Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет

Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет

Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет

По данным психолого-педагогических исследований, формирование навыков межличностного общения следует начинать уже в период младшего дошкольного детства. Используя адекватные языковые средства, невербальные средства общения, формы речевого этикета, малышей необходимо учить вступать в контакт как со взрослыми, так и. что особенно важно, со сверстниками, учить их внимательно слушать и воспринимать слова собеседника, видеть и понимать его эмоциональное состояние.

Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер.

Игровые приемы обучения общению

В своей работе для решения задач по социально — коммуникативному направлению педагоги могут использовать различные игровые приемы обучению общения.

Игра – любимая деятельность младших дошкольников. В этом возрасте у них сохраняется интерес к разнообразным игрушкам, особое место среди которых занимают мягкие игрушки и куклы. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.

В своей работе, педагоги нашего ДОУ используют невербальные средства общения для обучения детей различным способам выражения своих мыслей. Например, можно научить ребенка при чтении стихотворения А. Барто брать игрушку в руки и изображать опечаленного мишку или зайку. Если движения ребенка будут недостаточно выразительными, педагог предлагает ему стать грустной игрушкой и самому показать, как успокоить, обрадовать ее.

Вместе с ребенком разыгрываются сценки, в которых игрушки поссорились, а потом подружились. Сначала педагог, играя, например, с белочкой, выражает желание помириться (протягиваю лапу игрушки, кланяюсь, прошу прощения). Ребенок, играя зайчиком, отвечает на это жестом согласия (соединяет лапы игрушек, кланяется в ответ, радуется примирению). Друзья могут погулять вместе.

В игре воспитатель стараюсь показать ребенку, необходимость бережного отношения к игрушкам. Например, просит малыша ласково погладить любимую игрушку, нежно проговаривая: «Хорошая, хорошая», заглянуть игрушке в глаза. Когда девочка баюкает куклу, возит коляску, можно подсказать: «Держи куклу бережно и не делай ей больно, укрой одеялом, погладь по головке» и т. д.

Роли взрослого и ребенка в игровой деятельности.

1. Роль в создании образа игрушки:

Взрослый: наделяет куклу определенными психическими качествами.

Ребенок: наполняет душевный мир куклы по своему усмотрению. Кукла ведет себя так, как нужно хозяину: ласковая и веселая, умная и послушная, др.

2. Роль в создании игрового сюжета:

Взрослый: показывает, проигрывает события, которые может пережить кукла.

Ребенок: переживает вместе с куклой события своей и чужой жизни во всех нравственных и эмоциональных проявлениях. Кукла (мягкая игрушка) выступает заместителем идеального друга.

3. Роль в создании ситуации общения:

Взрослый: учит приемам и принципам общения

Ребенок: устанавливает особые отношения со своей игрушкой: привязывается к ней, воспринимает как партнера по общению.

4. Роли вне ситуации общения:

Взрослый: выбирает ребенку игрушку, уделяя особое внимание материалу, из которого она изготовлена (должен вызывать приятные ощущения, соотношению пропорций головы и тела, цвету и др. Заботится о том, чтобы игрушка вызывала у ребенка добрые, нежные чувства.

Ребенок: «Ухаживает» за любимой игрушкой: сажает за стол во время еды, ложится с ней спать, берет на колени во время просмотра мультфильмов и т. д.

В своей работе, для развития общения детей, педагоги ДОО используют картотеку коммуникативных игр. Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты. Например, такие игры, как «Давай дружить», «Яблочко настроения», «Серебряный колокольчик» и др.

В работе по социально- коммуникативному развитию огромную роль играет доверие и привязанность детей к воспитателю, так как это является необходимым условием для хорошего самочувствия и развития ребенка в детской саду. Дети стремятся получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Поэтому, в течение дня к каждому ребенку педагог старается проявлять свое доброе отношение: приласкать, назвать уменьшительным именем, ежедневно общаюсь с каждым ребенком – индивидуально или в маленькой подгруппе (2-3 ребенка). Ощутив доброжелательное отношение, дети становятся более уверенными и общительными и с удовольствием подражают моим действиями. В своей работе воспитатель так же побуждает детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное социальное развитие. Умение ярко передать свои чувства и вызвать у детей эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. В работе так же помогает использование коммуникативных игр: «Ласковое имя», «Кто пришел к нам в гости?», «Покажу, как я люблю» и другие.

В педагогическом процессе основной образовательной единицей является образовательная игровая ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, педагоги стараются согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности, взаимосвязи образовательных областей.

К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Настей?», используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье сберегающем поведении, но и для решения других задач:

•обогащения представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и пр.

•освоения приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; или выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п.

•отражения эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке – «Делаем угощение для куклы Маши».

•освоения представлений о домашних животных – ситуация «Кот Василий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку».

развития детской речи, знакомства с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре.

При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Помогают в осуществлении образовательной деятельности единые игровые персонажи (например, медвежонок Миша, веселая обезьянка Рита, которые в течение недели становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров.

Игры на социально-коммуникативное развитие. Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. 1. Игра «Пиктограммы». Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные.

Конспект НОД для детей старшей группы «День рождения Бабы Яги» (социально-коммуникативное развитие детей) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» Конспект Непосредственной.

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие» Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Одним из.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,.

Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность СЛАЙД №1 Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста „Социально-коммуникативное развитие » направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения.

УМК образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» УМК образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение.

www.maam.ru

Социально — коммуникативное развитие детей 3-4 лет в сюжетно -ролевой игре

Предпросмотр страницы №1

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

по программе модуля Вариативной части

Именного образовательного чека

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»

с 01.03.2018 г. по 12.03.2018 г.

Социально-коммуникативное развитие детей 3- 4 лет

в сюжетно -ролевой игре.

Выполнила: Мохова Елена Николаевна

Воспитатель МБОУ школа № 59

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие

детей 4-5 лет в сюжетно – ролевой игре «Больница», «На приеме у врача»

А.С. Макаренко писал так: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – игра».

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Иоганн Шиллер писал: «В игре детей есть часто смысл глубокий»

Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.

Социально-коммуникативное развитие- это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.

Актуальность данной работы состоит в том, что сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития социально-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

www.prodlenka.org

Консультация для родителей: Социально — коммуникативное развитие детей 4-5 лет

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Проектная деятельность
  • Мои программы
  • Мои размышления и поэзия
  • Самообразование.
  • Работа с родителями.
  • Педагоги вам сюда.
  • Моя работа с детьми.
  • Консультация для родителей: Социально — коммуникативное развитие детей 4-5 лет

    Проблема общения ребенка со сверстниками продолжает волновать родителей. Как часто им бывает стыдно за поведение своего ребенка, особенно на детских площадках, в песочницах, в детском саду и т.д. Беседы с родителями, наблюдения за их взаимоотношениями с детьми показывают, что родители часто занимают две крайние позиции в развитии коммуникативных умений ребенка. Некоторые мамы и папы не утруждают себя систематическими беседами и созданием конкретных ситуаций общения; не разбирают с малышом хорошие и плохие поступки сказочных и литературных героев. Другие родители, наоборот, контролируют каждый шаг и действия ребенка. Таким образом, лишают малыша активности и самостоятельности. Обычно это приводит к тому, что в период очередного возрастного кризиса, ребенок постарается своим поведением выйти из под такой опеки.

    Рассмотрим некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:

    1. Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает неинтересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми старше себя или взрослыми.
    2. Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.
      1. Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.
      2. У ребенка высокий уровень тревожности.
      3. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.

      Рассмотрим основные модели ролевого поведения ребенка в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

      «Клоун» – ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для поднятия своего авторитета малыш начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания».

      «Добрая фея» – ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение ребенок чувствует себя нужным.

      «Изгой» – ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.

      «Ябеда» – ребенок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребенка.

      Поведенческая роль не закрепится за ребенком если:

      – у ребенка будет эмоциональная поддержка в коллективе (дома, в садике, на игровой площадке);

      – организовать круг общения, где ребенок будет успешным;

      – не обсуждать и не осуждать в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.

      Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанный на гуманных чувствах, в семье усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

      Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами.

      Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

      Особую значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые растут единственными в семье. Ведь даже самый маленький ребёнок тянется к детям, ибо это огромная его потребность. В общении со сверстниками он получает богатейшую возможность приобретения опыта, созвучного его стремлениям и интересам.

      Нельзя не учитывать, что ребёнок воспитывается в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у ребенка есть партнёр, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться. А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.

      С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективах. И это очень важно.

      Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками ещё в семье.

      Общение детей наполняется особым содержанием тогда, когда их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детском саду имеются для этого все условия.

      Даже простой разговор имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение. Видя отношение к тому, о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.

      А как важны детские высказывания! В них – источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. По детским высказываниям нетрудно судить о семье, где растет ребенок, чему там учат его, каково его место в семейном коллективе, каковы внутрисемейные взаимоотношения взрослых, их представления о нравственных ценностях, об их отношении к труду, к окружающим людям. Многие тайники внутреннего мира ребенка и семейной педагогики предстают как на ладони.

      Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременно мы, воспитатели, стремимся приобщать детей к участию в общих делах группы: вместе выносим на участок игровой материал, дежурим в уголке природы, учим стремлению помогать товарищу, например, застегивать непослушную пуговицу. Вскоре дети по собственному побуждению будут стараться помочь устранять непорядок в игрушках. Особенно их трогает, когда их называет их помощниками. Нужно это произносить так, чтобы слышали другие дети. Так мы стараемся вселить в ребенка веру в добро, создаем желание стать лучше и одновременно вызываем у других детей положительное отношение к нему.

      Иногда ребенок поступает дурно вовсе непреднамеренно, а в силу незрелост нравственных представлений или незнания правил жизни в детском саду. В этих случаях требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение в сложной ситуации.

      Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.

      marina-ds12.edumsko.ru

      Формы работы с детьмипообразовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

      1. Развитие игровой деятельности

      вторая младшая, средняя, старшая и подг. к школе группы

      Занятия, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры,

      Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей

      В соответствии с режимом дня

      Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Внеигровые формы:

      2 . Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

      3-5 лет вторая младшая и средняя группы

      Беседы, обучение, чтение худ.литературы,

      дидактические игры, игровые занятия, сюжетно ролевые игры,

      (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры)

      Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ);

      Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание);

      Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание)

      Игровая деятельность, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, самообслуживание

      5-7 лет старшая и подг. к школе группы

      Беседы- занятия, чтение худ. литературы, проблемные ситуации, поисково – творческие задания, праздники, просмотр видиофильмов,

      театрализованные постановки, решение задач

      Индивидуальная работа во время утреннего приема Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

      Игровая деятельность во время прогулки (напоминание);

      дежурство; тематические досуги.

      (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хороводные игры, игры с правилами), дидакт. игры, сюжетно-ролевые игры, дежурство, самообслуживание, подвижные, театрализованные игры, продуктивнаядеят-ть

      3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности

      * наша армия (со ст. гр.)

      * наша планета (подг.гр)

      познавательные беседы, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение

      Труд (в природе, дежурство)

      сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры

      Викторины, КВН, познавательные досуги, тематические досуги, чтение

      Проектная деятельность Исследовательская деятельность

      Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры, продуктивная деятельность, дежурство

      4. Формирование патриотических чувств

      познавательные беседы, развлечения, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы

      дидактическая игра, изобразительная деятельность

      5. Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу

      познавательные викторины, конструирование, моделирование,

      рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, театрализация

      основ собственной безопасности

      *ребенок и другие люди

      *ребенок и природа

      *ребенок и улица

      Дидактические и настольно-печатные игры;

      иллюстраций Дидактическая игра Продуктивная

      Для самостоятельной игровой деятельности — разметка дороги вокруг детского сада,

      Иллюстраций, Дидактическая игра, Продуктивная

      7.Развитие трудовой деятельности

      3-4 года вторая младшая группа

      Разыгрывание игровых ситуаций

      Показ, объяснение, обучение, наблюдение. Напоминание

      Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания

      Упражнение, беседа, объяснение, поручение

      Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых, досуг

      Создание ситуаций побуждающих детей к оказанию помощи сверстнику и взрослому.

      Чтение художественной литературы

      Поручения, игровые ситуации,

      Дидактические и развивающие игры

      Дидактические игры, рассматривание иллюстраций,

      7.2. Хозяйственно-бытовой труд

      поручения, рассматривание иллюстраций.

      Чтение художественной литературы.

      Обучение, показ, объяснение,

      Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий

      совместный труд, дидактические игры, продуктивная деятельность

      Чтение художественной литературы,

      Обучение, показ, объяснение напоминание Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к закреплению желания бережного отношения к своему труду и труду других людей

      Творческие задания, дежурство,

      совместный труд детей

      коллективный труд, поручения,

      дидактические игры, продуктивная деятельность,

      Обучение, показ, объяснение

      Трудовые поручения, участие в совместной со взрослым в уборке игровых уголков,

      участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг.

      Уборка постели после сна,

      Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их

      7.3. Труд в природе

      Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы

      Показ, объяснение, обучение наблюдение

      Дидакт. И развивающие игры.

      Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе.

      Наблюдение, как взрослый ухаживает за растениями и животными.

      Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями

      4-5 лет средняя группа

      совместный труд детей и взрослых,

      беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

      Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения,

      участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями уголка природы

      Работа на огороде и цветнике

      ведение календаря природы совместно с воспитателем,

      совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

      Показ, объяснение, обучение напоминания

      Дежурство в уголке природы. Дидактические и развивающие игры.

      Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями уголка природы

      Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,

      Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность

      Показ, объяснение, обучение, напоминание

      Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг,

      Изготовление пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности

      Работа с природным материалом, бумагой, тканью.игры и игрушки своими руками.

      7.7. Формирование первичных представлений о труде взрослых

      Наблюдение , целевые прогулки , рассказывание, чтение. Рассматривание иллюстраций

      обыгрывание, дидактические игры. Практическая деятельность

      наблюдения, рассказы, обучение, чтение, рассматривание иллюстраций,

      studfiles.net

      Социально-коммуникативное развитие воспитанников старшей группы ДОУ

      Старший дошкольный возраст — важный и ответственный период в жизни ребёнка. Скоро в школу, в новый мир, где у него будут новые друзья, учителя, уроки и обязанности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» призвана вооружить будущего ученика знаниями, умениями и навыками, которые облегчат ему вхождение в школьную жизнь и сделают процесс учения радостным.

      Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития в старшей группе детского сада

      Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте во всех примерных дошкольных образовательных программах («От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и др.) неслучайно. Главной её целью является формирование у детей важнейших жизненных компетенций, которые призваны облегчить адаптацию ребёнка в обществе, приобщить его к социальным и культурным ценностям своего народа, воспитать активного, думающего, уважающего окружающих, но и умеющего отстоять свои интересы гражданина.

      Компетенция — совокупность знаний, умений и навыков ребёнка в определённой области, которыми он овладел в достаточной мере, чтобы применить на практике. Компетентность — способность применить комплекс усвоенного, пользоваться знаниями, навыками, когда это необходимо.

      Особенно важным является формирование социальных, нравственных и коммуникативных (направленных на общение) компетенций в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему предстоит знакомство со множеством новых людей: учителями, работниками школы, одноклассниками и детьми из других классов. От того, сможет ли он влиться в коллектив, проявить себя, от знания нравственных норм и правил, умения общаться и взаимодействовать с людьми зависит успешное обучение в школе и жизнь вне её стен.

      От социальной и коммуникативной компетентности старшего дошкольника зависит его успешная школьная жизнь

      «Социально-коммуникативное развитие» — обширная область, охватывающая множество сфер детской жизни, и в каждой из них есть свои программные задачи и требования. Так, в сфере социализации, развития общения и нравственного воспитания это (согласно программе «От рождения до школы»):

    3. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
    4. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
    5. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
    6. Сфера «Развитие представлений о семье и сообществе, патриотическое воспитание» предполагает решение таких задач:

    7. Формирование образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
    8. Формирование гендерной, семейной, гражданской идентичности.
    9. Воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.
    10. Принадлежность к семье, обществу делает ребёнка счастливым и уверенным в себе

      Работа по формированию навыков самообслуживания и воспитанию любви к труду преследует такие задачи:

    11. Развитие навыков самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
    12. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
    13. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
    14. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
    15. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
    16. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
    17. В образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» входит и формирование основ безопасного поведения. Его задачи:

      • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
      • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
      • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
      • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
      • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
      • В старшем дошкольном возрасте происходит не столько формирование, сколько закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений. На первый план здесь выходит работа педагога, который, учитывая особенности психического и физического развития детей, усложняет и обогащает содержание их деятельности, тем самым решая и конкретные для данного возраста задачи:

      • Развитие дружеских, доброжелательных отношений между одногруппниками. Педагог создаёт ситуации, где детям нужно проявить умение трудиться, играть, выполнять задания сообща, искать совета у друзей, вместе добиваться результата (победа в командном соревновании, изготовление коллективной поделки, сюжетно-ролевая игра).
      • Обогащение словаря «вежливых» слов, культурного обращения к сверстникам или старшим, закрепление знаний о ситуациях, когда их следует применять.
      • Воспитание уважительного отношения к окружающим, доброжелательности, отзывчивости, умения приходить на помощь и быть благодарным оказавшим помощь людям.
      • Формирование умения оценивать события, поступки, выражать своё отношение к ним, желание следовать положительным моральным эталонам и моделям поведения, осуждать негативные действия окружающих.
      • Одним из важнейших правил в этом возрасте становится всем знакомое «Старших нужно уважать, малышей не обижать». Ведь именно в отношении к слабым, будь то старик или маленький ребёнок, проявляется истинная культура человека.
      • Расширение границ внутреннего «Я» («Я уже не малыш, которого все опекают, заботятся, уступают, я взрослею, должен заботиться о младших, старших, трудиться, помогать родным»).
        • Зачастую гиперопека в семье вызывает у ребёнка нежелание взрослеть, уходить из уютного мирка, созданного родителями («Наши сын, дочь ещё маленькие, не будем нагружать его поручениями, требованиями»). Дети из таких семей заметны в коллективе: они отказываются от трудовой деятельности, не могут самостоятельно выполнять задания, теряются при решении простых, казалось бы, задач, в недостаточной степени владеют навыками самообслуживания.
        • Вести воспитательную работу в таком случае необходимо как с детьми, так и с родителями: индивидуальные консультации, беседы, можно порекомендовать специальную литературу о развитии детей старшего дошкольного возраста, пригласить родителей на открытое занятие, спортивный праздник, где они увидят своего ребёнка и других детей, убедятся в их способностях, возможностях.

        Случаи гиперопеки в семьях не так уж редки, и воспитателю необходимо в первую очередь вести разъяснительную работу с родителями

        Организовывая встречу дошкольников с защитниками Отечества, воспитатель даёт детям возможность пообщаться с людьми, чей пример они будут с гордостью наследовать

        Старшие дошкольники должны уметь вызвать по телефону экстренные службы, назвать свой адрес, имя и фамилию

        Такие обширные задачи возможно осуществить, используя все виды деятельности ребёнка в ДОУ:

      • игровую;
      • познавательно-исследовательскую;
      • коммуникативную (общение);
      • двигательную;
      • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
      • конструирование;
      • изобразительную;
      • музыкальную;
      • восприятие художественной литературы и фольклора.

      Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» неразрывно связана с четырьмя другими

      Социально-коммуникативное развитие проникает во все остальные образовательные области. Нельзя сказать, что занимаясь каким-либо из перечисленных видов деятельности, дети не вступают во взаимодействие, не поддаются воспитательному воздействию. Воспитание нравственных качеств, этики, культуры поведения происходит постоянно, в процессе выполнения всех режимных моментов. Но наиболее ярко и отчётливо это происходит во время занятия, непосредственной образовательной деятельности (НОД). Планирование НОД невозможно без продумывания педагогом развивающих, образовательных и воспитательных задач. Если на занятии дошкольники научились считать, определять состав числа, делать звуковой анализ, узнали о жизни обитателей пустыни или арктических льдов, но при этом воспитатель не уделил внимание воспитанию чувства доброты, дружбы, взаимопомощи, любви к животным, бережного отношения к природным ресурсам и т. д., то можно сказать, что для детей такое занятие прошло впустую.

      Поскольку воспитание нравственности и формирование моральных норм невозможно без пробуждения в ребёнке умения сочувствовать, сопереживать, большое значение имеют приёмы, влияющие на эмоциональную сферу детей. Известно, что дошкольники очень отзывчивы на яркое и эмоциональное чтение художественных произведений воспитателем. Программой рекомендованы произведения Л. Толстого, В. Бианки, Н. Носова, В. Драгунского, А. Гайдара, которые послужат темой для интересных и содержательных бесед о дружбе, честности, смелости, любви к родной земле.

      Будет интересным и запомнится детям просмотр фрагментов мультфильмов, поднимающих нравственные вопросы. Эпизод мультфильма «Цветик-семицветик», где Женя пожелала все игрушки мира себе, станет самой лучшей иллюстрацией к беседе о жадности и чувстве меры. Положительные модели поведения в сказочной, игровой форме дают мультфильмы «Крокодил Гена и его друзья» (дружба, совместный труд), «Пятачок» (честность, понимание чужой беды), «Домовёнок Кузя» (любовь к родному дому, желание его беречь).

      Художественная литература служит мощнейшим источником формирования нравственных норм и правил для детей

      Во время занятий и в процессе других видов деятельности широко используются:

    18. Моделирование ситуаций. «Хорошие» и «плохие» поступки разыгрываются в виде инсценизации, что позволяет детям увидеть их со стороны и потом включиться в активное обсуждение, высказать своё мнение.
    19. Чтение специально написанных психологами воспитательных сказок, в которых негативная черта характера намеренно преувеличивается и выдвигается на первый план, что позволяет вызвать резко негативное отношение к ней у детей.
    20. Установление правил. Этот приём мало используется в других образовательных областях, но в социальной он просто необходим. По итогам бесед, чтения литературы, просмотра видеороликов и мультфильмов дети совместно с педагогом устанавливают ряд правил, которыми будут руководствоваться в жизни: «Чужое брать нельзя, не спросив», «Увидел, что слабому нужна помощь — помоги», «Не верь незнакомцам», «Будь внимателен на дороге», «Люби свой дом, город, страну — повсюду соблюдай чистоту» и другие.

Можно оформить книгу правил группы с иллюстрациями к правилам поведения. Дети будут с удовольствием пересматривать и повторять их.

Способность детей общаться, находить общий язык с окружающими особенно важна для будущих школьников

Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе ДОУ

В рекомендованных примерными образовательными программами сетках НОД отдельные занятия по социально-коммуникативному развитию не указаны. Однако в старшей группе проводятся 3 занятия по познавательному и 2 — по речевому развитию в неделю (согласно программе «От рождения до школы»). Тесная связь социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития позволяет планировать НОД по ознакомлению с социумом и ОБЖ как познавательную, а коммуникативную деятельность планируют на занятиях по речевому развитию. Так, в одну неделю можно проводить познавательные занятия, чередуя ознакомление с социумом, миром природы и безопасностью жизнедеятельности. Проводя занятия по развитию речи, педагог включает и коммуникативное развитие (1–2 раза в месяц).

melkie.net