Техника раннего развития детей

Методика раннего развития детей. Методика Никитина

Рассмотрим методику раннего воспитания детей – методику супругов Никитиных.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников.

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет. »

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип: все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип: в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)

razdeti.ru

Какие существуют развивающие методики для работы с детьми в раннем возрасте?

Как показывают исследования, чем раньше начать работу с ребенком по формированию определенных навыков, тем легче будет малышу адаптироваться к окружающему миру, получить необходимые для полноценной жизни знания и способности. Именно на этом принципе и основаны методики раннего развития детей, предложенные такими известными учеными, как Монтессори, Доман, Маниченко, Желенова. Техник сотрудничества с грудничками множество, вводятся они в возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. Учитывая разнообразие подходов, можно подобрать оптимальный вариант обучения малыша и не упустить драгоценного времени. Большинство популярных систем прошли испытание временем, получили положительные отзывы от родителей и зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Назначение методик индивидуального развития ребенка

Согласно с данными, доказанными опытным путем, существует множество вещей, которые в младенчестве даются очень легко. По мере взросления ребенка подобные навыки вырабатывать уже сложнее. При достижении определенного возраста, создается риск полного непонимания того или иного действия. Методики раннего развития позволяют не упустить тот важный момент в детстве, который уже будет невозможно восстановить. Даже если малыш и не станет гением, подобный подход позволит по максимуму использовать его стартовый потенциал.

Помимо этого, современные системы воспитания и развития позволяют рассчитывать на следующие результаты:

  • Происходит постепенное формирование уверенной в себе личности. Если с раннего детства научить ребенка преодолевать трудности и использовать сильные стороны натуры, со временем это войдет в привычку.
  • В развитии человека одну из важнейших ролей играют гены. Но они могут оказаться совершенно беспомощными без необходимого стимулирования умственной деятельности. Исследования военного врача Гленна Домана, педагога-новатора Зайцева, практика Масару Ибуки и других выдающихся ученых доказали эффективность развивающих методик при воспитании одаренных детей.
  • Статистика доказывает, что своевременное введение развивающих методик действительно способно обеспечить малышу счастливую, полную и обеспеченную жизнь. Это своеобразная возможность для родителей выбрать для ребенка судьбу, которую они считают оптимальной.
  • Для того чтобы подобрать оптимальную методику или систему не обязательно обращаться к специалистам. Техники настолько просты и доступны, что с ними очень легко разобраться самостоятельно.

    Основное назначение методик — всестороннее развитие ребенка

    Важность раннего введения специальных навыков

    Все развивающие системы подразумевают начало работы с самого раннего возраста, чем меньше ребенок, тем лучше будет усваиваться материал. Учеными уже давно доказан тот факт, что в первые два года жизни малыша формирование мозга происходит на 50%, а в первые три года – на все 80%. Именно в этот период необходимо заложить базу для программирования личности ребенка. Это же время становится определяющим для социальной адаптивности малыша. Без необходимых навыков уже взрослый человек не сможет легко общаться с людьми, решать проблемы и бытовые вопросы, отличать энтузиазм от реактивности и реалистичность от фантазий.

    Приступая к введению определенных методик и техник, необходимо руководствоваться следующими общими правилами:

    1. Ребенка необходимо знакомить с новыми интересными занятиями как можно раньше. Досуг малыша должен быть максимально разнообразным. Музыкальные инструменты, спорт, рисование, чтение, прослушивание музыки – пусть это не будет получаться на первых порах, но интерес маленькой личности к этим видам активности будет постоянно развиваться. Опыт, полученный в первые годы или месяцы жизни, становится основополагающим для дальнейшего развития.
    2. Необходимо правильно стимулировать кроху. Тусклая, скучная комната, невыразительные детали и однотипные игрушки сформируют угрюмую и замкнутую личность. Помещение, в котором растет младенец должно напоминать яркий сказочный мир, в котором много интересного. В этом случае, развитие человечка будет происходить и без воздействия родителей.
    3. Уже с раннего возраста дети должны обладать достаточной свободой передвижения и личным пространством.
    4. Для развития коммуникативных навыков малыш должен быть обеспечен возможностью общаться с разными людьми, в том числе и детьми.

    Ну и не стоит забывать о том, что поведение родителей – это основная ролевая модель для малыша. Прежде чем заняться воспитанием своего чада, необходимо оценить особенности собственного характера.

    Основы системы Домана-Маниченко

    Методика Домана-Маниченко – это вариант интенсивного развития интеллекта малыша с момента рождения. За счет обучения младенца количественному счету и чтению целыми словами, происходит интенсивное развитие памяти, скорости мышления, закладывается интерес к обучению.

    У методики раннего развития Домана, адаптированной Маниченко, существует ряд преимуществ:

  • Занятия, проводимые с рождения, способствую развитию слуха, внимания, зрения.
  • Длительность одного занятия не превышает пары минут, даже грудничок не успевает устать и потерять интерес к мероприятию.
  • Техника создана именно для домашнего внедрения. Она осуществляется родителями, что позволяет существенно повысить их авторитет.
  • Отличия техники от оригинального подхода Глена Домана:

  • В отличие от методики Глена Домана, в которой использовались только обучающие карточки, здесь вводятся особые книжки-прятки, вертушки и листалки. Это заметно повышает эффективность обучения.
  • За счет использования игрового подхода малыш любого возраста ведет себя достаточно активно, что позволяет открыть весь его потенциал.
  • Изначально карточки Глена Домана были предназначены для англоязычных учеников. В адаптированной системе эти слова не просто переведены на русский, запас слов подобран с учетом российского менталитета.
  • Среди минусов подхода выделяют тот факт, что, несмотря на заметное опережение малышом сверстников, навыки свободного чтения и счета будут заметны не ранее, чем через 6-12 месяцев.

    Развивать ребенка по методике Монтессори можно как дома так и специализированных садах

    Особенности исследований Марии Монтессори

    Мария Монтессори – итальянский доктор медицины, разработавший уникальный подход к обучению, как ослабленных, так и абсолютно здоровых малышей. Основа системы Монтессори очень проста – для ребенка должны быть созданы идеальные условия, которые помогут ему развиваться и обучаться самостоятельно. Такой подход обеспечивает раннее приобретение важного жизненного опыта, формирует необходимые для определенного возраста сенсорные и моторные навыки.

    Используя в качестве отправных точек впитывающее мышление и повышенную возрастную чувствительность, Мария Монтессори построила схему воспитания, ориентированную на развитие индивидуальности и личности маленького человечка собственными силами.

    Базовые рекомендации системы Монтессори:

  • Построение обучения вокруг игровой практики.
  • Введение занятий по развитию письма, чтения, правильной речи, повседневных навыков, сенсорных показателей.
  • Провоцирование подключения собственного мышления ребенка, а не механическое выполнение заданий.
  • Мария Монтессори предложила использовать игрушки с большим количеством мелких деталей, что положительно влияет на мелкую моторику детей.
  • Согласно системе Монтессори, можно выделить следующие закономерности формирования навыков:

  • До шестилетнего возраста происходит сенсорное развитие детей.
  • До 3 лет формируется восприятие порядка.
  • В 1-4 года закладываются движения и действия.
  • До 6 лет формируются основы речи.
  • После 2,5 и до 6 лет закладываются социальные навыки.
  • Как утверждает учение Монтессори, потерянное время невосполнимо. Если в один из указанных периодов с малышом не проводить соответствующую работу, то возможность развить важную способность уйдет навсегда.

    Техника развития ребенка по Железновым

    Еще одна интересная универсальная методика, основанная на зарядке, развивающих песнях, пальчиковых и жестовых играх. Подразумевается активизация общего развития личности, а не отдельных навыков. Наряду с интеллектуальным становлением детей проводится укрепление их физического здоровья. Система довольно обширна, но проста и доступна для домашнего внедрения.

    Настоящим экспертом в плане раннего развития детей является российская компания «Умница». Предлагаемые ей авторские методики и необходимые для проведения занятий инструменты, зарекомендовали себя, как эффективные и универсальные варианты подхода. Фирма «Умница», предлагавшая в начале своей деятельности только карточки для метода Домана-Маниченко, сегодня может предоставить широкий выбор систем и обучающих техник.

    agushkin.ru

    Методы раннего развития детей

    Фотогалерея: Методы раннего развития детей

    Какого-то единого научного определения понятию «раннего развития» нет. Разные педагоги, психологи, педиатры по-своему трактуют это явление. В общем случае, под ранним развитием обычно понимают специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка. Эти методики включают развитие и физическое, и интеллектуальное, и эмоциональное.

    Существует множество различных методов раннего развития детей. Например, огромной популярностью в мире на сегодняшний день пользуются следующие методики:

    Каждая из этих методик носит название по именам своих авторов. Например, автор метода Зайцева, Николай Александрович Зайцев (1939 года рождения), — известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. В основе его метода – совершенно отличный от традиционного принцип обучения детей чтению, счету, иностранным языкам.

    Одно из наиболее известных пособий Зайцева для раннего развития детей – это его кубики. Широко распространено раннее обучение детей чтению с помощью этих кубиков. Традиционно ребенка учат читать с изучения букв, потом переходят к слогам, а затем уже к составлению слов. Однако ребенок, произносящий свои первые звуки и слова никогда не говорит отдельными буквами, а всегда пользуется только слогами. Поэтому разделение слов на отдельные искусственные элементы воспринимается ребенком с трудом.

    Занятия с кубиками Зайцева не предполагают долгого просиживания за столом, непонятных пока ребенку объяснений, что такое буква, звук, гласный или согласный, мягкий или твердый. Обучение чтению по кубикам Зайцева происходит в процессе игры, веселой и занимательной. Особенность этих кубиков – различные цвета и звуки, которые они издают. На гранях кубиков написаны склады – пары из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква.

    Независимо от того, по какой методике раннего развития родители решили обучать своего ребенка, следует соблюдать ряд правил, иначе ни о какой эффективности методов раннего развития не может быть и речи.

    Во-первых, нельзя развивать ребенка насильно. Развивающие занятия будут бесполезны или даже вредны, если они будут проводиться «из-под палки». Нельзя проводить обучающие занятия с ребенком, если он выражает протест, пытается убежать, плачет. Нельзя угрожать ребенку упражнениями за провинности, нельзя также шантажировать ребенка. Только добровольные занятия, которых сам ребенок с нетерпением ждет, могут принести результат.

    Во-вторых, нельзя применять методику, которая непонятна родителям или которая вызывает у них недоверие. Ни один метод раннего развития не универсален и к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Перед тем, как приступить к занятиям, следует внимательно и полностью прочитать описание всей методики, понять, что в процессе занятий потребуется от ребенка и каких результатов можно добиться. Следует тщательно взвесить все «за» и «против» каждого метода, чтобы выбрать для занятий самый подходящий. Важно помнить, что за жизнь и здоровье ребенка отвечают только родители и никто другой! Только родители могут принять решение, стоит ли применять к их ребенку ту или иную методику.

    И, наконец, в-третьих, любые способности ребенка можно развивать, но не в ущерб остальным сторонам его личности. В ребенке все должно развиваться гармонично. Если родители будут упорно заниматься развитием интеллекта своего малыша, но при этом не будут уделять достаточно внимания развитию его двигательной активности, то развитие ребенка будет однобоким, неполным. Нельзя забывать также и об эмоциональном развитии, ведь это едва ли не главная составляющая общего развития ребенка.

    Методы раннего развития разработаны и собраны известнейшими педагогами с мировыми именами. Однако для своего ребенка родитель – самый лучший педагог. Чуткость, внимательность и забота любящих родителей помогут подобрать тот метод раннего развития, который подойдет именно их ребенку.

    strana-sovetov.com

    Техника раннего развития детей

    В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно, начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе. Редакция Ежика решила рассмотреть основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

    Основные методики детского развития

    1. Методика Марии Монтессори

    В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

    При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

    Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.

    На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

    Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности .

    Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

    Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

    На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

    2. Методика Николая Зайцева

    Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

    Также стоит отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

    Обучаться по этой методике можно, начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

    Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.

    У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

    На занятиях у детей развивается творческое мышление.

    В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

    Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

    3. Методика Глена Домана

    Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам, начиная с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

    Дети запоминают большое количество информации.

    Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

    Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

    При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

    Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

    4. Вальдорфская методика

    Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения – достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

    К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности, и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

    Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающие ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

    Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

    Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

    Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

    Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

    Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

    Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

    Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи должны помогать удовлетворить их интересы.

    Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность, как неотъемлемую часть жизни.

    Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

    Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

    Система помогает очень рационально организовать время.

    Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

    Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

    Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

    Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

    Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только вам. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Также стоит отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая, что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

    Да, ваш ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не панацея и не способ превратить вашего малыша в нового Эйнштейна.

    Так что не стоит ожидать, что ваш хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. Кроме того, у развивающих центров есть один большой недостаток: обучение в них платное. И это удовольствие совсем не дешевое. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

    ezhikezhik.ru

    Методика Монтессори для детей 1- 3 в домашних условиях с примерами

    Если вы заинтересованы в том, чтобы ребенок гармонично и быстро развивался, учился самостоятельности и играл не только с обычными игрушками, но и с дидактическими играми, убирал за собой и каждый день постигал новое, то вы должны создать в домашних условиях такую среду, в которой процесс развития малыша будет происходить естественно. Методика Марии Монтессори будет идеальной системой воспитания и раннего развития малыша, его речи и восприятия.

    Занятия по системе Монтессори знакомят малыша с предметами, которые расположены в мире вокруг него. Для правильного развития детей с использованием этой методики, обязательно нужно насытить пространство вокруг крохи предметами, которые будут вызывать у него интерес. В системе Марии Монтессори процесс развития детей сводится к тому, что ребенком будут развиваться мускулы, зрение, слух, обоняние и другие органы чувств.

    В системе существует огромное количество дидактических игр, направленных на развитие термических ощущений, осязания, вкуса, слуха. Использование таких игр и занятия с ребенком помогут отличать тяжелое от легкого, горячее от холодного, мягкое от твердого.

    Восприятие и установление порядка

    Чтобы научить малышей раннего возраста самостоятельности и поучаствовать в их развитии абсолютно незаметно, вы должны установить определенный режим дня. Он может быть примерно таким:

  • В восемь утра вся семья просыпается. Первое, что делают все члены семьи – одеваются. У малыша должен быть свой стульчик или детский шкафчик, на котором лежит его одежда для переодевания. Далее – это утренние процедуры. У него есть свой горшок, у него есть своя полочка в ванной с зубной щеткой и пастой, также у него есть стульчик, который помогает ему достать до раковины.
  • В половину девятого вся семья собирается на кухне и все вместе готовят завтрак. Малыш также помогает в меру своих возможностей.
  • В половину десятого завтрак закончен и нужно убрать со стола. Кроха, даже самого раннего возраста, должен знать, что за собой нужно убирать. Система воспитания Марии Монтессори подразумевает, что вы вовлечете детей в процесс уборки, к примеру, дадите им полотенце для протирки посуды или попросите малыша смахнуть крошки со стола.
  • После завтрака наверняка захочется заняться своими делами, поиграть с игрушкой, которая была выбрана им самостоятельно. Дайте крохе такую возможность, не заставляйте его делать что-то другое. Но помните, что если игры детей закончились, то обязательно нужно использовать главный принцип в методике воспитания детей Марии Монтессори – поиграл, после этого убери за собой.
  • Когда придет время обеда, вы не должны прекращать заниматься с ребенком. Пусть он станет вашим помощником – достанет продукты из холодильника, помогает накрыть на стол.
  • После обеда вы наверняка положите детей спать, так как им нужно набраться сил для новых игр.
  • После обеда, прежде чем идти на прогулку или начинать занятия по развитию речи или прежде чем учить буквы, нужно будет как следует подкрепится. Дайте малышу возможность самому насыпать себе еду, налить сок или йогурт. Если даже что-то будет рассыпано или разлито ребенком, не переживайте, а просто покажите малышу, как это убрать. Система развития Марии Монтессори подразумевает, что постепенно ребенком любого возраста будут выполняться несложные бытовые манипуляции самостоятельно и помощь мамы ему будет абсолютно не нужна.
  • Когда вы начнете собираться на прогулку, то у ребенка должна быть возможность самостоятельно достать верхнюю одежду. Пусть у малыша будет крючок на уровне его рук, обувь также должна быть на виду. На улице малыш должен заниматься любимыми делами, но обязательно следите за ребенком, особенно раннего возраста.
  • После прогулки он должен самостоятельно раздеться и положить свои вещи на место. Если нужно что-то просушить, поясните, как и где он может это сделать, помогите малышу если это нужно.
  • Для развития детей по методике Монтессори очень полезно, если кроха будет помогать вам готовить ужин. Такие занятия помогут крохе научиться быть самостоятельным, это и есть основные принципы воспитания детей по методике Монтессори.
  • После ужина нужно поиграть с малышом, но не будьте главным в этих играх. Пусть малыш сам ведет игру, так происходит процесс его развития и создания новых для него игр, развитие его речи в процессе пояснения того или иного его занятия.
  • Когда придет пора готовиться ко сну, проконтролируйте, что малыш убрал свои игрушки. Пусть карапуз разберет свою постель, пойдет умоется и переоденется в пижаму. Одежду, в которой малыш был днем, он должен сложить на стульчик или в свой шкафчик. Можно почитать малышу перед сном сказку и оставить в его комнате ночник, так малыш не будет вас будить, если ему ночью нужно будет встать в туалет.
  • Суть такого порядка по системе Монтессори заключается в том, что с малышом занятия проходят совершенно не заметно, а обучение является постепенным и спокойным. В этой методике раннего воспитания детей можно спокойно учить малышей развитию речи, кроха может учить буквы и обучатся правилам разных игр абсолютно без нажима и без напряжения, так как кроха сам выбирает, чем ему заниматься.

    Методика Марии Монтессори

    Занятия по математике должны быть также очень приятными для малыша и задача мамы сделать их интересными. Найдите для малыша интересные пособия, такие как счетные палочки, кубики и конусы. Когда ребенок будет проявлять к ним интерес, начните учить его не сложным математическим операциям, таким как сложение, вычитание, умножение и деление. Система Монтессори легко позволяет в качестве игр выучить самые разные математические операции в домашних условиях.

    Если вы видите, что малыш заинтересовался алфавитом, его можно подтолкнуть к тому, чтобы вы начали занятия по развитию речи. Сначала нужно начать изучать буквы, это можно сделать при помощи вырезанного алфавита, можно разместить буквы на магнитах или купить специальный коврик, на котором размещены все буквы русского алфавита.

    Такие занятия будут способствовать постепенному развитию речи, но при этом они будут частью игр, в которые ребенок захочет играть сам, а значит, вы не будет заставлять ребенка и он выучит буквы в простой и легкой игровой форме. В обучении речи и изучении алфавита и той или иной буквы нужно использовать суть и принципы, которыми пронизана вся обучающая система – это самостоятельность и незримое участие взрослого в выборе развивающих игр.

    В детском саду, проводя обучение деток и способствуя их развитию, в том числе и речи, можно проводить и групповые занятия, система обучения это позволяет. В детском саду можно практиковать разные виды игр, вот некоторые из них:

    • Детки сидят в кругу на полу, слушают в записи журчание ручейка, шум ливня, тиканье часов.
    • Малыши сидят в кругу и играют в пальчиковые игры, общаются, занимаются развитием речи, поют песни, угадывают буквы на карточках.
    • Малыши ходят по нарисованному на полу кругу, квадрату, треугольнику, стараясь не сойти в линии.
    • Крохам дают в руки по мелофону, и каждый по очереди сочиняет свою мелодию. Если мелофон один, его нужно передавать по кругу.
    • Такие простые варианты игр способствуют общению и развитию речи деток 1-3 лет, также просто можно выучить буквы. Не навязчивое общение поможет детками стать самостоятельными, научится легко говорить и различать буквы.

      Метод Марии Монтессори. Наши развивашки.

      razvitieiq.ru