Речь ребенка 4 месяца

Речь ребенка 1 год 4 месяца

Этапы развития детской речи.

Часть 1: от 0 до 3 лет.

Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, пока еще не поздно ? В этой статье мы постараемся рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет.

Однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное ротовое внимание , в 8 же недель — закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, гукание .Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н .

4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, поет , меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма . Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а .

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в ладушки .

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 лепетных слова (типа ляля, баба ), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 лепетных слова , понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 лепетных слова , понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ( поцелуй маму , где папа? , дай ручку , нельзя ).

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ( Мама, ди! — Мама, иди! , Дай ляля — Дай куклу ). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ( пойди в кухню и принеси чашку ), верно использует местоимения я, ты, мне . предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х . Свистящие звуки (с, з, ц ), шипящие(ш, ж, ч, щ ) и сонорные (р, л ) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне ; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие один . Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ( покажи, кто сидит, кто спит ), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ( на чем ты сидишь? ). Правильно произносит звуки: с, з, л .

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа положи кубик под чашку , положи кубик в коробку , употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда . Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

Речь у ребенка 1 год 4 месяца

Здравствуйте! Моей дочке 2 годика и она тоже у меня ничего не говорит, кроме мама, папа, баба, дай, на, отдай. Раньше говорила ням-ням, сейчас нет. Предложения тоже не говорит. Раньше тоже если я приседаю, она повторяла, сейчас в таком возрасте как надо делать все посвоему она не делает. Да и муж у меня заговорил к трем годам. Просто осенью пойдем в садик там научимся. Нам тоже невропатолог выписывала Пантогам, мы не стали его принемать, нечего пичкать ребенка, значит время не пришло. Только побольше внимания и общения. У меня мама работает в детском саду, дети которые осенью не разговаривали вообще, сейчас на моих глазах сразу предложения говорят и цвета знают и дочке нравиться с ними общаться и что-то получается говорить. Удачи Вам!

Моему сыну 1,3. говорит где-то слов 30 (мама, папа, тетя, дядя, му, мяу, гав, кар, на, бах (это салют и если кто-то или что-то упало), га-га, ко-ко (это яйцо и курица), куеку (петушок), ква, и все в таком духе. Предложений пока нет, по этому поводу я спокойна, позже обязательно научится. Я с ним много разговариваю, карточки с картинками сделала и показываю, называя то, что на них, у нас в комнате я развешиваю разные плакаты и картинки, потом их обновляю (животные, растения, портреты, натюрморты, пейзажи и т.д.), у нас ни дня без книжки не проходит. В журналах написано что ребенок должен уже больше 50 слов произносить и предложения строить, но все детки разные. На вашем месте я забыла бы про лекарства, занимайтесь с рбенком, общайтесь и он у вас начнет говорить))))))

Здравствуйте! Максиму был 1,4 года, когда меня это встревожило. Кроме мама ничего. Пригласила гувернантку. Что он делала. Говорила громко и членораздельно, ставила диски “Сказки перед сном” и мультики (морозики морозы http://mults.spb.ru/mults/?id=1573. кот Васька http://mults.spb.ru/mults/?id=1050 и др.) в них четкая речь и интересный сюжет. С переводом все выкинули. Произносите звуки ау, уа. Причина в том, что раньше ребенок это говорил неосознанно, а сейчас он себя не слышит. Нужно ему помочь. прочтите книгу логопедия краузе

Добрый день. Вопрос применения лекарственныъх препаратов реашает только врач. На данном этапе ребенок осваивает автономную речь, когда произносит слова на свой манер. Для развития речи играйте активно с ребенком: показывайте предметы и называйте их. Если ребенок долгое время самостоятельно общается с игшрушками, у него не формирует потребность называть предметы Для развития речи нужны два условия: потребногсть в общении со взрослыми и потребность в предмете, который нужно назвать. С 1.5 мес. обычног дети смещают акцент с предмета на его название, и вместо манипуляции с предметом, повторяют знакомые слова.

Добрый день! Очень разделяю Ваше беспокойство. Вряд ли следует пренебрегать советами врача, особенно если Вы ему доверяете. Своему сынишке постоянно провожу курсы ноотропной терапии, назначаемые неврологом (наблюдает его уже 4 года), эффект довольно ощутимый. Стал более внимательным, охотнее и дольше занимается, с большим желанием учим буквы (ребенок с Синдромом Дауна, 7 лет). Говорить на своей “тарабарщине” начал довольно рано, около 1,5 лет, но к нормальной речи пока не пришли, хотя продвижения заметные. Занимемся в специальном центре психолого-педагогической коррекции, отличные специалисты и многому научили моего сыночка. Использую самые разные программы, методики по развитию не только речи, но и всего остального (внимание, мышление, восприятие, навык счета, общения и т.д.). Могу предложить интересную методику, которой сама успешно пользуюсь уже не первый год для развития своего малыша. Вот ссылочки, буду рада, если помогут и понравятся. – http://stoidey.com/bbmaster/page_lessons1_metod11.html

Желаю удачи Вам и Вашему малышу!

Понравились специалисты? Расскажи об этом своим друзьям!

Развитие речи у детей, детский невролог

Очень важной оценкой психической деятельности у маленького ребёнка является определение его речевого развития. Речевое развитие детей до 2 лет очень вариабельно. При оценке речевого развития, часто слышу от родителей: да у нас папа стал поздно говорить, ни чего страшного и т.п. Действительно ли ни чего страшного, или ребёнку необходимо лечение? Для того чтобы это понять, нам надо разобрать нормативные этапы развития речи у детей.

Первые элементы улыбки у детей происходят до месячного возраста. Ребёнок улыбается во сне, производит некоторые мимические движения. В возрасте 2 — 3 недели, он начинает улыбаться, когда не спит, но не осознано, без эмоциональных раздражителей.

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 1,5 — 2 месяца ребёнок начинает реагировать на интонацию родителей. Когда с ребёнком ласково разговаривают, он в ответ начинает улыбаться, а если ругаться, он начинает плакать! В 3 месяца при общении с взрослым, происходит гукание . Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г , к , н .

В 4 месяца появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. В 4 месяца появляется узнавание свой-чужой . Хотя у некоторых детей, это происходит несколько раньше.

В 5 месяцев ребёнок реагирует на направление звука, поет , меняя интонацию голоса.

В 6 месяцев у ребенка появляется первый слог ба или ма , ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

В 7 месяцев малыш уже готов к игровой деятельности с взрослым. Он использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

В 8 месяцев одним из важнейших показателей нормального развития речи, является лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба , да-да , па-па и т.п.

В 9 месяцев ребёнок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в ладушки .

В 10 месяцев малыш использует в общении как минимум 1-2 лепетных слова (типа ляля , баба , дядя ), понятных в конкретной ситуации.

В 11 месяцев использует уже как минимум три лепетных слова , понятных в конкретной ситуации.

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 лепетных слова , понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Часто в учебниках и в Интернете, пишется, что ребёнок в год должен говорить 8 — 10 слов! Я работаю неврологом более двадцати лет, и могу доложить вам следующее: при осмотре двадцати детей годовалого возраста у одного словарный запас достигает 10 слов. А в основном это лепетные слова три – пять слов. А как оценить есть ли задержка речевого развития в таком возрасте?

Если в возрасте один год, у ребёнка:

2. Он понимает обращённую речь и выполняет мелкие инструкции: где мама , где папа? , дай ручку , нельзя и др.

3. У него есть указательный жест пальцем сопровождаемый взглядом, то у такого ребёнка нет задержки речевого развития.

Однако конечно, необходимо, чтобы это лучше оценивал невролог. И правильно, что в годовалом возрасте проводится профилактический осмотр невролога.

В 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 4 — 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

В 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

Ближе к 2 годам показывает три части тела. Использует фразу из двух слов: мама, ди! — мама, иди! , дай ляля — дай куклу . Словарный запас 20 слов. В 2 года ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ( пойди в кухню и принеси чашку ), правильно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает свистящие звуки ( с , з , ц ), шипящие ( ш , ж , ч , щ ), а сонорные ( р , л ) он обычно пропускает или заменяет.

В 3 года словарный запас 250-700 слов, дети использует предложения из пяти-восьми слов, овладев множественным числом, существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа положи кубик под чашку , положи кубик в коробку , употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что , если , когда . Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без них, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. И что мне особо нравится, они читают стихи. Я всегда с большим удовольствием слушаю стихи в исполнении детей такого возраста. Хотя тут есть и некоторые нюансы. Если ребёнку не понравится врач, или ребёнок очень стеснительный, то он может не идти на контакт и не беседовать. Тут важен расспрос родителей, как разговаривает ребёнок.

В возрасте 2 – 2,5 лет при маленьком словарном запасе, сложным является вопрос о назначении медикаментозного лечения. Нужно ли назначать лечение или у ребёнка индивидуальная особенность задержки речевого развития? Здесь важно оценить состояние ребёнка. У меня были случаи, когда осмотрев ребёнка с задержкой речевого развития, и пролечившись у ЛОР врача, он стал лучше говорить, а не говорил, потому что плохо слышал. И был случай обращения двухлетнего ребёнка с задержкой речевого развития, а у него оказался ранний детский аутизм. И поэтому, когда невролог назначает дополнительное обследование: ЭЭГ, консультацию сурдолога, психиатра, логопеда – их надо проводить.

В любом случае задержки речевого развития необходимо:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Вынуждать ребёнка на разговор, заставлять произносить слова.

3. Ребёнку играть с детьми, которые разговаривают (часто бывает так, что нахождение малыша с родителями, которые его понимают и пытаются всё сделать без слов ребёнка, приводит к отсутствию мотивации со стороны ребёнка к речи).

4. Занятия с логопедом.

5. Применение медикаментозных препаратов по назначению невролога или психиатра.

Правильное формирование речи будет способствовать дальнейшему хорошему обучению в школе.

Воронов Игорь Анатольевич, детский врач, невролог

zdorove-rebenka.ru

Как развивать ребенка в 4 месяца комаровский

Развитие ребенка в 4 месяца

Четвертый месяц является новым уровнем в развитии младенца. Происходят заметные внешние изменения, в большей мере модифицируется психологическое развитие.

Физиология ребенка четвертого месяца жизни

С четырехмесячного возраста, кроха будет не столь весомо набирать вес. Рост увеличивается стабильно до года: в среднем, около 2-3 см. в месяц. В 4 месяца у крохи начинают активно расти волосы и ногти. Следует остригать длинные ногти на руках, чтобы избежать микротравм слизистых оболочек и появления расчесов.

График роста ребенка от 4 до 5 месяцев

Психология ребенка четвертого месяца жизни

Специфика развития крохи в психологическом плане в четыре месяца – это большая надобность в общении. Активизируется сознание, сейчас у малыша появляется потребность во внимании, а не лишь в пище и сне. Малышу доставляет большое удовольствие общение: как умеет, выдает ответ на реплики родителей, выдает определенные звуки, агукает и улюлюкает.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Навыки и умения четвертого месяца жизни:

  • крохи могут переворачиваться с живота на спину и со спины на живот, пробуют ползать, помогая себе ручками и ножками, сидят, упираясь о подушки;
  • ребенок различает объем, форму, цвет, опознает знакомых людей в новом облике;
  • малыш, не учитывая национальность, пытается повторять звуки и складывает первые слоги – «па», «ма», «ба». Их родители зачастую считают первыми словами крохи;
  • может находиться в состоянии бодрствования более 2 часов подряд, и даже некоторое время развлекаться самостоятельно, рассматривая и пробуя ухватить новые яркие игрушки.
  • Как организовать жизнь ребенка

    Более продолжительными становятся прогулки с крохой: в летнее время можно прогуливаться на протяжении 2-3 часов, в зимнее – где-то два часа. Можно делать массаж дважды в день, с утра и вечером. Лучше сделать ритуал для отдыха ко сну – покупать малыша в теплой ванне, погладить его, спеть колыбельную песню: так младенец будет лучше и приятней засыпать.

    Если малыш очень капризный и часто ночью просыпается, то этому причиной могут быть условия сна – излишняя жара или холод, не комфортная пижама, шум. Неспокойный сон может свидетельствовать о том, что у крохи прорезаются зубки. У некоторых детей зубы прорезаются где-то в 6 месяцев, однако, первые признаки возникают уже за пару месяцев до этого момента.

    Как играть с ребенком в 4 месяца

    Дальше проводятся прежние игры, с участием больших и ярких игрушек, мешочков, которые набиты разными материалами, способствующие развитию тактильного восприятия и мелкой моторики малыша. Кроха может получать большое удовольствие от общения с зеркалом, которое не бьется. Его можно прицепить к кроватке – кроха будет махать руками, делать гримасы, смотреть за своим отражением и улыбаться ему.

    Чему можно научить ребенка

    В это время у малыша появляется такое зрение, как у взрослого человека – у него получается фокусировать взгляд и смотреть на предметы, находящиеся от него на разной дистанции. Потому сейчас он длительное время рассматривает игрушку, перед тем как поставить ее в рот.

    Подчас прогулок малыш еще больше заинтересован в рассматривании всего происходящего вокруг, потому родители могут называть крохе все, что он видит: дома, животных, цветки и пр. Следует обязательно повторять звуки крохи, которые он выдает, и добавлять новые. Если огранить сейчас общение с малышом, то он может ограничиться обычным агуканьем.

    Начальное развитие речи

    Малыша очень радует то, что он может слышать и выговорить разные звуки. Мамин разговор кроха узнает по интонации, и повторяет лишь те, которые ему больше понравились. Это может быть кашель, визг, шипение, писк – все, что угодно. Есть малыши, чередующие силу звука – сначала пронзительно кричат, опосля, еле слышно бормочут, получая наслаждение от произведенного эффекта. В большинстве случаев, четырехмесячный малыш обращается к близким родственника и таким образом с ними общается.

    Что чувствует и как себя ведет ребенок в 4 месяца

    Малыш очень довольный в этом возрасте общением. Он дарит улыбку всем гостям и тщательно изучает их лица. Аналогичная ситуация и с куклами. Родительские лица также будет щупать малыш – он может засовывать пальчики им в рот, когда они говорят, хватать их за нос и волосы. Если вам неприятно или больно, вы можете говорить первое «нет», легко отводя руки крохи. Со словом «нельзя» лучше повременить и приберечь его для будущего.

    Видео: развитие ребенка по месяцам. 4 месяца.

    Автор: Ivan Kostin

    Дата публикации: 08.11

    Доктор Комаровский о новорожденных: развитие по месяцам

    В ожидании рождения ребенка любящие мама и папа стараются хорошо подготовиться и выяснить все важные в этом случае вопросы. Уход за новорожденным – сложная и невероятно увлекательная тема. Ей доктор Комаровский посвящал немало своих передач. От того, насколько правильным окажется развитие в первые месяцы жизни, зависит в дальнейшем здоровье и самочувствие ребенка. Поэтому следует точно определиться с тем, какое развитие считается нормальным.

    Немало рассказывал доктор Комаровский о новорожденных, развитие по месяцам он особенно тщательно расписывал для родителей. Как говорит сам детский врач, для новорожденного основными занятиями в первые месяцы являются сон и питание. До трех или четырех месяцев новорожденному больше ничего и не нужно. Поэтому на родителей ложится ответственность обеспечить правильный режим дня. Ребенок приучится к тому, в какое время он ест и спит. Тогда развитие окажется нормальным и продуктивным.

    Тем не менее, в первые месяцы важно следить за определенными особенностями поведения новорожденного и за его физическим состоянием. Из самых характерных проявлений в этом случае можно назвать срыгивание, колики в животе и запор. Правильное питание и достаточные физические нагрузки способны защитить от подобных проявлений. Но в чем состоит суть грамотного ухода? Для этого необходимо рассмотреть развитие по месяцам, описываемое доктором Комаровским. Условно можно выделить два основных периода в развитии новорожденного: первую и вторую половину года жизни.

    Комаровский: развитие новорожденного в первые шесть месяцев

  • Первый месяц. На этом этапе доктор Комаровский просит обратить внимание на сформированность рефлексов. Новорожденный сразу после рождения должен обладать сосательным и хватательным рефлексом, отталкиваться от подставленной к ножкам опоры и пытаться ползать.
  • Второй месяц. В таком возрасте новорожденный днем может оставаться активным по 15 минут в час. Движения становятся менее резкими, взгляд фиксируется на предметах. Комаровский говорит, что новорожденный начинает тянуть предметы в рот и пытается имитировать звуки извне.
  • Третий месяц. Дальнейшее развитие предполагает трехразовый сон днем, появление признаков улыбки, узнавание родителей. Появляется характерное «гуление» и поворот головы в сторону источника звука.
  • Четвертый месяц. Новорожденный становится более выносливым, играет по 2 часа за раз, переворачивается без посторонней помощи. Доктор Комаровский говорит о развитии способности выделять себя из окружающего мира.
  • Пятый месяц. Особенно важен в развитии. К такому моменту новорожденный должен уметь совершать поворот с живота на спину, узнавать всех близких родственников, управлять мимикой, хватать и подтягивать игрушки.
  • Шестой месяц. К такому периоду у новорожденного появляется умение сидеть, откликаться на собственное имя, озвучивать самые простые слоги. Если все это наблюдается, говорит доктор Комаровский, развитие новорожденного по месяцам можно считать успешным.
  • Комаровский: развитие новорожденного во вторую половину года

  • Седьмой месяц. Характерная особенность развития здесь – активное говорение новорожденного. Естественно речь идет не о словах, а о простых слогах. Также доктор Комаровский говорит, что у ребенка должны появляться попытки встать и желание познать свойства окружающих предметов. (он трясет игрушки).
  • Восьмой месяц. К этому моменту уровень развития позволяет новорожденному вставать, опираясь на мебель или руки родителей. Ползание становится быстрым и уверенным. Смех в семь месяцев – также характерное проявление нормального развития. Простые слова малыш уже должен понимать.
  • Девятый месяц. Новорожденный познает пространство: залезает не мебель, открывает ящики и шкафчики, заглядывает внутрь полых предметов. Объем понимаемых слов, как указывает доктор Комаровский, значительно расширяется. Малыш может показать на картинке стол, стул и прочее.
  • Десятый месяц. Понимание окружающих заметно улучшается. Даже без слов новорожденный начинает понимать настроение и желания близких людей. Подражание поведению окружающих в этом месяце становится очень явным. Возникают признаки того, что новорожденные устанавливает простые причинно-следственные связи.
  • Одиннадцатый месяц. Доктор Комаровский отмечает, что к настоящему моменту у новорожденного должно сформироваться понимание речи. К тому же его развитие позволяет отвечать на просьбы и обращения. Ответ следует движениями головы или рук.
  • Двенадцатый месяц. Обычно считается, что в 12 месяцев ребенок должен ходить. Но доктор Комаровский призывает не беспокоиться, если этого не происходит. Кроме того, вся описанная последовательность развития является только примерной. Отставание и опережение в развитии – допустимая ситуация.
  • Примерное меню ребенка в 5 месяцев для разных видов кормления

    Пять месяцев ? это новый этап в развитии ребенка. Модифицируется поведение малыша, изменения происходят и во внутренних органах.

    Фото: depositphotos.com Автор: natulrich

    Слюна начала активно вырабатываться совсем недавно, но сглатывать ее малыш еще не умеет. Желудок пятимесячного не похож на взрослого, но хорошо растягивается, и к году в него будет вмещаться 200-250 г пищи. Пищеварительные ферменты созревают уже к 4 месяцам. Постепенно развивается и глотательный рефлекс.

    Означают ли эти изменения в физическом развитии пятимесячного ребенка переход на новое меню? Однозначного ответа нет. Существует, как минимум, два мнения по этому поводу: официальная педиатрия (или так называемая старая школа) и мнение доктора О.Е. Комаровского. Попробуем разобраться.

    Старая школа о прикорме

    Официальная педиатрия считает, что в возрасте пяти месяцев в рацион ребенка стоит вводить более питательную еду, включающую дополнительные дозы витаминов и микроэлементов. Сторонники этой теории во весь голос заявляют:

    Компоненты материнского молока не могут удовлетворить растущие потребности ребенка. Поэтому прикорм надлежит начинать строго в 5 месяцев, можно раньше, но не позже 6.

    Варианты традиционного меню

    Рацион питания малыша в пятимесячном возрасте имеет свои особенности. Общий объем пищи равен примерно 900 мл в сутки. Из них:

  • грудное молоко или смесь – 700 мл;
  • соки и фруктовые пюре ? примерно 40 мл;
  • овощное пюре – от 10 г до 100 г на искусственном питании и от 15 г до 150 г при грудном вскармливании;
  • зерновые каши – от 10 до 50 мл;
  • сливочное масло (добавляется в пюре и каши) – от 1 до 4 г в сутки; только не забудьте: речь идет о настоящем, деревенском продукте, а не о том суррогате, которым заполнены полки супермаркетов.
  • Прикорм вводится в питание постепенно, начиная с пары капель для соков и чайных ложечек для каш и пюре.

    Крупы в кашах для прикорма не смешивать. Масса должна быть однородной и жидкой. Подслащивать ничего не нужно. Некоторые специалисты рекомендуют добавлять материнское молоко или адаптированную смесь, которые нельзя предварительно кипятить.

    Искусственникам прикорм советуют вводить с еще большей осторожностью, поскольку они склонны к аллергии на новые компоненты рациона.

    Ребенку в 5 месяцев запрещено давать новые продукты слишком часто. Вначале проследите за реакцией детского организма в течение 3-7 дней. Если крохе не нравится новая еда, отложите знакомство с ней на неделю или две.

    При искусственном вскармливании прикорм рекомендуется вводить раньше, чем при грудном. Но корни этой рекомендации уходят в далекое прошлое, когда не было витаминизированных адаптированных смесей, с которыми ребенок сегодня получает необходимые элементы для развития и роста.

    Доктор Комаровский о прикорме

    Компетентный доктор, к мнению которого прислушиваются многие, рекомендует раньше 6 месяцев прикорм не начинать. До достижения ребенком этого возраста семья должна кормить маму: полезно, вкусно и разнообразно. Если малыш находится на искусственном вскармливании, родители стараются покупать ему максимально качественную адаптированную смесь.

    Основные функции печени ? нейтрализация и вывод из организма непереваренных остатков пищи. Если этот орган не справляется с возложенными на него задачами, проявляется аллергия и другие негативные реакции. Детская печень очень слаба и окончательно формируется только к 12 годам. Об этом важно помнить, составляя меню ребенка в 5 месяцев.

    Если по поводу возраста прикорма нет единой точки зрения, то касательно продуктов, с которых желательно начинать, специалисты единодушны. Это каши, кисломолочные продукты и овощные пюре.

    Для первого знакомства ребенка с новой пищей Комаровский рекомендует кисломолочные продукты, ведь по составу они ближе всего к привычному молочному питанию. К тому же кефир снижает нагрузку на печень и улучшает пищеварение, борется с вредными микробами.

    Через 4-5 дней к кефиру можно понемногу добавлять творог. Примерно через 10 дней одно кормление будет полностью замещено прикормом. Остальная еда – это по-прежнему молоко или смесь.

    Так кормят еще примерно месяц, после чего начинается замена последнего кормления кашами. Их готовят не на коровьем молоке, а на смесях для детей от 6 месяцев.

    Рецепты прикорма для малышей

    Наиболее подходящими продуктами для питания ребенка в возрасте 5 месяцев считаются:

    Каша на основе смеси от доктора Комаровского

    Для детского питания из гречневой или овсяной муки варят кашу на воде. Когда блюдо остынет, добавляют смесь, но всего половину от рекомендованной на коробке пропорции.

    Можно покупать специальную муку или готовые к употреблению детские каши для соответствующего возраста, а можно перемалывать крупы в домашней кофемолке. При этом Олег Евгеньевич Комаровский советует включать сахар.

    1. Рис промойте, высушите, измельчите до состояния муки. Вместо риса можно использовать гречку или овсянку.
    2. Вскипятите 100 мл воды.
    3. Внесите неполную столовую ложку рисовой муки, помешивая.
    4. Варите в течение 10 минут на маленьком огне.
    5. Слегка остудив, вмешайте смесь или грудное молоко, примерно четверть стакана.
    6. Ребенку предлагайте только в теплом виде.
    7. Разрежьте яблоко на дольки, вырезав сердцевину.
    8. Положите дольки в кастрюлю, залейте водой так, чтобы она покрыла яблоки.
    9. Отварите.
    10. Взбейте фрукты с помощью блендера.
    11. Остудите. Можно также добавить смесь или мамино молоко.
  • Помойте банан с мелкими коричневыми точками на кожуре (признак зрелости).
  • Очистите и пропустите через блендер или комбайн.
  • Введите молочную составляющую.
  • Груши разрежьте пополам и удалите сердцевину.
  • Поместите в пароварку на 10 минут.
  • Пропустите через блендер.
  • Дайте немного остыть, влейте смесь или грудное молоко.
  • Таким же образом можно готовить персики и сливы, капусту брокколи и молодые кабачки.

    Эти домашние рецепты подходят для детей от 5 месяцев, но они могут оставаться в рационе вашего малыша еще достаточно долго вне зависимости от того, находится ли он на грудном, искусственном или смешанном вскармливании.

    Мама и папа должны выбрать правильную тактику кормлений своего пятимесячного малютки и решить, какой теории введения прикорма верить и следовать.

    malenkij-rebenok.ru

    Что умеет ребенок в 4 месяца: психомоторное и речевое развитие

    Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Не существует каких-либо четких возрастных границ и показателей, согласно которым нужно оценивать развитие грудничка. Моторные, речевые навыки, психоэмоциональные реакции закрепляются постепенно. Не стоит ожидать какого-либо скачка в развитии. Любые ожидания родителей приводят к повышению тревожности. Но знания об умениях четырехмесячного малыша помогают своевременно выявить нарушения в психомоторном развитии.

    Движения малыша становятся все более ловкими, он учится владеть своим телом, намного лучше держит равновесие в положении на животе. В этот период заметно сокращается время дневного сна. Кроха больше бодрствует, изучает свое тело, окружающий мир и людей. Период бодрствования — самый подходящий момент, чтобы понаблюдать за развитием двигательных навыков и психоэмоциональных реакций.

    Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какие двигательные навыки закрепляются и развиваются? Какие рефлексы исчезают?

    • В положении на животе. Кроха уверенно держит голову, хорошо опирается на предплечья и высокого приподнимает грудь над поверхностью. При этом его таз плотно прижимается, а ноги выпрямляются. В вертикальном положении кроха способен удерживать голову уже более 1 минуты. Если кроху медленно и осторожно приподнять за руки над поверхностью (под углом 45°), он будет удерживать голову вертикально несколько секунд, после чего устает и опускает голову. Это в пределах возрастной нормы.
    • Руки. Ладони все еще остаются полуоткрытыми. Небольшое напряжение в мышцах сохраняется, это в пределах физиологической нормы. Но большую часть времени ладошки расслаблены, особенно во сне. Руки у крохи довольно крепкие, благодаря ежедневным тренировкам в положении на животе. Эта часть тела становится наиболее значимой и интересной для крохи. Что может ребенок в 4 месяца делать с собственными руками? Это не просто орудие, которым можно что-то достать, притянуть, удержать, но и успокоительное средство. Дети этого возраста часто засовывают кулачки в рот, играют собственными руками, вкладывают одну в другую, подносят к лицу, рассматривают. Также впервые грудничок может попробовать на вкус собственную пятку.
    • Хватание и удерживание игрушки в руке. Открытие месяца — условный хватательный рефлекс. Если перед малышом повесить небольшую игрушку или шарик диаметром не более 3 см, кроха потянется к нему ручкой и попытается схватить. Также хорошо развивается координация движения «рука-рот». Если ребенок добудет желанный предмет, то непременно потянет его в рот. Малыш в 4 месяца должен уметь захватывать игрушку обеими руками и попеременно каждой. Если у него не получается, можно «тренироваться», повторять попытки несколько раз. Не стоит волноваться, если кроха длительно не удерживает предмет в руках. Значит, еще не пришло его время.
    • Моторные навыки во время игры. Грудничок в этом возрасте способен не только удерживать игрушку или предмет, но и играть с ним. Как это проявляется? Кроха рассматривает предмет, поворачивает его в руках, обязательно пробует «на зуб». Игрушка вызывает у малыша интерес. Если она случайно выпадает из рук, кроха может заплакать и выразить недовольство. Если игрушка снова попадает в руки, ребенок успокаивается и продолжает исследование.
    • Шаговый рефлекс в 4 месяца исчезает. Об этом рефлексе, а также о навыках ребенка в 1, 2, 3 месяца читайте в других наших статьях.

      Психомоторное развитие мальчиков и девочек: есть ли разница

      Часто родители задают вопрос: существуют ли различия в темпах развития мальчика и девочки? Мышечная сила, быстрота, ловкость, выносливость — эти гендерные параметры будут актуальны уже в дошкольном возрасте. Но пока что никаких различий, кроме прибавки массы тела и роста, не наблюдается. По крайней мере, такой информации нет в современных источниках. Но в старых медицинских справочниках можно встретить таблицы темпа моторного развития девочек и мальчик. Здесь указывается, что сроки формирования навыков у мальчиков и девочек зависят от типа телосложения. Некоторые девочки могут раньше держать голову, переворачиваться на живот, садиться, вставать, начинать ходить. Может быть, поэтому среди представителей старшего поколения бытует мнение, что девочки опережают мальчиков в развитии.

      Зрительное и слуховое восприятие мира

      Зрительные и слуховые навыки ребенка в 4 месяца значительно усовершенствуются. В 3 месяца грудничок проходит плановый осмотр у офтальмолога и отоларинголога. Крайне важно выявить патологии и отклонения на ранней стадии развития. Как развивается зрение и слух у здорового ребенка?

    • Зрение. Кроха уже хорошо различает лица и мимику, безошибочно определяет, где находится мамина грудь, узнает бутылочку, любимую игрушку. Зрительные образы активно формируются. Развивается бинокулярное зрение, когда происходит фиксация на объекте обоими глазами. Движения обоих глаз симметричны. Цветовое восприятие расширяется. Кроха различает красный, желтый, оранжевый цвета, также в спектре появляется синий и зеленый. Вместе с хватательным рефлексом развивается координация «глаза-рука». Движения малыша становятся все точнее, он реже промахивается при попытке захватить игрушку. Это говорит о развитии трехмерного восприятия мира.
    • Слух. В 4 месяца грудничок поворачивает голову в сторону источника звука, при этом реагирует довольно быстро. Резкие звуки для крохи все еще остаются неприятными, он может отреагировать на них вздергиванием, недовольными минами, плачем и криком. Ребенок узнает голоса близких людей, а все незнакомые звуки и голоса вызывают у него реакцию замирания, прислушивания. Чтобы проверить остроту слуха, отоларингологи рекомендуют привлекать внимание грудничка тихими звуками. В этом возрасте малыш способен вычленять одни звуки на фоне других.
    • Эмоциональное развитие и взаимодействие с людьми

      Кроха дает понять, что ему нравится, а чего он не любит. И это уже будут осознанные реакции, а не рефлексы. Малыш в 4 месяца может выражать радость, испуг, заинтересованность, неудовольствие. Как развивается эмоциональная сфера ребенка?

    • Интонации. Эмоциональная палитра у грудничка может расширяться, если близкие люди общаются с крохой разными интонациями. С ребенком можно говорить тихо и громко, с восхищением, удивлением, радостью. Также кроха может прочитать негативные эмоции в голосе.
    • Мимика. Важно при разговоре с малышом жестикулировать и выражать разные эмоции. Глядя на лицо родного человека, грудничок будет копировать мимику и распознавать эмоции. У грудничка этого возраста могут быть различные смешные неосознанные гримасы.
    • Коммуникация. Когда малыш слышит голос мамы, то радостно реагирует на него. «Комплекс оживления» все еще сохраняется, когда при виде родного человека грудничок начинает активно двигать руками и ногами, улыбаться. В 4 месяца кроха от души смеется, особенно когда мама или папа берет на руки и то приближают, то отдаляют от своего лица. Общение с грудничком важно для формирования родной речи.
    • «Свои» и «чужие». Грудничок в 4 месяца уже распознает близких и охотно с ними взаимодействует. Но также он определяет незнакомых людей, его общение будет избирательным. Эта дифференциация на «своих» и «чужих» в дальнейшем будет усиливаться. Чтобы контактировать с незнакомцами, крохе нужно время для изучения нового «субъекта».
    • Положительные и отрицательные эмоции малыша — главное средство невербальной коммуникации в этом возрасте. Осознанная улыбка грудничка носит социальную природу. Он уже понимает, что внимание уделяется ему, узнает свое имя. Но отрицательные эмоции малыш еще не способен адресовать конкретному взрослому, не может проявить обиду. Его плач, крик, неудовольствие посылаются в пространство как призыв о помощи.

      Развитие речи малыша 4 месяцев

      Лишь к 6 месяцам появляются звуки, близкие к родной речи. А пока что все младенцы говорят на одном, универсальном языке. Что происходит в речевом развитии? Какие звуки и интонации малыш в 4 месяца умеет воспроизводить?

      Закрепляются старые речевые навыки:

    • усвоены гласные: «э», «ы», «и», «а», «у», «о»;
    • без труда произносятся согласные: «г», «к», «х», «м», «д», «т», «в», гортанный «р»;
    • слоговые цепочки из согласных и гласных;
    • развивается гуление, которое предшествует лепету.
    • Новые речевые достижения:

    • появляются согласные: «ф», «б», «с» «з».
    • изменения в тональности голоса;
    • ребенок уже способен голосом передать восторг, удивление, радость;
    • произнесение взрывных, отрывистых звуков.
    • Молчаливого кроху можно подталкивать к диалогу. Если наклониться над его лицом и ласково заговорить, ответ будет незамедлительным.

      Что должен уметь малыш в 4 месяца? Главный успех моторного развития — уверенное держание головы в положении лежа на животе, захватывание игрушки и удерживание ее в ладони. Речевое развитие обогащается новыми звуками, интонациями, окрашивается эмоциональной тональностью. Также развиваются коммуникативные навыки, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих».

      kids365.ru

      Особенности развития ребенка в возрасте 2 лет и 4 месяцев

      Кажется, совсем недавно ваш малыш был совсем крошечным. Но вот он уже сделал свои первые шаги, обрадовал родителей первыми словами, научился сам кушать ложкой и освоил «горшечную» науку. Незаметно приблизился «солидный» возраст — 2 года 4 месяца. С какими достижениями дошагал к нему карапуз?

      Важные цифры малыша в возрасте двух лет и 4-х месяцев

      Вот показатели, которые, по данным ВОЗ, бывают в 2 года 4 месяца жизни

      Кроме того, нужно учитывать, что соотношение роста и веса должно быть пропорциональным (например, если у ребенка маленький рост, то и вес должен быть небольшим).

      Зубов к этому возрасту у малышей обычно уже «полон рот», то есть полный набор молочной двадцатки. Опять же, если несколько зубиков задерживаются, можно не волноваться в ожидании их появления: ВОЗ утверждает, что прорезаться все молочные зубы могут и к двум, и к трем годам.

      Режим дня ребенка и питание в 2 года и 4 месяца

      На сон ребенку в 2 года 4 месяца необходимо около 12 часов в сутки, из которых 2-2,5 часа он спит днем. Дневной сон постарайтесь сохранить максимально долго, так организм малыша в эти моменты сможет полноценно восстанавливаться.

      Кормить малыша следует 4 раза в течение дня с перерывами до 4-х часов. Избегайте жареного, копченого, излишне жирного или соленого, избытка пустых калорий в виде конфет и выпечки. На детском столе не должно быть полуфабрикатов. Пища должна быть легкой, разнообразной, легко усваивающейся, а блюда привлекательно оформленными.

      Жизненные навыки и умения малыша в 2 года и 4 месяца

      К этому возрасту ребенок многому научился и отработал важные навыки.

      Какими бытовыми навыками может похвастаться кроха?

    • Сам аккуратно кушает ложкой и даже вилкой.
    • Пьет из чашечки или стакана.
    • Чистит зубы.
    • Моет руки.
    • Сообщает о желании сходить в туалет.
    • Сам ходит на горшок или унитаз с детской накладкой, нуждаясь иногда в помощи в одевании и вытирании.
    • Помогает его одевать и раздевать, сам надевает и снимает трусики, носочки, вдевает руки в рукава, может расстегнуть и застегнуть пару пуговиц.
    • Легко переворачивает странички книг.
    • Сам поднимается и опускается по лестнице, совсем немного придерживаясь за перила.
    • Открывает и закрывает двери.

    Малыш радует родителей и другими физическими умениями

  • Держит равновесие на носочках, ходит по неровным поверхностям, бугристым дорожкам, перешагивает канавки и другие препятствия.
  • Отлично бегает, подпрыгивает на месте на двух ногах, прыгает с возвышений 10-20 см.
  • Умеет приседать и поднимается на цыпочки.
  • Играет с мячом: попадает по нему ногой, бросает двумя руками и ловит на небольшом расстоянии.
  • Играет в прятки и догонялки.
  • Развитие интеллекта и познавательных процессов ребенка в 2 года 4 месяца

    У ребенка накапливаются все новые знания, совершенствуется мелкая моторика, отрабатывается координация движений, ему становятся подвластны тонкие манипуляции с различными предметами, определяется «ведущая» рука и нога.

  • Верно (тремя пальчиками) держать карандаш или ручку.
  • Изображать вертикальные линии и подобия кругов.
  • Различать 4 и больше цветов, 4-5 геометрических форм.
  • Отличать предметы, используя цвет, форму, величину.
  • Строить башни из 7-8 кубиков.
  • Строить из крупных деталей конструктора и кубиков заборы и дома — сам, по просьбе, по образцу.
  • Собирать в правильной последовательности пирамидку из 3-4 колечек.
  • Складывать матрешек, наборы формочек от меньшей к большей.
  • Играть с «вкладышами».
  • Правильно называть простые предметы.
  • Запомнить и выполнить несложное задание из 3-4 действий: например, подойти к ящику, найти мячик и дать его папе.
  • Использовать предметы по назначению: карандашом рисовать, ложкой кушать, тряпкой вытирать, совочком набирать песок.
  • Использовать предметы-заместители: например, палка — это ружье.
  • Подражать действиям взрослых — бытовым и профессиональным: маме, продавцу, доктору — сам или по просьбе.
  • Играть с другим ребенком, подражать его действиям.
  • Играть в простые подвижные игры с небольшой группой детей.
  • Играть без взрослых 30-40 минут.
  • Развитие речи у малыша в 2 года 4 месяца

    В возрасте от 2-х до 2,5 лет может случиться настоящий речевой «взрыв» у ребенка: пассивный словарь очень быстро переходит в активный, количество используемых слов нарастает, как снежный ком.

    В активном лексиконе малыша по нормам должно быть уже больше 200 слов, которые употребляются ко времени и к месту. Некоторые из них могут быть личными «изобретениями» крохи.

    Ребенок использует личные местоимения, называя себя. Может называть себя собственным именем или прозвищем любимого персонажа. Различает имена знакомых детей и взрослых, единственное и множественное число. Строит предложения из 2-3 слов, с союзами и предлогами. Задает много вопросов относительно причины (зачем, почему) и места действия (куда, откуда, где).

    Малыш отвечает на вопросы по картинке со знакомым сюжетом. Демонстрирует действия персонажей движениями. С легкостью подхватывает любимые детские стишки и потешки. Знаком с названиями нескольких животных, бытовых предметов, посуды, одежды. Может участвовать в игровых диалогах со сверстниками, подражать их речи.

    Логопед займется с ребенком специальными упражнениями, а родители — рисованием, лепкой, пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой.

    Эмоциональное и психическое развитие

    После празднования второго дня рождения малыш становится все самостоятельнее, активно познает мир, у него совершенствуются психические и эмоциональные процессы. Забота и внимание родителей все так же важны, но ребенок уже способен довольно долго играть самостоятельно. Он боится незнакомцев, но при этом тянется к другим деткам.

    Не представляющие опасности для малыша игры лучше разрешить, даже если после них придется долго убирать — сделаете это вместе, так он научится осознавать последствия сделанного.

    У крохи формируется способность гордиться своими успехами и достижениями. Действия все более нацелены на конечный результат. Реальные предметы предпочитаются игрушкам, в играх наблюдается подражение увиденному.

    В этом возрасте у ребенка отрабатываются и навыки самообслуживания. Поддерживайте его стремление к самостоятельности и желание порадовать маму с папой. Формируйте ответственность и аккуратность. Привлекайте к совместным делам и занятиям, подробно и терпеливо объясняйте непонятное, поддерживайте кроху, если что-то не получается, и хвалите за достижения.

    Развивающие игры и игрушки для ребенка двух лет и 4-х месяцев

    В этом возрасте малышу подойдут игрушки, развивающие глазомер, пространственное и логическое мышление и воображение

  • Принадлежности для творчества — цветные и восковые карандаши и мелки, наборы красок для рисования пальчиками и кисточками, листы белой и цветной бумаги, пластилин и масса для лепки.
  • «Строительный материал» — кубики, конструкторы.
  • Собирающиеся — мозаики, пирамидки, матрешки, рамочки, вкладыши, крупные пазлы из 4-6 частей.
  • Спортивные снаряды — мячики разных размеров, кегли.
  • Убирать игрушки нужно каждый раз после игры. Делайте это вместе. Удобно выделить большую коробку для быстрой уборки или несколько коробок поменьше для наведения порядка «с чувством, толком и расстановкой».

    На коробки можно наклеить тематические картинки — изображение мячика, кубиков, куклы, машинки, и дело пойдет веселее. Убирайте под музыку или на скорость, соревнуйтесь, кто быстрее соберет игрушки: мама — детали конструктора или малыш — плюшевых мишек и зайцев.

    1. Поддерживайте интерес крохи к творчеству: рисованию, лепке, аппликации. Рисовать можно вместе, направляя маленькую ручку с карандашом. Малыш способен дополнить картинку, нарисованную мамой, изобразив лучики солнца, штрихи дождевых капель, травку. Комментируйте и обсуждайте рисунки, озвучивайте их подходящими стихами или песенками.При рисовании красками сначала научите ребенка выполнять мазки сухой кисточкой, потом переходите к цветным пятнышкам. Здесь уже мама может проявить фантазию, закончив «шедевр» крохи.
    2. Невероятно важна в этом возрасте двигательная активность. Ребенок развивается и усваивает новую информацию, оттачивает навыки во время подвижных игр легко и непринужденно.
    3. Можно играть в игру «Повторяй за мной» — малыш под музыку выучит немало новых и необычных движений, кататься на качелях и с горок, осваивать лесенки во дворе, ходить по бревнышкам и бордюрам, танцевать и маршировать под ритмичную музыку, катать мяч и бросать его по мишеням, брызгаться на мелководье в озере или речке.
    4. baragozik.ru

      §4. Возникновение и этапы развития речи ребенка

      Г.Л. Розенгарт-Пупко развитие детской речи в раннем возрасте делит на два периода: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи.

      Первый период длится с первого месяца жизни до того момента, когда начинает оформляться самостоятельная речь ребенка — до 1,5-2 лет. Подготовительный период делиться на ряд этапов.

      Первый этап — эмоциональное общение — возникает на первом полугодии жизни ребенка. Здесь самое важное приобретение заключается в том, что у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, которое вызывает у него радостные переживания. На основе эмоционального общения у ребенка развивается интерес к окружающему.

      Первые звуки ребенка — крики. Это инстинктивные или рефлекторные реакции. По своему фонетическому составу первые звуки, которые издает ребенок, приближаются к гласным а, е, у; к ним прибавляется в виде придыхания звук, близкий к х и к гортанному р, в основном сочетание эрэ. Из согласных, далее, одними из первых появляются губные м, п, 6; затем идут зубные д, т, наконец, шипящие.

      Около начала третьего месяца у ребенка появляется лепет, как бы игра звуком. Лепет от крика отличается, во-первых, большим разнообразием звуков, а во-вторых, тем, что звуки лепета, продукт игры звуком, менее связны, более свободны, чем инстинктивные крики. В лепете ребенок овладевает произнесением разнообразных, свободных по отношению к инстинктивным реакциям звуков. Лепет благодаря этому подготовляет возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи окружающих взрослых.

      Второй этап — понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого — возникает на втором полугодии жизни.

      На основе понимания, сначала очень примитивного, речи взрослого и овладения своим голосовым аппаратом начинает развиваться речь ребенка. Он начинает овладевать новым специфически человеческим способом общения с людьми, посредством которого он может сообщать им свои мысли и чувства, воздействовать на их чувства и направление их мыслей.

      Первые осмысленные слова, произносимые ребенком, появляются к концу первого — началу второго года. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, соединенных с гласным в слог, обычно многократно повторяющийся: мама, баба, папа. Имея очень ограниченное применение и нестойкое значение эти слова, еще не составляютсамостоятелъной речи. Это третий этап подготовительного периода в развитии самостоятельной речи детей.

      Обозначающая функция речи выделяется позднее (приблизительно к полутора годам). Ее появление знаменует, несомненно, значительный сдвиг в развитии ребенка. Ребенок начинает интересоваться названиями предметов, требуя от окружающих ответа свои вопросы. Результатом этой активности является начинающийся обычно с этого момента быстрый рост словаря, особенно имен существительных.

      Ребенок узнает, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на нее внимание взрослых, получить ее. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а именно то, что ребенок приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими [34; 42].

      В течение второго — третьего года жизни ребенок успешно овладевает фонематической организацией речи. Развивается избирательное, преимущественное выделение ребенком тех или иных фонематических различий среди других характерных свойств звуков речи. Интенсивно развивается также процесс фонематического восприятия и овладения произношением фонем в словах. Однако, как показали исследования, задача правильного произношения слова, предлагаемая ребенку взрослым, не сразу принимается и решается первым как речевая. Для того чтобы ребенок принял речевую задачу как таковую, нужно чтобы у него возникла потребность ориентироваться на взрослого как на старшего партнера по сотрудничеству.

      Принятие ребенком речевой задачи как таковой означает лишь начало активного овладения звуковой структурой слова. Но до того как речь ребенка достигнет уровня звуковой структуры речи взрослых, он проходит ряд последовательных этапов развития. имеющие специфические особенности. Основной единицей усвоения детьми системы фонем родного языка является слово. Поэтому наряду с ее освоением ребенок должен еще овладеть слоговой структурой и интонационно-ритмической стороной языка. Определенные успехи в усвоении интонации подготавливают ребенка к дальнейшему овладению слогом.

      Вначале ребенок усваивает открытый тип слога. Характерным для этого периода является трансформирование и закрытого слога в открытый тип.

      Наблюдения и специальные исследования показывают, что прежде чем ребенок научится безошибочно произносить слово, он проходит длительный путь усовершенствования своего произношения.

      Исследование попыток ребенка воспроизводить слова показало, что такие попытки самокоррекции совершаются не хаотически, а имеют внутреннюю логику развития.

      Более или менее стабильно воспроизводя слоговой контур слова, ребенок значительно варьирует его звуковой состав. Устойчивость и вариабельность заполнения контура слова звуками зависит от ряда факторов: от возраста детей, сложности звукового состава слова, трудностей при выполнении ребенком инструкции взрослого.

      Произношение того или иного слова иногда бывает так искажено, что делает отдельные слова ребенка совершенно непонятными. Встречается несколько типов таких дефектов, наиболее распространенным из которых является пропуск звуков. Другой тип произношения — замена одних звуков другими. Ребенок заменяет еще не усвоенные им звуки уже усвоенными. Распространенным типом ошибок является также и перестановка звуков в слове на несвойственные для них места. Разные категории звуков в неодинаковой мере страдают от дефектов произношения. Как правило, опускаются, заменяются, переставляются в большей степени согласные звуки, чем гласные.

      Ребенок осваивает не отдельные фонемы, а группы фонем, объединенные известными отличительными признаками, причем здесь существует определенная последовательность. Этот процесс идет от более глубоких противопоставлений групп фонем по определенным признакам к все более тонким.

      Исследования разных авторов (Швачкин, 1948; Гвоздев, 1961; Джоунс, 1970; и др.) показывают, что система гласных звуков осваивается ребенком раньше, чем система согласных.

      Овладение произношением тех или иных звуков служит условием того, чтобы ребенок использовал их в качестве фонем, т.е. в качестве звуков-смыслоразличителей.

      Возникающая у ребенка в совместной со взрослыми предметной деятельности потребность быть понятым, а также исходящие от взрослого требования четкого воспроизведения слов заставляют детей очень рано ориентироваться на норму произношения, принятую в данном обществе, активно усваивать ее.

      Ориентировка ребенка в фонематической действительности носит поисковый характер. Овладение произношением происходит по эвристическому принципу. Речевые действия ребенка формируются путем их «прилаживания» к речевым образцам взрослых. С помощью практических проб ребенок пытается выделить фонематическую сторону речи, смоделировать и присвоить ее.

      В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: «стул» -значит «посади на стул». Будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. В среднем между 1,5-2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения из 2-3 слов; они представляют собой сначала как бы цепь однословных предложений. Около 2 лет слова становятся, как в речи взрослых, зависимыми составными частями предложения: реоенок переходит к флексийной речи.

      Развитие флексийной речи является значительным шагом в речевом развитии ребенка; впервые прокладывается путь к отражению отношений — основного содержания мышления. Первые флексийные формы — склонения, спряжения, сравнительной и превосходной степени — и различные способы сложных словообразований ребенок, конечно, приобретает от окружающих, усваивая их тогда, когда его развитие подготовило его к этому.

      В первый период появления предложений 2-2,5 года речь ребенка представляет собой простое рядоположение главных предложений; придаточные предложения отсутствуют. Главные предложения не связаны или очень слабо связаны тонкой нитью таких союзов, как «и», «и вот», «и еще». Затем, приблизительно с 2,5 лет, начинает появляться форма придаточного предложения — гипотаксис. Это значит, что в речи ребенка устанавливаются отношения подчинения (между придаточным предложением и главным) и соподчинения (между различными придаточными предложениями). Архитектоника речи усложняется. В речи выделяются отдельные, относительно самостоятельные части, которые связываются между собой различными отношениями -пространственными, временными (когда, где). Около 3 лет появляются первые «почему», выражающие причинные отношения.

      «Факт столь раннего появления в речи ребенка форм, выражающих причинные, а затем и различные логические отношения — отмечает С.Л. Рубинштейн, — не доказывает, что ребенок вполне осознал и те принципы или отношения, для выражения которых они служат в речи взрослых: в дошкольном возрасте развитие формальной структуры, грамматических форм речи часто опережает развитие мышления. Между речевой формой и ее мыслительным содержанием, между внешней и внутренней, смысловой, стороной речи у детей часто существует расхождение; первая опережает вторую. Наличие слова или термина не гаран чарует еще его понимания, наличия соответствующего понятия» [29 ].

      Определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка. Но речь в свою оказывает определенное влияние на умственное развитие ребенка, включаясь в процесс формирования его мышления.

      С.Н. Карпова утверждает, что для каждой стадии психического развития ребенка характерны специфические особенности его ориентировочно — исследовательской активности, направленной на те или иные стороны речи. Такая активность зависит от ведущей деятельности ребенка и типичных в этом возрасте форм общения со взрослыми. В раннем возрасте ориентировочно — исследовательская активность ребенка преимущественно направлена на звуковую, фонематическую сторону речи, а в дошкольном возрасте — на семантическую, сторону значения.[11]

      К концу раннего детства ребенок практически овладевает основными фонемами родного языка. Однако темп усвоения звуковой стороны речи индивидуален и зависит от ряда факторов: от условий воспитания, структуры семьи, пола ребенка и др.

      Достигнутый ребенком к концу раннего детства уровень физического и психического развития и возрастающая на этой основе тенденция ко все большей самостоятельности приводит на следующей возрастной стадии, в дошкольном возрасте, к значительным изменениям в сфере его жизненных отношений, выходящих уже далеко за пределы непосредственной совместной деятельности ребенка и взрослого.

      Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок, беря на себя роль взрослого, моделирует и тем самым выясняет для себя социальные отношения людей, мотивы и нормы этих отношений, принятые в данном обществе.

      Меняются задачи, содержание и условия общения ребенка с окружающими людьми. На смену ситуативно-деловой форме общения ребенка раннего возраста, протекающей в процессе практического сотрудничества со взрослыми, приходит внеситуативно-познавательная. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми, к совместному обсуждению событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. Внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми наиболее типична для младших и средних дошкольников. У старших дошкольников развивается внеситуативно-личностная форма общения, служащая целям познания социального мира — мира людей и взаимоотношений между ними.

      Возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Возникает и развивается новая форма речи — развернутое монологическое высказывание. Совершенствуется также диалогическая и внутренняя речь, используемая ребенком в функции планирования и коррекции своей деятельности.

      Требования новых видов деятельности и форм общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком: словарным составом, грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится все более связной. Необходимым условием этого является особый характер ее социальной направленности. Суть ее заключается в учете ребенком слушателя при высказывании, содержание которого все более выходит за пределы непосредственно переживаемой ситуации.

      Итак, на протяжении дошкольного возраста функции и формы речи ребенка развиваются и усложняются. К семи годам ребенок овладевает всеми основными формами связной речи.

      Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. Усваиваемый русский язык становится для него действительно родным.

      Итак, рассматривая речь, нужно рассматривать ее как деятельность. Речевая деятельность – целенаправленная, мотивационная деятельность, опосрелованная знаками языка и воздействующая на мысли, чувства и поступки другого человека или на самого себя через создаваемый в ее процессе текст.

      Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

      studfiles.net