Родителям для детей 1 младшей группы

Мастер-класс для детей 1 младшей группы и родителей «Путешествие ручейка по Фиолетовому лесу»

Мастер-класс «Путешествие ручейка по Фиолетовому лесу».

(дети 1 младшей группы и родители)

«Сказочные лабиринты игры»

— заинтересовать родителей новой методикой В.В.Воскобовича интеллектуально-творческого развития ребенка;

— развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);

— развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук

— воспитывать уважительное отношение к совместной интеллектуальной игровой деятельности родителя и ребенка.

Оборудование: игровые развивающие пособия В.В.Воскобовича «Фонарики» Ларчик, мини коврографы на каждую семью, «Фиолетовый лес», картинка ручеек, аудиозапись «Весна-красна» Т.Морозова, лесные гномы, 2 танца «Зайка», «Мишка» на выбор музыкального руководителя.

Воспитатель: — Вот он лесной ручеек. (Прикрепляет картинку ручейка на Фиолетовый лес). Весело бежит по лесу и распевает песенку:

Разбудила меня Весна,

Я проснулся ото сна.

По лесу быстро бегу

И журчу, журчу, журчу.

Воспитатель: — Торопится ручеек сообщить всем лесным жителям, что Весна пришла, тепло, радость принесла. Повстречался ему Зайчик. Зайчик и спрашивает ручеек: «Ручеек, ручеек, ты куда бежишь? Ручеек, ручеек, ты куда спешишь?» Ручеек ему отвечает: « Я спешу сообщить лесным жителям о приходе Весны». (Дети вместе с родителями с помощью игрового пособия «Фонарики» на индивидуальных мини коврографах выкладывают зайчика. Воспитатель – на игровом пособии «Фиолетовый лес»).

Музыкальная пауза (танец «Зайка» на выбор музыкального руководителя).

Воспитатель: Звонко, звонко я пою.

Звонко, звонко я журчу.

Через кочки и овражки.

Лентой синей проскользну.

Всем я дружно сообщу:

« Просыпайтесь ото сна,

Звери — к нам пришла Весна».

Воспитатель: От звонкого пения ручейка проснулся Медведь.

(Дети вместе с родителями на индивидуальных коврографах с помощью игрового пособия «Фонарики» выкладывают медведя по показу воспитателя).

Воспитатель: — Медведь и говорит: «Это кто же в лесу кричит? Это кто же так громко звенит»? Ручеек отвечает: «Это я звеню, это я журчу. Сообщаю в лесу чтоб встречали все Весну».

Музыкальная пауза (танец «Мишка» на выбор музыкального руководителя).

Воспитатель: — « Спасибо»,- сказал Медведь ребятам и не спеша пошагал в поисках еды. А Ручеек повстречал лесных гномов. Беда у них случилась: пришел в негодность их лесной домик. Поможем им, ребята, построить новый дом. (Дети вместе с родителями с помощью игрового пособия «Фонарики» Ларчик выполняют домик по показу воспитателя).

Воспитатель: — Обрадовались лесные гномы новому домику и спасибо сказали за помощь. А Ручеек поспешил дальше. Бежит, торопится, вдруг навстречу ему полянка. А на ней цветы, необычной красоты, головки опустили и горько плачут: «Долго весеннего дождика мы ждем, все повяли, не растем».

Воспитатель: — Ловко прыгнул Ручеек,

Словно дождиком умыл,

Все цветочки оживил.

Дружно к солнышку тянитесь,

И для всех вы улыбнитесь,

Чтобы лесная детвора знала —

В лес пришла Весна.

(Дети вместе с родителями на индивидуальных коврографах с помощью игрового пособия «Фонарики» по показу воспитателя выкладывают цветы).

Воспитатель: — Ручеек всем сообщил о приходе Весны. Многим оказал помощь. Ручеек добрый. Спасибо тебе, Ручеек.

Он бежит, торопится,

Ему к речке хочется.

Название: Мастер-класс для детей 1 младшей группы и родителей «Путешествие ручейка по Фиолетовому лесу»

Номинация: Детский сад, Методические разработки , Мастер- классы в ДОУ, дети 1 младшей группы и родители

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории

Место работы: МДОУ №19 «Березка» ЯМР,

Досуг, посвященный 8 Марта, для детей 1 младшей группы и родителей «Очень мамочку люблю, ей цветочки подарю!»

Досуг, посвященный 8 Марта:

« Очень мамочку люблю, ей цветочки подарю!»

Цель: создать для детей и родителей праздничное настроение с помощью познавательной, игровой и музыкальной деятельности.

Задачи: — познакомить родителей с формами проведения досуга по данной теме;

— способствовать формированию у детей и родителей желания к продуктивной совместной деятельности;

— развивать у детей эмоциональную отзывчивость к разным видам совместной деятельности;

— формировать у детей первичные коммуникативные навыки;

— воспитывать чувство уважения к близким людям.

Предварительная работа: беседы с детьми по данной теме, рассматривание иллюстраций по данной теме, разучивание стихотворений, песен, танцев; рисование «ладошками» «Букет для мамочки», лепка «Цветочек для мамы», коллективная аппликация «Это мамочке моей» (цветочная поляна, в середине каждого цветка – фото ребенка с мамой).

Родители: участвуют в выставке МДОУ «Дарите друг другу цветы».

Действующие лица: дети 1 младшей группы, родители; ведущий, Весна – воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Оборудование: украшения для группы, выставка детских работ, выставка работ родителей, заготовки для аппликации «Открытка для мамочки», клей, салфетки, заготовка открытки; костюм Весны, искусственные цветы, цветочная поляна; деревянные ложки, разноцветные платочки у детей и родителей, аудиозапись – «Повторяй за мной» немецкая народная мелодия, слова Т.Сауко; «Пляска с платочками» немецкая плясовая мелодия, слова А.Ануфриевой.

Место проведения досуга: помещение группы.

входят в группу и встают полукругом).

Постучался в группу к нам.

Малыши поздравить рады

Дорогих, любимых мам!

(Дети читают стихи для мам).

1 ребенок: Мама нас ласкает

И тепло нам дарит.

2 ребенок: Мама у меня одна,

Очень дорога она.

Нет лучше друга у меня!

Могу помыть посуду,

На стол поставить чашки,

Нос вытереть у Глашки.

5 ребенок: Маму очень я люблю,

Ей цветочки подарю.

Ведущий: Ребята, в какое время года появляются первые цветы?

(Звучит мелодия на выбор музыкального руководителя, в группу входит ВЕСНА).

Приношу я всем тепло,

Радость, счастье и добро.

Разноцветные цветы для веселья и красы.

Подарите же и,вы, милой мамочке, цветы!

(Дети под музыку на выбор музыкального руководителя собирают на цветочной поляне букет для мамы, дарят его маме).

Ведущий: Молодцы, ребятки. А сейчас мы вместе с родителями исполним танец «Пляска с платочками».

( немецкая плясовая мелодия, слова А.Ануфриевой).

Весна: Все какие молодцы, а танцуют от души.

Ведущий: Наши ребятки подготовили для мам поздравление необычное: деревянное, «ложкаричное».

Будем дружно мы играть,

Звонко ложками стучать.

(Дети исполняют игру на ложках на выбор музыкального руководителя).

Поиграть нам, детвора.

(Ведущий, Весна, дети, родители исполняют танец «Повторяй за мной» немецкая народная мелодия, слова Т. Сауко).

Ведущий: Поиграли – поклонитесь,

На места вы все садитесь.

До чего же хороши в нашей группе малыши,

Все поют, играют.

Маму дружно поздравляют.

Ведущий: А сейчас сделаем поздравительную открытку для мамы.

( Дети вместе с родителями делают поздравительную открытку).

Весна: Молодцы, ребятки, хорошо старались и доставили мамам радость. Замечательные открытки для мамочки получились.

(Дети говорят: «Очень мамочку люблю, ей открытку подарю»).

Под музыку на выбор музыкального руководителя дети вручают поздравительные открытки мамам.

Праздник наш мы завершаем.

Счастья и здоровья всем желаем.

(Дети и родители под музыку на выбор музыкального руководителя выходят из группы).

Название: Досуг, посвященный 8 Марта, для детей 1 младшей группы и родителей «Очень мамочку люблю, ей цветочки подарю!»

Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии , семейные досуги, посиделки, 8 марта в 1 младшей группе

Автор: Якунина Ольга Валерьевна

Место работы: МДОУ детский сад №19 «Березка» МР,

Месторасположение: поселок Козьмодемьянск, Ярославский район, Ярославская область

portal2011.com

Консультация для родителей первой младшей группы на тему "Влияние подвижных игр на развитие речи"

Да! Первый раз в детский сад. Первый раз расставание с мамой на долгие два часа.

«В чем же подвох? И что мне ожидать от этой незнакомой тёти? Я бы конечно расспросил её обо всём, но я и говорить — то не могу».

Бедные малыши. Хотя им по 2-2,5 года, но многие из них говорят либо очень плохо, либо совсем не говорят. И как помочь детям , их родителям исправить эту ошибку. Да, да – именно ошибку.

За многие годы работы в детском саду на 1-ой младшей группе я обратила своё внимание на то, что в детский сад приходят дети далеко не тихие и спокойные, а даже очень подвижные, которые не могут усидеть на месте и двух минут. Ведь известно, что двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на общее развитие детей. Но почему же дети начинают говорить поздно? Да всё очевидно: их хаотичные движения не имеют ни какого отношения к формированию всесторонне развитого, физически крепкого поколения.

Существует множество разнообразных средств, при помощи которых, родители могут помочь своим детям развивать не только речь, но и развиваться всесторонне, не утруждая себя трудоёмкими процессами обучения.

Поэтому, мне хотелось бы научить родителей обучающему воздействию в процессе повседневного общения с детьми. Так как в жизни ребёнка главным средством в воспитании важное место занимает игра, то для родителей я советую из всего разнообразия игр для детей 1-ой младшей группы выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми. Систематически используемые подвижные игры, окажут благоприятное воздействие на общее развитие ребёнка. Вспомните, как будучи малышами, вы играли в игры: «Пузырь», «Паровоз», «Сонный мишка» и т.д.! И вы могли играть в эти игры бесконечно долго!

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, другие только двигательные задания, в- третьих – сюжет, действия играющих обусловлены текстом – это именно те игры, которые наиболее приемлемы для детей 1-ой младшей группы и дают наиболее положительный результат в общем их развитии , в том числе в развитии речи.

Хочу показать вариативность подвижной игры для 1-ой младшей группы «Наседка и цыплята». Задача данной игры – развитие и совершенствование движений.

Описание: Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см. верёвкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По её зову цыплята подлезают под верёвку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают.

Но в нашем случае, мы поставили перед собой задачу — развитие речи детей. Поэтому, я предлагаю выполнять действия игры сопровождая словами песни «Вышла курочка гулять» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.

Вышла курочка гулять, Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Свежей травки пощипать, Не ходите далеко.

А за ней ребятки, Лапками гребите,

Жёлтые цыплятки. Зёрнышки ищите.

Малышам очень нравится играть в эту игру, они с удовольствием «подговаривают» или пытаются «подговаривать» слова и выполнять действия согласно тексту.

В эту игру с ребёнком можно поиграть всего один, два раза, затем взрослый межет принимать всего лишь словесное участие, что для ребёнка будет вполне достаточно. И вот игра освоена полностью.

Теперь можно научить ребёнка играть в эту же игру, манипулируя игрушками. А если вы добавите ещё немного своего творчества, то эта игра поможет вашему ребёнку не только в развитии речи, но и в освоении математики, развитии творческих способностей и т. д. Для этого нужно изменить слова последнего куплета песни «Вышла курочка гулять».

Сосчитаю вас легко.

Всем платочки подарю,

Каким цветом расскажу.

Согласно слов песни нужно дать ребёнку платочек определённого цвета (например, жёлтого). Если это игрушки, то положить платочки возле каждого цыплёнка. Сначала нужно самим ответить на вопросы: сколько платочков у каждого цыплёнка (один)? Сколько всего платочков (много)? Каким цветом цыплята? Каким цветом платочки (Таким, как и цыплята – жёлтого). Затем помочь ребёнку ответить на эти же вопросы.

Играя в эту игру, ребёнок не только будет получать знания по математике, но и развивать речь.

Думая о будущем вашего ребёнка, включая вашу фантазию, вы можете решить многие воспитательские задачи. Ведь это так легко: вспомнить игры из вашего детства, уделить пять минут для игры с вашим ребёнком, и ваш ребёнок будет радовать вас своим щебетанием.

Полный текст материала Консультация для родителей первой младшей группы на тему "Влияние подвижных игр на развитие речи" смотрите в скачиваемом файле.

pedsovet.su

Подборка консультаций для 1 младшей группы

Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.

Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.

нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам.

Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.

Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки» позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.

Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать»

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.

Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.

Поддержать положительное эмоциональное состояние ребёнка путём применения закаливающих процедур.

Воспитывать привычки к здоровому образу жизни у детей раннего возраста.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Особенно важно в этот период следить за состояние здоровья ребёнка, так как в раннем возрасте происходит становление всех функций организма.

Чтобы Ваш ребёнок окреп, чтобы происходило закрепление уравновешенности нервных процессов малыша, следует поддерживать положительное эмоциональное состояние Вашего ребёнка, ведь Вы, наверняка замечали, что ухудшение здоровья малыша отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, речевые и двигательные навыки.

— «Что же делать?» скажете Вы.

Для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды рекомендуется проводить закаливание организма.

Закаливание – испытанное средство укрепления здоровья!

В основе закаливающих процедур лежит постепенное приучение организма к перемене различных температур. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

Распространённый вид закаливания – хождение босиком.

Особого труда не составит, если Вы со своим малышом походите босиком вместе. Хождение босиком может стать для Вашего малыша интереснейшей игрой, если ходить он будет не просто по ровной поверхности, а по массажным коврикам, которые можно приобрести в детских магазинах. Вам и Вашему малышу будет вдвойне приятней выполнять хождение босиком по коврику, изготовленному своими руками.

Уважаемые, родители, предлагаем Вам примеры, изготовления массажных ковриков.

1.Из плотной материи сшить в виде наволочки мешочек, внутри мешочка пришить в шахматном порядке пластмассовые крышки от бутылок и зашить последнюю сторону. Получается подушечка с «начинкой» из пластмассовых крышек, по которой можно ходить босиком.

2.Из болоньевого материала вырезать коврик произвольной формы, например, форма ягодки или фрукта любого, обметать края. На верхнюю сторону коврика нашить пуговицы разного размера в виде различных узоров.

3.Из плотного материала вырезать коврик, обметать края. Нашить на поверхности, по которой будет ходить Ваш ребёнок, лоскутки материала разной текстуры: фланель, шерстяную ткань, трикотажное полотно и т. д., что найдётся под руками.

Внимание ребёнка будет концентрироваться на таких ковриках, ведь интересно узнать, что же там на коврике нашито.

Ну, а всем известное выражение: « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» как никогда актуально при закаливании организма ребёнка раннего возраста.

Закаливание воздушными ваннами следует проводить постоянно. Обязательно проветривайте комнату, где находится Ваш ребёнок. Следует это делать во время отсутствия малыша и не допускать переохлаждение воздуха больше, чем на 1-2 градуса. Закрывать фрамуги следует за 30 мин до прихода ребёнка.

Воздушные ванны Ваш малыш может получить, оставаясь несколько минут в одних трусиках, например, при переодевании. Температура воздуха должна быть 18-19 градусов.

Воздушные ванны хорошо сочетать с физическими упражнениями.

Попросите малыша поднять руки вверх, затем опустить их вниз. Попробуйте сделать массаж живота ребёнку, попросите, чтобы он сам погладил свой животик. Попрыгайте вместе с ребёнком, как зайчики, походите, как мишка косолапый.

И, конечно, ежедневные прогулки с ребёнком следует делать два раза в день: до обеда и вечером перед сном.

Интенсивным методом закаливания являются водные процедуры: общие обливания и обтирания стоп.

Важно знать, что обливание стоп оказывает хороший эффект при профилактике простудных заболеваний.

Обмывание стоп проводят ежедневно перед сном в течение года.

Начинают обливания стоп с воды, температура которой не превышает 28 градусов.

Постепенно температуру воды снижают до 15-14 С (каждые 3-5 дней на 1 градус).

После обмывания стопы надо тщательно растереть полотенцем.

Малыш принимает ванну — наиболее распространенные и любимые всеми процедуры. С целью оздоровления и лечения детей активно используются ванны температуры (34-37 С) и теплые ванны (38-39 С).

Общие пресные ванны индифферентной температуры (34-37 С) и теплые ванны (38-39) оказывают седативный эффект, уменьшают раздражительность, нормализуют сон, оказывают болеутоляющее и сосудорасширяющее действие.

Хвойные ванны благоприятно действуют на здоровье Вашего малыша. Такую ванну для ребёнка можно приготовить путём добавления хвои, которую лучше самим запасти, либо купить в аптеке. Такую ванну ребёнок должен принимать при температуре воды 34-36 градусов. Продолжительность приёма 10-15 минут.

0,5-1,0 кг цветков ромашки заливают 5 л кипящей воды, дают постоять 30 минут. Замет настой необходимо процедить и добавить в ванну. Такую ванну следует принимать при температуре воды 34-36 градусов так же в течении 10-15 минут.

Наконец, горчичные ванны, которые применяются при ОРЗ у детей.

Для приготовления горчичной ванны сухую горчицу (из расчета 10-15 г горчицы на 10-15 л пресной воды) предварительно разводят в теплой (38-39 градусов) воде до консистенции жидкой сметаны. Затем полученную порцию горчицы переливают в емкость с нужным объемом воды, производя дальнейшее размешивание. Продолжительность приёма такой ванны также 10-15 минут при температуре воды 39-40 градусов.

Следует помнить, что горчичные ванны противопоказаны при гипертермии (повышении температуры тела) у ребёнка!

К закаливанию также относятся: соблюдение режима дня и сбалансированное питание.

В жизни Вашей семьи произошло важное событие: ваш малыш идёт в детский сад! Поздравляем!

Все волнения по поводу выбора детского сада, получения путёвки уже позади. Но встаёт вопрос, как же Ваш такой маленький ребёнок привыкнет к новой для него обстановке? Как облегчить ему это период?

Отрыв от дома, родных, встреча с новыми взрослыми и детьми могут стать серьезным стрессовым фактором. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.

Продолжительность адаптационного периода индивидуальна. Привыкание к ДОУ это еще и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

В нашем детском саду дети получают физическое и музыкальное развитие, действуют с дидактическим и строительным материалом, знакомятся с окружающим миром, расширяют пассивный словарь и совершенствуют активную речь.

• достаточное количество носовых платков (носовой платок необходим ребёнку и на прогулке: пожалуйста, положите платок в карман верхней одежды).

• пакет для использованного белья.

• всю одежду необходимо промаркировать (написать имя полностью).

• опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;

• чистый нос, руки, подстриженные ногти;

• подстриженные и тщательно расчесанные волосы (если у девочек длинные волосы, то необходимо собрать их);

• чистое нижнее белье;

• одежда должна соответствовать размеру (не слишком велика и тем более маловата);

• завязки и застёжки на одежде должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог сам себя обслужить;

• нежелательно ношение комбинезонов (это мешает формированию самостоятельных культурно-гигиенических навыков);

• обувь должна быть легкой, соответствовать ноге ребёнка, легко сниматься и надеваться, имеет фиксированную пятку, невысокий каблучок, желательно на застёжке.

— рассказывайте ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети;

— постарайтесь наладить правильный распорядок дня (приблизите его к режиму детского сада).

— заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизите к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приёма пищи…)

— заранее прививайте ребёнку необходимые навыки самообслуживания;

— заблаговременно сделайте необходимые прививки;

— постарайтесь избавить ребёнка от вредных привычек (сосание пальцев и грызение ногтей, приём пищи из бутылочки, постоянное сосание пустышки, сон с обязательным укачиванием);

— в первые дни ребёнок остается в детском саду на 1-2 часа, затем его пребывание доводится до полного дня в течение 2-3-х недель;

— желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад;

— если ребёнку и маме очень тяжело расставаться, тогда отводить ребёнка в садик может отец или кто-то еще из близких;

— заранее познакомьтесь с воспитателями группы, расскажите об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка;

— никогда не пугайте ребёнка садиком;

— не затягивайте момент расставания с ребёнком в детском саду, но и не уходите тайком (заранее придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания: воздушный поцелуй, поглаживание по спинке…);

— поддерживайте дома спокойную обстановку;

— не перегружайте ребёнка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании;

— не проявляйте перед ребёнком своего волнения и беспокойства;

— демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.

Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти условия, то Ваш малыш прекрасно справиться с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.

2. Обвинение и наказание ребёнка за слёзы.

Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ (помните, что для малыша – это первый социальный опыт, плаксивость, некоторая истеричность в период адаптации к ДОУ нормальна).

3. Ранний выход на работу (когда Ваша первая рабочая неделя после декрета совпадает с первой неделей пребывания ребенка в детском саду). Помните и возможных частых заболеваниях ребёнка на начальном периоде посещения ДОУ.

4. Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности (не думайте об общественном мнении, когда Ваш ребёнок кричит в раздевалке по утрам, чрез это проходят все родители, и это вовсе не значит, что вы недостаточно хороши в роли «мамы» или «папы»).

5. Пониженное внимание к ребёнку (довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу). Наоборот, как можно больше времени проводите с ребёнком в период адаптации.

6. В первый год посещения детского сада мы не рекомендуем записывать ребенка на дополнительные занятия, кружки или секции.

Подвижный, резвый ребенок холерического темперамента вечером или долго не может успокоиться от перевозбуждения, или, наоборот, моментально засыпает, лишь только его голова коснется подушки. Такому ребенку требуется меньше времени для сна, нежели другим, однако родителям необходимо следить за тем, чтобы в режиме дня подвижного малыша обязательно выделялось время на послеобеденный сон. Это позволит шустрым детям немного умерить свой пыл и успокоиться.

• Не допускайте шумных подвижных игр за несколько часов до сна.

• По возможности прогуляйтесь всей семьей около дома, чтобы организм получил как можно больше кислорода.

• В теплое время года форточку в спальне можно оставлять открытой всю ночь, зимой достаточно проветрить комнату перед сном.

• Создайте спокойную, умиротворяющую вечернюю обстановку.

Цель: развивать интерес детей (2-3 лет) и родителей к утренней гимнастике, сохранять и укреплять здоровье детей. Формировать у детей морально — волевые качества (выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость). Привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни малыша.

Потребность в движении заложена в малыше с рождения. И задача родителей не только помочь ребёнку гармонично развиваться, осваивать новые навыки и умения, но и не отбить желание заниматься спортом в будущем. Малыш только через собственные ощущения познаёт огромный и притягательный мир. А закрепить врождённую любовь к движению, сделать кроху более ловким и выносливым, направить неуёмную энергию в «мирное» русло помогут игры и упражнения, которые малышам придутся по вкусу.

Каждой маме и папе хорошо известно, что физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Спортивные занятия улучшают обмен веществ, состав крови, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Но не все родители знают, что физическое развитие малыша нераздельно связано ещё и с его интеллектуальным развитием. Чем лучше ребёнок умеет бегать, прыгать, лазить, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Движение — это единственная деятельность, которая одновременно заставляет работать и левое, и правое полушарие головного мозга. Поэтому важно как можно раньше приобщить малыша к физическим упражнениям и стремиться, чтобы спортивные занятия были для ребёнка источником радости и удовольствия, и ни в коем случае — принуждением. Необходимо приучить малыша к ежедневной утренней зарядке. Ведь не секрет, что далеко не все из нас делают её по утрам. А ведь необходимо уделять всего 7-10 минут утренней зарядке вместе с малышом и делать это регулярно, такая ежедневная нагрузка станет для ребёнка привычной и естественной. Он просто не сможет без неё обходиться. Так же как без утреннего умывания и чистки зубов. Любые спортивные занятия с малышом нужно проводить в весёлой и игровой форме, и каждый раз вносить в них что-то новое. Ведь занимаясь с малышом, взрослые и сами получат заряд бодрости и веселья на целый день. Любые упражнения с детишками здорово делать под подходящие стишки, можно любимые игрушки тоже приобщить к такому важному делу:

Вышли звери на зарядку,

Рассчитались по порядку.

Рядом с ними- ребятишки,

И девчонки и мальчишки.

Лапки к верху поднимаются.

Ну, а мы поднимем ручки

Высоко, до самой тучки!

Вот идёт мохнатый мишка,

Громко топает топтыжка.

Мы пройдём как мишка, тоже.

Топ да топ, топ да топ

И в ладоши хлоп да хлоп!

Скачет зайка на лужайке,

Мы попрыгаем, как зайка.

Ножки вместе, скок- поскок!

Веселей скачи дружок!

Пчёлки крылышками машут,

Над цветами дружно пляшут.

Ручки в стороны расставим,

Словно крылышки расправим.

И как пчёлки загудели:

Вот копытца замелькали-

Это кони поскакали.

Пробежимся, как лошадки,

На носках, потом — на пятках.

Вот и кончилась зарядка!

До свидания, ребятки!

Если очень захотите,

Завтра снова приходите.

Увлекайте кроху своим примером, для этого делайте все упражнения весело, с азартом Очень скоро ваш малыш запомнит незамысловатые стишки и те движения, которые нужно под них выполнять. А это значит, мы развиваем ещё и память. Попробуйте, это не только полено, но и очень весело!

Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в п онятии «кризис трёх лет», а также, что делать, как себя вести, как реагировать на некоторые выходки изменившегося ребёнка, а главное, как помочь малышу справиться с самим собой.

Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух с половиной лет назад, исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается, проверяет нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя. Это кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года – прошли незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания, жить как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко прожило достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение, поведение, действия, манеры воспринимались ребёнком как его собственные. И вдруг такая находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту находку нельзя потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться, только проявляя в поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает истерики, выражает строптивость.

В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования личности ребёнка. А вот как пройдёт этот кризис и каким после станет ребёнок, зависит от взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь терпения. Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм, обесценивание человеческих норм поведения – характерные черты этого периода. Не думайте, что «вам достался» несносный ребёнок, он просто ещё не научился себя вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».

— Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или плохая. Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.

— Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться, чистить зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и независимость, а значит – важно и решения самому принимать. Уступайте ребёнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё существенно.

— Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не изводите его на корню, идите на разумные компромиссы.

— Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится ребёнку проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю дочь, запрещая есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает тапки, и кладу их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится востребована. Берите ребёнка «на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая что-либо понарошку, не будьте слишком серьёзны, развлекитесь вместе, посмейтесь над детским непослушанием. Здесь главное, чтобы малыш точно понимал, где игра, а где реальные требования.

— Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на человека, который ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период от отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведёт!». И понятно, ведь всё предшествующее время малыш жил именно мамой (или тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет себя данному человеку с особым усердием.

— Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками. Идите снова на хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но очень хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь кок? Ноет бок? Очу ооок? Чулок!» Скажет как следует – получит своё.

— Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не обращайте внимания, пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы без травм, остальное – пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт должен знать: вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если ситуация не позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте отвлечь (только не выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите, «переведите стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень жаль, но Баба-Яга запретила тёте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть проигнорирована! И помните – все наладится. Результат прохождения кризиса – становление воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. Успехов вам!

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Начало развития образного мышления, уточнение представлений о свойствах и взаимосвязях предметов и их пространственном расположении и динамических свойствах. К 2,5 годам – более высокий уровень сравнений и обобщений, появляется интерес к цели, причине и следствии заинтересовавшей ситуации.

Появление предметно-конструктивных, ситуативно-игровых действий с игровым материалом.

На данном этапе рисунок – это предмет – заместитель, с которым ребенку хочется действовать (играть). Малыш открывает для себя функции предметов.

Действия становятся обобщенными (переносит действия на новый подобный предмет). Появляется рисование по «замыслу» (ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу).

Самый главный побудительный мотив – сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все, что угодно.

Первоначальный замысел беден по содержанию, не отчётлив. Беден рисунок по графическому, а лепка по пластическому изображению. Процесс черкания на листе бумаги малыш сопровождает речью: комментирует, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным, законченным.

Ведущий тип отношений к миру – ориентировка на предметы – реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, то-есть находит выражение в содержании игр и изобразительной деятельности (в основном интересующие ребенка предметы, явления природы).

Сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы – часть интересного для малыша предметного мира.

Не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности (малыш ориентирован на предметный мир). Знакомить с художественными техниками и материалами, привлекать к разыгрыванию художественного сюжета.

-обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке и темы изображения в таком случае разнообразны.

Ребенок рисует только то, что для него интересно, значимо, что его волнует.

— развивать интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).

— замечать, понимать изображения знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).

— приобщая кроху к восприятию доступного изобразительного искусства, помогать ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но и понимать смысл его собственной изобразительной деятельности.

Малышу надо показать, что окружающий его мир существует еще и в образах.

-воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

Детский рисунок – это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Поддерживайте и развивайте это стремление.

-знакомить с доступными способами изображения в рисовании и лепке, со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.

Это важные задачи, и решать их надо сейчас. Пока ваш малыш раскован и смел, он рисует все, что хочет и как хочет. Он не боится рисовать машину, море, вас. «Море нарисую, еще море. Ух! А это акула-каракула подскочила… видишь какая?! Сейчас съест. Чтобы малыш в последствии не потерял интерес к рисунку, уже сейчас, в игре, незаметно, не скучно, а весело, легко познакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения, научите его, как пользоваться изобразительным материалом.

Ребенку 3-его года жизни доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки»). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь).

тесто, снег, мокрый песок, глина, пластилин, краски для рисования пальцами, гуашь, крупы или макароны, подкрашеная вода, йогурты, мелки, кусочки красящих овощей (свекла, морковь…), молоко или манная каша с пищевыми красителями, вата, мыльная пена, песок, бумага, Действия: нанесение ритмичных штрихов, пятен, линий, тесто, бумага обычная, цветная, гофрированная, картон, обои, цветная клейкая пленка, фантики от конфет, фольга, обрезки ткани, нитки разного цвета, толщины и фактуры, прищепки, крупные пуговицы, коробочки от киндер сюрпризов, упаковка от яиц, коробки, клей ПВА, клейстер, природные материалы (шишки, желуди, скорлупа орехов, семена деревьев и др.), конструктор разный, строительные наборы, мозаика.

Ребенок должен знать, где лежат его игрушки или настольные игры. Механические игрушки нужно поместить отдельно, особенно от настольных игр и книг. Конструкторы и строительные материалы можно хранить вместе с инструментами и различными материалами для работ. Образные игрушки(куклы, мягкие игрушки) можно держать в шкафу, но еще лучше, если они будут располагаться в привычном для ребенка месте, где-нибудь на полу. Здесь можно расставить кукольную мебель, устроить кукольную кухню, детский сад, поликлинику, зоопарк, гараж, депо или вокзал в зависимости от настроения и фантазии играющего.

Взрослые время от времени должны проверять, все ли в порядке в уголке, но именно в том порядке, который необходим для игры ребенка. Иногда нужно проверять, все ли игрушки требуются для игр ребенка, может быть, некоторые из них давно не участвуют в игре. Тогда их можно спрятать на время, освободив место для самых нужных, любимых, новых игрушек. Уборку, конечно посильную, ребёнок в своём уголке должен делать сам, так он привыкнет к чистоте и аккуратности.

Правильное хранение игрушек – это залог их длительной жизни! Ни от чего так не портятся игрушки, как от неправильного хранения, когда после игры их просто сваливают в кучу. Чтобы заинтересовать ребенка, уборку игрушек легко можно превратить в продолжение игры или в подготовку к новым играм.

Однако многие игрушки не долговечны, они могут сломаться и при самом бережном к ним отношении. Не следует выбрасывать игрушки, если есть возможность их починить. И эту работу обязательно нужно делать вместе с ребенком. Конечно, вначале малыш сможет выполнить лишь самую простую работу. Но чем старше ребенок, тем значительнее его участие в этом полезном деле. Если такая забота об игрушках будет для ребенка постоянной обязанностью, это явится хорошей школой трудолюбия, аккуратности. Ремонтируя игрушки, ребенок усваивает много полезных навыков, получает знания о работе с материалами и инструментами. Он узнаёт, из чего сделаны предметы, каковы их свойства, какие инструменты нужны для того, чтобы восстановить прежний вид игрушки, а затем и любого предмета.

Привычка к порядку в игрушечном хозяйстве обязательно повлияет на общее отношение к порядку, на последующее обращение с книгами, школьными принадлежностями.

Игры и игрушки – не личное дело ребенка, это общее дело семьи, где старшие учат младших, а младшие помогают старшим, где все живут общими интересами. Это также и дело большой общественной важности, так как игры имеют огромное значение в формировании личности ребенка.

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем

по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

(Алексей Николаевич Толстой)

«Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно. » – писал Пушкин брату из Михайловского.

Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня,

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Считается хорошим тоном в воспитании читать ребёнку сказку на ночь. При приглушённом свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того, что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся. Очевидно, что польза сказок перед сном действительно неоспорима.

Учёные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов.

И научно, и жизнью доказано, что дети разного возраста очень любят слушать сказки и необыкновенные истории, которые расширяют диапазон их знаний и кругозора, помогают получить необходимые знания о человеке, о жизненных проблемах, пути их решения. Дают понятие о том, что кроме реального мира, существует ещё и волшебный, наполненный чудесами и приключениями, что добро всегда торжествует над злом.

Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, — «О трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт «Приключения Буратино», «Снежная Королева».

У каждого из нас была любимая сказка, которую мы слушали, читали невероятное количество раз. В чём секрет этого литературного жанра? Почему наши дети, да и мы, взрослые, так любим сказки, какова их роль, в чём польза?

Вспомним, что в старые, древние времена наши предки не спешили наказывать детей, а рассказывали поучительную историю, чтобы провинившийся смог осмыслить своё поведение, сделать выводы и не повторять ошибок. Сказка — очень хороший метод воспитания и обучения детей. Рассказывая сказки, мы передаем опыт наших предков, дополняя его своим, не менее богатым. Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учится сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Житейские истории очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения.

В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно при становлении характера.

Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности.

Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка — это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.

Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей, темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой ситуации. Ребёнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и вот находится способ благополучного её решения. Герои счастливы, здоровы, зло побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои страхи.

Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, — раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник — это сказка. Ещё К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Помните, армянскую сказку в стихах «Жадный Вартан», которому скорняк пошил из овечьей шкуры целых семь шапок, но ни одну из них нельзя надеть? Мораль: жадность и зависть до добра не доведут. А «Каша из топора»? О находчивости и смекалке русского солдата? Эти поучительные истории — яркий пример народной педагогики.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.

Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам: читать сказку,

1. концентрируя на ней внимание ребёнка;

2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;

3. чётко проговаривая слова;

4. только одну, для более глубокого осмысления;

5. выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);

7. попросите пересказать;

8. желательно перед сном.

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

cjkysirj2.blogspot.com