Ребенок дошкольник как субъект и объект воспитания

Тема: Ребенок – дошкольник как объект научного исследования

Психолого-педагогический портрет дошкольника представлен в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.А.Парамоновой, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной и др.

Общая характеристика возрастных особенностей заключается в следующем:

— Ребенок – дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

— Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

— Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром;

— Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С.Выготский), т.е. отвечать его интересам и потребностям;

— Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника;

— Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально – практического познания мира и самого себя;

— Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых;

— Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Более подробную содержательную характеристику ребенка дошкольного возраста дает С.А.Кулова, и Т.А.Куликова в учебном пособии «Дошкольная педагогика»,М. «Академия», 2000, с.78-85.

Профессионально ориентированному педагогу важно не только знать общие возрастные и половые индивидуальные особенности ребенка. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, когда в центре внимания педагога стоит конкретный ребенок, имеющий такую личностную характеристику, как психический пол.

Учеными отмечается целый ряд психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся уже в дошкольном возрасте (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Т.П.Хризман и др.).

В педагогическом словаре «субъект» рассматривается как «носитель предметно – практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании». (см. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. уч. заведений.-М: Изд.ц «Академия», 2000, с. 144).

Учитывая, что ребенок на протяжении дошкольного периода нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке, имеет небольшой жизненный опыт, социализируется путем подражания и заимствования идентификации себя с другими, многие исследователи рассматривают ребенка с позиции развития субъектности, как социально-целостного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия (Т.И.Бабаева, Е.О.Смирнова, Т.А.Куликова, Л.А.Парамонова и др.).

На этапе младшего дошкольного возраста ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентность, эмоциональность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество, педагогическую поддержку. Общими педагогическими условиями развития субъектности ребенка младшего возраста будут:

— формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;

— развитие положительного самоизучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);

— создание положительно-заинтересованного отношения к играм, занятиям сверстников;

— корректировка неблагоприятных форм развития ребенка (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);

— организация предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;

— создание доверия к взрослым, проявление стремлений совершать независимые поступки: выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеры, защищать свою позицию.

В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок, как субъект, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, возрастает уровень самосознания. Роль взрослого меняется – из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает психолого-педагогическую последовательность (как стилевое, демократичное поведение) содержания и методов воспитания ребенка как личности.

Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включает

— стимулирование субъектности ребенка;

— построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

— понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

— признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;

— построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности (природа, социальный, «рукотворный» мир);

— задействование технологии проектирования, как активно – поисковой деятельности в условиях выбора;

— использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;

— создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, самодвижения.

Таким образом, объект дошкольной педагогики – ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку – главный принцип изучения ребенка как объекта.

Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.

Тема: Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста.

Отличительными особенностями младенческого возраста являются:

· Наблюдается быстрый темп физического и психического развития;

· Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация;

· Интеллект формируется на основе действий с предметами;

· Появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям

· Интенсивно развивается общение со взрослым. Первая форма общения – эмоциональная – непосредственная (ситуативно – личностная). Вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно – деловая);

· Начинает формироваться образ «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);

· Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм;

· Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.

Тип отличительных особенностей младенческого возраста позволяет определить содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности.

После года ведущая деятельность – предметная, где происходит усвоение способов действий с предметами. В исследованиях Н.М.Щелованова, Н.Л.Фигурина, Н.М.Аксариной, Д.А.Фонарева, О.Л.Печора, С.Л.Новоселовой, Л.П.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Г.Г.Филипповой и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Отличительными особенностями раннего возраста является:

— темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается;

— интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно – психического развития;

— увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;

— увеличивается период активного бодрствования (до 4 – 4,5 часов);

— организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;

— овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);

— овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

— активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно – образного и символического мышления.

— овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и словарь разговорной речи.

— проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

— осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»).

— ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

— появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;

— у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3–х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса является негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности, у взрослого остается важнейшая функция, которую ребенок еще не освоил сам и ждет ее от взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию «Системы Я», потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Таким образом, становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности – появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.

В исследованиях В.С.Мухиной, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Е.О. Смирновой, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

— возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни – выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.

— происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;

— интенсивно развиваются моторные функции. Возрастает двигательная активность (на протяжении пребывания в ДОУ объем двигательной активности составляет 10 -14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движений в минуту;

— движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер;

— отмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;

— увеличивается работоспособность детей;

— совершенствуются основные виды движений, физические качества развиты слабо;

— большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);

— расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;

— наиболее интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;

— ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Много фантазирует, используя символическое средство – речь.

Символическая функция – качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста – знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внеших опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах):

— ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;

— ребенок – реалист, для него реально все, что существует;

— ему свойственен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;

— способность к целеполаганию находится еще в стадии становления;

— наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия;

— ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии ( выражение радости, печали и т.п.);

— способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу».

— ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения ребенка.

— возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей.

Ребенок становится более самостоятельным, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт.

Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие ему знаний основ безопасности.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.

В работах А.В.Запорожца, Е.П.Арушановой, Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других раскрыты следующие особенности детей старшего дошкольного возраста:

— возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно – ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей.

— формируется «внутренняя позиция» (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает возможными как активно – действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому;

— самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;

— преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование.

Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность). Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии содержательного развития (см.Программа «Истоки», М., Просвещение, 2003, с.271-274).

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов способствовать возникновению реальной общественно – значимой и оцениваемой деятельности – учебной. В связи с этим стоит проблема готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Развивается кризис 7 лет.

lektsii.org

9.Ребенок дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.

Самоценность и уникальность дошкольного детства заключается в следующем:

— ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

— самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

— это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания — миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром;

— ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С. Выготский), т.е. отвечает его интересам и потребностям;

— неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника;

— высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя;

— у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним, сопричастность миру взрослых;

— важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка; формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Педагогические теории воспитания и развития ребенка

В основе педагогических теорий лежит рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка:

1-ая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.).

2-ая теория базируется на взаимосвязи развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).

Согласно 3-ей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский).

В.Т. Кудрявцев и др.), реализуется в ряде программ дошкольного образования.

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей.

Акселерация — искусственное ускорение развития зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец). Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В.Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика — педагогикой развития.

Педагогические _______теории соотносятся с теориями развития личности.

Перечислим некоторые из них.

Когнитивные теории (Ж. Пиаже).

Психоаналитические теории (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн,

Теория привязанности (авторы Дж. Боулби, Мария Эйнсворт).

Бихевиористская теория (Дж. Уотсон). Научение через подражание

является главным способом приобретения новых форм поведения (А.

Бандура, Р. Сире, Б. Скиннер и др.).

Гуманистические теории (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер). Сюда

можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.

Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

xn--80aaivjfyj3e.com

Ребенок- дошкольник объект и субъект воспитания и обучения. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемФилипп Нечаев

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Ребенок- дошкольник объект и субъект воспитания и обучения.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Ребенок- дошкольник объект и субъект воспитания и обучения

2 Основные определения Субъект (философ) — носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта). Субъект (психол) — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.

3 Фундаментальным положением в современной отечественной педагогике является то, то ребенок, как личность, это не только объект педагогического воздействия, но и субъект – активно действующее лицо воспитательно-образовательного процесса.

4 Личность ребенка формируют по следующему алгоритму: включая его в разнообразные значимые для него виды детской деятельности стимулируя активную самостоятельную работу ребенка активизируя потребность в самоизменении.

5 Современная типология видов детской деятельности Приказ Минобрнауки России от г. 655 (ФГТ к структуре ООПДО) Проект ФГОС дошкольного образования ( г., с поправками в августе 2013 г.) Типология основных видов детской деятельности. 1. Игровая деятельность 2. Двигательная деятельность 3. Коммуникативная деятельность 4. Трудовая деятельность 5.Познавательно-исследовательская деятельность 6. Продуктивная деятельность 7.Музыкально-художественная деятельность 8. Чтение художественной литературы 1. Игровая деятельность 2. Двигательная деятельность 3. Коммуникативная деятельность 4. Элементарная трудовая деятельность 5.Познавательно-исследовательская деятельность 6. Изобразительная деятельность 7. Музыкальная деятельность 8. Конструирование из различных материалов 9. Восприятие художественной литературы и фольклора.

6 Основные качества, обеспечивающие проявление субъектного начала Самостоятельность Ответственность Инициативность Активность Коммуникабельность Эмпатийность (способность к сопереживанию)

7 Различия в воздействии на ребенка в различных моделях обучения Традиционное обучение (учебная модель) Развивающее обучение Основные характеристики Ребенок может быть только объектом обучения (ведомый) Педагог- субъект (инициатор, организатор, регулятор, регламентатор, знаток) У ребенка есть свобода выбора деятельности, партнера, средств и способов решения задачи Поощряется самостоятельность Дается установка на положительное восприятие любого результата деятельности, поощрение всех удач и успехов детей. Развивающее обучение – это такое обучение, в процессе которого ребенок развивается как субъект, способный к самоизменению В основу педагогического процесса должна быть положена личностная модель взаимодействия педагога с детьми Характер взаимодействия Взаимодействие в таком процессе носит субъект- объектный характер Предполагает субъект-субъектные отношения Последствия воздействия У ребенка не развивается такая сквозная черта как самостоятельность, превалирует потребительство у объекта складывается вполне удобная пассивная позиция и к пяти годам ребенок может вовсе утратить врожденную активность, Как следствие, в дальнейшем развиваются такие черты как леность, интеллектуальная инфантильность. Субъектность, как качество личности, возрастает по мере овладения ребенком содержанием деятельности, развития познавательных и личностных возможностей, приобретения личного опыта. По отношению к дошкольнику показатели субъектности проявляются в следующем: — способность ставить и принимать задачи; — действовать целенаправленно, проявлять активность, избирательность, коммуникабельность; — наличие элементов рефлексивного, эмпатийного поведения; — наличие позитивного образа Я.

8 Потребность к самоизменению (линейка образов ребенка) «Я сам»—«Я хочу» —«Я умею»— «Я могу»—«Я буду»—«Я научусь»

9 Современная социокультурная ситуация развития дошкольников

www.myshared.ru

Субъект воспитания дошкольной педагогике

Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

1.1. Периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.

В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

3 мес.—1 год — I группа раннего возраста;

1—2 года — II группа раннего возраста;

2—3 года — I младшая;

3—4 года — II младшая;

4—5 лет — средняя;

5—6 лет — старшая;

6—7 лет — подготовительная.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Лекции по дошкольной педагогике

ИЗВЛЕЧЕНИЕ. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030900 «Дошкольная педагогики и психология». Квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». Москва, 2012г.

Дошкольная педагогика как наука: предмет и функции дошкольной педагогики. Философские основы воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание и развитие: деятельностный и личностный подход. Воспитание -ведущая функция дошкольной педагогики. Обучение -сущностная сторона образовательного процесса. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания, психолого-педагогические особенности детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Ребенок и социум. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Система дошкольного образования: структура, содержание и технология. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь. Целостность и гармоничность физического, социального, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка.

Гуманизация содержания дошкольного образования. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста (предметная, познавательная, игровая, художественно-эстетическая деятельности и общение). Построение предметно-развивающей среды. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей, современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка. Соотношение обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных педагогических теориях.

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как. советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей. А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения

Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного — призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не пожалела о выбранной дороге. Дети — божьи ангелы, наша опора, наше бедующее, они все такие похожие и такие разные. правилом моего отношения к детям стал девиз Воспитывай любя и уважая . В любом возрасте, с его особенностями, требованиями, закономерностями срабатывает внимательность и чуткость отношения к ребенку воспитателя. Чтобы получить желаемый результат от ребенка, нужно поменьше обращать внимания на просчеты, недостатки поведения, а вот не заметить хорошего поступка никак нельзя. Считать своей обязанностью заметить и отметить. у детей быстрее вырабатывается понятие, что такое хорошо, возникает желание приумножать это хорошее, становится лучше.

Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и обучения. В процессе воспитания, центральной фигурой является тот, кого воспитывают – воспитанник. Результатом воспитания – развитие личности. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях. в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребёнок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.

Итак, я нашла более или менее приемлемую, по моему мнению, тактику воздействия на ребёнка, как субъекта и объекта воспитания. Это словесный метод «пропаганды» добра, нежности, гуманности, сочувствия ближнему.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребёнка формируются через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.

Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект.

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания.

Становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Подтверждают это и примеры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, — зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации слепоглухонемые дети как существа социальные фактически не развиваются.

Вывод. Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Каждый воспитатель обязан помнить, что ребенок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучение, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить — не навреди! Бойся помешать развитию, не загуби росток, из которого должно вырасти красивое существо по имени Человек!

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М. Педагогика, 1974, с. 229.

2 Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М. Просвещение, 2006. с. 54-56.

3 Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. – 1984. — № 5. – С. 52.

4 Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М. Высшая школа, 1980, с. 305

vospityvaem-detej.ru

13. Ребенок как объект и субъект воспитания.

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой Личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически.

Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

1. ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. »1. Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир.

Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.

И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1). Таблица 1 Участники воспитательного процесса Взрослые Коллектив Дети Как объект воспитательного процесса Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности Как субъект воспитательного процесса Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно) Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно) Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.

Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется: • направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию; • сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей; • проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения; • необходимостью нравственного выбора, направленности поведения; • вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции; • осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного воздействия

2. 2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов.

Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.

Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе3.

Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.

Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности.

Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить Личностные основы человеческой жизне-деятельности. С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий.

Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания. Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. Личность воспитанника — творец самой себя.

В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания.

Формирование целостной, всесторонне развитой Личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности.

Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности: • самопознание, • самовыражение, • самоутверждение, • самоопределение, • самореализация, • саморегуляция 4. Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ.

Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект.

Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности. Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий.

По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека.

Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия.

Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным.

С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка. Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества.

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности.

Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить Педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития.

studfiles.net