Сущность процессов обучения и воспитания

§1. Понятие и сущность процессов воспитания, обучения и

Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности [8, c. 162]. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Процесс обучения представляет собой целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

Процесс обучения призван выполнять три функции — образовательную, воспитательную и развивающую [6, c. 34].

Обучение призвано комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, мировоззрения, нравственности личности.

Развитие человека — крайне сложный процесс. Оно совершается под влиянием как внешних влияний, так и внутренних сил, которые характерны для человека, как для любого живого и растущего организма [2, c 128]. Прежде всего, внешние факторы — это естественная и социальная среда, окружающая человека, а также специальная целенаправленная деятельность, которая формирует у детей определенные качества личности; к внутренним — биологические и наследственные факторы. Факторы, которые влияют на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Биологическая наследственность устанавливает как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что способно делать людей разными, как внешне, так и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, которые заложены в их генетическую программу.

Сущность процесса воспитания

Воспитание как целенаправленный процесс

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

5. Воспитание как целенаправленный процесс

5.1 Сущность процесса воспитания

5.3 Критерии эффективности воспитательного процесса

5.4 Самовоспитание и перевоспитание

5.5 Современная отечественная концепция воспитания

5.6 Задания на усвоение и проверку

6. Современные зарубежные педагогические концепции и перспективы воспитания в России

6.1. Актуальность анализа зарубежных концепций

6.2. Типология педагогических концепций

6.3. Бихевиористическая педагогика

6.4. Гуманистическая педагогика (неопедоцентризм)

6.6. Экзистенциализм в педагогике

6.7. Теория социализации как педагогическая концепция

6.8. Перспективы воспитания в России

6.9 Задания на усвоение и проверку

7. Содержание и пути воспитания учащихся

7.1 Понятие о содержании воспитания

7.3 Нравственное и гражданское воспитание

7.4 Трудовое воспитание и профориентация учащихся

7.5 Эстетическое воспитание

7.7 Задания на усвоение и проверку

8. Методы и средства воспитания

8.1 Основные понятия и классификация методов

8.2 Методы формирования сознания

8.3 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

8.4 Методы стимулирования поведения и деятельности

8.5 Система методов или классификация?

8.6 Методы воспитания в западной педагогике

8.7 Выбор методов воспитания и техника применения

8.8 Задания на усвоение и проверку

9. Коллектив как средство воспитания

10. Классный руководитель в школе

10.1 Функции классного руководителя

10.2 Диагностика в работе классного руководителя

10.2.2 Содержание и методы изучения школьников

10.2.3 Организация диагностики, оформление и использование результатов

10.3 Планирование работы классного руководителя

10.4 Организация воспитательной работы с классом

10.4.1 Виды деятельности учащихся и формы работы с классом

10.4.2 Коллективная творческая деятельность

10.5 Задания на усвоение и проверку

11. Социализация и воспитание

11.1 Институты социализации

11.2 Семья как институт социализации

11.6 Неформальные объединения молодежи

11.7 Девиантное поведение молодежи

11.8 Задания на усвоение и проверку

Вос­пи­та­тель­ный про­цесс в сред­ней шко­ле яв­ля­ет­ся ча­стью широкого процесса формирования личности, ко­то­рый объ­е­ди­ня­ет как обу­че­ние и вос­пи­та­ние в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Про­цесс вос­пи­та­ния ме­нее изу­чен, хо­тя он име­ет свои осо­бен­но­сти и пред­став­ля­ет­ся в из­вест­ном смыс­ле бо­лее слож­ным, чем обу­че­ние. Пси­хо­ло­ги­че­ская сущ­ность про­цес­са вос­пи­та­ния со­сто­ит в пе­ре­во­де ре­бен­ка из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое, и с по­зи­ций пси­хо­ло­гии вос­пи­та­ние есть про­цесс ин­те­рио­ри­за­ции, то есть пе­ре­во­да внеш­не­го по от­но­ше­нию к лич­но­сти опы­та, зна­ний, цен­но­стей, норм, пра­вил во внут­рен­ний пси­хи­че­ский план лич­но­сти, в ее убе­ж­де­ния, ус­та­нов­ки, по­ве­де­ние. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино — сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: — диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; — проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); — организация педагогического взаимодействия (реализация планов); — проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

studopedia.ru

6. Сущность, структура и функции процесса обучения.

Сущность процесса обучения — это

— целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

— организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

— овладение научными знаниями умениями, навыками;

— формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

1) образовательная — дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая — это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная — формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

Кроме того, выделяют еще три функции

4) социальная — формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

5) валеологическая — функция здоровосбережения;

6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Движущие силы обучения — это противоречия.

Основные противоречияв процессе обучения:

1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;

2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;

3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;

5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;

Общие закономерности процесса обучения:

1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;

2) создание условий для получения радости;

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

4) согласованность единства всех обучающих институтов;

1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;

2) процесс обучения зависит от условий его протекания;

3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка;

4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;

5) активность ученика к процессу обучения.

Функции процесса обучения.

Воспитательная функция.Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Развивающая функция.Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

Структура процесса обучения.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержаниесоциального опыта усваиваемого детьми. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания. Чтобы стать элементом учебного процесса, научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности для жизни в данных общественно-исторических условиях, развития сущностных сил ребенка и с учетом возможностей ее освоения детьми различных возрастов. Содержаниеучебного процесса как система может иметь различнуюструктуру изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являютсялинейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структурапредполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями.

Характерной особенностью спиральной структурыизложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанная структура– комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.

Существенным элементом структуры познавательного процесса являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности учителя и учащихся. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его взаимодействия с детьми.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповое обучение, кружок. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием. Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует гибких, подвижных форм организации познания.

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная(домашняя, библиотечная, кружковая)работа учащихсяпо усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию.

Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыковв производительном, общественно полезном труде.

Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера.

studfiles.net

. § 1. Сущность процесса воспитания

Воспитание — одна из самых древних функций человеческого общества, важнейшее явление общественной жизни. Каждый человек воспитывается на протяжении всей своей жизни, начиная с младенческого возраста и будучи уже взрослым.

Следует .отличать понятие «воспитание» от понятия «социальное формирование личности». «Воспитание,— как подчеркивает профессор Ф. Ф. Королев,— решающий, но не единственный фактор социального формирования человека»

Формирование человека происходит под воздействием экономических и общественных начал жизни, активного участия в ней самого человека, в то время как воспитание подразумевает целенаправленную деятельность, возглавляемую воспитательными учреждениями,

В узком смысле слова под воспитанием понимают формирование мировоззрения, воспитание нравственности, высоких эстетических вкусов и чувств, руководство физическим развитием человека, то есть формирование отношения человека к действительности, к предметам, явлениям, процессам объективного мира. ‘

Таким образом, если проблемами воспитания в широком смысле слова занимаются ряд смежных наук и отраслей знаний (педагогика, философия, общая социология, литература, искусство и др.), то воспитание в узком смысле слова — это проблема педагогической теории и практической деятельности специальных учреждений, семьи и общественности.

При этом вопросы обучения и образования как компоненты понятия «воспитание» в широком смысле выделены и рассматриваются в специальном разделе педагогической науки — дидактике.

1 Болдырев Н, И. и др. Педагогика. М., «Просвещение», 1968, с. 24.

Воспитание и обучение — это две стороны единого процесса формирования личности, однако каждая из этих сторон имеет свою специфику, свое глубокое отличие, Если в основе обучения лежит познавательная деятельность человека, вооружение его системой научных знаний, умений и навыков, то в основе процесса воспитания лежит формирование жизненных отношений человека, в том числе обучение его определенным способам поведения, выработка устойчивых навыков и привычек. Причем сила постоянно складывающихся отношений в воспитательном процессе, как справедливо подчеркивает Б. Лихачев, заключается в том, что они действуют на ум, чувства и волю человека 1.

Специфика процессов воспитания и обучения заключается также в том, что каждый из них имеет свои задачи, а отсюда — формы и методы их осуществления. Если обучение в основном организуется в аудиториях, лабораториях, кабинетах, мастерских, на полях и в клиниках, то воспитание осуществляется не только в стенах техникума, а и под воздействием самых разнообразных сил к средств, с которыми сталкивается учащийся в своей жизни и деятельности.

В процессе воспитания происходит не только передача жизненного опыта, но и его усвоение воспитанниками. Таким образом, мы видим здесь взаимосвязанный, двусторонний процесс воспитывающей деятельности взрослых и не менее активной деятельности воспитанников с целью познания и усвоения этого опыта применительно к новым условиям общественной жизни. Безусловно, характер этого процесса, его интенсивность, условия протекания будут неодинаковыми на разных ступенях индивидуальной жизни.

Начальный этап воспитания (детский возраст) характерен тем, что новые поколения усваивают опыт уже известный, то есть опыт предшествующих поколений. Но если бы воспитание ограничивалось только передачей готового общественного опыта, то прогресс человеческого общества прекратился бы.

Усваивая дпыт, молодое поколение изменяет его, создает новые образцы, отвечающие требованиям развивающегося общества, его эконо-мики, политики, культуры, то есть всей материальной и духовной жизни.

Отсюда можно сделать вывод, что каждое новое поколение людей учится на опыте, накопленном предыдущими поколениями, и рдновре- менно на созданном собственном опыте. В этом и заключается диалектическая беспрерывность смены опыта поколений.

Сущность этого процесса была отмечена в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду партии, где подчеркивалось, что молодежь должна воспитываться так, „чтобы она постоянно чувствовала связь времен наших революций, училась воспринимать жизнь во всей ее глубине и сложности, сознавать свою роль и ответственность за построение коммунизма»

В руках господствующего класса воспитание является орудием, посредством которого он укрепляет свою политику, свои позиции.

1 См.: Лихачев Б. Т. Теория коммунистического воспитания. М,, «Педагогика», 1974, с. 350.

i Материалы XXIII съезда КПСС. М-, Политиздат, 1966, с. 80.

В этом смысле воспитание всегда имеет, исторически конкретный характер и во всяком классовом обществе является классовым. Однако только в социалистическом обществе, где цели и задачи общества и личности едины, воспитание носит подлинно демократический, всенародный характер. —

Особенно велика роль воспитания в период строительства коммунизма. Успехи строительства коммунизма находятся в прямой зависимости от уровня развития сознания людей. «Чем выше сознательность членов общества,— говорится в Программе КПСС,—тем полнее и шире развертывается их творческая активность в создании материально-технической базы коммунизма, в развитии коммунистических форм труда и новых отношений между людьми и, следовательно, тем быстрее и успешнее решаются задачи строительства коммунизма»

Одной из особенностей процесса воспитания является его ступенчатый характер, отражающий, с одной стороны, возрастание возможностей усвоения подрастающей личностью общественного опыта, с другой—определенную последовательность процесса формирования у воспитанников понятий, представлений, системы взглядов и убеждений, а на их основе — навыков, умений и привычек коммунистического поведения.

Под содержанием опыта, передаваемого молодому поколению, понимают определенную совокупность, систему знаний, выработанных человечеством, а также систему взглядов на природу, человеческое общество и мышление в их развитии (мировоззрение); определенные правила и нормы нравственности, разнообразные умения и навыки общественно трудовой деятельности и т. д.

Все это многообразие общественного опыта не может быть одновременно и в короткое время усвоено подрастающей личностью.

Ребенок дошкольного возраста, например, не в состоянии понять, а тем более усвоить сложные формы взаимосвязей и взаимозависимостей в природе и обществе.

На этой низшей ступени познания общественного опыта ребенок усваивает простейшие правила поведения, элементарные понятия о том, что можно и чего нельзя делать и т. п. В процессе развития органов » ощущения и одновременно речи он усваивает названия и качества некоторых предметов, вещей, явлений, с которыми постоянно сталкивается в игре, во время приема пищи, на прогулках, и т. д. У него пробуждаются моральные и эстетические чувства.

Позднее, в школьном возрасте, уже на основе первоначальных понятий и представлений, выработанных некоторых элементарных навыков и умений у подростка формируются более сложные, разносторонние представления об окружающей среде, о мире и законах его развития, воспитывается определенная система взглядов и убеждений, вырабаты-ваются многие интеллектуальные, а также практические умения н на-выки.

1 Программа Ко й му нистической партии Советского Союза, с, 116.

г В юношеском возрасте под влиянием таких мощных факторов вос-питания и развития, как общество, разнообразная учебная, трудовая и общественная деятельность, жизнь в коллективе и воздействие воспитателей, складывается система коммунистических взглядов и убеждений, формируется их характер, вырабатываются устойчивые привычки поведения, всесторонне развивается сфера чувств.

В детском и юношеском возрасте, а также в период ранней взрослости процесс воспитания происходит значительно интенсивнее и в более сложных для самой личности условиях, чем в более поздние периоды жизни, так как в этом относительно раннем периоде сказывается в большей мере несоответствие между желаниями, безудержными стремлениями и энергией, с одной стороны, н ограниченным жизненным опытом, знаниями, возможностями — с другой. Это несоответствие проявляется в бесчисленных трудностях, иногда переходящих в конфликты, которые переживают молодые люди на пути своего социального созревания. Вот почему процесс воспитания неразрывно связан с управлением, которое осуществляется отдельной личностью (воспитателем, наставником), и коллективами, организациями, членом которых является воспитанник.

Ступени процесса формирования и развития коммунистического сознания и поведения у подрастающей личности как основных компонентов содержания воспитания можно условно сравнить с моделью коиусо- подобной спирали, витки которой расширяются вверх (виток соответ-ствует возрастному периоду). Количество витков спирали соответствует количеству возрастных периодов человека, каждый из которых имеет свои характерные признаки, касающиеся физического, психического и общественного развития личности.

Именно в виде спирали, а не замкнутых колец можно себе четко представить схему диалектической взаимосвязи процессов развития и воспитания личности: последовательное формирование у учащихся новых качеств, постепенное более глубокое познание мира, расширение опыта использования ті а копленных в предыдущих периодах жизни знаний. Каждый возрастной период, являющийся одновременно этапом формирования личности, готовит основы для другого, нового, высшего этапа. Воспитательный процесс представляет собой сложное единство социальных, психологических и педагогических проблем, которые решают средние специальные учебные заведения, призванные готовить не только современных специалистов средней квалификации, но и воспитывать их как граждан социалистической страны.

Система воспитательной работы должна предусматривать не только выполнение общих задач, но и реализацию принципов коммунистического воспитания с целью создания оптимальных условий для развития творческих способностей, положительных интересов и дарований личности, учета в процессе воспитания индивидуальной специфики протекания основных психических процессов.

На этом пути воспитатели встречаются с известными трудностями, которые состоят в том, что на формирование сознания и поведения уча- ‘ щегося оказывают влияние факторы, несоответствующие положитель

ной программе воспитания. Поэтому система средств, методов и форм воспитательной работы должна предусматривать возможность корректирующего влияния на личность с целью усиления положительных потенций воспитанника, развития полезных черт и качеств, преодолева- ния путем перевоспитания отрицательных, вредных взглядов, навыков и привычек.

Процесс формирования человеческой личности включает в себя и самовоспитание, сущность которого заключается в сознательной, планомерной работе над собой, когда эта деятельность направлена па усовершенствование себя. Однако самовоспитание следует рассматривать не изолированно, а в тесной связи с воспитанием. Практические усилия личности, направленные на развитие или совершенствование своих качеств, черт характера, исправление недостатков, есть результат общения, взаимодействия личностей в процессе межчеловеческих отношений. Таким образом, самовоспитание — продукт воспитания, оно вторично, производно от воспитания. Самовоспитание возникает в результате совпадения благоприятных внешних (объективных) усилий и определенных внутренних предпосылок, то есть наличия у учащихся таких жизненных установок, которые будят и развивают их самосознание в направлении самосовершенствования. Предпосылкой возникновения самовоспитания является прежде всего хорошо поставленное воспитание, постоянное выдвижение перед воспитанниками таких задач, которые требуют поиска новых, неизвестных им ранее способов решения. Большую роль в подготовке к самовоспитанию играет выработка в коллективах учащихся достаточно высоких моральных критериев и оценок деятельности каждого своего члена, что способствует развитию у учащихся установки на самооценку личностных качеств и своего поведения. Программа самовоспитания должна быть адекватной задачам общест-венного воспитания учащихся.

Воспитание подрастающего поколения проходит успешно в условиях, когда достигается разумное взаимодействие объективных и субъективных факторов,

К объективным факторам относят среду с ее производительными си-лами и производственными отношениями, а также природные свойства человека: темперамент, задатки и структуру органических потребностей, являющуюся природной основой интересов и мотивации поведения.

Под субъективными факторами понимают систему воспитательной работы в государстве, воспитание в учебных заведениях и семейное воспитание. В условиях социалистического общества за субъективным фактором признается главенствующая роль в воспитании детей и юношества.

Система учебно-воспитательной работы учебных заведений, деятельности юношеских коммунистических организаций, воспитательная роль семьи, наконец, вся идеологическая работа партии, направленная на идейное коммунистическое воспитание, безусловно, имеют решающее значение в процессе формирования личности, воспитания человека — активного строителя нового общества.

scicenter.online

1 Сущность процесса воспитания

1 Сущность процесса воспитания

В современной отечественной школе процесс воспитания предусматривает:

целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

3 Содержание процесса воспитания

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.

Работник: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознательность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности; коллективизм, умение трудиться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны, общества; деловитость и предприимчивость; ответственность за результаты труда; уважение к людям труда, мастерам производства.

4 Общие закономерности воспитательного процесса

5 Этапы воспитательного процесса

Начальный этап процесса воспитания — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы этому этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправляет положение и приводит к желаемым результатам. Отечественная школа до недавнего времени, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

Знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Вот известный пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигнув следующего — убеждения.

Воспитание чувств — еще один непременный и важный компонент воспитательного процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

mir.zavantag.com