Стресс влияние на развитие ребенка

Влияние стресса на головной мозг ребенка

Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни. Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми. Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.

Старая реакция на новые проблемы

Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу. Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление. Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.

Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет. Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро. Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.

Испытывает ли ребенок хронический стресс?

Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок. Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).

Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами

Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.

Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.

Как различные виды стресса влияют на ребенка

Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола. Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.

Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать. Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем. Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)

Стресс: им можно заразиться

Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.

Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.

Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.

Можно ли лечить стресс другим стрессом?

Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.

Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.

Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.

Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам. Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам. В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.

childdevelop.ru

Стресс при беременности — 10+ советов для здоровья мамы и ребенка

Как стресс влияет на беременность — это своевременный вопрос на изменения, происходящие в организме и жизни будущей матери.

Некоторые женщины пугаются собственных переживаний по этому поводу: ощущение тревоги во время ожидания желанного и уже любимого чада сродни предательству, что только усугубляет степень беспокойства.

Давайте узнаем, почему появляются такие эмоции, как они влияют на вынашивание ребенка, а также о том, как совладать со стрессом во время беременности .

Как и почему возникает стресс при беременности

Беременность — время изменений.

Ваше тело, эмоции, семейная жизнь в этот период претерпевают множество перемен.

В ы можете приветствовать их, но все же испытывать стресс .

И во время беременности это совершенно нормально — пока тревога не становится причиной дискомфорта, плохого сна, головных болей, потери аппетита или, наоборот, переедания.

Высокий уровень беспокойства в течение длительного времени может стать причиной серьезных проблем со здоровьем, таких как высокое давление, гастрит или заболевания сердца.

И, конечно, стресс влияет на состояние плода. а также повышает риск ранних родов (до 37-й недели) или недостаточного веса ребенка (меньше 2,5 кг).

Это нередко является причиной нарушения самочувствия у детей.

Причины развития стресса во время беременности

Беспокойство может возникать по самым разным поводам.

Но существует перечень наиболее распространенных оснований для появления тревожных симптомов при вынашивании ребенка.

  • Проявления токсикоза
  • Изменение уровня гормонов и сопутствующие скачки настроения
  • Усталость и боли в спине на последних месяцах беременности
  • Переживания о родах, а также уходе за новорожденным
  • Разумеется, не всякий стресс во время беременности имеет негативные последствия.

    Жизнь иногда сворачивает в неожиданных направлениях, и это может случиться когда угодно — даже когда вы ждете малыша.

    Обычные небольшие проблемы, вроде дедлайнов, пробок на дороге или неприветливого продавца, вряд ли станут причиной серьезных расстройств.

    Но прислушивайтесь к собственному состоянию, если вам приходилось когда-либо переживать разводы, серьезные болезни или утрату близких людей, увольнение, стихийные бедствия, военные действия.

    Эти события являются сильнейшими стрессовыми факторами для нашей психики и могут спровоцировать длительное расстройство.

    Опасность его еще и в том, что течение болезни может быть скрытым, но уже на ранних сроках беременности стресс даст о себе знать — и будет только усиливаться.

    Как стресс влияет на беременность

    Главным фактором, который действует на организм матери во время ожидания малыша, являются гормоны.

    Когда вы находитесь в стрессовом состоянии, ваше тело вырабатывает больше так называемого «гормона стресса», кортизола, и меньше — «гормонов счастья», таких как серотонин и дофамин.

    Это приводит к снижению настроения, уменьшению мотивации или работоспособности, быстрой утомляемости.

    Также заметно снижается самооценка, мешая нам любить себя и лишая уверенности.

    Кортизол также вырабатывается в вашем теле в моменты опасности.

    Он мобилизирует все системы организма для того, чтобы убегать или драться, отправляя концентрированный заряд энергии в мышцы и заставляя сердце работать в более быстром темпе.

    Если вы справляетесь со стрессом, тело достаточно быстро возвращается в норму.

    Однако постоянное состояние тревоги может полностью изменить работу организма и даже стать катализатором воспалительных реакций.

    А они уже всерьез опасны для здоровья матери и плода.

    Последствия стрессов во время беременности для матери и ребенка

    Некоторые отмечают, что после стресса при беременности болит живот .

    Это тревожный знак на любом этапе вынашивания ребенка.

    Конечно, у явления могут быть и психосоматические причины, но боль в животе нередко имеет и другую природу, особенно, если вы тщательно следите за своим питанием.

    Стресс во время беременности на ранних сроках может стать основной причиной выкидыша, поэтому матери необходимо обращать особое внимание на подобные вещи.

    Совет: если боль резкая, или напряжение длится несколько дней, не ослабевая, посетите врача. Консультация установит, все ли в порядке с ребенком, а специалист поможет найти самые удачные способы борьбы с негативом.

    Значительный стресс во время беременности во втором триместре может привести к нарушениям формирования тела ребенка.

    Пороки сердца и другие врожденные болезни часто берут начало именно из этого периода, когда происходит активный рост плода и развитие различных органов.

    А стресс при беременности на поздних сроках может спровоцировать:

  • Преждевременные роды
  • Развитие послеродовой депрессии у матери
  • Психологические проблемы у ребенка, которые могут сопровождать его всю жизнь
  • Именно — влияние стресса на беременность не ограничивается периодом вынашивания ребенка.

    Это влияет и на всю его дальнейшую жизнь!

    Различные исследования показывают, что дети подверженных беспокойству матерей впоследствии испытывают трудности с концентрацией и бесконтрольный страх, часто имеют нарушения сна.

    Особенно опасен стресс на ранних сроках беременности , последствия которого включают в себя нарушения в развитии мозга или иммунной системы малыша.

    И если вовремя не принять меры, не помогут никакие витамины для восстановления иммунитета.

    Из-за таких сбоев ребенок в будущем может расти неправильно (замедленное развитие костной ткани часто является последствием состояния матери во время вынашивания плода).

    Непослушание, капризы и тяжелый переходный возраст также относятся к последствиям сильного стресса во время беременности.

    10+ советов по борьбе со стрессом при беременности

    Некоторые люди борются со стрессом, куря сигареты, употребляя вредную пищу, алкоголь или даже наркотики.

    Для будущей матери все это находится под строжайшим запретом, поскольку опасные вещества из ее крови напрямую поступают к плоду и могут стать причинами дефектов в развитии.

    Какие же существуют безопасные и эффективные способы справляться со стрессами во время беременности , дабы избежать последствий для ребенка ?

    Расслабление важно для вас и для здоровья плода, поэтому не чувствуйте себя виноватыми за то, что на время отстраняетесь от проблем и сосредотачиваетесь на себе и чаде.

    Слушайте свое тело и ложитесь пораньше.

    Во время беременности вы подвергаетесь удвоенной нагрузке, поэтому здоровый сон важен как никогда.

    Обязательно следите за своим распорядком дня: он должен включать в себя несколько периодов сна.

    Разговаривайте с ребенком в животе, пойте ему свои любимые песни и колыбельные.

    Примерно с 23-й недели плод уже может слышать вас и узнавать мамин голос.

    А общение поможет наладить тесную связь с младенцем, когда он появится на свет.

    Также психологи советуют чаще включать классическую музыку, которая успокаивает тревогу.

    Если у вас уже есть дети, которые тоже требуют внимания и заботы, бывает непросто найти время для отдыха, но близкие люди могут помочь.

    Попросите супруга, друзей или родителей провести время со старшими детьми, чтобы дать вам время обрести внутренний покой.

    Разговор о том, что вас беспокоит

    Если вы волнуетесь о здоровье плода или каких-либо личных проблемах, не давайте себе погрузиться в стресс при беременности , ведь вы уже знаете, чем опасно это состояние.

    Не бойтесь признаться себе и другим в собственных чувствах. Искренность поможет вам получить необходимую помощь.

    Поговорив с супругом, вы можете обнаружить, что он беспокоится не меньше вашего, и обсуждение ваших переживаний поможет успокоить их.

    Также вы можете попросить близких заняться с вами простыми упражнениями йоги.

    Это отлично сблизит вас и положительно повлияет на здоровье малыша.

    Совет: общайтесь с другими будущими мамами, посещайте тематические курсы или фитнес для беременных. Ну а в случае серьезных тревожных расстройств без страха обращайтесь к специалисту.

    Правильный, сбалансированный рацион поможет вашему телу получать все требуемые витамины и микроэлементы, что сказывается и на настроении, и на здоровье.

    В частности, снять стресс при беременности на ранних сроках , обеспечить хорошее самочувствие и позитивный настрой помогут следующие вещества:

    Так что смело экспериментируйте на кухне, или попросите близких позаботиться о вас.

    Лучше всего для питания подойдут простые вегетарианские блюда: овощные котлетки, различные запеканки и рагу.

    Физические упражнения

    Специалисты подчеркивают: физическая активность улучшает настроение и является одним из лучших способов борьбы с сильным стрессом , в том числе во время беременности .

    Даже если вы всегда были далеки от спорта, сейчас — самое время начать.

    Совет: выбирайте легкие нагрузки. Бег или силовые тренажеры во время ожидания малыша — не самые лучшие варианты.

    Для беременных отлично подходит плавание, которое тонизирует тело, но не дает нагрузки на суставы.

    Другой прекрасный способ держать себя в форме — йога, которая заодно учит правильно дышать и расслабляться.

    Эти знания очень пригодятся во время родов, а навыки релакса и медитации помогут минимизировать стресс при беременности и его последствия .

    Боязнь болезненных схваток и родов может быть сильнейшим стрессовым фактором, особенно для тех, кто ждет ребенка впервые.

    Здесь вам помогут знания: почитайте различные материалы о родах, запишитесь на курсы предродовой подготовки.

    Спланируйте заранее, где и как состоятся роды, проконсультируйтесь с врачами выбранного роддома.

    Продумайте свое меню в постродовой период.

    Особое внимание стоит обратить на легкие овощные и фруктовые смузи, которые помогут восстановить силы.

    Совет: если вы испытываете сильный страх перед родами, рассмотрите вариант проведения кесарева сечения.

    Подготовка к жизни с младенцем

    Пообщайтесь с теми, у кого уже есть дети, попросите их рассказать о том, что обычно не пишут в книгах для мам.

    А если ваши друзья еще не обзавелись потомством, и вы не знаете, к кому обратиться — позвоните маме.

    У нее гарантированно найдется пара-тройка полезных советов, и вы уж точно можете быть уверены, что они хороши. Вы-то выросли!

    Решение финансовых вопросов

    Детская одежда, игрушки, кроватки и коляски сегодня дороги, и если вы переживаете о том, все купить не удастся, постарайтесь решить эту проблему постепенно.

    Составьте список необходимых вещей, узнайте их стоимость, посмотрите, что есть дома у вас или у родителей.

    Следите за распродажами в детских магазинах и помните о том, что детские вещи не обязаны быть хитом сезонной моды, а вот качество — вопрос номер один.

    Гораздо важнее позаботиться о вашем моральном состоянии, тогда и ребенок будет счастлив.

    Приобретите себе несколько антистресс-раскрасок, которые помогут вам отдохнуть в свободное время.

    Снижение усталости от работы и путешествий

    Если вы работаете, еще до ухода в декретный отпуск можно договориться с работодателем о сокращении рабочего дня.

    А по пути на работу и домой обязательно находите в транспорте сидячее место.

    Совет: если общественный транспорт переполнен, лучше возьмите такси. Комфорт, особенно на последних месяцах беременности, крайне важен. Важнее экономии!

    Дополнительная терапия

    Чтобы минимизировать стресс при беременности и его последствия для ребенка , постарайтесь записаться на сеансы массажа или попросить партнера помассировать вам плечи и поясницу.

    Это поможет расслабиться, а заодно укрепить семейные узы и углубить контакт с супругом.

    Обязательно принимайте ванны с маслом гвоздики, делайте себе маски и растирания.

    Можно попробовать освоить медитации, которые способствуют уменьшению выработки кортизола.

    20 минут ежедневной медитации снижают уровень беспокойства и тревоги по меньшей мере в два раза.

    Балование себя любимой

    Встречайтесь с друзьями, смейтесь, смотрите любимые фильмы дома или отправляйтесь в кино — делайте все, что доставляет вам радость.

    Можете, наконец, уделить день посещению салона красоты, на которое никогда не хватало времени, или купить себе вкусняшку.

    life-reactor.com

    Как стресс влияет на беременность?

    Стресс – это специфическая психомоторная реакция, на какое-то происшествие из окружающей среды. Медики выделяют несколько этапов стрессовых ситуаций. Некоторые положительно влияют на организм человека, когда их преодолеваешь, укрепляешься в эмоциональном плане. Становишься устойчивым ко всему. Когда негативные факторы постоянно воздействуют на жизнь, возникает тяжелая стадия стресса, которая опасна для психического здоровья, особенно для беременной женщины.

    Симптомы стресса во время беременности

    Острый, который протекает недолгое время и быстро заканчивается, хронический, которые длится постоянно. Из-за того, что женщина нервничает, в организм поступают такие гормоны, как кортизол, адреналин, норадреналин. Из-за этого у женщины матка в тонусе, повышается артериальное давление, могут значительно сужаться сосуды, в последствие начинает ускоряться биение сердца. Кратковременный стресс – это лучшая тренировка для организма женщины, главное, чтобы он не перерос в хроническую форму.

    При остром стрессе у женщины возникают проблемы с дыханием, сердце сокращается намного быстрее, может краснеть или бледнеть кожа, ладони становятся влажными, сильно расширяются зрачки, в области груди появляется сильная боль.

    При хроническом стрессе женщина не может держать под контролем свои эмоции, постоянно рассеянная, суетливая, постоянно ошибается, возникают проблемы с памятью, вялость, состояние апатии, проблемы с аппетитом, пищеварительное расстройство, головные боли.

    Особенности стресса во время беременности

    При беременности у женщины возникает большое количество изменений в организме, сбои в гормональной системе, нарушения в обменных процессах, все органы работают по-другому. У женщины своеобразный психо-эмоциональный фон. На нее влияет все, не только окружающая среда, но и другие личные факторы:

    1. Она быстро устает.

    2. У нее ограничена свобода действий.

    3. Беременная женщина постоянно раздражена.

    4. Появляется страх за ребенка.

    Патологии из-за стресса во время беременности

    Все переживания отражаются не только на состоянии здоровья матери, но и ребенка. Стресс может привести:

    1. К внутриутробной гипоксии, плод будет страдать от нехватки кислорода. Из-за этого тяжело выносить ребенка и родить здорового. В тяжелых случаях может наступить удушье и гибель плода.

    2. Нарушается кровообращение в плаценте, так возникают проблемы с обменными процессами между матерью и ребенком. Поэтому ребенок рождается недоношенным, отстает в развитии.

    3. Роды протекают тяжело, женщина лишается быстро своих сил.

    4. Женщина страдает от сильной слабости, постоянно за все волнуется, ее тревожит вопрос, какими будут роды, что будет после них, ей не нравится ее состояние здоровья, постоянно раздражительная. Все это может в дальнейшем вызвать депрессивное состояние и невроз.

    5. Из-за того, что женщина прибывает в постоянных стрессовых ситуациях, у нее нарушается течение беременности. Может быть выкидыш, рождает преждевременно девочку или перенашивает мальчика. Часто из-за стресса после рождения ребенок не сразу кричит. Опасны стрессы тем, что из-за них могут раньше времени отойти околоплодные воды, а это опасно для жизни будущего малыша.

    Стресс негативно отражается на состоянии матери, ребенка, течении беременности.

    Причины стресса во время беременности

    1. Отсутствие поддержки близких людей.

    2. Постоянные ссоры с мужем.

    3. Проблемы со сном, женщина быстро устает во время беременности.

    4. При сложной и нервной работе, часто подвержены стрессу девушки, которые учатся в высшем учебном заведении.

    5. Недовольство всем.

    Обратите внимание, что опасным является сильный стресс, он может грозить жизни плода. Он появляется, если женщина длительное время за что-то волновалась, накапливала в себе большое количество эмоций. Из-за таких стрессов организм не может вырабатывать надежную защиту. Поэтому негативно отражается на течении беременности.

    Как снять стресс во время беременности

    Важно вовремя избавляться от нервных переживаний, тяжело повлиять на супруга, работу, но на это придется закрыть глаза и подумать о себе и будущем ребенке. Чтобы избавится от стресса необходимо укрепить свой организм:

    1. Употреблять витаминные комплексы, особенно полезны витамины С, Е. С помощью их можно не только укрепить иммунную систему, но и омолодить организм, защитить свою нервную систему. Доказано, что с помощью витамина С, можно избавится от провокаторов стрессов в организме. Нервная система будет надежно защищена с помощью витамина В, его большое количество содержится в морских продуктах

    2. Выполняйте ежедневно специальный комплекс йоги для беременных, она включает в себя несложные физические упражнения, дыхательную гимнастику и релаксацию.

    3. Занимайтесь своим любимым делом, читайте, вяжите, успокаивайте свой ум, отвлекайтесь от разных проблем.

    4. Слушайте красивую спокойную романтическую музыку.

    5. Если вы долгое время страдаете от стресса, обратитесь за помощью к психологу, он посоветует вам эффективные методики от избавления от стресса.

    Опасность стресса для ребенка в разных триместрах беременности

    Чаще всего стресса негативно отражается на состоянии плода в первом триместре, все может закончиться выкидышем. Во втором и третьем триместрах, из-за стресса сильно напрягаются жизненно важные системные органы женщины. Если она будет нервничать долгое время, у беременной возникнут проблемы с повышенным давлением, появится большое количество отеков, можно заметить белок в моче, также ухудшается кровоток в плаценте, плод будет страдать от нехватки кислорода.

    Таким образом, старайтесь как можно меньше подвергаться стрессовым ситуациям во время беременности. Если вовремя не успокоится, может развиться депрессивное состояние, усталость, после начинают обострятся такие заболевания, как гастрит, панкреатит и т.д. Стресс негативно отражается на иммунной системе матери и будущего ребенка.

    medportal.su

    Влияние стресса в период беременности на плод и организм матери

    Сильный стресс отрицательно отражается на психическом и физическом состоянии человека. Острое потрясение сказывается на работе иммунной системы, ухудшается самочувствие и работоспособность. Поэтому во время вынашивания ребенка влияние стресса крайне неблагоприятно. Страдает не только материнский организм, но и плод.

    Конечно, в течение девяти месяцев нельзя полностью отгородиться от волнительных ситуаций, но опасен именно острый и затяжной стрессовый фактор. Мощная эмоциональная травма может стать причиной развития различных патологий, например, замершей беременности. Но не все так страшно. Ученые считают, что небольшие тревоги даже полезны для женского организма и нервной системы малыша. Серьезный урон наносит только постоянный стресс и глубокие переживания. Какие последствия, помимо замершей беременности, могут быть при длительном стрессовом факторе?

    Влияние стресса на женский организм

    Длительный хронический стресс сказывается на состоянии беременной женщины следующим образом:

    1. Повышение артериального давления, учащенное сердцебиение, проблемы с дыханием, тахикардия, головокружение. Некоторые женщины жалуются на боль в груди и животе, непрекращающуюся мигрень.
    2. В первом триместре многих женщин преследует токсикоз, а постоянный стресс усиливает его проявления.
    3. Беременная не в состоянии справиться с эмоциями, она может часто плакать, ее преследует апатия и усталость. Стрессовое состояние не дает женщине расслабиться, она напряжена и находится в состоянии беспокойства.
    4. Снижение общего тонуса и сил. Женщина постоянно хочет спать днем, а ночью не может уснуть. Такое поведение будет впоследствии и у малыша.
    5. Воздействие длительного стресса при вынашивании приводит к депрессии, раздражительности, неудовлетворенности своим положением.

      Психическое напряжение и течение беременности

      Регулярные стрессовые ситуации влияют и на вынашивание плода. Чем опасен фактор стресса?

      1. Травмирующие обстоятельства могут спровоцировать такое нежелательное явление как выкидыш. Доказано, что постоянные переживания увеличивают риск выкидыша в первом триместре.
      2. Из-за затяжных эмоциональных переживаний может раньше времени начаться излитие околоплодных вод, а это неблагоприятное развитие событий для малыша.
      3. В первом триместре к наиболее опасным периодам относят восьмую неделю вынашивания. В это время плод чувствителен к стрессовым обстоятельствам и сильный травмирующий фактор может привести к замершей беременности. В этом случае зародыш перестает развиваться. К дополнительным причинам возникновения замершей беременности относят злоупотребление алкоголем, инфекционные заболевания, гормональный дисбаланс, поднятие тяжестей, предыдущие аборты. Но в некоторых случаях медики не видят иной причины появления замершей беременности, кроме как нервный стресс. Признаки замершей беременности могут появиться и во втором триместре, особенно на 16 и 18 неделях.
      4. Любое отклонение от нормального течения беременности, усугубляет эмоциональное состояние женщины. А некоторые патологии, например, возникновение замершей беременности или выкидыша, сильно сказываются на общем самочувствии.

        Последствия стрессового фактора для малыша

        Наиболее сильно подвержен влиянию стресса плод матери. Стресс во время беременности отрицательно сказывается на ребенке по следующим причинам:

      5. Медицинские специалисты утверждают, что в период сильного волнения сильно страдает нервная система малыша. Если будущая мать испытывала стресс во время беременности, то после рождения ребенок может страдать гиперактивностью. Такие дети подвержены различным фобиям, у них снижен адаптивный порог.
      6. Стресс у беременных отрицательно сказывается и на здоровье малыша. Плод страдает от внутриутробной гипоксии, а после появления на свет ребенок подвержен аллергическим и астматическим реакциям.
      7. По некоторым данным сильный стресс на ранних сроках беременности, а именно в первом триместре, может спровоцировать развитие у ребенка шизофрении. Исследователи говорят о вероятности в семьдесят процентов.
      8. Ребенок нуждается в спокойных эмоциях мамы. Если женщина подвержена отрицательным мыслям, то последствия негативных переживаний сказываются на психике ребенка. Уравновешенная мама может подарить своему чадо здоровье, как психическое, так и физическое. Часть ученых считают, что искать проявление замершей беременности следует искать в нервной возбудимости матери.
      9. Причина энуреза, диабета, аутизма также кроется в стрессовом состоянии будущей матери. Сильная травма служит фактором многих невзгод у малыша, например, недоношенность, или нежизнеспособность младенца.
      10. Стресс во время беременности влияет не только на женщину, но и на ее будущее чадо. Малыш страдает от тревог и переживаний матери. Причина многих проблем стоит за стрессом беременных. Следует опасаться сильных волнений не только в первом триместре, но и на протяжении всего периода вынашивания ребенка. В этом случае можно избежать многих негативных моментов, например, возникновение замершей беременности или излития околоплодных вод.

        Видео: Айвазян Татьяна Альбертовна, профессор, доктор медицинских наук, с темой «Почему возникает депрессия во время беременности?»

        ostresse.ru

        11.2. Влияние личностных особенностей на развитие психологического стресса

        11.2. Влияние личностных особенностей на развитие психологического стресса

        Проблема личностной детерминации уровня психологического стресса явилась предметом ряда исследований. Основанием для специального изучения этой проблемы послужили данные о личностной дифференциации в зависимости от степени выраженности, и особенно устойчивости уровня психофизиологической активации или психической напряженности, в условиях сложной деятельности.

        Многими исследователями отмечалось, что специфичность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъекта. H. Basowitz писал: «… В будущих исследованиях … не следует рассматривать стресс в качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, которые достигают тех пороговых уровней, на которых его физиологические и психологические интегративные особенности напряжены до предела или более того» [249, Р. 288–289]. То же самое по существу подчеркивает и Р. Лазарус: вследствие «индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной» [118, с. 205]. Он также отметил, что определение неблагоприятности стимула, условий, событий требует, чтобы это воздействие соотносилось со структурой и функцией того объекта (ткань, орган, индивид, личность), на который оно направлено. Применительно к психологическому стрессу степень вредности или неблагоприятности стимула также зависит от характера психологической структуры личности.

        Вредность стимула, создающего психологическую стрессовую реакцию, воспринимается в виде совокупности представлений о событии с неблагоприятным исходом, последствиями. Иногда оно формируется в психический образ будущего события с нежелательным исходом и в этом случае вредность стимула как бы предвидится.

        Эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность. Именно поэтому так велика роль индивидуальной, личностной реакции данного индивида на внешние воздействия в процессе организации и развития последующей стрессовой реакции.

        Если сущностью психологического стресса является эмоциональное состояние, развивающееся на негативно оцениваемую ситуацию (воздействие), то анализ причинных факторов, порождающих стресс, возможен только с учетом личностных установок данного субъекта.

        Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от ориентации человека по отношению к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного индивида. Объективно вредоносный стимул, если он не признается за таковой данной личностью, не является стрессором. Физиологические проявления стрессора у данного конкретного индивида не могут быть непосредственно соотнесены с характером стресс-воздействия. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма. Типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.

        Несколько теоретических моделей психологического стресса включают показатели индивидуальных различий в качестве регуляторов развития этого состояния и прогностических признаков его последствий [270, 421]. Одна из этих моделей («мичиганская») представляет процессы, с помощью которых объективные стрессоры приводят к краткосрочным последствиям (эмоциональные, физиологические, когнитивные и поведенческие реакции) и к долгосрочным последствиям для здоровья. Эта модель включает прямые воздействия и опосредующие процессы, в которых причинное влияние передается через одну или несколько косвенных переменных индивида. Как представлено в модели, объективные характеристики работы влияют на субъективное восприятие профессионального стресса. Это восприятие вызывает физиологические и психологические реакции, и, постоянно повторяясь во времени краткосрочные реакции вызывают ухудшение здоровья. Однако стрессовые процессы не являются инвариантными – как факторы среды, так и индивидуальные особенности субъекта влияют на причинно-следственные связи.

        Основные категории показателей индивидуальных особенностей субъекта (индивидуальных различий), влияющих на реакции в ответ на стрессогенные воздействия включают демографические факторы, личностные характеристики, стратегии и способы преодоления стресса, профессиональные ожидания, предпочтения и удовлетворенность, факторы здоровья (физический статус, упражнения, вредные привычки и т. д.), способности, профессиональную подготовленность, навыки социального взаимодействия и организационного поведения. Как представлено в мичиганской модели, влияние индивидуальных различий может происходить на нескольких этапах стрессового процесса. Так, например, особенности личности могут определять выбор профессии, и следовательно, влиять на открытость индивида к встрече с определенными объективными стрессорами, обусловливать характер восприятия работы, влиять на реакции при воздействии стрессоров.

        Обращается внимание на две разные формы связи при рассмотрении совместного влияния личности и профессиональных стрессоров на развитие стресса и его преодоление [421]. Речь идет об аддитивной форме воздействия, когда два или более фактора прямо, одновременно и независимо связаны с последствиями их влияния, а также об интерактивном взаимодействии, когда влияние, величина или направление одного фактора на другой зависят от уровня третьего фактора, который выступает в качестве модератора (опосредующей переменной).

        Специфика состояний психической напряженности человека зависит от личностного смысла, целей его деятельности, доминирующих мотивов оценки ситуации, эмоционального фона. Разделение состояний психической напряженности на операционную и эмоциональную как раз и содержит в своей основе различие эмоционально-оценочных характеристик деятельности [154, 159]. Весьма интенсивная, высокоответственная деятельность, требующая принятия разных решений в условиях необходимости переработки больших массивов информации при определенном дефиците времени, то есть объективно стрессовая ситуация (типичная для психологического стресса), не приведет к развитию последствий, характерных для стресса, если данная личность находится в зоне эмоционального комфорта, если объективное содержание деятельности совпадает с ее субъективным содержанием. Однако любая конфликтная ситуация, несоответствие целей и мотивов, субъективное рассогласование, порождающее эмоциональный дискомфорт, вносят в психическую напряженность тот элемент, который и порождает состояние психологического стресса со всеми его последствиями.

        Однако понятие психической напряженности не расшифровывает модальность эмоционального сдвига. Длительные состояния психической напряженности положительного биологического или социального знака (радость встречи, решение трудной задачи, разрешение конфликта и т. п.) не приводят к развитию стресс-реакции с ее деструктивными последствиями. В развитии психологического стресса ведущую роль играют отрицательные эмоциональные состояния, перенапряжения, обусловленные переживаниями, разочарованиями, конфликтными ситуациями и т. д. В широком смысле психологический стресс понимается как реакция субъекта на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки организма и личности к возможным последствиям. Именно модальность эмоционально-психического восприятия стимула (или ситуации) в качестве промежуточной переменной преобразует огромное разнообразие индивидуальных характеристик стресс-воздействий в процесс, проявляющийся определенными психологическими, физиологическими и поведенческими параметрами. Не только «сила» стрессора, его объективная качественная характеристика, реальная ситуация окружающей среды как таковые, а оценка стимула, воздействия, ситуации, психологическая оценка сигнала негативного, отвергаемого (аверсивного) при невозможности избавления от него или неподготовленности стереотипизированных механизмов «избегания – защиты» являются определяющим фактором для классификации последующей комплексной реакции организма как эмоционально-стрессовой.

        Таким образом, психологический стресс представляет собой реакцию субъекта на угрозу воздействия или реальное воздействие экстремального сигнала или ситуации, которая воспринимается и оценивается таким образом, с помощью механизмов психического отражения и сугубо индивидуально. Следует отметить, что в качестве «угрожающей» может восприниматься не только реально стрессовая обстановка, но и ее символы или воображаемая ситуация, а также осознание отсутствия готовых программ деятельности в данной ситуации.

        При рассмотрении проблемы личностной (психической) регуляции поведения в экстремальных условиях жизнедеятельности обращает на себя внимание использование нескольких направлений ее изучения. В общей форме они сводятся к определению основных черт или типов личности, характеризующих поведение в этих условиях, влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус, значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах при длительном нахождении в этих условиях, роли личности в преодолении экстремальных воздействий, взаимосвязи личностных особенностей субъекта с другими его характеристиками (когнитивными, эмоциональными, темпераментальными) в процессах регуляции поведения и т. д.

        Как известно, личностные характеристики, имеющие свою содержательную и динамическую стороны в соответствии с системным подходом в психологии могут быть отнесены к наиболее общим психологическим категориям регулятивных, когнитивных и коммуникативных функций [135].

        Изучение роли личностных факторов в экстремальных условиях деятельности и при развитии стрессового состояния обычно проводят с точки зрения особенностей осуществления их регулятивных функций. Наибольший интерес проявляется к вопросам личностной детерминации эмоциональной устойчивости, а также развития психологического стресса. Основное внимание уделяется исследованиям психологических особенностей лиц с поведением типа «А» (расположенных к развитию стресса по коронарному типу), характера проявления тревожности и соотношения личностной и ситуативной тревожности в различных условиях деятельности, зависимости психических состояний от уровня интро-, экстравертированности личности, ее когнитивного стиля, локуса контроля и ряда других [33, 50, 172 и др.].

        Так, исследование, проведенное В.С. Васильевой [50], показало, что помимо специфических для каждого вида деятельности (специальности) профессионально значимых личностных качеств существуют и важные для многих профессий качества, например, личностная тревожность, определяющая уровень переживаний напряженности любой экстремальной деятельности. Регуляторами состояния напряженности выступают и другие качества, в частности, экстравертированность в большей степени связана с подверженностью напряженности и усталости, чем интровертированность.

        У руководителей полетов, деятельность которых весьма сложна и связана с необходимостью принятия ответственных решений, регуляторами напряженности являются такие качества, как личностная тревожность, устойчивость внимания, невротизм – стабильность и когнитивный стиль.

        В зарубежных исследованиях особенностей взаимосвязи характеристик личности и стресса также уделено большое внимание изучению роли некоторых психологических свойств в регуляции стрессовых процессов. Остановимся на обсуждении трех характеристик: локус контроля, психологическая выносливость (устойчивость) и самооценка.

        Как известно, концепт локуса контроля разработан J. Rotter [446]. Локус контроля определяет, насколько эффективно может человек контролировать окружающую обстановку или владеть ею. В этой модели показатели восприятия людьми тех или иных событий располагаются в континууме между двумя крайними точками: внешним (external) и внутренним (internal) локус контроля. Под внешним контролем понимается такое восприятие позитивных или негативных событий, которое не связывается с личным поведением и поэтому неподконтрольно.

        Экстерналы воспринимают большинство событий как результат случайности, контролируемых силами, неподвластными человеку. Интернал, наоборот, чувствует, что только некоторые события находятся вне сферы человеческого влияния. Даже катастрофические события могут быть предотвращены хорошо продуманными действиями человека. Внутренний контроль основан на восприятии позитивных или негативных событий как последствий личных действий и, таким образом, потенциально находящихся под личным контролем. Интерналы располагают более эффективной когнитивной системой. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, что позволяет им влиять на значимые для них события. Они прикладывают больше усилий для того, чтобы господствовать в своем личном, социальном и рабочем окружении. Интерналы также имеют выраженную тенденцию разрабатывать специфические и конкретные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, чувство владения собой они могут развивать настолько, что это позволяет им более успешно справляться со стрессовыми ситуациями.

        Во многих исследованиях были предприняты попытки обнаружить связь между локусом контроля, способностями справляться со стрессом и проблемами с личным здоровьем или здоровьем семьи. J.R. Averill отмечает три основных типа личного контроля: а) поведенческий контроль, который затрагивает некоторое направление действий; б) когнитивный контроль, который в первую очередь отражает личную интерпретацию событий; в) контроль решительности, который определяет процедуру выбора способа действия. Автор утверждает, что «каждый из типов контроля связан со стрессом комплексно, иногда увеличивая его силу, иногда снижая его и иногда не влияя на него совсем … связь личного контроля со стрессом – это в первую очередь функция самой значимости … контроля … для индивида» [244, с. 286].

        Есть люди, которые выглядят особенно жизнерадостными и невозмутимыми – стресс почти не влияет на их действия или чувства. S. Kobasa [361, 364] нашла доказательства того, что особенности личности играют значительную роль в сопротивлении болезням, связанным со стрессом. Она отмечает, что жизнерадостные люди – психологически выносливы, устойчивы. По ее мнению, три основные характеристики составляют выносливость: контроль, самооценка и критичность. Контроль определяется и измеряется как локус контроля. Самооценка – это чувство собственного предназначения и своих возможностей. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий.

        S. Nady и C. Nix [415] показали, что психологическая выносливость способствует снижению стресса и формированию превентивных здоровых установок. F. Rhodewalt и J. Zone [436] провели одно из наиболее интересных исследований выносливых и невыносливых. Их результаты подтверждают гипотезу о том, что недостаточная психологическая выносливость может быть более значима для человека, чем ее наличие. С этой точки зрения невыносливые люди склонны расценивать большинство событий как негативные и нежелательные и считают, что они требуют подчас непосильной для них приспособляемости. Таким образом, для этой категории лиц экстремальные воздействия в сочетании с большими трудностями в их купировании могут стать основой тяжелого стресса, много большего, чем для выносливого человека.

        Понятие самооценки часто используется, чтобы объяснить чувство позитивного анализа и самоконтроля. Самооценку иногда смешивают с «Я»-концепцией. «Я»-концепция – это очень широкое понятие, которое включает все направления, по которым люди сравнивают себя с другими и оценивают свои физические, умственные и социальные качества. Самооценка, таким образом, «подпитывает» «Я»-концепцию. J.S. Flemihg и B.E. Courtney свидетельствуют [314], что самооценка состоит из трех социально-психологических факторов (самоуважения, социальной доверительности и способности к обучению) и двух физических факторов (внешнего вида и физических особенностей).

        Многие исследователи изучают различные проявления самооценки, и в частности, ее связи с успехом или неудачей преодоления стресса. Связь самооценки с преодолением стресса комплексна – она включает в себя обратную связь от многих предыдущих успешных или неуспешных попыток купирования воздействий. Если люди оценивают себя достаточно высоко, маловероятно, что они будут реагировать или интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, они справляются с ним лучше, чем лица с низкой самооценкой. Это дает человеку дополнительную информацию о своих возможностях и способствует повышению уровня самооценки. Как считают T. Rosen et al. [442], трудности с преодолением стресса у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности под действием угрозы, чем люди с положительной самооценкой. Во-вторых, люди с низкой самооценкой воспринимают себя как имеющих неадекватные способности для того, чтобы противостоять угрозе. Они менее энергичны в принятии превентивных мер и, вероятно, имеют более фатальные убеждения, что ничего не смогут сделать для предотвращения плохих последствий. Они пытаются избежать трудностей, так как уверены, что не справятся с ними.

        psy.wikireading.ru