Сущность и содержание методов воспитания

16Понятие и сущность метода воспитания. Классификация методов воспитания

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства. Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание. Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования. Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения. Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение. Характеристика методов формирования сознания личности. Особенности применения методов убеждения и внушения

Синонимичное название — методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функции: формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, источник методов убеждения — слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Лекция, рассказ, объяснение — это монологические формы. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр. Беседа и диспут — такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту. Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Его функции — иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы детей. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу. Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Нередко массовая культура отрицательно действует на детей и подростков. Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г.К.Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

18 Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения

Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет «личностный смысл» (А.Н.Леонтьев). Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации. В отечественной педагогике организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования. Общественное мнение — это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности. Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение — это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий. Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их. Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности. Особенности применения методов поощрения и наказания

Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки. Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе детям. Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20 годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись. В советской школе применялся и такой стимулирующий метод как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию. К сожалению, соревнование было идеологизировано и приобрело формальный характер в рамках коммунистической концепции соцсоревнования. Однако, очищенное от идеологии и формализма, соревнование может успешно использоваться. В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

Характеристика основных целей, понятий, содержания экономического воспитания

Для реализации новых образовательных функций, целей, задач возможно выделение отдельных содержательных линий теоретической и прикладной экономики, которые могут быть положены в основу содержания экономического образования. Наиболее важными и одновременно универсальными в учебных программах содержательными линиями могут быть следующие: 1.Труд и трудовая деятельность человека. В этой содержательной линии следует сосредоточиться на обязательности труда для всех, на богоугодности труда, на сочетании труда и молитвы. Церковь свидетельствует о двух нравственно и религиозно оправданных побуждениях к труду. Первое из них – трудиться, дабы прокормить себя и своих близких, то есть получить материальные блага для поддержания собственного физического, социального и культурного бытия, для обеспечения достойного уровня жизни своей семьи. Второе – это труд на благо тех, кто нуждается. Требуется принципиально иной подход в характеристике труда и связанных с ним понятий – работа, дело, деятельность. Труд рассматривается как акт духовного делания, а не как источник получения материальных благ. «Тогда деятельность человека по производству материальных благ будет являться работой, а направление этой работы будет являться делом. Осуществление этой работы как части Божьего дела, Божьего домостроительства, божьего замысла о человеческой личности, сотворчество человека с богом будет являться делом его жизни» [4]. Труд в России не сводился к узкому понятию экономического ресурса и фактора производства. Он характеризовался всегда как особое самобытное духовно-нравственное экономическое явление. О. Платонов пишет: «Труд в хозяйстве русского человека приобрел характер сложного, многообразного ритуала, особенности которого определялись вплоть до мелочей – как мыть, тереть, сушить, скоблить, солить грибы, ухаживать за скотом и т.д.» [6]. 2. Потребности людей. Необходимо изменить традиционно преподаваемую структуру потребностей по так называемой «пирамиде Маслоу». В качестве главных и определяющих выделяют духовные потребности человека, все, что указывает на стремление человека к Богу. Всякое дело должно быть связано: с благоугождением Богу, с памятованием Бога, с упованием на Бога, со страхом к Богу, с любовью к Богу. Следует выделить душевные потребности людей: стремление к красоте, доброте, любви ко всему живому на земле, к интеллекту, культуре, образованию. Потребность в земных благах рассматривается через осознание человеческих грехов, связанных с излишествами в потреблении пищи, одежды и множества других материальных вещей. Антиподом современному потребительству и постулатам о безграничности материальных потребностей людей необходимо сегодня поставить воздержание, пост, умеренность в потреблении. Воздержание – одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина, понятие, которое выходит за пределы вопросов, связанных с ограничением себя в потреблении только земных благ. Это – удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею «сокровищ» в Царстве Небесном. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Каждый православный человек должен быть подвижником, а «все подвижники воздерживаются от всего: те (мирские) для получения венца тленного, а мы (христиане) – нетленного» (1 Кор. 9, 25), – говорит апостол Павел. 3. Экономические ресурсы. Православие формирует особое отношение человека к природной и социальной среде. Окружающий мир православный человек всегда воспринимает как мир, Богом сотворенный, а значит, мир Божий. Этот мир претерпел изменения в процессе грехопадения человека, но при этом сохранил изначальное свое происхождение как творение. Если человек рожден на этой земле, значит, не случайно Господь призвал его из небытия в бытие. На этой земле человек рожден, это и есть его родина, место жизни его отцов – Отчизна. Необходимо сделать особый акцент на бережном отношении к природным ресурсам. Сберечь возможно только в том случае, когда люди не будут расточительны, будут брать от природы только то, что потребно для жизни. В этом истоки самоограничения и воздержания людей. 4.Собственность. По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога. Бог – единственный законный собственник всех земных благ. Мы же являемся всего лишь пользователями этих благ. Внешне мы можем видеть, какими путями попадают к человеку разные вещи и предметы. Они могут быть: 1. сделаны своими руками; 2. куплены в магазине или на рынке; 3. подарены; 4. переданы по наследству.

Характеристика основных целей, понятий, содержания патриотического воспитания

studfiles.net

Содержание воспитания

Сущность содержания воспитания.

Содержание воспитания представляет собой совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности (умственной, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и т.д.), направленной на развитие познавательной, эмоционально-нравственной и практико-действенной сфер личности ребенка.

Факторы формирования содержания воспитания.

Факторами формирования содержания воспитания принято называть постоянно действующие условия, влияющие на физическую, интеллектуально-познавательную и духовную стороны личности ребенка. К ним можно отнести социальный опыт, положительную социальную среду и воспитательную деятельность (гуманное общение).

Содержание воспитания в школе, в первую очередь, обусловливается социальным опытом, накопленным обществом на современном этапе исторического развития. Он включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок, опыта эмоционально-ценностных отношений общества.

Следующим условием формирования содержания воспитания в школе является положительная социальная среда – совокупность окружающих социально-экономических, регионально-этнических, социально-бытовых, социокультурных факторов и обстоятельств, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру.

Не умаляя значимости вышеперечисленных факторов и условий, особо подчеркнем роль культуры в становлении личности ребенка. Культура трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в материальных и духовных ценностях.

Она включает в себя не только качества человечества, которые воссоздаются каждый раз в процессе становления индивида, но и способы деятельности, многообразные предметы материальной и духовной культуры, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение. Материальная и духовная культура исторически изменчива, и на каждом новом этапе развития наследует в большинстве своем все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой.

Причем происходит трансляция не только от поколения к поколению, но и трансформация общечеловеческой культуры в личную культуру человека. Неслучайно педагоги определяют культуру как второе рождение ребенка. Она творит его, воспитывает, внедряется в его сознание и поведение, в его душу и тело, в силу чего он оказывается сначала носителем культуры, а затем, обогащая ее, становится творцом культуры.

Процесс воссоздания культуры – многогранный и многоуровневый. Мы позволим себе остановиться на уровневом членении субъекта культуры как индивидуального (личность), группового (социально-этническая группа) и родового (человечество в целом). Данная градация подразделяет культуру на культуру человечества (общечеловеческая культура), культуру социально-этнической группы (этно-национальная культура) и культуру личности (индивидуально-личностная культура).

В соответствии с культурологическим подходом личность должна, прежде всего, вобрать в себя все своеобразие ценностей рода и этноса в конкретно-исторический период его развития, затем все богатство ценностного мира нации или региона, и, наконец, систему ценностей всего человечества.

Следовательно, для того, чтобы окружающая социальная среда в целом и социокультурная среда, в частности, стали «воспитывающим пространством» личности ребенка, необходимо, во-первых, своевременно проводить педагогическую интерпретацию социальных и социокультурных явлений с помощью таких методов, как разъяснение, пояснение, пример, убеждение, оценка, накопление практико-действенного опыта использования знаний, представлений и убеждений, во-вторых, умело конструировать воспитывающие ситуации, переживаякоторые, ребенок успешно осваивал бы позитивный социальный опыт выживания, самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Не менее существенным фактором и условием формирования содержания воспитания является воспитательная деятельность. Под воспитательной деятельностью мы понимаем совокупность различных видов работы, направленную на удовлетворение потребностей личности ребенка или ученического коллектива с учетом социальных требований и потребностей всего общества. Содержание воспитания в школе наполняется разнообразными видами деятельности (интеллектуально-умственной, духовно-нравственной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной, игровой, коммуникативной, досуговой и т.д.).

Важно, чтобы в этом многообразии видов деятельности, ребенок имел возможность свободного самостоятельного выбора того, что ему более всего «по душе и по силам», где он мог бы более всего проявиться и быть достойно оцененным своими сверстниками. В целях предоставления широкого поля самодеятельности и творчества детей, школа должна избегать чрезмерной нормативности, заорганизованности и навязывания декларированных видов деятельности.

Практика показала, что наполнение содержания воспитания разнообразными, даже сверхэффективными видами деятельности еще не является гарантией формирования творческой, активной и самодеятельной личности. В этом плане, значительно важнее, чтобы дети, сами овладевали логикой и способами организации деятельности, технологией самодеятельности.

Это означает, что детям с позиций деятельностного подхода предоставляется возможность самостоятельно выбирать, что делать (этап мотивации и целеполагания), самостоятельно отбирать пути и средства подготовки предстоящего дела (этап планирования), с энтузиазмом и творчеством организовывать коллективное дело или событие (этап целереализации) и объективно оценивать проводимую работу (этап контроля и оценки). Степенью свободы выбора, самостоятельности, самоорганизованности и инициативности определяется воспитательный характер деятельности.

Основные направления содержания воспитания.

Формирование содержания воспитания по направлениям развития личности ребенка является наиболее распространенным в школе. В этом контексте процесс воспитания в школе представлен адекватными видам деятельности содержательными сторонами воспитания (нравственное, физическое, трудовое воспитание и т.п.), каждое из которых, в свою очередь, имеет свое содержание.

Основой содержания воспитания издревле являются нравственные ценности. Отсюда, большинство авторов, начиная с Я.А. Коменского, считает нравственное воспитание ведущим направлением содержания воспитания. Нравственное воспитание трактуетсякакцеленаправленный процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и отношений, формирование привычек нравственного поведения и образа жизни, достойного человека-гуманиста.

Конечной целью нравственного воспитания является нравственное самовоспитание человека, который целенаправленно воздействует на самого себя с целью выработки необходимых ему нравственных черт характера. Изначально человеку присуще постоянное нравственное самосовершенствование, направленное на углубление духовного мира личности, возвышение его образа жизни. Показателем нравственной воспитанности человека является высокая нравственность как личностная характеристика человека, как внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение.

Одним из наиболее важных направлений содержания воспитания является умственное воспитание человека. Умственное воспитание представляет собойпроцесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на развитие умственных сил (ума, интеллекта) и мышления ребенка. Под умственными силами принято понимать определенную степень развитости ума, сформированности интеллекта, способности ребенка к накоплению знаний, совершению мыслительных операций, овладению интеллектуальными умениями.

Здесь важно отметить, что человеку в течение жизни необходимо освоить знания о себе, людях, обществе, природе, науке и технике, материальных и духовных ценностях общества. В этом плане школа как социокультурная и информационная среда формирования умственных сил ребенка создает максимальные условия для успешного усвоения мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и систематизации) и своевременного овладения интеллектуальными умениями (читать, писать, слушать, излагать, рисовать, музицировать, чертить, проектировать, моделировать и конструировать).

Развитие умственных сил способствует формированию высокого уровня мышления ребенка. Не умаляя значимости всей палитры видов мышления (логического, абстрактного, индуктивного, дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного), необходимых ребенку в процессе познания объективной действительности, мы, тем не менее, выделяем исключительную важность креативного вида мышления, способствующего проявлению творчества в преобразовании себя и окружающего мира. Таким образом, креативность мышления как совокупность мыслительных и личностных умений и качеств ребенка является ведущим показателем его умственной воспитанности.

Следующим направлением воспитания является эстетическое воспитание как целенаправленный процесс развития способности ребёнка к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Система эстетического воспитания включает в себя: художественное образование и художественное воспитание. Художественное воспитание трактуется в педагогике как целенаправленный процесс формирования у ребёнка способности воспринимать, чувствовать, переживать, оценивать искусство, наслаждаться им и создать художественные ценности.

Под художественным образованием мы понимаем процесс освоения ребёнком совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. В конечном итоге ключевым показателем эстетической воспитанности выступает высокий уровень художественно-творческого развития ребенка как результат целенаправленного процесса формирования его способностей и дарований в различных областях искусства.

Не менее важным направлением содержания воспитания в школе является физическое воспитание детей. Физическое воспитание трактуется как целенаправленный процесс управления физкультурной и спортивной деятельностью в школе, способствующей гармоничному развитию тела ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Особое место в процессе физического воспитания занимает физическая культура как система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие физических, умственных и духовных сил ребенка.

Не углубляясь в дальнейшее описание всех направлений содержания воспитания в школе, позволим себе сделать вывод, что нет более или менее значимых направлений воспитания в школе. Все они в равной мере играют ключевую роль в развитии ребенка. Переоценка или умаление значимости какой-либо из сторон развития ребенка неизбежно приведет к дисгармонии его развития в целом.

Целостный подход к воспитанию предусматривает такое содержание воспитательной работы в школе, которое может обеспечить развитие всех сторон (сфер) личности ребенка, гармоничное сочетание сознания, чувств и привычек поведения в личностном становлении ребенка, гармоничное развитие его «души, разума и тела».

Различные подходы к содержанию воспитания.

Рассмотренный выше традиционный подход к содержанию воспитания (по основным направлениям развития личности ребенка) может быть достаточно эффективным, если не ограничиваться усвоением социального опыта (знаний, умений, навыков и привычек поведения), а нацеливать с позиций деятельностного подхода на освоение способов деятельности как основы того, чем в конечном итоге должен овладетьребенок.

Значительно усиливает формирование содержания воспитания культурологический подход, который нацеливает школу на развитие ребенка как творца культуры, на формирование у него основ гуманитарной культуры, эстетической культуры, физической культуры и т.п. (В.С. Библер).

Поворот в сторону общекультурных ценностей предполагает ценностный подход к содержанию воспитания. С этих позиций содержание воспитания в общеобразовательной школе составляют восемь общечеловеческих ценностей (Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек) и уникальная методика их формирования (В.А. Караковский).

Интересным представляется «отношенческий» подход к содержанию воспитания, построенный на «многообразных отношениях личности к миру и себе». В этом контексте ключевым смыслом воспитания является формирование системы отношений ребенка: к себе, к людям, к природе, к социуму, к семье, к государству, к труду, к материальным и духовным ценностям (И.С. Марьенко, А.В. Зосимовский).

Наиболее значимым для нас является личностно ориентированный подход к содержанию воспитания, который определяется тем, что школа предлагает ребенку в качестве предметовпознания, размышления, критического отношения, рефлексии, мотивирования, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.

В целом, содержание должно быть ориентировано на гуманистические ценности саморазвивающейся личности, его жизнедеятельности, культуры, творчества, гражданского поведения, реальной ответственности, свободного выбора, нравственных поступков и др.

Программа воспитания как отражение содержания воспитательной работы в школе.

Потребность в разработке специального педагогического документа, в котором отражались бы задачи, виды деятельности, способы взаимодействия и общения всех субъектов воспитания в зависимости от их индивидуально-возрастных особенностей, всегда занимала умы педагогов-ученых.

Одна из программ воспитания по годам обучения в школе («Примерное содержание воспитания школьников», 1976) была составлена под редакцией И.С. Марьенко.

Четыре раздела программного документа содержали следующую информацию:

— характеристику современного школьника и общие задачи воспитательной деятельности в школе;

— задачи воспитательной деятельности в соответствии с возрастными группами школьников;

— примерные виды деятельности и занятий общешкольного коллектива;

— основные виды и формы совместной деятельности школы, семьи, производственных коллективов и общественности по воспитанию учащихся.

«Примерное содержание воспитание школьников» как программный документ был долгие годы ориентиром в организации воспитательной работы в школе.

В настоящее время определенный интерес представляет «Программа воспитания школьника» (1998), разработанная Н.Е. Щурковой.

С нашей точки зрения, она отражает современные тенденции развития школы и социально-психологическую ситуацию в обществе. В основе «Программы воспитания школьников» лежат следующие теоретические положения:

— определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям «достойной жизни достойного человека», а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

— представление о воспитании как приобщении и приучении к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор;

— представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира ребенком. Освоить – сделать мир для ребенка своим, понятным; усвоить – уметь пользоваться «освоенным миром» на уровне умений; присвоить – включить «освоенное» в структуру своей жизнедеятельности. Свободное общение с миром возможно лишь в знакомом, освоенном мире;

— представление о ребенке как субъекте собственной жизнедеятельности.

Общая модель программы воспитания включает в себя шесть разделов:

— формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

— формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

— формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;

— формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

— формирование образа жизни, достойной человека;

— формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

В программе отражены особенности поведения детей, их интересы, мировоззренческие установки, особенности коллективного воспитания, проблемы жизни и вопросы текущей жизни по следующим возрастным группам: «Первоклассник», «Младшеклассник», «Младший подросток», «Старший подросток», «Старшеклассник» и «Выпускник».

Рис. 10. Содержание воспитания.

Разнообразные формы воспитательной работы, которыми можно наполнить жизнь детей в соответствии с их возрастными особенностями, представлены в Пакете пестрых дел, Пакете новых форм групповой работы с детьми и других методических разработках Н.Е. Щурковой.

«Концентрат» лекционной информации отражен в координатной схеме (рис. 10).

studopedia.ru

Сущность и содержание процесса воспитания

1. Сущность и содержание процесса воспитания

2. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимоде

личности. Это специально

организованное, управляемое и

воспитателей и воспитанников,

конечной своей целью имеющее

формирование личности, полезной

3. Особенности процесса воспитания:

процесс (в нем проявляются

многочисленные объективные и

сложность данного процесса);

* воспитательный процесс отличается

длительностью (длится всю жизнь);

4. Непрерывность процесса воспитания ( это процесс непрерывного и систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников); Процесс во

воспитателей и воспитанников);

Процесс воспитания – это комплексный

процесс (комплексность в данном

случае означает единство целей, задач,

содержания, форм и методов

Процессу воспитания свойственна

вариативность и неопределенность

Процесс воспитания носит двусторонний

Процесс воспитания – противоречивый

Диалектика воспитательного процесса

раскрывается в его противоречиях.

Именно противоречия являются

движущей силой процесса воспитания.

5. Закономерности процесса воспитания – определяют связи в компонентах процесса воспитания. Характерными для этого процесса являются следу

определяют связи в компонентах процесса

воспитания. Характерными для этого

процесса являются следующие

* эффективность воспитания зависит от:

сложившихся воспитательных отношений;

* от соответствия цели и организации действий,

помогающих эту цель достигнуть;

* от соответствия социальной практики и характера

воспитательного влияния на воспитанников;

* от совокупного действия объективных и

* от интенсивности воспитания и самовоспитания;

* от активности его участников в педагогическом

* от эффективности сопутствующих ему процессов –

развития и обучения;

* от качества воспитательного воздействия и др.

6. Содержание процесса воспитания.

знаний, убеждений, навыков, качеств и черт

личности, устойчивых привычек поведения,

которыми должны овладеть учащиеся в

соответствии с поставленными целями и

задачами. В основе современной идеологии

воспитания лежат следующие идеи:

• Совместная деятельность детей и взрослых;

• Личностная направленность воспитания;

7. Принципы воспитания

положения, в которых выражены основные

требования к содержанию, методам,

организации воспитательного процесса. Они

отражают специфику процесса воспитания.

Современная система воспитания

руководствуется следующими принципами:

Общественная направленность воспитания;

Связь воспитания с жизнью, трудом;

Опора на положительное в воспитании;

Единство воспитательных воздействий.

8. Общественная направленность воспитания

ориентировано на поддержку и

упрочение государственного строя,

его институтов, формирование

гражданских и социальных

качеств. Этот принцип требует

подчинения всей деятельности

педагога задачам воспитания

подрастающего поколения в

соответствии с государственной

стратегией воспитания и

воспитателей на формирование

социально необходимого типа

9. Принцип связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

каждого человека, значения экономической базы

• Уважения к людям труда;

• Развития способности трудиться на пользу общества и

свою собственную пользу;

• Понимание основ современного производства;

• Бережное отношение к общественному достоянию и

• Нетерпимое отношение к проявлениям

бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины.

10. Принцип опоры на положительное – предполагает недопустимость акцентирования внимания только на недостатках в поведении школьников. Толь

акцентирования внимания только на

недостатках в поведении

школьников. Только сотрудничество,

терпение, заинтересованное участие

в судьбе воспитанника дают

11. Гуманизация воспитания – данный принцип требует:

Гуманного отношения к личности воспитанника;

Уважения его прав и свобод;

Уважения к позиции воспитанника;

Уважения права человека быть самим собой;

Ненасильственного формирования требуемых качеств;

Отказа от телесных и других унижающих честь и

достоинство личности наказаний;

• Признания права личности на полный отказ от

формирования тех качеств, которые по каким-либо

причинам противоречат его убеждениям (например,

12. Личностный подход – этот принцип требует, чтобы воспитатель:

особенности темперамента, черты характера, взгляды,

вкусы, привычки своих воспитанников;

• Умел диагностировать и знал реальный уровень

сформированности таких важных личностных качеств, как

особенности мышления, мотивы, интересы,

направленность личности, отношение к жизни и т.д.

• Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной

для него воспитательной деятельности, обеспечивающей

прогрессивное развитие личности;

• Своевременно выявлял и устранял причины, которые

могут помешать достижению цели;

• Максимально опирался на собственную активность

• Сочетал воспитание с самовоспитанием личности и т.д.

13. Единство воспитательных воздействий – этот принцип называется также принципом координации усилий школы, семьи и общественности. Правила

1. Личность воспитанника формируется

под влиянием семьи, товарищей,

окружающих взрослых людей,

ученического коллектива и т.д.

2. Огромная роль в формировании

личности принадлежит семье.

3. Способ достижения единства

координация усилий причастных к

воспитанию людей, служб, социальных

14. Формирование научного мировоззрения у школьников

15. План темы «Мировоззрение»

• 4.Процесс формирования научного м.школьников.

• 5.Критерии сформированности научного м.шк.

16. Сущность мировоззрения:

мир и место в нем человека, на отношение человека к

окружающей его действительности и самому себе, а

также обусловленные этими взглядами основные

жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы,

принципы познания деятельности, ценностные

17. Основные виды мировоззрения:

18. Научное мировоззрение:

мира, на выводы и обобщения,

сделанные на основе научного

анализа и теоретического

осмысления причинноследственных связей,

природных и общественных

19. Обыденное (житейское) мировоззрение:

условий жизни людей, передаваясь от одного

человека к другому в форме здравого смысла,

стихийных представлений о мире.

• Опирается на житейское познание и

отражает, как правило, несущественные

признаки вещей, событий и явлений.

20. Религиозное мировоззрение:

на интуитивноэмоциональный субъективный

религиозный опыт личности.

*в его основе – вера человека в

существование бога и

21. Структура мировоззрения:

• Знания связаны с осмыслением и

пониманием объективной стороны

природных и общественных явлений.

• Для того, чтобы знания

способствовали формированию и

развитию мировоззрения, они должны

приобрести для человека

субъективный смысл, т.е. перейти в

его взгляды,и убеждения.

человека, связанны с обоснованием тех

или иных природных и общественных

явлений, определением своего

отношения к этим знаниям.

осмысленных и эмоционально

пережитых идей, относящихся к

идеологии, политике, нравственности

и искусству, которые определяют

твердость жизненных позиций

личности, характер ее деятельности и

– это результат сложнейшего

— Идеал (от греч. Idea, идея, понятие, представление).

— Идеал – осмысление и эмоциональное принятие наивысшего

совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью

деятельности, жизненным стремлением личности.

— Идеал человека – это эмоциональное предвосхищение того,

каким он хочет и может стать.

— В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые,

отражаясь в конкретных образцах поведения и деятельности,

становятся стимулом и регулятором развития и формирования

26. Процесс формирования научного мировоззрения у школьников.

— предметы естественно-научного цикла – играют решающую роль.

Важными идеями, оказывающим влияние на мировоззрение

учащихся, являются следующие: материальность мира, объективный

характер его развития, первичность материи, вопросы развития

• Предметы гуманитарного цикла – дают представление о развитии

общества, производственных отношений, роли труда в развитии

человека, о значении общечеловеческих ценностей в развитии

• Формирование научного мировоззрения школьников в процессе

внеклассной учебно-воспитательной работы:

27. Критерии сформированности научного мировоззрения учащихся:

теоретических обобщений, имеющих определяющее

значение для понимания сущности процессов развития

природы и общества и выработки мировоззрения;

• Устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые

сказываются при оценке всех явлений и событий

• Проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в

конкретных общественных делах, в своей деятельности и

28. Нравственное воспитание

выработанных в обществе

норм, правил и требований,

которые предъявляются к

личности в различных сферах

жизни и деятельности.

30. Что такое нравственность?

морального сознания человека,

навыков и привычек,

связанных с соблюдением

моральных норм, правил и

31. Нравственное воспитание – это сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе о

осуществляемый процесс формирования у учащихся

положительных моральных отношений в системе

организуемой в школе разнообразной учебной и

внеклассной деятельности и выработки на этой основе

соответствующих личностно-этических качеств.

• Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей

жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той

среды, которая определяющим образом влияет на

ценностные ориентации школьника ( семья, среда друзей и

• Задачи нравственного воспитания:

— воспитание патриотических и гражданских качеств личности;

— Формирование сознательной дисциплины и ответственности;

32. Что такое моральные нормы?

определенных отношений, предписываемых

моралью общества к поведению и

деятельности личности в различных сферах

общественной и личной жизни, а также в

общении и контактах с другими людьми.

33. Пути и средства нравственного воспитания:

(осуществляется различными путями,

главным образом, путем проведения

этических бесед, лекций, диспутов,

встреч с интересными людьми и т.д.)

* формирование нравственного опыта в

коллективной жизни, в общении и

* воспитание нравственных привычек (

привычные формы и способы

поведения вырабатываются в процессе

усвоения всех нравственных норм.

Важнейшей задачей нравственного

воспитания является перевод

положительных поступков в привычки);

Нравственные чувства и переживания имеют

глубоко личностную окраску. Они дают человеку

удовлетворение от благородного поступка или

намерения. Для формирования нравственных чувств

необходимо включать школьника в ситуации,

требующие его соучастия, сострадания, придавать

простейшим чувствам радости или негодования

35. Эстетическое и физическое воспитание школьников

36. Сущность эстетического воспитания:

направленной на формирование у

них способностей полноценного

восприятия и понимания

прекрасного в искусстве и жизни,

на выработку эстетических

понятий, вкусов и идеалов,

37. Понятие «эстетическое воспитание» — связано с термином «эстетика», обозначающем науку о прекрасном.

38. Задачи эстетического воспитания:

в нравственном облике поведении

потребностей в области искусства. В

постижении художественных ценностей

• Формирование у учащихся эстетического

вкуса, связанного с восприятием и

• Приобщение учащихся к

39. Система работы школы по эстетическому воспитанию школьников:

( в процессе изучения языка, литературы, на уроках

изобразительного искусства, музыки, физической

культуры, природоведения и др.)

• Роль внеклассной учебной и воспитательной работы в

эстетическом воспитании школьников:

• Встречи с работниками искусства;

• Клубы друзей искусства;

• Конкурсы лучших исполнителей – солистов,хоровых и

• Экскурсии в музеи;

• Посещение выставок изобразительного искусства и др.

40. Физическое воспитание

многогранный процесс организации

активной физкультурнооздоровительной деятельности

учащихся, направленной на

укрепление здоровья, потребности в

занятиях физической культурой и

спортом, развитие физических сил,

навыков и привычек и здорового

41. Задачи физического воспитания:

развитию учащихся, повышению их

• Развитие основных двигательных качеств;

• Формирование жизненно важных

двигательных умений и навыков;

• Воспитание устойчивого интереса в

систематических занятиях физической

• Приобретение необходимого минимума

знаний в области гигиены, медицины,

физической культуры и спорта.

42. Основные средства воспитания физической культуры:

43. Организация физического воспитания в школе:

организации физического воспитания.

• Гимнастика перед началом учебных занятий;

• Физические упражнения, подвижные игры на

• Ежедневные общеразвивающие занятия в

группах продленного дня.

44. Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию:

• Экскурсии и туристические походы;

• Спартакиады и т.д.

45. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

46. Трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них доброс

стимулирования разнообразной трудовой

деятельности учащихся и формирования у них

добросовестного отношения к выполняемой работе,

проявлению в ней инициативы, творчества,

стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание тесно связано с

политехнической подготовкой учащихся.

Политехническое образование обеспечивает знание

основ современного производства, современной

техники и технологии.

47. Задачи трудового воспитания учащихся:

как высшей ценности в жизни, высоких

социальных мотивов трудовой деятельности;

* развитие познавательного интереса к знаниям,

стремления применять знания на практике;

* воспитание высоких моральных качеств –

предприимчивости, деловитости и честности;

* вооружение учащихся разнообразными трудовыми

en.ppt-online.org

Воспитание. Методы воспитания

2. Воспитание как процесс

2.1 Сущность воспитания

2.2 Направления воспитания

2.3 Стили воспитания

3. Методы воспитания

Список использованной литературы

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «. самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».

«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.

В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Очевидно, что искусство воспитания возникло с самого начала появления человека на земле. Когда возникли общества и государства, то к чисто семейным целям В. присоединились цели социальные и религиозные. В Китае с древнейших времен В. имело целью подготовить человека для жизни в семье и сообщить ему премудрость, куда входила религия и наука. Поэтому у китайцев власть родителей над детьми была безгранична и даже взрослые люди должны были быть в повиновении у родителей. У индусов и древних египтян воспитывали для известной касты, так что дитя воина или жреца воспитывалось иначе, чем ребенок других каст: каждый человек должен быть полезен для своей касты и никакой общечеловеческой цели воспитания не существовало. У древних персов юношей воспитывали многостороннее: они должны были быть храбрыми, откровенными, любить добродетель и гнушаться пороков; но это относилось к мальчикам, и все воспитание имело утилитарный характер, подготовляя юношей высшего класса общества к военной и административной деятельности. В. у спартанцев имело некоторое сходство с воспитанием у персов: по законам Ликурга, воспитание в Спарте было общественным, т.е.все дети воспитывались сообща под надзором правительства. Мальчиков приучали к умеренности, выносливости, терпению и дисциплине; посредством телесных упражнений их готовили к военной службе. Все это относилось только к господствующему классу, именно спартиатам. У афинян воспитывала прежде всего семья, но государство облегчало обязанности родителей, поощряя некоторые учреждения, где дети получали телесное и умственное образование. идеал воспитанного человека был у афинян шире, чем у спартанцев: от молодого человека требовали, чтобы он был не только силен и ловок на войне, но умел бы выказать эти качества и на общественных играх; кроме того, красивая речь, знакомство с музыкой и родной поэзией, а также некоторая ученость составляли необходимые качества хорошо воспитанного афинянина.

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

2. Воспитание как процесс

2.1 Сущность воспитания

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными норматиисповными моделями.

По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

• система отношений с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

• «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

• «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

• «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

2.2 Направления воспитания

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

• накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

• разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

• организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

• объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

• материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

• знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

• кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

• упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

• творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

• временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

• систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

• контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

• учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

• специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.

2.3 Стили воспитания

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр.

3. Методы воспитания

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов.

П. И. Пидкасистый предлагает следующую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

По характеру методы воспитания делятся на:

В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как:

методы приучения и упражнения,

Классификация методов воспитания на основе направленности (И.Г.Щукина):

1. Методы формирования сознания личности. (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, убеждение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример)

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации)

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений.

Адекватность упражнений спроецированному поведению — еще одно условие педагогической эффективности этого метода.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности. (соревнование, поощрение, наказание).

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.

Итак, сегодня воспитание понимают как:

• передачу социального опыта и мировой культуры;

• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

Список использованной литературы

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Просвещение, 1998

Макаренко А.С. О воспитании — М.; Политиздат, 1990.

Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. — М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1995.

xreferat.com