Требования к использованию методов воспитания

/ методика обучения и воспитания

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ОЗО по предмету « Методика обучения и воспитания по профилю «НО».

Ответьте на вопросы к зачёту письменно:

1. Сущность эстетического воспитания детей. Основные требования к эстетическому воспитанию в школе. 2. Дайте определение понятия система эстетического воспитания. Охарактеризуйте особенности системы эстетического воспитания и ее принципы

3. Расскажите о значении учебного процесса в эстетическом воспитании и требованиях к его организации. 4. Роль и значение обучение пению, музыке, изобразительному искусству в начальных классах? Перечислите основные требования к этим урокам. 5. Какие средства и формы внеклассной работы используются в эстетическом воспитании школьников? 6. Игры-драматизации в эстетическом воспитании младших школьников. Подберите несколько игр-драматизаций для класса и одну из них проведите с детьми. 7. Использование природы в эстетическом воспитании детей. Разработайте план экскурсии или прогулки в природу.

8. Дайте характеристику дисциплины в обществе, покажите ее влияние на характер школьной дисциплины.

9. А. С. Макаренко о дисциплине и исходных положениях воспитания сознательной дисциплины. 10. Учебная, трудовая, общественная деятельность в воспитании сознательной дисциплины учащихся. 11. Используя книгу «Азбука нравственного воспитания», сформулируйте рекомендации по формированию у школьников привычек культурного поведения. 12. Законы и правила, которые необходимо учитывать в организации труда детей, чтобы он лучше содействовал воспитанию личности школьника. Требования предъявляемые к организации уроков труда. 13. Ознакомление детей с трудом взрослых. Разработка и проведение экскурсии на производство. 14. Содержание нравственного воспитания учащихся. 15. Воспитание детей в духе гуманности: значение, пути. 16. Условия выбора темы этической беседы. Сформулируйте темы этических бесед с учащимися начальных классов. Чем вы мотивируете такую формулировку? Какую литературу можно рекомендовать своим товарищам для проведения этических бесед? На чем основаны ваши рекомендации? 17. Методы воспитания, их своеобразие и отличие от методов обучения. 18. Охарактеризуйте основные черты творческого подхода к использованию методов воспитания. 19. Какие формы приучения и упражнения используются в воспитании младших школьников? 20. Дайте характеристику методов поручения и соревнования. 21. Подберите игры для формирования навыков культурного поведения, гигиенических навыков и привычек. 22. Планирование этической беседы.

23. Поощрения и наказания в воспитании младших школьников. 24. Место класса в коллективе школы. Пути сплочения коллектива. 25. А. С. Макаренко: закон движения коллектива, этапы в его развитии, смена позиции педагога на этапах развития коллектива, развитие требования и контроля. 26. Пути изучения и совершенствования коллективных связей воспитанников.

27.Формирование личности в процессе развития коллектива: единство воспитания в коллективе и индивидуального подхода к воспитаннику. 28. Условия успешного управления процессом формирования коллектива.

29. Теория воспитания: задачи, комплексный подход и пути его осуществления в деятельности классного руководителя. 30. Сущность процесса воспитания и его особенности в сравнении с процессом обучения. 31. Закономерности процесса воспитания, его организация, учет в его управлении. 32. Роль самовоспитания и перевоспитания в процессе воспитания. 33. Принципы воспитания. 34. Место и значение, виды проверки знаний в обучении и воспитании учащихся. 35. Устный опрос учащихся, письменные и контрольные работы. 36. Система оценивания в школе..

37. Развитие и совершенствование формы обучения. Урок как основная форма организации учебной работы. 38. Основные показатели оценивания результативности урока, повышения эффективности урока 39. Типы уроков, применимые в начальной школе. 40. Воспитательное значение урока

41. Роль урока в трудовом воспитании учащихся. 42. Тематическое планирование учителя.

43. Проведение экскурсии в природу: планирование, педагогическое обоснование. 44. Рациональные способы организации домашней работы учащихся. 45. Дополнительная работа с учащимися начальной школы. 46. Особенности системы учебной работы учителя в малокомплектной школе.

Распределите темы для РЕФЕРИРОВАНИЯ и напишите реферат:

studfiles.net

§ 2. Принципы воспитания, их характеристика

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику.

Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый):

— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— опора на положительное в воспитаннике;

— единство воспитательных воздействий.

1. Общественная направленность воспитания.

Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа — социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.

Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

— понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

— уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

— развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

— понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

— сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

— бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

— нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

3. Опора на положительное в воспитаннике.

Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.

Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного — задача воспитания.

4. Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания. Он требует:

— гуманного отношения к личности воспитанника;

— уважение прав и свобод;

— предъявление посильных и разумно сформулированных требований;

— уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;

— уважение права человека быть самим собой;

— доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

— ненасильственного формирования требуемых качеств;

— отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;

— признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

— постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

— умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;

— постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

— своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;

— максимально опирался на собственную активность личности;

— сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

— развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. 6. Единство воспитательных воздействий.

Данный принцип — принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Выберите верный вариант ответа

1. Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям, это требование принципа:

a) личностного подхода;

b) общественной направленности воспитания;

c) гуманизации воспитания;

о) опоры на положительное в воспитании.

2. Принцип координации усилий школы, семьи и общественности — это принцип:

a) общественная направленность воспитания;

b) единство воспитательных воздействий;

c) связь воспитания с жизнью, трудом; о) личностный подход.

3. Принцип, требующий подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания — это принцип:

a) единство воспитательных воздействий;

b) гуманизация воспитания;

c) общественная направленность воспитания; о) связь воспитания с жизнью, трудом.

4. Положение о том, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях положено в основу принципа:

5. Философское положение «о противоречивости человеческой природы» является основой принципа:

a) личностный подход;

c) опора на положительное в воспитании; о) единство воспитательных воздействий.

6. Предъявление посильных и разумно сформулированных требований — это требование принципа:

b) опора на положительное в воспитании;

c) гуманизация воспитания;

о) единство воспитательных воздействий.

7. К требованиям, предъявляемым к принципам воспитания, не относятся:

texts.news

Принципы и методы семейного воспитания

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

— неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

— бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

— авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

— безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

— отсутствие нормального психологического климата в семье;

— фанатизм в любых его проявлениях;

— безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному — воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

— дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

— родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

— воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

— диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

— личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

— воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

— все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

— оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула. Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

• от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;

• отношения в семье и образа жизни;

• числа детей в семье;

• родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

• личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

• опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Непосредственное(прямое) родительское требование Опосредованное(косвенное) родительское требование

• в виде поручения • в виде показа образа

• категорического приказа • напоминания

• другие виды • переключения

Основные условия действенности родительского требования

1. Положительный пример родителей

4. Учет возрастных особенностей детей

5. Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников

6. Уважение личности ребенка

9. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей

10. Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

pedsovet.su

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы – задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих

определенную последовательность действий:

— определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

— выдвижение гипотез их решения;

— обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

— обсуждение способов оформление конечных результатов;

— сбор, систематизация и анализ полученных данных;

— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

— выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).

Исследовательский проект по праву – имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Он предполагает аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и обозначения методов. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Например, проекты: «Вопросы права в Библии», «Право собственности в Россиии за рубежом» и др.

Творческий проект – имеет не столь строго проработанную структуру, однако все же строится по известному алгоритму:

1) определение потребности;

2) анализ существующих объектов;

3) обозначение требований к объекту проектирования;

4) выработка первоначальных идей;

6) выбор одной идеи;

9) оценка (рефлексия).

Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет,

праздник, экспедиция, видеофильм и т.д.). Например, проекты по праву: «Свобода информации или библиотека будущего», «Город детства».

Игровой проект – предполагается, что учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Например, проект: «Заседание Конституционного суда». Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п.

Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить вначале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационный проект – этот тип проектов, призванный научить учащихся добывать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, методы анкетирования и т.д.), её обработки и презентации. Например, проект: «36 конституций мира».

— Реализация в учебном плане

-Типологические признаки проекта

Практико-ориентированный проект – это проект чётко ориентирован на результат, затрагивающий непосредственно интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.

Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта и, но и его организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентаций полученных результатов и возможных способов внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. Например, проекты: «Мой безопасный двор», «Устав моей школы».

Реализация метода проектов как технологии на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Примерные темы итоговых, исследовательских правовых проектов.

— Тоталитарные секты: мифы и реальность.

— «Новые русские»: стереотипы восприятия.

— PR – технологии в избирательных компаниях.

— Альтернативная служба в армии.

— Правосознание советского обывателя (по рассказам М. Зощенко).

— Вопросы права и законности в народном фольклоре.

— Данные биологии и химии на службе следствия

— Приватное пространство ребёнка и др.

Алгоритм реализации проекта.

1. Начальный этап:

— определите тему проекта, изученность ее, сформулируйте его основную цель;

— подберите рабочую группу;

— обсудите задание, подберите информацию.

2. Планирование деятельности по выполнению проекта:

— сформулируйте и уточните задачи; определите средства достижения цели;

— познакомитесь с библиографией;

— выберите и обоснуйте свои критерии успеха;

— распределите роли в команде.

3. Принятие решения по выполнению проекта:

— систематизируйте собранную информацию;

— проведите анализ и синтез идей;

— выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы;

— составьте и уточните план этой деятельности.

4. Выполнение проекта:

— выполните намеченное исследование;

— проведите работу над проектом;

5. Оценка результатов:

— проведите качественный самоанализ, самооценку проекта, достигнутых результатов и достижения поставленной цели;

— отдайте проект на рецензию.

6. Защита проекта.

Важным и сложным этапом является оценивание проекта. Можно предложить два подхода:

«Просвещение», Москва, 1978 г.

Книга приведена с сокращениями

Методы воспитания — это способы воздействия воспитателей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития качеств нового человека, строителя коммунистического общества.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива. Так, А. С. Макаренко настойчиво советовал использовать нравственное просвещение после того, как коллектив достигнет достаточно высокого уровня развития и у него возникает потребность в изучении вопросов нравственности.

Использование того или иного метода воспитания зависит и от конкретной педагогической ситуации. Интересные мысли о методике предъявления требований высказаны А. С. Макаренко: он не рекомендовал предъявлять требования в том случае, если воспитатель не уверен, что они будут выполнены воспитанниками.

Воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. По-разному строится, например, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Однако среди всего разнообразия методов есть и такие, которые имеют значение для всего процесса воспитания.

Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. Творческий подход к использованию методов — обязательное условие успеха воспитания. Возможность такого подхода во многом зависит от решения теоретических вопросов, в частности классификации методов воспитания.

Классификация методов воспитания важна в том отношении, что позволяет ярче подчеркнуть специфичность того или иного метода, точнее определить его назначение в воспитательном процессе.

До последнего времени методы воспитания подразделялись на две основные группы:

методы формирования общественного поведения и организации деятельности школьников — приучение и упражнения, пример, игра,соревнование;

методы формирования сознания — беседы, диспуты, лекции, обсуждения материалов прессы, литературных произведений, кинофильмов.

Взгляды и убеждения формируются не только с помощью слова воспитателя, но и в процессе разнообразной деятельности. Поэтому в воспитательном процессе методы формирования сознания и организации деятельности выступают в единстве. Подразделение их на две группы не отделяет методы друг от друга, а позволяет лишь подчеркнуть большую направленность одной группы методов на ocoзнание своего поведения, другой — на формирование его привычных форм.

В практике воспитания можно встретить различные комбинации этих методов в воспитательном процессе. Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности ребенка.

Некоторые из перечисленных методов могут выступать в процессе воспитания то в качестве метода, то в качестве средства воспитания. Это относится прежде всего к игре, трудовой деятельности, работе с книгой, газетой. Динамичность, подвижность понятий объясняется сложностью самого процесса воспитания.

А. С. Макаренко предупреждал учителей от трех типов ошибок в использовании методов воспитания, он не советовал использовать методы без проверки их на практике, предостерегал от фетишизации отдельных методов, т. е. предпочтения одного метода всем другим, использования одного метода в отрыве от других. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным».

А. С. Макаренко рекомендовал творчески применять разнообразные методы воспитания с учетом зрелости коллектива, индивидуальных особенностей отдельных воспитанников и конкретной педагогической ситуации.

Метод приучения предполагает определенную, до деталей продуманную организацию жизни учащихся, их труда, отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил с целью формирования привычных норм поведения.

Приучение, особенно в начальных классах, начинается с показа образца того или иного поведения самим учителем, при помощи демонстрации картин, чтения яркого рассказа.

Важным моментом приучения необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он дает детям. Большое значение имеет и та атмосфера, которая складывается в ученическом коллективе. Если учащиеся без боязни могут оценить поведение товарища, поспорить, задать учителю любой вопрос — такая обстановка благоприятно влияет на отношение учащихся к новым нормам и правилам поведения. Важное значение в приучении занимает и контроль со стороны старших (учителя, родителей) за поведением детей. Очень важно, чтобы этот контроль был регулярным, систематическим, тщательным, тогда он приведет к формированию привычных норм поведения.

Метод приучения может варьироваться в зависимости от возраста и условий воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Воспитатель может дать ребенку определенное поручение (дежурство по классу, наблюдение за чистотой). В ходе его выполнения воспитанник овладевает необходимыми нормами поведения. Так обычно идет приучение детей-дошкольников и младших школьников. Но иногда перед детьми открыто ставится задача научиться вести себя определенным образом, например быть вежливым, предупредительным. В этом случае большое значение приобретает показ детям конкретного образа и умение вызвать у них стремление подражать ему.

Может быть намечен и третий путь. Суть его состоит в том, что учитель рисует перед учащимися яркий образ человека, поведение которого вызывает чувство симпатии и стремление подражать ему.

Важное место в воспитании занимают разнообразные упражнения. Они самым непосредственным образом связаны с приучением. В учебной работе упражнения используются для формирования у учащихся умений и навыков. В некоторых случаях упражнения в воспитании выполняют ту же самую роль.

Вместе с тем упражнения в воспитании отличаются от учебных тем, что многие из них включаются в жизнь и быт учащихся и выполняются ими в различных жизненных ситуациях незаметно для самих детей.

Упражнения должны использоваться в воспитании не только как метод привития внешних манер поведения, но и как путь формирования целостной личности человека. Поэтому в использовании приучения и упражнения важно, чтобы дети испытывали внутреннее удовлетворение достигнутыми результатами в поведении и испытывали стремление к совершенствованию своей личности.

Большое влияние на детей оказывает повседневное поведение взрослых. Сила воздействия примера на младших школьников основана на способности детей к подражанию. Не имея достаточных знаний, убеждений и жизненного опыта, дети очень внимательно присматриваются к поведению окружающих людей. Эта склонность была замечена педагогами сравнительно давно. Еще Я. А. Коменский отмечал, что маленькие дети учатся раньше подражать, чем познавать.

Сила воздействия примера заключается и в том, что окружающие не навязывают детям своих взглядов, поступков, дети сами замечают их, они привлекают их внимание и принимаются ими в качестве образца поведения. При этом не следует забывать, что дети не всегда правильно понимают поведение окружающих людей и часто принимают развязность и недисциплинированность за смелость, упрямство за настойчивость, удаль за храбрость. Поэтому важно уже с первых лет обучения вести работу по формированию нравственных идеалов учащихся. У детей есть уже первые представления о нравственном идеале. И хотя ребенок не дает обобщенного ответа на вопрос, каким человеком он хочет стать, он называет известные ему имена людей в качестве идеала. Перед учителем встает задача расширить круг знаний учащихся о выдающихся людях прошлого и настоящего.

Большое влияние оказывает на детей пример учителя и родителей. Они должны всегда помнить об этом и быть требовательными к самим себе. Вряд ли следует перечислять требования к учителю и родителям. Их можно выразить очень кратко: если воспитатели хотят сформировать то или иное качество у детей, они должны сами обладать этим качеством.

Анализ воспитательной практики показывает, что идеалы, стремления детей изменяются в зависимости от характера деятельности, которой занят коллектив. Поэтому деятельность, наполненная благородным, общественно значимым содержанием, оказывает на детей огромное воспитательное влияние. Многие пионерские организации, например, с большим энтузиазмом изучают боевой путь отцов, деятельность подпольных организаций и партизанских отрядов в годы войны, изучают трудовой путь ударников коммунистического труда. Эта патриотическая деятельность вызывает у школьников стремление быть похожими на них.

Таким образом, воспитательное воздействие примера связано не только с тем, что учащиеся наблюдают в жизни, изучают, но и с организацией их разнообразной деятельности.

Игра. По меткому замечанию А. С. Макаренко, игра для ребенка имеет «то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Чем меньше дети, тем большее значение в их деятельности занимает игра. Учитель, недооценивающий роль игры в воспитании младших школьников, не сможет добиться больших успехов в своем труде.

А. С. Макаренко, придавая огромное значение игре, в руководимых им учреждениях включал игру в жизнь воспитанников. Он стремился к тому, чтобы игра обеспечивала радость жизни и прививала детям любовь и интерес к ней. В его практике использовались игры, отвечающие тем или иным педагогическим целям, и просто веселые игры, создающие бодрое настроение, дающие возможность воспитанникам отдохнуть. А. С. Макаренко стремился создать комплекс разнообразных игр, требовал постоянной работы над их совершенствованием, призывал заменять игры, если они больше не соответствуют жизни коллектива и перспективам его развития.

Важным условием воздействия игры на воспитанников он считал активное участие самих детей не только в проведении игр, но и в их создании, не умаляя и роли педагога в организации игры. Педагог, по его мнению, всегда должен представлять себе цель игры, которую он проводит, и идти именно к этой цели. В практике работы А. С. Макаренко многие игры перерастали в трудовую деятельность, а в трудовых делах часто присутствовал элемент игры.

В практике воспитательной работы используются настольные, подвижные, технические, литературно-театральные игры, аттракционы.

Большое значение в жизни ребенка имеют ролевые игры. В ролевой игре дети воссоздают в доступной для себя форме те отношения, которые складываются между взрослыми. Взяв на себя определенную роль, ребенок выполняет необходимые правила, обязанности и усваивает эти правила, приобретает навыки и привычки поведения.

Ролевая игра носит коллективный характер. В ходе игры между детьми складываются и постепенно закрепляются отношения, встречающиеся в коллективах взрослых. По мере роста ребенка наряду с ролевыми играми важное значение приобретают дидактические и подвижные игры.

С началом обучения роль игры несколько отодвигается на второй план. Однако это не значит, что учение должно вытеснить игру целиком. В данном случае меняется характер игры, ее содержание, но ее роль в воспитании детей остается значительной. Для младшего школьника на первый план в ролевых играх выдвигаются качеегиа тех людей, которых они изображают. Особенно привлекают школьников сила, смелость, ловкость. Дети стремятся преодолевать препятствия, совершают смелые поступки, переносят воображаемые трудности. С расширением кругозора к концу обучения в начальной школе учащиеся начинают стремиться к преодолению реальных трудностей. Их игровая деятельность переплетается с трудом, общественной работой. Игровой элемент становится важным путем вовлечения детей в разнообразную деятельность.

Такой прием необходим в тех случаях, когда цели деятельности важны для детей, но недостаточно привлекательны или когда цель является важной, но сам процесс деятельности не приносит детям удовольствия. Введение элементов игры вызывает у детей стремление как можно лучше выполнить работу и формирует у них ответственное отношение к любым делам.

При организации игровой деятельности важно соблюдать ряд педагогических условий. Прежде всего не следует навязывать игру детям, стеснять их творчество и самостоятельность. Надо позаботиться и о том, чтобы игра достигала воспитательного эффекта. Важное значение, особенно для младших школьников, имеет и внешнее оформление игры.

Поручение. С первых дней обучения учитель стремится вовлечь детей в разнообразную деятельность коллектива при помощи поручений. По своему характеру поручения могут быть эпизодическими и постоянными. Основная функция поручений — обеспечить приобретение детьми опыта выполнения общественных обязанностей, а также формирование правильных коммунистических отношений между людьми.

Поручения могут давать учитель и коллектив. В I классе, когда не проявились еще ростки коллектива и опыт общественной работы детей незначителен, учитель использует в основном прямое поручение. Но уже на этом этапе он стремится показать значение выполняемого отдельными учениками поручения для всего класса. По мере развития коллектива учитель стремится сочетать прямые поручения с поручениями коллектива. Однако он постоянно следит за тем, кому и какие поручения дает коллектив, стремится помочь, посоветовать, поправить учащихся. При этом учителю важно опираться на знание педагогических условий, повышающих эффект воздействия поручения.

Важнейшим из них является доведение до сознания ученика общественной значимости поручения, разъяснение ученику значения порученного дела для коллектива. Это неизмеримо повышает его ответственность за порученное дело и оказывает большое воспитательное воздействие на ученика.

Важное значение имеет также создание положительного отношения к поручению. Это становится возможным при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей (интересов, склонностей) ученика. Если ученик регулярно читает «Пионерскую правду», то поручение сделать обзор газеты будет принято им с энтузиазмом. Мальчик, интересующийся спортивными событиями, с удовольствием сделает обзор этих событий.

Большое воспитательное значение имеет организация коллективного контроля за ходом и результатами поручений. В такой работе формируются отношения ответственной зависимости, так необходимые в любом коллективе.

Соревнование содействует развитию творческих сил и повышению активности учащихся в различных видах деятельности (труде, общественной работе) и предполагает равнение на передовых, помощь отстающим и на этой основе достижение коллективом более высоких показателей своей работы.

Соревнование может быть индивидуальным (участие в олимпиадах, конкурсах) и коллективным (сбор металлолома). Соревнование на лучший отряд, дружину является коллективным. Важно добиться сочетания всех форм проведения соревнования.

Одним из условий действенности соревнования является умение вызвать у детей желание принимать в нем участие. Отдельные виды соревнований можно им и предложить. В этом случае надо умело настроить детей на участие в соревновании.

Важно далее, чтобы перед соревнующимися выдвигались все новые привлекательные цели, условия должны быть доступными, оформление соревнования — красочным.

Действенность соревнования повышается, если его итоги регулярно подводятся.

Беседа используется учителем для информации учащихся о важнейших политических событиях в нашей стране и за рубежом. В последние годы Министерство просвещения СССР совместно с Академией педагогических наук СССР разрабатывало методические материалы в помощь учителям. В этих рекомендациях учитель может найти разнообразный материал для проведения бесед с учащимися различных возрастов.

При помощи беседы учитель сообщает учащимся новые сведения о науке и технике, об искусстве и спорте, а также формирует нравственные представления и понятия. Беседа может проводиться с одним учеником, группой и всем классом.

Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Подготовка и проведение этической беседы представляют для начинающего учителя значительные трудности. Важными вопросами методики проведения этической беседы являются выбор темы, ее подготовка и проведение. Тематика бесед определяется в основном Правилами для учащихся. При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знаний и опыта детей, их поведение.

Моральные нормы, будучи отвлеченными понятиями, осознаются школьниками труднее, чем правила грамматики или математики. Обязательным условием формирования нравственных представлений и понятий является активизация мыслей и чувств ученика. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию наглядности. Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры, диафильмы, картины.

Особую трудность для начинающего учителя представляет индивидуальная беседа. Чаще всего учителя проводят индивидуальные беседы с учеником после того, как он совершил тот или иной проступок. Такая беседа проводится, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Многие учителя проводят индивидуальные беседы с детьми в определенной системе. С одним учеником проводится беседа о завоевании авторитета у товарищей, с другим — о занятиях по математике, с третьим — о соблюдении режима дня, о гимнастике и т. д. Такая беседа проводится после предварительной подготовки и приносит большую пользу детям.

После беседы учитель намечает систему дел, направленных на закрепление правил поведения. В начальных классах с этой целью широко используются разнообразные игры. Так, для закрепления правил поведения в общественных местах дети организуют, например, игру в театр.

Есть своеобразие в проведении бесед по вопросам культуры, искусства, спорта.

Замечательным образном этической беседы являются письма к пионерам Н. К. Крупской. Эти письма, а также анализ богатой практики школы позволяют наметить некоторые вопросы методики проведения беседы. Как выбрать тему беседы и как ее назвать? Это немаловажный вопрос. Название должно быть ярким, точным, выражающим ее основной смысл.

Так, если учитель хочет побеседовать с детьми о значении Правил для учащихся, он может следующим образом сформулировать название беседы: «Взрослые выполняют законы государства; Правила — закон поведения школьника». Беседа на тему «Минута час бережет» может быть проведена в связи с изучением первого и ряда других правил.

Беседа, как правило, начинается с восприятия, конкретного материала — с поступка того или иного ученика, статьи из газеты, отрывка из книги. Затем идет обсуждение воспринятого. Учащиеся приводят аналогичные факты из своих наблюдений, рассказов взрослых. На основе этого делаются выводы о том, как надо вести себя школьникам. Эти выводы для учащихся начальных классов формулируются кратко, четко, в виде нескольких правил. Их можно записать на доске.

В начальных классах беседа не должна быть продолжительной. Обязательным условием успеха беседы является широкое использование средств наглядности: картин, диафильмов, а также привлечение отрывков из художественных произведений, обращение к опыту самих школьников.

По мере накопления детьми знаний учитель может сочетать свой рассказ с краткими рассказами учащихся. Этот прием активизирует учащихся, приучает их к чтению литературы, газет. Ясно, что такое проведение беседы потребует от учителя большой подготовки, так как надо дать учащимся необходимую литературу, проинструктировать, как подготовить свой рассказ.

Чтение рассказов, сказок, материалов периодической печати. С первых дней обучения в школе учитель стремится приобщить детей к книге, газете. Пока учащиеся учатся читать, он организует громкое чтение сам. Дети с большим удовольствием остаются после уроков послушать интересную сказку, рассказ. После чтения возникает естественная потребность обсудить прочитанное, выяснить непонятое, высказать отношение к книге, действиям и поступкам героев, поделиться тем, что сам читал или слышал от взрослых.

По мере овладения учащимися техникой чтения учитель привлекает к этой работе и самих школьников. Но это не значит, что он сам уже ничего не читает детям. Как бы хорошо ни читали товарищи, дети любят слушать чтение учителя.

Пионерская печать в доступной для детей форме освещает важнейшие события, происходящие в нашей стране и за рубежом, дает им необходимую оценку. Поэтому учитель может широко использовать газеты и журналы для разносторонней политической информации учащихся. Вначале он сам рассказывает об отдельных материалах из газет, читает наиболее интересные статьи. В дальнейшем для проведения обзоров газет и журналов он все больше привлекает учащихся. Дети сами по поручению учителя подбирают статьи по отдельным темам, читают и комментируют их. Пионерская печать может быть использована учителем дли расширения культурного кругозора детей, информации о достижениях науки и техники, а также для широкого нравственного просвещения школьников.

Многие статьи из газет и журналов дают ценный материал для обсуждения вопросов о чуткости и внимательности, честности и прямоте в поведении, о любви к Родине и интернациональной солидарности.

Важно построить работу учащихся так, чтобы вызвать у детей интерес к обсуждению поставленных вопросов, написать в газету о своих товарищах, о себе, высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.

Многие материалы печати призывают школьников к практическому участию в благородных делах, например в сборе лекарственных трав. Необходимо вовлечь детей в эту деятельность, организовать ее. Разъяснение и деятельность постоянно сопутствуют друг другу в воспитательном процессе.

Обсуждение кинофильмов, театральных и телевизионных постановок. Широкое распространение в практике воспитательной работы имеют посещение театра, обсуждение кинофильмов, театральных постановок и телевизионных передач. Наблюдения за организацией этой работы показывают, что она пока что не вошла в качестве важного звена в систему воспитания учащихся. Поэтому учителям необходимо тщательно изучить тематику кинофильмов, репертуар театров (особенно детских и юношеских), программу телевидения, с тем чтобы при составлении плана воспитательной работы определить, где и как могут быть использованы эти материалы.

При таком подходе к делу кино, театр и телевидение могут стать постоянными спутниками воспитания. Тщательный отбор и регулярная демонстрация в школе или кинотеатре необходимых фильмов повысит их роль в воспитании учащихся.

Советская педагогика не рассматривает эти методы в качестве основных. Основные методы воспитания направлены на то, чтобы создать новое в воспитании. К поощрениям н наказаниям прибегают в тех случаях, когда хотят усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные. Поэтому к использованию поощрения и наказаний прибегают не всегда.

Необходимо иметь в виду, что поощрения и наказания затрагивают всю личность детей и глубоко ими переживаются. Поэтому использование поощрений и наказаний представляет для воспитателей известные трудности.

Поощрения. В советской школе используются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы). В практике работы используются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести программу утренника и др.

Поощрения в начальных классах определяются характером тех дел, которые выполняются учащимися, и особенностями младших школьников. Они, например, очень чутки к похвале учителя. Их большая эмоциональная возбудимость, образность мышления требуют большей наглядности в использовании поощрений, гласности. Так, школьники с большим усердием добиваются права выполнять задание в особой тетради с красной звездой или другим почетным знаком.

Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов. Если способный ученик быстрее добился результатов, а другой — медленнее, но более упорным трудом, то особого поощрения заслуживает труд второго ученика.

В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития.

В коллективе всегда есть учащиеся, которые любят поощрения. В отношении их нужно быть особенно осторожными. Всей своей работой учитель стремится показать таким учащимся, что сделанное ими доступно многим. Однако он не может не отмечать их. Важно иметь к виду, что к поощрениям очень чувствительны учащиеся начальных и средних классов. Поэтому в работе с ними приходится чаще прибегать к поощрениям. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Поощрять учащихся можно лишь за действительные успехи, обычные дела школьники должны выполнять как сами собой разумеющиеся.

В школе могут встретиться такие учащиеся, которых не за что поощрять. Опытные учителя не ждут, когда ученик в чем-то отличится, чтобы его отметить. Они организуют его поведение и отмечают первые успехи.

Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Отмечая успехи в деятельности и поведении детей, воспитатели, коллектив учащихся вызывают у них стремление сделать еще больше. Поэтому формы поощрения должны быть максимально подвижными, динамичными. С этой точки зрения следует критически отнестись к некоторым формам поощрений. Иногда в школе классы зачисляют в передовые на продолжительный срок, заносят учащихся на доску Почета на год и более. Такие приемы вызывают у поощряемых самодовольство и толкают их на то, чтобы скрывать дурные поступки в поведении. Не следует также злоупотреблять премированием. Частое использование этого приема приучает детей учиться за подарки или награды, обещанные воспитателем, и приводит к формированию корыстолюбия.

Используя поощрения, воспитатель ведет работу таким образом, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивами, а не внешними побуждениями.

Воспитательное значение наказаний. Наказание — мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали наказание не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми. Последователи теории свободного воспитания отвергали любые наказания.

Стремление избавить детей от наказания имело под собой известные основания, так как наказание всегда вызывает переживание воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком. В значительной степени под влиянием теории свободного воспитания в первые годы работы советской школы наказания были совершенно исключены из арсенала средств воздействия на детей. Они запрещались такими документами, как «Положение об единой трудовой школе РСФСР» и Устав единой трудовой школы.

Однако в практике работы наказания использовались. Поэтому несостоятельность запрещения наказаний была подвергнута критике. Особенно определенно с этой критикой выступил А. С. Макаренко. Он утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

В советской школе наказание выражается в форме словесного осуждения. Виды его различны: замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе директора.

Не рекомендуется наказывать учащихся трудом.

Следует отметить, что среди педагогов-практиков и в настоящее время нет полного единодушия в отношении к наказанию. Есть еще учителя, которые сетуют на то, что меры наказания, допустимые в советской школе, явно недостаточны. В работе этих учителей наказания являются чуть ли не основным методом воздействия на личность. Это убеждение является результатом или педагогической малограмотности, или нежелания работать с детьми, или неудовлетворенности своим трудом.

Начинающему учителю надо помнить, что в советской школе недопустимы никакие наказания, унижающие человеческое достоинство. Телесные наказания у нас запрещены законом, и всякий, кто пытается их применить самовольно, привлекается к судебной ответственности. Важно использовать весь арсенал средств воздействия на ученика, тогда необходимость в наказании отпадет. Умелое применение наказаний возможно при соблюдении учителем следующих педагогических требований к ним:

наказание не должно причинять физическое страдание;

оно имеет смысл в том случае, если наказуемый понимает, что он нарушил интересы коллектива;

наказание накладывается в том случае, если ученик сознательно нарушает требования коллектива;

наказание может в некоторых случаях отменяться;

наказание должно воспитывать — это значит, что оно сопровождается и другими мерами воздействия: разъяснением, изменением режима и т. д.

Педагог поступит неправильно, если будет наказывать учащихся по подозрению. Надо избегать наказаний всего коллектива класса, звена. Наказание коллектива может привести к объединению учащихся, нарушивших дисциплину, и педагогу будет труднее воздействовать на такой коллектив. Наказания не должны быть частыми, так как они теряют в глазах детей всякую силу. После наложения наказания не нужно об этом напоминать ученику, особенно в присутствии коллектива.

Важно иметь в виду, что наказание не может выступать в виде мертвой схемы: за определенное нарушение строго определенное наказание. Оно накладывается с учетом совершенного поступка и индивидуальных особенностей ученика. При применении наказания учителю приходится считаться и с обстановкой в коллективе. Поощрения и наказания рассматриваются советской педагогикой в качестве вспомогательных методов воспитания.

2. В чем их своеобразие и отличие от методов обучения?

3. Охарактеризуйте основные черты творческого подхода к использованию методов воспитания.

4. Какие формы приучения и упражнения используются в воспитании младших школьников?

5. Дайте характеристику методов поручения и соревнования.

6. Подберите игры для формирования навыков культурного поведения, гигиенических навыков и привычек.

7. Разработайте развернутый план этической беседы. Планы обсудите на практическом занятии. Поручите авторам лучших планов провести беседу с учащимися базовой школы. Дайте анализ проведенной беседы.

8. Расскажите об использовании поощрения и наказания в воспитании младших школьников.

www.detskiysad.ru