Роль взрослого в воспитании дошкольника

Роль взрослого развитии ребенка дошкольника

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

контрольная работа, добавлен 22.06

Спорт как один из способов развития личности ребёнка. Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка. Апробирование программы Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка .

курсовая работа, добавлен 11.01

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

контрольная работа, добавлен 15.07

Психология развития личности родителей, ребенка и особенности их взаимоотношений. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку. Ход исследования, обсуждение результатов.

курсовая работа, добавлен 03.11

Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

контрольная работа, добавлен 10.09

Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Проведение исследования по нахождению различия между вниманием взрослых и детей и особенностей его концентрации.

курсовая работа, добавлен 17.11

Теории становления игровой деятельности, ее важность для ребенка. Условия возникновения форм игры. Основная единица игры, ее внутренняя психологическая структура. Человек, его деятельность и отношение взрослых друг к другу, как основное содержание игры.

курсовая работа, добавлен 05.09

Определение степени эмоциональной восприимчивости ребенка. Природа эмоциональных воздействий и виды психологических травм. Роль стрессов в развитии личности и негативные последствия психотравм. Значение психологического климата семьи в развитии ребенка.

презентация, добавлен 26.10

Теоретические основы гармоничного развития детей до и после рождения. Психологические особенности развития детей во внутриутробный период. Роль матери для благоприятного протекания периода младенчества. Экспериментальное исследование и его результаты.

курсовая работа, добавлен 11.02

Определение понятия умственная отсталость как стойкого нарушения психического развития, ее основные формы: олигофрения и деменция. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. Коррекция расстройства работы мозга, памяти и мотивации.

реферат, добавлен 17.06

Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.

дипломная работа, добавлен 21.04

Понятие, виды детской агрессивности, основные причины её возникновения. Определение роли внутрисемейных отношений в развитии агрессивности у ребенка. Комплексная диагностика, коррекция и профилактика проявлений агрессии у детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 23.07

Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

презентация, добавлен 07.10

Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

реферат, добавлен 06.08

Начальный этап формирования личности ребенка. Развитие самосознания ребенка. Самооценка дошкольника и условия её развития. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.

контрольная работа, добавлен 13.01.2006

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С. Мухиной. Влияние взрослого на Я-концепцию дошкольника.

курсовая работа, добавлен 07.05

Психолого-педагогическая характеристика современной семьи. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей. Специфика детско-родительских отношений ребенка с мамой и бабушкой.

курсовая работа, добавлен 05.05

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка, его характеристика и критика. Нативизм и эмпиризм как однофакторные теории. Концепция рекапитуляции в развитии индивида. Понимание детерминант психического развития в онтогенезе .

реферат, добавлен 17.05

Сущность и генезис самосознания. Особенности его развития у детей с раннего возраста до дошкольного периода. Влияние взрослых на формирование личности ребенка-дошкольника. Результаты исследования и комплекс методик для диагностики структур самосознания.

дипломная работа, добавлен 14.05

Феномен и характеристика риска, его влияние на основные моменты становления и развития взрослого человека на ступени зрелости. Исследование каузальных и этиологических признаков стремления к риску взрослого человека, анализ и оценка типичных ситуаций.

дипломная работа, добавлен 05.05

Роль сверстника и взрослого в социальном развитии ребенка дошкольного возраста

Результаты диагностики сформированности социальных навыков оценивались по 10-бальной шкале. При обработке результатов количество баллов от 1-3 принималось как низкий уровень указанной формы поведения ребенка, 4-6 — средний уровень, 7-10 высокий уровень формы поведения.

Диаграмма выраженности различных социальных форм поведения выглядит так.

Диаграмма 1. Уровень сформированности социальных навыков

Из диаграммы можно увидеть, как у 5-6 летних дошкольников происходит формирование социальных форм поведения.

Принятие и осознание детьми нравственных и социальных норм на высоком уровне сформировано у 34% детей, 47% имеют средний уровень сформированности этого социального навыка. У 20% детей этот социальный навык сформирован слабо.

В исследуемой группе 20% детей обладают повышенной конфликтностью, 54% иногда конфликтуют со сверстниками и лишь 20% детей предпочитают обходиться без конфликтов.

Доброжелательность на высоком уровне развита у 27% детей, 54% детей не всегда проявляют доброжелательность, и 20% детей недоброжелательно настроены по отношению к сверстникам.

Проявлять сочувствие к сверстникам из группы дошкольников склонны лишь 14% детей, иногда проявляют сочувчтвие — 47% дошкольников и 40% детей не склонны проявлять сочувствие.

Повышенную агрессивность демонстрируют 34% детей, иногда ведут себя агрессивно 47% детей, и лишь 20% детей неагрессивны по отношению к ребятам из группы.

Готовность прийти на помощь дошкольники проявляют очень слабо. Так, лишь 20% детей готовы прийти на помощь, у 27% этот показатель развит на среднем уровне, а основная масса детей — 54%, не готовы прийти на помощь сверстнику.

27% детей готовы учитывать интерес других при совместной деятельности, 47% детей не всегда готовы учитывать чужие интересы, и 27% детей не учитывают ничьи интересы, кроме своих.

Для определения роли семьи в развитии дошкольника использовались анализ рисунков на тему «Моя семья», а также тест «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи». (см. Приложение )

Таблица 3. Предпочтения во взаимодействии дошкольников со взрослыми

Сравнив количество предпочтений всех детей, мы пришли к выводу, что мальчики в основном предпочитают мальчиков (из 24 предпочтений — 21отдали мальчикам), а девочки в основном отдают предпочтение девочкам (из 21 предпочтений — 18 отдали девочкам). Из этой таблицы видно, что наиболее предпочитаемыми детьми являются те, которые обладают на высоком уровне такими социальными формами поведения, как принятие и осознание нравственных и социальных норм, доброжелательность, проявление сочувствия, готовность прийти на помощь, учитывание интересов других. Дети также предпочитают общаться с неконфликтными и неагрессивными людьми. Дети, проявляющие повышенную агрессивность, конфликтность и недоброжелательность, стали в коллективе сверстников отверженными и не получили предпочтений среди других детей. Так, среди детей можно выделить 4 социометрические «звезды», набравшие 6-8 предпочтений сверстников, 2 «отверженных», не набравших ни одного предпочтения сверстников, и 9 детей со средним статусом в группе детей, набравшие 1-3 предпочтений сверстников.

Проанализировав результаты соответствия тестов сформированности социальных навыков и отношений в семье с социометрическим статусом дошкольников в группе, мы пришли к выводу, что из 3 детей, имеющих благоприятный эмоциональный фон в семье и обладающих высокой степенью сформированности таких навыков, как доброжелательность, готовность прийти на помощь, учитывание интересов других, проявление сочувствия, в группе сверстников двое обладают высоким социометрическим статусом, и являются наиболее предпочитаемыми среди сверстников, а третий ребенок имеет средний социометрический статус.

Из 4 детей, имеющих неблагоприятный эмоциональный фон в семье, и низкую сформированность основных социальных навыков, двое являются в группе сверстников отверженными, другие двое имеют средний социометрический статус.

Из 8 детей, эмоциональный фон в семье которых нейтрален и имеющих средний уровень сформированности социальных навыков, двое имеют высокий статус среди сверстников. Остальные дети имеют средний социометрический статус.

Таким образом, влияние, оказываемое взрослыми на дошкольников способствует развитию социальных и нравственных норм и правил, а влияние, оказываемое на дошкольников сверстниками, способствует развитию коммуникативных навыков, то есть навыков общения с другими людьми.

1. Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности — главные условия усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.

2. Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их.

3. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В ходе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке.

4. Комплексное использование различных методических приемов, перекрестное сопоставление полученных с их помощью данных о различных сторонах отношений детей в возрастной группе детского сада (с учетом личностных особенностей каждого ребенка и особенностей его воспитания в семье) позволят создать оптимальные условия для изучения отношений детей-дошкольников. Полученные таким путем экспериментальные данные дают возможность не только судить об общей линии изменения отношений в группе детского сада от младшего дошкольного возраста к старшему, но и получить наиболее полную характеристику отношений в конкретной группе детского сада, вскрыть особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми каждого ребенка группы.

5. При проведении диагностики для оценки сформированности у детей социальных навыков использовались методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М.Калинина), «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (по результатам наблюдения).; для определения роли семьи в развитии дошкольника использовались анализ рисунков на тему «Моя семья», а также тест «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи.; для определения уровня взаимодействия дошкольников со сверстниками были применены методики — наблюдение за общением детей в повседневной жизни, социометрическая методика «Секрет».

Консультация на тему:

Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка

Предварительный просмотр:

Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка

Довольно долго в практике и теории детского воспитания господствовал узкодидактический подход к игре как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога сводилась лишь к созданию условий для игры, обеспечению ее игровым материалом.

В последние десятилетия ведущим стал принципиально иной подход: игра рассматривается как форма организации детской жизни. Естественно, изменился и взгляд на позицию воспитателя. Он должен быть организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в «детском обществе».

Такая позиция очень ценна для педагогики, ибо обеспечивает активный переход педагогов от выжидательной тактики к руководству развитием игр и формированию в их процессе общественно ценных качеств, положительного стержня личности. Справедливость такого подхода доказана практикой детского воспитания и целым рядом специально проведенных исследований. Руководство игровой деятельностью — тонкий и сложный процесс.

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает, как показывают специальные исследования (Семушина Л. Г. 1979; Зворыкина Е. В. Новоселова С. Л. 1981; Панько Е. А. 1986), и высокий уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими умениями, как умения:

¦ наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

¦ проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;

¦ обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

¦ организовать начало игры, побуждать детей к игре;

¦ проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;

¦ широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;

¦ изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;

¦ включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;

¦ прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;

¦ предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;

¦ регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;

¦ обсуждать и оценивать с детьми игру.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль, отведенную играющими кукле. Если в процессе общения взрослого с детьми устанавливаются игровые отношения, то обращения взрослого воспринимаются детьми положительно значительно чаще, чем при сохранении реальных отношений педагога и воспитанников детского сада.

Способствует развитию игровой деятельности и ее позитивному воздействию на психическое развитие детей знание воспитателем реальных взаимоотношений в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.

Детские объединения, возникающие на основе полного «подчинения — подчиненности», могут оказывать вредное влияние как на подчиненных, так и на подчиняющих. У первых подавляется активность, самостоятельность, творчество, у вторых — не воспитывается умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, считаться с их желаниями.

Более благоприятные условия для формирования общественных качеств создает объединение на основе «частичного подчинения — подчиненности». В этом случае у подчиняющего не только проявляются организаторские способности, но и возникает умение считаться с замыслами «подчиненного» товарища, активность которого при этом не подавляется. Такое объединение создает благоприятные условия «передачи» основ общественных качеств от подчиняющего к подчиняемому. Положительное влияние на развитие общественных качеств оказывает объединение, основанное на равенстве. В таких ситуациях создаются благоприятные условия для воспитания у детей активности, инициативы, творчества, умения считаться с желанием, замыслом товарища.

Своеобразие поведения детей в этих «малых группах» определяет особую педагогическую задачу для каждой из них. Так, например, наиболее активных детей надо учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, а у детей, значительно уступающих им по активности, необходимо развивать инициативу, самостоятельность. Важно найти верный путь управления детскими объединениями. Воспитатель должен стремиться к созданию групп на основе «частичного подчинения — подчиненности » и «равенства» и к устранению группировок, созданных на основе «полного подчинения — подчиненности».

Оптимизация положительного и нейтрализация отрицательного взаимовлияния детей оказывается тем успешнее, чем в большей степени, изменяя состав игровых микрогрупп, педагог учитывает межличностные отношения детей, их стремление к совместной деятельности, индивидуальные особенности.

uspeshnyjmalysh.ru

Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании достойного поколения со здоровой психикой и социально правильным взглядом на межличностные отношения. В становлении личности ребенка участвуют такие факторы, как семья, школа, средства массовой информации и ровесники. Но к тому моменту, как ребенок начинает посещать школу, усваивать информацию извне и устанавливать общение со сверстниками, его основные социальные навыки уже сформированы. Сформированы и основные понятия о добре, зле и справедливости. Сформировано общее представление о том, каков внешний мир и как к нему необходимо относиться.

Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что происходит в его семье. И так как иного примера перед его глазами нет, он считает эту модель единственно правильной, а отношения внутри семьи — нормой. Поэтому необходимо понимать, что воспитание у дошкольников культуры семейных традиций — посильная задача каждого родителя.

Влияние родителей на ребенка в процессе воспитания

Становление семейных, личных и моральных ценностей происходит по двум направлениям:

  1. Влияние родителей на воспитание ребенка целенаправленно путем формирования привычек, образа мышления и общих взглядов на моральные ценности.
  2. Формирование у дошкольников представлений о семье путем наблюдения за отношениями взрослых между собой.

В первом случае взрослые на примере сказок, мультфильмов, игр и собственного поведения формируют в ребенке основные понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, элементарные правила этикета, любовь к животным и растительному миру, гигиена и чистоплотность, основы культуры речи, любовь к физическому труду и др. Далее правовое воспитание дошкольников в более углубленном виде ведется уже в детском саду.

С рождением ребенка молодые родители не только воспитывают и формируют будущую личность своего малыша, но и сами вместе с ним обучаются новой роли — роли грамотного воспитателя. Успех здесь зависит не только от воспитания и психологической зрелости самих родителей, но и от их грамотного взаимодействия между собой. Какие бы разногласия и противоречия ни были между ними, ребенок не должен их наблюдать. Мама и папа — это одно целое. Вырастая, девочка повторяет поведение матери по отношению к отцу, а сын — отца к матери. Соответственно, любые конфликтные ситуации ребенок будет подсознательно повторять со своим супругом или супругой. Родителям крайне важно помнить об этой специфике детского подсознания и придерживаться единой позиции в воспитании детей для здорового формирования семейных ценностей. Счастливые дети вырастают в счастливых семьях.

Типы отношений в семье и их влияние на психологическое развитие детей

В семейных отношениях выделяют 4 типа: диктат, опека, сотрудничество и невмешательство. Каждая модель семьи придерживается определенного типа поведения подсознательно. И данное поведение, как показало исследование специалистов, не всегда зависит от материального уровня и психологического благополучия семьи в целом.

  • Диктат в семье выражается безоговорочной авторитарностью родителей, как правило, одного из родителей. Интересы, мнение и желания ребенка не учитываются, воспитание выражается в приказах, требованиях, физическом принуждении. Протест ребенка на данное воспитание выражается сопротивлением: агрессивностью, замкнутостью, лживостью и ненавистью по отношению к родителю-тирану. В любом случае личность малыша оказывается сломленной, что негативно влияет на дальнейшее ее формирование: либо ребенок вырастает с заниженной самооценкой, неверием в себя и в собственные силы, либо агрессором, привыкшим грубостью отстаивать свое мнение.
  • Опека выражается в чрезмерной заботе и ограждении ребенка от трудностей. В будущем это самая незащищенная группа молодых людей, неспособных на самостоятельные решения и адекватное, здоровое общение с окружающими людьми. Родители, взяв все трудности на себя, лишают свое чадо возможности проявить самостоятельность, инициативность и ответственность за свои поступки. Первоочередной задачей стоит удовлетворение его потребностей, порой в убыток себе. Для ребенка это «медвежья услуга», он вырастает абсолютно не самостоятельным. Результат такого метода воспитания схож с диктатом: личность искажена, как и восприятие окружающего мира и оценка своих действий в нем.
  • Невмешательство как модель воспитания представляет собой пассивность родителей в формировании личности ребенка, отстраненность от детских интересов и потребностей.
  • Самый эффективный тип семейных отношений — сотрудничество, которое предполагает решение общих целей и задач. Педагогически данный тип семейных отношений единственно верный, так как гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает формирование полноценного члена общества, способного взаимодействовать с окружающими без чувства дискомфорта и неуверенности в своих действиях.

Дошкольный возраст как фундаментальный период развития характера и личности

Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. В этот период основными направлениями в воспитании детей становится подготовка к будущей школе и формирование определенных личностных качеств, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста играет важную роль, ведь малыша нужно обучить навыкам общения, подготовить умственно и психологически к будущей жизни, привить любовь и уважение к труду, научить самостоятельно мыслить, размышлять, обеспечить всестороннее развитие. Если ваши дети проявляют желание обучаться чему-то новому, познавать мир, поддержите их. Например, если ребенок хочет изучить домашних животных. Методы изучения очень просты и эффективны: покажите ему картинки, прочитайте сказки, увлекательные короткие рассказы, придумайте несложные игры на эту тематику. Так информация будет усвоена наилучшим образом.

Особенное значение имеет трудовое воспитание дошкольников. Многие родители из добрых побуждений ограждают своих детей от помощи при уборке, готовке. Тем самым взрослые отбивают у малышей всякое желание помогать им, подсознательно культивируя в детях лень. Если мать не уверена, что ее ребенок способен выполнить уборку, то стоит поручить ему легкое задание, например, протереть пыль и полить комнатные растения. Дети любят и хотят помогать своим родителям, тем самым они чувствуют себя нужными и востребованными. Семейное воспитание и дошкольное образование включает в себя и занятия творчеством. Развить в ребенке чувство прекрасного и расширить кругозор довольно легко: достаточно обсудить с ним прослушанную музыку, увиденную картину, интересоваться его собственными вкусами, искренне поддерживать его хобби.

Чего нельзя делать при воспитании дошкольника?

При выборе способов и особенностей семейного воспитания необходимо помнить главное:

Крик — это педагогическое невежество, рукоприкладство — преступление против психики дошкольника, чрезмерная опека и попустительство — культивирование лени и неспособности к самостоятельности.

Ребенок еще не был на месте взрослого, а вот родитель был ребенком, ему проще. Поэтому первоочередной задачей является понимание своего малыша. Воспитание исключает любое высмеивание своего ребенка, тем более в присутствие его сверстников. Исключает сравнение с другими детьми — для ребенка сравнения могут обернуться скрытыми, внутренними страданиями.

Если же у малыша появились какие-либо страхи, необходимо помочь ему преодолеть их. К примеру, если ребенок боится темноты, оставьте в его комнате включенным на ночь ночник, не закрывайте дверь, прочитайте сказку, так малыш уснет быстрее. Сказки — это учения о духовных ценностях в увлекательной форме. Доказательством этому является интересный факт: 80% опрошенных осужденных преступников в детстве родители не читали сказок. Сказки учат добру, состраданию и верным решениям. Можно сказать, что это основа правового воспитания дошкольников.

Еще одна распространенная ошибка родителей — манипулирование чувствами ребенка. Это не лучшее из средств воздействия, ведь малыш начинает испытывать чувство вины и угрызения совести, которые в будущем могут перерасти в условный рефлекс. Лучше объяснить причину вашего недовольства.

Многие родители задаются вопросом о том, можно ли наказывать ребенка. Можно, но если методы наказания тактичны, осторожны, не унижают достоинство малыша. Если наказание проявляется не в грубом отношении и физическом влиянии. Использовать наказание — это особое мастерство, доступное не каждому родителю.

Учитывая эти особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста, взрослый обеспечит ребенку комфортную психологическую обстановку и исключит негативные последствия неграмотного подхода к воспитанию. Помните, что каждый ребенок индивидуален, но методы воспитания, как и психология детского поведения, универсальны. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста проходит зеркально. Детям свойственно подражать папам и мамам, братьям и сестрам, воспитателям в детском саду, героям сказок и любимых мультфильмов. Если вы хотите вырастить воспитанного и всесторонне развитого ребенка, будьте ответственными родителями, покажите на своем примере, каким необходимо стать.

doshkolnik.net

Глава 2. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками

Глава 2. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками

Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию ребенка. У детей из детского дома, имеющих, казалось бы, неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить только взрослый.

Какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути:

• организация совместной предметной деятельности детей;

• формирование их субъектного взаимодействия.

Исследования показывают, что для младших дошкольников совместная предметная деятельность оказывается мало эффективной. Играя с игрушками, малыши сосредотачиваются на них и занимаются в основном индивидуальной игрой. Их инициативное обращение друг к другу сводится к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия и т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое взаимодействие, основные особенности которого описаны выше.

Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково. Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений детей.

Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию содержательного общения сверстников, но и адаптации дошкольников к детскому саду.

Принято считать, что для успешного привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада лучше предоставить ему по возможности больше свободы, чтобы тем самым приблизить условия жизни в группе к привычным домашним условиям. Поэтому при подготовке к приему детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера, подборе достаточного количества привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки детей будут радовать, а воспитателю помогут занять и организовать их.

Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам большие огорчения. Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают их из рук того, кому тоже не терпится получить привлекательную куклу или машинку. Здесь мало помогают уговоры и объяснения взрослого (игрушки общие, ими надо пользоваться сообща или по очереди, уступая друг другу). Слабая эффективность таких советов и указаний объясняется тем, что они вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома, где они являются полновластными обладателями своих игрушек и могут играть с ними сколько и как пожелают. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не добро желательного и предпочтительного партнера.

Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. В следующем разделе пособия описаны простые и доступные даже младшим дошкольникам игры, которые способствуют доброжелательным отношениям со сверстниками.

educ.wikireading.ru

Конспект родительского собрания «Роль книги в воспитании детей» в младшей группе

Цель: раскрыть роль книги в художественно – речевом развитии ребенка, содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Подготовка к собранию:

1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отно¬шения к чтению книг дома .

2.Анкетирование родителей «Книга остается с нами навсегда»

3. Подготовка выставки детской литературы.

4. Подготовка игры-драматизации по сказке К.Чуковского «Цыпленок»

5. Оформление папки-передвижки по данной теме.

6. Подготовить памятки «Если вы хотите купить своему ребёнку новую книгу»

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: дискуссия.

Повестка дня собрания.

1.Вступительное слово воспитателя.

2. Дискуссия «Роль книги в семейном воспитании»

3. Советы для родителей по домашнему чтению.

1.Воспитатель. Тема нашей встречи — «Волшебный мир книги». Для начала предлагаем вашему вниманию выступление детей. Показ игры-драматизации по сказке К.Чуковского «Цыпленок».

А теперь давайте проведем небольшую разминку.

Литературная викторина для родителей.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, простившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

II однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит Это… (доктор Айболит).

С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

На сметане» мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Кто говорил такие волшебные слова:

«По щучьему веленью, по моему хотенью.

Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой!» (Емеля.)

Он весел и незлобен,

Этот милый чудачек.

С ним хозяин, мальчик Робин,

и приятель Пятачок.

Для него прогулка праздник.

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини — Пух)

Дискуссии «Роль книги в семейном воспитании»

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка. А как вы считаете?

Мнения родителей (игра с мячом).

Конечно же, велика роль книги в развитии ребенка.

Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие.

Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Анализ анкет.

• Книга в нашей семье.

• Традиции нашей семьи.

• Отношение детей к книге.

Презентация «Как развивать интерес к чтению».

С чего начинать?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. Это лучше делать еще до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки-игрушки с изображением предметов окружающих малыша, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками. У подрастающего ребенка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы, произведения разных жанров (рассказы, стихи, повести, сказки), разных тем и направлений, фольклорные произведения (песенки, потешки, считалки, загадки). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребенка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.

С какого возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребенка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки). Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен младенцу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Ребенку потом будет легче запоминать звуки и слова родного языка, усваивать грамматические конструкции. Звучание родного языка, время, проведенное вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, — все это постепенно превратит ребенка в увлеченного читателя.

Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребенка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребенку незнакомую книгу, даже если вам хочется ее прочитать. Пусть он сам через какое то время заинтересуется этой книгой. Можно положить ее на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься ее чтением на глазах у ребенка, а потом прочитать из нее какой-нибудь интересный отрывок. И вообще старайтесь сами увлеченно читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребенок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определенный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребенка праздником для всей семьи, когда все участвуют и делятся своими впечатлениями. Воспитывайте у своего ребенка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребенку, его и своим друзьям.

Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребенка (и взрослого!) на ожидание встречи с книгой, определенное время в режиме дня, отведенное для чтения, желание взрослого не только читать для ребенка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги). Можно посадить ребенка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, Прочитать ее название и фамилию автора, а затем предположить, о чем может быть написана эта книга.

Как сделать так, чтобы ребенку понравилась слушание книги?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчеркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) превратиться в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

Как воспитать активного читателя?

Прежде всего, будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребенку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком-либо известном ребенку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например о том, какого цвета или какой формы этот предмет. Старайтесь поощрять и у ребенка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

Как часто нужно читать ребенку?

Ни дня без книги – это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка – это не просто развлечение для ребенка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры. Для каждого возраста существуют свои рекомендации по продолжительности чтения, но главный критерий – чтение не должно вызывать скуку или утомление.

До какого времени нужно читать ребенку?

Не прекращайте читать ребенку вслух, даже если ребенок умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение – очень трудоемкий процесс, поэтому не принуждайте ребенка читать художественную литературу, если у него нет такого желания. И уж тем более не используйте художественные тексты для формирования навыка чтения. Для этой цели предназначена специальная литература – буквари или азбуки с дидактическими текстами. Если у ребенка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вмести с ним, постепенно предоставляя ему все больше возможностей для самостоятельного чтения.

В чем ценность чтения с удовольствием?

Ответим на этот вопрос словами известного российского ученого, академика Д. С. Лихачева: «Литература дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрым. Но это дается только тогда, когда…вы читаете с удовольствием не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды или тщеславия), а потому, что оно вам нравиться – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть, чем с вами поделиться и он умеет это сделать… «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».

Безусловно, эти слова в равной степени можно отнести как к взрослым, так, так и к детям. При условии систематического увлеченного чтения, ребенок начинает интересно рассуждать о прочитанном, у него формируется определенные литературные пристрастия, и вы понимаете, что ваши труды не пропали даром.

Заключительное слово воспитателя:

Младший дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям. По новой программе «От рождения до школы» в режиме дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Для детей 3 – 4 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10 – 15 минут.

Решение родительское собрание:

1. Ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров (рассказы, сказки).

Срок исполнения: постоянно

Ответственные: воспитатели, родители.

2. Принимать участие в проектной деятельности «Сокровища морских глубин».

Срок исполнения: постоянно.

Анкета для родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка? _______________________

2. В Вашей детской библиотечке преобладают:

a) познавательные книги

3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? _________________________

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?

a) просматриваю содержание

b) учитываю возраст ребёнка

c) выбираю книгу по иллюстрациям

d) покупаю случайно

5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?

6. По чьей инициативе Вы читаете книги?

a) по просьбе ребёнка

b) по своей инициативе

7. Как Вы узнаёте, внимательно ли слушал ребёнок художественное произведение?

a) спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги

b) обсуждаю поступки героев

c) предлагаю пересказать содержание

8. Какие любимые художественные произведения есть у ребёнка? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? _____________________

10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

olga-sad.ru

Основы семейного воспитания

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.

И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

Роль семьи в воспитании ребенка ^

Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:

  • обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
  • участвует в формировании его личности;
  • закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
  • прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
  • обучает ребенка.
  • Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

    Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.

    Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.

    Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.

    Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

    Становление личности

    В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.

    Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  • Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
  • Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.
  • Каковы задачи трудового воспитания в детском саду? Читай здесь.

    Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.

    Коррекция культуры поведения и нравственность

    Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.

    При этом взрослые делают следующее:

  • обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
  • учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
  • рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
  • обучают правилам личной гигиены.
  • Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.

    Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

    Формирование любознательности и творческих интересов

    Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.

    У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

    Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.

    Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

    Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:

  • улыбка матери новорожденному ребенку;
  • уход за ним;
  • ответы на вопросы маленького почемучки;
  • совместное чтение книг;
  • просмотр развивающих телепередач;
  • даже обычное общение обучают ребенка.
  • Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.

    Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.

    Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

    Стили семейного воспитания ^

    Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

    Демократический стиль считается наиболее благоприятным:

  • Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
  • Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
  • Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.
  • Для данного стиля характерно:

  • Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
  • Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.
  • Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

    Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.

    Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

    Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.

    О роли семьи в половом воспитании читай в статье.

    Как поддерживать гендерное воспитание через игру? На эту тему читай далее.

    В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.

    С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.

    Видео: Практические советы психолога

    Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

    Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

    gopsy.ru