Семья нужна каждому ребенку

Каждому ребенку нужна семья!

Виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для малыша, пусть самая пропащая, даже та, которая бросила его в роддоме, есть самый желанный человек на свете. Ведь малыш любит маму всем сердцем. Но как быть с детьми, которые находятся в детских домах? Кто подарит им материнскую ласку? Как помочь детям обрести счастье, вырасти в мире, где царит любовь и взаимопонимание, поддержка в трудную минуту?

Каждому малышу, который по тем или иным причинам оказался в детском доме, или доме малютки, хочется обрести семью – маму, папу, бабушек, дедушек. Не каждая пара знает, что кроме усыновления есть еще и другие формы семейного устройства, позволяющие принять в свою семью малыша, подарить ему тепло своего домашнего очага, а себе — радость от общения с ребенком и заботы о нем. Не каждый ребенок имеет юридический статус, позволяющий усыновить его. Тогда возможен вариант принятия его в гостевом режиме либо в приемную семью, где он сможет поддерживать отношения со своими кровными родственниками и знать о своем происхождении.

Усыновление ( удочерение) принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке (статьи 124-139 Семейного кодекса РФ) Одному из усыновивших родителей предоставляется отпуск на период 70 дней со дня усыновления, если взяли в семью одного малыша и 100 дней при усыновлении двух и более детей. Мама, в случае усыновления совсем крошечного малыша, с целью тайны усыновления может получить вместо отпуска по усыновлению отпуск по беременности и родам. Один из родителей может оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Усыновленный ребенок становится и наследником. Усыновить могут как оба супруга, так и один из пары. При этой форме устройства ребенка в семью необходимо утверждение усыновления судом, что занимает дополнительное время. При усыновлении детей старше 10 лет требуется получение от них согласие на усыновление.

При усыновлении не каждый ребенок может быть усыновлен.

Опека (попечительство) – принятие ребенка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми , не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и несет ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе.

а) пособие на содержание ребенка на безвозмездной основе – 5477,45 – каждому опекаемому ребенку.

б) по договору при передаче ребенка на возмездной основе – 4500,00 (на руки); сумма с налогом и районным коэффициентом – 5175 рублей.

— является дополнительной выплатой, если:

— ребенок состоит на учете в полиции (ПДН)

— дети с ограниченными возможностями здоровья.

Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

Опека не является приоритетной формой устройства ребенка в семью, и если на одного малыша найдутся и опекуны, и усыновители — то ребенок попадет в ту семью, которая готова его взять полностью как родного. Опекуны и попечители в некоторых случаях получают государственную материальную помощь , при условии, что подопечный проживает вместе с ними.

Опеку, в отличие от усыновления проще и быстрее оформить. Ребенок не лишается статуса сироты и оставшегося без попечения родителей и может пользоваться всеми предусмотренными государством льготами, за ним сохраняется его фамилия, имя, отчество . Как правило, опекуном выступает один человек, и под опеку ему предоставляется один ребенок. Исключение составляет, если имеются братья и сестры.

Приемная семья форма устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между оранном опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям – заработанная плата (вознаграждение). Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъекта РФ, Приемные родители и опекуны (попечители) ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства (статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49).

Выплаты приемным родителям

а) пособие на содержание ребенка – 5477,45 (не облагается налогом) каждому опекаемому ребенку

б) вознаграждение приемному родителю – 4500 ( на руки) ; 5175 руб. ( с районным коэффициентом и налогом)

могут быть надбавки к вознаграждению, если:

— ребенок состоит на учете в полиции (ПДН) – 25%

— дети с ограниченными возможностями здоровья – 25%

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительства), расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

В настоящее время единовременное пособие при всех формах устройства детей – 15050 рублей. Планируется единовременное пособие при передаче в семью детей- инвалидов, в многодетные семьи до 100000 рублей.

Тем гражданам, которые усыновляют детей, единовременное пособие будет с 2013 года дифференцированное, а именно:

всем, кто усыновляет детей – 20000 рублей;

— кто усыновляет детей – инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья — 120000 рублей.

Патронат – форма воспитания ребенка ( детей) замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей – сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях. Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается постоянный трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей.

В настоящее время в Шадринске создано 30 приемных семей, где воспитываются 70 детей. В них разное количество детей — от 1 до 13-ти детей. Приоритет при создании приемных семей отдается детям, имеющим инвалидность, серьезные отклонения в здоровье, состоящим на учете в ПДН.

Под опекой (попечительством) находится большая часть детей, оставшихся без попечения родителей – 150 детей (в 129 семьях) В целом в семьях граждан проживает 220 детей.

Однако, есть дети, воспитывающиеся в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей., а также обучающиеся в учебных заведениях профессионального образования (около сорока детей), которые хотели бы жить в семье (приемной, под попечительством, быть усыновленным). В Шадринске в 2012 году неплохой показатель усыновления – 9 детей, но здесь потенциал очень большой, поскольку любой из опекаемых (220-ти детей) может стать усыновленным.

В Шадринске постановлением Администрации города Шадринска создана рабочая группа по развитию форм семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден план работы группы и мероприятия по популяризации семейного устройства детей, профилактике социального сиротства.

Профилактика предполагает адресную работу с родителями, семьями в целом, детьми. В поле зрения находятся

— социально неблагополучные семьи (злоупотребляющие спиртными напитками, неработающие, не осуществляющие должный уход за детьми) – для предотвращения лишения родительских прав, сохранения семьи;

— родители, лишенные родительских прав ( с целью дальнейшего восстановления в правах, возвращения детей в кровную семью)

Для работы с такой категорией семей будут привлекаться различные общественные организации, партии, движения, религиозные деятели, инициативные граждане, различные учреждения досуга, спорта, просвещения. Многие уже выразили желание активно работать в данной области. Для информирования горожан в газете под единым логотипом и девизом ежемесячно выходит бюллетень с информацией о детях, материалами на темы семейного устройства. Аналогичная рубрика выходит в рамках вещания Шадринского телевидения.

Все, кто желает помочь детям обрести свою семью, а именно, кто желает стать кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители обращайтесь в отдел опеки попечительства Отдела образования Администрации города Шадринска Администрации города Шадринска по адресу: г. Шадринск, ул. Свердлова, 59, кабинет № 27.

shadrinsk.bezformata.ru

Мероприятия 2013 г.

Этические принципы подготовки журналистских материалов о детях

В Черногории стартует кампания «Каждому ребенку нужна семья»

Подгорица, 19 сентября 2013 г. – «У Центра социального благополучия, который находится по соседству с моим домом, я порой вижу грустных детей и не могу оставаться равнодушной к их боли. Но решающим моментом стала одна увиденная мной телепередача, в которой рассказывалось о детях, оставшихся без попечения родителей. Журналист спрашивал у детей, какой подарок они хотели бы получить от Санта Клауса. Один ребенок сказал : « Маму и папу ». Это детское желание сильно повлияло на меня . Со слезами на глазах я продолжала смотреть на этих детей, которые безрадостно ели торт. И тогда я решила усыновить ребенка».

С этих слов, которые произнесла приемная мать Нада Стойканович, началась презентация кампании «Каждому ребенку нужна семья». Кампания реализуется правительством Черногории при поддержке ЮНИСЕФ и ЕС. Цель кампании – увеличение числа приемных родителей, сокращение количества детей в интернатных учреждениях и повышение информированности о базовых потребностях человека и фундаментальных правах ребенка расти в семейном окружении.

В соответствии с проведенным ЮНИСЕФ исследованием о знаниях, отношении и поведении людей, 58% жителей Черногории считают, что помещение ребенка в интернатное учреждение является хорошим решением для детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, как подчеркнул Представитель ЮНИСЕФ в Черногории Бенжамин Перкс, «более 50 лет исследований показывают, что дети, помещенные в интернатные учреждениях, подвергаются риску психологической, эмоциональной и физической задержке в развитии, эта задержка может быть восполнена только заботой любящей семьи».

По данным ЮНИСЕФ от 2010 г., 59% всех детей до трех лет, помещенных в детский дом «Младость» в Бижела, поступили в него сразу после рождения. Результаты научных исследований доказывают, что дети в возрасте до трех лет не должны помещаться в интернатные учреждения.

Проводимая в настоящее время в Черногории реформа системы попечения о детях направлена на оказание поддержки родителям, начиная с центров первичной медицинской помощи и до родительного отделения в целях предотвращения отказа от ребенка.

«Мы уверены, что сотрудники медицинских учреждений, центров социальной защиты и родильных домов, школ могут оказать серьезную поддержку семьям, что приведет к снижению числа детей в интернатных учреждениях», — заявил премьер-министр Черногории Мило Джуканович, выступая на презентации кампании.

По словам главы делегации ЕС в Черногории Мити Дробнич, продолжающаяся реформа системы защиты детей, поддерживаемая ЕС, позволит Черногории достичь международных стандартов в сфере защиты детей, и сделать так, чтобы у каждого ребенка была семья. «Необходимо преодолеть заблуждения, связанные с усыновлением, а также повысить информированность общества о важности усыновления. Необходимо продолжать развивать систему поддержки детей, оставшихся без попечения родителей и усилить процесс деинстуционализации», — подчеркнул Дробнич.

Презентация кампании, прошедшая в столице Черногории Подгорице, завершилась обращением к жителям страны.

«Пользуясь случаем, я бы хотела сказать каждому из вас одну вещь: вы не можете помочь всем детям, но вы можете помочь по крайней мере одному ребенку вырасти счастливым, и этого уже будет достаточно. Давайте детям свою любовь, потому что каждому ребенку нужна семья», — заявила Нада Стойканович, приемный родитель.

Ее обращение поддержал премьер-министра Мило Джуканович: «Не только как премьер-министр, но и как родитель, я бы хотел обратиться ко всем структурам и всем жителям Черногории с призывом присоединиться к кампании».

«Мы надеемся, что эта кампания позволит многим приемным родителям открыть свои сердца и свои дома для детей, которым необходима любящая семья», — заявил Бенжамин Перкс, представитель ЮНИСЕФ в Черногории.

В рамках кампании по всей стране были размещены рекламные щиты с ключевым посланием «Каждому ребенку нужна семья» и «Усыновление – залог развития здорового ребенка». Также создан рекламный ролик. В течение ближайших месяцев Центры социальной защиты всех муниципалитетов проведут дни открытых дверей для граждан по разъяснению всех вопросов, связанных с усыновлением и опекой.

Кампания «Каждому ребенку нужна семья» проводится в рамках проекта «Реформа системы социального благополучия и социальной защиты детей – на пути к социальной инклюзии». Проект реализует Правительство Черногории при технической поддержке ЮНИСЕФ, Программы развития ООН и финансовой поддержке Европейского Союза.

www.unicef.org

Ереванский Дом ребенка основан в 1937 году. Это один из старейших детских домов Армении для здоровых детей. В свое время назывался Дом младенца с периода новорожденности, потом в разное время предназначался для малышей до трех, пяти, а сейчас до 6 лет. С марта 1998 года Дом от Министерства здравоохранения перешел под патронат Министерства труда и социального обеспечения. Дом предназначен как для здоровых детей, так и детей, имеющих проблемы с физическим и психическим здоровьем и нуждающихся в социализации. Директор Дома ребенка Лиана Карапетян работает здесь с 1981 года. Сначала педиатром, затем с декабря 1997 главврачом, в настоящее время директором (фоторепортаж).

Дом ребенка расположен в одном из живописных кварталов армянской столицы, в Норк-Мараше. За решеткой выкрашенных голубо краской ворот нас встретил огромный игрушечный медведь и небольшая собака с серьезным выражением мордочки. Как оказалось чуть позже, собака охраняла двоих щенков и на всякий случай не спускала глаз с незнакомых посетителей, пока они пересекали обширный двор.

Во дворе длинный ряд качелей, игрушки, манеж, сушатся ползунки. Утро свежее, и малышей пока не вывели на прогулку.

В Доме ребенка семь групп: шесть возрастных и приемное карантинное отделение. Есть отдельная прачечная, кухня. К слову, корреспонденты Новости Армения – NEWS.am специально побывали на кухне и констатировали царящую на ней чистоту.

В прошлом весь персонал учреждения составляли медицинские работники. Сейчас во всех отделениях работают по четыре воспитателя в паре с нянечками. Есть учитель музыки, медсестры, танцами с детьми занимается старший воспитатель. Несколько раз в год воспитанники Дома проводят концерты. Сейчас в Доме 45 младенцев до года, еще 7 младенцев от года до двух лет. Остальные малыши в возрасте от 2 до 6 лет.

«Говорить о причинах тенденции роста или сокращения числа попадающих в наш Дом малышей трудно. К примеру, в тяжелые для страны 1988-94 годы у нас было всего 45-54 ребенка. Потом, когда ситуация улучшилась, у нас было 99 детей», — рассказывает директор Дома ребенка Лиана Карапетян.

Главная задача руководителя Дома ребенка, констатирует она, чтобы малыш попал в семью: «В процентом соотношении примерно 10-15% детей из нашего Дома возвращаются в биологические семьи.

К сожалению, от 7 до 10% переводятся в соответствующие детдома. Те родители-одиночки, в основном это матери, которые не отказываются от своих детей, посещают малышей по пятницам, но если у родителя есть желание видеться чаще, естественно, мы даем разрешение. Проблема в том, что если к 6 годам ребенка не заберут домой, малыша переводят в возрастной детдом.

20-25% идут на усыновление. Иногда бывает 30%. Правда, в этом году мало. Но был год, когда почти все принятые дети пошли в семьи. Усыновляют малышей не только в Армении, но семьи из Диаспоры».

Интернациональное усыновление ввел тогдашний президент СССР Михаил Горбачев. В те времена речь шла лишь о соцстранах. «Обретя независимость, Армения присоединилась к Гаагской конвенции. Ныне со странами, с которыми у нас есть дипломатические отношения, осуществляется усыновление. Более того, при втором президенте Армении Роберте Кочаряне была введена и проводилась практика курирования усыновленных за рубежом детей. Миссия была возложена на консульства и посольства.

К сожалению, с 2005 года число детей, имеющих разные проблемы со здоровьем, увеличивается с каждым годом. Думаю, основной причиной подобной картины является распространение наркомании и алкоголизма, которых раньше в Армении не было вовсе или было на низком уровне, затем плохая экология. Но самое интересное, что улучшение работы системы здравоохранения также приводит к некоторому проценту инвалидности. Дело в том, что дети, которые раньше рождались весом 600-700 грамм, не выживали. Теперь благодаря развитию медицины выживают, но чем больше находятся под кислородом, тем больше проблем. С другой стороны, увеличение числа больных детей в детских домах может быть свидетельством того, что у населения улучшился менталитет и от здоровых детей не отказываются», — отметила Лиана Карапетян.

Вопрос детей-инвалидов, от которых отказались родители, не только социальный. Это еще и вопрос менталитета, отношения к инвалидности: «Часто от родителей можно услышать что-то в духе «я бы не отказался, но у меня еще ребенок, когда он вырастет, появятся разные проблемы». И я бы не стала утверждать, что они однозначно неправы. Наше общество пока еще не может проявить толерантное отношение к инвалидам».

В целом по годам в соответствии с общим количеством наших детей, отказники составляют около 50%. Отказываются больше по причинам психических недостатков ребенка. На общем фоне позитивно то, что стали мало отказываться от детей, рожденных вне брака.

«Дом ребенка основан в 1937 году. Я знакомилась с архивами и обнаружила один печальный факт тех лет — значительная часть малышей переведена по направлению

НКВД, милиции, КГБ. То есть родители были сосланы или расстреляны, а ребенок попал в детский дом. Дочка Егише Чаренца тоже у нас была», — отметила директор Дома ребенка.

В советское время из 15 республик наименьшее число детдомов было в Армении и Эстонии. Если во всей Армении был всего один дом ребенка для здоровых детей младшего возраста, то в одной Москве их было 17. Сейчас картина сильно изменилась. Все московские детдома перепрофилированы в специализированные. Тенденция касается не только Москвы: «У нас из 71 ребенка только 8 совсем здоровых детей. 29 не проблемные, но и не полностью здоровые, скажем, пониженное зрение, то есть проблемы, которые можно решить, скорректировать. Лично я думаю, что если будем идти такими темпами, наш дом ребенка через несколько лет, года через три, тоже перепрофилируется».

Говоря о малышах, от которых отказались по тем или иным причинам родители, необходимо помнить одну важную вещь. «К нам поступают дети нежеланные для родителей. Я говорю об отказниках. Не тех, которых мать отдала, потом забрала. Исходя из практики наблюдений за более чем три десятка лет моей работы, могу сказать, что отказу от ребенка в подавляющем большинстве случаев предшествует скрытая беременность и роды. Что это означает? Как минимум, перетянутый живот. У нас была девочка, мать которой выпила мышьяк. Женщину удалось спасти, но ребенок родился преждевременно. Естественно, такие эксперименты нередко приводят к физическим и психическим проблемам младенца.

Французы сняли хороший фильм о детдомовских детях. Научно доказано, что ребенок уже в утробе чувствует, что он нежелателен. Это первый стресс. Второй стресс — от него отказались после рождения. Европейцы сделали интересное обследование детдомовских детей, сколько становятся алкоголиками, наркоманами, заканчивают жизнь самоубийством. Это нежеланные дети. Внебрачный ребенок моет быть и у сапожника, и у короля. Просто они по-разному потом растут.

В средние века от нежеланных детей освобождались — попросту топили. Потом церковь взяла их под свою защиту. Потом появился институт детского дома семейного типа, где за ребенком приглядывали за деньги. Это не оправдало себя. Лучше всего, чтобы ребенок попал в семью. Хотя по закону ребенка может усыновить и одинокая мама, и одинокий папа, я считаю, что ребенку нужна полноценная семья. В первую очередь, в интересах ребенка, тем более что в основном это генетически сложные дети».

Хотя в большинстве случаев именно одинокие мамы стремятся взять ребенка на усыновление, бывают случаи, что на такой шаг идет одинокий папа. «За 34 года работы у меня было два случая, когда ребенка взял на воспитание одинокий папа. Очень интересно, что это произошло в течение почти двух месяцев. Один был из Франции, другой усыновлял в Армении. «Французский папа» приехал с матерью, сестрой целой командой», — заключила Лиана Карапетян.

P.S. С детьми старшей группы нам разрешили встретиться в игровой комнате. Очень явно ощущалось, что у малышей нет недостатка в игрушках. Как все дети, новые лица были встречены желанием показать себя – кто-то танцевал, кто-то бросал воздушные шарики, кто-то просил взять на ручки, словом, «работали на зрителя».

Но за веселой беготней, играми и шалостями было различимо, всем, и Тане с длинной толстой косой, и золотоволосой девчушке, которая не захотела назвать имя, полугодовалому Айку, новорожденной Ангелине, всем малышам нужна собственная семья, и в каждом посетителе они видят маму и папу.

news.am

9 июля 2010 1:00 2

В Туле общественная организация «Наши Дети» помогла 12 сиротам найти новых родителей.

Каждому маленькому человеку нужен дом и любящие родители. Но когда малыши лишены родительской любви и заботы, на помощь приходят люди, неравнодушные к судьбам брошенных ребятишек. Уже 12 сирот из детских домов Тулы обрели новые семьи благодаря местному отделению межрегиональной общественной организации помощи детям «Наши дети».

Три года назад ее члены объединились, чтобы просто поддержать и развеселить ребятишек, организуя походы в детские дома с различными культурными и спортивными программами. Этим они занимаются и теперь, однако за прошедшее время пришло понимание: этим главная проблема не решается – ведь так дети не обретают любящую семью. Именно на это члены тульского отделения организации «Наши дети» и направили в последний год свои силы и энергию. Вместе с активистами из других регионов они создали информационный портал «Хочу в семью», на котором рассказывают о своей деятельности, подробно разбирают основные формы устройства детей в семьи и нормы законодательства, а так же предлагают всем желающим познакомиться с историями приемных семей и получить совет психолога.

Конкурсные программы в детских учреждениях региона

Параллельно с этим в разных регионах России организация начала регулярно организовывать встречи юристов и психологов с потенциальными усыновителями, чтобы разъяснить им основные вопросы, касающиеся усыновления детей. Кроме того, «Наши дети» проводят социологические исследования для определения потенциала населения в приеме ребенка в семью. В начале 2010 года был создан первый в России портал юридической поддержки приемных семей «Ванечка» для того, чтобы все потенциальные приемные родители могли с помощью специалистов пройти процедуру устройства ребёнка в семью прямо на сайте, по шагам.

Вскоре появились и первые результаты: к настоящему времени с помощью Тульского отделения организации «Наши дети» 12 детей устроены в новые семьи. Еще нескольким десяткам потенциальных приемных родителей сейчас оказывается активная поддержка: юридические консультации и представительство, помощь в сборе и оформлении необходимых документов.

Презентация наших идей на Селигере-2007

В ближайших планах Тульского отделения — обновление фото- и видеокартотек детей-сирот для их дальнейшего размещения на официальных государственных сайтах. Это облегчит путь ребятишек в их новые семьи: с помощью таких картотек потенциальные усыновители смогут увидеть и лучше познакомиться с детьми, что на настоящем этапе является одной из слабых сторон процедуры усыновления.

— Оказывая содействие в устройстве брошенных ребятишек в приемные семьи, только так мы сможем решить одну из самых острых проблем современности – проблему сиротства, — считают члены общественной организации помощи детям «Наши дети».

Презентация проекта и первых результатов губернатору Тульской области

www.kp.ru

Семья нужна каждому ребенку

Откуда: Страна счастья и достатка

Всем, кто хоть раз задумывался над тем, чтобы подарить тепло ребеночку, который его ждет!

Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.

Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.

Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.

Не каждый ребенок лишенный родительского попечения может быть усыновлен.

На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.

Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка.

Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.

Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Менее жесткие требования к кандидатам — такие же как при опеке.

На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).

Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.

Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие чем при опеке.

На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.

Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы.

Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.

Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных территориях.

Школа приемных родителей

Стань гостевой семьей! Так же, если живешь один!

меня пробудил какой-то тихий, детский голос.

Он говорил:- Пожалуйста. нарисуй мне барашка!

-Хммм! — нарисуй мне барашка.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Для детей, которые растут в целых, полноценных семьях, такой опыт – само собой разумеющийся. Но в Латвии все еще для многих детей эти простые дела не доступны, потому что их детство проходит в детском доме. Конечно, там есть милые воспитательницы и игрушек достаточно. Но каждый ребенок хочет чувствовать себя особым и любимым, хочет пережить то, как если бы он жил в настоящей семье.

Может быть именно Вы желаете дарить свою любовь и время любому из этих детей, позволяя ему почувствовать свою значимость? Становясь гостевой семьей, у вас будет возможность принять ребенка в своем доме в конце недели, на каникулах в школе или в дни праздника, а также навестить в детском доме.

В гостевой семье ребенку помогут приобрести представление о семейных ценностях, отношениях, освоить социальное навыки, а также развивать всевозможные практические навыки. Притом ребенок будет осознавать, что рядом есть надежный человек, который выслушает, поймет, будет способен дать совет и подбодрить. Как для ребенка, так и для вас это будет невосполнимым опытом, который принесет много радости и чудесных мгновений.

Гостевой семьей может быть как неженатый человек, так и женатая пара. Если Вы готовы дать ребенку такого вида поддержку, тогда в сиротский суд по своему месту жительства нужно подать заявление о присуждении статуса гостевой семьи. За месяц суд оценит ситуацию, а также информирует Вас о том, какие-то документы еще надо предоставить. Когда статус гостевой семьи будет присужден, вы сможете отправиться в детский дом, чтобы совместно с работниками детского дома договориться, кому из детей поддержка вашей семьи больше подходит. Если ребенок будет гостить в вашей семье, вам выплатят на ребенка пособие на питание. Поддержку и помощь в решении проблем, если такие случатся, будут готовы оказать специалисты детского дома. Так же гостевым семьям доступны бесплатные консультации психолога.

Если Вы хотите больше узнать о получении статуса гостевой семьи и порядке гощения ребенка в семье, приглашаем связаться со специалистами министерства благосостояния департамента внесемейного ухода, отдела опеки и приемных семей по тел.67021594, adrese: Riga, Skolas iela, 28, e-pasts: pasts@lm.gov.lv .

Более подробная информация доступна также на странице министерства http://www.lm.gov.lv раздел „Внесемейный уход за детьими” раздел „Гостевая семья”. Дополнительную информацию можете получить также в сиротском суде по своему месту жительства.

Я не думаю, что Латвия единственная страна, которая имеет такой статус.

-справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;

-копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

-справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

-медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка,

-копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Документы, перечисленные в подпунктах 2-4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья — в течение 3 месяцев.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ, в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения.

После постановки на учет, орган опеки предоставляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание (региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), любого субъекта Российской Федерации, или в Министерство образования и науки Российской Федерации (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору.

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства является заявление кандидата в усыновители с просьбой о подборе ребенка на усыновление и заключение органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем (заключение действительно в течение года со дня его выдачи).

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Кандидаты в усыновители имеют право:

получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок.

В случае если в региональном или федеральном банке данных о детях отсутствуют сведения о ребенке, которого гражданин желал бы принять в свою семью, гражданин вправе подать письменное заявление с просьбой о продолжении поиска ребенка.

Соответствующий оператор не реже одного раза в месяц письменно уведомляет гражданина о поступлении (непоступлении) новых анкет ребенка, содержащий сведения, которые соответствуют пожеланиям гражданина.

Гражданин в 15-дневный срок со дня получения такого уведомления может ознакомиться с новыми анкетами ребенка. Указанный срок может быть продлен, если гражданин в 15-дневный срок со дня получения уведомления проинформирует соответствующего оператора об основаниях, препятствующих ему ознакомиться с новыми анкетами ребенка (болезнь, служебная командировка и др.).

Если гражданин, дважды получив уведомление о результатах поиска ребенка, оставшегося без попечения родителей, не явился для ознакомления с новыми анкетами ребенка, поиск ребенка для данного гражданина приостанавливается и может быть возобновлен на основании письменного заявления гражданина.

Гражданин обязан в 10-дневный срок письменно проинформировать соответствующего оператора:

о подаче им заявления в суд об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

о принятии им решения об отказе от поиска ребенка и прекращении сведений о нем в государственном банке данных о детях.

Установление усыновления или удочерения (далее — усыновление) производится судом в порядке особого производства.

Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители с просьбой об установлении усыновления, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению об установлении усыновления ребенка должны быть приложены:

-копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

-копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

-при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

-медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

-справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

-документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

-документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.

Все документы предоставляются в двух экземплярах.

Рассмотрение заявления об усыновлении

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Решение суда по заявлению

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.

При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка.

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Государственная регистрация усыновления ребенка производится органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя).

Государственная регистрация усыновления ребенка производится по заявлению усыновителей (усыновителя). Заявление может быть сделано устно или в письменной форме.

Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личности усыновителей (усыновителя).

В случае, если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали такое заявление, усыновление ребенка регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в орган записи актов гражданского состояния из суда, вынесшего данное решение.

На основании записи акта об усыновлении вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка.

В случае изменения на основании решения суда об установлении усыновления ребенка места рождения ребенка по желанию усыновителей (усыновителя) может быть составлена новая запись акта о рождении ребенка органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка, указанному в решении суда. Сведения о составлении новой записи акта о рождении ребенка вносятся в ранее произведенную запись акта о его рождении.

Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Гражданин обязан в 10-дневный срок письменно проинформировать оператора государственного банка данных о детях, на учете у которого он состоит, о вынесении решения суда об усыновлении ребенка.

А что делают Ангелы? Они помогают людям!

Зарегистрирован: 09 мар 2008, 23:11

"В конце концов, сказать никогда не поздно," — думала мама четырехлетней Алины. Однажды девочка пришла из детского сада и спросила: "А я твоя?" Оказывается, в детсад устроилась работать няня из дома ребенка, она узнала Алину, ну и побеседовала с ребенком по душам. Сделала она это не со зла, просто так. "Счастье, что у меня хватило в тот момент выдержки. Я не стала пускаться в долгие объяснения, да они и не нужны были ребенку. Главное, что она хотела услышать, — мы с папой, бабушкой и дедушкой ее любим. А я потом подумала: а если бы я молчала и дальше и правда открылась бы уже в подростковом возрасте?"

А если мой ребенок потом, пусть даже совсем маленьким, спросит: "Я тоже был в животике? Ты меня тоже в животике носила, как вот эта тетя на улице?"

Материалы газеты "Ау! Родители!", № 11/2005

Алла: Я придерживаюсь той точки зрения, что каждый решает для себя и за себя. Что касается меня, то я сторонник не сохранения тайны усыновления, и открытого разговора с детьми о том, что они усыновлённые.

Алла: Вред наносится ребёнку, если он вдруг неожиданно, к примеру, в подростковом возрасте, узнаёт скрытую от него правду. Это страшная психологическая травма. Но если ребёнок с самого начала знает, что он усыновлённый, то для него это обычный факт биографии, такой же, как адрес, по которому он живёт, школа, детский сад и прочая окружающая его действительность. Потому, что ребёнок склонен воспринимать вещи, какими они есть. Взрослые воспринимают это иначе — накручивают собственный жизненный опыт, собственное представление. Поэтому считают, что для ребёнка рассказ о его прошлом может быть травмой. Но если ребёнок маленький, и с самого начала, то есть с момента когда у него возникает вопросы — как и откуда берутся дети? что такое семья? кто такие мама, папа? и как это вообще всё происходит в мире? — получает чёткое представление о том, кто он такой, каково его место в семье, то для него это просто данность. У меня со старшим ребёнком первый разговор получился, когда ему было года три. Он увидел на улице беременную женщину.

И спросил меня: «Действительно ли у тети в животе ребёнок?»

Я сказала: «Да, действительно».

«А я тоже был у тебя в животе?»

«Нет, ты у меня в животе не был, ты был в животе у другой тёти».

На тот момент этой информации оказалась достаточной. Через какое-то время он снова задал вопрос: «А почему я был в животе у другой тёти, а не у тебя?» Я рассказала ему, что у меня не получается самой иметь детей, самой их вынашивать, но при этом я очень хотела иметь ребёнка. Бывают обстоятельства, когда человек может родить ребёнка, но по каким-то причинам не может его воспитывать, а есть люди, которые хотят иметь детей, но не могут их родить. И тогда получается, что эти дети попадают к таким людям.

Когда он пошел в детский сад, он опять меня спросил: «А где я жил?» Я ему сказала, что есть такое место, называется Дом ребёнка. «Там живут дети, которые ждут своих родителей. Дом ребенка — это примерно так же, как детский сад, только для очень маленьких».

И дальше постепенно по мере взросления ребёнка к этим вопросам прибавляются другие более осмысленные.

«Почему, так получилось, что женщина, которая меня родила, то есть кровная мама не смогла меня воспитывать?» На это тоже у меня были совершенно честные ответы: «Бывают разные жизненные обстоятельства — у людей нет жилья, нет денег, нет работы или просто человек не готов к тому, чтобы воспитывать ребёнка. Он принимает решение родить ребёнка, а потом понимает, что он не справляется».

И ребёнок, когда он слышит эти честные, подходящие по его возрасту ответы, он вполне ими удовлетворяется. И самое главное, что не остаётся недоговорённостей. Конечно, не нужно пускаться в какие-то очень длительные красноречивые объяснения, не нужно давать ребёнку больше информации, чем он запрашивал. Есть чётко поставленные вопросы, на них должен быть чётко поставленный ответ.

Не нужно специальных разговоров: «Давай мы с тобой сейчас поговорим на очень важную тему. Сейчас я расскажу тебе о твоём происхождении». Ничего подобного! Вопрос от ребёнка и конкретный ответ от взрослого.

Конечно, у нас были моменты не очень приятные для меня. Например, когда мой 6-летний сын подошёл ко мне и сказал: «Ты знаешь, ты моя не настоящая мама. Потому что ты меня не родила. Вот Марину мама родила, она ей мама, а ты меня не рожала». Согласитесь, не очень приятно это слышать. Но я поняла, что для него слово «настоящая» должно быть наполнено каким-то смыслом. И я спросила его: «Ну, хорошо, если я не настоящая, значит, у тебя есть другая, настоящая мама? Кого-нибудь другого ты можешь назвать своей настоящей мамой?» Он подумал, сказал, что нет. Я говорю: « Значит, видимо, я твоя настоящая мама, по-другому как-то не бывает, не бывает же двух. Была твоя кровная мама, которая тебя родила, но так сложилось, что она тебя не воспитывает, тебя воспитываю я. Ну как, ты чувствуешь, что я твоя мама или нет?» Он сказал: «Да, ты моя настоящая мама».

Ещё раз я хочу отметить, что мы, взрослые, в слова ребёнка порой вкладываем совершенно не тот смысл, который на самом деле в этих словах есть. Потому что те слова, которые могут показаться взрослому человеку обидными и больно ранящими, на самом деле, для ребёнка значат совсем другое.

Мой второй сын, он на эту тему не разговаривал со мной очень долго. Он, видимо, получил какую-то информацию от старшего брата. А когда ему было лет восемь или девять, его вдруг прорвало. Был огромный по его инициативе всплеск. Он мне стал говорить: «как жалко несчастных детей, которых оставляют в домах ребёнка. Какие ужасные мужчины, обманывают женщин!» Где он всего этого понабрался, я не знаю, но, в общем, вдруг в таком драматическом ключе из него полилось. Я ему сказала: «Да, действительно, человек должен нести ответственность за то, что он делает. Действительно, бывает, что виноваты мужчины, и, действительно, этих детей жалко. И хорошо, что есть люди, которые хотят воспитывать детей, и, у них всё складывается нормально». Потом, через какое-то время, он тоже стал мне говорить: «ты не настоящая моя мама. Вот, ты же мне не мама?» – стал говорить он, явно провоцируя. Я ему ответила: «Хорошо, я твоя не настоящая мама. Значит, я буду обращаться с тобой, как с ненастоящим сыном: я не буду наливать тебе чаю, не буду покупать тебе вкусные вещи, не буду читать тебе книжки, я ж твоя ненастоящая мама». Было видно, что он проверял мою реакцию. Она его устроила. Он посмеялся, сказал: «Нет, нет, нет уж, ты моя настоящая мама». Он успокоился.

Этот разговор был спровоцирован исключительно для того, чтобы доказать самому себе — у него есть настоящая мама, а кроме того, любопытно посмотреть границу — насколько взрослый человек смутится от его слов.

Дети разные – характеры разные, но, тем не менее, недоговорённостей быть не должно. Я всегда говорю, что ложь — это «скелет в шкафу». Рано или поздно он выпадет и больно стукнет – и по родителям, и по детям, Поэтому лучше, чтобы его не было.

Алла: Меня тоже дети так не спрашивали об этом. Я же недаром начала с того, что меня ребёнок спросил: «А эта тётя, у неё кто в животе – ребёнок?». Если родитель слушает и слышит своего ребёнка, у него есть возможность найти правильный момент и поговорить. Только не надо говорить: « Я сейчас тебе расскажу, что ты приёмный».

У детей всегда возникают разговоры о том, «кто я», «откуда я взялся», «какое место я занимаю в мире», «какое место я занимаю в семье».

– А бабушка, она кто? Она твоя мама?

– Да, она моя мама.

– Значит, она тебя родила?

– Да, она меня родила.

– Так же, как ты меня родила?

– Нет, так случилось, что не я тебя родила.

Я думаю, это знакомо каждому родителю. Исключения составляют лишь те дети, которых просвещают старшие братья и сёстры. У них такого вопроса может не возникнуть. И, тем не менее, найти повод можно всегда. У меня, например, дочка в какой-то момент стала меня спрашивать: «В животе…. там кто? Ребёнок?» при этом разговоре присутствует мой средний сын.

«Как я была у тебя в животике? » – продолжает она с полной уверенностью. На что средний сын мрачным голосом, такой гангстер из американского фильма, говорит: «Дина, у меня для тебя плохая новость – ты не была у мамы в животе». Мы все расхохотались, и я сказала: «Да, Дин, понимаешь, так сложилось, не была». Никакой особо плохой новостью это для ребёнка не стало.

Алла: я думаю, что разговор должен быть примерно таким же: «Да, Катя была в животе у меня, а потом я поняла, что мне очень хочется помочь кому-то. Есть люди, которые по каким-то причинам не могут воспитывать детей». При этом никогда не нужно говорить что-то дурное об этих людях. Потому что ребёнок, он чувствует своё кровное родство с этим человеком. Он может ассоциировать себя с ними и подумать: «Раз мои биологические родители такие дурные люди, то и я такой же дурной человек» или: «Если та мама меня бросила, то и эта мама тоже может меня бросить. Та плохая, и эта тоже может быть предательницей». Надо честно сказать, все как есть.

Мы, взрослые люди, понимаем, что бывают разные жизненные ситуации. Ну, сколько женщин остаётся без куска хлеба, без работы, без возможности воспитывать ребёнка?

Алла: Все зависит от желания ребенка.

В какой-то момент у моего старшего сына возник вопрос: «А кто я, то есть моя этническая принадлежность? Не знаешь ли ты, кто мои родители?»

(У него ярко выраженная внешность, неславянская, я бы сказала)

Я сказала: «Извини, не знаю. Мне известно, кто твоя мама. У неё не «южная» внешность. Наверное, тебе внешность досталась от твоего кровного отца, но я не знаю, кто он».

«Я бы хотел встретиться с моей кровной мамой, чтобы спросить, кто был мой отец» – сказал мне мой 12-летний ребёнок.

«Ты знаешь, я бы с удовольствием тебе в этом помогла, но у меня нет таких данных. Её искали, но не нашли».

Алла: Это очень спорный и сложный вопрос и его нужно решать в каждом случае индивидуально. Мне кажется, будь у меня данные, я бы поехала. Я придерживаюсь открытой позиции в общении с ребенком. Конечно, и сердце бы болело, и было бы очень тревожно, и страшно везти ребёнка туда. Вдруг голос крови заговорит, и он обнимет её и скажет: «Ты моя мама». Ну, и, тем не менее, если мы с ребёнком друзья и близкие люди, то мне кажется, пусть он убедится в том, что его не принимают. Если же примут, действительно примут, а не начнут шантажировать, требовать денег или ещё чего-то, то пусть у ребёнка будет два человека, которые его любят. Ничего в этом дурного нет.

К.: Часто говорят, что приемным детям нужно рассказывать тематические сказки.

Алла: А почему бы и нет? Это нормальный, творческий подход. Если родители взаимодействуют с ребёнком в таком творческом, фантазийном варианте, это здорово. Наряду с этим можно мультфильм «Мамонтёнок» показывать. Или «Как волк телёночку был мамой» – тоже замечательная сказка. Мои дети очень любят их смотреть.

Когда я только заводила первого ребёнка, я думала о том, что буду рассказывать ему о его происхождении именно в таком сказочном ключе. Я придумывала сказки, у меня они были заготовлены, но не сложилось. Если у кого-то сложится – замечательно, ничего плохого в этом нет, это нормально.

Алла: Вы знаете, детский коллектив – это такое «стадо зверёнышей». И всегда найдется повод, чтобы прицепиться к ребёнку: «ты — очкарик», «ты- лицо кавказской национальности», «ты — толстый». Навешать кличек, ярлыков можно всем и всегда. Однако, никому не приходит в голову скрывать, что этот молодой человек — кавказец, или, что эта девушка в очках. Это такая ксенофобия: «ты не из нашей стаи». Ну и что? Каждый человек проходит через это. Если приемного ребёнка зацепили за этот крючок, то дело родителей защитить его. Например, рассказать: «Да, ты воспитывался часть своей жизни в детском доме. Так сложилось, но ты при этом сейчас хорошо учишься в школе. Ты сейчас умеешь делать это, это и вот это. Они в своей жизни ничего не видели, их оберегали, их воспитывали няньки и мамки, а ты, пройдя такой тяжелый путь, сейчас поднялся на такую высоту. Ты в детстве стал ходить позже, говорить позже, потому что тобой никто не занимался. А сейчас, посмотри, ты не просто догнал, ты в чем-то перегнал их!» Понимаете, как это можно повернуть? Любой ярлык человеку будет неприятен. И что теперь? ходить в парандже? скрывать свою внешность: очки, габариты, национальность? То что ребенок приемный — это всего лишь один из факторов, отличающих его от других. И надо это принять.

Алла: Если женщина не может сама расставить границы со свекровью, то свекровь будет мучить и приёмного, и кровного. А если не будет ребёнка, она будет мучить собачку, кошку, птичку и рыбку. Речь идёт не о том, приёмный ли ребёнок, а о том, насколько сама приёмная мама может противостоять внешнему вмешательству. Женщина должна поставить такие границы, чтобы у нее со свекровью были нормальные, ровные, доброжелательные отношения, и приёмный при этом ребёнок или нет, на мой взгляд, не играет роли. Такая свекровь всегда найдёт возможность прицепиться. И к тому, что невестка воспитывает кровного ребёнка не так, и что это из-за её родни у этого ребёнка всё нехорошо, «а вот если бы он пошёл в наш род, всё было бы отлично». Конечно, у свекрови появится лишний повод для того, чтобы ткнуть приёмную маму. Но повод всё равно появится – не приемный ребенок, так какой-то другой.

Алла: Вы знаете, я никогда над этим вопросом не задумывалась. Мне кажется, что, если ребёнку сейчас лет 30, а родителям 60, то тогда уже, наверное, не стоит говорить. Но если без шуток, если речь идёт о родителе и несовершеннолетнем ребёнке, то, мне кажется, сказать нужно. Возвращаясь к вышесказанному, гораздо более сложный вопрос – встреча с кровными родителями. Вот это, по-моему, действительно, неоднозначная проблема. Очень причудливо может сложиться ситуация, может начаться шантаж, вплоть до похищения ребёнка, и тут нужно быть осторожным и смотреть по ситуации.

А что касается самой тайны, то она увеличивает разрыв, создаёт психологическую брешь между ребёнком и родителем. Несомненно, родитель должен быть готов к тому, что в какой-то момент ребёнок к нему подойдёт и скажет: «А я тебя не буду слушаться, потому, что ты не настоящая мама!» Это такая болевая точка. Но точно также он подойдёт и скажет своей настоящей маме: «Я тебя не буду слушаться потому, что мне мой друг сказал что-то другое», «я увидел в кино что-то третье», «потому, что мне не нравится, что ты старая», или, наоборот, слишком молодая, или «носишь каблуки», или «не стрижешься». Предлог всегда найдётся. И никуда не денешься, к этому нужно быть готовым.

Алла: Тяжёлая история, я с таким сталкиваюсь впервые, мне сложно прямо сейчас сообразить, что с этим сделать. Этот вопрос лучше обсудить индивидуально с профессиональным психологом.

Я бы, наверное, поплакала бы при ребёнке и сказала: «Ты знаешь, вот такая штука, я боялась тебе сказать. Взрослые тоже иногда боятся. Вот и мне было очень страшно тебе рассказать. Я очень хотела ребёнка, а у меня не получалось родить. И был ты. Я почувствовала, что, как будто я тебя родила. И я начала играть в игру». Не знаю, может быть, это и неправильный ход, но я точно знаю, что я пришла бы к ребёнку со своим горем, я так делаю всегда. Бывает, что я накажу ребёнка, и чувствую, что я неправа. У меня это было несколько раз в жизни, я приходила к малышу, обнимала и плакала. Он меня спрашивал: «Что ты плачешь?» Я говорю: «Понимаешь, вот, мне тебя жалко. Я была не права, прости меня, пожалуйста» – пытаюсь объяснить свои чувства. И в данном случае я бы сказала: «Ты знаешь, мне было страшно. Мне было очень обидно, больно, что у меня не получается, и я так придумала …» И дальше: « Твой папа он же тоже не был у меня в животе, но я его люблю, и тебя я люблю».

Я бы начала, наверное, с этого. Причём, тоже не с бухты-барахты, не то, что: «Давай с тобой поговорим!», а нашла бы подходящий момент. Может быть, книжка, может быть кино, может быть что-то, не знаю, котятки родятся, но что-то должно произойти.

Алла: Да, я считаю, что в любом случае. Потому, что ребёнок всегда чувствует, что «не так». Он не может объяснить и понять причину этого « не так». Это ещё хуже, потому что он начинает накручивать. Он начинает думать, что мама им почему-то не довольна, что он делает что-то не то. Дети очень часто не понимают, чем не довольны взрослые. Для нас это само собой разумеющееся — ты не сделал этого, поэтому я недоволен. А ребёнок может подумать, что я недоволен, потому что он опять промочил ноги, условно говоря. Потому что когда-то, я отругала его: «Ну что ж ты?! сейчас нам идти в гости, а у тебя мокрые ноги». Он вообще может не предполагать, о чём думал в тот момент взрослый.

www.7sky.eu