Учет индивидуальных особенностей в воспитании ребенка

Учет индивидуальных особенностей в воспитании ребенка

В развитии человека оказывается общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста; особое отличает отдельного человека. Особое в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выражен ним особенным — индивидуальностьютю.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, нравственных, социальных и других качеств человека, которые постоянно выделяют одного человека от других людей. Природой щедро одарен человечески кий род: на. Земле не было, нет и не будет двух одинаковых людей. Каждый человек — единственная и неповторимая в своей индивидуальноститі.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем найризнома анитниших типологических особенностей высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие создаваемых качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности, они в значительной степени обусловливают формирование всех. Как-тостей.

Должны учитываться в воспитании и обучении индивидуальные особенности? зходження. Первая точка зрения — массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской забот и. Никаких различий не должно быть в воспитании истинных и ленивых, одаренных и способных, старательных, любознательных и тех, кто ничем на свете не интересуется. Человек, который закончил тот или иной тип учебного ного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом учебной подготовки и воспитанности, определенным в данном учебном заведенииакладі.

Очень убедительно эту мысль выразил. Гегель:»Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовывать ься с ней и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем. НЕ основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленно м порядке, по общим для всех правилам. Здесь приходится заботиться о том,. Чтобы дети отвыкалы от своей оригинальности,. Чтобы они умело и хотели исполнять общие правила и усваивалы себя результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание»(Гегель. Соч. М, 1946 -. Т VII — с 82946. -. Т. VII. -. С. 82).

Отечественная педагогика придерживается. Других позиций: воспитание должно максимально учитывать индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики, заключается в управлении развитием люди ини, основанный на глубоком знании черт личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление задач и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьник а, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям для того, чтобы обеспечить определенный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Индивидуального подхода особенно нуждаются»трудные»воспитанники, малоспособных школьники, а также дети с ярко вираж еною задержка в развитиикою у розвитку.

Вопросы и задания

1. Что такое возрастная периодизация?

2. Что является основой возрастной периодизации?

3. Что такое возрастные особенности?

4. Что такое акселерация?

5. Сформулируйте закономерности физического развития

6. В чем сущность закона неравномерности развития?

7. Какие периоды называются сензитивными?

8. Охарактеризуйте особенности физического, духовного и социального развития:

а) младших школьников;

б) учащихся среднего школьного возраста;

9. Что такое социализация личности и как она осуществляется?

10. В чем причина переживаний подростками трудностей развития?

11. Охарактеризуйте особенности духовного и социального развития учащихся старшего школьного возраста?

12. Как формируются нравственные и эстетические качества старшеклассников?

13. Что такое индивидуальные особенности и какие взгляды существуют на учет их в учебно-воспитательном процессе?

uchebnikionline.com

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания

Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути.

Пед. деятельность включает в себя рефлексивные процессы . Ю.Н. Кулюткин определяет их так: « Это процессы отражения одним человеком ( педагогом) « внутренней картины мира» другого человека ( ученика). Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности; понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию; объяснять, почему так, а не иначе».

Умение видеть ученика, постигать его индивидуальность в процессе его личностного становления, педагог должен развивать в себе сознательно, доводить все стороны социальной перцепции до уровня профессионально значимого качества и творчески применять результаты познания детей для решения задач учебно- воспитательной работы.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются « трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Научные основы индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания были заложены К. Д. Ушинским в его работе « Человек как предмет воспитания». Для того , чтобы всесторонне воспитать человека утверждал он, его нужно узнать во всех отношениях.

Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения. Как указывается в педагогическом словаре , реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка.

Индивидуализация — организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся уровень развития их способностей к учению ( Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т.2. С.201).

Индивидуализация обучения иногда рассматривается как стратегия обучения.

Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Дифференциация – учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Различают следующие 2 вида индивидуального подхода: на основе учета комплекса различных особенностей ученика и на основе учета какой-либо отдельной особенности.

Большинство авторов исходят из комплекса, где доминирует уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей.

Е.С. Рабунский исходит из трех основных особенностей учащихся- уровень успеваемости; уровень познавательной самостоятельности; степень действенности интереса к учению.

Цели индивидуализации следующие:

  • Обучающая— углублять и расширять знания учащихся, повышать уровень их знаний, умений и навыков, исходя из интересов и способностей.
  • Развивающая- формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.
  • Воспитание личности – индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специфических особенностей ребенка.
  • Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Основные варианты индивидуализации.

  • Дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплекса этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и программам ( классы, школа).
  • Внутриклассная ( внутригрупповая) индивидуализация учебной работы.
  • Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: убыстренном ( акселерация), замедленном ( ретардация).
  • На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать ученику успешно учиться. К их числу относится реальный запас знаний, умений и навыков; уровень развития ребёнка; особенности процессов восприятия, мышления, памяти , воображения, эмоционально-волевых качеств; темп и особенности познавательной деятельности и многие другие показатели готовности ребенка к обучению в данном классе, по данному учебному предмету.

    Определенную роль в учебной деятельности и поведении ученика играют также его темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношений с учителем, учащимися, положение в классном коллективе, состояния здоровья ,настроение.

    Необходимо учитывать некоторые возрастные особенности учащихся начальных классов, в частности их ситуативность, динамичность психических состояний, зависимость обучаемости и податливости воспитательным влияниям от характера учебной деятельности и поведения, их оценки учителем, учащихся класса и самим учеником; от самочувствия ребёнка детского и младшего подросткового возрастов.

    psychology-konspect.org

    41. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей в воспитании детей.

    В связи с особенностями роста и развития человека в педагогике принята следующая возрастная периодизация: от рождения до 1 года — младенческий возраст, от 1 года до 3 лет — предшкольный, от 3 до 7 лет — дошкольный возраст, от 7-8 до 11 лет — младший школьный возраст, от 11 до 14 средний школьный возраст, от 15-16 до 17-18 лет — старший школьный возраст.

    Особенности младшего школьного возраста.

    Для младших школьников продолжает быть характерным стремление к подражанию и податливость воспитательным воздействиям. Эту особенность воспитателю надо использовать для формирования у детей полезных привычек и навыков культурного поведения.

    Особенности среднего школьного возраста.

    Подросток стремится к самоутверждению, он ищет возможности показать свою взрослость. Воспитателям необходимо подсказать пути разумного применения этих стремлений и предупредить вредные привычки. Ведущий мотив поведения — занять среди товарищей достойное место. Поэтому их может привлекать общественная деятельность, в том числе спортивная. К учителю и старшим проявляется критическое отношение. Очень ценятся подростками высокая квалификация учителя, справедливая требовательность, внимание к его интересам, переживаниям.

    Особенности старшего школьного возраста.

    В этом возрасте значительно укрепляется воля, развивается волевая активность, выдержка и самообладание. В юношестве ярко выражена тенденция к самовоспитанию и самообразованию. Поэтому в педагогическом воздействии необходимы внимательность, чуткость, искренность отношений, умелое направление поведения без подавления самостоятельности. Учитель должен постоянно изучать особенности учебной, трудовой, игровой и спортивной деятельности своих воспитанников, уровень их умственного и физического развития, черты характера, отношение к окружающим и к самому себе. Полезно вести постоянный фиксированный учет этих особенностей. На этой основе следует разрабатывать для себя программу воспитательной работы с каждым учеником.

    В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные особенности. Под индивидуальными особенностями понимаются устойчивые и существенные особенности направленности личности, ее интересов, характера, умственной и двигательной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других.

    Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

    Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются « трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

    studfiles.net

    УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Какие возрастные особенности учителю приходится иметь в виду при воспитании сознательной дисциплины младших школьников? В высшей нервной деятельности младших школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

    Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших школьников, их импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением.

    Младшие школьники очень подвижны и деятельны. Но они быстро устают от однообразных занятий. Эта их особенность требует от учителя смены видов и форм деятельности, использования разнообразных методов обучения и воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно в первый год, не привыкли еще готовить пересказ в уме, безмолвно выполнять упражнения. Поэтому они часто говорят вслух, подкрепляют свои умственные действия некоторыми движениями рук. С этим приходится также считаться при обучении детей умению коллективно работать. Учитывая образность мышления младшего школьника, приходится широко пользоваться в воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами, наглядностью и другими средствами.

    Большая эмоциональная возбудимость младших школьников требует от учителя более широкого использования метода поощрения, сочетаемого с возрастающей требовательностью к их поведению. Но даже в пределах младшего школьного возраста методика воспитания учащихся существенно меняется.

    При наблюдении за детьми учитель очень скоро обнаруживает, что одни капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы эти недостатки не превратились в постоянные черты характера, учителю важно направлять свои усилия на устранение этих условий. Но сделать это сразу не удается. Да к тому же только устранение условий не обеспечивает исправления недостатков в характере детей. Не следует забывать, что недостатки характера складывались постепенно и являются относительно устойчивыми. Каждый недостаток может быть исправлен определенной системой мер.

    В работе с капризными и упрямыми детьми необходим ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к такому отношению учителя, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов.

    Застенчивых детей приходится постепенно включать в жизнь коллектива. Приучение, тренировка — наиболее рациональные приемы работы с медлительными, рассеянными учащимися.

    Дисциплинированность является важной чертой характера и тесно связана со всеми другими свойствами личности. Особенно большое значение имеет воспитание выдержки у детей.

    Важную роль в воспитании дисциплины играет учет интересов школьников, их использование для вовлечения в полезную и интересную работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы. Воспитательная работа требует от учителя большого внимания к детям, учета всех изменений в характере и поведении учащихся. Только тогда учитель безошибочно наметит план действий по отношению к своим воспитанникам.

    xn--80aaivjfyj3e.com

    Вопрос 10. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в обучении

    Учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся в воспитании.

    Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

    С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же

    возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

    В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды

    развития детей и школьников:

    младенчество (до 1 года),

    ранний детский возраст (2—3 года),

    преддошколъный возраст (3-5 лет),

    дошкольный возраст (5—6 лет),

    младший школьный возраст (6—10 лет),

    средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет),

    старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет).

    Особенности развития и воспитания младших школьников.

    — большая подвижность, стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные

    виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы и т.д.

    — Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия.

    — очень важно формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

    Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей.

    Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. Физическое развитие средних школьников характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

    — характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное)

    мышление и логическая память.\

    Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

    Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация.

    studopedia.ru