Речь ребенка 5 лет

Развитие речи у ребенка 5 лет

Естественно, что процесс освоение речи у каждого малыша свой, но общие тенденции все, же есть, и их знание поможет родителям не упустить момент возможного отставания в развитии речи. Речь ребенка 5 лет логически выстроена, у ребенка должен быть уже достаточный словарный запас для того, чтобы правильно строить фразы и общаться с взрослыми на отвлеченные темы, правильно произносить звуки и слова, грамотно склонять по падежам. В процессе освоения новых слов ваш малыш уже начинает проводить параллель между словом и предметом, и он начинает изобретать слова, которых нет в литературном языке, например, палочка, которой ковыряют – ковырялочка . Вместе с увеличением словарного запаса возникает и овладение грамматическим строем, и он уже должен общаться с окружающими развернутыми фразами по четыре-пять фраз, появляются краткие причастия, сравнительная степень прилагательных, наречий, глаголы и существительные во множественном числе. Однако независимо от степени развития ваш ребенок все же будет совершать ошибки — неверно согласует слова, падежные окончания.

Речь ребенка 5 лет – вероятные проблемы

Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.

Количество играющих: 1-6 человек.

Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы прохлопываете .

Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

Хлопайте в ладоши, когда произносите: Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та .

Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть корова , луг и тыква . Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.

Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.

Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом велосипед .

Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом велосипед , — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом велосипед , — это то, что посылают бабушке в письме (привет).

Придумайте другие варианты для рифмы.

Начните предложение со слов Если я. . Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

Если я полью цветы.

Если я соберу свои игрушки.

Если я выйду летом в пальто.

Если я лягу спать в одежде.

Если я открою в ванной кран с горячей водой.

Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей НЕ .

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: яблоки, спички.

Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову яблоко (румяное, наливное, золотое и т. д.).

Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба ( Снежная королева ).

Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение ( Дикие лебеди ).

Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса ( Огниво ).

Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Количество играющих: 2-6 человек

Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.

Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.

Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.

К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут переехать в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.

Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово высоко ,

А ты ответишь — низко .

Скажу я слово далеко ,

А ты ответишь — близко .

Скажу тебе я слово трус ,

Ответишь ты — храбрец .

Теперь скажу начало ,

А ты скажи — конец .

Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

шершавый — гладкий и т. д.

Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.

Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.

Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие речи детей 5 лет

Формированием и развитием речи необходимо заниматься не только в первые годы жизни ребёнка, но и в 5, 6 лет. Данные игры помогут развивать красивую речь ребёнка 5 лет.

Попробуйте научить ребенка читать по губам.

Старайтесь тщательно артикулировать слова, произносить их четко, раздельно. Начните с ребенком диалог. Пусть он говорит нормально, а вы постарайтесь отвечать тихо-тихо, четко артикулируя слова губами.

Весёлый счёт (произнеси правильно окончание)

Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным один , а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным пять (или шесть , семь , восемь . ).

Сначала лучше называть существительные по принципу сходства окончаний. Например:

один стол — пять столов

один заяц — пять зайцев

один слон — пять слонов

один палец — пять пальцев

один шкаф — пять шкафов

одно платье — пять платьев

один гусь — пять гусей

одна шапка — пять шапок

один лебедь — пять лебедей

одна перчатка — пять перчаток

один журавль — пять журавлей

одна банка — пять банок

одна гайка — пять гаек

одна рукавица — пять рукавиц

одна майка — пять маек

одна пуговица — пять пуговиц

Возможен другой вариант. Бросая мяч, ведущий может говорить: У меня есть один стол , а ребенок отвечать: А у меня есть пять столов .

Артикуляционная гимнастика. Количество играющих: 1-6 человек.

Взрослый предлагает детям пройти 10-15 шагов с надутыми, как у хомяка, щечками. Для этого им надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом.

Затем по сигналу дети должны хлопнуть себя кулачками по щекам — выпустить воздух изо рта, сделать 15 шагов и снова стать хомячками — надуть щеки.

Повторить четыре — шесть раз. Контролируйте осанку.

Количество играющих: 3 — 6 человек.

Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с взрослыми дети говорят:

Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки.

После слов взрослого Пузырь лопнул все дети опускают руки, хором говорят: Хлоп! , хлопают руками по щекам и присаживаются на корточки, произнося звук: ш-ш-ш-ш . Затем игру можно повторить.

Инвентарь: перышки (кусочки бумаги) по числу игроков.

На стол на расстоянии примерно 10 см друг от друга кладут несколько перышек.

По сигналу ведущего дети подходят к столу и, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают перышки.

Выиграет тот, у кого перышки слетели быстрее.

Попросите детей выбрать какой-нибудь звук, который они могут издавать (например, звуки, издаваемые любыми животными, или смех, крик, топот и т. д.).

Дети могут испускать этот звук некоторое время, пока вы не дадите им условный сигнал.

Игра учит правильной постановке вопросов.

Количество играющих: 1 -6 человек.

Инвентарь: мешок, любой предмет.

Попросите детей определить содержимое мешка. Они могут задавать ведущему различного рода вопросы, на которые он отвечает только да или нет .

Ребенок, угадавший, что находится в мешке, получает его содержимое в подарок.

Задумайте книгу, сказку или рассказ, которые все дети знают и любят, и дайте им какой-то намек или небольшую подсказку. Например, если эта книга про Винни- Пуха, скажите, что в задуманной книжке есть один симпатичный толстячок.

Попросите, чтобы дети угадали и назвали сказку или рассказ, задавая о них такие вопросы, на которые можно отвечать только да или нет .

Даже если дети быстро угадают задуманную вами книгу, в любом случае призывайте их задавать уточняющие вопросы.

Формулирование вопросов поможет им лучше вспомнить эту книгу или сказку, а также будет способствовать развитию речевых навыков.

Расспросите детей, какие сказки они знают и любят. Выберите одну из сказок и предложите ее переделать, рассказывая ее по очереди и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое.

Например: Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь. и т. д.

Подумайте о том, какими способами можно изменить сказки и прочие истории, знакомые детям.

Например, в сказке про Белоснежку замените злую мачеху на добрую. Спросите, что, по мнению детей, будет делать и говорить эта хорошая, добрая мачеха. Замените Золушку на мальчика и дайте ему волшебного опекуна. Соответственно измените диалог и события.

Все эти замечательные эксперименты развивают в детях творческий потенциал, показывая им, каким образом можно посмотреть на нечто хорошо знакомое с новой точки зрения, помогают детям совершенствовать повествовательную речь, умение выстраивать диалоги.

Выберите какую-то простую фразу, например: Я люблю блинчики — и произносите ее различными способами. Например, зажав нос, или сложив свои руки чашечкой вокруг рта, или поджав губы, или положив руку поверх рта, или пропойте ее.

Отправимся за покупками

Инвентарь: можно использовать секундомер или песочные часы.

Спросите детей, в каких магазинах они любят делать покупки. Возможно, это магазин игрушек, зоомагазин, универсам и книжный магазин.

Выберите магазин, в который вы якобы сейчас отправитесь делать покупки. По команде Начали засеките, сколько разных вещей ребенок сможет назвать и найти в этом магазине за минуту.

Игра помогает детям усвоить большое количество слов.

Я знаю пять имен девочек.

Количество играющих: 2-4 человека.

Дети по очереди бьют мяч об пол и в такт ударам говорят: Я знаю пять имен девочек. (перечисляют) , Я знаю пять имен мальчиков. (перечисляют) , Я знаю пять овощей. и т. д.

Имена и названия различных объектов не должны повторяться.

vospityvaem-detej.ru

Речь ребенка в 5 лет

Понятие развитие ребенка в 5 лет включает в себя как степень физического развития и приобретенные навыки, так и психическое развитие, речь, интеллект и коммуникации. Важно, чтобы малыш примерно вписывался в нормы развития ребенка в 5 лет. Однако, стоит помнить и о том, что все дети индивидуальны, и они могут развиваться как с опережающими темпами, так и немного отставая по определенным параметрам. Стоит оценивать успехи ребенка в сравнении с прошлыми его периодами, а не по усредненным таблицам и графикам. Если возникают какие-либо вопросы, стоит обсудить их с педиатром, неврологом или психологом. Иногда соматические или частые инфекционные заболевания влияют на развитие. При устранении негативных факторов ребенок быстро наверстывает упущенное.

При оценке речевых навыков ребенка важно понимать, что овладение речью и ее правильностью у всех детей происходит индивидуально. И основную роль в этом отводят родителям, чем больше вы будете говорить с ребенком, читать ему, поправлять в речи – тем быстрее и проще он овладеет ее правилами. Важно научить ребенка правильно говорить, слушать, отвечать на поставленные вопросы или задавать их самому, активно поддерживать диалог. Начнем с того, сколько слов говорит ребенок в 5 лет? В среднем, в словарном запасе пятилетки должно быть около 3000 слов, которыми он свободно владеет. Причем, произносить он их должен без пропусков звуков и слогов и перестановки, за исключением особо сложных слов. Что должен говорить ребенок в 5 лет? Малыш должен знать названия учреждений и профессий, окружающих предметов, а также называть их назначение с использованием глаголов, прилагательных, называть свойства предметов.

К основным нормам речи ребенка в 5 лет относят правильное воспроизведение всех звуков, самостоятельную оценку собственной и чужой речи с выявлением дефектов в ней. Ребенок может сам поправить свои ошибки в речи. В разговоре дети используют все части речи, правильно строят как простые, так и сложные предложения. Дети активно используют интонации в речи, могут выразить словесно свои эмоции, понижают и повышают громкость при разговоре, меняют тон. Дети отлично учат стишки, запоминают и пересказывают короткие рассказы, могут поддерживать беседу, и развернуто отвечают на вопросы взрослых. Они используют речи обобщения, притяжательные прилагательные, находят однокоренные слова, синонимы и антонимы.

Задержка речевого развития у детей 5 лет

Часто родителей беспокоит тот факт, что ребенок в 5 лет мало говорит. Обычно причинами этого являются сами родители, которые мало общаются с малышом, и не дают ему возможности говорить, рассказывать. Часто, учитывая, что его понимают практически без слов, ребенок в 5 лет ленится разговаривать. При этом, все основные речевые навыки у ребенка развиты нормально. В этом случае важно больше уделять внимания речевому развитию – читать и учить стихи, побуждать ребенка к диалогам.

Если же родители замечают, что речь ребенка существенно отличается от других детей его возраста, стоит обратиться к специалисту и выяснить, почему ребенок в 5 лет плохо говорит. Признаки задержка речи у ребенка 5 лет можно выяснить по следующим признакам. Прежде сего, об этом будет говорить бедный словарный запас, если ребенок неправильно понимает значение слова и его смысл, если он подбирает слова, называя предметы, или часто ошибается в названиях. Стоит насторожиться, если к пятилетию ребенок пропускает или переставляет слоги в словах, за исключением незнакомых и очень сложных слов. Стоит выяснить причины задержки речи у ребенка 5 лет, если он часто говорит по слогам, слишком медленно или слишком быстро и неразборчиво говорит в привычных условиях, если запинается, заикается, делает необоснованные паузы в речи. Беспокойство должно возникнуть при неправильном построении предложений, использовании слов в не том числе или лице, если ребенку сложно составит рассказ, пересказать сказку или ответить на вопрос.

В таком случае важно обратиться к логопеду неврологу, дабы выяснить, с чем связаны подобные сложности в речи. Также стоит набраться терпения и активно заниматься с ребенком, говорить с ним, делать артикуляционную гимнастику, развивать мелкую моторику рук. Нужно, чтобы он больше общался со сверстниками, не имеющими проблем с речью, и от них слышал правильные слова и фразы. Дом нужно разговаривать с ребенком без сюсюсканья и коверканья слов, только правильно. Много читайте ребенку, разучивайте с ним короткие стихи и пересказывайте рассказы и сказки.

detstrana.ru

Развитие речи у детей 4-5 лет

Дети в младшем дошкольном периоде проходят тот этап своего развития, когда их речь уже приобретает грамотность и логику. Это не набор связанных по смыслу 2-4 слов, а, зачастую, сложные предложения с правильной расстановкой основных и второстепенных членов предложений, глаголов и существительных, причем в падежных склонениях. У каждого ребенка этот этап проходит индивидуально, но все же у подавляющего большинства карапузов словарный запас составляет приблизительно 3000 слов.

информацияПоэтому дети уже более охотно вступают в словесный контакт, как с ровесниками, так и со взрослыми, потому что не боятся остаться непонятыми или высмеянными из-за дефектов своей речи или произношения.

Малыши до 4 лет очень часто не способны охарактеризовать предмет и его качества и пытаются выразить это разведением ручек, показыванием пальчиков и т.п. Часто они сердятся, если их не понимают. Дети же 4-5 лет уже способны объяснить гораздо больше, но при этом они склонны использовать свои исковерканные слова. К примеру, одеяло они могут называть «диляло», червяка — «ползук», общий — «всехний» и так далее.

Стоит прислушиваться к таким «терминам» малыша и исправлять его, чтобы он знал, как надо говорить правильно. Не стоит ругаться, проявлять нетерпимость, потому что не сразу ребенок сможет запомнить то, что ему дается сложнее прочего. Но при каждой возможности важно напоминать, что это выдуманное им смешное слово ненастоящее и обращать внимание, как надо говорить.

Ближе к 5 годам дети очень любят разучивать стихотворения. Если уделять ребенку достаточно времени в чтении и разучивании стишков, прибауток, скороговорок, то он и сам охотно присоединяется к своеобразному «рифмоплетству». Конечно, это очень примитивные и скорее всего бессмысленные двухстрочные сочетания рифмующихся слов, но все же именно это занятие способствует развитию у ребенка речевого слуха, гармоничности речи и умения соединять слова, сходные по звучанию.

В младшем дошкольном возрасте ребятишки активно окрашивают свою речь эмоциями, жестами. Обратите внимание на правильность и уместность их выражения, показывая на своем примере то, как надо делать правильно. Дети, как губки, впитывают в себя все, что происходит в окружающем мире. Поэтому крайне важно следить и за собой. Вступайте в контакт с более замкнутым ребенком, спрашивайте его, играйте с ним, лепите из пластилина, рисуйте елочки, при этом обговаривая все, что происходит. Никогда не игнорируйте ребенка в желании рассказать что-либо, потому что это его может «замкнуть» в себе, но и не поощряйте его выдумки в том, чего нет. Он должен четко отличать действительное от вымышленного.

Еще одним аспектом хорошего развития речи на пятом году жизни служит развитие слуха. Кроме того, что кроха слушает и воспринимает привычную ему речь или иные привычные звуки, самое время помочь ему разобраться в происхождении иных звуков и шумов, на которые во взрослой жизни мы совсем не обращаем внимания.

Обязательно обращайте внимание, чтобы ребенок ориентировался, когда:

  • на кухне хлопает дверь;
  • капает вода из крана;
  • шипит газовая плита;
  • стучит нож;
  • в спальне слышен шум машин за окном;
  • скрипит стул.
  • Если постоянно обращать внимание крохи на подобные звуки и рассказывать об их природе, тогда ребенок к 5 годам сможет не только понимать, что их вызывает, но и характеризовать их, повторять при помощи предметов или имитировать.

    Сложности в произношении

    Особенно интенсивно в промежутке между 4 и 5 годами ребенок обучается произносить:

    Очень часто детки мешают все в кучу, не понимая разницы между шипящими и свистящими, а вместо звука [р] произносится [л]. В итоге рыба оказывается «лыбой», чашка — «цяской», щит — «ситом». Важно не пропустить мимо ушей становление шипящих и свистящих звуков у чада, потому что невнимание родителей может повлечь за собой трудности в речи еще на долгое время. Исправить такие мелкие проблемы с произношением проще у четырехлетнего дошкольника, чем у первоклассника. Но бывает и такое, что ребенок обучается недающимся ему изначально звукам и вставляет их где надо, и где не надо (на ложку говорит «рожка», на улыбку «урыбка» и т.п.).

    важноОбязанность родителей исправлять малыша при каждом неправильном произношении, так как внимание только 2 часа в день, на «уроках», совсем не исправит ситуацию.

    Сложности в освоении устной речи

    В 4 года дитя готово изучать мир более детально, познавать сходства и различия, ориентироваться в пространстве. Родители могут помочь своему взрослеющему ребенку сравнивать между собой различные предметы, к примеру, две разные ложки. Ребенок должен понимать, что они отличаются:

    • размером;
    • цветом (одна серебристая, а она разукрашенная цветами);
    • материалом, из которого изготовлены (одна из металла, а другая — из дерева);
    • свойствами (одну можно сломать, а другую только погнуть).
    • Если ребенок не может сам называть отличия, то ему можно и нужно помочь с этим занятием, превратив его в своеобразную игру. Также стоит обратить внимание ребенка и на общие признаки у этих ложек (к примеру, у них есть ручка и округлый край и они обе предназначены для еды).

      Малыш может рассказать сам или ему стоит напомнить, что ложку он всегда держит в одной и той же руке (этим он приучается ориентироваться, где правая сторона, а где левая), берет ее на верхней полке шкафчика (развивается пространственное мышление, когда он понимает, как это сверху, снизу, сзади или спереди). Такими простыми объяснениями в виде забавных игр ребенок получает множество информации, анализирует ее и запоминает.

      Обязательно работайте над описательными моментами (к примеру, спросите у ребенка о том, какая у него кукла или машинка и пусть он как можно более детально опишет все, что знает о своей игрушке).

      Часто дети не понимают разницы между вчера и сегодня, летом и зимой, утром и вечером. Обязательно объясняйте своему чаду и знакомьте его с подробными характеристиками отличия. Чтобы малыш не воспринимал такое обучение как допрос и не маялся от скуки, можно взять книгу с яркими иллюстрациями и показать ему, что зимой дети катаются на лыжах, лепят снеговика, одеваются в теплые пальтишки и вязаные шапки. И при этом пусть он участвует в «дискуссии», рассказывая, что еще такого происходит зимой или в любую другую пору года.

      Чтобы кроха понял, как это сегодня, а как это завтра, нужно объяснять ему, что сегодня, к примеру, мы в магазин не пойдем, а завтра сходим. А когда придет следующий день, то объяснить ему, что завтра уже наступило, оно стало «сегодня» и мы идем в магазин.

      дополнительноГлавное — включать фантазию, не бояться непонимания ребенка и как можно больше говорить с ним. Конечно, редкий ребенок сразу все поймет, но чем больше ему будет уделяться внимания, тем быстрее будет получен результат.

      Развитие речи ребенка в 4-5 лет можно коротко охарактеризовать следующими основными показателями:

    • словарный запас достаточный для того, чтобы строить предложения в 5-7 слов;
    • речь становится понятна не только для родных, но и для посторонних людей;
    • малыш ориентируется в пространстве, отличает между собой предметы, знает их качества и может все называть;
    • ориентируется в единственном и множественном числе;
    • ребенок незатруднительно способен отыскать необходимый ему предмет по описанию или описать сам, что ему нужно;
    • способен вести диалог, отвечать и задавать вопросы;
    • готов рассказать о недавно услышанной сказке, продекламировать стишок, спеть коротенькую песенку;
    • малыш может назвать свои имя, фамилию, возраст, имена близких членов семьи, клички домашних животных.

    важноЕсли у ребенка есть какие-либо отклонения от нормального речевого развития, и родители сомневаются, что он не успевает за своими сверстниками, обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту.

    В детских поликлиниках детально рассмотрят развитие вашего малыша, проанализируют степень отклонения и при необходимости направят на дополнительную консультацию к психологу, логопеду или неврологу.

    От родителей требуется внимание, терпение, забота и помощь малышу в изучении окружающего мира. Нельзя игнорировать речевую пассивность ребенка, перекладывая обязанности друг на друга или объясняя нежелание работать усталостью или занятостью. Всегда можно объяснить крохе свои сложности, когда не удается быть с ним ежеминутно, и уделить время при первой возможности. Дети очень тонко чувствуют психологический микроклимат в семье, и многие проблемы в развитии речи можно объяснить именно некомфортными его особенностями. Любовь, доверие, понимание способны сотворить чудеса и вырастить ребенка полноценным членом общества.

    deti.baby-calendar.ru

    Развивать речь ребенка 5 6 лет

    Развитие родной речи у детей

    от 2-х до 6-ти лет

    Последнее время я часто слышу жалобы от родителей: «Моему ребенку уже 2 года, а он еще не начал говорить, а вот соседская девочка в этом же возрасте уже рассуждает…» или «Сыну уже почти 5 лет, а говорит, как двухлетний ребенок».

    Хочу успокоить родителей тем, что проблема задержки речи и неразвитой речи у детей очень распространена. Причин и объяснений этому может быть множество. О них лучше знают психологи. С этим вполне можно справиться и ни в коем случае не надо паниковать.

    Задержка речи часто наблюдается у мальчиков, у детей, с которыми говорят на двух или трех языках, а также у других категорий детей по различным причинам. В большинстве случаев проблема решается сама со временем. И не надо сравнивать с другими детьми. У каждого ребенка свой срок, когда надо начинать говорить и говорить много и грамотно.

    Если вас очень беспокоит отставание в развитии речи вашего ребенка стоит обратиться к логопедам и дефектологам. У них накоплен большой арсенал работы с подобными затруднениями.

    Я же расскажу о простых способах решения этой задачи, которые вы сможете сами применять в повседневном общении с малышом.

    Принцип развития речи на любом языке и в любом возрасте включает два основных аспекта:

    1. Накопление пассивного запаса слов, готовых фраз и речевых конструкций;
    2. Активное использование накопленного материала.

    Эти принципы, а также приведенные ниже рекомендации работают при изучении любого языка: родного или иностранного, и в любом возрасте. Поэтому их также можно использовать для развития речи вашего ребенка на иностранном языке, если он изучает его с детства.

    Накопление пассивного запаса происходит, когда ребенок слушает. Это значит, что надо как можно раньше начинать читать ему, ставить аудиопроизведения с хорошей речью и произношением. Делать это надо с самого рождения, потому что навык слушать и запоминать наиболее активно работает в возрасте от 0 до 3-х лет. Позже он тоже работает, но не настолько интенсивно. Надо также как можно больше и чаще говорить с ребенком, объяснять ему все, что его окружает, языком любого уровня сложности. Лучше всего чередовать простые фразы со сложными. Пусть вас не беспокоит, поймет ли ребенок ваше объяснение. Здесь важно предъявление сложных речевых конструкций и пример того, как вы это делаете.

    В первые два года жизни ребенок активно накапливает материал, и чем больше вы сможете ему дать в этот период, тем больше будет его арсенал для дальнейшего активного использования в речи.

    Начиная с двух лет, ребенок постепенно начинает переводить полученную пассивную языковую информацию в активную форму, а именно говорить. В любом случае пассивный запас у каждого человека всегда намного больше, чем активный. У ребенка эта разница еще более значительная. Поэтому наша задача помочь ему активизировать этот запас, чтобы он в своей речи использовал как можно больше слов и их комбинаций, которые и так есть в его памяти.

    При этом мы не перестаем поддерживать пассивный запас, а именно читать ему, ставить аудио и видео произведения с хорошей речью. Не бойтесь ставить и читать ему одни и те же произведения. Это нравится детям, потому что так они лучше запоминают речь и им легче перевести ее в активную форму.

    Итак, упражнения на развитие речи для детей от 2-х до 6-ти лет. Идея в том, чтобы каждый день или почти каждый день использовать хотя бы одно упражнение. Не надо специально уделять этому время. Это увлекательные игры с родителями, в которые можно играть в любое свободное время. Например, во время прогулки, или пока едете в транспорте или в машине, во время ожидания в очереди, пока готовите что-то на кухне, а ребенок играет рядом, перед сном.

    1. Упражнение «Отгадай животное, предмет, человека по описанию». Вы даете описание объекта, а ребенок должен догадаться кто это или что это. Это развитие пассивного запаса. Ребенок на вашем примере учится описывать объекты. Например: живет в лесу, дикий зверь, любит морковку, уши длинные, летом — серый, зимой — белый.
    2. Следующий этап — соревнование, кто из вас больше угадает. Вы по очереди загадываете слово и описываете его. Таким образом по вашему образцу ребенок сам будет учиться описывать различные предметы. Вы можете заранее обозначить категорию слов. Например: отгадываем животных, или предметы мебели, или еду. А можете загадывать слова из всего арсенала, при описании указывая из какой категории это слово. Это даст возможность ребенку выучить собирательные названия предметов, то есть названия категорий. Это способствует развитию навыков классификации — умение анализировать и синтезировать полученные знания.
    3. Следующее упражнение «Отгадай по вопросам». Вы с малышом по очереди загадываете слово, например, персонажей мультфильмов. Тот, кто отгадывает, задает вопросы, пока не отгадает. Соревнуетесь, кто больше отгадает. Например: Это человек или зверь? Это мужчина или женщина? Он молодой или старый? Где он живет? Во что одевается? и т.д. В этом упражнении практикуется правильная постановка вопроса.
    4. Упражнение «Прилагательные». В этом упражнении вы совместно выбираете любое слово и по очереди подбираете прилагательные, которые ему соответствуют. Например, слово «дом». Какой он может быть: большой, красивый, высокий, старый, серый, жилой, кривой, и т.д. Можно использовать и антонимы, если вы описываете не конкретный дом, а дом вообще. Проигрывает тот, кто больше не может найти подходящих прилагательных. Это упражнение существенно увеличивает активный словарный запас и учит многословно описывать предмет с разных сторон.
    5. Упражнение «Глаголы». Аналогично прилагательным — выбираете существительное (животное, человек, кто-то из родственников) и находите к нему соответствующие глаголы. Например: наша бабушка — живет, ходит, готовит, сидит, спит, вяжет, смотрит телевизор и т.д.
    6. Упражнение «Слова». Это упражнение аналогично всем известной игре в «Города». То есть вы называете существительное, а ребенок должен назвать следующее, начинающееся с последней буквы вашего слова: мыло — олень -нос — слон. Это упражнение существенно развивает словарный запас и отчасти правописание, а также дает вам представление о том, какие слова в принципе ребенок знает.
    7. Пересказ прочитанного. Каждый раз, когда вы читаете ребенку вслух, просите его пересказать услышанное своими словами. Начинайте с ответов на наводящие вопросы. Следующий этап — самостоятельный пересказ, но с ответами на уточняющие вопросы. Следующий этап — пересказ по плану: вступление, основная часть, заключение. Предварительно объясните ребенку, что означают эти слова и продемонстрируйте на примере собственного пересказа. Это упражнение отлично подготовит к школе, так как пересказ и изложение по упомянутому плану являются заданиями школьной программы с первого класса.
    8. Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

      Володина Светлана Александровна

      Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

      Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна

      Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

      Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

      Словарь детей 5-6 лет

      В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

      В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

      Грамматический строй речи детей 5-6 лет

      На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

      Звуковая культура речи детей 5-6 лет

      Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

      — контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

      — усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

      — выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);

      — овладеть делением слова на слоги.

      Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

      Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

      Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

      Связная речь детей 5-6 лет

      В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

      Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

      На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

      Подготовка к обучению грамоте

      Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

      Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

      — всестороння работа со звуком;

      — знакомство с образом буквы и закрепление его;

      — формирование техники чтения.

      В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.

      Публикации по теме:

      «Речевое развитие ребенка в раннем возрасте». Консультация для воспитателей Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный.

      Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие детей 5–7 лет» Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С. В. Мухина и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы.

      Возраст ребенка до пяти лет — это удивительный период, когда малыш начинает жить, с интересом воспринимать окружающую среду, все для него вновь и необычно. У ребенка в этот период времени свой специфический язык, своеобразный образ мышления и восприятия. У малыша появляется желание поражать сверстникам и взрослым, героям книжек, которые вы с ним читаете, при этом он с удовольствием научит свою любимую игрушку всему, что знает сам. Наше общение с ним происходит, не только посредством жестов, игр, прикосновений, мимики, но и при помощи речи. Процесс общения с ребенком особенно важен, ведь в этот период мозг ребенка впитывает все как губка , начинается процесс формирования личности малыша, развитие его мышления, речи, умение правильно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, обогащается словарный запас, начинает развиваться диалогическая и монологическая речь, и появляются предпосылки письменной речи и счету. И именно в этом возрасте начинается процесс становления культуры общения и речи. Для полноценного развития ребенка очень важно учитывать, что оно должно быть гармоничным и всесторонним.

      Наряду с развитием речи у ребенка обязательно нужно развивать рационально-логическое и пространственное мышление, внимательность, интуицию. Очень важно помнить и понимать, что все, что мы делаем и говорим, даже самые незначительные вещи наш малыш запоминает и в дальнейшем подражает нам. Дети очень эмоциональны, ведь когда мы читаем им сказки, рассказы, сочувствуем персонажам, и оцениваем поступки, то мы даем им базовую модель восприятия на те, или иные действия, этой модели впоследствии ребенок и будет придерживаться и копировать. Речь ребенка 5 лет. прежде всего, будет развиваться у вашего малыша в процессе общения с другими людьми, и чем лучше у него будет развито умение говорить и выражать свои мысли, тем более грамотным, умным и здоровым он вырастет.

      Вы можете помочь ребенку, больше разговаривая с ним правильной и простой речью, с четким произношением. Вместе читайте и обсуждайте сказки, их персонажей, действия, этим вы не только будете развивать в ребенке логическое мышление, но и пополнять словарный запас, при этом обратите внимание, как ваш ребенок строит предложения, формулирует свою мысль, как воспроизводит интонации, и конечно правильность произношения, построения и склонения слов по падежам. Очень хорошо развивать правильность речи с помощью различных ролевых игр, при этом ребенок усваивает необходимые знания, но в тоже время ему интересно и он не устает, и с удовольствием будет с вами играть снова и снова. Словарный запас нормально развитого пятилетнего ребенка должен составлять около трех тысяч слов, и он должен уже сознательно подходить к своей речи. Хотя в этом возрасте детки уже могут запоминать небольшие по объему стихотворения, присказки, потешки, или часть содержания любимой сказки, но им еще сложно сделать правильный и грамотный пересказ текста. Речь ребенка 5 лет отчетлива,пятилетние детки, как правило, уже довольно хорошо освоили все звуки алфавита, за исключением шипящих и р , но речь в принципе становится отчетливей, чище, повышается речевая активность.

      Милые мамочки, если вам кажется, что все же ваш ребенок отстает, не стоит сильно расстраиваться, ведь нормы развития речи достаточно размыты, да и надо учитывать, что каждый ребенок индивидуальность. У одних деток лучше развита память и они легко запоминают текст, а у других лучше воспроизведение и произношение звуков, у третьих больше словарный запас, и лучше получается склонять слова по падежам и т.д. Просто обратите внимание на то, что у вашего малыша не получается и уделите больше внимания решению этой конкретной проблемы. Сейчас существует множество уникальных обучающих программ, методик и игр, которые помогут вашему ребенку гармонично развиваться, а также помогут сформировать правильную и качественную речь. Но помните, что для своевременного и полноценного развития речи ребенка 5лет необходимо обоюдное развитие обеих полушарий головного мозга, так как левое отвечает за рационально-логическое мышление, а правое за пространственное мышление, интуицию, эмоциональную сферу и при согласованности их развития, соответственно, и речь ребенка 5 лет развивается быстрей.

      Обычно у мальчиков процесс развития речи протекает медленней, им сложней грамотно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, так как в этом возрасте нервный пучок, соединяющий полушария головного мозга, у них тоньше, чем у девочек, а соответственно и замедлен процесс обмена информацией. Так что если у вашего малыша нет серьезных психических и мозговых отклонений, то при незначительном отклонении от нормы развития, с помощью специалиста, вы его обязательно преодолеете. Специалист дефектолог или логопед четко определит, какого рода задержка в развитии у вашего ребенка. Речевого, это когда он выполняет ваши просьбы и все понимает, но говорит плохо или не может сказать, или психо–речевого это когда у ребенка психические или умственные отклонения от нормы, и подскажет методы решения. И все же не ждите, что со временем все пройдет, ведь задержка в развитии речи, невозможность общаться с окружающими может отразиться на психике ребенка, его эмоциональном настрое и общении со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, если у вас возникли подозрения, что речевое развитие у вашего малыша не соответствует норме, сразу проконсультируйтесь со специалистом, и уже к шести годам ваш ребенок ничем не будет отличаться от своих сверстников.

      uspeshnyjmalysh.ru