Таблица развития детей до года

Таблица развития ребенка по месяцам: что умеет малыш до года

В современной педиатрии существует понятие «Календарь развития ребенка до года». Его представляют в виде таблицы или графика, указывая, какие именно навыки присущи здоровому малышу в том или ином возрасте. Используя данную информацию, молодые родители могут самостоятельно контролировать процесс развития крохи. Об особенностях становления его психики, навыков и умений в каждом из 12 первых месяцев жизни мы расскажем подробно.

Однако сначала оговоримся: каждый малыш индивидуален. Поэтому использовать таблицу развития ребенка до года по месяцам в качестве настольной книги не следует. В ней приведены лишь общие рекомендации. И если ваш малыш вдруг еще не научился что-то делать к определенному месяцу, волноваться не стоит. Достаточно сообщить о своих подозрениях педиатру и получить профессиональный ответ о раннем развитии детей до года и соответствии этим нормам вашего малыша.

Период новорожденности

По мнению педиатров, рождение младенца оказывает огромное влияние на его последующее развитие. Если роды прошли без осложнений, а во время наблюдения беременности врачи не указывали ни на какие возможные патологии, с вероятностью 99% вы можете бесконечно радоваться своему счастью, и не вникать в нормы развития детей до года.

Если же подозрения существуют, внимательно наблюдайте за малышом в первые недели жизни. Дело в том, что в этот период наибольшую активность проявляют безусловные рефлексы, которые свидетельствуют о здоровье (или наоборот, нарушениях) нервной системы. Для малыша на данном этапе характерны:

  • глубокий сон — тельце абсолютно расслаблено, а глазки закрыты;
  • неглубокий сон — кроха дышит неровно, изредка подергивает ножками и ручками;
  • состояние дремоты — поверхностный сон с полузакрытыми глазками по время кормления;
  • бодрствование — кроха двигает ручками и ножками;
  • плач — ответ на недовольство мокрым подгузником, холод или жару, голод или боли в животике.
  • Календарь развития ребенка до года также основывается на наличии у новорожденного следующих безусловных рефлексов:

  • хватание — возникает при прикосновении пальца или любого предмета с раскрытой ладошкой;
  • поиск — при поглаживании крохи по щечке он поворачивает головку;
  • сосание — при прикосновении соски или пальца к губкам малыша возникают сосательные движения;
  • ходьба — если поставить кроху ножками на ровную поверхность, он попытается опереться на нее и пойти.
  • Именно эти рефлексы проверяет участковый педиатр при осмотре крохи. Это необходимый минимум, который свидетельствует о том, что психическое и физическое развитие ребенка до года с максимальной вероятностью будет проходить нормально.

    7 этапов психомоторного развития

    Ежемесячно кроха будет учиться новым навыкам и радовать этим родителей. Этапы развития ребенка до года принято делить по месяцам, указывая, что именно должен уметь делать малыш через каждый новый период. Однако, по мнению психологов, развитие грудничка по месяцам не совсем корректно с точки зрения становления психики. Специалисты предлагают другой подход, который позволяет оценить психомоторное развитие детей до года более правильно. Он включает 7 этапов.

  • 5 неделя — органы чувств начинают активно передавать информацию, что нередко пугает кроху. Теперь он хорошо видит и слышит, ощущает запахи, и необходимость приспосабливаться к новым условиям делает малыша капризным. Период адаптации длится около недели. Вам в это время следует чаще брать кроху на руки и обеспечить его полноценный отдых.
  • 8 неделя — кроха начинает интересоваться окружающим миром, изучать себя, маму, родных, предметы.
  • 12 неделя — возникает осознание подвижности мира (мама ходит по комнате, машина едет за окном). Это вызывает эмоции, а значит, и активную работу головного мозга.
  • 19 неделя — в 4 месяца восприятие мира приближается к взрослому состоянию. Кроха начинает изучать и экспериментировать. Это период бурного интеллектуального роста, поэтому развитие мелкой моторики у детей до года следует начинать в это время.
  • 26 неделя — в полгода ребенок проявляет бурную двигательную активность. А это увеличивает количество ежедневных открытий и эмоциональную нагрузку.
  • 37 неделя — в 9 месяцев малыш начинает различать предметы и думать. Это этап очередной перестройки органов чувств. Из-за большого объема информации кроха может быть возбужденным, раздраженным.
  • 46 неделя — малыш начинает осознавать причинно-следственные связи и делает выводы. Он активен и очень эмоционален.
  • На каждом из этих непростых этапов становления систем организма крохе требуется особенное внимание мамы и ее поддержка.

    Календарь развития ребенка по месяцам включает основные показатели физической и эмоциональной активности. Нажав на ссылку с номером месяца, вы можете прочитать подробнее о развитии ребенка в этом возрасте.

    kids365.ru

    Развитие ребенка по месяцам до года

    В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.

    Показатели развития ребенка

    В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  • Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше — к 12 месяцам.
  • Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  • Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  • Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.
  • Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

    1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
    2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
    3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
    4. Понимание слов и интонации речи взрослых — начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.
    5. Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

      Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

      Возраст и физические показатели

      www.o-krohe.ru

      Календарь и нормы развития ребенка от рождения до 1 года: точные таблицы по месяцам

      Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

      До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

      Таблица физических параметров до года

      Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

      Таблица физиологических параметров ребенка до года:

      Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

      От рождения до 3 месяцев

      Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

      Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

      Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

      На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

      Физические особенности

      От 4 месяцев до полугода

      Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками.

      Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

      На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

      В речи также происходят заметные изменения:

      • начинает выражать первые просьбы;
      • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
      • Нервно-психическое развитие

        От полугода до 9 месяцев

        Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

        Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки. Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

        С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх — подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

        Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности — коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

        Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

        vseprorebenka.ru

        Развитие ребенка до года по месяцам

        Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

        Первый год жизни: календарь развития ребенка

        Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

        1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.

        Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).

        Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.

        Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:

      • кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
      • физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
      • плач обусловлен дискомфортом;
      • распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
      • на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
      • Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.

        Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.

        Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.

        Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

      • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
      • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
      • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
      • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
      • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
      • Увеличение роста – на 3 см.

        В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.

        Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову. В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).

        В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.

        Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:

      • умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
      • легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
      • пытается схватить и удержать погремушку;
      • тянет в рот предметы и свои пальцы;
      • исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
      • Увеличение роста – на 2,5 см.

        Схема физического развития детей от рождения до 12 месяцев:

        В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.

        Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.

        В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.

        Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:

      • в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
      • лежа на животе делает первые ползающие движения;
      • при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
      • следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
      • с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
      • В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.

        У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.

        В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.

      • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
      • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
      • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
      • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
      • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
      • Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.

        В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.

        Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.

      • осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
      • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
      • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
      • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
      • Увеличение роста – на 2 см.

        Приглашаем к просмотру подробного обзора о том, как проходит первый год жизни ребенка:

        В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.

        Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.

        Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.

        • тянется за предметом или к маме обеими руками;
        • садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
        • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
        • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
        • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
        • Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

          Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

          Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

          Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

        • держась за опору, ходит приставными шагами;
        • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
        • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
        • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
        • В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

          Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

          Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

          Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

        • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
        • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
        • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
        • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
        • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
        • Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

          Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

          Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

          Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

        • может стоять несколько мгновений без опоры;
        • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
        • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
        • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
        • показывает части тела на себе и на взрослом.
        • Увеличение роста – на 1,5 см.

          Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

          В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

          Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

          Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

        • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
        • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
        • может показать пальцем на желаемый предмет;
        • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
        • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
        • Двенадцатый месяц (1 год)

          Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

          Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

          Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

          Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

        • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
        • наклоняется и поднимает к пола предметы;
        • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
        • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
        • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

        Увеличение роста – на 2-3 см.

        Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком:

        Отличия в развитии мальчиков и девочек

        Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

        – мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

        – говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

        – представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

        Таблица с нормами роста и веса детей до года

        С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

        rebenokmama.ru

        Развитие ребёнка до года по месяцам — этапы развития, умения и навыки

        Развитие ребенка в 5 месяцев – навыки и умения

        Развитие ребенка в 4 месяца – навыки, умения и физическое развитие

        Развитие ребенка в 3 месяца – навыки, умения и физическое развитие

        Здравствуйте, дорогие читатели!

        Как вы думаете, о чем беспокоятся «свежеиспеченные» родители? Ведь после рождения крохи жизнь молодых пап и мам меняется самым чудесным образом – на смену восторгам и умилению приходит каждодневный труд по уходу за новорожденным. Вот тут-то и начинаются первые страхи и беспокойства. На голову детского педиатра во время плановых ежемесячных посещений «обрушивается» масса вопросов.

        Сколько малыш прибавил в росте и весе? Как правило, основные опасения «неопытных» родителей вызывает соответствие этих показателей общепринятой норме. Признаюсь, в свое время я тоже терзалась сомнениями по поводу вышеупомянутых показателей. Однако врач меня успокоила – существует таблица развития ребёнка до года, в которой приведены нормы роста, веса, а также прибавка показателей по каждому месяцу.

        Итак, давайте совершим увлекательное путешествие от момента рождения малыша до его годовалого возраста. Ведь детки так быстро растут! А сколько умений осваивают маленькие «исследователи» за этот срок – только поспевай за ними!

        1. Коридоры развития детей: что это такое

        Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» — речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).

        «Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», — сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.

        Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.

        На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.

        Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.

        2. Этапы физического и психомоторного развития ребенка – по месяцам

        Многие неопытные мамочки подумают: зачем нужно столько «непонятных» таблиц и цифр? Однако очень важно регулярно контролировать все показатели, чтобы вовремя заметить возникновения разных кризисов или заболеваний. Ведь даже состояние новорожденных в первые минуты жизни оценивают по шкале Апгар – количество набранных баллов дает четкую информацию о здоровье малыша.

        Итак, давайте понаблюдаем, как на протяжении года изменяются основные показатели физического развития ребенка – с помощью следующей таблицы:

        Вместе с физическим развитием врачами тщательно оцениваются коммуникативные умения карапуза и сравниваются с нормой. Помню, как интересно было наблюдать за ежедневными «открытиями» маленького человечка – от держания головки до первых неуверенных шажков. Что должен уметь малыш в возрасте от одного месяца до года?

        2.1. 0 – 3 месяца: я улыбаюсь!

        В первый месяц жизни младенец многому учится.

      • различать белый, черный, красный и желтый цвета
      • менять эмоциональную окраску звуков – от резко-«требовательного» крика до ласкового «урчания»
      • на короткое время сосредотачиваться на мамином (или папином) лице, расположенном достаточно близко
      • недолго провожать взглядом плавно движущийся «объект»
      • попытаться «говорить» – с этого момента начинаются разные «гу» и «агу»
      • проявления радостных эмоций при общении
      • переворачиваться с боку на спинку
      • искать глазами источник шума или света
      • держать и поворачивать в стороны головку
      • опираться ножками на поверхность
      • хватать ручками яркие игрушки
      • все, что удалось захватить, немедленно отправлять в ротик.
      • 2.2. 4 — 6 месяцев: «входим» в режим и пытаемся разговаривать

        Детки растут быстро. Особенно незаметно мчится время до годовалого возраста карапуза – один месяц сменяет другой, а малыш каждую минуту учится чему-то новому.

      • хорошо узнает маму и радуется ей
      • реагирует на обращение к нему – изменениями интонаций голоса и новыми звуками
      • приподнимает и держит головку, лежа на спине
      • самостоятельно перекатывается со спины на животик и обратно
      • может немного постоять при поддержке за туловище
      • с интересом изучает игрушки и перекладывает из одной ручки в другую
      • может спать несколько часов подряд.
      • 2.3. 7 – 9 месяцев: подружились с ложкой!

        Малыш растет с каждым днем, а за эти три месяца осваивает такие умения:

      • сидение, вставание на четвереньки и ползание
      • развитие мелкой моторики пальцев – отлично хватает и переносит игрушки
      • еда с ложки, а питье – из чашки
      • эмоциональный контакт с окружающими взрослыми
      • игры для самых маленьких – например, «ладушки»
      • реакция на произношение своего имени
      • выражение согласия или отрицания киванием головой
      • 2.4. 10 – 12 месяцев: мы уже взрослые!

        Скоро у малыша праздник – первая годовщина! Остались позади бессонные ночи, детские колики и пеленки, а малыш стал совсем большим.

        Арсенал умений годовалого ребенка пополнился такими навыками:

      • первые шаги – сам иду!
      • двигательная активность и быстрое перемещение по всем интересующим поверхностям
      • игра в кубики, с пирамидкой, складывание игрушек на место
      • контакт с родителями, а также с другими детьми
      • произношение простых слов
      • держание разных предметов – ложки, чашки, игрушки
      • понимание слов «можно» и нельзя».
      • На протяжении первых двенадцати месяцев кроха усваивает и «обрабатывает» огромный объем информации. Однако обучение только началось! Малыш растет и каждый момент узнает что-то новое и интересное, а его показатели роста и веса постоянно меняются (при желании можно составить подробный график). Давайте познавать мир вместе с нашими детками!

        Посмотреть видео о жизни ребенка от рождения до года можно здесь:

        Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, предлагаем вам подписаться на обновления. До новых встреч!

        maminyzaboty.com