении в специальную школу соответствующего типа).

Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.

Для детей с ЗПР организуются:

· детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности;

· дошкольные группы при массовых дошкольно-образовательных учреждениях, детских домах общего типа;

· дошкольные группы при школах-интернатах для детей с задержкой психического развития;

· консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.

Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа — дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная группа — дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастных групп.

Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МППК.

Дошкольные учреждения и группы для детей е ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.

studfiles.net

Для детей с ЗПР. Конспект интегрированного познавательного занятия с элементами исследовательской деятельности «Поможем Золушке».

Название: Для детей с ЗПР. Конспект интегрированного познавательного занятия с элементами исследовательской деятельности «Поможем Золушке».

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие представлений об окружающем мире и о себе , в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР,

Автор: Дусанская Галина Ефимовна

Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории

Место работы: МБДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида

Месторасположение: Алтайский край, город Барнаул, проезд 9Мая,10

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида

интегрированного познавательного занятия с элементами

исследовательской деятельности в

подготовительной к школе группе для детей с задержкой

Тема: «Поможем Золушке».

Закрепить знания детей о злаковых растениях.

Развивать умение различать семена злаковых растений и делать сравнительный анализ семян.

Развивать восприятие, умение выделять свойства предметов (цвет, форма, величина)

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

Закрепить умение использовать обобщенные способы обследования предметов с помощью схем-моделей.

Выявить свойства магнита.

Развивать умение действовать в соответствии с определенным алгоритмом.

Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Развивать творческие и познавательные способности.

Развивать наглядно-образное и логическое мышление.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей.

Продолжать учить грамотно применять падежные прилагательные по отношению к существительным.

Продолжать учить детей подбирать разнообразные определения.

Развивать умение самостоятельно объединяться в подгруппы, пары для совместного труда, договариваться, помогать друг другу.

Формировать такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Развивать тонкие движения руки и зрительно-моторную координацию.

Содержание образовательной деятельности.

Дети присаживаются на занятие.

Раздается стук из другого помещения и плач.

Дети подходят к двери, выясняют, что дверь заперта.

Обсуждение проблемы: Кто это мог быть? Почему закрыта дверь? Кто же ее закрыл?

Задают вопросы тому, кто за дверью.

Золушка: Я Золушка. Меня заперла моя мачеха, а я так хочу на бал.

Дети: Обсуждают проблему: Как открыть дверь? Предлагают свои варианты. Пробуют имеющиеся ключи ( не получается открыть). Что же делать? Решают, что необходимо найти мачеху.

Входит «Мачеха» (младший воспитатель)

Мачеха: Не откроете, не старайтесь! Не поедет она на бал, она наказана, к тому же у нее очень много дел по дому. Посмотрите крупы не перебрала, кашу не сварила.

Дети предлагают свою помощь.

Мачеха: Ладно, уговорили, принимайтесь за дело.

Задание 1. Определите вид растений и их семена.

В. Ребята, как можно одним словом назвать все эти растения? (злаковые).

А еще, какие злаковые растения вы знаете?

(Пшеница, овёс, рожь , кукуруза и т.д).

А где они расту? (в поле)

Кто всё это выращивает в поле? (Земледельцы, фермеры)

Что они делают, чтобы получить хороший урожай овощей, хлеба? (ухаживают за землей, растениями, обрабатывают почву)

Какие же работы они выполняют на земле? (пашут, рыхлят, удобряют, поливают)

Дидактическая игра «Собери пазлы». ( Детям раздаются разрезные картинки растений поля, которые они должны собрать и назвать).

Это семена каких растений? (злаковых).

Задание 2. (экспериментальная деятельность).

Перебрать крупы и разместить по баночкам, согласно модели

(На модели схематично: 1-й квадратик – цвет, 2-й форма, 3-й-величина, 4-й-место произрастания, 5-й как можно отделить, 6-й как можно использовать)

В. Дети, подумайте, как можно выполнить это задание быстрее, Золушка же под замком.

Дети разбиваются попарно и выполняют работу.

Мачеха: А вот вам задание потруднее. Необходимо отделить чай и соль.

Дети предлагают варианты. Если варианты отсутствуют, педагог обучает детей приему отделения (экспериментальная деятельность с детьми).

Мачеха: Ладно, с крупой вы справились. Молодцы! Но Золушка еще суп не доварила, кашу не сварила.

Здесь различные приправы, какие из них подходят для супа, я не знаю.

Дети по запаху находят нужные приправы, объясняя свой выбор.

Из каких семян можно сварить кашу? Какая будет каша? (гречневая, кукурузная, манная и т.д).

А как можно сварить кашу? (варианты детей). У меня есть картинка-подсказка. Давайте разбираться.

Дети проговаривают алгоритм приготовления каши. С помощью условной мерки готовят определенное количество воды и крупы в соотношении 2 к 1.

Мачеха: Молодцы! Золушка предложила мне и моей дочке различные модели платьев, но работу не доделала.

Дети ищут недостающую фигуру (цвет, форма рукава, длина платья, воротник и т.д).

Мачеха: Надо же, какие вы умные! Все задания выполнили, придется отдать вам ключ. Подает детям коробку с прорезью, загадочно улыбается и убегает.

У детей снова проблема: Как достать ключ из коробки? Обсуждение.

С помощью логических рассуждений приходят к выводу, что необходим магнит, так как ключ железный.

Дети открывают дверь и выпускают Золушку.

Золушка испугана, грустная.

Золушка: Дети, спасибо вам, вы очень мне помогли. Но мне так больно и обидно, что со мной так поступили.

Воспитатель: Золушка, мы тебя понимаем и очень сочувствуем, плохо быть незаслуженно обиженной. Тем более мы знаем какая ты . Какая Золушка дети?

Дети подбирают определения (добрая, красивая и т.д).

В. Дети, мы же не можем оставить Золушку в таком настроении. Как ей помочь?

Дети предлагают поиграть в игры, которые поднимают настроение: «Ручеек», «Волшебный стул».

Выбирают «Волшебный стул» и играют.

Золушка: Спасибо, ребята, мне так стало приятно и радостно от ваших слов и внимания. Так хорошо и уютно у вас, но так хочется на бал. В честь совершеннолетия принца король дает бал и приглашает всех. Вы такие нарядные, а у меня нет красивого платья.

Воспитатель: Как же быть? Феи нет. А может быть, мы сами попробуем сотворить волшебство? Если очень сильно захотеть, может что и получится. Каким вы представляете платье для Золушки? Давайте закроем глаза, представим платье и мысленно попросим, чтобы оно появилось.

Дети закрывают глаза, проговаривают, каким они представляют себе платье для Золушки, а когда открывают глаза, на Золушке новое красивое платье.

Воспитатель: Ура! У нас получилось! Отправляемся на бал.

Дети идут на музыкальное развлечение «Бал для Золушки».

portal2011.com

Характеристика детей с задержкой психического развития;

1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низ­кий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки мото­рики, особенно мелкой.

2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего

быстро утомляются, что в совокупности с другими особен­ностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

3. Уровень психического развития не соответствует воз­расту. Инфантильны. Инфантилизм — первичное наруше­ние темпа созревания поздно формирующихся лобных сис­тем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоциональногволевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении по­знавательной активности, мотивации поведения (в частно­сти, учебной), низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развитие интеллекта не соответствует воз­расту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышле­ния (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем на­глядно-образное и словесно-логическое.

Имеются затруднения в определении причинно-след­ственных связей и отношений между предметами и явле­ниями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить раз­личия явлений противоположного характера).

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий (в норме дети могут назвать 9—13 предметов, принадлежащих к од­ной группе, дети с ЗПР — 5—7).

5. Уровень развития речи выражено снижен: речь бед­на и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например, аграмматизм.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлека­ются на уроках и быстро утомляются.

7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень

восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объек­та восприятия.

8. Память отличается малым объемом, непрочностью и

низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосред­ственное запоминание легкого материала (запоминание

однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста)

близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то,

что было выучено, забывается полностью или отличается

неточностью и трудностью воспроизведения. Основным

приемом заучивания является механическое многократное

повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала,

требующего понимания и логических приемов переработ­ки информации, значительно снижено. Непроизвольное за­

поминание также ниже границы нормы.

9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) несформирована.

10. Особенности обучения в школе. Вследствие того,

что дети не достигли уровня развития, необходимого для

перехода к учебной деятельности и ведущим видом дея­тельности для них остается игра, они не усваивают зна­ния, предусмотренные программой массовой школы. По­скольку им свойственен низкий уровень самоконтроля,

они не умеют планировать и осуществлять целенаправ­ленные усилия, ведущие к достижению поставленной цели,

что проявляется в пропуске уроков, не выполнении школь­ных заданий, отставании в усвоении учебного материала.

Уже в первом классе на основе сравнения и осознания

своего неуспеха в учебной деятельности у них складыва­ется отрицательное отношение к школе, учению, что при­

водит к формированию чувства неполноценности и еще

больше усугубляет ситуацию.

Вывод: дети с ЗПР к началу школьного возраста отли­чаются отставанием во всех сферах психической деятель­ности и неравномерностью проявлений данных отстава­ний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уров­ня потенциального развития.

Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошколь­ные образовательные учреждения компенсирующего, ком­бинированного вида или группы кратковременного пре­бывания для детей с отклонениями в развитии, где реша­ются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и оздоровительные задачи. Основными направлениями являются общее и коммуни­кативное взаимодействия; развитие тонкой ручной мото­рики и зрительно-пространственной координации, продук­тивной деятельности; предметная деятельность и игра; сенсорное и познавательное развитие; социальное, физи­ческое, музыкальное воспитание; подготовка к школьно­му обучению.

Для оказания помощи открываются группы: младшая (от 2,5 до 3,5 лет); средняя (от 3,5 до 5 лет); старшая (от 5 до 6 лет).

После окончания специального дошкольного учрежде­ния или группы ребенок, в зависимости от диагностичес­ких показателей, переводится в специальную школу со­ответствующего типа, класс для детей с ЗПР в общеобра­зовательной школе или в обычный класс Общеобразова­тельной школы.

Дети школьного возраста с задержкой психического развития могут обучаться:

1) в специальных образовательных учреждениях —

школы VII вида (организованы в нашей стране в

начале 80-х гг. XX века);

2) в коррекционных классах при общеобразовательных

школах (на основании приказа Министерства обра­зования России «О введении в действие норматив­ных документов, регламентирующих деятельность

специальных образовательных школ для детей с

К особенностям обучения в коррекционном классе от­носятся: адаптированные в соответствии со специальным образовательным стандартом программы и учебные пла­ны; изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и т. п.); индивидуально-групповая коррекционная работа.

Координационно-развивающая работа в дошкольных и школьных учреждениях, группах ведется при участии семьи ребенка.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педа­гогической комиссии (ПМПК).

Медицинскими показаниями для приема ребенка в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу являются типы задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и це­ребрально-органического генеза.

В настоящий момент в отечественной научной литера­туре существуют следующие виды классификаций ЗПР:

1) классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера

2) классификация В.В. Ковалева (1979);

3) классификация К.С. Лебединской (1986).

Рассмотрим каждую из них подробно.

Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера ЗПР

При психическом и психофизическом инфантилизме задержка психического развития первична и связана с воз­действием вредных факторов на центральную нервную си­стему в период беременности. На первый план выступает

отставание в развитии личности (личностная незрелость) и эмоционально-волевой сферы. Эмоции поверхностны и неустойчивы. С трудом формируется чувства критичнос­ти по отношению к себе, долга и ответственности. Интел­лектуально сохранны. При выполнении заданий умеют использовать помощь взрослого. Могут отмечаться либо вялость и пассивность, либо раздражительность, двига­тельное беспокойство, неусидчивость, повышенная возбу­димость. В некоторых случаях наблюдаются головные боли, сниженный аппетит, нарушения сна. Своевремен­ная и правильная психолого-педагогическая помощь при­водит к полной обратимости.

При астенических и церебростенических состояниях на первый план выходят: психомоторная вялость или воз­будимость, нарушения внимания, быстрая утомляемость и, как следствие, отвлекаемость, неспособность к длитель­ному физическому и умственному напряжению.

Астенические состояния снижают темп психического развития ребенка из-за пониженной работоспособности, быстрого выключения из деятельности, колебаний вни­мания. ЗПР имеет первичный характер, так же как и при психическом инфантилизме. Интеллектуально сохранны. Обучению мешают либо вялость, заторможенность, либо возбудимость, двигательное беспокойство, раздражитель­ность. Затруднен процесс овладения чтением (часто теря­ют строку, не выделяют предложений, читают по догад­ке, не делают смысловых ударений), письмом (не дописы­вают буквы и слова, пропускают буквы, слоги, слова, пе­реставляют буквы, соединяют несколько слов в одно), счетом (часто не овладевают приемами устного счета, са­мим понятием числа, плохо запоминают таблицу умно­жения; не могут удерживать в уме условия задачи, теряя ее отдельные элементы).

Достаточно легко корректируется при своевременной помощи даже в условиях массовой школы, но при инди­видуальном подходе, который должен включать в себя обучение в классах выравнивания, но не более трех лет, с последующим переводом в обычные классы. В процесс

обучения должны вводится игровые элементы, яркий на­глядный материал. Объем заданий должен быть меньше, чем для детей, чье развитие соответствует норме.

Психический инфантилизм и астенические состояния являются наиболее легкими формами ЗПР.

Церебрально-органическая форма ЗПР является наи­более тяжелой, распространенной и стойкой, поскольку имеет органическую природу. Причинами органических повреждений ЦНС могут быть: травмы беременной и пло­да, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожден­ные болезни плода, родовые травмы; ранние постнатальные заболевания (в первые два года жизни) —дистрофи-рующие инфекционные заболевания, мозговые травмы. В отличие от умственной отсталости, которая характери­зуется тотальным недоразвитием мозговых структур, по­вреждения ЦНС носят мозаичный характер. Физически незрелы. Наблюдается ущербность эмоционально-волевой сферы. Нарушения познавательной деятельности прояв­ляются в слабости памяти, внимания, подвижности пси­хических процессов. Данная форма ЗПР граничит с дебильностью. Отличия заключаются в том, что детям с церебрально-органической формой ЗПР, в отличие от де­тей с дебильностью, свойственны любознательность (у них имеется познавательный интерес, они задают вопросы), адаптивность (достаточно легко адаптируются в обстанов­ке), контактность, наблюдательность. Умеют пользовать­ся помощью взрослых при выполнении заданий и перено­сить опыт решения на последующие задания. Однако, в условиях массовой школы практически необучаемы. С точки зрения авторов И.А. Юркова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, данный вариант отклоняющегося развития не может рассматриваться в рамках ЗПР, поскольку име­ет постоянный характер и даже при своевременном медико-психолого-педагогическом коррекционном воздействии дети с данным видом аномалии не достигают состояния нормы ни в период обучения в школе, ни позже. Рекомен­дуется обучение в специальных классах и школах.

Классификация В.В. Ковалева. ЗПР

studopedia.su

Учреждение для детей с задержкой психического развития

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Логопедическая тетрадь. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизич.

Методика формирования ориентировки на плоскости у дошкольников с задержкой психического развития. Разделы: Работа с дошкольниками. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной нитки. Теперь он знает, что “слева” – это “там, где красная тряпочка.” На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешним мире. Но ведь есть еще верх (голова, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Базовые упражнения на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например: вперед, назад, вверх, вправо и влево – простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз – приседание. Далее ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем только взором.

АООП для дошкольников с ЗПР — это комплексная программа по оказанию помощи детям, со специфическими и. Методические рекомендации, полученные на консультациях и данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую. Материалы тетради будут способствовать как формированию грамматического строя родного языка и развитию связной речи, так и расширению кругозора дошкольника, развитию у него усидчивости и внимания.

Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится в старшей группе, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, для успешного обучения в школе. Последовательность формирования ориентировок: 1. Знание плоскости листа. Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то , что раньше называлось далеко- близко, на листе называется верх- низ. Для решения этой проблемы, сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (помогает работа на магнитной доске).

Повторите, верхняя сторона. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».

Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте. Фрагмент . II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается). В подготовительной группе на каждом занятии уделяется 1. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения: 1.

Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь: — Лист состоит из двух страниц. Тетрадь состоит из листов. Повторение названий сторон и углов листа и страницы. Изучение клеточного и строчечного микропространства: Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.

  • Широко представлен дидактический материал для развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. Трясорукова Татьяна Петровна. Феникс: Школа развития.
  • Оно может оказаться полезным для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Комплект состоит из рабочей тетради для детей 6-7 лет и учебно-методического пособия для педагогов, психологов, дефектологов. Пособие для дошкольников.
  • Старший дошкольный возраст. В книге представлена система коррекционной работы со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Интернет магазин Кварт Плюс школьные учебники, рабочие тетради, методическая литература.
  • Тип документа: рабочая тетрадь для дошкольника Целевой возраст: дошкольный возраст 6-7 лет. Количество закачек — 714.
  • В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы учителя-дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста.
  • При создании рабочей тетради я использовала различные источники для того, чтобы использовать во втором классе с учащимися с задержкой психического развития.
  • Оборудование: иллюстративный материал тетради. Понятия под, над, рядом.

Фрагмент 1: -Что вы видите на доске?- Это клетки. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку. Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради.

Можно использовать тетради с более крупной клеткой: В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки ( к безотрывному письму). Рисование фигур по точкам.

Можно ввести элементы, геометрии, черчения: Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Получился горизонтальный отрезок. Нарисуй горизонтальный отрезок длинной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку.

Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Замечание: Дети проводят линии от руки без линейки. Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, — , < ,> , =) на листе бумаги в клетку. Здесь полезно использовать готовые прописи и простые тетради. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решение арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей. Замечание: Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы: “Количество и счет” (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических примеров и др.); “Величина” (рисование отрезков разной длины, рядов и др. Следовательно, одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.

Другим принципом построения является повторяемость программного материала. Детям с интеллектуальной недостаточностью требуется значительно большееколичество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой – для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. Следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая форма занятий.

Кроме свойств предметов, ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Для этого педагог также использует игровую форму занятий и подражание. Дети строят, по подражанию действиям педагога, несложные конструкции, в которых нужно учитывать пространственное расположение элементов — –внизу, наверху, рядом. Ищут спрятанные предметы внизу, под шкафом, наверху, на шкафу и т. Для этого проводятся игры типа “Вертушки”, конструирование по рисунку – образцу, зарисовка конструкции сначала взрослым на глазах у детей, а затем самими детьми. На квадратном листе картона в середине наклеивается цветной круг. К кругу сверху, снизу, справа и слева ведут дорожки – пазы между наклеенными на основной лист картонными рейками.

В эти пазы может вставляться и свободно двигаться в них квадрат того же цвета, что и круг. У педагога является плоскостной образец сложной формы, представляющий собой соединенные квадрат и круг того же цвета, что и на “вертушке”. Педагог кладет свой образец рядом с ”вертушкой” ребенка и предлагает ему сделать такую же.

Чтобы фигура получилось точно такой же, как образец, ребенок должен сопоставить форму и пространственное расположение частей образца и повторить их.

instrukciyabackup.weebly.com