Содержания обучения детей дошкольного возраста

2 Особенности содержания методов обучения шестилетних детей

Особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

математических спо¬собностей по математике. 2) Изучение психологических и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста и их учет при организации уроков математики. 3) Анализ программы и учебных пособий по математики для подготови¬тельного класса.

4) Изучение процесса развивающего обучения. 5) Разработка уроков математики в подготовительном классе. Объектом методического исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие математических способностей учащихся подготовительных классов.

Предмет исследования — приемы методических средств при обучении математике, с целью развития математических способностей шестилеток. Методы исследования: Анализ литературы с целью выяснения особенностей содержания обучения математике детей подготовительного класса. Глава 1.

Возрастные особенности шестилетних детей. § 1. Психологические особенности развития детей шести лет.

Многочисленные исследования ученых, физиологов, психологов, педагогов, практический опыт ученых-новаторов позволили прийти к выводу о возможности и необходимости обучения детей с шести лет. Это возраст, с которого целесообразно начинать систематическое обучение. Познавательная сфера шестилетних детей имеет своеобразные особенности.

Отличительной особенностью является – непроизвольность мыслительной деятельности, в основе которой лежат наглядно-образные и чувственные формы познания. Для восприятия шестилетних детей свойственны: 1) недостаточная ориентировка в формах; 2) определение незнакомых им форм; 3) ситуативность восприятия геометрических фигур, трудность их различения в разном положении и пространстве; 4) слитность воспринимаемого знака при написании цифр; 5) трудность восприятия времени, пространственных отношений; движения.

Продолжение на след. странице

Обучение всегда являлось важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на каждом из ее этапов, человек чему – нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и

3 Глава 1. Управление образования в системе Администрации города Новый Уренгой 14 1.1. Структура, полномочия и функции Управления образования 14 1.2. Основные направления деятельности Управления образования 21 Глава 2. Состояние, тенденции и проблемы

Введение 3 Глава 1.Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса младших школьников 11 1.1.Развитие познавательного интереса младших школьников как психолого-педагогическая проблема 11 1.2.Роль игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников.

Содержание 1. Теоретические и методические основы обучения — Сущность обучения и его структура — Структура и средства учебной деятельности — Психологические особенности восприятия, понимания, усвоения учебного материала 2. Психолого-педагогическая характеристика

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка — это путь к успешной сдаче.

Увидев, что в данной таблице две строки, учащиеся пытаются выявить определенное правило в каждой из них, выясняют, на сколько одно число больше (меньше) другого. Для этого они выполняют сложение и вычитание. Не обнаружив закономерность в верхней строке, они пытаются анализировать данную таблицу с другой точки зрения, сравнивая каждое число верхней строки с соответствующим (стоящим под ним) числом нижней строки. Получаем:

Примерные занятия при обучении вычислениям детей дошкольного возраста. Подготовка дошкольников к решению устных задач. Система дидактических принципов при работе с детьми. Задачи математического развития дошкольников. Изучение сложения и вычитания.

Использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей. Общая характеристика системы игр, упражнений, направленных на развитие логического мышления детей. Методические рекомендации по организации игровой деятельности.

Образование числа путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу. Запись чисел 5, 7 и 8 цифрой. Наглядно-действенное мышление через соотнесение числа с количеством предметов. Совершенствование навыков счета. Раскладывание чисел на слагаемые.

Понятие развивающее обучение . Включение в процесс обучения математике приемов умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Формирование способности к теоретическому обобщению, обоснования истинности суждений.

Значение арифметических задач для умственного развития детей. Виды математических задач и их классификация. Особенности усвоения детьми сущности задач. Методика и этапы обучения дошкольников решению задач. Арифметические задачи, составленные детьми.

Методика обучения понятию неравенства и решению неравенств в начальной школе. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в школьном курсе математики. Классификация преобразований неравенств и их систем. Общая последовательность изучения материала.

Развитие навыков складывания и вычитания многозначных чисел, отработка вычислительных навыков. Характеристика способов проверки решения задачи, выделение наиболее доступного для учащихся. Использование аналитического или синтетического способов разбора.

Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения. Особенности формирования понятия свойств арифметических действий у младших школьников. Приемы работы, виды деятельности детей для усвоения свойств арифметических действий.

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности. Предельный объем домашних заданий по математике в начальных классах в целях недопущения учебных перегрузок. Виды и примеры заданий для домашних работ по математике в начальных классах.

Методы закрепления умений младших школьников решать задачи и примеры на нахождение суммы и остатка в пределах 6. Анализ образовательной и коррекционно-развивающей задачи урока: развивать логическое мышление и долговременную память через решение задач.

Министерство общего и профессионального образования РФ Астраханский Государственный Педагогический Университет Бакалаврская работа Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции.

Особенности формирования логического мышления у дошкольников. Методы обучения приему сравнения — установлению признаков сходства и различия между предметами. Развитие свойств концентрированности и устойчивости. Примеры игр для повышения уровня интеллекта.

Понятие преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы. Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике. Анализ показателей готовности детей к изучению математики в первом классе.

Совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи; закрепление знания о периметре и его нахождении, обучение работать самостоятельно и приобретение навыков самоконтроля, развитие логического мышления и умения сравнивать у второклассников.

Сравнение чисел, закрепление знаний о знаках больше и меньше . Развитие логического мышления, памяти, внимания на уроках математики. Воспитание аккуратности, усидчивости и нравственных качеств. Проверка домашнего задания. Подведение итога урока.

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации.

Общие вопросы методики начального обучения математике. Арифметическая задача. Виды арифметических задач. Моделирование как средство формирования умения решать задачи. Виды моделирования. Графическое моделирование. Обучение решению задач на движение.

Проблема и особенности математических и вычислительных навыков школьников. Разработка и оценка эффективности приемов быстрого счета как способа решения изучаемой проблемы, возможности применения их на уроках и внеклассных занятиях по математике.

Вычислительные навыки и логическое мышление. Воспитание интереса к математике. Решение задачи сложением или вычитанием. Преобразование задачи на сложение в задачу на нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение суммы и неизвестного вычитаемого.

Учебник математики как средство обучения табличному умножению и делению, его применение в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению. Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г. Петерсон и М.И. Моро.

Название: Особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы

Глава 1. Возрастные особенности шестилетних детей.

§ 1. Психологические особенности развития детей шести лет

§2. Особенности физиологического развития шестилетних детей

Глава 2.Особенности и принципы организации учебного процесса для детей шестилетнего возраста на уроках математики.

§1. Школьная программа для подготовительных классов и общие требования к знаниям, умениям, навыкам по математике к детям шести лет

§ 2. Особенности учебных пособий по математике для подготовительных классов

§ 3. Приемы организации умственных действий на уроках математики с детьми шестилетнего возраста

§ 4. Обучение решению задач шестилеток

§ 5. Урок математики в подготовительном классе

Глава 3. Дидактические игры в процессе обучения детей на уроках

§ 2. Игры на уроках по темам: «Сложение и вычитание», «Величины и их

Список использованной литературы

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей компонентой интеллектуального развития. Формирование у учащихся элементарных математических пред­ставлений и логических структур мышления, подготавливающих детей к успешному усвоению знаний и способов рассуждений в области ма­тематики необходимо начинать с подготовительного класса. Развитие математических способностей учащихся надо сочетать с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей шестилетнего возраста. Цель данной работы — выявить особенности преподавания математики для детей шестилетнего возраста в условиях современной школьной программы. Поэтому задачи данной работы заключаются в следующем:

1) Изучение литературы (психолого-дидактический, методический и др.) с целью выяснения содержания понятия математических спо­собностей по математике.

2) Изучение психологических и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста и их учет при организации уроков математики.

3) Анализ программы и учебных пособий по математики для подготови­тельного класса.

4) Изучение процесса развивающего обучения.

5) Разработка уроков математики в подготовительном классе.

Объектом методического исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие математических способностей учащихся подготовительных классов.

Предмет исследования — приемы методических средств при обучении математике, с целью развития математических способностей шестилеток.

Методы исследования: Анализ литературы с целью выяснения особенностей содержания обучения математике детей подготовительного класса.

§ 1. Психологические особенности развития детей шести лет.

Многочисленные исследования ученых, физиологов, психологов, педагогов, практический опыт ученых-новаторов позволили прийти к выводу о возможности и необходимости обучения детей с шести лет. Это возраст, с которого целесообразно начинать систематическое обучение.

Познавательная сфера шестилетних детей имеет своеобразные особенности. Отличительной особенностью является – непроизвольность мыслительной деятельности, в основе которой лежат наглядно-образные и чувственные формы познания. Для восприятия шестилетних детей свойственны: 1) недостаточная ориентировка в формах; 2) определение незнакомых им форм; 3) ситуативность восприятия геометрических фигур, трудность их различения в разном положении и пространстве; 4) слитность воспринимаемого знака при написании цифр; 5) трудность восприятия времени, пространственных отношений; движения. Несформированность дифференцированного восприятия можно объяснить недостаточно развитой аналитико-синтетической деятельностью.(1)

Мышление, как известно, имеет три основные формы: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую. Практические действия у 6-летних детей остаются в резерве, они эффективно используют их для решения новых, необычных задач при усвоении грамматических и математических понятий и усвоении соответствующих правил действия с этими понятиями. Если ребенку трудно решить задачу в умственном плане, он возвращается к материализованным действиям, что позволяет ему перейти к успешному решению задачи в умственном плане.

uhodza-rebenkom.ru

11. Современные подходы к определению содержания и методике обучения детей дошкольного возраста.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и

ребенка – основа современного обучения дошкольников.

Учебно дисциплинарная модель взаимодействия

взрослого и ребенка

Цель: вооружить детей

ЗУНами, привить послушание

требованиям руководства и

запрет, требования, угрозы,

наказания, нотации, окрик.

Тактика – диктат и опека.

отчуждение взрослых и детей.

взаимодействия взрослого и детей –

основа обучения дошкольников

(Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов,

В. А. Петровский и др.)

Цель: содействовать становлению

ребенка как личности.

Задачи: развитие доверия ребенка к

миру, чувства радости существования,

формирование начал личности,

Лозунг – «Делай, как я». Принцип взаимодействия: «Не рядом

и не над, а вместе».

предполагают умение встать на

позицию ребенка, учесть его точку

зрения и не игнорировать его чувства и

эмоции (переход от монолога к

диалогу). Взгляд на ребенка как на

Ожидаемые результаты: расширение

прав ребенка; преодоление возможного

эгоцентризма детей, формирование

коллектива; развитие познавательных и

раскрепощение воображения и

12. Традиционная и нетрадиционная классификации методов обучения дошкольников.

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классноурочной технологии следующие:

– учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

– класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

– основной единицей занятий является урок;

– урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

– работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

– учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

13. Особенности применения методов обучения в разных возрастных группах детского сада. 14. Особенности педагогического взаимодействия по согласованию методов обучения в семье и детском саду.

Педагогам и родителям необходимо обратить внимание, как у ребенка

этого возраста развиты следующие качества (по Л. А. Венгеру): степень

соответствия действий с условиями поставленной задачи (действие в

дидактически заданном направлении); наличие (или отсутствие) стремления

понять, уточнить, запомнить задачи (как умственные, так и практические);

уровень самостоятельности; тщательность выполнения задачи; внимание и

воспроизведение существенных особенностей (предметов, явлений и т.д.)

или наоборот – внешних форм; общественные особенности поведения и

характер обращения к взрослому

15. Федеральные государственные требования: характеристика требований к организованным формам обучения в детском саду.

studfiles.net

Особенности обучения детей дошкольного возраста

Так как дошкольные учреждения теперь еще на­зываются и образовательными, то и внимание к обуче­нию дошкольников носит позитивный характер. Если обучение в школе направлено на то, чтобы дети, посте­пенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу.

На занятиях у дошкольников формируются не толь­ко знания и умения осуществлять ту или иную деятель­ность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.

Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно раз­витую память, не могут удержать весь объем задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необ­ходимо, особенно на первых порах, использовать по­этапное обучение, целый ряд дидактических игр и обязательно систематически возвращаться к пройден­ному учебному материалу. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.

Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами тор­можения.

В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действо­вать, и они уже не слушают, что говорит воспитатель или педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая детям лишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяс­нении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного.

Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тес­но связана с игрой, особенно при обучении детей млад­шего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обу­чения предлагается что-то сделать для игры. Напри­мер, если на занятиях по лепке детям младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол, то они с боль­шим увлечением учатся, стараются передать форму этого печенья как можно лучше.

Ребенок дошкольного возраста проходит за шесть лет жизни огромный путь в своем развитии – от со­вершенно беспомощного существа с неразвитым моз­гом, не способного мыслить, не умеющего целенаправ­ленно двигаться, не владеющего речью, жизнь которого всецело зависит от взрослого, до индивида, обладаю­щего всеми основными чертами человеческой личнос­ти: мышлением, речью, произвольностью движений, действий и др. При этом определяющее значение в жизни ребенка имеет взрослый, который вводит малы­ша в мир людей, в мир природы и вещей, передает ему опыт поколений, направляет его развитие.

Еще в древние времена педагоги обращали внима­ние на то, что обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть интересным, чтобы не отпугивать их от желания узнавать новое и в целом от учения. Достичь того, чтобы каждое занятие было инте­ресным для детей можно, сопровождая его игрой, сюр­призными моментами, загадками, скороговорками.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми в процессе учебной деятельности.

Педагог должен создавать обстановку доброжелатель­ности, уважение к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребен­ка самостоятельности.

Характеризуя специфику познания ребенком окру­жающего мира, К.Д. Ушинский подчеркивал, что дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями во­обще. Это определяет еще одну особенность процесса обучения – оно должно строиться на основе непосред­ственного восприятия детьми свойств предметов и яв­лений. Дети дошкольного возраста оперируют нагляд­ными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников обязательно должно быть наглядным.

Спецификой обучения детей в детском саду явля­ется и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах.

Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Оно организуется и проводится воспитателем, а в последнее время и педа­гогом-специалистом, которые определяют в соответ­ствии с избранными программами воспитания и обучения детей содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.

В режиме дня дошкольного учреждения для каж­дой возрастной группы определяется время проведе­ния занятий, как правило, это утренние часы.

Занятия организуются по всем направлениям вос­питательно-образовательной работы с детьми и в соот­ветствии со стандартами воспитания и обучения до­школьников.

В процессе занятия дошкольники не изучают ос­новы наук. Они лишь включаются в учебную деятель­ность, чтобы научиться учиться. Что под этим понима­ется? Это прежде всего необходимо уметь слушать воспитателя или педагога, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и уме­ние осуществлять ту или иную деятельность, но и спо­собность контролировать и оценивать свои действия.

На занятиях дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки, а самое главное – в процессе занятий развивается творчество детей. У воспитанников формируется отношение к людям, к миру. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности. Так, усвоение материала занятий требу­ет сосредоточенности и внимания. Но далеко не все­гда легко добиться внимания детей на занятии и удер­жать его. Для того чтобы добиться нужного эффекта, необходимо исключать замечания, не связанные с со­общаемым материалом, не прерывать объяснения дис­циплинарными обращениями типа – «Сколько тебе можно повторять!»

На любом занятии с дошкольниками можно выде­лить три основных части:

Первая часть – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сде­лать дети. В этой части воспитанники настраиваются на выполнение определенной работы или ее части.

Например, воспитатель, усадив детей на занятие, говорит: «Сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку «Лиса и заяц». Послушайте ее внимательно, а потом мы поговорим о том, что произошло с героями сказки».

Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со специ­фикой того или иного вида занятия, возрастом детей, условиями проведения занятий.

В процесс объяснения задания могут активно вклю­чаться дети, отвечая на вопросы воспитателя, показы­вая у доски способы выполнения задания (в настоящее время по разным аспектам работы с детьми есть спе­циальные методические разработки, в которых описы­ваются все части занятия, начиная с первой).

Вторая часть занятия – самостоятельная дея­тельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, все ли идет верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в на­поминании, в дополнительной помощи, просто в под­держке или в поощрении. Однако не следует спешить объяснять или показывать ребенку в случае возникновения трудностей. Следует выявить, в чем причины затруднения, и прежде всего активизировать опыт и знания ребенка, а если этого окажется недостаточным, тогда могут быть применены более прямые способы помощи.

Третья часть занятия, заключительная – анализ выполнения задания и его оценка. В этой части также следует активизировать детей. Во-первых, оценивать надо результат, а не поведение детей, во-вторых, оце­нивать всю группу, а не отдельных детей, в-третьих, сначала следует оценивать все положительное и толь­ко после этого фиксировать, что не удалось выполнить. Делать это надо тактично, чтобы не подорвать уверен­ность ребенка в своих возможностях, не подорвать его интерес к познавательной деятельности.

На занятиях с дошкольниками организуется усвое­ние различного программного материала. Так, усвоение разнообразных движений происходит на физкультурных занятиях, которые, как правило, осуществляются в спе­циально оборудованном спортивном (физкультурном) зале. Обучение рисованию, лепке, а иногда, при наличии условий, в специально оборудованной художественной студии. Музыкальной деятельности – пению, танцам, движениям под музыку (хороводам, играм) –дети учат­ся на музыкальных занятиях в специальном помещении. На разнообразных занятиях дети учатся не только спе­цифическим деятельностям, усваивают конкретное содер­жание, характерное только для этой деятельности.

На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается интеллектуальная и творческая активность.

На занятиях, независимо от содержания, у детей закрепляются полученные ранее знания, навыки и умения. Это также является общедидактической зада­чей. Закрепление знаний, навыков и умений осуществ­ляется не только на занятиях, но и в процессе дидак­тических игр, на прогулках, в повседневной жизни однако более систематично, последовательно и целе­направленно эту задачу можно решить на занятиях.

Занятия могут быть общегрупповыми, проводить­ся с подгруппами детей, а иногда и индивидуально. Проведение занятий со всей группой или по подгруп­пам имеет общевоспитательное значение. Дети приуча­ются заниматься в коллективе, притом что каждый решает учебную задачу самостоятельно.

Они объединяются общей целью – заниматься, учиться, видеть успехи и трудности друг друга. Их учат радоваться успехам других ребят.

Коллективный характер обучения имеет большое значение для воспитания и развития детей дошкольного возраста потому, что ребенок получает возможность ви­деть, как действуют другие дети. Таким образом, те дети, которые что-то не услышали или не поняли в объясне­нии воспитателя или педагога, имеют возможность что-то для себя уточнить, прослушав объяснение сверстника.

Организуя работу всей группы, воспитатель должен вместе с тем активизировать каждого ребенка, вовле­кая его в объяснение, предлагая дополнить ответ това­рища, рассказать о том, какими способами дети собира­ются решать поставленную задачу. Целесообразно вызывать детей к ответу для показа изображения, для конструирования, подбора одинаковых фигур и т. д. В результате дети учатся слушать не только воспитате­ля или педагога, но и своих товарищей, что, в свою очередь, расширяет их возможности познания, содер­жательного общения по поводу усваиваемого материа­ла учебных занятий. Но само по себе это не происходит. Педагог должен постоянно держать в своем поле зре­ния того, кто в данный момент что-то объясняет, пока­зывает, дополняет, и весь коллектив детей, чтобы знать, как они работают на занятиях, и в случае необходимо­сти попросить помочь другому ребенку. Нельзя увле­каться беседой с ребенком, который вызван для ответа. Если же воспитатель не умеет распределять свое вни­мание, сосредотачивается на разговоре с одним ребен­ком, другие дети начинают отвлекаться, им становится скучно, они теряют интерес к учебному занятию. В ре­зультате создается плохой фон, процесс обучения нару­шается. Чтобы снова вовлечь детей в общую работу, воспитателю потребуются дополнительные усилия. Подобного рода отвлечения нежелательны еще и пото­му, что дети только начинают входить в учебную дея­тельность, и всякое отступление может усложнить этот процесс. Работая со всеми детьми и формируя актив­ность каждого ребенка, воспитатель не должен сосре­дотачивать свое внимание на одних и тех же детях, предоставляя других самим себе. Часто именно эти дети действительно нуждаются в повышенном внимании педагога, в его помощи.

А иногда это дети с повышен­ной активностью, готовые отвечать на все вопросы вос­питателя, выходить к ответу, объяснять или показывать.

Осуществляя индивидуальный подход, педагог дол­жен помнить о каждом ребенке, при этом одних прихо­дится активизировать, а других, наоборот, сдерживать, переключать их активность на другое – выполнить более сложную задачу, помочь товарищу и т. п.

Занятия не являются единственной формой обуче­ния. В обучении детей дошкольного возраста использу­ются и другие формы. В этом также заключается специ­фика обучения дошкольников. Обучение в детском саду может осуществляться в дидактических играх, которые могут использоваться как самостоятельная форма, а могут включаться в качестве составной части занятий. Дидактическая игра имеет учебную задачу, например познакомить детей со свойствами и качествами пред­метов, сравнить предметы по определенным свойствам и т. п. Игровая форма облегчает детям усвоение мате­риала. Они с удовольствием выполняют те действия, с помощью которых осуществляется игра и решается игровая задача, она же (игра) может содержать и ин­теллектуальную, и практическую задачу.

В дидактических играх дети приобретают сенсор­ный опыт, умение сравнивать, выделять сходство и различие. Обогащаются их представления об общих свойствах сходных предметов. Дидактические игры по­зволяют в живой, непосредственной форме знакомить детей с разнообразными явлениями, предметами и их свойствами: формой, цветом, величиной, изменением пространственного положения предмета и т. п. То, что знакомство это осуществляется в игровой форме, не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов (последнее особенно важно, так как не вызывает напряжения, воз­никает по инициативе ребенка, определяется его инте­ресами) восприятия, внимания, памяти.

Дидактическая игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, акти­визировать их деятельность. Дети старшей и подготови­тельных групп сами могут на занятии создавать дидак­тические игры. В процессе создания игры и в течение самой игры можно включать художественное слово: стихи, загадки, потешки.

Это поможет детям эмоциональ­но принять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, учебную задачу, спо­собствовать развитию образного мышления’ воображе­ния, творчества. Благодаря активному формированию в игре таких мыслительных операций, как анализ, срав­нение, уподобление, обобщение, у детей развиваются когнитивные структуры мозга, их интеллект.

Обучение детей может осуществляться и в процессе разнообразных экскурсий, походов. Так, во время летне­го или осеннего похода в парк дети могут многое узнать о жизни деревьев, кустарников, трав, ягод и других ра­стений; они могут также, непосредственно наблюдая насекомых, получить представления об их жизни.

На прогулке дети могут узнать и о том, как можно ориентироваться, чтобы не заблудиться, и еще многое другое. Прогулка в парк, на природу может быть исполь­зована для развития движений детей в непосредствен­ной природной обстановке. Разумеется, отправляться на экскурсию, прогулку на природу воспитатель должен лишь тогда, когда сам ознакомится с тем местом, куда он намеривается повести детей. Перед выходом воспитатель напоминает детям о поведении в парке, в лесу, чтобы не заблудиться, не отстать от группы.

Обучение, осуществляемое в процессе прогулок, экскурсий, как и обучение в процессе занятий, дидак­тических игр всегда носит воспитывающий и развива­ющий характер. Воспитатель, планируя обучение, дол­жен намечать и осуществлять задачи развития и воспитания детей.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте анализ условий прочности знаний детей по определенной теме.

2. Как можно проследить развивающий характер обучения детей дошкольного возраста?

3. Назовите и раскройте формы обучения в детском саду.

4. На конкретном примере покажите пути индиви­дуализации процесса обучения.

5. Раскройте особенности процесса обучения детей в детском саду.

doshkolnuk.com

Обучение детей дошкольного возраста (стр. 1 из 2)

1. Цель обучения детей дошкольного возраста

В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом к самостоятельной жизни.

В последние годы в педагогическую лексику всё активнее входят понятие «обучающее воспитание»; «воспитывающее обучение», подчёркивающее единство воспитания и обучения формирования личности. Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.

Обучение – профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Как мы видим главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).

Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.

2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Обучение – представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение .

Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

3. Структура учебной деятельности

А нализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:

– умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.

Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.

Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.

К первому уровню относят детей: которые

1 слушают указания

2 руководствуются ими в работе

3 в случае непонимания задают вопросы

4 правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают работу собственную

6 достигают нужных результатов

К второму уровню относят детей которые:

1 слушают указания, условно придерживаются их в работе

2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей

3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям

4 результаты условны

К третьему уровню относят детей:

1 слушают указания, но как бы не слышат

2 не руководствуются ими в работе

3 к оценки нечувствительны

4 результата не достигают.

Более младший возраст является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрее осваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.

Обучение, начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей, укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение дети воспринимают сразу.

6. Принципы обучения дошкольников

дошкольный учебный обучение готовность

Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.

Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

mirznanii.com

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста;

Модели обучения дошкольников, особенности их реализации и эффективность

Стиль взаимодействия педагога и детей м. б. различным: авторитарным, демократическим и даже либеральным. В зависимости от стиля формируется и модель обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия воспитателя и детей складывается личностно-ориентированная модель. Эти основные модели отличаются целями, задачами, содержанием и методами обучения.

Долгое время в системе образования, в том числе дошкольного, господствовала учебно-дисциплинарная модель, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. личностное становление ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком своя пед. технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от соц. контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель — помощник, советчик, старший друг.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. ПРИЕМ — часть метода, его конкретный элемент. Существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и х-ру восприятия информации.

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он д. б. точным, выразительным, разделенным на части; м. б. полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры.

Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоц. выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; д. б. выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоц. изложение событий, содержащее фактический материал. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Чтение Расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию худ. литературы. Беседа способствует ведению активного диалога, развитию самостоятельного мышления, проявление эмоц. составляющей.

Практ. методы связаны с применением знаний в практ. деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. Игровые методы – дидакт. игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

54.Формы организации обучения в д/с

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. В д/с используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная — Позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоц. дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с др. детьми.

Групповая (индивидуально-коллективная) — Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная —Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях м. б. деятельность худ. Х-ра. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Основной формой организации обучения детей в д/с являются занятия. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

В зависимости от дидактической задачи:

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

В зависимости от содержания знаний:

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Начало занятия: Предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоц. настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

— Ход (процесс) занятия: Самостоятельная умственная и практ. деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия: Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положит. эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в д/с, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ. Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении. Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости. Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ. Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий. Творчески использовать на занятии все дидакт. принципы в единстве. Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей. Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия. Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия. Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ. Иметь в наличие продуманный план проведения занятия. Четко определить цель и дидактические задачи занятия. Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО. Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах — за его пределами. Для экскурсии х-но непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения — наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок и т. д.

На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие Нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения, "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в Центрах активности. Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора.

studopedia.su