Средство умственного воспитания дошкольников

Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. Общение детей в игре способствует их взаимно­му обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным ис­точникам получения дополнительной информации. Осуществляется переход знаний на новый уровень – словесно-логический.

Возникающая перед детьми необходимость согласовы­вать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направ­лено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменения­ми под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностя­ми для развития воображения, смекалки, творчества. Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития расти­тельного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Труд в природе спо­собствует становлению словесно-логического мышления.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Обучение и воспитание детей и подростков с нарушением интеллектуального развития

Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики.

Понятие “умственная отсталость”. Причины умственной отсталости. Клиническая и психолого-педагогическая классификация умственно отсталых детей.

Методы психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальными нарушениями. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

Характеристика системы образовательных учреждений для различных категорий умственно отсталых детей и их задачи.

Основные принципы комплектования специальных образовательных учреждений для умственно отсталых детей.

История развития научных взглядов на обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Теоретические и экспериментальные исследования последних лет.

Особенности воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста

Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

Задачи, содержание, методы и организационные формы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта.

Социальное развитие дошкольников с нарушением интеллектуального развития. Физическое развитие. Сенсорное развитие. Развитие игровой деятельности. Развитие изобразительной деятельности. Формирование мышления. Особенности работы с родителями, воспитывающих ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

Характеристика новых форм воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта.

Особенности обучения умственно отсталых детей школьного возраста

Задачи обучения умственно отсталых школьников. Принципы обучения умственно отсталых школьников. Содержание обучения умственно отсталых школьников. Методы обучения умственно отсталых школьников. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению умственно отсталых школьников.

Особенности обучения и воспитания детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Содержание профессионально-трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Особенности воспитания умственно отсталых школьников

Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Воспитание культуры поведения у школьников с нарушением интеллектуального поведения.

Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Трудовое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задачи и формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Особенности формирования коллектива школьников с нарушением интеллектуального развития.

Взаимодействие специальной (коррекционной) школы VIII вида с семьями учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Трудовая подготовка учащихся с нарушением интеллектуального развития.

Задачи трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Пропедевтика профессионально-трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание профессионально-трудового обучения. Профориентация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Модели трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задачи, содержание и организация трудового обучения учащихся с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Раздел 6. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Причины задержки психического развития. Проблема диагностики задержки психического развития у детей. Клиническая и психолого-педагогическая классификация детей с задержкой психического развития.

Система обучения детей с задержкой психического развития. Коррекционная направленность обучения детей с задержкой психического развития.

Проблема дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

История развития научных взглядов на обучение и воспитание детей с задержкой психического развития.

Задачи обучения и воспитания детей задержкой психического развития. Принципы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Методы обучения детей задержкой психического развития. Содержание обучения детей с задержкой психического развития.

Развитие и воспитание

Педагогическая литература часто оперирует понятиями развития и воспитания ума. В чем их различие и как они влияют на выбор средств и форм, попробуем сейчас разобраться.

Умственное развитие – это комплекс изменений в мыслительной деятельности, который происходит под влиянием социума и возрастных особенностей. Развитие ума происходит также под воздействием воспитания и обучения, самостоятельно приобретенного опыта ребенка.

Наследственность, строение мозга, особенности нервной системы – все эти биологические особенности ребенка играют не последнюю роль в развитии умственных способностей.

Ученые считают, что способности заложены практически в каждом ребенке. Причем они, как правило, носят творческий характер. Однако смогут ли задатки развиться в процессе его жизни, зависит исключительно от социального окружения, жизненных условий, культурного и интеллектуального уровня родителей и воспитания.

Уровень умственного развития зависит от объема и содержания знаний, качества сформированных познавательных процессов и умения самостоятельно добывать знания.

С первых лет жизни (особенно интенсивен период с 2 до 6 лет) интенсивно развивается ум ребенка. Происходит это путем накопления знаний об окружающей действительности и модернизации мыслительных операций.

Следовательно, умственное развитие формируется под воздействием социальных и биологических причин. Однако свое логическое продолжение и развитие оно может получить только путем воспитания.

Умственное воспитание – это действия со стороны родителей и педагогов, которые направлены на развитие ума детей, чтобы поощрять их познавательные навыки и задатки, заложенные природой.

Взаимосвязь умственного развития и воспитания очевидна. Ведь воспитание помогает развиваться задаткам, заложенным самой природой. От того, насколько эффективно будет воспитание, зависит уровень сформированности познаний и общих мыслительных процессов личности.

Самые большие возможности развития познавательной деятельности демонстрируют дети дошкольного возраста. Например, к трехлетнему возрасту объем мозга ребенка практически равен взрослому.

В процессе воспитания следует избегать крайностей. Полное отсутствие направленной взрослыми познавательной деятельности приведет к тому, что умственная активность не сможет развиваться на должном уровне. Однако чрезмерная перегруженность информацией, работа с усложненными заданиями, не соответствующими возрасту, приводит к психическому и физическому истощению.

В раннем возрасте важно использовать главные особенности детской психики:

Умственное воспитание станет полноценным только тогда, когда оно работает в комплексе с другими направлениями педагогики:

  • Нравственным развитием;
  • Представлением о нормах морали и этики;
  • Развитием гигиенических навыков;
  • Физическим развитием.

Использование средств умственного воспитания

Так как возрастной период от 3 до 6 лет считается самым продуктивным для развития умственных способностей, рассмотрим основные средства этого воспитания в дошкольном возрасте.

Основные средства, доказавшие свою эффективность в дошкольном возрасте:

Неоспоримое первенство среди средств умственного воспитания занимает игра. С помощью данного вида деятельности малыши познают окружающую действительность, выражают свое отношение к ней, приобщаются к миру знаний.

Игра – коллективное занятие, поэтому в игровом процессе происходит обмен информацией и эмоциями. Во время игры дети пользуются советами взрослых и обращаются к другим источникам информации. Следовательно, происходит вывод получаемых знаний на уровень, который позволяет использовать слово и логику. В процессе обмена информацией происходит развитие коммуникативных навыков и умений, формируется обширный словарный запас. Появляется функция планирования действий.

Умственное воспитание в процессе трудовой деятельности обогащает сенсорный опыт детей. Способствует формированию понятий об орудиях труда и способах выполнения трудовой деятельности. С помощью труда осуществляется развитие познавательной активности, формирование причинно-следственных связей, выводов. Трудовая деятельность развивает творческие способности, инициативу, богатую палитру воображения.

Изобразительное искусство помогает формированию сенсорного восприятия мира, развивает умственные действия, направленные на положение предмета в пространстве. Учит выделять часть и общее, различать и воспринимать цвета.

С помощью конструирования происходит формирование конкретного взгляда на объект. Появляется возможность воспринимать предмет неразрывно с его внутренним и внешним содержанием через выделение общего и частичного содержания.

Обучение считается первостепенным средством умственного воспитания. Оно позволяет развивать ребенка во всех направлениях умственной деятельности. Формирует коммуникативные навыки, абстрактное и конкретное мышление, способствует появлению интереса к познанию.

В процессе обучения происходит овладение учебным материалом, развивающим интеллектуальные способности ребенка.

Обучение использует в своем арсенале программу, методы и формы, которые разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Влияние методов воспитания на умственное развитие

Так как обучение является главным средством умственного воспитания, важно рассмотреть методы и формы, применяемые в этом процессе.

Чтобы достигнуть поставленных целей умственного воспитания, необходимо правильно выбрать методы, с помощью которых оно будет осуществляться. Помочь в этом деле смогут формы умственного воспитания, которые являются своеобразными инструментами методов.

В дошкольном возрасте используют следующие методы и формы умственного воспитания:

Форма наглядности всегда эффективна. С помощью зрительного восприятия дети легче осваивают действительность. Причем в роли наглядного материала выступают не только картинки, карточки или игрушки. Эту функцию с успехом выполняет форма словесного метода — наблюдение. С его помощью воспитатель может координировать коммуникативные умения, восприятие действительности, мышление. С помощью наблюдения воспитатель учит выделять специфические признаки предмета, причины и следствия их взаимосвязи. Демонстрация, как форма наглядного метода, позволяет изучить то, что недоступно детям в обыденной жизни. С этой целью используют иллюстрации, мультфильмы, видеоролики.

Словесные методы неразрывно связаны с наглядностью. Зрительно воспринимая образ, ребенок слышит пояснение воспитателя о предмете изучения. Можно выделить такие формы словесных методов как рассказ и объяснение.

Изложение образно и эмоционально событий, основанных на фактическом материале, называется рассказом.

Использование вопросно-ответной формы во время рассказа приравнивается к объяснению.

Чтобы результаты данных методов нашли отражение в повседневной жизни и прочно закрепились в сознании ребенка, применяют практические методы.

Их использование помогает перенести теоретические знания в сферу практической деятельности. Основные формы данного метода предусматривают использование упражнений, игр и экспериментов.

Эксперименты служат для развития интеллектуальной самостоятельности, наблюдения и анализа.

Итак, воспитание и развитие ума ребенка происходит в разносторонней практической деятельности малыша. Чем многогранней эта деятельность, тем лучше будут развиваться познавательные возможности и способности.

В процессе общения ребенок приобретает необходимые знания, умения и навыки, а воспитание, руководя этими знаниями, усиливает их эффективность.

nashe-vospitanie.ru

Умственное воспитание и умственное развитие. Значение и задачи умственного воспитания. Средства умственного воспитания. 1 страница;

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе гармоничного развития личности. Необходимость воспитания здорового образа жизни с ранних лет. Задачи и средства физического воспитания детей дошкольного возраста. Условия физического воспитания.

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения в течение индивидуальной жизни человека комплекса морфофункциональных свойств, а также связанных с ними физических способностей.

На физическое развитие человека оказывают влияние внутренние (наследственность, заболевания) и внешние, (условия жизни, питания, труда, система физического воспитания, географическая среда, природные условия) факторы.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься полезным трудом.

Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Здоровый образ жизни – категория, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности.

Здоровье, по определению ВОЗ, — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов.

Формирование здорового образа жизни – это побуждение к включению в повседневную жизнь личности различных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычками.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачиимеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье и жизнь человека.

Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим дня, физические упражнения.

Педагогическая работа, направленная на решение данных задач, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с ме­дицинскими работниками, учета их рекомендаций, инди­видуального подхода к детям, бесед с родителями.

Главные условия успешного решения первой группы за­дач физического воспитания следующие:

— знание особенно­стей функционирования детского организма,

— профессио­нально грамотный подход к оборудованию материальной среды,

— внимательное отношение к выбору программы оз­доровления,

— постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Задачи второй группы — воспитательные — направ­лены на развитие качеств личности и потребности в физи­ческом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении формируются личностные качества ребенка: ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества и взаимопомощи.

Средствами реализации этой группы задач являются де­ятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, про­изведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздо­ровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), са­мостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).

Методы — упражнения, беседа, игра, создание проблем­ных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Третью группу составляют задачи, свя­занные с формированием у ребенка осоз­нанного отношения к своему здоровью (образовательные).

Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художествен­ные средства.

Формой работы является учебная работа на физкуль­турных занятиях и в повседневной жизни.

Среди основных методов следует выделить эксперимен­тирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем. В отечественной традиционной системе физического воспита­ния данная группа задач рассматривается как комплекс методов, направленных на обучение детей основным дви­жениям. При этом акцент делается на воздействиях со сто­роны воспитателя, а ребенку же отводится роль послушно­го исполнителя, которому необязательно задумываться над механизмом влияния на его здоровье.

Вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры и ЗОЖ.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Целенаправленное, физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени; складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества, как выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.

Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность — все это условия, которые благоприятно влияет на самочувствие ребенка, создает преобладание у него эмоционально-положительного состояния, радостного настроения. У здорового ребенка крепкий сон и хороший аппетит. Выполнение режима в сочетании с правильной методикой воспитания детей предупреждает их переутомление.

Важным условием физического воспитания является закаливание детского организма. Укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды: к изменениям температуры, к ветреной и дождливой погоде и т. д.

Формирование у детей двигательных навыков, умений и физических качеств – еще одно из условий физического воспитания. Движение оказывает существенное влияние на растущий организм. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

У детей дошкольного возраста довольно рано начинают формироваться основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание). Однако наиболее полноценно их развитие происходит при правильно организованном воспитательном процессе. Кроме основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста проводятся упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц (рук, ног, туловища). Их развитию способствуют также спортивные виды физических упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, езда на велосипеде и др.

В дошкольных учреждениях сложилась определенная система применения физических упражнений с целью разностороннего активного воздействия на организм ребенка. Она состоит в целенаправленном, организованном использовании занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений и игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную нравственную задачу — воспитание культуры поведения.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада,— писала Н. К. Крупская,— привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д.».

Культурно-гигиенические навыки ребенок усваивает под руководством взрослых. Вместе с другими детьми он учится мыть руки, опрятно есть, следить за порядком в одежде, бережно относиться к предметам. У него формируются самостоятельность и организованность, аккуратность и бережливость, воспитывается вежливое и уважительное отношение к взрослым и сверстникам. Все задачи физического воспитания решаются в единстве в процессе воспитательно-образовательной работы детского сада и обеспечивают полноценное физическое развитие детей.

Для правильного физического развития детей необходимо создание гигиенической обстановки (гигиена помещения, участка, оборудования, одежды, обуви), обязательное выполнение научно обоснованного режима детской жизни, включая рациональное питание, развитие движений и мероприятия по закаливанию организма. При этом требуется постоянный контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы, целенаправленное воспитание.

Важное условие полноценного физического развития детей — тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.

Таким образом, правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддъяков подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечается, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори). Но современными учеными (А.П. Усовой, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым) было выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось раньше. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Умственное развитие –это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание –планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Обычно до 2-ух лет наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности.

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие.

Умственное воспитание ребенка нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И действительно, познавательные процессы, которые развиваются у ребенка, проявляются в различных видах деятельности.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п.

Умственное воспитание решает следующие задачи:

1. Формирование представлений об окружающей жизни –ребенок каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах и свойствах, о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает знания о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях. Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями.

2. Развитие познавательных психических процессов – познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно, а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются задачи речевого развития (обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи).

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы – это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

3. Развитие любознательности и умственных способностей.

Любознательность – качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность, критичность, пытливость, вдумчивость.

Воспитатель, таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств.

4. Развитие интеллектуальных умений и навыков,т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследования предметов, наблюдения доступных пониманию ребенка явлений, выделения существенных и несущественных признаков предметов и явлений, сравнения, обобщения, установления и понимания причинно-следственных связей и т.д. эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

К началу дошкольного возраста значительно расширяются средства ум. воспитания детей. Педагог организует игры, проводит наблюдения, обучает на занятиях. В бытовой деятельности взрослые приучают детей пользоваться разнообразными предметами, трудиться. Основой ум. воспитания является активная деятельность ребенка. Но сама эта деятельность формируется под влиянием обучения и воспитания. Т.о., перед взрослыми стоят две задачи: направлять свои усилия на формирование разнообразных видов деятельности, доступных детям данного возраста, и на использование их в целях ум. воспитания детей.

Важным средством ум. воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Дети узнают название посуды, мебели, одежды, знакомятся с материалами, из которых они изготовлены, с правилами пользования ими. У опытного педагога ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации.

Усвоение и воспроизведение последовательности действий, необходимых для умывания, одевания, приема пищи, сервировки стола, требует сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения. Воспитатель привлекает внимание детей к организованности, культуре деятельности окружающих взрослых. Все это расширяет кругозор ребенка и создает возможности для ум. развития.

Общение увеличивает объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества. Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности – наблюдательность, т.е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Как любое другое качество, наблюдательность развивается в процессе деятельности и может формироваться направленно под руководством воспитателя. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, к решению всевозможных задач, головоломок и т.п.

Одним из средств ум. воспитания является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В игре прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком ранее. Но в ее ходе эти знания преобразуются, совершенствуются.

В игре идет пополнение знаний благодаря действиям с предметами; происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на ум. развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на ум. развитие, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует. Особенно важное место в ум. воспитании занимают дидактические игры. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

Т.о., игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.

В процессе трудапроисходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности, которое направлено на обогащение сенсорного опыта детей.

Труд оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов детей.

Ум. развитие детей в разнообразной трудовой деятельности осуществляется при следующих условиях:

— при обучении детей трудовой деятельности педагог правильно сочетает знания, навыки, умения. Формирование трудовых навыков в отрыве от знаний и ум. умений приводит к снижению развивающегося и воспитательного воздействия труда;

— при выполнении тех или иных трудовых поручений необходимо побуждать детей проявлять инициативу, самостоятельность, творчество.

Ведущая роль в ум. воспитании принадлежит обучению. Преимущество его заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность. Воспитатель в процессе обучения занимает ведущую позицию: передает детям определенные программой знания, формирует умения и навыки, организует деятельность по их усвоению и применению.

На занятиях у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью: умениями слушать и слышать речь взрослого, действовать в соответствии с его указаниями, достигать нужных результатов деятельности, оценивать достигнутый результат с точки зрения его соответствия образцу, анализировать причины неудач и т.д.

Т.о., ведущее положение обучения среди других средств ум. воспитания определяется следующими условиями: программностью, наличием фиксированных форм обучения, охватывающих всех детей системой методов, соответствующих возрасту детей, ведущей ролью воспитателя.

6. Понятие о дошкольной дидактике. Принципы обучения в дошкольном возрасте. Формы организации обучения в ДОУ: дидактическая игра, экскурсия, занятие. Занятие как организованная форма обучения, виды занятий, структура, содержание, методика проведения в разных возрастных группах.

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении.

Дидактика это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения.

Внутри самой дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых: дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высшей школыи т.д., а также с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины.

Дошкольная дидактикапредставляет собой отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства обучения.

Обучение —это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, формирования умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду.

studopedia.su

Глава 2 Задачи, средства и методы умственного воспитания детей в доу

2.1. Средства умственного воспитания дошкольников

К началу дошкольного возраста значительно расширяются средства умственного воспитания детей. Педагог организует разнообразные игры детей, проводит наблюдения, обучает на занятиях счету, рисованию, лепке, речи. В процессе бытовой деятельности взрослые приучают детей пользоваться разнообразными предметами, трудиться. Родители, воспитатели постоянно ставят перед ребенком практические, игровые и познавательные задачи, решение которых приводит к формированию знаний и умений, познавательных процессов и способностей, к развитию различных видов деятельности, мотивов познавательной деятельности, к дальнейшему усовершенствованию речи и т. д. Основой умственного развития ребенка является его активная деятельность. Но сама эта деятельность формируется, складывается под влиянием обучения и воспитания.

Таким образом, перед взрослыми, воспитателями стоят две задачи: осуществляя умственное воспитание, направлять свои усилия на формирование разнообразных видов деятельности, доступных детям данного возраста, и на использование их в целях умственного воспитания ребенка. Уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности формируется общение, игра, появляются зачатки труда. В дошкольном детстве происходит их дальнейшее развитие [8].

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В старшем дошкольном возрасте усиливается значение учебной деятельности. Большой путь развития проходит изобразительная деятельность: ребенок овладевает различными навыками и умениями в лепке, рисовании, аппликации. К ним присоединяется элементарная музыкальная деятельность — пение, слушание музыки, движения под музыку. Формируется в самостоятельную деятельность к концу дошкольного возраста и конструирование [12].

Дети овладевают различными видами труда — самообслуживающим, хозяйственно-бытовым, ручным, трудом в природе и т. д. В недрах подвижных игр и на физкультурных занятиях зарождается спортивная деятельность.

Таким образом, в дошкольном возрасте начинается становление и развитие основных видов деятельности человека: общения, игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной.

По своей природе игра ребенка — деятельность отобразительная. В основном виде игры — сюжетно-ролевой, творческой — отражаются впечатления детей об окружающей жизни — их знания, понимание происходящих явлений и событий.

В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идет по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

Умственное воспитание и развитие ребенка в творческой игре. Развитие содержания творческих игр отражает направленность детского познания. Основное содержание сюжетных игр малышей — изображение разнообразных действий с предметами. В ходе таких игр дети осваивают общественно закрепленные способы использования предметов, действий с ними. Идет обобщение действий и отделение их в сознании ребенка от конкретного предмета [13].

Появление в игре роли означает изменение в направленности сознания ребенка, в его практическом познании окружающего мира. В центре познания оказывается взрослый человек. Первые ролевые игры по-прежнему отражают действия с предметами, но теперь эти действия и предметы соотносятся с конкретным человеком.

Фактически идет освоение разделения труда между людьми: «кто что делает» — вот что интересует ребенка, что он отражает в своих играх. Однако труд, деятельность взрослых всегда имеет общественную направленность, по ходу ее люди вступают друг с другом в самые разнообразные отношения.

Постепенно сознание ребенка переключается с действий человека с предметами на взаимодействия людей друг с другом. В игре моделируются взаимодействия и отношения людей при осуществлении общественных и трудовых функций. Отношения людей регулируются правилами и нормами морали: освоение их в игре означает, что игра одновременно является средством умственного и нравственного воспитания.

Отражение в игре общественных событий и явлений, которое характерно для игр детей среднего и старшего дошкольного возраста, формирует интерес ребенка к современной ему жизни взрослых, к традициям общества. Таково основное содержание знаний, которое осваивается ребенком в творческой игре. Однако усвоение их своеобразно. Игра — практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком ранее. Но в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются: благодаря речи (одному из основных выразительных средств игры) знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план и, следовательно, обобщаются [17].

Осуществляется переход знаний на новый уровень — уровень словесно-логический. Представления ребенка об окружающем, составляющие основу игры, служат одновременно и руководством к разнообразным действиям и отношениям (ребенок в игре действует в соответствии с принятой ролью). Это приводит к более глубокому пониманию и осознанию имеющихся знаний.

Несомненно, в игре идет и пополнение знаний благодаря действиям с разнообразными предметами и игрушками (знания о свойствах и качествах предметов и их использовании, о материалах, из которых они изготовляются, и т. д.), благодаря обмену мнениями в ходе групповой игры между ее участниками, советов и пояснений взрослого.

В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Без выдумки, воображения не существует игры. Но в процессе игры воображение и формируется, развивается [31].

По мере развития детей их творческие игры приобретают все более планомерный характер: дети договариваются о содержании игры, о некоторой последовательности сюжета, использовании игрушек и т. д.

В ходе игр тем самым формируется очень важная для развития ребенка планирующая функция мышления. В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к игре, ее содержанию переносится на сами явления и события, побуждая детей наблюдать, вслушиваться, задавать вопросы окружающим. Таким образом, игра, являясь одной из форм деятельности ребенка, формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни [33].

Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение, обобщение). Это предъявляет и особые требования к руководству ходом умственного развития ребенка в игре.

1. Воздействие на умственное развитие детей опосредовано содержанием игры, ее структурой, изобразительными средствами. Поэтому творческая игра не может служить средством сообщения новых знаний, планируемого закрепления знаний и умений.

2. Обогащение содержания детских игр через расширение впечатлений, знаний детей об окружающем — основной путь руководства умственным развитием детей в творческой игре. Переработка знаний, их совершенствование осуществляется самим процессом игры.

3. Тщательное наблюдение и анализ игр дает возможность выявить уровень понимания детьми тех или иных событий или явлений и организовать работу по уточнению, углублению или корректировке знаний.

4. Необходимо в ходе повседневного руководства творческими играми детей поощрять творчество, фантазию, выдумку.

5. Руководство играми должно быть направлено на постепенное приучение детей к предварительному определению темы игры, распределению ролей, определению основного направления игры и т. д.[27]

Наряду с творческими играми большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила. В народной педагогике создано и передается из поколения в поколение большое количество таких игр. Много игр разработано и педагогами.

Уже само название (дидактические) говорит о том, что эти игры имеют своей целью умственное развитие детей и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

Содержание дидактических игр самое разнообразное, как и те умственные задачи, которые в них заключаются. Так, игры с народными дидактическими игрушками (башенки, матрешки, бочонки и т. д.) способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.).

Одновременно в играх с дидактическими игрушками формируются навыки и умения сравнивать и обобщать предметы по сенсорным признакам, углубляется анализ (через синтез) и т. д. В других играх развивается внимание (все игры типа лото), уточняются представления об окружающем мире. Есть игры, в которых дети должны проявить находчивость, сообразительность (игры типа головоломок и т. д.). Практически имеющийся в распоряжении педагога ассортимент дидактических игр предусматривает развитие всех основных познавательных процессов (на сенсорном и интеллектуальном уровне), отдельных мыслительных операций, уточнение знаний детей об окружающем, их обобщение и систематизацию [27].

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.

Руководство умственным развитием детей через дидактическую игру осуществляется:

1) путем подбора игр с постоянно усложняющимся содержанием (как по характеру и объему знаний, так и по умственным задачам, которые они содержат);

2) обучением детей дидактическим играм (объяснение содержания, правил, способов действий);

3) контролем за выполнением правил, приучением детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе игры [22].

Необходимо отметить, что, руководя дидактическими играми детей, следует всемерно сохранять их заинтересованность в игре, их самостоятельность, игровую форму.

Конструированием называется моделирование предметов из готовых и полуготовых деталей или материалов (строительно-конструктивный геометрический материал, металлические или деревянные конструкторы, бумага, дерево, картон и т. д.).

Конструирование предъявляет специфические требования к умственной деятельности ребенка, а именно:

а) целенаправленное восприятие конструируемого предмета — его целостного облика, отдельных частей и их взаимоотношений;

б) умение зрительно расчленить модель на отдельные элементы и соотнести их с имеющимися деталями;

в) умение представить предмет в его деталях, в различных пространственных положениях;

г) наличие способности к четкой ориентации в пространственных отношениях;

д) наличие умений оценить конструктивные возможности деталей и материалов;

е) планирование деятельности в уме с последующим переводом действий в материализованный план;

ж) умение оценивать ход конструирования, выполнение его отдельных частей с точки зрения назначения и общего облика воссоздаваемого предмета.

Таковы умственные действия, навыки и умения, которые обеспечивают успешность конструирования и которые вместе с тем в этой деятельности и формируются.

Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть как общее для целой группы предметов, так и своеобразное.

Педагогическое руководство умственным развитием детей в процессе конструирования заключается, прежде всего, в целенаправленном обогащении представлений детей о предметах, зданиях и сооружениях, при специфическом направлении этих наблюдений [22].

Необходимо ставить детей и перед выбором того материала (частей, деталей), который нужен для воссоздания данной модели. В ходе анализа образцов и результатов конструирования следует переходить от анализа общего облика к частям и деталям, а не идти по пути воспроизведения отдельных элементов. Первый путь приводит к формированию более рационального общего метода умственной деятельности.

В процессе рисования, лепки, аппликационных работ происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий. Особое значение для умственного воспитания детей имеет формирование: а) умений и способностей аналитико-синтетического восприятия предметов; б) обобщенных представлений о предметах, отражающих признаки, которые могут быть переданы в изображении; в) восприятия создаваемого и законченного изображения и оценки его в соответствии с имеющимися у ребенка представлениями; г) умений оперировать представлениями, привлекать ранее накопленный опыт и преобразовывать его с помощью воображения; д) планирующей функции мышления (Н. П. Сакулина)[1].

В процессе рисования формируются пространственные представления ребенка: расчленение целого на части, положение предмета в пространстве, а также восприятие ребенком цвета во всем его разнообразии. В итоге — рисование (как и другие виды изобразительной деятельности) способствует формированию представлений о типичном строении предмета, эталонов свойств предметов, умений применять их при обобщении сенсорного опыта.

Основные педагогические условия умственного воспитания ребенка в изобразительной деятельности — ее организация на основе все совершенствующегося наблюдения детьми предметов и явлений окружающей жизни, формирование в ходе этих наблюдений обобщенных способов обследования предметов, обучения детей элементарной изобразительной технике.

В трудовой деятельности содержатся большие возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для маленького ребенка, как бы оно ни было элементарно, на первых порах представляет известную умственную задачу. Он должен понять, осознать, что ему нужно делать, зачем, должен подумать о том, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал и «инструменты», с которыми предстоит действовать, воспринять и оценить их свойства, соответствие предстоящей задаче. В одних случаях он может принять предлагаемый план и способ действия, в других — сам определить этот способ, в конкретной, образной форме представить себе конечный результат своей деятельности. По ходу выполнения трудовой операции, как и в изобразительной деятельности, ребенок должен воспринимать результат своего воздействия и оценивать его с точки зрения конечного образа. В связи с этим требуются достаточно сложная аналитико-синтетическая деятельность мышления, определенные сенсорные способности, умение элементарно планировать свою деятельность. Вместе с тем требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Только в единстве знаний, навыков и умений формируется трудовая деятельность ребенка и те психические качества личности, которые с ней связаны.

В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста), о способах выполнения тех или иных трудовых операций, о значении труда и т. д. ручной труд оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов детей. Труд, связанный с активной познавательной деятельностью детей и новыми знаниями, формирует стойкий познавательный интерес. Так разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, вооружить его способами сенсорного обследования. По мере овладения более совершенными способами выполнения трудовых операций развивается деятельность наблюдения — умение видеть существенные качества предмета [8].

Умственное развитие детей в разнообразной трудовой деятельности осуществляется при следующих условиях:

1. В процессе обучения детей трудовой деятельности педагог правильно сочетает знания, навыки, умения. Формирование трудовых навыков в отрыве от знаний и умственных умений приводит к снижению развивающегося и воспитательного воздействия труда.

2. При выполнении тех или иных трудовых поручений необходимо побуждать детей (на основе имеющихся знаний, навыков, умений) проявлять инициативу, самостоятельность, творчество: отобрать материал, определить действия, оценить результат [5].

Учебная деятельность детей, которая складывается в дошкольном возрасте, является наиболее значимым средством умственного воспитания. Значимость ее определяется тем, что в учебной деятельности воспитатель занимает ведущую позицию и организованно всем детям передает определенный программой круг знаний об окружающем, умений, навыков, организует деятельность детей по их усвоению и применению. Четко очерченная программа знаний и умений позволяет воспитателю контролировать их усвоение каждым ребенком, осуществлять индивидуальный подход и подводить всех детей к определенным программой уровням умственного развития на том или ином возрастном этапе.

На занятиях в процессе овладения знаниями и умениями у детей развивается познавательная деятельность, мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью: умениями слушать и слышать речь взрослого, действовать в соответствии с его указаниями, достигать нужных результатов в той или иной деятельности (счетной, измерительной, изобразительной, речевой), оценивать достигнутый результат с точки зрения его соответствия образцу, анализировать причины неудач. Успешность умственного развития в процессе обучения определяется и тем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения. Ведущее положение обучения среди других средств умственного воспитания определяется его программностью, наличием фиксированных форм обучения, которые позволяют охватить всех детей, системой методов, соответствующих возрасту детей и ведущей ролью воспитателя.

Таким образом, задачи умственного воспитания реализуются в детском саду системой средств, чем и достигается комплексный подход к умственному воспитанию и развитию детей.

studfiles.net