Речевая патология у детей дошкольного возраста

Нарушение речи у детей

Такая проблема, как задержка речевого развития у детей, стала весьма распространенной в последние годы. И родители, и педагоги дошкольных учреждений жалуются на то, что детки поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь примитивна. Поэтому уже сегодня во многих группах детского сада проводят дополнительные занятия с логопедами. Такая картина наблюдается не только в нашей стране.

Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. С чем связана такая патология? На что следует обратить внимание родителей при задержке речи у ребенка ? Где искать помощи в решении проблемы? Ответить на все эти актуальные вопросы мы попробуем в нашей статье.

Норма речевого развития у ребенка

Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. Неблагоприятные факторы, влияющие на развитие малыша, необходимо искоренять как можно раньше. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка свидетельствует о наличии неблагоприятных факторов, мешающих крохе правильно произносить слова. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих квалифицированной помощи логопеда.

Отметим, что практически все дошкольники неправильно произносят звуки. Однако такие нарушения носят временный характер, поэтому по мере созревания речевого аппарата ребенка его звукопроизношение постепенно совершенствуется. Помочь малышу избавиться от «возрастного косноязычия» способна правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих его взрослых людей. Помните о том, что дети, подобно губке, впитывают любую информацию, копируя поведение, привычки и даже речь родителей. Поэтому когда взрослые начинают «сюсюкать» с малышом или же в семье присутствует картавость, то велики риски того, что он долгое время будет подражать взрослым.

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста

Предлагаем вам рассмотреть, какие факторы влияют на задержку речевого развития у малышей. Как оказалось, их немало. Например, различные неблагоприятные воздействия могут возникнуть как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

При поражениях нервной системы плода недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения малыша, несовместимость крови мамы и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

Различные болезни, сопровождающие малыша в первые годы жизни, также могут повлиять на развитие речи. Особенно опасными являются частые вирусные и инфекционные недуги, менингиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Причиной задержки речи у ребенка дошкольного возраста может стать травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга. Наследственные факторы (такие как врожденные дефекты речи, патологии верхней губы и челюсти, мягкого и твердого неба, а также изменения формы и величины зубов, подъязычной уздечки) нередко приводят к нарушению речевого развития малыша.

Таким образом, большая роль в возникновении проблем с речью принадлежит генетическим факторам. В этих случаях дефект может проявить себя под влиянием даже незначительных неблагоприятных факторов.

Нарушения социально-бытовых условий жизни, приводящие к подавлению эмоционально-волевой сферы крохи, довольно часто провоцируют дефицит развития речи. А если эти факторы сочетаются с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то патологии речевого развития у малышей дошкольного возраста приобретают более стойкий характер.

Тяжелое нарушение речи у детей

Основными признаком особо тяжкой патологии в развитии речи является резкая выраженная ограниченность средств общения при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Такие детки обладают скудным речевым запасом или совсем не говорят. При этом они способны понимать обращенную к ним речь, но не могут в словесной форме общаться с окружающими. Это ведет к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в чтении и письме. Ребенок становится замкнутым, апатичным. Существуют и другие виды тяжелых речевых нарушений. Рассмотрим их подробно.

Нарушение речи у детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта

Врожденная или приобретенная глухота приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей. Следовательно, детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать. Частичная или полная глухота является наиболее распространенной патологией, приводящей к нарушению речевого развития.

Дефекты речи наблюдаются и у детей с нарушением зрения. Замедленность формирования речевого навыка проявляется из-за недостаточности активного взаимодействия ребенка с патологией зрения в отношении с окружающими людьми. Он не имеет возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, поскольку отсутствует четкий образ движения губ во время разговора, из-за чего он часто допускает ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов делают рассказы таких деток информативно бедными, непоследовательными, нелогичными. Наблюдается снижение внешнего проявления эмоций.

У детей с нарушением интеллекта задерживается развитие активной речи, ведь они значительно хуже своих здоровых сверстников понимают обращенную к ним речь. Такие дети трудно общаются с взрослыми, редко участвуют в беседах, на вопросы отвечают односложно и не всегда правильно. Выполнение поручений и заданий становится значительно осложненным для малышей с нарушением интеллекта.

Нарушение речи у детей с аутизмом

Отметим, что у таких «особенных» малышей на ранних этапах речь может быть абсолютно нормальной, причем по темпу ее развития иногда ребенок обгоняет даже своих здоровых сверстников. Но в возрасте 1,5 лет речь утрачивается: малыш перестает говорить с окружающими, хотя иногда может продолжать вести беседу с самим собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей жестикуляции и имитационного поведения.

При раннем детском аутизме отмечается отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые словесные инструкции, при этом косвенно можно определить, что он понимает обращенную к нему речь. Малыши с ранним детским аутизмом недостаточно используют жесты и интонацию в общении, редко имеют полноценную речь, отличаются нарушением общей и мелкой моторики.

Нарушение речи у детей с ДЦП

Речь детей с детским церебральным параличом имеет некоторые отклонения или нарушения, что негативно сказывается на развитии и общении ребенка. При ДЦП сильно страдают некоторые участки головного мозга, участвующие в непроизвольных движениях. Речевые и двигательные механизмы на ранних стадиях формирования скелета уже «поломаны», поэтому такие дети отстают в развитии.

При лечении нарушений речи на фоне ДЦП перед логопедом встает серьезная задача определить, чем вызваны дефекты. А именно: вследствие неправильного развития мозговых клеток или недостаточностью социальных контактов.

Дизартрия — эта форма нарушения речи более часто встречается у детей с ДЦП и патологиями нервной системы, когда кроме неправильного произношения наблюдается нарушение тонуса языка.

Развитие детей с нарушениями речи

Речевые патологии, которые проявляются в тяжелой форме, приводят к тому, что ребенок обладает весьма скудным словарным запасом. Это ограничивает его общение с окружающими, даже если он понимает обращенную к нему речь. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками. В результате недоразвития речи у них может наблюдаться интеллектуальное отставание, неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий. Все это усложняет обучение — овладение грамотой, арифметическими задачами, письмом. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми, отстраненными и апатичными. Поэтому им необходима своевременная логопедическая помощь.

Крайне важна ранняя диагностика речевых нарушений, поскольку именно она позволяет легче и эффективнее скорректировать дефекты. Обследование ребенка на предмет этой патологии необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью — при чтении и письме.

Во многих детских садах существуют логопедические группы, где с детьми проводят логопедические занятия. В некоторых случаях для обследования нездоровых малышей создаются комиссии, в состав которых могут входить также другие специалисты — психолог, невропатолог, хирург, стоматолог. Медики выясняют, какой именно компонент речевой деятельности нарушен: лексика, фонетика или грамматика, а затем назначают соответствующее лечение.

Профилактика речевых нарушений сводится к устранению тех причин, которые впоследствии могут привести к возникновению патологии. Будущим мамам во время беременности необходимо внимательно относиться к своему здоровью, соблюдать режим, больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Также для профилактики речевых нарушений у детей существенное значение имеет своевременное консультирование у специалистов-генетиков.

Вторичная профилактика речевых нарушений проводится в тех случаях, когда первичные меры не «сработали», и у ребенка все же возникла определенная речевая проблема. Основная задача профилактики заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего развития нарушений речи. При этом помощь таким детям должна оказываться не только специалистами. Родителям также необходимо постараться приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог справиться с проблемой.

Лечение детей с нарушениями речи должно иметь систематический характер и начинаться как можно раньше, поскольку в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет гораздо сложнее.
nashidetki.net

Независимый сайт о заикании

Заикание у детей дошкольного возраста

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или "вторичного" заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах (Власова Н.А., 1974; Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем., но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1 (Миссуловин Л.Я., 1979; Карвасарский Б.Д., 1990).

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).

Причины и механизмы развития заикания

До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др.

Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами, значение которых у детей дошкольного возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими.

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).

Заикание — следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать "срыв" речи — заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы (Карвасарский Б.Д., 1990; Шкловский В.М., 1994; Селиверстов В.И., 2000).

К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы (Шкловский В.М., 1994).

В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме (Мастюкова Е.М., 1997).

Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17% (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998).

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций.

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации.

Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.

Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание. Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Внешние предрасполагающие причины порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота и т.п- все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам.

Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями (Миссуловин Л.Я., 1997).

В настоящее время, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.

Освещая проблему психогений, способствующих возникновению у детей заикания, Н.А. Власова (1978) наряду с острой психической травматизацией придает значение и хроническим конфликтным ситуациям, которые непосредственно связаны с высокой эмоциональной возбудимостью детей дошкольного возраста.

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее "готовностью" к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами (Селиверстов В.И., 2000).

С позиций современной нейрофизиологии состояние нервной системы заикающегося ребенка характеризует преобладание процессов возбуждения над торможением. Слабость тормозных механизмов, обусловленная конституционально или перенесенной патологии центральной нервной системы, облегчает формирование очагов застойного возбуждения в отделах речедвигательной подсистемы, которые являются своеобразными генераторами судорожной активности. Такого рода объекты по Г.Н.Крыжановскому (1997) называются генераторами патологически усиленного возбуждения и представляют универсальный механизм формирования патологической системы при многих заболеваниях нервной системы.

Изучение и уточнение этиопатогенетических основ заикания во всем их многообразии представляет не только значительный научный интерес, но, прежде всего, является необходимым при дифференцированном подходе к клиническим проявлениям этого нарушения речи и психоневротических заболеваний, на фоне которых оно, как правило, протекает. Только такой подход может обеспечить дальнейшее плодотворное исследование заикания и даст возможность проводить патогенетически обоснованную комплексную терапию больных, страдающих этим дефектом речи.

Клиническая характеристика заикания

Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия) (Власова Н.А., 1974; Миссуловин Л.Я., 1997; Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998; Селиверстов В.И., 2000).

Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать речь. Выделяют тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата.

Тонические речевые судороги характеризуются резким повышением тонуса мышц в нескольких группах, что акустически проявляется длительной паузой в речи или протяжной вокализацией. При этом наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами.

Клонические речевые судороги проявляются многократными ритмичными сокращениями мышц речевого аппарата, что сопровождается повторением отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося и проявляться во всех отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом и артикуляционном. В клинической картине заикания, особенно при хронизации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.

Дыхательные судороги могут быть инспираторными, т.е. возникающими в фазу вдоха, и экспираторными, характеризующимися резким внезапным выдохом. Инспираторные судороги акустически как — правило малозаметны, тогда как экспираторные судороги сопровождаются сильным сокращение мышц брюшного пресса, воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель, артикуляция и вокализация приостанавливаются, при этом у заикающихся возникает ощущение сильного сжатия грудной клетки и нехватки воздуха.

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата: смыкательную голосовую судорогу, вокальную судорогу и дрожащий или толчкообразный гортанный спазм.

Судороги артикуляционного аппарата подразделяют на лицевые, язычные и мягкого неба.

У заикающихся выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно — смыслового отрезка сообщения. Заикающиеся могут говорить на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

Речь заикающегося обычно сопровождается сопутствующими движениями, которые могут иметь насильственный или уловочный характер. У ряда больных с акцентуациями личности по тревожно-мнительному типу уловочные движения перерастают в двигательные ритуалы.

Речь заикающихся, особенно взрослых больных, часто сопровождается вегетативными реакциями, которые проявляются изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, гипергидрозом. Такого рода реакции расцениваются специалистами как симпато-адреналоваые.

У большого количества взрослых заикающихся, в отличие от детей дошкольного возраста, наблюдается логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог.

Различают два вида заикания — эволюционное, развивающееся у детей дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и симптоматическое, возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы — черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.

В зависимости от того, возникает ли эволюционное заикание на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, выделяют невротическую и неврозоподбную формы заболевания. Сочетанное действие указанных факторов характерно для смешанной формы заикания. По течению эволюционное заикание бывает стационарным, прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.

Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм.

Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, а в отдельных случаях может опережать их. Собственно речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а также тонико-клонические судороги в начале речи. Четко выражено ситуационно — обусловленное усиление заикания. Личностная реакция на дефект проявляется в виде волнения перед речью, отказов от речевого общения. Дефекты произношения в виде дислалии имеют место, но сравнительно легко поддаются коррекции.

Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротическая симптоматика также носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Однако в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми остаются практически без изменений.

Движения детей, страдающих невротическим заиканием, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы незначительно. Отмечается хорошая динамическая координация, переключаемость и одновременность и одновременность движений, достаточное развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, высокая упражняемость в моторных навыках. Сопутствующие речи движения сравнительно легко поддаются коррекции.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом. Последний проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности. В некоторых случаях диагностируется психопатоподобный синдром, который характеризуется трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности.

Заикание возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Речь ухудшается при утомлении и после соматогений. Заикание имеет тенденцию к стойкому монотонному или прогредиентному течению. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием обнаруживают наличие стертой формы дизартрии или выраженной дислалии. В ряде случаев неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Личностная реакция на дефект выражена слабо. Условия речевого общения не влияют на качество речи.

Движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, обнаруживают разнообразные нарушения. Больные затрудняются с выполнением проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыков. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Характерна недостаточность речевых движений по силе, точности, объему, переключаемости. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики.

Сравнительная характеристика невротической, неврозоподобной и смешанной форм заикания представлена в таблице.

www.stuttering.su

Прогнозирование риска речевой патологии у детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Резцова Е. Ю., Бобынцев И. И., Черных А. М., Артеменко М. В.

В исследовании показана связь речевой патологии с генеалогическим, биологическим, психологическим и социальным анамнезами ребенка. Совокупность выявленных в исследовании медико-биологических и социально-психологических факторов позволила установить наиболее значимые из них, неблагоприятно влияющие на речевое развитие ребенка. Полученные данные послужили основой разработанного алгоритма оценки степени риска развития речевых расстройств у детей дошкольного возраста с целью оценки диапазона риска с последующим определением индивидуального образовательного маршрута, способствующего успешной адаптации, повышению самооценки ребёнка, а также предупреждению дальнейших отклонений в развитии ребёнка или устранению последствий речевой патологии.

Forecasting of speech pathology risk in children of younger preschool age

The research shows communication of a speech pathology with child's genealogical, biological, psychological and social anamneses. The set of the medico-biological and socially-psychological factors revealed in research gives the chance to establish the most significant of them, which have adverse influence on child's speech development. The obtained data has formed a basis to develop the algorithm for estimation of risk degree of speech pathology at preschool children, to establish the risk range with the subsequent definition of the individual educational route which promotes successful adaptation, increases the self-appraisal of the child, and also to prevent the further deviations in speech development of the child or to eliminate of speech pathology consequences. The obtained data has formed a basis of the developed algorithm of risk degree estimation of speech pathology in preschool children for the purpose of risk range evaluation with the subsequent definition of the individual educational route which promotes successful adaptation, increases of a self-appraisal of the child, and also prevents the further deviations in speech development of the child or eliminates of speech pathology consequences.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Резцова Е.Ю., Бобынцев И.И., Черных А.М., Артеменко М.В.,

Текст научной работы на тему «Прогнозирование риска речевой патологии у детей младшего дошкольного возраста»

Индекс обнов 17,46%

? Российский рынок ? Белгородский рынок

Рис. Ассортиментные контуры Белгородского и российского рынков препаратов для лечения отита, (%

возрасте; повышение доли препаратов отечественного производства, являющихся наиболее привлекательными по ценовым показателям для населения с низкой платежеспособностью, к которым, как правило, относятся молодые семьи, воспитывающие детей.

Результаты исследования представлены в Департамент здравоохранения и социального развития Белгородской области с целью оптимизации лекарственного обеспечения населения препаратами для лечения отита.

1. Лучихин Л.А. Лечение воспалительных заболеваний среднего уха // Лечащий врач. — 2004. — № 8. -С. 6-8.

2. Носуля Е.В. Эффективность цефиксима (супракс) при воспалительных заболеваниях ЛОР-органов // Фарматека. — 2004. — № 17. — С. 63-65.

3. Полонский В.М. Антибиотикотерапия острого среднего отита: место цефтриаксона // Фарматека. — 2004. — № 17. — С. 22-25.

Вопросы фармации УДК 616.89-008.434.-053.4

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

© Резцова Е.Ю., Бобынцев И.И., Черных А.М., Артеменко М.В.

Кафедра общей гигиены, кафедра патофизиологии Курского государственного медицинского университета, Курск; кафедра биомедицинской инженерии Юго-Западного государственного университета, Курск

В исследовании показана связь речевой патологии с генеалогическим, биологическим, психологическим и социальным анамнезами ребенка. Совокупность выявленных в исследовании медико-биологических и социальнопсихологических факторов позволила установить наиболее значимые из них, неблагоприятно влияющие на речевое развитие ребенка. Полученные данные послужили основой разработанного алгоритма оценки степени риска развития речевых расстройств у детей дошкольного возраста с целью оценки диапазона риска с последующим определением индивидуального образовательного маршрута, способствующего успешной адаптации, повышению самооценки ребёнка, а также предупреждению дальнейших отклонений в развитии ребёнка или устранению последствий речевой патологии.

Ключевые слова: речевая патология у детей, факторы риска, алгоритм прогнозирования.

FORECASTING OF SPEECH PATHOLOGY RISK IN CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

Reztsova E. Yu., Bobyntsev I.I., Chernykh A.M., Artemenko M. V.

General Hygiene Department, Pathophysiology Department of the Kursk State Medical University, Kursk;

Biomedical Engineering Department of the South-West State University, Kursk

The research shows communication of a speech pathology with child’s genealogical, biological, psychological and social anamneses. The set of the medico-biological and socially-psychological factors revealed in research gives the chance to establish the most significant of them, which have adverse influence on child’s speech development. The obtained data has formed a basis to develop the algorithm for estimation of risk degree of speech pathology at preschool children, to establish the risk range with the subsequent definition of the individual educational route which promotes successful adaptation, increases the self-appraisal of the child, and also to prevent the further deviations in speech development of the child or to eliminate of speech pathology consequences. The obtained data has formed a basis of the developed algorithm of risk degree estimation of speech pathology in preschool children for the purpose of risk range evaluation with the subsequent definition of the individual educational route which promotes successful adaptation, increases of a self-appraisal of the child, and also prevents the further deviations in speech development of the child or eliminates of speech pathology consequences.

Keywords: children speech pathology, risk factors, algorithm of forecasting.

По данным Минздравсоцразвития РФ, около 1,6 млн. детей имеют те или иные отклонения в развитии. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения [2]. Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности категория этих детей весьма разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возрасту, степени тяжести и структуре ведущего дефекта, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [9, 12].

Психологами и педагогами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ отмечается значительный рост числа обращений за логопедической помощью. Расстройство речевого развития является одной из наиболее распространенных проблем психофизиологического разви-

тия детей дошкольного возраста. По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года от 30,7% до 92,6% детей имеют дефекты речи [6].

Нарушение речевой функции оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья и развитие ведущих физиологических систем организма. Известно, что все психические процессы развиваются с прямым участием речи. Поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии с наличием различных по характеру и глубине нарушений умственной деятельности. В частности, при отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые дефекты осложняются патохарактерологическим развитием личности, возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышается истощаемость нервной системы, наблюдается дефицит внимания, недостаток двигательных функций, память и работоспособность снижены [1].

Ранняя диагностика с последующей коррекцией, адекватной типу нарушения, позволяет компенсировать нарушения и смягчить или предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии ребенка. Однако к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет, что негативно сказывается на постановке работы по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи.

Согласно данным литературы, оценке взаимосвязи состояния здоровья и физического развития детей с нарушениями речевого развития посвящены лишь единичные исследования [5, 9, 10], что и обусловило актуальность нашего исследования.

Целью настоящей работы является изучение медико-биологических и социально-

психологических факторов, влияющих на речевое развитие ребенка, с целью разработки алгоритма определения степени риска развития речевой патологии у детей дошкольного возраста.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование выполнено с участием 359 детей в возрасте 5-6 лет с патологией речевого развития, обучавшихся в коррекционных логопедических группах, и их родителей. Контрольную группу составили 160 детей, посещающие общеобразовательные группы дошкольных образовательных учреждений, и их родители.

В группе детей с нарушениями речи преобладали мальчики: в возрасте 5 лет их было на 3,8% больше, чем девочек, в возрасте 6 лет — на 10,2%, что соответствует литературным данным [3, 10].

Исследование анамнеза осуществлялось путем выкопировки данных из учетных форм: ф. № 112/у «История развития ребенка», ф. № 026/у «Медицинская карта ребенка», а также с помощью анкеты (вопросника) по изучению медикосоциальных причин формирования отклонений в здоровье. С помощью вышеуказанной анкеты исследовались данные генеалогического и акушерско-биологического анамнезов, микросоциальные условия жизни детей, материально-бытовые условия и психологический климат в семье, наличие психотравмирующих ситуаций [7].

При проведении анализа количественной отя-гощенности генеалогического анамнеза использовали индекс накопления хронических заболеваний в семье пробанда (ИО), определяемый по формуле:

суммарноеколичествозаболеванй у кровныхродственнжов пробанда общеечислокровныхродственнжов пробанда

ИО = (о которыхесть сведения)исключаяпробанда

Шкала индекса отягощенности генеалогического анамнеза следующая: при значениях от 0 до 0,2 — низкая отягощенность, от 0,3 до 0,5 — умеренная, от 0,6 до 0,8 — выраженная, от 0,9 и выше — высокая [8].

Биологический анамнез оценивали по наличию факторов риска в различные периоды жизни ребенка. С помощью поисковой таблицы для определения риска патологии у детей определяли группы риска по каждому из отягощающих факторов [11].

Изучение образа и условий жизни проводили путем оценки социального анамнеза с учетом его отягощенности по следующим параметрам: полнота семьи, возраст родителей, образование и профессия родителей, психологический микроклимат в семье в отношении к ребенку, наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения, жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

Статистическую обработку материала проводили с использованием методов вариационной статистики [4]. Достоверность выявленных различий определяли с помощью критерия Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что отягощенная наследственность по речевой патологии выявлена в семье каждого третьего ребенка коррекционной группы — в 35,9% случаев, что достоверно больше аналогичного показателя в контрольной группе (7,5%, р<0,001).

Как видно из рис. 1, выраженная отягощен-ность генеалогического анамнеза отмечалась в 49,6% случаев у детей коррекционной группы, что в 11 раз больше данного показателя в общеобразовательной группе (4,4%, р<0,001). Умеренную отягощенность имели 48,5% детей с патологией речи, что в 2,5 раза больше, чем в основной группе (20,0%, р<0,001). Также необходимо отметить, что низкая отягощенность генеалогического анамнеза отмечалась лишь в 0,3% случаев у детей с речевыми нарушениями и у большинства детей с нормальным речевым развитием (75,6%, р<0,001). Высокая отягощенность выявлена в 1,7% случаев у детей основной группы, в контрольной группе данная степень отягощенности не отмечалась.

Следовательно, проведенные исследования показывают высокую достоверность различий в величине индекса накопления хронических заболеваний в семье пробанда у детей с патологией

cyberleninka.ru

Особенности словесно- логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 11

Консультация: «Особенности развития словесно- логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Составила учитель- логопед:

ОНР — речевая патология у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики. Характеристика понятия мышление.

Мышление — высший познавательный психический процесс. Суть мышления заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности . Основная функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков;

— обобщенное отражение действительности;

— опосредованное познание объективной реальности;

— мышление всегда связано с решением той или иной задачи, то есть мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который всегда является целью мышления. Мышление тесно связано с речевой сферой; мысли всегда обрекаются в речевую форму, люди всегда думают словами. Таким образом мы можем сделать вывод о том, что речь является орудием мышления;

— мышление является функцией мозга. Лобные доли мозга играют значительную роль в мыслительной деятельности, также следует отметить, что речевые центры коры головного мозга участвуют в обеспечении мыслительного процесса (слуховой центр речи — центр Вернике; височные доли и двигательный центр речи- центр Брока; лобные извилины левого полушария).

По форме мышление подразделяется на наглядно- действенное, наглядно-

образное и словесно-логическое.

Наглядно- действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с ними. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно- образное мышление — вид мыслительного процесса, который осуществляется при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Словесно- логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, классификация. Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны нам в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т.к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и от влечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение ( или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение — является основной формой результата мыслительного процесса. Суждения могут быть ложными и истинными. Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление обших законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Каковы же существенные особенности мышления детей дошкольного возраста? Первые обобщения у детей связаны с действием. Другая характерная особенность детского мышления — его наглядность. В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению дошкольники обращаются, как правило, только в тех случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер.

Дети с ОНР, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Особенности словесно- логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В старшем дошкольном возрасте у детей преимущественно поставлен диагноз ОНР- 3 уровень; речевая патология характеризуется наличием у детей развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У дошкольников присутствуют полиморфные или мономорфные нарушения звукопроизношения, нарушения автоматизации звуков (смешения, нестойкие замены звуков), недоразвитие фонематического анализа и синтеза. В речи дошкольников преобладают простые предложения, дети испытывают затруднения в построении сложных речевых конструкций. Логопаты допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура страдают в сложных словах

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, соответственно, словесно-логическое мышление детей с общим речевым недоразвитием имеет свои особенности; дошкольники испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Солнце светит потому, что стало тепло». Дети с ОНР могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате; некоторые логопаты с трудом решают простейшие математические задачи, испытывают затруднения при формировании простейших умозаключений. Какие же виды деятельности способствуют развитию у детей с особыми возможностями здоровья словесно- логического мышления? Это прежде всего дидактические игры:

— «Назови одним словом»,

-«Вопрос- ответ» (например, певец поет, а балерина? Назови детенышей свиньи? Что быва?ет на улице после дождя? (лужи, радуга) Какой день недели последний? Что делают из муки?

— «Смысловые ряды» (например, волк- заяц, кошка-. пальто- зима, шорты-…,белка- орешки, медведь-…),

— «Предмет- действие», — «Найди лишнее слово» (например,х рабрый, злой, смелый, отважный); — « Назови слова…» (п редложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови, слова, обозначающие деревья; назови, слова, обозначающие домашних животных и т.д.)

При систематической коррекционной работе педагогов речевой группы можно достичь существенного прогресса в развитии словесно- логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

infourok.ru