Статьи о воспитании детей в школе

Статья о воспитании детей

Казнить нельзя помиловать!

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Извечный вопрос воспитания детей знаком любому родителю. Иметь детей – это счастье, но это не значит, что ребёнок постоянно приносит только радость и ласку. Время от времени мамы и папы сталкиваются с плохими поступками своих отпрысков, с их грубостью и непослушанием.

У меня как у молодого родителя возникает вопрос: Как же правильно наказывать ребёнка, чтобы не причинить ему вреда, и в то же время суметь донести до него, в чем он виноват? А у вас возникала такая проблема?

Есть категория людей, которые считают, что ребёнка ни в коем случае наказывать нельзя. Как показывает практика, это приводит к тому, что ребенок уверен, что он может натворить, что угодно и ему за это ничего не будет, и он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

Наказывать необходимо – в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

Давайте разбираться по порядку. Всего лет сто назад считалось, что серьёзные физические наказания детей – это единственный вид наказаний ребенка, который обеспечит его правильное воспитание. Однако, сегодня уже все специалисты твердят, что наказывать ребенка физически просто нельзя. С другой стороны, речь идёт о серьёзных физических наказаниях, нельзя согласиться с тем, что стоит совсем исключить из видов наказаний детей все методы физического воздействия. Без них в воспитании ребенка, как ни крути, а не обойтись. Ни для кого не открытие, что регулярные физические наказания вызывают у детей лишь агрессию. С другой стороны однократное физическое воздействие применённое в какой – то критический момент может быть полезно и эффективно. Примеров тому много в жизни и в литературе. Например, в Педагогической поэмой Антона Макаренко.

В современном мире физическое наказание детей ушло на второй план. На смену ему приходит психологическое воздействие на ребенка. Но как же правильно воздействовать?

Самыми действенными способами считаются объяснение ребенку причин и возможных последствий после совершения им некоего проступка. К этому можно еще добавить исправление своих проступков, например, вытереть испачканную вещь, склеить порванную книгу, убрать разбросанные вещи и так далее. Дети должны четко усвоить, какие последствия их ждут, если они совершают недопустимые действия.

Уверена, что вы уже слышали, но я вам напомню ещё раз рассказ про маленькую девочку, которая срезала с маминого почти нового платья все цветы, тем самым испортив его. И сделала из этих цветов красивую открытку, что бы порадовать маму. В порыве гнева дочь была наказана как видно за свою попытку сделать приятное…. Обязательно необходимо выяснять мотив любого поступка. Помнить, что ребёнок плачет не от боли, а от обиды. Любое наказание должно быть справедливым, причём не только по вашему мнению, но и по мнению отпрыска!

Родителям всегда следует выполнять свои обещания. В противном случае дети перестают понимать и различать, что можно делать, а что нельзя и ложь и невыполнение обещаний будет нормой поведения вашего малыша. Следует всегда выполнять установленные правила в семье, с ними детям легче жить. Ни в коем случае не стоит напоминать ребенку о его недопустимом действии после того, как уже был наказан. После наказания всегда рекомендуется поощрить ребенка.

Антон Семёнович Макаренко говорил: «Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка». Я полностью разделяю его точку зрения.

В заключении мне бы хотелось вам рассказать одну притчу: «Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

— Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

— Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!»

Каждый выбирает сам, где ему поставить запятую….( Казнить < ? > нельзя < ? > помиловать!)

infourok.ru

DAzbuka.ru – сайт для родителей о воспитании, здоровье и развитии детей дошкольного возраста

DAzbuka . ru – уникальный сайт для родителей детей. «Детская Азбука» – это калейдоскоп ярких красок и новых открытий, кладезь советов для мам и пап, бабушек и дедушек, море идей для творчества. Здесь вы найдёте много позитивных эмоций, ценные подсказки специалистов, эффективные методики от именитых и малоизвестных авторов.

Вы знаете, что 75% информации закладывается у человека до 6 лет? В первые годы жизни мозг наиболее восприимчив к знаниям, именно в это время нужно закладывать интеллектуальный фундамент, с которым малыш пойдёт дальше! Вот почему важно уделять время поведению детишек, нравственному воспитанию в семье, не перекладывая эти обязанности на педагогов в садике, надеясь на то, что его всему научат в школе.

Наш сайт о развитии дошкольников расскажет, как научить ваше чадо любить, дружить, общаться с братьями/сёстрами и сверстниками, относиться к труду, организовать собственное свободное время, беречь свои вещи и правильно выражать эмоции. Родители смогут понять, как справиться с кризисами, беспроблемно пережить адаптацию к детскому саду и школе. Тематика здоровья, физического и психоэмоционального развития дошкольников разбита на отдельные категории. Статьи структурированы по разделам, вы легко найдёте интересующую тему. Также предлагаем воспользоваться строкой поиска по ресурсу.

DAzbuka . ru – сайт о воспитании детей и счастливом детстве!

В сети много ресурсов детской тематики. Одни сайты рассказывают родителям о воспитании детей, другие повествуют о гармоничном физическим развитии, на третьих вы находите важные рекомендации, которые касаются здоровья, питания, всестороннего развития. DAzbuka . ru предлагает получать всю нужную информацию в одном месте.

На какой кружок записать сына или дочку, как разглядеть таланты, чем кормить, какими играми развлекать дома и в дороге, какие программы выбрать для домашних занятий, как безболезненно отучить от груди, горшка, а приучить к самостоятельным сборам на прогулку, пробудить интерес к чтению – в голове у молодых родителей крутится масса вопросов.

Рождение второго и даже четвертого малыша не может дать уверенности в том, что мама и папа всё знают о маленьких любимых карапузах. Детки такие разные, но все они могут быть счастливыми, если помочь им правильно развиваться. Поэтому на нашем сайте о развитии и здоровье ребёнка много нового узнает многодетная мамочка, одинокий папа, любящая тётя, бабушка и дедушка!

DAzbuka . ru – это сайт о развитии ребёнка и…

Полезные статьи, которые помогут разобраться во многих важных вопросах детской психологии.

Тексты и рекомендации о грамотном выборе одежды и обуви.

Материалы о расстановке приоритетов при выборе кружков и секций дополнительного образования.

Заметки об уходе, кормлении и организации распорядка дня у дошкольников разного возраста.

Обзоры интернет-магазинов детских товаров и одежды.

Авторские методики развития.

Новости, фотоподборки, анектоды с детишками в главной роли.

DAzbuka . ru – сайт о воспитании детей, который вы искали!

Приём тяговых б/у аккумуляторов в Москве и Подмосковье

ЭТОТ ТЕКСТ БЫЛ НАПИСАН КОПИРАЙТЕРОМ, КОТОРОМУ НЕ ОПЛАТИЛИ ЕГО ТРУДЫ И ПОПРОСТУ КИНУЛИ (сделали вид что качество не устраивает, а позже вместе с другими текстами разместили у себя на сайте в исходном виде).

ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ЧТО УНИКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ВАШЕГО САЙТА ПОПАЛ СЮДА И ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ТАКОВЫМ, ..

Детские интернет-магазины: акции, бонусы, скидки

Большинство людей предпочитает приобретать товары для детей по сниженной стоимости. Для этого они совершают совместные покупки, используют различные онлайн-сервисы, оформляют бонусные и клубные карты. Хотите увеличить свои познания в данном вопросе? Тогда вам сюда!

Детская коляска Лео Афина: обзор

Хотите подобрать для своего малыша удобную, функциональную и сравнительно недорогую коляску? Предлагаем ознакомиться с обзором модели Лео Афина 2 в 1. Может именно эта детская коляска станет вашим верным помощником и другом на каждый день!

Как пеленать новорожденного пелёнкой и нужно ли вообще?

Статья будет полезна молодым мамам, которые не успели освоить мастерство пеленания. Здесь можно прочитать краткую инструкцию, советы по правильному уходу за ребёнком и многое другое. Хотите узнать зачем пеленать малыша и нужна ли эта процедура вообще? Тогда вам сюда!

Почему плачет ребенок в 1 год — что делать?

Ваш малыш в возрасте 1 год постоянно плачет? Не спешите делать выводы о его плохом самочувствии или настроении. Скорее всего он хочет отдохнуть или требует смены подгузника! Данная статья расскажет о возможных причинах возникновения плача у ребёнка, научит правильно распознавать сигналы о помощи.

Можно ли сделать беседку своими руками?

Каждый родитель желает создать для своего ребёнка наилучшие условия для жизни, отдыха и досуга. Данная статья даст ценные советы для тех, кто хочет построить беседку своими руками. Можно ли справиться с этой задачей без привлечения профессиональных рабочих? На что обратить внимание и с чего начать?

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: что это такое?

А вы знаете, что такое сенсорное воспитание? Использование следующей методики позволит быстро и эффективно подготовить малыша к школе!

Нужна ли прививка Манту 3 года?

Зачем делают прививку Манту 3-х летнему малышу, ведь это так больно! Может отказаться и не запугивать малышку уколами с раннего детства?

Когда садить ребёнка на горшок: в 1, 2 или 3 года?

А ваш малыш уже ходит на горшок? Спешите узнать, когда лучше приучать ребёнка к горшку, как это сделать максимально эффективно и правильно.

Признаки беременности на первой неделе после зачатия

Хотите узнать о беременности как можно скорее? Знаете, что через 6-8 дней после зачатия можно получить достоверный результат? Читайте о самых точных методах далее

Секреты зачатия: планирование пола ребенка

Хотите знать всё о зачатии? Планирование пола ребёнка проверенными научными методами с высоким результатом внутри!

Через сколько происходит зачатие после акта?

Время зачатия после акта – сколько требуется времени, через сколько часов или дней происходит зачатие после акта, как вести график базальной температуры

А ваш 3-х летний ребёнок чистит зубы?

Как приучить малыша чистить зубки самостоятельно? Что делать если ребёнок в 3-4 года отказывается брать в руки щётку?

Размер обуви ребёнка в 3-4 года: подбираем правильно

Знаете ли вы, что тесная обувь способна сильно испортить жизнь вашему ребёнку? Как выбрать обувку для дошкольника в возрасте 3-4 лет?

Какие витамины принимать при планирования беременности женщине и мужчине?

Без этого витамина плод будет плохо развиваться – узнайте, какие витамины принимать при планировании беременности женщине и мужчине, а каких в рационе итак хватает

Грамотное планирование беременности

Что будет, если не пройти обследования перед планированием беременности? Узнайте, как защитить малыша, облегчить вынашивание и роды.

Авторские методики для детей способны совершить чудо

Заниматься по авторским методикам или нет? Смогут ли они увеличить способности ребёнка без вреда для его психики?

Что делать, если свекровь вмешивается в воспитание ребёнка?

Надоело, что свекровь вечно лезет в семейные дела? Как снизить давление со стороны матери мужа и не стать для неё главным врагом.

Откуда лучше узнать о воспитании детей: аудиокнига или бумажный аналог?

Помощь молодым родителям: где её искать? В интернете? В книжном магазине? А может на профильных курсах?

Споры, связанные с воспитанием детей: японская методика

Новое модное течение: японская методика воспитания дошкольников. Готовы ли вы превратить своего малыша в неуправляемое существо?

Воспитание детей Спарты: к девочкам, как к мальчикам

Для воспитания настоящих спартанцев использовались нечеловеческие методы: детей закрывали в тёмных сараях, били палками, выгоняли раздетыми зимой на улицу.

Родителям на заметку: тибетское воспитание ребёнка 3-4 лет

Знаете ли вы как воспитывают 3-х летних малышей на Тибете? Что нужно делать, чтобы ребёнок вырос уравновешенным, справедливым и добрым?

Нравственное воспитание детей дошкольников: как не пойти по пути деградации?

Возраст 4-6 лет уже требует от родителей развития осознанности в ребёнке. К чему может привести отсутствие нравственного воспитания? С чего начать? Как отказаться от метода «заманивания конфеткой»?

Короткие анекдоты про детский сад с иллюстрациями

Детсад это то место, где впервые находишь друзей, узнаёшь чем девочки отличаются от мальчиков, у кого мама работает, а у кого просто красивая. Читайте короткие, но очень смешные анекдоты по теме.

Легко ли воспитывать детей-погодок?

Когда мы видим детей-погодок — наше сердце тает от счастья и умиления. Нужно ли это ощущение воспринимать, как сигнал к действию? Стоит ли планировать детей с разницей в один год или нет?

Необычные кружки: мультипликация для детей 4-6 лет

Хотите чтобы ваш ребёнок ходил на дополнительные занятия с удовольствием? Отдайте его на мультипликацию! Может в будущем именно он снимет популярный мультсериал и станет знаменитостью!

Математические кружки для дошкольников: идти или не идти — вот в чём вопрос!

Многие родители умышленно не уделяют внимания математике, занимаясь воспитанием ребёнка 4-х лет. Сможет ли дошкольник полноценно развиваться, не используя арифметическое мышление?

Здесь вы можете видеоролики про детей смотреть бесплатно!

Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда его малыш засыпал в самых неожиданных местах. Давайте вместе вспомним это прекрасное и весёлое время.

Смотреть видеоролики про детей, которые смеются

Нет ничего прекраснее, чем детский смех. Он такой милый и заразительный, оторваться не возможно. Смотрите частные видео юных хохотунов.

Смотреть бесплатно мультфильм Фиксики, серия «Унитаз»

А вы смотрите познавательный и очень интересный мультфильм «Фиксики»? Представляем вашему вниманию одну из последних серий этого замечательного мультсериала.

dazbuka.ru

Статьи о воспитании детей в школе

Витковская, А. М. Обучение слепых преддошкольников предметным действиям с игрушкой [Текст] / А. М. Витковская // Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии — СПб., 1997. — С. 9-15.

Витковская, А. М. Особенности организации сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения [Текст] / А. М. Витковская // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 14-17.

Генкина, С. Г. Ранняя диагностика зрительной патологии детей как условие коррекции и компенсации их развития [Текст] / С. Г. Генкина // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 56-58.

Глушкова, Г. Н. Сенсорное воспитание дошкольников с амблиопией и косоглазием на занятиях в коррекционном зале [Текст] / Г. Н. Глушкова // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 36-39.

Горбылева, И. Л. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения [Текст] / И. Л. Горбылева // Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 60-67.

Куликова, С. В. Новые тесты для оценки и тренировки зрения у детей с 1,5 лет [Текст] / С. В. Куликова // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 10-12.

Опыт коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения [в детском саду] [Текст] / И. В. Филимонова, И. А. Черногород, Е. К. Загайнова, В. А. Грищенко // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 41-44.

Парамонова, Е. А. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в процессе трудового воспитания [в детском саду] [Текст] / Е. А. Парамонова // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 39-41.

Пафнутова, Н. В. Совершенствование зрительного восприятия посредством комплексной развивающей дидактической системы [в детских садах для детей с нарушениями зрения] [Текст] / Н. В. Пафнутова, Н. М. Иванова, Л. В. Павлюк // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 33-36.

Григорьева, Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева // Дефектология. — 1998. — № 5. — С. 76-87.

Тарасова, С. А. Мой первый слепой воспитанник [Текст] : [авт.- воспитатель яслей-сада № 90 для детей с нарушением зрения г. Набережные Челны] / С.А. Тарасова // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 55-58.

Мишин, М. А. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) [Текст] / М. А. Мишин, З. Н. Тюбекина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2000. — № 1. — С. 44–60.

Мишин, М. А. Комплексное закаливание детей с косоглазием и амблиопией в специальном учреждении начальная школа-детский сад [Текст] / М. А. Мишин, В. П. Мишукова, Е. Г. Шачнева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2000. — № 1. — С. 32-39.

Тюбекина, З. Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : (из опыта работы) : [приводится содержание коррекционных занятий по развитию осязания и моторики рук] / З. Н. Тюбекина // Дефектология. — 2000. — № 5. — С. 56-60.

Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 76-83.

Лазеева, Н. Н. Внимание, прививка! [Текст] / Н. Н. Лазеева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2001. — № 2. — С. 4-10.

Машкова, Т. Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Т. Н. Машкова, В. З. Денискина // Дефектология. — 2001. — № 5. — С. 87-89.

Насибулова, Е. Иногда мне приходит в голову [Текст] : [о том, как незрячий ребенок в полтора года узнает мир по звукам и запахам] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 5. — С. 9-11.

Насибулова, Е. Когда я была маленькой. [Текст] : [незрячей девочке Насте два года, первый раз в жизни она путешествует с мамой] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 6. — С. 14-16.

Насибулова, Е. Мне хочется дать надежду, веру и силу. [Текст] : [ст. посвящена воспитанию незрячего ребенка с самого раннего возраста] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 2. — С. 2-6.

Насибулова, Е. «Моя маленькая девочка. » [Текст] : [незрячий ребенок познает мир гуляя в лесу, отдыхая на берегу реки, знакомится с насекомыми] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 10. — С. 10-14.

Насибулова, Е. «Настя, я нашла письмо твоему папе. » [Текст] : [авт. ст. вспоминает о путешествии к морю с незрячей дочкой] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 9. — С. 7-8.

Насибулова, Е. Письмо дочери [Текст] : [мама учит незрячего ребенка, которому исполнилось пять месяцев, различать игрушки, сделанные из разных материалов] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 3. — С. 1-3.

Насибулова, Е. Сегодня твой первый день рождения. [Текст] : [незрячей девочке Насте исполнился год, она научилась определять предметы, узнавать по запаху разные деревья, играть с черепахой. ] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2001. — № 4. — С. 4-6.

Насибулова, Е. Театр: свет, взгляд. [Текст] / Е. Насибулова // Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения : сб. ст. — М., 2001. — Вып. 3. — С. 97-101.

Насибулова, Е. А. «Я открою тебе этот мир. » [Текст] : [о воспитании маленькой незрячей девочки] / Е. А. Насибулова // Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения : сб. ст. — М., 2001. — Вып. 3. — С. 61-68.

Подколзина, Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. — 2001. — № 2. — С. 84-88.

Подколзина, Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2001. — № 2. — С. 56-59. — То же // Соц. реабилитация незрячих: зв. сб. — 2002. — Вып. 2 (69). — 1 мфк.

Фомина, Л. А. Опыт использования прибора «Ориентир» в работе с незрячими детьми [Текст] / Л. Фомина // Шк. вестн. — 2001. — № 9. — С. 1-7.

Елена Насибулова на занятиях с группой незрячих детей в дельфинарии [Текст] // Шк. вестн. — 2002. — № 3. — 1-я с. обл. : фот.

Мишин, М. А. Пульсометрия в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения [Текст] : [медико-педагог. контроль физ. развития детей в дошк. учреждении] / М. А. Мишин // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2002. — № 3. — С. 63-68.

Насибулова, Е. Практические советы [Текст] : [как помочь незрячему ребенку полюбить процесс купания] / Е. Насибулова // Шк. вестн. — 2002. — № 2. — С. 1-2.

Подколзина, Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. — 2002. — № 6. — С. 71-77 ; 2003. — № 3. — С. 43-49.

Подколзина, Е. Н. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4. — С. 48-54.

Смирнова, И. А. Общеразвивающие упражнения с гимнастическим катком [Текст] : [физ. занятия в ГОУ № 724 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения ВОУ МКО] / И. А. Смирнова, А. С. Краснянская // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2002. — № 3. — С. 86-95.

Стребелева, Е. А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании [Текст] / Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 3. — С. 15-18.

Витковская, А. М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] / А. М. Витковская // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 40-43.

Денискина, В. З. Коррекционная направленность физминуток в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения [Текст] : [о коррекцион. работе, проводимой в Начальной школе-детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 1697 СВАО г. Москвы] / В. З. Денискина, Т. Н. Машкова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2003. — № 4. — С. 4-11.

Куракина, Е. Развиваем ручки [Текст] : (в помощь родителям ребенка с нарушением зрения) : [метод. рекомендации по развитию тактильных ощущений у ребенка] / Е. Куракина // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. — Н. Новгород, 2003. — С. 14-19. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2005. — Вып. 2 (81). — 1 мфк.

Мишин, М. А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / М. А. Мишин, И. А. Смирнова, З. Н. Тюбекина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2003. — № 4. — С. 12-24.

Мишин, М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения [Текст] : [о спец. физ. упражнениях, которые улучшают психомоторное развитие детей с нарушением зрения] / М. А. Мишин // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2003. — № 4. — С. 46-68.

Сумарокова, И. Г. «Мир кончиками пальцев» [Текст] : [о проекте «Мир кончиками пальцев» (Нижегород. регион. обществ. орг. родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива»), целью которого является обеспечение незрячих детей Нижегород. региона тактильными книжками и развивающими настольными играми] / И. Сумарокова // Шк. вестн. — 2003. — № 2. — С. 14-20.

Сумарокова, И. Г. Практические рекомендации [Текст] : [практ. рекомендации по изготовлению и использованию тактильных детских книг и настольных игр] / И. Г. Сумарокова // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. — Н. Новгород, 2003. — С. 41-49. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2005. — Вып. 2 (81). — 1 мфк.

Сумарокова, И. Г. Тактильные пособия как средство интеграции в обществе незрячего ребенка [Текст] : [о реализации проекта «Мир кончиками пальцев» по изготовлению рукотворных тактильных детских книг и развивающих настольных игр] / И. Г. Сумарокова // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. — Н. Новгород, 2003. — С. 19-25. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2005. — Вып. 2 (81). — 1 мфк.

Феоктистова, В. Семья слепого ребенка [Текст] : [воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения] / В. Феоктистова // Шк. вестн. — 2003. — № 1. — С. 2-7.

Акопова, А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения [Текст] / А. Ф. Акопова, Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1. — С. 25-27 ; № 2. — С. 18-23 ; № 3. — С. 25-29 ; № 4. — С. 13-18.

Денискина, В. З. Методика и наглядные средства обучения слепых и слабовидящих дошкольников мимике, жестам и пантомимики [Текст] / В. З. Денискина // Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения : сб. ст. — М., 2004. — С. 95-101.

Иванникова, О. А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / О. А. Иванникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — С. 23-27.

Минаева, Н. Г. Развитие навыков ориентировки у дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст] / Н. Г. Минаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6. — С. 17-21.

Мишин, М. А. Игры с мячом на воздухе в дошкольном учреждении [Текст] / М. А. Мишин, Н. Н. Никитина, Т. Ф. Степанова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2004. — № 5. — С. 16-31.

Семченкова, И. А. Оптимальные условия коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушением зрения [Текст] / И. А. Семченкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 4. — С. 18-19.

Солнцева, Л. И. Воспитание слепых детей раннего возраста [Текст] / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 5. — С. 64-66.

Солнцева, Л. И. Особенности развития предметной деятельности слепого ребенка раннего и дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2004. — № 5. — С. 4-9.

Сумарокова, И. Г. Родителям на заметку [Текст] : [о проекте со созданию службы ранней интервенции для детей с нарушением зрения (Нижегород. регион. обществ. орг. родителей детей-инвалидов по зрению (НРООРДИЗ) «Перспектива», Саратов. обл. орг. ВОС, Центр помощи слепым детям г. Сан-Франциско (Blind babies foundation)] / И. Сумарокова // Шк. вестн. — 2004. — № 1. — С. 10-15.

Фомина, Л. А. Никогда не надо опускать руки [Текст] : [советы психолога родителям по воспитанию, обучению и общему развитию незрячих детей дошк. возраста] / Л. Фомина // Наша жизнь. — 2004. — № 2. — С. 50-54. — То же [Шрифт Брайля]. — С. 100-111.

Денискина, В. З. Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения [Текст] : [представлены фрагменты программы по развитию обоняния у детей с нарушением зрения, составленной и апробированной на базе ГОУ «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушением зрения № 1697 г. Москвы и школы № 39 для слепых и слабовидящих детей г. Новосибирска] / В. З. Денискина, Г. Г. Петрова // Дефектология. — 2005. — № 4. — С. 58-62. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2006. — Вып. 4 (87). — 1 мфк.

Мишин, М. А. Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала [Текст] : [о цветовом оформлении интерьера спортивного зала в дошк. образоват. учреждении для детей с нарушением зрения] / М. А. Мишин, А. С. Тимошенко // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 56-67.

Мишин, М. А. Способы группового обучения элементам плавания в дошкольном учреждении [Текст] / М. А. Мишин, О. А. Кедрова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 18-30.

Оглоблина, И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом [Текст] / И. Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 6. — С. 18–21.

Плаксина, Л. И. Школа: проблемы ждут решения [Текст] : [о проблемах, возникших в тифлопедагогике (дошкольном и школьном образовании, а также в абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения) на рубеже XX-XXI веков в России] / Л. И. Плаксина // Наша жизнь. — 2005. — № 3. — С. 41-51. — То же [Шрифт Брайля]. — С. 46-72.

Подколзина, Е. Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 37-41.

Подколзина, Е. Научить общаться [Текст] : [рекомендации для родителей] / Е. Подколзина // Шк. вестн. — 2005. — № 6. — С. 1-7.

Самарина, Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям [Текст] / Л. В. Самарина // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 21-24.

Серажетдинова, Н. А. Оценка физического развития детей 6 лет в дошкольном учреждении комбинированного вида [Текст] / Н. А. Серажетдинова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 68-73.

Смирнова, И. А. Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения [Текст] / И. А. Смирнова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2005. — № 6. — С. 46-55.

Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 3-10.

Анфилатова, О. В. Адаптивное физическое воспитание старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / О. В. Анфилатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 5. — С. 38-43.

Витковская, А. Делаем книгу своими руками [Текст] : [рекомендации родителям и учителям по изготовлению тактил. книг для детей с нарушением зрения, а также рекомендации по использованию этих книг] / А. Витковская // Шк. вестн. — 2006. — № 7. — С. 1-12.

Кузьмина, А. М. Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст] / А. М. Кузьмина, И. А. Смирнова, И. А. Слепцова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 74-84.

Маркина, Г. В. Виды активного участия педагога в процессе игровой деятельности дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст] / Г. В. Маркина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 71-73.

Мишин, М. А. Упражнения с обручем в индивидуальных занятиях со слепым ребенком [Текст] / М. А. Мишин // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 12-24.

Озеров, В. Беседы с родителями незрячих детей. Беседа десятая [Текст] : готовимся к школе / В. Озеров // Шк. вестн. — 2006. — № 1. — С. 1-14.

Подколзина, Е. Н. Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] : [рекомендации тифлопедагогам] / Е. Н. Подколзина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 48-57. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2007. — Вып. 3 (90). — 1 мфк.

Смирнова, Н. С. Спортивная площадка в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / Н. С. Смирнова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 66-69.

Яремчук, Г. С. Улыбнись солнечному зайчику [Текст] : [о коррекцион. занятии на природе с детьми с косоглазием и амблиопией] / Г. С. Яремчук // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2006. — № 7. — С. 58-61.

Архипенко, Г. М. Социальная адаптация младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г. М. Архипенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 1. — С. 59-64. — То же [Звукозапись] // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. — 2007. — Вып. 1 (88). — 1 мфк.

Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения [Текст] : [о проблеме преемственности между дошкольным воспитанием и обучением в начальной школе детей с нарушением зрения] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5. — С. 20-29.

Денискина, В. З. Тактильная рукодельная книга в абилитации незрячих и слабовидящих детей [Текст] / В. З. Денискина // Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование, терминология, учет и отражение в справочном аппарате : материалы межрегион. семинара, Москва, 3-6 апр. 2006 г. — М., 2007. — С. 7-20.

Иванникова, О. А. Пребывание незрячего ребенка в условиях специальной группы ДОУ [Текст] / О. А. Иванникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 2. — С. 51-65.

Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации [Текст] / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. — 2007. — № 6. — С. 60-68.

Морозова, Т. Как объяснить, что небо синее? [Текст] : [о работе, проводимой в Орловской обл. спец. б-ке для слепых] / Т. Морозова // Библиотека. — 2007. — № 2. — С. 25-28.

Подколзина, Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 3. — С. 35-39.

Саматова, А. В. Роль рукодельной тактильной книги в развитии речетворческого процесса у незрячих детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. В. Саматова // Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование, терминология, учет и отражение в справочном аппарате : материалы межрегион. семинара, Москва, 3-6 апр. 2006 г. — М., 2007. — С. 109-114.

Ткачева, В. В. Модель «сотрудничество» как база оптимального пути воспитания ребенка с психофизическими недостатками [Текст] : [в помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии] / В. В. Ткачева // Коррекц. педагогика: теория и практика. — 2007. — № 2. — С. 68-77.

Ткачева, В. В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачева // Коррекц. педагогика: теория и практика. — 2007. — № 5. — С. 63-72.

Туркина, Н. Игра как средство социализации детей с нарушением зрения [Текст] / Н. Туркина // Шк. вестн. — 2007. — № 7. — С. 1-10.

Фомина, Л. А. Работа с тактильной книгой [Текст] : (в помощь родителям) / Л. А. Фомина // Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование, терминология, учет и отражение в справочном аппарате : материалы межрегион. семинара, Москва, 3-6 апр. 2006 г. — М., 2007. — С. 115-126.

Бурнаева, С. В. О лечебной физкультуре в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / С. В. Бурнаева, Н. А. Серажетдинова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 41-46.

Губарева, Р. А. История и проблемы специализированных детских садов для детей с нарушением зрения [Текст] / Р. А. Губарева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 4-9.

Денискина, В. З. Незрячие волонтеры могут действенно помогать детям с нарушением зрения и их родителям [Текст] / В. З. Денискина // Волонтерство в системе ВОС. Проблемы и перспективы : (материалы по результатам работы семинара-тренинга «Мастерство волонтеров»). — М. : Реакомп, 2008. — С. 26-32.

Кузьмина, А. М. Использование спортивного зала для занятий по пространственной ориентировке [Текст] : [о коррекц. занятиях по пространственной ориентировке детей с нарушением зрения в спортзале дошкольного учреждения] / А. М. Кузьмина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 33-35.

Линдрус, М. Если у ребенка тяжелое нарушение зрения [Текст] : [рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушениями зрения] / М. Линдрус // Шк. вестн. — 2008. — № 5. — С. 4-7.

Мартынова, Е. Центр помощи родителям слепых детей [Текст] : [о консультативно-методическом центре для родителей незрячих детей дошкольного возраста, созданном на базе Чебоксарской мест. орг. ВОС] / Е. Мартынова // Наша жизнь. — 2008. — № 11. — С. 74. — То же [Шрифт Брайля]. — С. 134.

Муллабаева, И. В. Улыбка, осанка, хорошее настроение! [Текст] / И. В. Муллабаева // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 64–88.

Подколзина, Е. Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 4. — С. 73-79 ; № 6. — С. 74-77.

Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 64-68.

Подколзина, Е. Н. Специальные коррекционные занятия в детском саду и начальной школе для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 10-16.

Скворцова, Л. В. Досуг, как часть коррекционно-педагогической работы с детьми с косоглазием и амблиопией [Текст] / Л. В. Скворцова // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 53-57.

Смирнова, И. А. Общеразвивающие упражнения с «массажным мячом» среднего размера [Текст] : [в статье приводится комплекс общеразвивающих упражнений для детей с косоглазием и амблиопией старшей и подготовит. групп дошкольного учреждения] / И. А. Смирнова, Е. М. Щепило // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. шк. : ежегод. науч.-метод. журн. — 2008. — № 9. — С. 47-52.

Сумарокова, И. Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста [Текст] / И. Г. Сумарокова // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 33-44.

Денискина, В. З. Обсуждение модели дошкольного воспитания детей с нарушением зрения [Текст] : [о проекте создания модели] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 4. — С. 16-22.

Дергачева, Л. Н. Сказка в жизни дошкольника [Текст] / Л. Н. Дергачева // Вестн. тифлологии. — 2009. — № 1. — С. 86-88.

Малева, З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / З. П. Малева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 27–33.

Мишин, М. А. Подвижные игры с использованием визуально-развивающей среды [Текст] / М. А. Мишин // Вестн. тифлологии. — 2009. — №1 : Физ. воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе ; № 10. — С. 90-93.

Мишин, М. А. Упражнения лечебной физкультуры для профилактики и коррекции плоскостопия [Текст] / М. А. Мишин, Н. А. Серажетдинова // Вестн. тифлологии. — 2009. — №1 : Физ. воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе ; № 10. — С. 98-103.

Подколзина, Е. Н. Коррекционная направленность использования игрового материала в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Вестн. тифлологии. — 2009. — № 1. — С. 62-75.

Подугольникова, Т. А. Развитие зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] : [о экспериментальном исследовании развития зрительного внимания с помощью интерактивной компьютерной программы «Дискотека» у детей с нарушением зрения] / Т. А. Подугольникова // Дефектология. — 2009. — № 4. — С. 65-72.

Романова, И. П. Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / И. П. Романова // Коррекц. педагогика: теория и практика. — 2009. — № 3 (33). — С. 67-69.

Тюбекина, З. Н. Подготовительные упражнения к занятиям на синоптофоре детей младшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией [Текст] / З. Н. Тюбекина // Вестн. тифлологии. — 2009. — № 1. — С. 81-85.

Бондаренко, М. П. Советы тифлопедагогу по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения / М. П. Бондаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — С. 41–47.

Денискина, В. З. Учимся улыбаться / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1. — С. 66–73 ; № 2. — С. 74–79.

Амарал, И. Коммуникативный подход к обучению слепых детей с множественными нарушениями / И. Амарал, Д. Лолли // Дефектология. — 2011. — № 3. — С. 71–80.

Бондаренко, М. П. Осваиваем окружающее пространство : (советы родителям детей с глубоким нарушением зрения) / М. П. Бондаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 5. — С. 53–57.

Денискина, В. З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением / В. З. Денискина // Дефектология. — 2011. — № 6. — С. 61–71.

Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. — 2011. — № 5. — С. 56–65.

Подугольникова, Т. А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в микропространстве / Т. А. Подугольникова, М. Ф. Носова, Е. А. Козлова // Дефектология. — 2011. — № 1. — С. 73–79.

Голоскокова, Л. И. Обучение слепого ребенка в общеобразовательной школе / Л. И. Голоскокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 6. — С. 41–46.

Денискина, В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3–12.

Колпакова, М. А. Зрительная гимнастика / М. А. Колпакова // Коррекционная педагогика : теория и практика. — 2012. — № 12. — С. 64–69.

Любимов, А. А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А. А. Любимов // Дефектология. — 2012. — № 3. — С. 37–44.

Подколзина, Е. Н. Дидактические игры в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 6. — С. 24–32.

Подугольникова, Т. А. Повышение остроты зрения при амблиопии с помощью перцептивного обучения / Т. А. Подугольникова // Дефектология. — 2012. — № 4. — С. 31–37.

Фомина, Л. А. О страхах незрячих детей / Людмила Алексеевна Фомина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 8. — С. 47–52.

Автор, тифлопедагог из Ульяновска, инвалид по зрению, вспоминает о влиянии матери на его воспитание и развитие в раннем детстве.

Автор — директор Свердловской областной специальной библиотеки для слепых (г. Екатеринбург).

Авторы, специалисты Института коррекционной педагогики РАО, рассматривают задачи дошкольных образовательных учреждений по воспитанию детей со сложной структурой дефекта. Они обращают внимание на то, что ребенка со сложным дефектом следует должным образом подготовить для посещения образовательного учреждения.

В. З. Денискина, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО (Москва) и Г. А. Фатьянова, учитель начальных классов Кисловодской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида, обосновывают мнение, что в век цифровых технологий чтение и письмо по системе Брайля остается для слепого ребенка обязательным и необходимым условием для его качественного обучения и развития.

В.З. Денискина, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО (Москва), разъясняет тифлопедагогические требования к организации образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения.

Статья известного тифлопедагога и тифлопсихолога М.И. Земцовой (1903–1989). Автор объясняет зависимость восприятия предметов и изображений слабовидящими детьми от степени снижения у них остроты зрения.

Автор, специалист Института коррекционной педагогики РАО, представляет результаты исследования психического развития преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных. Проанализированы особенности развития зрительных и слуховых ориентировочных реакций, раскрыта специфика формирования эмоций и социального поведения у недоношенных младенцев в условиях зрительной депривации.

Авторы – научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО (Москва) популярно знакомят с приемами сопровождения лиц с нарушением зрения при передвижении в пространстве.

Автор — директор Центра реабилитации незрячих детей и их родителей «Я и МАМА» (Москва), мама незрячего ребенка.

Авторы — научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО (Москва) делают краткий обзор некоторых компьютиризированных устройств, которые могут быть использованы в процессе обучения детей с глубоким нарушением зрения.

Автор — директор Центра помощи незрячим детям (г. Нижний Новгород), руководитель Нижегородской регион. обществ. орг. родителей детей-инвалидов по зрению (НРООРДИЗ) «Перспектива».

Б.К. Тупоногов (1938-2013), научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО (Москва) рассматривает формы внутришкольного контроля, сложившиеся в современных условиях перестройки и формирования системы общего и специального образования.

Н. П. Шведова – тифлопедагог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида, город Королев Московской области. Автор делится опытом обучения незрячих детей, умению вызывать у них эмоционально-положительный интерес к книге как к предмету познания. Она говорит, что многие незрячие дети боятся брать в руки и обследовать новые предметы, не любят касаться мягких, пушистых поверхностей, а некоторые испытывают неприязнь к гладким, холодным, скользким поверхностям. Тифлопедагог объясняет, как преодолеть этот страх.

Н. П. Шведова рассказывает о том, как научить ребенка использовать обе руки для нахождения нужной детали или вставки; легко передвигать руки по страничке, касаясь ее пальчиками; исследовать небольшие детали подушечкой указательного пальца, находить и правильно называть объект (рисунок) по тактильным признакам (наличию хвостика, перышек и т.д.).

Гринина, Е. С. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях подростков с умственной отсталостью и с нарушениями зрения / Е. С. Гринина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4 (58). — С. 10–14.

Е. С. Гринина, канд. психол. наук, доцент кафедры спец. психологии Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского представляет научное исследование анализа поведения в межличностных конфликтах подростков с различными нарушениями развития и их нормально развивающихся сверстников.

Исмаилова, И. С. Коррекционная работа по развитию связной речи у слабовидящих умственно отсталых младших школьников / И. С. Исмаилова // Дефектология. — 2014. — № 2. — С. 70–77.

В статье представлена модель коррекционной работы по развитию связной устной речи у младших школьников с комплексными нарушениями зрения и интеллекта (слабовидящих умственно отсталых младших школьников). Раскрываются принципы, содержание и особенности реализации коррекционной работы. Представлен опыт коррекционной работы в школе-интернате для детей с нарушениями зрения г. Армавира Краснодарского края.

Карандаева, Т. А. Современные подходы к обучению будущих дефектологов чтению и письму по системе Брайля / Т. А. Карандаева // Дефектология. — 2014. — № 2. — С. 87–94.

Статья посвящена важному направлению в подготовке дефектологов — обучению чтению и письму по системе Брайля, повышению квалификации специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения. В работе представлены основные сведения о содержании данного курса обучения, его организации, а также некоторые приемы, способствующие оптимизации учебного процесса.

Клопота, Е. А. Социально-психологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 87–91.

В статье анализируются результаты экспериментального исследования особенностей интеграции слепого человека в профессиональную сферу. Рассматриваются возможности формирования позитивного образа слепых и слабовидящих людей в социуме, а также конкретные способы решения данной проблемы.

Кудрина, Т. П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2014. — № 5. — С. –61–67.

В статье представлен комплекс диагностических проб, с помощью которых могут быть определены функциональные возможности нарушенного зрения у младенцев и детей раннего возраста. Дано описание стимульного материала, условий проведения диагностических проб и возможных поведенческих реакций детей.

Кудрина, Т. П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца : сообщение 1 / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2014. — № 3. — С. 53–63.

В статье представлены результаты исследования особенностей взаимодействия в парах «мать — младенец, имеющий ретинопатию недоношенных V стадии». Выделены и разъяснены эффективные и неэффективные коммуникативные действия матери.

Кудрина, Т. П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца : сообщение 2 / Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2014. — № 4. — С. 43–51.

Материалы статьи продолжают обсуждение результатов исследования особенностей взаимодействия матерей и преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных V стадии.

Любимов, А. А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А. А. Любимов // Дефектология. — 2013. — № 6. — С. 84–89.

В статье рассматриваются результаты анализа действующей модели обучения пространственной ориентировке в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III-IV видов. Анализируются применяемые педагогами программы обучения слепых и слабовидящих школьников в рамках курса «Ориентировка в пространстве», обсуждаются формы обучения пространственной ориентировке.

Авторы делятся методикой выработки навыков при обучении слепого или слабовидящего ребенка различным действиям и умениям. В качестве примеров приведены методики:

— «Формирование навыка использования пипетки», разработанная Т.В. Ткаченко, учителем-тифлопедагогом Михайловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида (п. Михайловка Волгоградской области);

— «Формирование навыка забивания гвоздя (в учебной мастерской)», разработанная Н.Д. Луговкиным, учителем технологии Ивановской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната IV вида (г. Иваново).

Машенцева, Т. В. Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей : (на материале настольного тенниса) / Т. В. Машенцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4 (58). — С. 49–50.

Т. В. Машенцева, учитель физической культуры в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV видов (г. Саратов) знакомит с методикой обучения слепых и слабовидящих детей адаптированным правилам игры в настольный теннис, разработанным в их школе.

Неустроев, В. В. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и во внеклассной работе в школах III-IV видов / В. В. Неустроев // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4 (58). — С. 23–2.

В. В. Неустроев, учитель истории и обществознания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV видов (г. Саратов) рассказывает о применении компьютера и средств на уроках истории и во внеклассной работе.

Н. Д. Папазян, учитель биологии в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV видов (г. Саратов) делится опытом использования стихотворений С. Есенина при изучении сезонных периодических явлений в жизни животных и растений.

Проглядова, Г. А. Анализ некоторых проблем обучения слепых учащихся письму по системе Брайля / Г. А. Проглядова, В. З. Денискина // Дефектология. — 2014. — № 3. — С. 89–94.

В статье анализируются некоторые трудности, которые испытывают слепые учащиеся при овладении рельефно-точечной системой Брайля. Представлена классификация ошибок на смещение букв, сходных по пространственному расположению (имеющих зеркальное сходство).

В статье описана методика диагностики основополагающих умений, необходимых для овладения письмом по рельефно-точечной системе учащимися I классов, а также представлены этапы коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей в процессе обучения детей письму по системе Брайля.

Широков, К. С. Изучение профессиональных возможностей старшеклассников с нарушениями зрения как основа профессиональной работы / К. С. Широков // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 2 (60). — С. 16–22.

Автор, аспирант факультета Клинической и специальной психологии ГБОУ ВПО МГППУ (Москва), рассказывает о результатах проведенного обследования 23 учеников 10-12 классов Государственного образовательного учреждения специальная (коррекционная) школа-интернат IV вида № 2 г. Москвы.

Бруштейн, И. Видеть сердцем, танцевать с душой / И. Бруштейн // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 4. — С. 54–62.

О работе Уфимской школы-интерната № 28 для слепых и слабовидящих детей и её учащихся.

Для ведения профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у дошкольников в детском саду комбинированного вида для детей с нарушениями зрения № 374 Красноармейского района Волгограда с 2002 г. функционирует специальный методический кабинет «Автодром». В статье представлен опыт работы.

В статье описывается роль эмоций в психическом развитии детей. Представлены направления научных исследований по изучению эмоциональной сферы. Актуализируется необходимость дальнейшего научно-практического рассмотрения проблемы формирования представлений об эмоциях у детей с нарушением зрения в условиях специального (коррекционного) образования.

В терминологический аппарат современной тифлопедагогики вводится понятие «особые образовательные потребности детей с нарушением зрения», содержательное наполнение которого может составить базис программы коррекционной работы для данной категории обучающихся. Авторы статьи — научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

Представлены результаты исследования семей с детьми, имеющими различные сложные нарушения, которые часто не получают своевременной консультации и психологической помощи. Пробелы воспитания, дефицит общения и дефицит информации приводят к ограничению накопления детьми сенсорного и эмоционального опыта. Раскрывается необходимость своевременного предоставления особых условий обучения и развития, выбора наиболее оптимального индивидуального варианта в системе специального образования.

Статья посвящена выдающемуся государственному деятелю и благотворителю России XIX века Константину Карловичу Гроту (1815–1897). Рассказано об истории создания Александро-Мариинского попечительства о слепых и Петербургского училища слепых.

В статье представлены этапы подготовительной работы при овладении письмом по системе Брайля. Приведены упражнения, направленные на развитие умений и навыков осязания, осязательной памяти, мелкой моторики, координированной работы обеих рук и т. д.

В материалах статьи предпринята попытка систематизировать и обобщить приоритетные научные исследования в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которые были выполнены в Институте коррекционной педагогике РАО, в том числе представлены исследования по тифлологии.

Солодова Н.В. — учитель русского языка и литературы (Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III–IV вида» г. Михайловка, Волгоградская область).

Улитина И.В. — учитель-логопед, Овчинникова А.А. — учитель-дефектолог («Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50», Пермь).

Хаперская Н.Ю. — учитель–дефектолог (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 342», Волгоград).

Автор статьи — преподаватель МБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей (город Королев, Московская область).

www.rgbs.ru