Специфика детей дошкольного возраста

6. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития

Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории.

Безусловно, что их образовательные потребности будут в значительной степени определяться степенью недоразвития познавательной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состояний, социальными условиями его жизни и воспитания.

Рассмотрим, какие образовательно-воспитательные потребности необходимо формировать у детей младенческого, раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста. Все они будут связаны с основными линиями развития ребенка.

Известно, что ребенок развивается гетерохронно: неравномерно идет созревание различных морфологических структур, функциональных систем. Гетерохронность определяет развитие ребенка в онтогенезе. Знание данной закономерности, открытой Л. С. Выготским, позволяет, через усиление воздействия на ребенка в сен-зитивные периоды его жизни, управлять нервно-психическим развитием ребенка, создавая условия для стимуляции развития или коррекции той или иной функции.

Развитие ребенка происходит не спонтанно. Оно зависит от условий, в которых протекает его жизнедеятельность. Первоначально ребенок обладает очень малым запасом поведенческих реакций. Однако достаточно быстро через свои активные действия, общение с близкими людьми, через действия с предметами, которые являются продуктами человеческого труда, он начинает усваивать «социальное наследство, человеческие способности и достижения» (Л. С. Выготский).

Движущей силой на самом раннем этапе жизни ребенка является необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного витальных, жизненно важных потребностей и отсутствием способов их удовлетворения. Чтобы удовлетворять сначала врожденные, а затем и приобретаемые потребности, ребенок вынужден постоянно овладевать все новыми и новыми способами действий. Так обеспечивается основа для всего психического развития ребенка.

Что же мы видим у ребенка с нарушением темпа нервно-психического развития? Его внутренние детерминанты развития, в первую очередь унаследованные морфологические и физиологические данные, а в особенности функциональное состояние центральной нервной системы не обеспечивают его способами действий, необходимыми для удовлетворения его витальных потребностей. Как следствие задерживается формирование ориентировочных реакций, в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. А на этой основе начинает резко отставать смена биологической мотивации общения социальными потребностями. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, будет видеть в матери скорее кормилицу, чем партнера для общения. Таким образом, формирование у ребенка потребности в общении является одной из первых специальных образовательных задач.

На первом году жизни значимыми для развития ребенка являются также эмоции и социальное поведение, движение руки и действия с предметами, общие движения, подготовительные этапы развития понимания речи.

На втором году выделяются следующие основные линии развития: развитие общих движений, сенсорное развитие малыша, развитие действий с предметами и игры, формирование навыков самостоятельности, развитие понимания и активной речи ребенка.

Третий год жизни характеризуется несколько иными основными линиями развития: общие движения, предметно-игровые действия, становление сюжетной игры, активная речь (появление распространенной фразы, придаточных предложений, большее разнообразие вопросов), предпосылки к конструктивной и изобразительной деятельности, навыки самообслуживания в еде и при одевании.

Выделение линий развития является достаточно условным. Все они тесно связаны между собой и развитие их происходит неравномерно. Однако эта неравномерность обеспечивает динамику развития ребенка. Так, например, овладение ходьбой в начале второго года жизни, с одной стороны, как бы приглушает развитие других умений, а с другой стороны, обеспечивает формирование сенсорных и познавательных способностей ребенка, способствует развитию понимания ребенком речи взрослого. Однако известно, что отставание в развитии той или иной линии связано с отставанием по другим линиям развития. Наибольшее число связей прослеживается у показателей, отражающих развитие игры и движений. Кроме того, известно, что показатели развития, отражающие становление игры, действий с предметами, понимания речи, являются стержневыми, более стабильными и реже поддаются воздействию неблагоприятных факторов среды. Меньше всего связей у показателя активной речи, так как это сложная формирующаяся функция и на ранних этапах развития она еще не может влиять на другие линии развития. Но на втором году жизни активная речь, как психологическое новообразование данного возраста, особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов. На третьем году жизни наиболее часто отмечается задержка в развитии восприятия и активной речи.

Выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные отклонения, если ими пренебрегли родители и специалисты, быстро усугубляются и переходят в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее поддаются коррекции и компенсации.

Таким образом, можем отметить, что базовой образовательно-воспитательной потребностью раннего возраста является своевременное квалифицированное выявление отставаний в нервно-психическом развитии ребенка и их возможно полное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.

В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.

Однако в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных этапах обучения в школе.

Почему же это происходит?

Одна из основных причин — это некомпетентность родителей, которые не знакомы с закономерностями психического развития ребенка; отсутствие социальной ответственности и осведомленности у членов семьи. Эти факторы особенно значимы для детей с ЗПР. Именно родительская некомпетентность может послужить причиной запуска механизма дезадаптационных процессов у ребенка. Наряду с этим в некоторых случаях педиатры не всегда правильно ориентируют родителей, говоря о перспективах развития их малыша. Следовательно, адресная и своевременная диагностика и коррекционно-педагогическая помощь являются базовой потребностью каждого проблемного ребенка.

В тех случаях, когда ребенка уже на третьем году жизни родители определяют в дошкольное учреждение, возникает необходимость координации воспитательных усилий семьи и педагогов образовательного учреждения. Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развитии, и для коррекции имеющихся у ребенка отклонений. Однако во многих случаях родители не готовы к сотрудничеству с воспитателями и считают, что дошкольное образовательное учреждение должно решить все вопросы по воспитанию, образованию и коррекции отклонений в развитии их ребенка без их активного участия. Поэтому объяснение родителям их роли и включение их в коррекционно-педагогический процесс является важнейшей задачей специалиста-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения.

В настоящее время организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития и семье, воспитывающей проблемного ребенка, находится только на этапе становления.

Рассмотрим основные линии развития у детей дошкольного возраста.

Естественно, что с возрастом детей увеличивается и количество линий развития; все они тесно связаны с психическими новообразованиями и в разной степени влияют на процесс становления как отдельных функций, так и на формирование их согласованного взаимодействия.

В детской психологии обычно дошкольный возраст подразделяют на младший, средний и старший. Однако у ребенка с нарушенным темпом психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Вследствие этого основные линии развития, значимые для ребенка с задержкой психического развития, рассматриваются в двух возрастных периодах: младший дошкольный возраст — от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

У ребенка младшего дошкольного возраста выявляются следующие линии развития: развитие общих движений; развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов; формирование сенсорных эталонов; накопление эмоциональных образов; совершенствование наглядно-действенного и развитие наглядно-образного мышления; развитие произвольной памяти; формирование представлений об окружающем; расширение понимания смысла обращенной к нему речи; овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, коммуникационной функцией речи; развитие сюжетно-ролевой игры, общения со сверстниками, конструирования, рисования; развитие самосознания.

Основные линии развития ребенка старшего дошкольного возраста: совершенствование общей моторики; развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации; произвольного внимания; формирование систем сенсорных эталонов; сферы образов-представлений; опосредованного запоминания; зрительной ориентировки в пространстве; воображения; эмоционального контроля; совершенствование наглядно-образного мышления; мыслительных операций словесно-логического уровня; внутренней речи; развитие связной речи; речевого общения; продуктивной деятельности; элементов трудовой деятельности; норм поведения; соподчинения мотивов; воли; самостоятельности; способности дружить; познавательной активности; готовности к учебной деятельности.

Безусловно, вышеназванные линии развития неодинаковы, как по своей природе, так и по своей роли в психофизическом и социальном развитии ребенка. Каждая из них включается на разных временных этапах развития ребенка и у каждой свой психологический смысл. Какие-то из названных линий объединяются в более сложные виды деятельности, характерные для дальнейшего развития ребенка, какие-то расходятся, становясь звеньями, создающими основу для различных сложных межанализаторных процессов. Однако все они задают тон психофизическому, личностному и социальному развитию ребенка-дошкольника. Их учет важен при организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, как с нормально развивающимися, так и с теми, кто имеет задержку психического развития.

Знание этих линий развития позволяет более четко определить образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития на дошкольном этапе воспитания.

Так как ЗПР имеет разную степень выраженности, не все дети, имеющие это нарушение, нуждаются в специально организованных условиях воспитания и обучения.

В более легких случаях, когда своевременно проведено грамотное обучение родителей, имеется амбулаторное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, налажен контакт с дошкольным учреждением, возможно воспитание ребенка в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Однако и в этом случае необходимо уделить внимание специфическим образовательным потребностям ребенка.

Во-первых, мы должны учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодействия.

Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности.

Незрелость эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР позволяет говорить о специфической потребности ребенка данной категории в эмоционально-нравственном воспитании, для чего должны быть разработаны специальные программы. Известно, что в настоящее время основное внимание уделяется коррекции познавательной сферы дошкольника с отклонениями развития. Однако для детей с ЗПР накопление эмоциональных образов, а в старшем дошкольном возрасте — развитие эмоционального контроля является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у них отклонений. Еще Л. С. Выготский, ссылаясь на исследования А. Адлера, подчеркивал, что эмоция является одним из моментов, образующих характер, что «общие взгляды человека на жизнь, структура его характера, с одной стороны, находят отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой стороны — определяются этими эмоциональными переживаниями» [2; с. 92]. Поэтому эмоциональное развитие и воспитание детей с ЗПР должно являться основной целью деятельности психолога как в специализированном, так и в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Образовательным потребностям детей с выраженными формами церебрально-органической ЗПР отвечает специализированное дошкольное учреждение компенсирующего или комбинированного вида. Именно в нем может быть реализована комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь, а также осуществлена целенаправленная коррекционно-воспитательная работа, проводимая специалистами по индивидуально-ориентированным программам.

Таким образом, постоянная забота о совершенствовании содержания и развитии вариативных форм организации образовательно-воспитательного процесса очень важна. Она нацелена на удовлетворение насущных потребностей детей и служит коррекции имеющихся у них отклонений, закладывая основу для гармоничной социализации детей в обществе.

studfiles.net

  • Главная
  • Школа
  • Специфика обучения детей дошкольного возраста

Специфика обучения в дошкольном возрасте.

(Конспект по статье Выготского Л. С.«Обучение и развитие в дошкольном возрасте»)

С развитием ребенка меняется и характер обучения ребенка. Выготский выделяет следующие типы обучения:

1) Спонтанный тип (до 3 лет) : программу обучения (речи) ребенок определяет сам

2) Спонтанно-реактивный тип (дошкольник) : обучение занимает переходное место между 1) и 2) . Ребенок делает то, что хочет сам, но делает то, чего хочет взрослый, т.е. делает то, что хочет взрослый, думая, что хочет этого сам.

3) Реактивный тип: ребенок обучается учителем (школьник)

Так же Выготский говорит о том, что в 3 года происходит своеобразный перелом, вследствие которого становится возможным новый тип обучения.

Кро говорит о ребенке 3 лет: уже становится возможным какая-то программа обучения и воспитания, не школьная программа, а программа самого ребенка.

Всякое обучение связано с возрастом (важна как нижняя, так и верхняя граница) . Раньше определенного возраста ребенка бесполезно обучать, например держать ложку, а позже определенного возраста это делать просто бесполезно.

Монтессори считает, что в самом развитии заложены известные периоды особо чувствительные к известным внешним воздействиям. Т.е. дети на определенном возрастном периоде наиболее чувствительны к обучению чему-то. Например, ребенку 7 лет самое время объяснять «что такое «хорошо» и что такое «плохо», потому, что именно в этом возрасте у него начинают формироваться моральные нормы.

В педологии пользуются только нижней границей (ниже известного уровня нельзя ребенка обучать тому или ному предмету) .

Уровни актуального развития: для всех процессов воспитания и образования, а наиболее существенными оказываются именно находящиеся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процессы.

Развивается сознание ребенка в целом. Изменяется отношение между отдельными психическими функциями.

В раннем возрасте ведущую роль играет восприятие (являясь предпосылка и для памяти, и для мышления) .

В дошкольном возрасте ведущую роль играет память:

В преддошкольным возрасте: для ребенка мыслить значит разбираться в видимых связях, т.е. о том, что вижу, о том и могу рассуждать.

В дошкольном же возрасте: мыслить значит разбираться в своих общих представлениях, т.е. я представляю себе, что такое 3-хэтажный дом и могу думать на эту тему.

Представление — это обобщенное воспоминание — первый отрыв от наглядного мышления.

1) у ребенка нет зрелых понятий (всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение)

наличие общих представлений предполагает уже первую ступень отвлеченного мышления.

2) совершенно перестраиваются характер интересов и потребностей ребенка. Интересы начинают определяться смыслом, который ребенок вкладывает в эту ситуацию.

3) Ребенок этого возраста переходит к совершенно новому типу деятельности, переход к новой творческой деятельности.

Дошкольный возраст — первый возраст, лишенный детской амнезии (т.к. структура сознания изменяется)

В дошкольном возрасте впервые возникают (+ складываются) этические правила и общие представления о мире.

Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный ему до этого (программа, которую составил взрослый + своя программа) .

Программа детского сада. 2 качества:

1) построена на какой-то схеме, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год, делая определенные шаги по пути достижения этой цели.

2) программа самого ребенка

Требования школы к дошкольному обучению:

1) готовности к школе

2) готовности к предметному обучению

Для того, чтобы было возможно предметное обучении, необходимо дифференцировать общее представление о том, что потом будет предметом обучения. Основная задача взрослого заключается заключается в том, чтобы подвести ребенка к науке.

Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.8. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Исследования в области педагогики раннего детства показали исключительную роль целена­правленного воспитания и обучения детей с первых лет жизни. Рассмотрим особенности обучения детей раннего возраста.

Наиболее благоприятное разви­тие ребенка протекает под влиянием продуманного и систематического обуче­ния и воспитания, осуществляемого взрослым с учетом развития ребенка. Ре­бенок раннего возраста обладает уникальной способностью обучаться от взрослого. Под способностью обучаться понимается умение детей раннего возраста воспринимать задание и действовать по образцу, словесной инструк­ции, стремление к получению определенного результата, заданного взрослым, а также умение переносить полученные знания в новую ситуацию.

Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей по­знавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в про­цессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего воз­раста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.

Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:

— вначале это непосредственное эмоциональное взаимодействие в соче­тании с предоставлением возможности ребенку действовать с игруш­ками и предметами;

— с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;

— первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;

— с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со сло­весными пояснениями.

Обучение детей раннего возраста осуществляется на основе следующих принципов:

• дидактические игры-занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения;

• распределение программного материала по занятиям осуществляете на основе принципа последовательности от простого к сложному;

• принцип активности подразумевает включение ребенка в разнообразную деятельность;

• продуктивность занятия с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения, эмоциональные формы общения вызывают у малыша положительные эмоции;

• успешное усвоение детьми программного материала может быть достигнуто лишь при повторном их предъявлении либо занятия в целом либо с усложнением или изменением;

• принцип наглядности в сочетании со словом обеспечивает связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами;

• при организации занятий важен учет возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей, а также соответствующий возрасту объем знаний.

Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста. От 1 до 2 лет; развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальные за­нятия, игры и развлечения.

От 2 до 3 лет: физкультурные занятия, заня­тия по сенсорному развитию, развитие речи и ознакомление с окружаю­щим, развитие элементарных математических представлений, изобрази­тельная деятельность, конструирование из строительного материала, му­зыкальные занятия. Все виды занятий требуют от детей определенных усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.

Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на за­нятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.

Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуман­ный подбор педагогом методов и приемов обучения не только обеспечи­вает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение зна­ний детьми.

Особенности развития детей дошкольного возраста

12068Добавить в избранное В избранном

Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.

Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.

В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.

Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.

Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.

В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни.

Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей дошкольного возраста.

Это развитие нервной системы ребенка и его рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое окружение малыша.

Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.

Эмоциональное развитие.

На данный вид развития оказывает влияние абсолютно все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми, которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие — это процесс обработки информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:

  • Подана из авторитетного источника нужными людьми;
  • Соответствовать всем познавательным способностям;
  • Открыта и должным образом обработана и проанализирована.
  • Благодаря дошкольному развитию детей в специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию, что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии логического мышления и социальных навыков. Кроме того ваш малыш пополнит свой багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.

    Психологические развитие детей дошкольного возраста.

    Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.

    Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.

    Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как родителей.

    Если вы чувствуете, что не сможете дать все необходимые навыки и умения собственному ребенку, обязательно обратитесь к специалистам в центр развития детей дошкольного возраста. Благодаря опытным педагогам ребенок научится правильно говорить, писать, рисовать и вести себя в обществе.

    Это интересно:Если Вам понравилась статья тогда оставьте свои комментарии ниже: Комментарии

    Специфика использования наглядных средств обучения у детей дошкольного возраста с нарушениями сл — Реферат , страница 1

    1.1 Значение принципа наглядности в образовании 5

    1.2 Использование средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста 8

    1.3 Современные средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и слуха 12

    Выводы по первой главе 15

    Глава 2. Экспериментальные исследования особенностей использования наглядных средств в обучении детей дошкольного возраста 18

    2.1. Организация и ход экспериментального исследования 18

    2.2 Качественный и количественный анализ данных 21

    Использование средств наглядности на занятии имеет огромное значение для повышения качества усвоения детьми дошкольного возраста информации, развития психики и решения педагогических возможностей воспитателя. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский утверждали, что наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность.

    Отечественные педагоги и психологи утверждали, что использование наглядного материала на занятиях по развитию речи, физическому воспитанию, ознакомлению с окружающим и в повседневной жизни помогают педагогу придерживается, наряду с другими, одного из основных дидактических принципов обучения — принципа наглядности, преследуя при этом цель — адаптация ребенка в окружающем мире. В соответствии с вышесказанным выбранная тема представляется актуальной.

    Цель исследования: изучить особенности использования наглядных средств в организации учебно-воспитательного процесса у детей дошкольного возраста.

    Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

    Была выдвинута гипотеза о том, что использование наглядно-игровых пособий в процессе выполнения занятий детьми старшего дошкольного возраста способствует познавательной активности, заинтересованности, устойчивости внимания.

    В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

    1. Проанализировать имеющиеся в психолого-педагогической литературе теоретические подходы к проблеме изучения особенностей организации обучения детей старшего дошкольного возраста

    2. Изучить специфику использования наглядно-игровых пособий в процессе организации учебно-воспитательного процесса.

    3. Провести качественный и количественный анализ полученных данных в результате экспериментального исследования.

    Основные методы исследования:

    эмпирический методы: анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы, наблюдение,

    констатирующий и контрольный эксперимент.

    Анализ литературных источников показал, что проблема наглядности является одной из старейших в классической дидактике, но реализуясь практически на всех занятиях, остается и до настоящего времени недостаточно решенной, об этом свидетельствуют результаты исследования Г. М. Дульнева, В. Г. Петрова, В. А. Кустаревой, И. С. Якимской.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

    Глава 1. Теоретические исследования изучения влияния принципа наглядности в образовании

    1.1 Значение принципа наглядности в образовании

    Проблема наглядности в воспитании и обучении активно развивается в трудах выдающихся мыслителей и педагогов, как И. Г. Песталоцци, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо , И. Гербарт, А. Дистервег и других, которые уточнили его сущность, выделили два уровня восприятии (внешнее и внутреннее) , обосновали психологические особенности использования наглядности при обучении детей разных возрастов.

    Большой вклад в развитие исследуемой проблемы внесли российские последователи Я. А. Коменского, Ф. И. Янкович, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Ф. Одоевский, В. Г. Белинский и другие. Они считали, что в воспитании и обучении детей необходимо опираться на факты и наблюдения, постепенно переходить от конкретного к общему.

    Основатель научной педагогики в России К. Д. Ушинский развил учение о наглядности в обучении. Он полагал, что наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком; выступает мощным средством формирования мыслительной деятельности на основе чувственного образа, служит основой природосообразного обучения. Эти идеи становятся определяющими в развитии отечественной педагогической мысли (Н. И. Пирогов, А. Н. Герд, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, М. А. Корф, В. Я. Стоюнин и др.) .

    Известный педагог конца XIX – начала XX века П. Ф. Каптерев раскрыл истоки наглядного обучения, показал его роль в начальном воспитании и образовании детей, обосновал теорию наглядного обучения. Он выделил виды наглядности: «полная наглядность, половинная и наглядность умственная или по памяти» и дал им характеристику. П. Ф. Каптеров предлагал использовать наглядность на всех этапах педагогического процесса.

    Значительное внимание принципу наглядности в обучении уделялось отечественными педагогами. В учебных пособиях многих авторов (К.

    П. Аржеников, А. И. Гольденберг, В. А. Евтушевский, С. И. Шохор-Троцкий) содержались иллюстрации и картинки, способствовавшие наглядному усвоению учебного материала по математике. Наиболее полно и всесторонне вопросы наглядности раскрыл С. И. Шохор-Троцкий, выделивший «внешнюю» и «внутреннюю» наглядность. Он считал, что наглядность обеспечивает творческое воображение и деятельность мышления учащихся.

    Достаточно полное обоснование получила наглядность в образовательном процессе советской педагогической мысли (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Шимбирев, И. Т. Огородников, М. А. Данилов, Т. А. Ильина, Г. И. Щукина, Л. В. Занков) .

    В 50-60 годах XX века Н. П. Конобеевский обосновал роль и место наглядности в обучении учащихся начальных классов, Л. В. Занков показал важность сочетания слова и наглядности для обеспечения взаимопроникновения ощущения и мышления.

    Наглядность понимается как определенным образом рационально осмысленная чувственная предметная область окружающего мира, отраженная оценочно-волевым моментом в индивидуальном сознании человека. Она как основа понимания научного знания является чувственно-эмоциональным феноменом, для которого характерны рациональность, устойчивость, модельная определенность.

    Предметы и явления, непосредственно воздействуя на органы чувств, создают определенный образ. Это «внешняя» наглядность. Предметность, являясь основной чертой чувственного образа, дает основание ввести понятие предметной наглядности .

    В психолого-педагогической литературе выделяют «внутреннюю» наглядность, которая является отражением невидимого мира, т.е. чувственное восприятие позволяет отразить не только внешние стороны предметов (создать их образ) , но и обусловить предпосылки для мысленного анализа предметов, перехода на уровень отображения сущности. Таким образом, кроме непосредственной предметной наглядности существует наглядность опосредованная, мысленная наглядность, которая является результатом деятельности памяти, представлений и воображения человека. Следовательно, правомерно говорить не о «внутренней» наглядности, а опосредованной, мысленной наглядности.

    Новый ракурс понимания принципа наглядности связан с использованием компьютерных технологий, которые могут моделировать различные наглядные абстракции. С помощью компьютерных технологий создаются и применяются виртуальные наглядные материалы, поэтому можно выделить виртуальную или компьютерную наглядность .

    Наглядные пособия являются специально созданными конструктами, облегчающими усвоение учащимися учебного материала. Основными положениями, на которых основывается разработка наглядных пособий, является структура педагогического процесса. Наглядные пособия должны соответствовать цели, задачам начального образования, содержательной стороне изучаемых дисциплин; наглядно-образному мышлению детей, чувственному восприятию учебного материала; формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников и т.д.

    К основным принципам разработки комплекта наглядных пособий относятся принципы: целесообразности, который обусловливается потребностью облегчения процесса усвоения учащимися учебного материала, а также задачами умственного, нравственного, гражданского, эстетического воспитания; соответствия содержания наглядных пособий цели, задачам, содержанию, используемым методам и организационным формам обучения; научности, требующий соответствия комплекта наглядных пособий современному уровню развития науки; доступности, предполагающий учет закономерностей возрастного развития учащихся; пространственно-цветового предъявления информации, которая значительно легче усваивается и нацелена на развитие пространственных представлений у младших школьников; обучения в действии и движении, который дает возможность развивать моторику, движения, чередовать различные виды деятельности и стимулировать активность учащихся; многофункциональности, позволяющий применять одно и то же наглядное пособие для выполнения разных учебно-воспитательных задач; вариативности, позволяющий использовать наглядные пособие при работе с другими средствами обучения; последовательности, обеспечивающий последовательность и преемственность в обучении; конструктивности, отличающийся его структурой, лаконичностью, компактностью, группировкой информации .

    Современные подходы к определению содержания и методики обучения детей дошкольного возраста, Особенности обучения детей дошкольного возраста — Дошкольная педагогика — Учебные материалы для студентов

    Современные подходы к определению содержания и методики обучения детей дошкольного возраста

    Особенности обучения детей дошкольного возраста

    Обучение – совместная деятельность ребенка и педагога, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами действий ребенка (рис. 24) .

    Рис. 24.Сущность обучения и его функции

    Оценка эффективности процесса обучения выражается при этом в обучаемости ребенка, а его результатов – в обученности.

    Остановимся подробнее на данных характеристиках обучения ребенка.

    Обученность – цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения и результат предыдущего обучения и прошлого опыта. Она соотносится с «уровнем актуального развития ребенка».

    Для достижения заданных целей обучения учеными разработаны принципы, средства и методы эффективного обучения детей дошкольного возраста.

    Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения:

    – сознательность, активность и самостоятельность в обучении;

    – систематичность, последовательность и комплексность в обучении;

    – обучение на высоком уровне трудности;

    – прочность овладения знаниями, умениями и навыками; групповой и индивидуальный подход в обучении.

    Принципы позволяют эффективно реализовать на практике содержание обучения. Оно связано с формированием у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (предметного мира, живой и неживой природы, социального мира и их явлений, закономерностей развития, отраженных в виде естественно-научных и историко-географических, научных понятий и представлений) ; также содержание обучения связано с освоением и систематизацией способов мыслительной деятельности: умений наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать, делать выводы, формулировать причинно-следственные связи, рассуждать, прогнозировать и т.д.

    Данное содержание обучения планируется для освоения ребенком и организуется на основе программы воспитания и обучения детей в детском саду. Разделами данной программы (и соответствующими разделами обучения детей) выступают развитие речи, элементарных математических и экологических представлений, развитие деятельности конструирования и экспериментирования. При этом, согласно А. П. Усовой, формируются две категории знаний:

    – к первой категории относятся знания, которыми ребенок овладевает без специального обучения – в быту, повседневном общении со взрослыми, в ходе игр и наблюдений;

    – ко второй категории относятся более сложные знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специально организованного обучения на занятиях и других форм организованной образовательной деятельности.

    Знания, относящиеся ко второй категории, по мнению П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, являются не просто более обобщенными и систематизированными. Они формируются на основе иных закономерностей, чем стихийно приобретаемые знания, в частности, на основе интериоризации способов действий, демонстрируемых взрослым, в процессе взаимодействия по поводу совместной деятельности.

    П. Я. Гальперин для этого предлагает следующий алгоритм, представленный в табл. 15.

    Содержание умственного действия

    Формирование мотивационной основы действия

    Формирование отношений ребенка к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения

    Предварительное ознакомление с действием

    Построение ориентировочной основы действия, выделение систем ориентиров и указаний, учел” которых необходим для их выполнения

    Выполнение материализованного действия

    Выполнение практического действия, в ходе которого ребенок выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действий

    Проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действия

    Действие с проговариванием

    Выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя

    Отказ от речевого сопровождения

    Формирование умственного действия в свернутом виде, проговаривание «в уме» – отказ от речевого сопровождения

    Например, для ребенка раннего возраста это касается системы перцептивных действий в предметной деятельности. При этом усваиваются действия, сознательно направляемые взрослым на обследование объектов. Как это происходит?

    Элементы перцептивного действия – это восприятие целостного облика предмета; вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т.д.) ; определение пространственных взаиморасположений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа) ; вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения но отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

    В качестве складывающихся из данных элементов системы перцептивных действий выделяются сканирование, соизмерение, перцептивный план, перекодирование, ассоциации, группировка по визуальным признакам, выделение визуального опорного пункта, сериация, структурирование, схематизация, классификация, аналогия, достраивание.

    На более высоком уровне в процессе развития продуктивных видов детской деятельности и экспериментирования в старшем дошкольном возрасте у детей формируется умение образовывать классы объектов – комплекс умений, необходимых для осуществления операции классификации, который включает умение выделять основания для объединения объектов в группы; находить обобщающее понятие для групп объектов и обозначать его символом; выделять существенные и несущественные признаки объекта и основания классификации; изменять основание группировки; классифицировать по двум и более признакам; устанавливать родо-видовые отношения.

    Формируется целостная картина мира. При этом реализуется общая стратегия развертывания познавательной деятельности дошкольников:

    1) от выделения отдельных предметов к прослеживанию системы предметов и явлений, внутри которых данный предмет существует и функционирует;

    2) далее к выделению отдельных свойств и качеств предметов с последующим их анализом в системе межпредметных связей;

    3) от формирования системы знаний об окружающих предметах и явлениях к формированию представлений об их взаимосвязях и взаимозависимостях;

    4) затем от формирования системы координат и иерархической системы знаний в общей картине мира к становлению системы личностных смыслов.

    Важное значение в формировании систематизированной картины мира и образа себя в нем у каждого ребенка имеет то, как распределяются действия взрослого и дошкольника в ходе организации познавательной деятельности последнего – эффективность обучения зависит от того, кто из них обнаруживает проблемную ситуацию и ее комментирует; ставит проблему и ее формулирует; ставит цель и ищет способы ее достижения; формулирует гипотезы и предлагает альтернативы неуспешным действиям; осуществляет корректирующий контроль и исправление ошибок, делает выводы; оценивает полученный результат и подводит итоги.

    Умение планировать и контролировать свою познавательную деятельность формируется у ребенка только при обучении со стороны взрослого. Первоначально ребенок осваивает его по ходу деятельности, а потом планирование переметается на ее начало, начиная предварять исполнение. В этой фазе дошкольник начинает осваивать целеполагание – умение ставить цель деятельности.

    Удержание и достижение цели зависит от ряда условий, в том числе от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Именно на этой стадии появляется желание соответствовать ожиданиям взрослого.

    Он привлекает внимание ребенка к ожидаемым и поощряемым формам поведения и тем самым становится как бы фасилитатором становления контроля. Однако отсутствие символической функции сознания на этой стадии не позволяет ребенку осознать запреты во внутреннем плане.

    Эта способность появляется на следующей стадии развития, которую называют фазой самоконтроля. Фаза характеризуется появлением способности задерживать желательные действия и вести себя в соответствии с требованиями взрослого в отсутствии непосредственного внешнего контроля. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

    В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии: освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Чаще всего дети прибегают к самопроверке в двух случаях: когда этого требует воспитатель и если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

    Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А. М. Богуш, Е. А. Бугрименко, И. Домашенко) . При взаимопроверке промежуточных и итоговых результатов обучения, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнять ее лучше, стремление сравнить ее с работой других.

    То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля. На основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной познавательно-речевой и учебной деятельности – действия ребенка действительно становятся произвольными.

    В формировании произвольного поведения ребенка в ситуациях обучения очень важны ценностные ориентации и педагогические установки обучающих взрослых и используемые ими методы обучения (рис. 25) .

    Например, ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование) , образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

    Важнейшим из них выступает наблюдение. Большой вклад в разработку методики сто организации внесли Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Согласно результатам их исследований наблюдение – одно из основных ориентировочных действий в изобразительной деятельности, поэтому метод наблюдения направлен на формирование целенаправленного восприятия реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

    Частной задачей использования метода наблюдения в дошкольном возрасте является формирование представления об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приемов обучения. В отличие от других методов и приемов наблюдение формирует яркое «живое» представление об окружающем мире.

    Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности, характеризующих ее познавательную сферу, – наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.

    Рис. 25.Методы обучения дошкольников

    Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.) . В работах Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Курочкиной, Н. А. Алексеевой, А. Б. Высоцкой были разработаны основы взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности (рисования, лепки) . В соответствии с ними назначение обследования па занятиях по развитию изобразительной деятельности – формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.

    В дальнейшем психолого-педагогические исследования по проблеме умственного воспитания дошкольников под руководством Н. Н. Поддьякова дали возможность сформулировать другое определение метода обследования. Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.

    В чем смысл и значение этого метода? Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. Как правило, обследование используется при затруднениях в их изображении.

    Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост и др.) , природы (деревья, кусты, цветы, животные и др.) . При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры и позы детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. То есть смысл обследования заключается в формировании представления об изображаемом предмете.

    Однако смысл использования данного метода не только, а может быть, не столько в решении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл заложен в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего.

    Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании. Поэтому наблюдение и обследование – методы обучения и в то же время задачи обучения.

    Овладение ребенком способами наблюдения и обследования формирует у него художественную позицию – в поиске способа изображения он начинает идти от восприятия изображаемого предмета. Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ребенка, для перевода изобразительной деятельности на самодеятельный, творческий уровень.

    Умение «смотреть и видеть» в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением («не умею, не смогу») , позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления у детей можно назвать творческими.

    Кроме наглядных методов обучения, в методике развития изобразительной деятельности детей используются специальные вербальные методы и практические, отличающиеся от традиционных.

    Среди вербальных методов можно назвать вопросно-ответный метод (диалоговый метод) , эвристические беседы (в программе «Войди в мир искусства» М. В. Мацкевич) , методы воспитательного чтения и литературно-художественного чтения (в программе «Красота. Радость. Творчество» Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной) и др.

    Среди практических – метод упражнения в практических действиях (в «Программе художественно-эстетического воспитания» Т. Фокиной, В. Хитровой) ; игровой метод (в программе «Войди в мир искусства» М. В. Мацкевич) и др.

    Следующая категория, описывающая процесс обучения детей дошкольного возраста, – форма организации обучения как совместной деятельности обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

    Традиционно выделяются следующие формы организации обучения (табл. 16) .

    Другие статьи по теме:

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет.

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с.

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт.

    Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад.

    Особенности обучения детей дошкольного возраста — Реферат Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей: Содержание 1. Отличительные характеристики дошкольного возраста……………. 4 2. Своеобразие обуче.

    Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста

    Введение Актуальность: С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со всту.

    Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у.

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс.

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ.

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация «Познавательное развитие в соответс.

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв.

    raguda.ru