Развиваем речь у ребенка 3 лет

Речевое развитие детей 2-3 лет

Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко ускоряются.

Родители, много времени проводящие со своими детьми, замечают ежедневное пополнение словарного запаса ребёнка, чувствуют, что с ним становится интереснее общаться. Ниже пойдёт речь о том, какими критериями можно пользоваться при оценке у 2-3-летних детей речевого развития, и что считается здесь отставанием от нормы.

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребёнка можно лишь в ответ на вопросы или предложения взрослых, или, когда он хочет чего-то добиться. Эту речь ещё нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые элементы. Примерно в полтора года малыш уже говорит по собственной воле, начинает задавать вопросы типа «что это?». К трём годам его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок), но и просто ради вербального общения.

К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если малыш не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

Когда малыш начинает строить первые фразы, то родители замечают, что грамматически слова в них ещё между собой не связаны. Это и естественно, поскольку ребёнку ещё предстоит научиться выражать свои мысли полноценно. После двух лет в активной речи ребёнка начинают постепенно появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия. А выстраивать между ними правильные грамматические отношения он научится несколько позднее.

Произношение 2-3-летних детей ещё сильно отличается от произношения взрослых: многие звуки выговариваются ими более мягко, а некоторые заменяются другими или вовсе опускаются. Очень часто в этот период у детей проявляются сложности с произношением звука «р», шипящих и свистящих звуков. Но если родители будут ежедневно и помногу общаться с малышом, то он с каждым днём будет точнее имитировать их произношение и, в конце концов, научится выговаривать их правильно.

Диагностика речевого развития 2-3 летних детей

Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребёнок должен уметь:

  • Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.
  • Здороваться и прощаться.
  • Составлять предложения из 2-4 слов.
  • Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.
  • Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).
  • Улучшение речевого развития

    Не так уж сложно на данном этапе помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша. Логопеды рекомендуют придавать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»).

    Дети нередко «проглатывают» звуки, с чем можно и нужно бороться. Например, чтобы обучить ребёнка произносить звук «а» нужно спросить его, как плачет кукла, и показать это, произнеся протяжно «ааааа». Затем нужно предложить малышу повторить это и настаивать до тех пор, пока малыш этого не сделает. Точно так же можно подойти и к обучению произношения звука «у»: во время прогулки указать малышу на пролетающий в небе самолёт и обозначить его гудение протяжным звуком «ууууу», попросив малыша повторить этот звук. Обычно с этим звуком у детей проблем не возникает, они вытягивают губы трубочкой и отчётливо произносят «у».

    При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами.

    Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, нужно развивать его артикуляционный аппарат и научить его правильно дышать. Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи. Не менее полезными оказываются и загадки: вначале их нужно загадать малышу, а затем вместе с ним разобрать ответ на них. Со временем малыш запомнит ряд загадок и даже научится придумывать их сам, после чего родители и он смогут загадывать друг другу свои загадки. Благодаря загадкам развивается наблюдательность, воображение, прогрессирует творческое мышление. К тому же, загадывание загадок очень увлекательно. Например, когда планируется игра в компании, с помощью загадки можно выбрать ведущего – ребёнок, отгадавший первым загадку, и становится водящим.

    Малыши в 2 года являются активными исследователями мира – всё-то им нужно попробовать, пощупать, поломать или порвать! Конечно, подобную тягу ма .

    Упражнения для развития речи

    «Дудочка и свистулька»

    Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.

    Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей – корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить крошку, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут.

    Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.

    Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог.

    Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

    Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

    Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

    Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

    Игра развивает речь и учит ориентироваться в пространстве. Для неё потребуется мягкая игрушка (в данном случае мишка). Взрослый должен взять мишку в руки и его голосом сказать крошке, что тот очень бы хотел познакомиться с местом, где живёт семья малыша. Затем нужно попросить ребёнка проводить мишку по дому и показать ему все интересные места. Начать можно с кухни, куда малыш должен «отвести» игрушку. Голосом игрушки взрослый должен спрашивать, как называются предметы кухонной утвари и обстановки, а его лапой показывать на стол, плиту, холодильник и т. д. Мишка должен поинтересоваться, зачем они нужны, а малыш – ответить на эти вопросы. Затем можно обойти другие комнаты.

    Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий.

    Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей и дружная компания. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал.

    Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребёнка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект.

    Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р .

    Данная игра развивает артикуляционный аппарат, речь и знакомит с миром животных. Нужно подготовить игрушки животных или карточки с их изображениями. Ребёнку нужно показать игрушки или карточки и дать ему их внимательно рассмотреть, одновременно рассказывая, где животное живёт и чем питается, какие издаёт звуки. Отлично будет сводить малыша в зоопарк или использовать записи голосов животных. Затем уже можно проводить итоговое занятие. При виде карточки малыш доложен назвать изображённое животное и вспомнить издаваемые им звуки:

    Не следует спрашивать ребёнка обо всех животных сразу.

    «У меня зазвонил телефон»

    Игра пополняет словарный запас и развивает речь. В ней имитируется разговор по телефону, функцию которого может выполнять любой предмет, например, деталь от конструктора, палочка, кубик. Родитель и ребёнок должны по очереди изображать разговор по телефону. Старший от своего имени задаёт простые вопросы, а малыш отвечает. Затем они меняются ролями. Можно также говорить с малышом от имени животного или игрушки.

    С ребёнком можно поговорить на тему, чем можно заняться в разных ситуациях. Например, что можно делать в лесу (слушать птиц, отдыхать, гулять, искать грибы), на реке (ловить рыбу, купаться) и т. д. Пусть малыш подумает, что можно делать с цветочками (поливать, рвать, нюхать), что делает дворник на улице (подметает, убирает снег). Вопросы нужно задавать так, чтобы при ответе на них малыш каждый раз использовал разные лица, числа и времена.

    blogs.bebeshka.info

    Развиваем речь ребёнка в 3 года правильно

    В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению, в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.

    Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

    На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

    Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

    • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
    • начинают говорить сложными предложениями;
    • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
    • задают большое количество вопросов;
    • употребляют некоторые предлоги и союзы;
    • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
    • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
    • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
    • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.
      • слушают длинные сказки и рассказы;
      • понимают сложноподчиненные предложения;
      • способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.
      • К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

        Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка. Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

      • проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
      • назвать имена близких родственников и друзей;
      • пересказать сказку или мультфильм;
      • точно повторить услышанное;
      • называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
      • в процессе речи понижать и повышать тон.
      • В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

        Повышенного внимания требуют следующие случаи:

      • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
      • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
      • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
      • плохо развито звукопроизношение;
      • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.
      • На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

        Методики развития речи

        Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

        Рекомендации для развития связной речи ребенка:

      • Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.
      • Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.
      • Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.
      • Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
      • Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
      • Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
      • Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.
      • Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.
      • Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.
      • Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит».
      • Программа развития речи ребенка должна быть комплексной и включать различные занятия, направленные, в том числе на развитие мелкой моторики, так как речь тесно связана с ней.

        Игры для развития речи

        Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

        Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо). Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь.

        Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

        Игра учит ребенка правильно произносить слова. Для занятий вам понадобятся разные картинки. Показывайте картинки и называйте слова с каким-то определенным звуком, например «Ш» или «Ж»:

        шарф, шуба, вишня, шкаф, мишка, шапка

        желудь, жаба, ножницы, жук, лужа

        Важно, чтобы ребенок четко произносил эти звуки, скорость при этом не имеет значения.

        Дальше подберите слова с парными по твердости-мягкости согласными:

        мел, мед, мишка, меч, мяч

        молоко, масло, мыло, море

        Игра, способствующая развитию наглядно-образного мышления. Для занятия вам понадобятся карточки с изображением различной посуды, одежды, фруктов или овощей. Выложите на столе несколько карточек, например, с рисунками предметов одежды, попросите ребенка назвать их по отдельности, а затем одним словом. Можно играть и наоборот – попросите малыша назвать, какие он знает овощи, фрукты и т.д.

        Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

        Эта игра направлена на развитие речевого дыхания и учит ребенка контролировать его силу. Для занятий вам понадобятся косметические ватные шарики. Разложите их на столике и вместе с крохой подуйте на них. Чей шарик окажется дальше, тот выиграл.

        Программа занятий для развития речи у детей 3-4-х лет обязательно должна включать творческие виды деятельности — лепку, рисование и рукоделие, так как они способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания. Очень полезны и подвижные игры – дети легче запоминают названия предметов и учатся считать.

        rebenokrazvit.ru

        Как помочь ребенку 2-3 лет начать говорить: упражнения, артикуляционная гимнастика, игры, советы специалистов

        Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

        Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

        Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

        Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

        Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

        Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

        Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

        Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

        Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

        Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких упражнений для развития речи.

        Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

        Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

        Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

        Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

        Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

        Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

        Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

        Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

        Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

        Этот пальчик хочет спать,

        Этот пальчик — прыг в кровать,

        Этот пальчик прикорнул,

        Этот пальчик уж заснул.

        Встали пальчики — «Ура!»

        В детский сад идти пора!

        Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

        Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

        Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

        Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

        Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

      • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
      • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
      • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
      • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
      • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.
      • В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

      • «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
      • «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
      • «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
      • «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.
      • Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

        Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

        Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

        «Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

        Для развития речи полезно:

        1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
        2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
        3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.
        4. Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

          Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

        5. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
        6. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
        7. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
        8. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
        9. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
        10. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
        11. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
        12. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
        13. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.
        14. Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

          В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

          Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

          Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

          Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

          Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным. Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

          Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

          Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

          baragozik.ru

          Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

          Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?

          Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

          Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

          Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.

          Самый идеальный вариант развитие речи ребёнка – это развитие через игру.

          Мы предлагаем вам серию логопедических игр для детей 3, 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.

          Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.

          Необходимый инвентарь: зеркало.

          ◈ Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево — вправо, вверх — вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.

          ◈ Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.

          ◈ Наверняка ему понравится также помогать себе произносить согласные звуки. Язычку помогают в этом зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.

          ◈ Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.).

          ◈ Закрепляем: почаще кривляйтесь перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот ит. д.

          ◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

          Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным

          ◈ Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».

          ◈ Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.

          Упражнение для языка

          ◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

          ◈ Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.

          Игра тренирует мышцы, челюсти языка

          ◈ Как играем: ваш ребенок облизал палочку от мороженого, слизал крошки с тарелки, взял в рот шарик и катает его во рту, выдул пузырь от жевательной резинки или показал язык? Простите ему эту шалость. Только напомните, что при чужих людях этого делать нельзя.

          ◈ Закрепляем: можно положить ребенку на кончик языка ириску или другие сладости, и ребенок должен держать ее столько, сколько он выдержит. А вы считайте в это время.

          Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки

          ◈ Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:

          Ба-ба-ба — загудела труба,

          Бо-бо-бо — белка села в дупло,

          Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу.

          ◈ Такие чистогоровки можно придумать на любой звук.

          Используйте парные согласные, например, по твердости — мягкости:

          На-на-на — в небе светит луна,

          Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня.

          ◈ Закрепляем: берем обратные слоги:

          Ад-ад-ад — Коля будет рад,

          Яд-яд-яд — конфеты у ребят.

          ◈ Произносим их тихо — громко, быстро — медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.

          Игра помогает научить четко произносить слова

          Необходимый инвентарь: картинки.

          ◈ Как играем: называйте слова, в которых есть определенный звук, например, ж или с:

          ♦ жук, жало, желудь, железо, ножницы, лыжи;

          ♦ Саша, санки, суслик, самолет, слон, сушка, носки ит. д.

          ◈ Ребенок должен внятно произносить их, скорость здесь не нужна.

          ◈ Закрепляем: подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие:

          ♦ мама, мыло, магазин, масло, сом, мороз (м);

          ♦ Мила, мел, мельница, мебель (мь).

          Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление

          ◈ Как играем: произносите вместе с ребенком:

          Ко-ко-ко — на плите сбежало моло. (ко).

          Ща-ща-ща — зеленая ро. (ща).

          Чу-чу-ну — педаль кру. (чу).

          ◈ Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «До-», — вы досказываете: «-шадь».

          ◈ Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

          ◈ Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

          Лопнул, хлопнул, вот и всё

          ◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

          ◈ Закрепляем: как шипит змея? — длительное ш-ш-ш-ш- ш-ш, как гудит комар? — длительное з-з-з-з-з-з и т. д.

          Игра помогает развивать речевое дыхание

          Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.

          ◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?

          ◈ Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет

          дуть в соломинку.

          ◈ На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.

          Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

          Необходимый инвентарь: цветные ватки для косметики.

          ◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.

          ◈ Закрепляем: сдувать ватки можно и с ладони — у кого дальше улетит, тот и победитель.

          kladraz.ru

          Развитие речи у детей 2-3 лет

          В семье появился малыш, и родители с нетерпением ждут его первой улыбки, первого зуба, первого шага и первого слова. Все эти достижения крохи становятся предметом обсуждения и «похвастушек» гордых родителей. Но порой у мам и пап возникают страхи и вопросы: а не отстаёт ли малыш от своих сверстников? Что он должен уметь в том или ином возрасте?

          Сегодня мы поговорим о речевых навыках детей в возрасте 2-3 лет.

          Как происходит развитие речи малыша в 2-3 года?

          В возрасте 2-3 лет ребёнок быстро увеличивает свой словарный запас, и к третьему дню рождения он может насчитывать от 100 до 1200-1300 слов, включая все части речи — существительные, глаголы, предлоги, местоимения, прилагательные и наречия. Многие дети в этом возрасте уже неплохо разговаривают. При этом малыш обозначает себя не только по имени, но личными местоимениями — «я», «мне».

          Кроме того, ребёнок имеет представление о числе «один» и в правильной последовательности может повторить две цифры (например, один-два).

          Он понимает значение предлогов в конкретной ситуации, смысл вопросов (например, «На чём катались мы сегодня?») и может на них ответить. Ребёнок правильно употребляет формы падежа, лица, числа, времени, воспринимает словосочетания и фразы как единое целое. Он начинает использовать не только простые, но и сложные предложения, стараясь подражать речи родителей, членов семьи и близких людей. Чтобы развивать в нём этот «навык», ему необходим пример для подражания, а поэтому и говорить с ребёнком нужно так же, как с взрослыми членами семьи или окружающими, например: «Нужно надеть шапку, потому что на улице холодно». Подобные объяснения действий предупредят возможные «почему» и «зачем», ведь малыш входит в возраст «почемучки».

          На третьем году жизни ребенок понимает, о чём говорится в сказке и, используя в речи распространённые предложения, начинает активно задавать вопросы. Он легко запоминает небольшие стихи и песенки, что помогает ему совершенствовать произношение. Однако, некоторые звуки он ещё может произносить неправильно, например, шипящие, свистящи [р], [л]. На этом этапе жизни у детей наблюдается игра звуков и слов, в результате чего в их «словаре» появляются слова с «предметным переосмыслением»: ломоток или колоток (молоток), кусарик (сухарик), мазелин (вазелин).

          В этом возрасте ребёнок понимает и способен правильно выполнить двухэтапную инструкцию (например, «Сходи в комнату и принеси мячик», «Возьми салфетку, вытри руки»).

          Что должно насторожить родителей, если малыш ещё не заговорил?

          Все мы индивидуальны, и наши дети — не исключение из этого правила. К 2-2,5 годам большинство детей уже начинает разговаривать, и кто-то сразу «сыплет» целыми предложениями, а у кого-то могут возникнуть некоторые трудности.

          Родителям следует обратиться за консультацией к специалисту (отоларингологу или логопеду), если при общем нормальном физическом развитии ребёнка они заметили у него признаки задержки речи:

        15. он произносит только несколько звуков и не может освоить остальные;
        16. у него маленький словарный запас;
        17. ребёнок путает названия частей тела;
        18. упрямо говорит слова только «по-своему»;
        19. не может строить простые фразы.
        20. В чем может крыться причина молчания малыша?

          Если к 2,5-3-летнему возрасту ренок так и не заговорил, то на это могут быть свои причины:

        21. нехватка внимания со стороны родителей — отсутствие определённых занятий или даже простого общения с малышом;
        22. наследственная особенность (возможно, в семьях родителей были подобные случаи, когда дети начинали говорить в более позднем возрасте);
        23. заболевания ушей и носоглотки или длительные болезни, истощившие организм;
        24. нарушения центральной нервной системы (заболевания, характерные для умственной отсталости).

      В таких случаях следует проконсультироваться у специалистов — обратитесь к отоларингологу, логопеду или неврологу. Убедитесь, что у малыша нет проблем со слухом; попросите, чтобы проверили, не нарушен ли отвечающий за произношение звуков голосовой аппарат ребёнка; а затем, если отклонений не обнаружено, переходите к освоению речи в доступной для ребенка форме — начните с подражания звукам.

      Упражнения для подражания звукам:

    • Задайте вопрос: как плачет ляля? И сами же на него ответьте — «а-а-а-а-а-а». Попросите малыша повторить за вами. Задайте этот же вопрос крохе, и пусть он вам ответит. Если не получилось с первого раза, повторяйте вопрос, пока ребёнок не ответит вам. Указывая на самолёт в небе или на проезжающую мимо по улице машину, «покажите» как они гудят: «Уууу» или «жжжжж». Попросите малыша повторить за вами (гласные детям даются легче).
    • Козочки и барашки «говорят» «бе-е-е» или «ме-е-е». Так постепенно малыш научится подражать курочкам, петушкам, воробьям, кошечкам и собачкам.
    • Поезд/паровоз звучат «чух-чух-чух», а часы — «тик-так» и так далее.
    • Хлопая в ладоши, повторяйте «хлоп-хлоп»; если малыш упал, скажите — «бух(бам)», постучал в дверь — «тук-тук», плещется в воде — «хлюп-хлюп».
    • Так ребенок научится, что каждому животному или птичке, механизму или определённому действию принадлежит свой звук.

      Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребёнка?

      Очень важно в возрасте 2-3 лет не пропустить речевое развитие ребёнка, и важную роль в этом играет тренировка голосового аппарата малыша — его обучение правильному произношению звуков родного языка.

      Двухлетнему ребенку нужно как можно больше уделять внимания:

    • показывайте ему предметы и называйте их;
    • попросите показывать вам предметы, которые вы называете;
    • показывайте и называйте действия с игрушками, с различными предметами;
    • показывайте картинки отдельных предметов и действий, при этом называйте и объясняйте их;
    • играйте в игры-поручения («найди — принеси», «возьми — положи», «открой — закрой»);
    • уделите внимание развитию мелкой моторики (складывайте пазлы и мозаики, рисуйте, лепите из пластилина или теста, перебирайте крупы, перелистывайте странички, и др.).
    • Развитию речи ребёнка способствует постоянное общение: разговаривайте с ним без «сюсюканья» и коверканья слов, – как с взрослым человеком. В его окружении должна звучать правильная чёткая речь, ведь ребёнок поначалу имитирует то, что слышит. Просмотр телевизора или мультиков с компьютера не заменят ребёнку живого общения с родными. Конечно, взрослым так удобнее: малыш занят и не мешает заниматься домашними делами. Однако речь с экрана отнюдь не способствует обогащению словарного запаса, не учит общению. Более того, звуки с экрана воспринимаются как белый шум (фон). И если ребёнок будет проводить по 5-6 часов в день перед экраном, то это лишь приведёт к задержке речи.

      Важный момент в формировании речи ребёнка — развитие речевого аппарата и способность различать звуки (эта способность формируется медленно), сходные по звучанию (б-п, б-н, м-н, з-с). Деткам бывает трудно их различить, и поэтому они могут не отличать слова (например, «почка» и «бочка»). Полезным тут будет делать зарядку для языка и губ. Тренировать губы можно утром — во время умывания (складывая губы в трубочку и растягивая их в улыбке), а язык во время еды — намажьте малышу губы чем-нибудь сладким, и пусть он их оближет, не забыв при этом про уголки губ.

      Учите правильно называть предметы с труднопроизносимыми звуками, показывая рисунки с их изображением (при этом слово-название выговаривайте медленно, с паузами, повторяя несколько раз, сопровождая соответствующими действиями).

      Учите с ребёнком короткие стихи, песенки, скороговорки и чаще повторяйте их с ним.

      Сделайте для малыша детскую аудиотеку и давайте ему слушать стихи, сказки, песни в исполнении профессиональных артистов.

      Чтобы обеспечить дальнейшее восприятие речи крохой, необходимо его научить понимать смысл сказанного не только при наглядной ситуации (картинке), но и при её отсутствии, поэтому надо учить ребёнка расширению речевого навыка, чтобы он научился воспринимать большое количество информации на слух:

    • он должен научиться задавать вопросы и отвечать на них;
    • научите его передавать свои впечатления, эмоции;
    • воспитывайте в нём навыки культурной речи (говорить негромко, не спеша и не жестикулируя, не размахивая руками);

    Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3летних малышей

    В возрасте 2-3 лет детишки становятся необычайно любознательными. Их привлекает всё яркое, звучащее и движущееся (живое). Всё это доставляет им положительные эмоции и радость, поэтому ребёнка легко можно заинтересовать даже незначительным предметом. Однако даже примитивные, на первый взгляд, игры помогают малышу осваивать окружающий его мир, развивают мышление, логику, а вместе с тем и речь.

    Существует немало различных методик, основанных на упражнениях и/или играх, которые помогают родителям «разговорить» даже самых упрямых карапузов-молчунов.

    Упражнения для развития фонематического слуха

    Все эти упражнения и игры можно проводить дома, не только в специально отведённое для занятий время, а мимоходом — во время прогулки или похода в магазин, выполнения домашних дел. Главное — разговаривайте в это время с малышом, например, умываясь утром, покажите на струю воды и скажите: ВО-ДА. Повторите слово несколько раз, и пусть кроха попытается повторить. Далее рассказывайте ему о том, что вода «мокрая», «холодная», «тёплая», «горячая». Называйте каждую вещь или игрушку, которую вы даёте малышу, при этом старайтесь больше рассказывать о вещах, о том, что происходит вокруг. Например, машина большая (маленькая, яркая), снег пушистый (белый), лимон жёлтый (кислый), а когда вы на прогулке — дует ветер, ветер холодный (неприятный), идёт снег (дождь), машины едут куда-то, птички летают (поют) и так далее. Чтобы речь ребёнка была связной, обогащайте словарный его запас глаголами и прилагательными.

    Поддерживайте попытки ребёнка говорить. Закрепляйте пройденный материал на картинках книг или журналов и добавляйте новые знания (например, вода нужна, чтобы умываться и купаться, полить цветы, пить чай, сварить суп и т.д.). Пусть в его памяти откладывается больше информации — это позволит ему лучше развиваться.

    Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, позволяющий различать фонемы родного языка и слова, которые состоят из одних и тех же фонем (например, дочка — точка — почка — кочка; сон — нос). Для развития фонематического слуха есть различные игры:

  • «Повторяй за мной» (малыш повторяет за родителем сначала простые звуки, потом более сложные; освоив игру, поменяйтесь ролями: кроха придумывает звуки, а вы повторяете).
  • «Узнай по голосу» (за спиной у малыша кто-нибудь из присутствующих — желательно, чтобы их было не менее 3 — позовёт ребёнка по имени, а он должен угадать, кто это был). По такому же принципу, усложняя задачу, можно угадывать звучание музыкальных инструментов, приборов).
  • Упражнение на употребление личных местоимений научит малыша правильно использовать местоимения «я», «ты», «он», «она», а вместе с тем поможет ему воспринимать себя как индивидуума и не называть себя в третьем лице. Это упражнение активизирует процесс самосознания. На первом этапе занятий ребёнок должен усвоить личные местоимения «я» (показывать на себя), «ты» (показывать на вас), «мы» (показывать на вас обоих). Местоимения нужно называть вразброс — так он лучше их усвоит.

    Спряжение глаголов — проблема малышей не только в 2-3-летнем возрасте, но и старших детей, однако тут скорее проблема «правил спряжения», которых малыши ещё не знают. Поможет крохе разобраться игра, где он должен просклонять неопределённую форму глагола по лицам и числам (например, «летать»: «я лечу», «ты летишь», «она летит», «мы летим»).

    Чтобы малышу было веселее, можно добавить элементы пантомимы, указывающие на данное действие.

    Полезными станут разговоры по телефону — когда ребёнок не видит, а только слышит своего собеседника. У него нет возможности выразить свои желания при помощи жестов, а это стимулирует произношение слов. Старайтесь во время таких разговоров сделать ребенка своим собеседником, а не только слушателем: задавайте ему вопросы (сначала простые, потом усложняйте).

    Не ждите, что с первого раза у малыша будет всё хорошо получаться, но, развивая память и мышление, тренируя фонематический слух, вы не заждетесь положительных результатов.

    Это лёгкий и прекрасный метод для развития мелкой моторики рук, что тоже развивает речь у детей. В ходе таких игр родитель рассказывает стишок, в котором часто повторяются одни и те же слова. Ребёнок на слух воспринимает слова, понимает, о чём идёт речь, а затем и сам пытается повторять звуки. Наиболее известные пальчиковые игры «Идёт коза рогатая», «Гули-гули», «Сорока-белобока». Последнюю игру можно разнообразить, загибая пальчики руки ребенка, произносите имена родственников (этот пальчик — папа, этот пальчик — мама и т.д.). Или такой вариант игры — «Встали пальчики»:

  • Этот пальчик хочет спать,
  • Этот пальчик — прыг в кровать,
  • Этот пальчик прикорнул,
  • Этот пальчик уж заснул.
  • Встали пальчики — Ура!
  • В детский сад идти пора!
  • В начале игры пальчики следует пригибать, а затем большим пальцем «будить» остальных. В конце, с восклицанием «Ура!», разжимаете кулачок полностью — все пальчики встали.

    В день достаточно уделить 10-15 минут. Не пытайтесь выучить сразу все игры. Для начала будет достаточно 2-3, позже их можно будет менять на новые. Дети познают мир посредством касания. Для более интересных и красочных игр можно устроить целый пальчиковый театр, пошив, связав или сделав из бумаги (подручных средств) персонажей «представлений».

    Артикуляционная гимнастика

    Такие занятия позволяют малышу тренировать речевой аппарат и выработать определённый навык правильного произношения звуков, правильно осваивать слова.

    Для тренировки можно использовать следующие упражнения (их поначалу нужно проводить вместе с малышом, показывая, как это делается):

  • «Открытые-закрытые ворота»: малыш открывает ротик и на несколько секунд задерживает такую позу.
  • «Покажи забор»: нужно сомкнуть зубки и широко улыбнуться.
  • «Чистим-чистим зубки»: открыть рот и языком проводить по внутренней и внешней части зубов.
  • «Художник»: язычком как бы рисовать на нёбе любые элементы, а затем закрасить полностью всё нёбо.
  • В раннем возрасте редко кто из малышей сразу начинает правильно выговаривать сложные звуки (например, «ч», «щ», «р»), многие путают губные звуки «м», «п», «б». Помочь исправить огрехи произношения могут забавные считалочки или четверостишия, в которых собраны слова с проблемным звуком. Их можно придумывать самим: например, «мама мыла малыша мылом и мочалкой», «папа плыл на плоту», «баба била в барабан». А можно выучить уже готовые: например, «четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж». Главное в таких упражнениях — акцентировать внимание ребёнка на нужных звуках — их нужно произносить максимально осмысленно.

    Рекомендации специалистов

    Детские психологи и логопеды рекомендуют выполнять упражнения регулярно, однако при этом следует придерживаться некоторых правил:

  • Чтобы малышу было интереснее, проводите занятия в игровой форме (монотонные и статические упражнения быстро утомляют детей).
  • Не предлагайте больше 2-3 упражнений сразу.
  • Каждое занятие должно длиться не более 10-15 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденный материал по несколько раз.
  • Занимаясь с ребёнком, формируйте у него навыки коммуникации и обучайте азам этикета. Наверняка ваш малыш уже знакомился с другими малышами на прогулке: брал их за руку, протягивал свою игрушку, проявляя тем самым свою симпатию. В возрасте 2-3 лет ребёнка можно уже учить завязывать знакомства с помощью вербальных инструментов. В этом поможет сюжетно-ролевая игра, где вы — новый ребенок на детской площадке, который хочет с вашим познакомиться. Обратитесь к нему со словами: «Привет, как тебя зовут?», или «Привет, меня зовут Катя. Давай играть». А теперь предложите ребёнку поменяться ролями — пусть он познакомится с вами и вовлечёт в игру. Позже можете научить малыша, как можно разрешать различные конфликтные ситуации, не прибегая к истерикам и кулакам, как можно регулировать взаимоотношения в группе.
  • Много зависит от родителей. Учите своих детей: развивайте их память, мышление и речь, а в помощь вам будут различные развивающие игры и упражнения, книги и современные методики.

    mirmam.info