Сказки о нравственном воспитании для детей

Цитаты о нравственном воспитании детей

Цитаты о воспитании детей

Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. Джузеппе Мадзини

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. Виссарион Григорьевич Белинский

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. Виссарион Григорьевич Белинский

Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами. Николай Иванович Новиков

Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон

Воспитание мальчика, по современным воззрениям, сводится к организации силы, деятельной и продуктивной, к выработке работника. Жюль Мишле

Воспитание девочки есть создание гармонии, создание религии. Жюль Мишле

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим. Лукиан

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам. Жан-Жак Руссо

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это — результат воспитания. Сюнь-Цзы

Воспитатель сам должен быть воспитан. Карл Маркс

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Жан-Жак Руссо

Больше хороших людей благодаря воспитанию, чем от природы. Критий

Мы рождаемся слабыми, — нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными, — нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, — нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием. Жан-Жак Руссо

Самая важная часть воспитания — образование характера. Константин Дмитриевич Ушинский

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Фрэнсис Бэкон

Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания. Иоганн Генрих Песталоцци

Воспитание делает нас тем, чем мы являемся. Клод-Адриан Гельвеций

Нравственное воспитание детей должно быть отрицательное, т. е. состоять в удалении от них всяких дурных примеров и в развитии в них чувства любви, справедливости и человечности не правилами морали, а влиянием привычки. Виссарион Григорьевич Белинский

Воспитание ставит воспитателя между ребенком и природой, а образование ставит ребенка в непосредственное отношение к природе. Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами. Дмитрий Иванович Писарев

Чтобы увидеть нормальное отображение страниц сайта включите JavaScript!

И обновите страницу!

Цитаты о Воспитании. Афоризмы о Воспитании. Фразы о Воспитании.

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.

Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон

Воспитание — хлеб души. Д. Мадзени

За великим человеком стоит великое воспитание!

Воспитание и только воспитание — цель школы.

Иоганн Генрих Песталоцци

Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище. Аристотель

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Франклин Б.

Воспитатель сам должен быть воспитан. Маркс К.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В. Г.

Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. Жан Поль

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Суть воспитания не приобретение, но употребление книг. Плутарх

Самое большое наследство — воспитанность. Али-ибн Аби-Талиб

Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие. Бертольт Брехт

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Платон

Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное. Жорж Дюамель

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. Белинский В. Г.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд

Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу. Рёскин Д.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию. Джон Локк

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Томас Карлейль

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Глупцов глупей, слепцов слепей Те, кто не воспитал детей. Брант С.

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет

Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. Герцен А. И.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Рузвельт Т.

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх

Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания. Суворов А. В.

Если человек в состоянии существовать без пугала, значит, он по-настоящему благовоспитан и умен. Хэзлитт У.

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами. Суворов А. В.

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

Воспитывай детей для потомства. Тацит

Человек воспитывается для свободы. Гегель Г.Ф.

Воспитание есть дело авторитета и уважения. Сэмюэл Смайлс

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г.Ф.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого! Кант И.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Джон Локк

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Руссо Жан-Жак

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Гегель Г.Ф.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Аристотель

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. Джон Локк

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным. Руссо Жан-Жак

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. Кант И.

Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Гай Петроний Арбитр

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Бэкон Ф.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания. Сюньцзы

Благородство манер воспитывается на примерах. Франс А.

Спонсоры блока о воспитании — midero.by — строительство фундамента под заказ.

Почти каждый человек, если ему поверить на слово, придерживается совершенно не тех убеждений, какими руководствуется в жизни. Роберт Льюис Стивенсон

Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут. Жюль Ренар

Цивилизованная дикость — самая худшая из всех дикостей. Карл Мария фон Вебер

Кучер не для того бьет кнутом лошадей, чтобы они пали, а для того, чтобы быстрее шли. Шандор Петёфи

Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь. Жан де Лабрюйер

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель Эйкем де Монтень

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра. Блез Паскаль

Деликатность в основе своей — порождение души; это чувствительность, степень которой определяется также большей или меньшей свободой обычаев. Люк де Клапье Вовенарг

Тот дурно воспитан, кто не переносит дурного воспитания в других. Бенджамин Франклин

Не старайтесь превратить воспитание в серию удовольствий. Только усилие даст нужную силу уму. Андре Моруа

Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Антон Павлович Чехов

Тигры гнева мудрее, чем клячи наставления. Уильям Блэйк

Если вы получили хорошее воспитание, не братайтесь с дурно воспитанными людьми: неотесанные поверхности царапают глянец. Пьер Буаст

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. Конфуций

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека. Иммануил Кант

Великая трудность воспитания — это держать детей в повиновении, не портя их характера. Гастон де Левис

Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Никола де Шамфор

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Дмитрий Иванович Писарев

С кем поведешься, от того и наберешься. Луций Анней Сенека

Воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам. Андре Моруа

kakvospitat-rebenka.ru

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок

Русские народные сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. Язык народных сказаний поэтичен, насыщен эпитетами и речевыми оборотами. При этом он очень возвышает и утончает душу слушающих.

Значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка

Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.

Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.

Детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.

Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.

Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.

Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

Особенности проведения занятий и игр

Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать при занятиях не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки. Детям младшего дошкольного возраста читайте небольшие, простые для восприятия, детские сказки. Для детей постарше возможно использование на занятиях произведений, более сложных и глубоких по содержанию.

Очень содействует образному восприятию музыкальное сопровождение игр и занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и книжные иллюстрации), фотографий, произведений прикладного искусства, открыток.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей:

Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.

Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.

Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация.

Практические занятия, использующие детские сказки для воспитания

Цель: знакомство с понятием «дружба».

— Научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.

— Познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.

— Воспитывать дружелюбие, гостеприимство.

— Рассматривая иллюстрации, развивать умение замечать интересные детали, в том числе особенности домов и построек.

Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.

Дружная жизнь зверей в теремке – «Казачок», Даргомыжский А.

Медведь на теремке – «Мужик на гармонике играет», Чайковский П.И.

Изготовление аппликации «Дружный домик».

Материалы для проведения занятия:

Текст сказки, иллюстрации, ножницы, клей, цветная бумага, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 2 по сказке «Гуси — лебеди».

Цель: учить чувствам — любовь, ответственность, послушание.

— Привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.

— Воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.

— Развитие приветливости и послушности.

Сцены игр – «Камаринская», Чайковский П.И.

Эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня», Беркович И.

Тема «Баба-Яга и гуси-лебеди» — «Сказка», Прокофьев

Изготовление поделок из пластилина и природных материалов «Гуси-лебеди»

Текст детской сказки, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, сухие листья, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 3 по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.

— Научить делать выводы на основании поступков героев.

— Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.

— Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми

Знакомство с русским фольклором через народные песни «Некошеный твой лужок», “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”.

Проведение практической части:

Изготовление поделок из пластилина «Козленочек».

Текст сказки, иллюстрации, картина М.В. Васнецова «Аленушка», пластилин, дощечка для лепки, аудиозапись.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

vihra.ru

Проект по самообразованию «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,агрессивности, у детей искажены представления о нравственных качествах, слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Исходя из этого мы поставили перед собой цель:развивать и воспитывать у каждого ребенка духовное начало. Для решения этой проблемы мы выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками.

Содержимое разработки

Проект по самообразованию «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Подготовили Килина ,Л.С

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

O Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

O Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

O Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

O Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того , чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор игр дидактических игр

Составила перспективный план

Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»

Основной этап или этап реализации

Совместная работа с родителями.

Провели родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план посещений театральных пятниц. )

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Ппровели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту. Осуществили проект «Книжка своими руками»

Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостяхусказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла»

Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

На День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми.

Осуществили проект «Книжка – своими руками»

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями

Работа с детьми.

В группе прошли ряд развлечений: на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми, к 23 февраля папам рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят»

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что злоСказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Подобрала диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.

В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Дальнейшая моя работа:

В начале старшей группе планирую провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка»

videouroki.net

Роль сказки в нравственном воспитании. методические рекомендации для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.

Методические рекомендации для родителей

Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

создать условия для формирования личности ребенка через сказку;

воспитывать интерес к художественной литературе, литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.

содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

» Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе дорого человечеству . Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое .»

«Из многих малых одно большое выходит»

«Капля по капле и камень долбит»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Каков привет, таков и ответ»

«Лисичка со скалочкой»

«Кто правдой живёт, тот добро наживёт»

«Согласного стада волк не берет»

«На чужой каравай рот не разевай»

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»)

Что зло наказуемо. «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл»

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко»

Как не в море-океане,

На дверях висит замок.

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

В. А. Сухомлинский

В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает в себе новые способности и творческий потенциал .

Для детей свойственно себя идентифицировать с различными героями. Очень хорошо, если в группе есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства; волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и распланированный своими родителями ребенок с удовольствием превращается в королевского шута

Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

Инсценировка является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми, целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии;

это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

это процесс активации ресурсов, потенциала личности;

это процесс объективизации проблемных ситуаций;

это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Закончить хочется словами Л. Н. Толстого:

«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.1998. с 176. с.178.

Гербова,В.В. Приобщение детей к художественной литературе М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Трунова, М. Сказки? Сказки! / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2010.- № 7.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.

тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98

Роль сказки в нравственном воспитании

Методические рекомендации для родителей

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со окружающим миром в целом. Нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

u создать условия для формирования личности ребенка через сказку;

u воспитывать интерес к художественной литературе, литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

u прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.

u содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

u развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

u содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей..Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

«Чем хвалимся, на том и провалимся»

«На языке медок, да на сердце — ледок»

«Не бравши топор, жилья не срубишь»

«Легко взято, легко и потеряно»

«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»

«Кто добро творит, того Бог благословит»

«Работай — сыт будешь, молись — спасешься, терпи — взмилуются»

«Без смиренья нет спасенья»

«Горе горюй, да руками воюй»

«Пораньше вставай, да свой затевай»

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Что зло наказуемо. «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди».

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка» , «Мороз Иванович» , «Царевна-лягушка»

Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко — здесь, где мы живем.

Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: «Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художественного, символически-мифического смысла».

Не на острове Буяне

Мы замочек отопрем — Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди… Сказка, в гости приходи!

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

В. А. Сухомлинский

» Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности ; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды.»

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его обществ.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, «Из какой сказки этот персонаж?», настольные игры по сказкам.

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.

· это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии;

· это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

· это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

· это процесс активации ресурсов, потенциала личности;

· это процесс объективизации проблемных ситуаций;

· это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

· Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

· Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

· Забавность сказок повышает интерес к ним.

· Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Закончить хочется словами Л. Н. Толстого:

«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.1998. с 176. с.178.

5. Гербова,В.В. Приобщение детей к художественной литературе М.: Мозаика – Синтез, 2008.

6. Трунова, М. Сказки? Сказки! / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2010.- № 7.

www.metod-kopilka.ru