Скороговорки для развития речи для детей 3 лет

Чистоговорки для детей 3-4 лет в детском саду

Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. С ребятами должны заниматься не только родители или логопеды, но и воспитатели в детском саду. Тогда малыш быстрее начнёт говорить все необходимые звуки, а впоследствии и буквы.

Для чего нужны чистоговорки и скороговорки

Такая форма обучения нужна для того, чтобы у ребёнка правильно развивалась дикция. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух, словарный запас, мышление, память и многое другое.

Педагог должен не только чётко произносить звуки, но и менять интонацию. Ведь для детей очень важно понимать суть стихотворения или чистоговорки. Интонация может быть с добрыми нотками, громкими звуками или тихими. В статье рассмотрим скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет на самые сложные звуки.

Если ребёнок не слышит отдельные звуки, тогда необходимо обратить внимание на фонематический слух, от которого зависит произношение отдельных звуков, слов и впоследствии предложений. Чтобы у малыша с каждым днём улучшалось развитие речи, необходимо заниматься с раннего возраста.

Чистоговорки для детей: простые звуки

Некоторые малыши не могут произносить такие буквы, как Л, Н, Т. С них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей в детском саду учатся как коллективно, так и индивидуально.

Всё зависит от ребёнка, от того, как он усваивает материал. Первая чистоговорка учит не только произносить звуки, но и делиться с друзьями.

1. Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол – там морковку он нашёл,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

Ал-ал-ал – и он морковку другу дал.

2. Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,

Ян-ян-ян – принесли нам баян,

На-на-на – музыка написана,

Та-та-та – она играет тра-та-та.

3. То-то-то – скоро наступит лето,

Ти-ти-ти – весело гуляют дети,

Ту-ту-ту – мы возьмём монету,

Ту-ту-ту – купим большую конфету.

Усложнённые чистоговорки

Когда вы прошли лёгкий этап, можете перейти к трудному. Для этого нужно учить с детьми более сложные чистоговорки. Для детей 3-4 лет очень важно научиться их выговаривать.

Ведь от них зависит развитие речи в будущем. Сложными звуками считаются такие: Р, Ш, Ч, Ц.

1. Аш-аш-аш – дети построили новый шалаш,

Ош-ош-ош – получился дом хорош,

Шо-шо-шо – как в доме нашем хорошо,

Ша-ша-ша – пришла к нам наша Маша,

Аш-аш-аш – помогла строить шалаш.

2. Чу-чу-чу – я на улицу хочу,

Ча-ча-ча – у меня задача,

Че-че-че – надо кушать, не иначе,

Чи-чи-чи – поешь и на улицу скачи.

3. Цо-цо-цо – нашёл Коля яйцо,

Цу-цу-цу – потом увидел курицу,

Цо-цо-цо – понял, чьё яйцо,

Це-це-це – снова отдал курице.

4. Ро-ро-ро – наступит зима скоро,

Ра-ра-ра – снег будет из серебра,

Ри-ри-ри – дети гуляют до зари,

Ре-ре-ре — игра в самом разгаре.

Чистоговорки для детей 3-4 лет в стихах помогают лучше их запоминать и выговаривать. В этом возрасте малыши ещё неусидчивые, поэтому заниматься с ними нужно недолго, максимум 10 минут. Потом желательно сделать перерыв и снова в игровой форме заниматься.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если ребёнок не хочет учиться, не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки – это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка. Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух.

1. Са-са-са – вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками. Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить.

Игры для развития речи

Для детей полезно играть не только в чистоговорки или скороговорки. Ещё необходимо проводить с детьми игры, которые очень важны для развития речи. Благодаря им можно проводить занятия немного дольше назначенного времени.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает к нему прилагательное. Например, кошка – какая? Дети подбирают: белая, серая, пушистая, мягкая, добрая, нежная, ласковая и т. д. Такие вопросы можно задавать по любому предмету.

Игра «Описание животного»

Воспитатель показывает детям карточку с коровой и просит её по очереди описать. Один ребёнок пусть скажет, какой цвет животного, другой малыш вспоминает, как оно разговаривает.

Можно детей ещё спросить, кто доит корову и что она людям даёт, чем питается и т. д. Таких карточек может быть очень много. Это морские животные, лесные или домашние.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Воспитатель всех детей сажает в круг, а сам становится по центру. Затем педагог бросает мяч ребятам по очереди, при этом называет предмет. Например, стул. Если он несъедобный, малыш не ловит мяч. А если воспитатель назвал, например, яблоко, ребёнок должен поймать мячик. Такая игра для детей не только познавательная, но и очень интересная. Если ребёнок в 3 года не совсем понимает смысл, то в 4 года с удовольствием поиграет.

Интересны чистоговорки для детей 3-4 лет. Младшая группа только познаёт основные звуки и буквы, поэтому педагог не должен торопиться при обучении. Нужно детям медленно и чётко проговаривать каждое слово и останавливаться на отдельном, более сложном звуке.

Если малыши не хотят заниматься именно сейчас, не заставляйте их. Ведь в противном случае у многих детей пропадёт желание учиться и развиваться. Поэтому занимайтесь с малышами только тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание.

Когда играете с детьми, не забывайте проводить небольшие перерывы, чтобы отдохнуть, набраться сил и усидчивости.

Если у детей не получается определённый звук, не ругайте их и не наказывайте. Помните, что каждый ребёнок индивидуален и к нему нужно подходить соответственно. Все дети нуждаются в поддержке, понимании, ласке. Проявляйте терпение тогда, когда занимаетесь с маленькими детками.

Мы рассмотрели чистоговорки для детей 3-4 лет. В детском саду картотека таких игр большая, и есть возможность уделить каждому ребёнку достаточно внимания, чтобы у него улучшилось развитие речи.

Многие воспитатели и родители сами придумывают скороговорки и чистоговорки. Можете к такому занятию приобщить и детей. Ведь тогда у них лучше развиваются фантазия и смышлёность.

Чистоговорки для детей бывают как сложные, так и простые. Всё зависит от звуков и знаний малыша. Многие дети не любят долго повторять и учить, поэтому, если вы увидели, что нет внимания со стороны малышей, прекратите с ними игры подобного рода. Лучше продолжите в следующий раз, когда поймёте их готовность.

Учите своих карапузов, но помните, что для них очень важен интерес. Поэтому не забывайте проводить все занятия только в игровой форме.

fb.ru

Скороговорки для детей

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.

Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап!

В недрах тундры

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шуршит шелками

Жёлтый дервиш из Алжира

И, жонглируя ножами,

Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки — рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок.

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Попугай, попугай, попугай!

Карасёнку раз карась

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка –

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,

у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,

у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Компаса нет, баркаса и троса,

Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

В квартире был пир:

Факир ел зефир и

Кефир пил Факир.

но ежели вы жили возле земляничника,

то значит земляничное варенье вам привычное

и вовсе не привычное варенье ежевичное.

то значит, ежевичное варенье вам привычное,

и вовсе не привычное варенье земляничное.

и ежели вы жили возле земляничника

и ежели вы времени на лес не пожалели,

то значит, преотличное варенье ежевичное,

варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

How much wood would a woodchuck chuck

if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,

если бы сурок мог бросать дрова?

Can you imagine an imaginary menagerie manager

managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,

который руководит воображаемым зоопарком?

Any noise annoys an oyster

but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,

но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

She sells sea shells at the sea shore,

the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,

ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

а графиня Тото знает про то,

что Граф Тото играет в лото,

если бы граф Тото знал про то,

что графиня Тото знает про то,

что граф Тото играет в лото,

то б граф Тото никогда бы в жизни

не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

deti-online.com

Скороговорки для детей 4-5 лет, короткие и смешные

Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Скороговорки и чистоговорки

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки — всё это прекрасные развивающие логопедические упражнения, которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки — это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры:

  • «Самый большой пузырь» — это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.
  • Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

    В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

    Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

    В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.
  • В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

    Сложные скороговорки

    Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

    Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

    1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
    2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
    3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
    4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
    5. Не ругайте, если что-то не получается.
    6. razvitieiq.ru

      Детские скороговорки

      Правильная речь – очень важное умение. Современному человеку без этого навыка никак не обойтись. Поэтому одной из задач каждого родителя является научить ребёнка правильно говорить, красиво, внятно и чисто.

      Кстати, данная задача не так уж сложна. С малышом надо регулярно заниматься. А хорошим подспорьем в этом деле могут стать скороговорки. Более того, подобные занятия будут не только полезными, но и весёлыми, а значит, станут приятным времяпрепровождением и для ребёнка и для его родителей.

      Содержание статьи, скороговорки для детей:

      Что представляет собой скороговорка

      Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

      Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

      Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

      В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

      Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

      Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.

      Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

      Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

      Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

      Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.

      Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

      Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

      Как правильно работать со скороговорками

      Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

      Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

      Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

      Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

    7. Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
    8. Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
    9. Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
    10. Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
    11. Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
    12. Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

    Работа над отдельными звуками

    Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.

    Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.

    Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет

    В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:

    Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

    Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

    Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

    Коля колья колет. Поля поле полет.

    Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

    На горе Арарат растет крупный виноград.

    На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

    Проворонила ворона воронёнка.

    У мыши в норке сыра корка.

    Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:

    Баран буян залез в бурьян.

    Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

    Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

    Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

    Купила бабуся бусы Марусе.

    Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

    Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

    Оса боса и без пояса.

    Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.

    У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

    В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:

    Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

    Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

    Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.

    По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.

    Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

    Саша шапкой шишку сшиб.

    Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

    Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

    Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:

    Говорит попугай попугаю:

    – Я тебя, попугай, попугаю!

    Отвечает ему попугай:

    – Попугай, попугай, попугай!

    Граф Тото играет в лото,

    А графиня Тото знает про то,

    Что Граф Тото играет в лото,

    Если бы граф Тото знал про то,

    Что графиня Тото знает про то,

    Что граф Тото играет в лото,

    То б граф Тото никогда бы в жизни

    Не играл бы в лото.

    Ежели вы не жили возле ежевичника,

    Но ежели вы жили возле земляничника,

    То значит, земляничное варенье вам привычное

    И вовсе не привычное варенье ежевичное.

    Ежели вы жили возле ежевичника,

    То значит, ежевичное варенье вам привычное,

    И вовсе не привычное варенье земляничное.

    Но ежели вы жили возле ежевичника,

    И ежели вы жили возле земляничника,

    И ежели вы времени на лес не пожалели,

    То значит, преотличное варенье ежевичное,

    Варенье земляничное вы ежедневно ели.

    Все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать

    Нет абрикоса, кокоса, редиса,

    Палтуса, уксуса, кваса и риса,

    Термоса, пресса, индуса-матроса,

    Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

    Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.

    Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,

    Уж уж от ужаса стал уже,

    Не ешь ужица ужа-мужа,

    Без ужа-мужа будет хуже.

    Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

    Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

    Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:

    Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

    Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

    И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

    Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

    Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

    У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,

    У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

    Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

    Короткие скороговорки

    Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:

    А мне не до недомогания.

    Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

    Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

    Клара-краля кралась к Ларе.

    Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

    Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

    Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

    Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

    Осип охрип, а Архип осип.

    По семеро в сани уселись сами.

    Смешные скороговорки

    Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

    Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

    Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

    Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

    Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

    Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

    Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

    Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

    Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

    Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

    У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

    Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

    Ско р огово р ки для детей на букву Р

    Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:

    Бородатый барабашка барабанит в барабан.

    Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

    Грачиха говорит грачу:

    «Слетай с грачатами к врачу,

    Прививки делать им пора

    Для укрепления пера!»

    Испугался грома Рома.

    Заревел он громче грома.

    От такого рёва гром

    Притаился за бугром.

    Как на утренней на зорьке

    Два Петра и три Федорки

    Соревнуются с Егоркой

    Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.

    Подорожник по дороге

    Собирал прохожий строгий.

    Выбирал себе прохожий

    Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

    Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

    Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

    И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

    bebiklad.ru

    Скороговорки для детей 3-8 лет: легкие и короткие, на английском, смешные

    По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.

    Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:

    • Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
    • Будет говорить спокойно, без криков;
    • Улучшит дикцию;
    • Будет разговаривать размеренной речью;
    • Научится быстро и красиво читать.
    • В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.

      С чего начать: советы родителям

      1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
      2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
      3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.
      4. Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
      5. Будьте терпеливы и не кричите;
      6. Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

        Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

        Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

        Ол-ол-ол – там морковку он нашел,

        Ил-ил-ил – друг его попросил,

        Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

        Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

        Ян-ян-ян – принесли нам баян,

        На-на-на – музыка написана,

        Та-та-та – она играет тра-та-та.

        Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,

        Ша-ша-ша — принесли домой ерша,

        Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту,

        Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,

        Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи,

        Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.

        У ежа ежата, у ужа — ужата.

        Не живут ужи, где живут ежи.

        Мы грачата, мы грачи.

        Ученик учил уроки,

        У него в чернилах щеки.

        У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,

        Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

        На окошке крошку-мошку

        Ловко ловит лапой кошка.

        Карл украл у Клары коралы,

        На дровах детвора.

        Для дошкольников 5-6 лет

        В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

        Забавной обезьяне бросили бананы,

        Бросили бананы забавной обезьяне.

        У нас на дворе-подворье,

        Неделю Емеле прясть короб кудели,

        А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

      7. Баран буян залез в бурьян.
      8. Проворонила ворона вороненка.
      9. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
      10. На возу лоза, у воза коза.
      11. Ткет ткач ткани на платье Тане.
      12. У Кондрата куртка коротковата.
      13. Поля пошла полоть петрушку в поле.
      14. У ежа и елки иголки колки.
      15. Влас у нас, Афанас у вас.
      16. Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
      17. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
      18. evrikak.ru