Система воспитания детей монтессори

Система дошкольного воспитания Марии Монтессори

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.

Ценностные установки и педагогические принципы системы Монтессори

Главная ценность воспитания в системе Монтессори — это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, — сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности — это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Однако свободу М. Монтессори понимала не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.

В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них — повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.

Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, — это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя — не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.

Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори — индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.

Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.

studfiles.net

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «СИСТЕМА МОНТЕССОРИ» в других словарях:

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. Система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870– 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Система Монтессори — система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

МОНТЕССОРИ М. — МОНТЕССОРИ М. см. Система Монтессори. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

МОНТЕССОРИ — (Montessori) Мария [31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, 6. 5. 1952, Нордвейк ан Зе, Нидерланды], итал. педагог, врач. В 1894 окончила Рим. ун т. Первая женщина в Италии дер мед. наук (1896). Проф. гигиены в Высш. жен. школе (1896 1906). В 1900 … Российская педагогическая энциклопедия

МОНТЕССОРИ Мария — [31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, 6. 5. 1952, Нордвейк ан Зе, Нидерланды], итал. педагог, врач. В 1894 окончила Рим. ун т. Первая женщина в Италии д р мед. наук (1896). Проф. гигиены в Высш. жен. школе (1896 1906). В 1900 07 читала курс пед … Российская педагогическая энциклопедия

Монтессори Мария — (Montessori, Maria) (1870 1952), пионер в области итал. образования. Будучи первой женщиной в Италии, получившей высшее мед. образование, М. стала организатором целой сети детских школ в Риме, инициировав всемирно известное движение, основанное… … Народы и культуры

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА — педагогическая система, основанная на идее разновозрастного обучения, свободного построения распорядка дня и т.п., в которой роль учителя сведена к поддержанию самодеятельности учеников; это школа развития и саморазвития учащихся [23; 68] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Педагогика Монтессори — Учебные материалы системы Монтессори Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори  система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марие … Википедия

Школа Монтессори — Содержание 1 Определение 2 История 3 Философия 4 Принципы педагогики Монтессори … Википедия

Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

psychology.academic.ru

Методика обучения Монтессори сегодня признана одной из самых перспективных в образовательном процессе. Традиционная система образования уже не соответствует уровню развития общества, поскольку подразумевает массовость. Школа Монтессори позволяет находить пути для повышения достижений абсолютно всех детей.

О СУТИ МОНТЕССОРИ-МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Выдающийся ученый-антрополог, педагог и психолог из Италии Мария Монтессори создала особую систему воспитания детей и развивала ее всю свою жизнь. Система официально признана Министерством образования РФ.

В основе методики лежит стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Начало процессу закладывает детский сад Монтессори, т. е. родителям, понимающим перспективность данного метода обучения желательно начинать подготовку наследника с самого раннего детства.

ВЫБИРАЙТЕ КОМПЛЕКСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Если вы уже определились с выбором и отдали предпочтение школе Монтессори, обратите внимание на образовательную сеть Lancmanschool. Наши частные школы в Москве достаточно близки и удобны для многих. Филиалы расположены в нескольких «спальных» районах и в центре столицы, у станции метро Арбатская.

Среди детских садов Монтессори наши дошкольные учреждения стабильно входят в список лидеров. Мы предлагаем воспитание и образование детей от 1,5 до 18 лет, вплоть до поступления в ВУЗы. История развития нашей сети образовательных центров наглядно показывает, что успех неизбежен: все наши воспитанники уже нескольких выпусков подряд поступили в выбранные ими высшие учебные заведения и лицеи.

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА

С чего начинается детский сад по системе Монтессори? С воспитания самостоятельности подрастающего поколения. Наши опытные педагоги и воспитатели, получившие серьезное профильное образование, в том числе и дополнительное в Международном институте Монтессори педагогики, имеющие внушительный практический стаж, находят язык с каждым малышом. Ему помогают найти собственный, совершенно уникальный путь развития, реализовать свою природу.

Методика монтессори – это игровая форма обучения. Дополняется она самостоятельным выполнением упражнений. Каждый малыш в наших садах развивается в собственном ритме. Мы никогда не заставляем детей учиться, выполнять задания или дружить. Они самостоятельны во всем:

— сами выбирают дидактические материалы, интересные им;

— определяют продолжительность занятий;

— даже общение в парах, командные игры они сами формируют.

Мы создаем особую, развивающую монтессори-среду, в которой просто невозможно не проявить данные от природы способности, научиться видеть, оценивать и исправлять допущенные ошибки. Роль взрослого в этой среде вторична. Он помощник, а не строгий учитель.

Активность ребенка — первична. Каждое решение и поступок уважаемы. Воспитанников не ругают, не наказывают, даже не критикуют, а лишь подводят к самостоятельной оценке действия. Право на ошибку есть у каждого. На них учатся.

«Окончив» монтессори садик, наши воспитанники переходят в начальные классы, но даже там уроки совсем не похожи на традиционные. Педагоги обучают не дисциплинам, а самостоятельной деятельности с целью усвоения информации. Развивается:

— внимание и память;

— воображение, моторика и речь;

— способность анализировать, логически мыслить, приходить к правильным выводам.

Методика Монтессори позволяет к завершению обучения в школе получать всесторонне развитую личность, способную не только мыслить, но и принимать самостоятельные, верные и осмысленные решения в любой сфере – частной и общественной.

Педагогика Монтессори – одна из самых востребованных методик, которой отдает предпочтение большое число родителей, стремящихся к всестороннему развитию ребенка.

Выбирая один из наших садиков или школ, обязательно оцените, что предстоит не только увлекательная игра, но и серьезная работа, будет не только свобода, но и дисциплина.

Если вы загорелись этой идеей, запишитесь к нам на экскурсию!

lancmanschool.com

О Монтессори системе

Узнавая важность воспитания и образования детей в дошкольном возрасте, фонд „Чано Копривица“ начал работать над созданием Монтессори системы для них в рамках пилотного проекта Монтессори – детского сада „Звоно“. Системa утверждена при поддержке Департамента образованияя и Националного совета для общего образования Республики Череногории.

Главная особенност дошкольного образования в том, что оно является важным фактором, определяющим личность. Хорошо известно, что ученики, уровень знаний которых при поступлении в школу выше, чем у их одноклассников, как правило, сохраняют это преимущество в течении дальнейшего обучения. Теперь уже можно сказать, что некоторые национальности и страны существенно преуспели в системе образовании своих детей, с самого начала применяя хорошо и эффективно организованные методики воспитания детей в дошкольном возрасте.

Понятие „дошкольное воспитание“ надо воспринимать как часть общих воспитательных влияний, действующих с самого рождения ребенка до момента его поступления в школу. Воспитание является концепцией, которая воплощает в себе и образовательные воздействия. В сравнении с воспитательными влияниями, воспитание следует рассматривать в первую очередь как преднамеренный и организованный процесс.

Исходя из того, что в Черногории в 2010-ом году принята Стратегия дошкольного воспитания и образования (2010-2015), согласно которой система дошкольного воспитания и образования воспринимается как первый уровень образования, с которым дети встретятся и которая также имеет большое значение для общего роста, развития и формирования личности детей создаются условия для стимулирования таких программ, какой является программа Монтессори, которая поддерживает гуманистическую концепцию дошкольного образования, соответствующую демократическими принципами Черногории и являющейся ответом на процессы реформирования образования в Европе.

Некоторые из ключевых особенностей этой концепции включают: комплексный подход, открытость системы и программы диверсификации (которая является результатом различных потребностей и интересов детей и родителей). Руководствуясь новыми тенденциями, особенно диверсификации программы и модели, в Никшиче начали процесс внедрения и разработки программы Монтессори в рамках пилотного проекта, направленного на обеспечения доступа к качественному образованию детей дошкольного возраста.

О Марии Монтессори и Монтессори педагогике

Первый Дом ребенка Марии Монтессори начал свою работу в 1907 году, как Casa Dei Bambini в Риме. Через примерно 3-4 года подобные дома появились в Западной Европе, а спустя еще несколько лет и в Соединенных Штатах. Спустя несколько десятилетий, детские сады Монтессори присутствуют на всех континентах. Во времена диктатуры она подвергалась постоянным преследованиям и сегодня ее всегда рады приветствовать в тех странах, где соблюдается гуманистическое понимание, демократия, где ребенок находится в центре внимания, где считается, что мир является драгоценностью, которую надо беречь.

Монтессори педагогика уже около ста лет используется в образовательных системах Европы и является важным компонентом в формировании отношения к ребенку, а также воспитания и образования в целом.

В настоящее время программа Монтессори — это всемирно известная педагогическая концепция в образовании, которая с 80-ых годов переживает повторное возрождение. Она основана на философии развития ребенка, в соответствии с которой ребенок приобретает оперативные знания в областях жизни, в которых он будет участвовать, когда вырастет. Монтессори педагогика является полной и оригинальной воспитательно-образовательной системой, в которой подчеркиваются важность самостоятельной деятельности ребенка и индивидуальные темпы развития, и в которой имеется уникальный подход в технике обучения. Здесь не ставится акцент на непосредственном обучении ребенка, но создается стимулирующее окружение, повышающее детское естественное любопытство, а также позволяющее детям учиться спонтанно через игру путем открытий.

Педагогика М. Монтессори основана на научных наблюдениях детского спонтанного обучения, на стимулировании собственных действий ребенка, на его независимости и на уважении к личности ребенка.

Монтессори педагогика изучает следующие основные принципы Монтессори, единые на всех континентах и определенные АМИ (Ассоциация Монтессори Образования), т. е. организацией, основанной самой М. Монтессори , со штаб-квартирой в США. Организация была создана с целью сохранения, расширения и дальнейшего развития идей и принципов М. Монтессори для общего развития человека.

АМИ Ассоциация обеспечивает высокое качество преподавания Монтессори принципов. В мире существует ряд других заведений, на международных и местных уровнях, в которых обучают Монтессори педагогов. Многие из них объединены в 1991 году вместе с АМИ и MACTЕ (Montessori Accreditation Council for teacher Education). Монтессори педагогов обучают АМИ тренеры, или те, кто отвечают высоким MАСTЕ критериям для Монтессори воспитателей и учителей.

АМИ допускает небольшую гибкость и открытость программы, по отношению к требованиям некоторых стран.

Сегодня в мире есть возможность изучить Монтессори теорию и разработанную практику Монтессори для детей широкого возрастного диапазона, от рождения до 18 лет и обучиться на Монтессори педагогов или учителей.

Дошкольное учебное заведение с адаптированной Монтессори программой следует за необходимыми планом и программой. Современные тенденции дошкольного образования ориентированы на глобальное воспитание ребенка, имеющего свои собственные возможности и ограничения, свое особое накопление опыта, а это определяет его личные темпы развития.

Существующей концепцией дошкольного образования в Черногории и адаптированной программoй Монтессори ребенку дошкольного возраста дается возможность самостоятельно развиваться как личность, развивать свои способности и взаимодействовать с окружающей средой. Это и есть основная цель дошкольного образования — дать ребенку возможность развиваться как личность, улучшать свои коммуникативные способности и взаимодействовать с окружающим миром, создавая благоприятную образовательную среду, в которой он будет получать опыт, работая по собственной программе и трансформировать его в знания. Такая концепция дошкольного образования обеспечивает условия для развития всего потенциала детей, их роста и удовлетворения потребностей на основе принципов Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с общими и конкретными целями и принципами Стратегии дошкольного образования в Черногории (2010-2015).

montessori-zvono.me

Что такое методика Монтессори

Методика Монтессори имеет и свои недостатки. Один из них заключается в том, что ребенок развивает все, кроме фантазии и творческого мышления.

Сегодня достаточно многие садики, оглашая весь список своих преимуществ перед другими «конкурентами», довольно часто называют методику Монтессори. Но для родителей чаще всего это лишь пустой звук, не означающий ровным счетом ничего. Мы уже писали про Десять постулатов о детях от Марии Монтессори, сегодня есть смысл разобраться в том, что представляет собой эта методика Монтессори.

Сегодня все больше можно услышать теорий, твердящих, что ребенок намного мудрей своих родителей и сам знает, чем ему заниматься, как развиваться и расти. В свою очередь, взрослые препятствуют такому гармоничному развитию личности малыша, насильно загоняя его в определенные рамки, которые, на их взгляд, более разумны. Но так ли это?

Педагогика по-итальянски

Мария Монтессори — известная среди педагогов итальянка, которая проанализировав свой богатый опыт общения с детьми, определила основные принципы гармоничного развития личности ребенка на разных периодах его жизни. Основа этой теории – обращение к индивидуальности ребенка, его самобытности и уникальности характера, способностей и т.д. Звучит, конечно, впечатляюще, но не очень понятно. Поэтому стоит заметить, что в методике Монтессори основным принципом воспитания ребенка считает его самостоятельность, способность думать и решать самому. То есть, фактически, ребенок сам выбирает себе средства для своего развития. Конечно, далеко не все детские садики признали и приняли такой способ воспитания деток, поэтому его можно считать в некоторой степени даже экспериментальным.

Согласно принципам методики Монтессори, ребенок сам выберет себе средства и методы обучения. Поэтому не ты будешь решать, с чем ребенку можно играть, а с чем желательно подождать или же какие вещи трогать, а от каких руки прочь.

Ребенку для развития необходимо максимальное столкновение с окружающим миром, то есть практика. А рассказывать малышу о том, что можно, а что нельзя и каковы последствия – практически бесполезно. Одно из преимуществ методики Монтессори это то, что ребенка не нужно ни к чему принуждать, ведь малыш будет сам стремиться познать и опробовать что-то новое.

Согласно методике, для ребенка крайне важно создать среду, в которой он будет развиваться и познавать себя самостоятельно. В этом есть что-то похожее на обучение животных в естественной для них среде. Поэтому задача взрослых – организовать пространство для ребенка, в котором он сможет учиться всему новому.

Для малыша важно устроить несколько зон в комнате, в одной из которых он будет развивать свои сенсорные способности, в другой учится самообслуживанию, играя с пластиковым утюгом, наборчиком посуды, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, фантазию и т.д. Дальше понадобятся игрушки и приспособления, которые покажут ребенку основы счета, дадут понятие количества и т.д. Также позаботься о наличии игрушек, развивающих моторику, внимательность и т.д.

Методика Монтессори имеет и свои недостатки. Один из них заключается в том, что ребенок развивает все, кроме фантазии и творческого мышления. Так, малыш вполне хорошо справится с расчетом количества, но «от себя» не добавит ничего. Поэтому, если решилась взять на заметку некоторые принципы методики, не забывай уделять внимание именно творческому развитию малыша, ведь это крайне необходимая черта для каждого человека, а в детстве она просто незаменима, чтобы познать весь мир в его особенной неповторимости.

Бонус — смотрите видео “Методика Монтессори. Доводы одного родителя”:

Знаменитое видео от Тревора Айслера “Montessori Madness” в русском переводе.

www.vospitaj.com