Теория и технологии физического воспитания дошкольников

28. Методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания для детей дошкольного возраста.

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии

Анкета как метод исследования

В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов.

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. В констатирующем эксперименте проводится анализ. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи, состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента.

29. Современные технологии физического воспитания детей.

Необходимость использования оздоровительной тренировки с целью совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста сегодня признается многими специалистами. Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Для практической реализации идеи конверсии технологий спортивной тренировки педагог должен решить ряд частных задач:

поиск эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя технологии спортивной тренировки;

выявление доступных пределов и возможных допусков при переносе технологии на решение задач физического воспитания дошкольников;

соответствующая модификация рабочих операторов — систем упражнений, принципов и методов их применения — и их апробация в педагогическом эксперименте.

Анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений по сохранению здоровья детей показывают, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.

Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

Таким образом, выделяют общие задачи сохранения детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений:

Научить детей определять свое состояние и ощущения.

Сформировать активную жизненную позицию.

Сформировать представления о своем теле, организме.

Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

studfiles.net

Технологии физического воспитания детей

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – подготовка студентов к осуществлению физического воспитания детей в дошкольных учреждениях различного типа.

— формирование системы научных знаний о цели, задачах, содержании и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста;

— формирование системы знаний студентов о содержании и технологии деятельности инструктора физической культуры в дошкольном учреждении;

— развитие практических умений осуществлять диагностику сенсомоторного развития и физической подготовленности дошкольников на доврачебном уровне;

— развитие практических умений и навыков анализа, планирования и организации процесса физического воспитания дошкольников;

— формирование системы практических умений диагностировать и оценивать эффективность процесса физического воспитания в ДОУ.

Дисциплина «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.З В.17).

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология и педагогика развития детей», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста».

Дисциплина «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» является предшествующей по отношению к изучению дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплинам по выбору, педагогической практике.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  • владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);
  • готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
  • готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
  • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);
  • готовность реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
  • способность осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
  • В результате изучения дисциплины студент должен:

    — общепедагогические и специфические принципы физического воспитания;

    — методику физического воспитания и развития детей (задачи, средства, методы, формы);

    — особенности развития произвольных движений ребенка от рождения до семи лет;

    — теоретические основы обучения ребенка двигательным навыкам и умениям (содержание и методику обучения гимнастике, подвижным и спортивным играм, спортивным упражнениям);

    — особенности организации и методики проведения разных видов двигательной деятельности ребенка;

    — современные образовательные программы и инновационные технологии здоровьезбережения.

    — отбирать содержание в соответствии с образовательной программой и грамотно планировать работу по физическому воспитанию и развитию ребенка в ДОУ;

    — организовывать различные виды двигательной деятельности в соответствии с уровнем физического развития и подготовленности ребенка;

    — анализировать, проектировать и диагностировать состояние ОДА, физической подготовленности;

    — анализировать педагогическую ценность различных форм работы по физическому воспитанию и развитию.

    навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;

    — методами организации контроля за результатами физического воспитания и развития.

    Общая трудоемкость дисциплины составляет:

    по очной форме обучения 5 зачетных единиц, формой промежуточной аттестации является экзамен (6 семестр).

    по заочной форме обучения 5 зачетных единиц, формой промежуточной аттестации является экзамен (8 семестр).

    — Теоретические основы физического воспитания и развития ребенка

    — Содержание, организация и методика физического воспитания и развития ребенка

    — Методическое руководство работой по физическому воспитанию

    — Организация медико-педагогического контроля

    — Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию

    — Методика преподавания дисциплины

    5. Автор программы: к.п.н. доцент Филатова Е.Ю.

    О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии ABOUT CONTINUITY OF PHYSICAL EDUCATION BETWEEN PRESCHOOL CHILDREN AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN AT THE CONDITIONS OF USE THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ,
    • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ,
    • PEDAGOGICAL TECHNOLOGY ,
    • MOTOR PHYSICAL AND FUNCTIONAL-MOTOR PREPARATION

    научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мухина М. П.

    В статье рассматривается содержание педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, использование которой позволяет в условиях дошкольных образовательных учреждений, начальной школы более 70% детей качественно осваивать жизненно важные двигательные действия, достигать и превышать возрастные нормативы физической и функционально-двигательной подготовленности.

    Abstract 2008 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Muhina M. P.

    The content of pedagogical technology in physical education of preschool children and junior school children is examined in the article. The using of this technology allows to master vitally important motor actions at the conditions of preschool educational establishment, to achieve and to exceed age standards of physical and functional-motor preparation.

    Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта , Мухина М. П.

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Мухина М. П. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии // Ученые записки университета Лесгафта. 2008. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-preemstvennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-primeneniya-pedagogicheskoy (дата обращения: 03.10).

    Мухина М. П. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-preemstvennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-primeneniya-pedagogicheskoy (дата обращения: 03.10).

    Мухина М. П. (2008). О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-preemstvennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-primeneniya-pedagogicheskoy (дата обращения: 03.10).

    Мухина М. П. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии // Ученые записки университета Лесгафта. 2008. №7 С.61-65.

    Мухина М. П. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта (2008).

    Мухина М. П. (2008). О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Раскрытие биологического потенциала как цель физического воспитания. Особенности физического воспитания школьников. Потенциал уроков физической культуры в современной школе для укрепления здоровья. Концепция программы по физическому воспитанию в школе.

    методичка [112.5 K], добавлена 08.03

    Теоретико-методологическая концепция минимизации объективных педагогических рисков в процессе физического воспитания как фактор действенного усиления безопасности, сохранения и укрепления состояния здоровья, улучшения физического состояния учеников.

    дипломная работа [270.1 K], добавлена 02.11

    реферат [93.0 K], добавлена 25.04

    Зависимость здоровья молодежи от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, семейного воспитания. Цели и задачи, а также средства и приемы физического воспитания подрастающего поколения, принципы.

    статья [15.8 K], добавлена 21.04

    Особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов. Средства физического воспитания, формы его организации. Этапы эмпирического исследования особенностей преподавания физической культуры и физического воспитания учащихся 5 классов.

    дипломная работа [347.7 K], добавлена 17.11

    Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении. Обзор методик здоровьесберегающей системы.

    реферат [38.1 K], добавлена 24.03

    Формирование основных движений и двигательных качеств – одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха. Основные формы физического воспитания, Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми.

    контрольная работа [25.2 K], добавлена 07.10

    Социально-педагогические задачи физического воспитания детей школьного возраста. Характеристика значения физической культуры в школьный период жизни. Роль спортивного скалолазания в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.

    курсовая работа [164.6 K], добавлена 10.10

    контрольная работа [21.4 K], добавлена 17.10

    Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Эстетическое воспитание в процессе обучения на уроках физической культуры и его значение. Возрастные особенности старших подростков. Средства физкультуры, влияющие на эстетическое воспитание школьников.

    дипломная работа [45.2 K], добавлена 22.10

    Понятия теории физической культуры, их соотношение на общепедагогическом и философском уровнях. Влияние упражнений и тренировок на формирование знаний в процессе физического воспитания. Факторы эффективности процесса обучения моторным навыкам и умениям.

    курсовая работа [30.4 K], добавлена 26.07

    Направления совершенствования физического воспитания учащихся начальных классов, их психолого-педагогические особенности. Соотношение и взаимосвязь физического воспитания и спорта в личности младшего школьника. Особенности культурологического подхода.

    дипломная работа [153.1 K], добавлена 14.11

    Содержание основных принципов физического воспитания учащихся. Особенности строгой регламентации упражнений, характеристика игрового и соревновательного методов. Значение естественных сил природы. Задачи уроков физической культуры и внеклассных занятий.

    курсовая работа [36.1 K], добавлена 17.07

    Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    курсовая работа [40.8 K], добавлена 12.06

    Теоретическое и экспериментальное обоснование методики физического воспитания младших школьников с преимущественным использованием соревновательно-игрового метода для развития индивидуальности и оптимизации решения основных задач физического воспитания.

    курсовая работа [83.6 K], добавлена 08.04

    Функции специалиста физического воспитания и требования к его личности. Активность воспитанника как фактор формирования личности. Воспитывающая роль физкультурного коллектива. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания.

    курсовая работа [76.7 K], добавлена 17.07

    Педагогический анализ и наблюдения урока физической культуры. Конспект нескольких занятий (образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи уроков). Должностная инструкция учителя физического воспитания. План-конспект спортивного праздника.

    отчет по практике [68.4 K], добавлена 13.02

    отчет по практике [971.2 K], добавлена 24.07

    Требования к физической подготовке подрастающего поколения. Значение физического воспитания детей для успешного обучения их в школе. Характеристика средств физического воспитания для всестороннего развития ребенка, необходимость соблюдения режима дня.

    реферат [27.4 K], добавлена 18.12

    Показатели физического развития и двигательной подготовленности девушек старших классов, оптимальные нормы двигательной активности. Разработка методики физического воспитания оздоровительной направленности учениц старших классов Кыргызской Республики.

    vospityvaem-detej.ru

    Итоговый тест по курсу «Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста». Базовый уровень.

    1.Основоположниками отечественной теории физического воспитания детей дошкольного возраста являются:

    г) Степаненкова Э.Я.

    2. Идеей физического воспитания в эпоху Киевской Руси было:

    а) Узко физиологический подход к пониманию здоровья и красоты.

    б) Воспитания патриота, защитника своего Отечества, храброго, сильного, выносливого воина.

    в) Развитие эстетического отношения к телу.

    г) Признание самоценности детства как самостоятельного периода в жизни человека и ребенка как субъекта развития, его право на свободное саморазвитие.

    3. Основоположниками отечественной теории и методики подвижной игры является:

    б) Покровский Е.А.

    4. В каком произведении середины 17 столетия была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей:

    а) «Гражданство обычаев детских»

    б) «О восьми помыслах»

    г) «Повесть о житии Александра Невского»

    5. В чьем педагогическом труде «О воспитании и наставлении детей» изложена концепция, утверждающая ценность здоровья?

    А) И.И. Бецкой б) А.Н. Радищев

    в) Н.И. Новиков г) А.Н. Радищев

    6. Кто первый в России ввел понятие «физическое воспитание»:

    а) Н.И. Новиков б) П.Ф. Лесгафт

    в) И.И Бецкой г) А.Н. Радищев

    7. Чьи взгляды на физическое воспитание вытекают из его понимания идеала человека как социального существа:

    а) В.Н. Татищев б) И.И. Бецкой

    в) А.Н. Радищев г) П.Ф. Лесгафт

    8. Что общего было во взглядах революционеров-демократов на физическое воспитание детей:

    а) Считали необходимым использовать в работе с детьми иностранные гимнастические системы.

    б) Рассматривали природу человека в единстве духовного и физического.

    в) Называли медицину «полезнейшей роду человеческому наукой».

    г) Считали необходимым формирование валеологических знаний.

    9. Идея использования народной формулировки физического воспитания принадлежит выдающемуся русскому педагогу:

    а) К.Д. Ушинский б) И.М. Сеченов

    в) Е.М. Дементьев г) Н.И. Пирогов

    10. Установи соотношение между системой и её особенностями: А- шведская система, Б-немецкая.

    1. внешняя форма движений как основа классификации физических упражнений

    2. классификация физических упражнений по анатомическому признаку

    3. используются упражнения на брусьях и коне

    4. в методике проведения гимнастики не разработаны вопросы педагогического и врачебного контроля

    5. используются упражнения на стенке, скамье, бревне

    6. разработана врачебная и эстетическая гимнастики

    11. Кому из известных гигиенистов принадлежит следующее высказывание: физические упражнения способствуют «не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но и не менее того и образованию ума»

    а) Е.А. Покровский б) И.М. Сеченов

    в) Е.М. Дементьев г) И.П. Павлов

    12. Кто из русских ученых отрицательно относился к использованию на занятиях гимнастических снарядов?

    а) К.Д. Ушинский б) Е.А. Покровский

    в) Е.М. Дементьев г) П.Ф. Лесгафт

    13. Идея «свободного воспитания» на занятиях физическими упражнениями принадлежит выдающемуся русскому педагогу:

    в) А.Н. Радищев г) Л.Н. Толстой

    14. В основу системы физического образования П.Ф. Лесгафта были положены следующие идеи:

    а) необходимости использования методов «слова» и «показа» в процессе физического воспитания;

    б) о влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела;

    в) не использовать на занятиях гимнастических снарядов;

    г) учитывать возраст, пол и индивидуальные особенности занимающихся.

    15. Идеей физического воспитания в эпоху Возрождения было:

    а) Развитие эстетического отношения к телу.

    б) Аскетизм и презрительное отношение к физическому развитию.

    в) Развитие техники специальной гимнастики.

    г) Воспитание здоровья, силы и красоты.

    16. методами исследования в физическом воспитании являются:

    а) лабораторный эксперимент;

    б) теоретическое моделирование;

    в) единства и борьбы противоположностей;

    г) теоретического анализа и обобщения;

    17. Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики , т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

    18. Система физического воспитания характеризуется:

    а) физическим развитием человека;

    б) идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях;

    в) деятельностью организаций и учреждений, непосредственно осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе;

    г) вигательными способностями человека.

    19. В современных системах физического воспитания все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин:

    а) возможностью достижения ввысокого результата;

    б) возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире;

    в) достаточной распространенностью;

    г) развитием международных спортивных связей.

    20. Спорт как часть физической системы представляет собой специфическую деятельность, т. е. деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

    21. П.Ф. Лесгафт указывал, что наличие в игре цели и правил, которые помогают ребёнку достичь результата, способствует развитию умений, управлять , дисциплинирует его тело.

    22.Физическое образование, рассматриваемое в контексте культуросообразной модели образования направлено на:

    а) физическое развитие ребенка;

    б) воспитание человека культуры;

    в) формирование физических качеств;

    г) формирование двигательного опыта.

    23. Временной характеристикой физических упражнений является:

    24. Психолого-педагогическую основу физического воспитания детей составляют:

    а) идеи о жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма

    б) учения о взаимосвязи психической и телесной деятельности

    в) учения о формировании психики как результата усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколе

    25. Особенностью народной подвижной игры является:

    а) простота, законченность сюжета

    б) наличие правил игры

    в) разнообразные движения

    г) наличие ролей

    26.Физическое воспитание — процесс целенаправленного влияния целью, которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе и формирования у него физической культуры.

    27. В дошкольном возрасте используется следующий вид гимнастики

    28. Какие методы способствуют развитию творчества в подвижной игре:

    а) составление варианта игры

    б) объяснение игры

    в) метод круговой тренировки

    г) объяснение игры

    29. Естественно научную основу физического воспитания детей составляют:

    а) учения о формировании психики как результата усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколе

    в) учения об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа

    г) учения об организме как единой саморегулируемой системы, в которой взаимодействуют, управляемые высшей нервной деятельностью, физиологические, психологические и функциональные процессы

    30. Пространственной характеристикой упражнения является:

    а) исходное положение

    31.Гигиеническими средствами физического воспитания выступают:

    а) оптимальный двигательный режим;

    б) разнообразные физические упражнения;

    в) температурный режим помещений

    г) ритм выполнения упражнений

    32. Физическая культура личности определяется как потребность и способность индивида к максимальной в качестве социально – (ориентированного на взаимодействие с другим) и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этим целями на основе принципов культуросообразности.

    33. Средством физического воспитания является:

    а) ценности физической культуры

    б) качество жизни

    в) естественные силы природы

    34.Физическое образование — процесс (или результат) освоения уровня развития физической культуры общества и связанный с ним уровень индивидуального .

    35. Цели и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста определены в следующих государственных документах:

    а) Закон РФ об образовании;

    б) семейный кодекс;

    в) Концепция дошкольного образования

    г) правовой кодекс

    36. Содержанием физического образования детей дошкольного возраста является:

    а) самостоятельная двигательная активность

    б) удовлетворённость от выполняемой двигательной деятельности

    в) эмоционально – ценностное отношение к своему образу жизни, движениям, состоянию своего организма

    г) упражнения на брусьях

    37. В дошкольном возрасте используются следующие спортивные упражнения:

    б) катание на коньках

    г) прыжки в воду

    38. Физическое совершенство — уровень физического развития. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер.

    39. Какое сочетание средств способствует более эффективному развитию физической культуры дошкольников?

    а) подвижная игра и физические упражнения;

    б) легкая атлетика и дыхательная гимнастика;

    в) подвижная игра, физические упражнения, танец и музыкально – ритмические упражнения;

    г) акробатические и общеразвивающие упражнения.

    40. Деятельностный подход в физическом образовании дошкольников выдвигает на первое место:

    а) информированность ребенка;

    б) умения ребенка решать проблемы физического развития и сохранения своего здоровья;

    в) включение в пространство жизни детей этических традиций, обрядов, обычаев различных народов Северного Кавказа;

    г) районирование ценностей физической культуры в субъкультуру детства.

    41. Исходное положение – это относительно неподвижное положение перед началом упражнения; оно выражает готовность к .

    42. Здоровьесберегающий подход в образовании предполагает:

    а) рассмотрение человека как регулятора своего здоровья, участника его формирования;

    б) построение жизнедеятельности детей на диалогической основе;

    в) чередование интеллектуальной и физической нагрузки;

    г) предвидение целостной модели, прогнозирования целей и взаимосвязь всех ее составляющих.

    43.Определите основную задачу физического воспитания детей дошкольного возраста:

    а) приобщение к ценностям физической культуры

    б) воспитание здорового ребёнка

    в) развитие ловкости

    г) физическое развитие и укрепление здоровья.

    44.Физическая культура общества понимается как совокупность социально одобряемых и , реализуемых через обеспечение необходимых предпосылок и условий (экономических, правовых социально-политических, мировоззренческих и прочих) для формирования потребности и заинтересованности личности в культивировании своих телесно-двигательных характеристик и возможностей для реализации этой потребности.

    45. Содержание физического упражнения — это , входящие в физическое упражнение, а также процессы (психические, физиологические, биохимические, биомеханические и др.), которые разворачиваются в организме по ходу упражнения и определяют его воздействие на занимающихся.

    46.Философскую методологическую основу физического воспитания составляет положение о:

    а) положения о многоуровневой системе регуляции

    б) положение о возрастающей роли сознания в формировании двигательного навыка

    в) жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма

    г) понимание процесса развития физической культуры ребенка как гуманного ориентира человека

    47.Ритм – сочетание во времени сильных, акцентированных частей движений со , .

    48. Акселерация в физическом развитии подрастающих поколений свидетельствует о том, что рост современных подростков в ряде стран мира превышает рост их сверстников в предыдущих поколениях на:

    49. Повышение двигательной активности может идти следующим путем:

    а) использование строевых упражнений

    б) многократное и кратковременное включение физических упражнений на воздухе

    в) регулирование взрослым нагрузки и отдыха

    г) использование метода напоминания

    50. Формой организации физического воспитания является:

    а) спортивные упражнения

    в) пространственно — предметная среда

    51.Методом изучения физического развития детей является:

    52.В какие периоды происходит наиболее значительные прогрессивные изменения форм и функциональных возможностей организма:

    53. Принципом педагогики оздоровления является:

    а) индивидуально – дифференцированный подход

    б) принцип осознанности в обучении движениям

    в) учёт закономерностей формирования двигательного навыка

    г) принцип развивающего обучения

    54. Педагогическим условием воспитания здорового ребёнка является:

    а) использование музыкального сопровождения на занятиях

    б) обучение движениям

    в) создание оптимального двигательного режима

    г) многократное выполнение упражнений

    55.Методом изучения двигательной активности является:

    а) оценка физического развития детей

    б) метод экспертных оценок

    в) метод шагометрии

    56. Компонентом здорового образа жизни является:

    б) гармоничность ощущений

    в) удовлетворённость, покой

    57. Нетрадиционными методами закаливания являются:

    б) воздушные ванны

    в) водные процедуры

    58. Принципом организации оздоровительного режима является:

    г) развивающий характер

    59. Категориями здорового образа жизни является:

    а) качество жизни

    б) семейные отношения

    в) экономические отношения

    г) гармоничность ощущений

    60. Показателем психологического здоровья является:

    а) наличие позитивного образа собственного Я

    б) самостоятельная двигательная активность

    в) двигательный опыт

    61. Понятие «оптимального двигательного режима» разработано в исследованиях:

    62. Характеристикой всех развивающих педагогических технологий работы с дошкольниками является:

    а) их психологическое обеспечение;

    б) научное описание педагогических процессов;

    г) жизненная контекстность.

    63.Условием проектирования культуросообразной среды развития физической культуры детей является:

    а) самостоятельное приобретение ребенком опыта познания себя, своего организма, тела и его движений;

    б) четкая оформленность в среде предметных источников, раскрывающих ценностный потенциал физической культуры;

    в) система искусственного происхождения;

    г) предметно – вещественные образования.

    64. Какое условие обеспечивает улучшение состояния здоровья детей, гармонизацию его отношений с миром?

    а) качество выполнения движений;

    б) познание мира, осознание ребенком своей человеческой сущности и места в нем;

    в) передача многообразного опыта;

    г) интеграция музыки и движения, усиливающие энергетическую и духовную силу ребенка.

    65. Закономерностями формирования двигательных навыков являются:

    в) нарастание скорости;

    66. Основными возрастными особенностями психофизического развития на 1 году жизни являются:

    а) осознанный контроль движений;

    б) выразительность движений;

    в) быстрый темп развития;

    г) гетерохронность развития

    67. Какой метод является наиболее эффективным при развитии ловкости у детей:

    а) подвижная игра;

    б) показ упражнения;

    в) многократное повторение;

    г) вариативность движений

    68. Показателями сформированности двигательного опыта у ребёнка являются:

    а) самостоятельная двигательная активность;

    б) правильное выполнение упражнений;

    в) чёткое положение рук и ног;

    г) создание двигательного образа

    69. Развитие какого психофизического качества способствует сохранению здоровья ребенка:

    70. Принципами подбора физических упражнений для детей дошкольного возраста являются:

    а) разные подходы к классификации физических упражнений

    б) комплексное использование всех средств воспитания

    в) оптимальная целесообразность сочетаний физических упражнений.

    г) воздействие на все группы мышц

    71. После рождения до периода возрастного созревания рост увеличивается в:

    72. Закаливание организма — система процедур, способствующая повышению организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условнорефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования (Большая медицинская энциклопедия).

    73. Двигательная активность — объем , совершаемый человеком в единицу времени.

    74. Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность ребенка.

    75. Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических .

    76. Здоровый образ жизни – совокупность индивидуальных ориентиров и реальных видов и форм деятельности людей для освоения и преобразования действительности, способов их жизнедеятельности в конкретных исторических условиях, способствующих .

    77. Самостоятельная двигательная активность – способность ребенка к самореализации собственных физических возможностей посредством комплекса самостоятельно осознанных , проявленных в творческом преобразовании себя, своего тела, организма, здоровья.

    78. Физкультурная деятельность – интегративное, системное понятие, включающее в себя все многообразие окультуренной деятельности – сознательного развития и совершенствования биологической природы человека посредством использования .

    79. Технология физического воспитания – последовательная взаимосвязанная действий педагога, направленных на формирование физической культуры личности.

    80. Обучение движениям это системное освоение человеком в процессе специального обучения способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

    Теории и технологии физического воспитания

    Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика здоровья дошкольников. Проблемы их физического воспитания и развития. Формирование у детей двигательных умений и навыков. Роль физических упражнений в их жизнедеятельности.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Омская гуманитарная академия»

    Факультет профессиональной переподготовки и повышения квалификации

    По дисциплине: «Теории и технологии физического воспитания»

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

    Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

    Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

    Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.А. Ананьевой, А.И. Баркан, Л.А. Венгер, А.М. Доронина, Т.Н. Дороновой, Н.А. Дьяченко, Б.Б. Егорова, Ю.Ф. Змановского, Г.П. Ивановой, И.М. Козлова, В.Т. Кудрявцева, Л.И. Латохиной, С.В. Меньковой, В.А. Нестерова, М.А. Правдова, А.В. Самсоновой, Т.Д. Фершаловой, Б.В. Шеврыгина и др.

    Проблема исследования: какова программа физического воспитания детей дошкольного возраста?

    Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: здоровьесберегающий компонент физического воспитания детей дошкольного возраста.

    Методы исследования: теоретические; эмпирические; общелогические; статистические.

    Цель исследования: разработать программу физического воспитания детей дошкольного возраста.

    Задачи исследования: рассмотреть организацию условий физического воспитания детей дошкольного возраста; выявить проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста; проанализировать аспект сохранения здоровья детей в условиях физического воспитания; провести диагностику физического здоровья дошкольников; рассмотреть возможности разработанной программы физического воспитания.

    1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

    1.1 Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста

    Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

    Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

    В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

    Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

    Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

    Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

    Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений.

    Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

    Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

    Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

    Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

    Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем.

    Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

    Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

    Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

    Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

    Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

    Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации .

    Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

    Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

    Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.

    Таким образом, можно выделить следующие условия и факторы успешной организации физического воспитания детей:

    1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.

    2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.

    3. Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.

    4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.

    5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.

    6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

    Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособно.

    2. Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

    Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции преобразования национальной системы физического воспитания детей, которая способствовала бы координации усилий вузов, учреждений и ведущих специалистов в этой области. Накопленный определенный опыт в рамках реализации данной проблемы высветил три вопроса, требующих их первоочередного решения. Это:

    1) изучение особенностей физического развития детей в дошкольный период их жизни;

    2) разработка средств, методов и способов организации воспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей в федеральных, муниципальных, региональных дошкольных учреждениях;

    3) обоснование путей решения проблем физической культуры детей дошкольного возраста.

    Особенности возрастного развития детей-дошкольников обусловлены следующими факторами:

    — формированием у человека «схемы тела», которое протекает с 2 до 5 лет;

    — слабой выраженностью полового диморфизма физического развития детей и началом формирования психических различий в поведении мальчиков и девочек.

    По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось — детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы — c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

    Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5.

    Одна из важнейших задач воспитания — поиск необходимого времени для обеспечения физического развития, укрепления здоровья средствами и методами физической культуры. Что можно предложить в качестве механизма решения этой проблемы? Таким механизмом может быть интеграция различных видов учебной деятельности в структуре учебных программ детских садов. Примером может служить осуществленное М.А. Правдовым объединение физкультурных занятий с освоением алфавита в старших группах детского сада № 92 г. Шуи Ивановской области; освоение иностранного (английского) языка на уроках физической культуры в начальных классах по программе, предложенной С.В. Меньковой. Результаты этих исследований позволили: увеличить в два раза время освоения алфавита и выполнение физических упражнений; интегрировать познавательную и двигательную активность, которая привела к повышению эффективности решения образовательных и оздоровительных задач.

    Несмотря на несомненную пользу интеграции различных видов учебной деятельности детей, решение этой проблемы тормозится из-за отсутствия специалистов, способных и обучать, и обеспечивать физическое развитие в одном лице. Следует отметить, что особое внимание обращается на физкультурно-оздоровительную среду в детском дошкольном учреждении.

    Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.

    В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ — насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

    Одним из направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.

    Проведенные экспериментальные исследования в детских садах Ивановской области (г. Шуя, ДОУ № 2 «Солнышко», № 6 «Радуга», № 14 «Колокольчик»; г. Фурманов, ДОУ № 13; г. Кинешма, ДОУ № 4, № 10 и др.) свидетельствуют об эффективности внедренной в практику методики проведения занятий с использованием искусственной физкультурно-развивающей среды. В таких залах, организованных как внутри помещения детского сада (групповая комната), так и на территории ДОУ (веранда, переоборудованная под физкультурный зал), располагаются тренажерные устройства и различного рода спортивный инвентарь и оборудование, в том числе стенка для скалолазания в зале (10х4х2,5 м).

    Особую роль в занятиях физическими упражнениями играет цветовое насыщение помещения, в котором занимается ребенок. Цветовая гамма зала и информационная среда являются факторами, обуславливающими взаимодействие внешней и внутренней среды, обеспечивающими жизнедеятельность и развитие ребенка. Запах, звук в соответствии с темами занятий используются для развития анализаторных систем и ориентирования в пространстве. При этом решаются такие частные задачи, как формирование восприятия пространства за пределами зала, «видение сквозь стены», движение солнца и луны, планирование занятий с учетом высоты солнечного зенита и фаз луны (растущая и убывающая).

    Система образования испытывает в настоящее время значительные трудности в плане распределения в строго ограниченных временных рамках все больше возрастающего объема учебного материала, рекомендуемого для различных образовательно-воспитательных учреждений.

    Одним из путей решения данной проблемы является накопленный более чем за 12 лет опыт научно-исследовательской и методической работы, проводимой на базе детских дошкольных учреждений Ивановской области (И.М. Козлов, М.А. Правдов). Интеграция как основополагающий принцип позволяет организовывать в дошкольных учреждениях физкультурно-спортивную базу, обеспечивающую эффективность всего комплекса воспитательно-образовательных мероприятий с детьми всех возрастных групп.

    Разработанная физкультурно — оздоровительная программа «Родничок» показала эффективность ее внедрения в практику. Особенность этой программы — организация физкультурно — оздоровительной, развивающей среды на основе активизации сенсомоторной активности ребенка. На физкультурных занятиях двигательная активность сочетается с познавательной деятельностью. Ориентировка в пространстве зала осуществляется на основе знаков и символов, которые сопровождают оборудование, инвентарь и помещения залов. Например, для проведения командного эстафетного бега используются палочки с буквенными и цифровыми символами, делается разметка пола, стен, потолка, которые служат ориентирами для построений и перестроений. Это позволяет формировать у детей представления в пространстве за пределами детского сада.Следует учитывать также интересный опыт организации научно-исследовательской работы на базе Новокубанского филиала АГУ под руководством к.п.н. Ю.Б. Никифорова. В этом вузе решается весьма важный вопрос по оценке календарного и биологического возраста детей и обоснования путей и форм физкультурной работы. Оптимальной формой организации обоснована и реализована организация муниципального образовательного учреждения. Администрация г. Новокубанска для этих целей создала региональный центр здоровья, образования и спорта «Крепыш», обеспечивающий оптимальные условия для индивидуального подхода на основе учета возрастного диморфизма .

    В настоящее время с целью координации и концентрации усилий по разработке проблемы физического воспитания детей дошкольных учреждений заключен договор о научно-методическом сотрудничестве между Санкт-Петербурской академией физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (кафедра биомеханики СПбГАФК), Адыгейским государственным университетом (лаборатория биомеханики АГУ) и Шуйским государственным педагогическим университетом (научно-исследовательская лаборатория «Исследование адаптивных и функциональных возможностей детей и учащейся молодежи» факультета физической культуры).

    Это обусловлено, во-первых, тем, что договаривающиеся стороны находятся в различных климатических и экономических регионах; во-вторых, необходимостью объединения материальных и интеллектуальных ресурсов в решении научно-методических проблем и, наконец, в-третьих, актуальностью задач по оздоровлению подрастающего поколения России.

    Кафедра биомеханики обладает опытными квалифицированными специалистами (И.М. Козлов, Г.П. Иванова, А.В. Самсонова, Н.А. Дьяченко, С.В. Менькова), имеющими опыт организации исследований проблем физического воспитания детей и подростков, по этой проблеме защищено 10 докторских и кандидатских диссертаций. В лаборатории биомеханики АГУ (руководитель — д.п.н. А.М. Доронин) и научно-исследовательской лаборатории ШГПУ (руководитель — к.п.н. М.А. Правдов) занимаются проблемами физкультурного образования и спорта детей и учащейся молодежи. Работа этих научно-исследовательских подразделений тесно связана с образовательными учреждениями различного ранга, от детского сада до вуза. Эффективность совместной работы основывается на единой программе научных исследований и методических разработок. Кроме спорта высших достижений основными направлениями исследований являются оценка физического состояния и подготовленности детей дошкольного и школьного возраста; исследование механизмов интеграции различных видов деятельности детей, включающей моторный, сенсорный и интеллектуальный компоненты.

    3. Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания

    физический воспитание здоровье жизнедеятельность

    Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

    Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

    На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

    На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное сохранение здоровья детей в условиях физического воспитания, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра .

    На сохранение здоровья дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Например, эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

    Особую значимость в процессе сохранения здоровья дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

    На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста, направленных на сохранение их здоровья. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры.

    Т.Н. Доронова — кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания — физической культуре. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

    Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения. Теория А.В. Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Л.А. Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка.

    В.Т. Кудрявцев — доктор психологических наук, Б.Б.Егоров — кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно — развивающей работы:

    Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе.

    Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

    В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры — занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

    Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И. Баркан, Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др.

    Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений по сохранению здоровья детей позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

    Таким образом, можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений:

    1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

    2. Сформировать активную жизненную позицию.

    3. Сформировать представления о своем теле, организме.

    4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

    5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

    6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

    7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

    8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

    1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

    2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

    3. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

    4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

    5. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

    6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

    Размещено на Allbest.ru

    Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Организация групп обучения и воспитания в американской системе физического воспитания.

    Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста: оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи. Характеристика средств физического воспитания дошкольников: гигиенические и естественные факторы, физические упражнения.

    Наиболее эффективные формы и методы организации проведения физического воспитания, физических упражнений. Педагогические средства обеспечения успешности процесса формирования физического здоровья детей с помощью формирования новых двигательных навыков.

    Обзор задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программы нового поколения. Физическая культура в разные периоды жизни человека. Особенности методики физического воспитания детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

    Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований. Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы. Единство физического и психического развития ребенка.

    Характеристика общих особенностей развития детей от трех до семи лет. Симптомы «кризиса 3-х лет». Образовательные задачи физического воспитания дошкольников: укрепление здоровья, формирование двигательных навыков и способности к трудовым операциям.

    Особенности физического воспитания в средней общеобразовательной школе №170. Комплекс общеразвивающих упражнений с и без предмета для учащихся 3-х классов. Анализ антропометрических показателей физического развития детей младшего возраста (2 класс).

    Организация условий физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особенности разностороннего развития детей: умственного, нравственного, эстетического, трудового. Комплекс упражнений. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников.

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности методики физического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте, дошкольном возрасте и старшем дошкольном возрасте. Закономерности физического воспитания и формирования личности ребенка.

    otherreferats.allbest.ru