Театрализованная деятельность как средство развития личности дошкольников

Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативная деятельность предполагает:

Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

Овладение детьми разными видами деятельности.

Установление эмоционального взаимодействия детей и взрослых.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять детям игровую деятельность и общение со сверстниками и взрослыми. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, бедный словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. Умение общаться — это важнейшее условие для успешного социального и интеллектуального развития ребёнка. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, то она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она так же даёт возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

Знакомство с окружающим миром.

Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость и зрелищность присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, раскрепощению и повышению самооценки. С её помощью педагог побуждает ребёнка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному. Дети учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения, что способствует развитию их речевых возможностей и способностей.

Виды театра. В традиционной педагогике выделяют следующие виды театра:

Настольный (театр картинок, игрушек), (фланелеграф, магнитны)

Театр кукол би-ба-бо (перчаточные куклы)

Театр на палочках, прищепках

Театр платочных и ростовых кукол

Игры-драматизации и режиссерские игры.

Для организации театрализованных игр необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечит возможность одновременно заниматься разными видами театрализованной деятельности. В нашем детском саду в группах оформлены театральные зоны «театральная студия», «мир театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Театральные зоны представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, пальчиковый театр, театр петрушек, эстрадный театр, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макеты деревьев и кустов, домики, цветы и т. д.).

Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня. Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

Самое главное – участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

2. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

3. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.:

4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

infourok.ru

Театрализованная деятельность, как средство социализации дошкольников

Театрализованная деятельность, как средство социализации дошкольников

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети — сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей — психолого-педагогические приемы — направленно активизируют его социальное познание.

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович, Э. Г. Чурилова, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина, предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова, выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева, разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.

2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.

3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.

4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.

5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.

Театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей. Основой театрализованной деятельности являются театрализованные игры.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды.

К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты. Виды театров:

1. Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания)

6. «Театр в лицах»— маски героев, шапочки, медальоны.

10. Театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами

— Атрибуты для ряженья.

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. — М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Трусова Е. Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально- игровойдеятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.

пед. наук. — М., 1986. 24с.

Тематический план «Недели толерантности» Понедельник. 1. Консультация для родителей «Толерантность, что это такое?» Участвуют все группы детского сада. 2. Совместное изготовление.

Оформление участков летом Каждый год наш детский сад красочно оформляет территорию детского сада, зимой — снежными и ледяными постройками, а летом — красивыми поделками.

www.maam.ru

Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — А. В. Ваганова, А. Е. Веснина, Е. Е. Созина,

Текст научной работы на тему «Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников»

?в максимально положительных оценках, их педагоги массовой школы старались использовать реже нейтральных.

Увидеть конкретную картину взаимоотношений можно, применив индивидуальный профиль каждого учащегося, который позволяет оценить роль каждого фактора в совокупности с анализом частных характеристик. Таким образом, СД представляет широкие возможности для исследования представлений педагогов о личности учащегося с интеллектуальной недостаточностью. Данные, полученные с помощью СД, могут и должны быть дополнены результатами других эмпирических методов. Отдельный исследовательский интерес представляет сравнение представлений нескольких педагогов об одном и том же учащемся. Сравнительный анализ представлений о младших школьниках классных руководителей и учителей-дефектологов показал, что последние склонны к большему принятию и более благоприятному полюсу оценок учеников. Педагогу начальной школы трудно оценить эффективность, уровень достижений и личностные качества ученика с легкой интеллектуальной недостаточностью в связи с тем, что сравнение его характеристик происходит независимо от осознанности этого явления с нормально развивающимися младшими школьниками.

1. Брыкова А. С. Методика диагностики межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с нормально развивающимися сверстниками и педагогом // Весц БДПУ. — Сер. 1. — 2014. — № 2. — С. 17-21.

2. Вассерман Л. И., Кузнецова О. Н. [и др.] Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: пособие для психологов и врачей. — СПб.: СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. — С. 3-10.

3. Косаревская Т. Е., Кутькина Р. Р. Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания: метод. рек. — Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. — 61 с.

4. Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский [и др.] ; под ред. Я. Л. Коломинского. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.

5. Шелестюк Е. В. Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов // Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический аспекты: материалы междунар. школы-семинара V Березин-ские чт. — Вып. 15. — М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2009. — С. 329-333.

А. В. Ваганова, А. Е. Веснина, Е. Е. Созина

Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников

Дети с множественными нарушениями в развитии представляют собой наиболее сложную и неоднородную группу воспитанников различных учреждений системы специального (коррекционного) образования.

Сочетанная патология делает структуру дизонтогенеза этих детей чрезвычайно сложной с точки зрения соотношения первичных и вторичных нарушений. Снижение остроты центрального зрения до уровня слепоты или слабовидения так или иначе сказывается на всех сторонах психического развития ребенка, в особенности затрагивая формирование предметных и пространственных представлений об окружающем мире, что оказывает свое негативное влияние на процессы общения. Сочетание сенсорных и интеллектуальных нарушений серьезно затрудняет процесс нормального психического развития в дошкольном детстве, особенно когда эти нарушения носят врожденный характер. Если развитие такого ребенка протекает в условиях материнской депривации, т. е. вне круга семьи, то последствия будут касаться прежде всего недостатков развития эмоциональной сферы, социальной адаптации и поведения. Подобная сложная структура нарушения развития серьезно сужает потенциальные возможности развития такого ребенка.

Тем не менее, как указывал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, развитие нормального ребенка, как и ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по общим законам возрастного генеза психики. Это дает возможность учитывать имеющиеся потенциальные возможности детей со сложными недостатками в развитии и ориентироваться в коррекционно-воспитательной работе с ними на зону ближайшего развития. В частности, Л.С. Выготский подчеркивал особую роль формирования воображения в дошкольном детстве как особого возрастного новообразования. Воображение, являясь стержнем творческой активности человека, само формируется в этой деятельности. В дошкольном детстве формирование воображения связано с многообразными видами игры, в том числе сюжетно-ролевой, разновидностью которой можно считать театрализованную деятельность. Включение ребенка с множественными нарушениями развития в игровые формы деятельности так или иначе способствует коррекции эмоционального дефицита, расширению круга предметных представлений, способствует развитию коммуникативных навыков, знакомит с новыми социальными ролями.

Театрализованная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так как в ее основе лежит игра, являющаяся, по мнению Л.С. Выготского, корнем всякого детского творчества. При создании правильных условий и правильной организации в театрализованной деятельности происходит коррекция психических функций, памяти, мышления, речи, творческих способностей и развитие личности ребенка в целом. Для осуществления этого процесса требуется комплексный подход с привлечением различных специалистов, стремящихся к полноценному формированию у воспитанников творческой активности и социализации в обществе. Им предстоит решить следующие задачи:

• формирование у детей элементарных знаний о ближайшем социуме;

• развитие личностно и общественно значимых потребностей и мотивов в деятельности и поведении человека;

• развитие и активизация доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности;

• формирование у детей навыков адекватного поведения в сложных жизненных обстоятельствах;

• вовлечение детей в доступные виды деятельности, направленные на развитие их познавательной активности и творческой способности;

• подготовка детей к интеграции в обществе.

С целью достижения наилучших результатов в работе специалистов необходимо выделить следующие структурные блоки.

1. Выбор и переработка сценария.

В процессе работы возникают некоторые сложности, связанные с тем, что в Детском центре дети, которые находятся в одной возрастной группе, имеют разные сенсорные, интеллектуальные, речевые и двигательные возможности. Поэтому из множества сценариев нужно скомпилировать один, который должен соответствовать следующим условиям: доступный сюжет, небольшой объем, отсутствие развернутых монологов.

2. Подготовительная работа (индивидуальная и подгрупповая).

Чтение и просмотр сказки или художественного фильма, работа над

словарем и пониманием трудных слов и выражений, обсуждение персонажей и эмоциональной окраски каждого образа, театр с куклами (педагоги используют кукольный театр для лучшего понимания сюжета и характера героев), также проводится работа на занятиях по изобразительной деятельности.

3. Распределение ролей.

На данном этапе мы учитываем: желание ребенка изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность и т. д.), речевые и психофизические возможности.

4. Подбор музыкального сопровождения и танцевальных движений.

Идет обработка музыки и песен. В работу включаются современные

технические средства обучения, позволяющие выйти ребенку из ограниченного пространства и почувствовать себя органичной частью ситуации.

5. Подбор костюмов и изготовление декораций совместно с детьми.

Костюмы должны быть яркими, красочными, удобными, вызывать у детей яркие положительные эмоции.

В процессе репетиции могут возникнуть различные сложности, и поэтому на данном этапе пересматривается сценарий и вносятся определенные коррективы.

Работа в команде помогает обучать детей взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональные переживания и адекватно реагировать на них.

На заключительном этапе спектакль представляется всеобщему вниманию, подводятся итоги. Необходимо оценить деятельность каждого ребенка, указать на то, что он сделал хорошо. Дети, которые не участвовали в данном спектакле, являются зрителями, что положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. После просмотра спектакля детям-зрителям можно предложить выполнить иллюстрации к сказке и организовать выставку работ.

Наблюдения, проводимые в течение нескольких лет, показали, что дети, которые регулярно занимались театрализованной деятельностью, демонстрировали более высокие результаты в развитии коммуникативных навыков, навыков связанной речи, игровой деятельности, владения невербальными средствами общения, чем остальные воспитанники

Это позволяет сделать вывод, что театрализованные игры не только помогают дошкольникам, воспитывающихся в условиях детского дома, регулировать свое поведение, расширять социальный опыт, но и являются значимым фактором для более эффективного овладения образовательными умениями и навыками, которые будут способствовать в дальнейшем их успешной адаптации в обществе.

1. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / пер. с англ. Юлии Даре. — М.: Теревинф, 2009. — 272 с.

2. Выготский Л.С. Собрание соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика. — 1984. — 433 с.

3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — М.: ВАКО,

4. Лубовский В.И. и др. Специальная психология: в 2 т. — М.: Юрайт, 2015.

5. Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. — М.: Линка-пресс, 2001.

М. Ю. Виноградова, Г. Г. Мамедова

Урочная и внеурочная деятельность по реализации раздела адаптированной образовательной программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата по формированию здорового образа жизни

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает в себя раздел адаптированной образовательной программы — программу формирова-

cyberleninka.ru

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Наталья к записи Темы по самообразованию: социально-коммуникативное развитие дошкольников
  • admin к записи Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию
  • Наталья к записи Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию
  • Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников

    Из опыта работы

    «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

    Чекунова Елена Александровна,

    воспитатель МБДОУ № 61,

    г. Апатиты Мурманской обл.

    «… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

    но и формирование его характера,

    эмоций у личности в целом,

    находится в непосредственной зависимости от речи»

    (Лев Семенович Выготский)

    Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

    Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

    Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

    Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

    Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

    Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

    • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
    • умении вслушиваться в текст;
    • улавливать интонации;
    • особенности речевых оборотов;
    • четко, последовательно излагать мысль;
    • самостоятельно пересказать текст;
    • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).
    • Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

      формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

      — формировать грамматический, лексический строй речи;

      — развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

      — продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

      — продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

      — продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

      Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметнопространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

      Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

      В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны ( кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

      В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

      В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

      Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

      — диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

      — практико-ориентированную направленность в реализации задач.

      Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

    • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
    • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
    • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
    • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
    • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
    • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
    • задания для развития речевой интонационной выразительности;
    • игры-превращения, образные упражнения;
    • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
    • театральные этюды;
    • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
    • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
    • показ театрализованных представлений, спектаклей.

    Детское художественное творчество носит поэтапный характер

    На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

    Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

    Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

    Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

    С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

    Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

    С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

    Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

    Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

    Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

    У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

    При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

    В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

    Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

    1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

    Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

    2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

    свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

    3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

    Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

    После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

    Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

    Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

    — Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

    — Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

    — Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

    — «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

    — Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

    — Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

    — Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

    — Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

    Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

    В процессе работы были проведены:

    — показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

    — показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

    — показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

    — Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

    — Рекомендации: «Театр своими руками», «Играем в театр вместе».

    Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

    — Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

    — Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

    — Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

    — Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

    — Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

    — Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

    — Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

    При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

    На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

    По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

    Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

    Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

    detstvogid.ru

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1 Константинова И.В. Музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад 4» ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одним из средств формирования нравственного здоровья, развития творческих способностей, психологическое раскрепощение детей является театрализованная деятельность Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы.

    2 Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованная игра — одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ. В нашем дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность занимает особое место. На протяжении ряда лет я являюсь руководителем театральной студии. Занятия в театральной студии это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Основная цель работы театральной студии: духовно нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

    3 Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на занятиях театральной студии нами были выделены три направления: 1. Воспитание гуманных чувств детей. формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 2. Воспитание любви к Родине. приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость); формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что то для других; воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны. 3. Воспитание коллективизма. формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности с детьми, воспитателями, родителями и социальными партнерами с использованием разнообразных форм и методов работы. В ДОУ созданы условия способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности: 1. создана предметно-развивающая среда: — различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.; — реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

    4 — атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации. 2. подобраны специальные тексты; 3. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр; 4.в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия. Занятия кружка, начиная со второй младшей группы, проводятся систематически два раза в месяц, в свободное время детей знакомим с различными формами театрализованных игр (настольный театр игрушки, плоскостной театр, кукольный би-ба-бо, игры-драматизации). Содержание всех занятий имеет духовно нравственную направленность. Так во второй младшей группе — воспитывается чувство заботы о слабых, отрицательное отношение к капризам детей, интерес и бережное отношение к театральным куклам. В средней группе продолжаем воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения. Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией). В старшей группе продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников. У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать. Сценические образы образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. В ДОУ стало хорошей традицией проведение творческих педсоветов, совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовнонравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.

    5 Регулярно проводятся выступления детей занимающихся в театральной студии перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. За последние 3 года были показаны спектакли: «Дюймовочка», «Под грибом», «Путешествие пирожков», «Три поросенка», «Котята и перчатки» и др. Таким образом, театрализованная деятельность — одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества МДОУ с семьей.

    docplayer.ru