Системно ролевая теория формирования личности

СИСТЕМНО-РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной деятельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей. Профессор Н.М.Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию челове­ка в жизни, цель его воспитания».

Основу содержания воспитания составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Профессор Н.М.Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интере­сов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

Понятие «воспитание». Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук;

СИСТЕМНО-РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Профессор Н.М.Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благо­даря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности,- по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.».

Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М.Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли (см. таблицу).

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечисленных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний долг, супругом, воспитателем своих детей; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, совершая ее по законам экономической целесообразности, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; граждани­ном страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; гражданином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями и намерениями в достижении поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. «Личность, — по утверждению Н.М.Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, кото­рое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». Следовательно, воспитаниерассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».

Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности — это мера, уровень освоения и выполнения личностью системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и исполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:

Содержание воспитательного процесса.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности, по мнению Н.М.Таланчука, является педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жиз­недеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие социальные институты призваны целенаправленно готовить подрастающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессионально-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирования у детей и подростков экономического мышления. Разумеется, педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленчес­ких начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством любви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаимосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражданином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаивающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что формирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы школы, семьи и других социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подрастающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главной действующей силой всегда остается человек с его определенными нравственными убеждениями и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и экологической культуры человека.

— во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса;

И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отношении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способствует воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию знаний, умений и навыков самообразования и самовоспитания, развитию творческих способностей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их.

Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности пол­ноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной деятельности составить следующим образом:

studopedia.su

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Понятие «воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.

Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечисленных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний долг, супругом, воспитателем своих детей; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, совершая ее по законам экономической целесообразности, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; гражданином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями и намерениями в достижении поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». А следовательно воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».

Цель воспитания. Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной деятельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей профессор Н.М. Таланчук подчеркивает «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию человека в жизни, цель его воспитания».

Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности – это мера, уровень освоения и выполнения ею системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и выполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:

Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующий им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.

Одним из важнёйших направлений воспитательной деятельности, по мнению Н.М. Таланчука, является педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие социальные институты призваны целенаправленно готовить подрастающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессиональной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общественными и профессиональными знаниями, для формирования у детей и подростков экономического мышления. Разумеется педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленческих начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности, с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством любви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаимосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражданином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаивающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что формирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы школы, семьи и других социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подрастающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главной действующей силой всегда остается человек с его определенными нравственными убеждениями и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и экологической культуры человека.

Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интересах социальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

— во-вторых, дополнение задач общественного воспита­ния задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, вы строенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общече­ловеческого опыта и прогресса;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии обще человеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности полноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной деятельности составить следующим образом:

lektsii.org

Системно-ролевая модель формирования личности (по н. М. Таланчуку)

Социальные роли личности

Задачи воспитания и самовоспитания

Формирование сыновне-дочернего долга

Формирование супружеской культуры

Формирование педагогической культуры

Формирование профессиональных знаний и умений

Формирование экономической культуры

Формирование умений самоорганизации и самоуправления

Формирование культуры общения

Формирование экологической культуры

Воспитание национально-интернациональной культуры

Воспитание классово-интерклассовой культуры

Воспитание политической культуры

Воспитание морально-правовой культуры

Геосоциальные и интерссциальные

Интерсоциальное воспитание и самовоспитание

Субъект материальных потребностей

Воспитание культуры материальных потребностей

Субъект духовных потребностей

Воспитание культуры духовных потребностей

Субъект учения и познания

Формирование культуры учения

Формирование культуры самовоспитания

Формирование творческих способностей

Субъект психических саморе­гуляций

Воспитание культуры психической саморегуляции

Формирование деловой культуры

Содержательную сторону процесса воспитания по от­дельным сферам социализации и самореализации личнос­ти предлагают рассматривать авторы петербургской кон­цепции воспитания (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников)1, подчеркивая что для каждого воспи­танника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Авторы определяют следующие сферы самореализации:

¦ семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

¦ член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, го­товый реализовывать и защищать свои права и интере­сы в среде сверстников и взрослых, способный к со­трудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

¦ ученик, воспитанник школы, гимназии, лицея или дру­гого типа учебно-воспитательного учреждения, знако­мый с историей своей школы, со спецификой ее образо­вательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда;

¦ патриот своего города, с любовью к нему относящийся, знающий и поддерживающий его исторические и куль­турные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

¦ россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и про­цветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуры, не теряя нацио­нальной самобытности;

¦ человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в XXI в., носитель глобаль­ного мышления, ощущающий себя гражданином мира.

С учетом указанных сфер авторами предлагаются направ­ления, содержания и формы воспитания.

Воспитание семьянина. Основной идеей в деле воспита­ния человека, способного реализовать себя в роли семьяни­на, может быть идея гармонизации, согласования идей и интересов ребенка, семьи, школы.

«Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно относящихся к своим функциям се­мьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семей­ных традиций, возможно, если он:

¦ осознает себя представителем определенного пола, но­сителем мужского или женского начала;

¦ понимает и переживает свою значимость как полно­правного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли, совершенствуя умение быть хорошим сыном (дочерью, братом, сестрой, внуком, внучкой) и т. д.;

¦ учится принимать близких такими, какие они есть, проявлять терпимость к недостаткам родных людей, любить их;

¦ испытывает потребность сохранения семейных отноше­ний, семейных ценностей;

¦ знаком с функциональными обязанностями в семье, приобретает опыт заботы о близких, умения самообс­луживания, распределения бюджета, проведения сво­бодного времени»,1

Воспитание семьянина возможно только при участии в этой работе семьи учащегося.

Направления и формы работы по воспитанию семьянина многообразны. Прежде всего необходимо изучение воспи­тательных целей и возможностей, которыми располагают семьи учащихся, в той мере, в которой это позволяют роди­тели, об ожиданиях семьи по отношению к школе, о поло­жительном семейном опыте.

«Важной задачей является повышение информированно­сти школьников в области семейной педагогики: изучение народных традиций семейного воспитания, семейных об­рядах, принятых в русской культуре и культуре других на­родов; знакомство с классической мировой литературой, описывающей семейную проблематику, проблемы любви, ревности, измены, самопожертвования. Важно показать, что в каждой семье проблемы представляются сугубо интимны­ми, неповторимыми, на самом деле переживались в разные эпохи различными людьми, что они разрешимы, но нрав­ственную ответственность за выбор решения несет на себе каждый член семьи».

Обязательным компонентом воспитания семьянина ста­новится изучение истории своего рода. Формы его различ­ны: составление и описание генеалогического древа, созда­ние семейной летописи, альбома, кинохронологии. Поле для творческой деятельности представляет подготовка к празд­нованию семейных праздников, юбилеев, памятных дат.

Учителя могут продумать и организовать практическую деятельность учащихся по созданию домашнего уюта: во­оружение школьников прикладными умениями и навыками, связанными с приготовлением пищи, устройством домашнего интерьера, планированием бюджета, мелким ремонтом, шитьем и вышиванием, разведением домашних растений, содержанием животных и др.

Воспитание семьянина невозможно без формирования сексуальной культуры, нравственности и психологической готовности к вступлению в систему «мужчина—женщина».

Следует обучать детей и их родителей безконфликному, развивающему общению в системе семейных отношений, включающему умение слышать друг друга, откликаться на проблемы друг друга, не спешить давать негативную оценку поведению или высказыванию других. Ребенка и взрослого полезно обучить приемам релаксации, снятия психо­логической и физической усталости в домашних условиях 1.

Воспитание ученика. Постоянный диалог со школой, пе­дагогами способствует формированию ученика, который:

¦ испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает куль­турой информационного взаимодействия с миром;

¦ интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры, которую готов изучать углубленно;

¦ гордится своим учебным заведением (школой, лицеем, гимназией, колледжем), чувствует личную причаст­ность к нему, знаком с его историей, освоился с особен­ностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные с уставе, старается им следовать;

¦ чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

¦ является активным членом «школьного братства», пре­дан традициям учебного заведения, заботится о нем, внося реальный вклад в жизнедеятельность учебно-вос­питательной системы;

¦ умеет быть учеником, уважая опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто нуж­дается в помощи со стороны более знающего человека.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

¦ создание имиджа школы, неповторимого облика, обес­печивающего ее привлекательность и популярность сре­ди родителей и учащихся, что потребует пересмотра эс­тетических возможностей школьной среды, поиска оригинального дизайнерского решения оформления классов, рекреаций, интерьеров, территории вокруг школьного здания, создания и введения в повседневный обиход школьной символики, фирменных элементов одежды, традиционных ритуалов, праздников, хране­ния и передачи того, что является школьной историей;

¦ создание атмосферы познавательного комфорта, что предполагает прежде всего ориентацию на реальные ин­формационные потребности учащихся, их актуальный уровень готовности к познавательной деятельности в предлагаемых школой и учителем вариантах, созда­ние комфортных условий проверки знаний, в каких бы формах она ни проводилась;

¦ формирование у ученика знаний и интеллекта, потреб­ности в учебе, круга необходимых умений, навыков, опыта успешной познавательной деятельности, уваже­ния к результатам умственного труда;

¦ построение личностно-ориентированного содержания образования, т. е. такой системы знаний, в которых каждому ученику найдется место в силу индувидуально-личностного смысла информации, которая ему пред­лагается.

Воспитание члена детского подросткового молодежного сообщества. Одна из сфер самореализации современного школьника — это общение и деятельность в среде сверст­ников, в кругу детского подросткового, молодежного сооб­щества. Детское сообщество позволяет ребенку:

¦ освоить культуру межличностных отношений и совме­стной деятельности;

¦ приобрести опыт реализации своих интересов в груп­повой и коллективной работе;

¦ освоить опыт участия в самоуправленческой деятель­ности и демократических форм поведения;

¦ развить потребность и умения заботиться о других людях;

¦ освоить различные социальные роли и позиции;

¦ научиться защищать свои права и интересы, а также право и интересы других людей, своего сообщества.

Создание таких сообществ особенно важно для тех подро­стков, которые не могут реализовать себя в классе, школе, семье. Школьники объединяются в неформальные сообще­ства на основе собственных интересов. Такие объединения могут возникать на базе школы, класса, учреждений дополнительного образования, общественной политической взрослой организации, в том числе религиозной. Педаго­гам необходимо взаимодействовать с этими организациями и школьниками сообществ, чтобы способствовать развитию у подростков положительных мотивов деятельности, пре­дупреждать возможные асоциальные действия представи­телей организаций, регулировать отношения между деть­ми разных сообществ.

Целесообразно проводить работу в школе по формирова­нию, инициированию различных творческих объединений, клубов, кружков, где дети могли бы реализовывать себя, удовлетворять свои потребности в общении.

Важно, чтобы в любом объединении в результате совмест­ной деятельности складывалась общность целей, имеющих социокультурную ценность; происходило разумное распре­деление функций; формировались гуманистические, демок­ратические отношения, развивались интерес к людям и за­бота друг о друге; создавались традиции жизнедеятельнос­ти; накапливался опыт совместных дел, взаимодействия с другими организациями, осуществлялась рефлексия по развитию сообщества.

Воспитание жителя города (поселка, деревни). Деятель­ность педагогов должна быть направлена:

¦ на организацию взаимодействия детей с городом (се­лом), которое формирует их представления об окружа­ющем мире;

¦ развитие у воспитанников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры сво­его города (села);

¦ социальную адаптацию школьников, содействие в ос­воении и преобразовании социума, формирование об­раза своего города (села).

Целесообразно проведение воспитательной работы в сле­дующих направлениях:

¦ подробный анализ природного, исторического, социо­культурного потенциала места, в котором расположена школа;

¦ использование в воспитательном процессе имеющихся природных, культурных и исторических факторов;

¦ воспитание чувства принадлежности к культуре горо­да (села);

¦ привлечение учащихся к деятельности по улучшению, преобразованию своего города (села);

¦ приобщение школьников к закреплению и развитию традиций в своем городе (селе).

Воспитание гражданина России. Воспитывая россиянина, гражданина своего Отчества, целесообразно сделать акцент:

¦ на осознание учащимися причастности к судьбе Отече­ства, его прошлому, настоящему, будущему;

¦ сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального само? сознания в сочетании с пониманием места и роли свое­го народа и страны в развитии мировой культуры;

¦ знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обя­занностей;

¦ ответственность за сохранение духовного, промышлен­ного, научного, культурного потенциала России;

¦ формирование осознанного отношения к политике го­сударства, с учетом запрета на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем сво­их политических взглядов;

¦ ориентацию в экономической структуре и политике го­сударства, поиск форм трудовой и предприниматель­ской деятельности, доступных в зависимости от возраста.

Для решения этих задач необходимы:

¦ знакомство с историей своей страны;

¦ осмысление, анализ различных точек зрения на судьбу Отечества, формирование у школьников собственной гражданской позиции;

¦ использование в оформлении школы государственных атрибутов и символов, проведение в школе государ­ственных праздников;

¦ возрождение, сохранение и развитие этнических традиций;

¦ знакомство с лучшими образцами культуры, искусства

своего народа, нации;

¦ изучение законов своей страны, своих прав и обязанно­стей;

¦ формирование представлений о многообразии и специ­фике экономических моделей, действующих в нашем обществе, видах собственности;

¦ воспитание уважения ко всему тому, что создал народ на протяжении истории Российского государства, к ре­зультатам своего собственного труда;

¦ правовое просвещение учащихся и освоение действен­ных средств личной защиты.

Воспитание человека мира. Важно сформировать у школь­ников ответственность за продолжение жизни на Земле. В воспитании ребенка как человека мира могут быть намече­ны следующие направления:

¦ формирование планетарного, глобального мышления, целостности восприятия окружающего мира и человека как неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопро­сов, касающихся каждого жителя Земли;

¦ формирование экологического поведения, обеспечива­ющего сохранение на Земле природы и человека;

¦ пробуждение интереса к экологическим вопросам, ос­нованного на умении общаться с природой, читать кни­гу природы, понимать закономерности ее развития;

¦ формирование знаний о себе как природном существе, представления целостной картины мира и своего места в нем;

¦ воспитание в духе ненасилия, направленное на установ­ление гуманистического типа отношений между людьми;

¦ формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого об­щества;

¦ обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимо­действия отдельных людей, носителей различных взгля­дов и концепций, различных национальных групп, раз­личных культур;

¦ воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприя­тие любых форм насилия и неуважения к человеку;

¦ знакомство с приемами социально-психологической за­щиты личности в ситуациях социальной напряженнос­ти и конфликтов, обучение рефлексии собственного по­ведения и отношений с другими людьми.

Воспитание творческой индивидуальности. Работа в этом направлении предусматривает реализацию идеи самоценно­сти, уникальности воспитанника в соотношении с интере­сами и потребностями других людей и создание условий:

¦ для «осознания личностью своей неповторимости, са­моценности при адекватности самооценки, умении по­смотреть на себя со стороны, способности к рефлексии, самодиагностике, самооценке;

¦ выработки воспитанниками круга жизненных ценнос­тей, лежащих в гуманистической парадигме, ответ­ственности перед собой и другими за выбор жизненно­го пути;

¦ развития самостоятельности и креативности мышле­ния, формирования когнитивных характеристик, обес­печивающих свободу ориентации в различных жизнен­ных ситуациях;

¦ развития и совершенствования индивидуальных кана­лов и способов восприятия мира, овладения внутрен­ними ресурсами физического, психического, нравствен­ного самосовершенствования;

¦ раскрытия творческих задатков и способностей, овла­дения креативными формами самовыражения во всех сферах бытия».

Задача воспитателя — оказывать помощь ребенку, подро­стку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в ос­воении новых социальных ролей в ограниченной для каж­дого форме; в создании имиджа своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений; в определении спе­цифических функций в семье, школе, в кругу сверстников.

Формирование творческой индивидуальности невозмож­но без обеспечения защищенности, устойчивости позиции воспитанника, сохранения его чести и достоинства от пося­гательств окружающих, без приобретения им умения пере­живать неудачи, преодолевать препятствия.

Направлениями воспитания творческой индивидуально­сти могут быть:

¦ «проведение комплексной диагностики психофизиоло­гических, социальных, нравственных и других особен­ностей учащихся, уровня развития личностных сфер;

¦ знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;

¦ введение в учебные программы курсов типа «Познай самого себя», «Твои возможности, Человек», «Человековедение» и др.;

¦ проведение тренингов по развитию креативных харак­теристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самоориентации, саморефлексии и т.д.;

¦ занятия по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач), развитие различных форм урочной и внеуроч­ной творческой деятельности;

¦ создание ситуаций выбора в различных сферах жизне­деятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;

¦ знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в миро­вой истории как яркие индивидуальности;

¦ совместные со сверстниками, учителями, родителями дела, позволяющие предъявить положительные резуль­таты творческой деятельности и приобрести опыт инди­видуального, группового, коллективного творчества;

¦ включение учащихся в деловую сферу, в самостоятель­ную предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом».

studfiles.net

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района

г. Санкт — Петербург

Санкт-Петурбург 2018 г.

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Понятие «воспитание» — это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н. М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т. д.»

Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.

Профессор Н. М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т. е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

— во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узко социальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом, страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

Механизм воспитания: заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в с ной внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т. е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е) коммуникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса воспитания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания).

Методы воспитательной деятельности:

— диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);

— целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);

— планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);

— организаторские (организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);

— мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение);

— коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);

формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);

— контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);

— координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как важнейшая составляющая формирования личности ребенка Краузе Елена Владимировна, инструктор по физической культуре, МБДОУ «Д/С «Ромашка», р п Усть- Абакан «Нравственно патриотическое воспитание.

Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в ДОУ ГБДОУ детский сад №122 Тема:«Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в.

Презентация «Детская инициатива — залог формирования успешной личности» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной.

Игра как средство формирования творческой личности дошкольника МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДА ГУКОВО «Использование современных технологий при реализации образовательной области «Социально.

www.maam.ru