Развития ребенка в 4 месяца

Нормы развития ребенка в 4 месяца: параметры грудничка, особенности питания и ухода за мальчиком и девочкой

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов — отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе , пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков — 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.
  • В возрасте до года ребенок должен регулярно посещать педиатра, чтобы врач мог отследить соответствие развития ребенка общепринятым нормам. Конечно, предельно строго на эти показатели ориентироваться не стоит, но примерное представление родителям и участковому врачу они дадут

    Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.
  • Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

    Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.
  • Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

    • ожирением (увеличение массы тела);
    • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).
    • Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

      На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи . В этом возрасте ваше чадо нуждается:

    • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
    • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны);
    • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
    • активных развивающих играх в период бодрствования.
    • В 3-4 месяца ребенок уже способен получить от водных процедур максимальное удовольствие, если только родители постепенно приучали его к ним. Лучше всего использовать для купания специальную детскую ванночку

      На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

      В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому , позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

      Физиология ребенка и ее особенности

      4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

      На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.

      Психическое развитие малыша

    • активный контакт с внешним миром;
    • тяга к ярким цветным предметам;
    • усовершенствование речевого аппарата;
    • обогащение эмоциональной сферы.
    • Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

      Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи , реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

      В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: чем заниматься и как играть с ребенком в 4 месяца?). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

      В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.

      Сводная таблица навыков и умений

      Питание и его особенности

      К этому возрасту можно переходить на 5-ти разовое питание , в таком случае последнее кормление будет приходиться примерно на 20 часов. При этом младенец должен спать примерно 10 часов подряд, именно поэтому режим питания на грудном вскармливании должен быть скорректирован. Однако, не все малыши в 4 месяца могут выдержать длительную голодную паузу, некоторые детки все же просят еду — можно попробовать поить их детским чаем или разведенным соком. Возможно, малютка просыпается, потому что хочет пить, но если этого недостаточно, конечно, морить голодом малыша не стоит. Постепенно нужно все-таки отучать его от грудного кормления ночью — например, плотно накормив при последнем вечернем приеме пищи.

      Если малыш находится на грудном вскармливании, прикорм можно не вводить. Если же кроха искусственник, или рацион питания является смешанным, нужно понемногу приучать вашего ребенка к «взрослой» пище. Начать можно с овощных пюре. Некоторые детки хорошо кушают с ложечки с первых проб, некоторые не воспринимают такой способ питания. Малышу можно дать поиграть детской пластиковой ложкой, чтобы он к ней привык. Это облегчит последующее его кормление.

      Между кормлениями (если ребенок здоров и родился в срок) должно быть не менее четырех часов , отклонение до получаса допустимо, но лучше его избегать путем полноценного кормления при каждом приеме пищи. Если малыш отстает в наборе веса, попробуйте перейти на 6-ти разовый режим питания.

      vseprorebenka.ru

      Как развивать ребенка в 4 месяца. Развитие ребенка в 4 месяца

      В семье появился малыш. Это всегда было прекрасной новостью для родных и близких. Но с появлением крохи родители непременно сталкиваются с тем, что не знают, каким образом обеспечить правильный уход и развитие ребенка. В 4 месяца происходят значительные изменения в поведении малыша. Кроме того, с самого рождения у младенца начинают развиваться процессы, которые влияют на его будущую жизнь. Вот почему важно знать, что и как правильно делать в этот период, как развивать ребенка в 4 месяца.

      Правильное развитие ребенка в 4 месяца в основном осуществляется исходя из его физиологии. Дело в том, что в этом возрасте малыш начинает стабильно расти и прибавлять в весе. За один месяц он должен набрать около 800 грамм и 2-2,5 сантиметра прибавить в росте. Кроме того, развитие ребенка на 4 месяце жизни хорошо заметно внешне — у него головка становится больше, наряду с грудной клеткой. Примерно в это же время малыш уже начинает понимать и различать время суток. Таким образом, уже на 4 месяце жизни у ребенка формируется некий «режим дня». Заметен он по количеству подъемов и активности малыша в ночное и дневное время суток.

      У малыша на 4 месяце жизни уже сформировываются какие-то определенные движения. В этот период он усиленно хватается за игрушки над кроваткой, пытается переворачиваться на животик. Развитие ребенка на 4 месяце жизни предполагает факт, что младенец уже может поворачивать головку в ту сторону, откуда слышит знакомый голос (мамы или папы). В это же время ему требуется больше активности.

      Если в семье есть дети постарше, обязательно приобщайте их к уходу за малышом. Это поможет «старшенькому» избавиться от чувства ревности и ненужности. Кроме того, старший ребенок не будет чувствовать дефицит внимания родителей.

      На четвертом месяце своей жизни малыш получает ряд прививок. Родителям и врачам-специалистам необходимо тщательно подготовиться к этому процессу. После того как вакцинация будет пройдена, рекомендуется в течение 7 дней измерять ребенку температуру. Незамедлительно обращаться к врачу необходимо при возникновении тошноты, рвоты или температуры, превышающей границу в 37,3 градуса.

      Кормление малыша тоже ответит на вопрос, как развивать ребенка в 4 месяца. Все дело в том, что от питательных веществ и витаминов зависит как детское здоровье, так и взрослое.

      Существует несколько вариантов. Если вы все еще кормите грудью, то можно продолжать делать это по шесть раз в день. Если же вскармливание искусственное или смешанное, наиболее подходящим вариантом будет кормление с интервалом в 4 часа пять раз в сутки.

      Относительно прикорма тоже существует несколько точек зрения. Так, например, одни говорят, что прикорм вводить можно и даже нужно, а другие, что делать этого нельзя. К примеру, ко второй половине четвертого месяца жизни малышу можно уже давать сок и фруктовое или ягодное пюре. Вводить данный прикорм можно только после консультации с детским врачом.

      Вообще, чтобы не возникало проблем, лучше всего составить календарь развития ребенка 4 месяцев. В нем вы сможете отмечать, когда и какие занятия проводить, какую пищу давать вашему малышу, его успехи.

      Как уже говорилось, взгляды на рацион четырехмесячного ребенка разные. Сейчас мы поговорим о том, что можно давать деткам в столь юном возрасте.

      В рацион ребенка 4 месяцев можно ввести свежее тертое яблоко. Также можно давать бананы и сливу (в небольших количествах) или соответствующие детские консервы. Дают деткам пюре сначала по четвертинке, потом по половинке, а потом и по целой чайной ложечке после кормлением молоком или смесью. За несколько недель «доза» увеличивается до 5 ложек.

      Малышам, у которых есть аллергия или диатез, не стоит давать морковный сок, а яблоки лучше покупать желтых или зеленых сортов. Все соки цитрусовых необходимо исключить из детского рациона вообще, независимо от наличия аллергической реакции. Это нужно потому, что цитрусовые являются аллергенами и могут служить причиной нежелательных реакций даже у взрослого человека. Общий объем потребляемой пищи, включая соки и пюре, достигает одного литра в сутки.

      Ночной кошмар для мамы

      Ни для кого не секрет, что период, когда у малыша режутся зубки, называют ночным кошмаром для мамы. Как правило, первые зубки появляются в 6 месяцев, но в современном мире довольно частым является прорезание зубов у малыша уже в 4 месяца. Иногда резцы очень трудно увидеть. В этом случае десны нужно аккуратно потрогать подушечкой указательного пальца. Но моменты появления зубок у детей иногда характеризуются и тем, что повышается температура, появляется насморк или жидкий стул. Если этот важный процесс протекает слишком болезненно, лучше всего вызвать на дом врача.

      В это время плач из-за колик в желудке у ребенка бывает реже. Постепенно малыш начинает адаптироваться ко взрослой жизни и познавать мир все больше и больше.

      Психическое состояние

      Уже в возрасте 4 месяцев дети умеют реагировать на разных людей. Довольно важным является проявление радости при виде взрослых. Малыши демонстрируют данные эмоции при помощи соответствующих движений ручек, ножек и улыбкой. В этом возрасте ребенок еще не боится чужих, он радуется любому, кто пытается вступить с ним в контакт. В лепете малыша появляются новые согласные и гласные звуки.

      Очень многие детки могут научиться поворачивать голову вправо или влево, на звук игрушки или голос взрослого человека. В возрасте 4 месяцев малыш уже любит слушать музыку и разные звуки.

      Новое место обитания

      С возрастом все малыши потихоньку «передвигаются» на новые места для игр и отдыха. Развитие ребенка на 4 месяце ускорится, если помещать малыша в манеж. На него можно легко прицепить резинки с игрушками. Они помогут развитию деток. Кроме того, развивающие занятия и игры для 4-месячного ребенка будут проходить значительно удобнее и проще, если малыш будет находиться в манеже. Также можно выкладывать карапуза на пол (на одеяло или коврик), это обеспечит свободу передвижения и будет стимулировать к новым достижениям.

      Как играть с ребенком в 4 месяца? Делать это необходимо так же, как и раньше — с большими и яркими игрушками, мешочками, наполненными разными материалами, развивающими мелкую моторику детских ручек и восприятие окружающего мира. Прекрасно подходят и простые пальчиковые игры.

      В 4 месяца ребенку развивающие игры очень важны. Огромное удовольствие будет доставлено деткам, если добавить забавы с небьющимся зеркалом, которое можно прикрепить к кроватке или развивающему коврику, манежу. Малыш сможет наблюдать за своим отражением, улыбкой и движениями. Кстати говоря, ребенок уже может самостоятельно играть сам с собой ручками-ножками. Для этого отлично подходят носочки и браслеты с забавными зверюшками и «звенелками». Таким образом, в 4 месяца ребенку развивающие игры служат и досугом, и развитием, и развлечением. Уделяйте им должное внимание.

      Освоение переворотов

      Развитие ребенка на 4 месяце жизни включает в себя освоение новых движений. К ним можно отнести самостоятельные перевороты малыша на животик. Если положить ребенка на живот, то он станет приподнимать головку и ручки. Со стороны это будет выглядеть, словно отжимание взрослого человека от пола. Это движение помогает развивать мускулатуру и понимать окружающий мир в разы лучше. Когда ребенок будет переворачиваться на животик, он может испугаться. В этот момент важно похвалить, порадовать и поощрить малыша, чтобы ему не было страшно.

      Существует множество мнений на тему: «Ребенок 4 месяца — как развивать?» Можно бесконечно долго спорить и рассуждать, но в каждом будет непременно затронута тема взаимодействия малыша с предметами. В 4 месяца ребенок начинает тянуть в рот буквально все, что только попадается ему в ручки. Что сделать, дабы предотвратить подобное поведение? Ответ прост — ничего. Это вполне естественный процесс познания окружающего мира, но есть несколько правил, соблюдая которые, вы можете оградить малыша от неблагоприятных исходов его исследовательской деятельности. Для начала запомните, что не следует оставлять около младенца мелкие предметы. Он, как уже говорилось, начинает рассматривать вещичку, после чего тащит ее в ротик. Кроме того, если ребенок может дотянуться до какого-либо предмета самостоятельно, то будьте уверены, что он окажется в ручках вашего малыша.

      Помните, ребенка может занять на долгое время даже самая простая, но безопасная вещица. Если дать погремушку, то вы заметите, что ваш малыш весело трясет ее, чтобы та гремела. Не стоит держать около него вещи с наполнителем, которые он сможет порвать и попробовать содержимое на вкус.

      В это время для правильного развития ребенка очень кстати придется детский гимнастический коврик. Он обязательно поможет правильному формированию детского скелета.

      Что может и умеет малыш в 4 месяца?

      Вот мы и обсудили вопрос о том, как развивать ребенка в 4 месяца. Дети в таком юном возрасте могут уже многое. К примеру, они учатся переворачиваться на живот (об этом мы уже говорили ранее). Кроме того, малыш учится ползать (сначала по-пластунски), помогая себе ручками и ножками. Примерно в это время некоторые дети уже пытаются сидеть. Однако ни в коем случае не форсируйте события и обязательно поддерживайте спинку крохи.

      Независимо от национальности, малыш в 4 месяца уже начнет проявлять признаки речи. Он четко должен выговаривать слоги «ба», «ма», «па», из которых потом будет составлять самые примитивные, но зато первые свои слова. Именно данные слоги родители часто считают первыми словечками малыша.

      День ребенка тоже увеличивается. Теперь он может бодрствовать больше двух часов подряд. Какое-то время малыш может развлекать себя самостоятельно. Это позволяет родителям хоть немного времени уделить друг другу и домашним делам.

      В этот же период ребенок очень активно познает окружающий его мир. Как мы уже говорили, он пытается все предметы, которые попадают ему в ручки, тянуть в рот. Таким образом происходит познание мира. Поведение малыша требует постоянного наблюдения и внимания. В это время он может легко подавиться или пораниться, пытаясь попробовать что-то «на зубок». Неплохо было бы начинать убирать все острые предметы в доме и прятать их, ведь не за горами время, когда малыш научится ползать и ходить, а значит, площадь его исследовательской деятельности увеличится в разы.

      Теперь можно подвести итоги того, что может ребенок 4 месяца, как развивать его и как понять, что ваш малыш развивается правильно. Не стоит сразу паниковать по поводу того, что ваш ребенок отстает в развитии, если он не справляется с поставленными задачами, которые мы описали в данной статье. Немного «замедленная реакция» часто наблюдается в том случае, если малыш родился недоношенным.

      Не стоит отчаиваться, если ваш ребенок не умеет того, что уже может делать тот или иной его сверстник. Помните, что все дети развиваются по-разному, не стоит сравнивать своего кроху с кем-то, сравнивайте его только с собой (тем, каким он был неделю, месяц назад, чему научился и т. п.).

      Приведенная статья — это не канон, которому должен подчиняться и 100% соответствовать малыш.

      Главное, помните, что с самого рождения младенец нуждается в вашем внимании и заботе.

      Только вы, родители, в ответе за его развитие и здоровье. Уделяйте своему ребенку побольше внимания, растите его в добре, любви и ласке. Только в этом случае малыш будет правильно и активно развиваться, даже если по сравнению с другими он будет слегка «отставать». Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 4 месяца. Удачи вам и вашему малышу!

      fb.ru

      Календарь развития ребенка

      Развиваем чувство баланса

      Игра 1. «Катание на мяче»

      В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

      Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

      1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

      Родителям на заметку

      1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

      Развитие: наблюдаем за малышом

      Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 — 7,2 кг и 59,9 — 64,3 см*.

      Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

      Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

      Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

      В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

      *На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

      В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

      Поведение: понимаем малыша

      Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

      Зеркало — любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

      У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

      Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать.

      Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

      Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

      Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

      Обучение и общение: занимаемся с малышом

      Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

      Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

      Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

      Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

      Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки — повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

      Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

      Большинству детей до шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. Но при необходимости ваш врач может порекомендовать введение первого прикорма.

      Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

      Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

      В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

      Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

      Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

      Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

      Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

      (*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

      Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

      Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

      www.baby.ru

      Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

      На четвертом месяце жизнь младенца здорово меняется. Он миновал болезненные колики, наладилась работа пищеварительной системы, и вопросы, связанные с питанием, перешли в разряд рутинных. Он избавился или почти избавился от физиологического гипертонуса, вследствие чего получил возможность учиться управлять конечностями и телом. Бодро развивается эмоциональная сфера, речь и сознание.

      Ваш малыш в 4 месяца должен уметь уже довольно много, рефлексы, что достались ему при рождении и руководили его действиями, постепенно затухают, он вступает в сознательную пору жизни.

      Физические параметры: нормы роста, веса и другие

      За прошедший месяц ребенок вырастает еще на 2–2,5 см, и теперь его рост составляет около 60–63 см, допустимо расхождение в 3 см в обе стороны.

      Веса он набирает примерно столько же, сколько и в каждый из предыдущих месяцев, то есть около 750–800 г, и теперь он весит от 5,7 до 7,8 кг. Такими темпами некоторые дети уже к этому возрасту весят вдвое больше, чем при рождении, но это вовсе необязательно. Существуют более корректные способы убедиться, что малыш набрал достаточно веса и не имеет его избытка. Такой показатель, как индекс массы тела, убедительно выявит, в норме ли прирост веса в конкретном возрасте. Так, когда ребёнку исполняется 4 месяца, он составляет от 15,2 до 18,7 кг/кв. м, и вычислять его должен уметь каждый родитель, тем более что это несложно. Для того чтобы получить индекс массы тела, нужно вес разделить на рост, возведенный в квадрат.

      Каждый месяц первого полугодия обхват головы увеличивается на 1,5–2 см, и к 4 месяцам он составляет от 39,3 до 42,8 см, в зависимости от того, каким он был при рождении. Грудная клетка тоже не отстает в своем росте, даже наоборот — догоняет голову, и как раз к четвертому месяцу они становятся одинаковыми в обхвате. Позже окружность груди всегда будет больше окружности головы.

      Каждый день вы можете наблюдать рост двигательной активности и прогресс в психическом развитии у ребенка в 4 месяца. Вчерашний увалень сейчас уже умеет или вскоре научится поворачиваться на живот и спинку, уверенно держит голову и вертит ею по сторонам. Он все в большей степени становится социальным существом, имеющим собственный характер и испытывающим потребность в общении и обучении. Его периоды бодрствования могут составлять уже около 1 часа, он любит разговаривать, принимать водные процедуры, слушать музыку, все тянет в рот.

      Бывает так, что ребенок в 4 месяца уже пытается сесть, напрягает пресс, нервничает, если не получается. Когда вы попытаетесь усадить его, скорее всего, ваша попытка будет принята благосклонно. Однако надолго его в этом положении оставлять пока что нельзя, ведь позвоночник такого ребенка еще не готов к подобной нагрузке. Может выручить специальное детское креслице, в котором малышу с раннего возраста доступно смотреть на мир из положения полусидя.

      Если же он упорно садится, придерживаясь за бортики коляски, нужно подкладывать ему под спинку опору: все же рановато в этом возрасте давать спине такую нагрузку.

      Некоторые дети в этом возрасте радуют родных появлением первого зуба. Это, безусловно, позитивное событие может сопровождаться беспокойством, раздражительностью. На фоне общего снижения иммунитета детки особо восприимчивы к инфекциям. Для облегчения дискомфорта в деснах используют специальную игрушку-«прорезыватель», внутри которой содержится жидкость. Игрушку кладут в холодильник (не в морозилку!), после чего дают ребенку. Холодная вода охлаждает воспаленные десны и утоляет зуд. Если «прорезыватель» не справляется, можно приобрести специальные средства, обладающие местными анестезирующими свойствами, которые можно приобрести в аптеке.

      Кроха различает все больше цветов, ему по-прежнему нравится все яркое, и предлагать ему игрушки желательно красные, зеленые, желтые, синие — любые сочетания ярких цветов. Однако их не должно быть слишком много, чтоб не перегружать нервную систему и не утомлять малыша. Ребенок уже научился поворачивать голову в сторону источника звука, из всех голосов узнает родные и улыбается им, радуется. Чужие же его могут насторожить. Все маленькие дети имеют хорошее чувство ритма, и когда слышат музыку, могут покачивать головой ей в такт. Среди мелодий уже могут быть предпочтения.

      Неприятны маленькому высокие частоты, а низкие, напротив, успокаивают. Но пока еще слух развит не вполне, и наиболее продуктивно будет, если ребенок будет слушать не оркестр, а один инструмент. Предпочтение следует отдавать ритмичным мелодиям, под которые удобно отбивать такт хлопками, постукиваниями и т. п.

      Все более актуальным становится разговор. Нужно рассказывать обо всем, комментировать производимые с ребенком действия: кормление, купание, все увиденное на прогулке и т. д. К тому времени, когда ребенку исполнится 4 месяца, любая мама уже должна привыкнуть и уметь помногу разговаривать с малышом, и делать это постоянно, что даст ему возможность слышать как можно больше речи и копить пассивный словарный запас.

      Все более выраженно проявляется так называемый «комплекс оживления», когда малыш активно двигает конечностями, лепечет и улыбается, когда слышит мамин голос. В его лексиконе появились некоторые согласные звуки, которые добавились к уже имеющимся гласным. Радостная улыбка озаряет его личико уже не только при виде лица приятного человека, но и при виде новой игрушки. Также начинает проявляться реакция на собственное имя.

      Крохе уже доступно понимание причинно-следственных связей. Например, когда его, голодного и плачущего по этому поводу, мама берет на ручки, он затихает в ожидании приема пищи. Если соблюдать режим дня, то малыш «знает» уже многое: что он сейчас будет купаться, делать гимнастику, заниматься и т. д. Младенцу уже доступны эмоции не только приятные, вроде радости или любопытства, но и негативные: страх, обида, настороженность.

      В 4 месяца ребенок уже «нашел» свои конечности и умеет с удовольствием с ними играть, а также ощупывать свое тело, личико, волосики. Мальчик может нащупать свой пенис и теребить его, что, впрочем, не должно пугать родителей, поскольку является нормальной реакцией здорового ребенка. Также ему интересно и приятно любоваться в зеркальце своим отражением.

      Узнавая всех часто виденных и любимых родственников, малыш все же отдает предпочтение маме. Он себя полностью с ней идентифицирует, поэтому испытывает потребность в постоянном контакте с ней. Когда она весела, ребенку так же радостно, и наоборот — плохое мамино настроение сказывается на ее чаде. Это происходит потому, что в основном на мамином примере дети учатся понимать, распознавать и копировать эмоции, «считывая» их с ее лица и изучая язык тела. Притом что ребенок считает себя единым целым с мамой, нет ничего удивительного в такой тесной связи, которая работает также и в обратную сторону.

      Если же мама сменит прическу или наденет шапку, словом, примет образ, в котором малыш ее еще не видел, он может испугаться, приняв ее за незнакомца, к которым он относится с опаской. Если же мама примет при малыше прежний облик, он будет немало удивлен, как это случилось. Ребенок уже не ограничивается статичным созерцанием того, что находится перед его глазами, он следит ими за предметом, если тот движется. Исчезнув из поля зрения малыша, он тут же перестает его занимать, но кроха его узнает, когда увидит повторно.

      К концу четвертого месяца ребенок должен уметь проделывать определенные вещи, он приобретает новые навыки, что приходят на смену рефлекторным реакциям:

    • переворачивается не только на бочок, но и на спинку, и на живот;
    • когда его выкладывают на живот, он поднимается на руках, опираясь на ладони и уверенно держа голову;
    • стремится сесть, когда ему дают руки, подтягивается на своих руках, но спина еще недостаточно окрепшая у таких малышей, поэтому для высаживания время пока не наступило;
    • когда ставишь ребенка в вертикальное положение, и он чувствует упор ножками, он ими отталкивается и прыгает;
    • руки уже совершенно свободны от физиологического гипертонуса, а ноги еще могут носить его следы;
    • ладонь раскрыта практически всегда, и малыш ею активно пользуется;
    • кроха может удерживать погремушку в руке в течение некоторого времени, а также научился трясти ее, чтоб извлечь звук;
    • палец в рот может попасть уже вполне произвольно, и ребенок с удовольствием его будет сосать;
    • во время кормления грудью малыш поддерживает ее ручками и слегка надавливает, чтоб молоко лучше поступало;
    • любит разговаривать с людьми больше, чем вести монолог;
    • проводит эксперименты со звуками, имитирует новые, комбинирует с ними старые, вокализирует с различными интонациями и громкостью;
    • некоторые дети этого возраста в состоянии не только удерживать погремушку ладонью, но и маленький предмет двумя пальчиками.
    • Отклонения от развития

      4 месяца — это срок, когда врожденные рефлексы уже затухают за ненужностью, и врач определяет динамику развития малыша по сознательным реакциям или их отсутствию. Так, родителям следует обратиться к специалисту за консультацией, если они заметят что-либо из нижеперечисленного:

    • если положить ребенка на животик, он не в состоянии поднять свое туловище с опорой на предплечья;
    • при поднятии из лежачего положения ребенок не удерживает головку, и она запрокидывается назад;
    • если ребеночка поставить на ножки, держа за подмышки, он не отталкивается от поверхности;
    • еще не рассматривает свои собственные руки и не тянется ими к ярким предметам;
    • не хватает предмет рукой, не удерживает его;
    • не отвечает улыбкой, если взрослый к нему обращается ласковым эмоциональным голосом;
    • не поворачивает голову в поисках источника звука и вслед за движущимся предметом;
    • его не трогает музыка, не занимают музыкальные игрушки;
    • не проявляет радости, когда мама с ним играет.
    • Развивающие игры и упражнения с 4-месячным ребенком

      Ваш малыш изо дня в день становится старше, и это видно не только по физическим параметрам, но и по открывающимся возможностям общения, новым навыкам и умениям, которые уже начали и будут продолжать сыпаться, будто из рога изобилия — успевай только замечать! Вы являетесь свидетелем обыденного, но, тем не менее, уникального явления — формирования личности. И не только свидетелем, но и непосредственным участником.

      Родители, особенно неопытные, интересуются, когда и как можно начинать развивать ребенка. И если они приступят к этому в 4 месяца, будет вовсе не поздно, и уж тем более не рано. Этот возраст всем хорош: дитя учится играть, а ведь игра — лучшая для него форма обучения.

      Подвешенных мобилей и игрушек над кроваткой уже явно недостаточно — 4-месячному человеку подавай прямо в руки то, что его заинтересовало. Он уже может удержать многие из предметов, постучать ими и даже попробовать на вкус, особенно если начали резаться зубы. Для детей существует тот мир, который они видят здесь и сейчас. Как только ребенок перестает видеть предмет, он уверен, что его не существует вовсе, и даже не пытается его поискать. Поэтому вы можете помочь произойти перевороту в его сознании, когда научите его игре в прятки, то есть накроете игрушку полотенцем или платком так, чтоб она немного выглядывала из-под укрытия. Малышу будет интересно, что там находится, он будет тянуться, чтоб взглянуть, а вы поможете ему сдернуть покров и увидеть сокрытое.

      Также хорошо «прятаться» самим, накрывая голову пеленкой, закрывая лицо руками или частично скрываясь за шторой или дверью. Нужно, чтоб часть прячущегося была малышу видна, кроме того, чтоб он подавал голос, по которому ребенок поймет, что от него прячутся, и кто именно это делает.

      Крохе надо читать стишки, имеющие четкий ритм. Так он учится говорить, развивается его речь, и ребенок, которому читали и с которым разговаривали, способен сам заговорить довольно рано. Очень интересно деткам даже в этом нежном возрасте смотреть «представления», когда мама с помощью разных игрушек разыгрывает сценки, разговаривая за них разными голосами.

      Не нужно давать малышу сразу много игрушек — это перегрузит его и не принесет ощутимой пользы. Гораздо продуктивнее предлагать ему 2–3 интересных предмета 1 раз в несколько дней. Когда вы увидите, что к ним интерес ослабел, меняйте на другие, а эти спрячьте. Такой «круговорот» игрушек поможет, кроме прочего, избежать ситуации «игрушек много, но все надоели».

      Пальчиковые игры и потешки, актуальные в предыдущие месяцы, не теряют своей важности и теперь. С их помощью взрослый производит массаж детской ладони и пальчиков, стимулируя речевые центры и развитие мелкой моторики, а также читает нараспев простые ритмичные стишки на бытовые темы, формируя пассивный словарный запас детки, развивая речь, слух и чувство ритма, вызывая радость, когда он слышит хорошо знакомые стишки и радуется предстоящему приятному времяпровождению. Игра в «Ладушки» помогает ладошке скорее раскрыться, а также стимулирует мелкую моторику.

      Обычная игра в «Сороку-ворону», всем знакомая с младенчества, играет огромную роль не только для мелкой моторики, но и для стимуляции пищеварительной системы. В центральной части ладони расположены точки, стимулирующие тонкий кишечник. Когда пальцем рисуют круги на ладошке по часовой стрелке, улучшается его работа.

      Точка, расположенная между средним и безымянным пальцами, отвечает за прямую кишку, именно на ней останавливаются, когда переходят к массажу пальцев. Стимуляция пальцев воздействует на работу органов:

    • мизинца — работа сердца;
    • безымянного – нервной системы;
    • среднего — печени;
    • указательного — желудка;
    • большого — головного мозга, и именно его основательно мнут, когда приговаривают, что «этому не дала…».
    • Массаж и закаливающие процедуры не теряют своей актуальности. Особую важность приобретает гимнастика, поскольку ребенок расстается с врожденными рефлексами, его движения приобретают сознательность.

      Занятия гимнастикой не должны занимать больше получаса, и такую нагрузку следует вводить постепенно. Несмотря на то что упражнения довольно просты и даже примитивны, они тренируют и укрепляют мускулы вашего чада.

      Разминка представляет собой поочередное поднятие и опускание рук вверх и вниз, потом их скрещивают перед грудью наподобие ножниц. Вложив свои указательные пальцы в ладони малыша, зафиксируйте своими руками его запястья. Дождавшись, когда он хорошо ухватится за пальцы, слегка приподнимите его за руки, побуждая продолжать движение самостоятельно и подтягиваться на ручках, чтоб принять сидячее положение.

      Из того же положения с зафиксированными запястьями начинайте «боксировать» ручками младенца, поочередно их сгибая и разгибая.

      Сгибайте поочередно ножки малыша, имитируя езду на велосипеде. Также поочередно подтягивайте ножки коленями к животику. Сделайте то же самое одновременно обеими ногами. Согнутые в коленях ноги кладите поочередно по обе стороны от туловища, при том что плечики остаются в прежнем положении.

      Массаж выполняет те же функции, что и гимнастика, отличается только тем, что массажные упражнения пассивны. Его эффективность в плане развития мышц не меньше, нежели у активных упражнений.

    • в этом возрасте основным методом являются вибрирующие и встряхивающие упражнения;
    • после растирания кожи и мышц подушечками пальцев следует завершить упражнение поглаживанием;
    • используются посторонние предметы для массажа: пупырчатые мячики, гимнастическая палочка, орехи, игрушки с рифленой поверхностью и т. п.;
    • очень хорош для массажа фитбол.
    • В 4-месячном возрасте практикуются следующие массажные упражнения:

    • растирайте ножку до колена, исключая коленный сустав, большим и указательным пальцем, образовав с их помощью кольцо;
    • растирайте бедренные мышцы малыша;
    • ступни следует массажировать только в одном направлении: от пяточки к пальчикам;
    • таким же кольцом из указательного и большого пальцев растирайте ручки от запястья к локтевому суставу;
    • животик поглаживайте круговыми движениями по часовой стрелке;
    • спинку можно только поглаживать и растирать прямым способом;
    • грудную клетку поглаживайте растопыренными пальцами в направлении ребер по межреберьям.
    • Во время упражнений желательно произносить нараспев стишки, петь песенку с ярко выраженным ритмом, приговаривать потешки.

      Режим дня для грудничка

      Сон в 4-месячном возрасте составляет около 16 часов в сутки. Хотя большая часть, около 10 часов, приходится на ночные часы, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев мамы все еще вынуждены дважды за ночь покормить свое чадо. Лишь единицы уже созрели настолько, что спят без пробуждения всю ночь.

      Остальные 6 часов ребенок распределяет для дневного отдыха, и днем он спит трижды. Для отхождения к ночному сну следует выработать ритуал, после которого здоровое дитя спокойно засыпает, например:

    • массаж;
    • ванна;
    • спокойные игры или чтение;
    • кормление;
    • сон.

    Плохо спать ребенок может по следующим причинам:

  • перевозбуждение нервной системы и переутомление;
  • физический дискомфорт: режущиеся зубы, инфекционное заболевание, колики в животе;
  • нарушение вечернего ритуала;
  • наличие в поле зрения отвлекающих факторов, например, игрушек.
  • Находящиеся на грудном вскармливании малыши по-прежнему питаются исключительно маминым молоком, в котором для них на данном этапе развития достаточно всех необходимых элементов и веществ. Ребенок уже не только ест, он во время сосания «строит маме глазки», рассматривает все вокруг, особенно после того как утолил первый голод и продолжает неспешно насыщаться.

    Водные процедуры служат не только и не столько гигиеническим целям, сколько закаливанию и развитию мускулатуры. Кроме того, это ни с чем не сравнимое удовольствие — поплескаться в ванне с игрушками.

    Гулять с крохой желательно 2 раза в день, при этом проводить на свежем воздухе не меньше 2 часов, невзирая на погодные условия. Только исключительные метеоявления вроде града, снежного бурана, сильного мороза и удушающей жары могут быть уважительными причинами, чтобы от прогулки отказаться.

    Малыш ведет себя все более осмысленно, радуя своих родных новыми умениями и открывающимися способностями. Он каждый день демонстрирует что-то новое, и завтра он уже не будет таким, как был сегодня. И это только начало — впереди еще более интересные и насыщенные месяцы, которые принесут много опыта, удовольствия и счастья как ребенку, так и его родным.

    agu.life

    Развитие ребенка в 4 месяца – навыки, умения и физическое развитие

    Развитие ребенка в 5 месяцев – навыки и умения

    Развитие ребенка в 3 месяца – навыки, умения и физическое развитие

    Развитие ребенка в 2 месяца – навыки, умения

    И снова здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня мне захотелось продолжить с вами одну из моих любимых тем – «взросление» наших маленьких деток. Думаю, каждая мама тщательно следит за изменениями своего малыша и бесконечно радуется его успехам. И это правильно, ведь первый год жизни – достаточно сложный период для малютки. Он только начинает познавать этот большой мир!

    Развитие ребенка в 4 месяца не может не радовать молодых родителей, ведь малыш уже окреп и готов к освоению новых знаний! И это действительно так, ведь кроха поправился и подрос, он совсем не похож на себя трехмесячного! Здесь же у мамы и может возникнуть вопрос: «что должен уметь ребенок в 4 месяца»? Об этом я и предлагаю поговорить!

    1. Физическое развитие ребенка

    Не стоит удивляться, что ваш грудничок так быстро меняется. Не нужно шокироваться и от того, что цвет его глаз совсем не тот, что был в роддоме. Все это – естественный процесс. Вам остается лишь наблюдать, как ваш долгожданный малыш становится старше с каждой минутой – не упустите это время!

    В этом возрасте детки продолжают набирать в весе, и, что банально, растут:

    • рост дочери колеблется от 55,6 до 68,6 см (сыночка – от 57,6 до 70, 1 см):
    • вес малышки колеблется от 4,4 до 9,3 кг (малыша – от 4,9 до 9,7 кг);
    • окружность головы девочки: от 38,0 до 43,3 см (мальчика: от 39,5 до 44,4 см).
    • Но, нужно понимать, что значения условные, и если ваш малыш не «входит» в вышеописанные рамки, но при этом прекрасно себя чувствует, хорошо кушает и не капризничает, то и «бить тревогу» нет смысла.

      Однако если вы всё же обеспокоены самочувствием малыша и несоответствие веса/роста вашего малыша и общепринятых данных вас настораживает – обратитесь к детскому педиатру. Опытный специалист осмотрит вашего новорожденного и сделает заключение.

      1.1. Сон четырехмесячного ребенка

      В данном возрасте нужно уделить особое внимание режиму дня малыша. Думаю, вы заметили, что ребеночек почти не мучается болями в животике – колики прошли.

      Ночной сон грудничка теперь составляет 10 часов. Не спешите хлопать в ладоши! За этот промежуток времени малыш успеет проголодаться трижды, а значит, вам необходимо будет его кормить и в ночное время. Днем дитя может проспать ещё 5 часов, но, не в один подход.

      Думаете, что вам удастся выспаться? Вполне вероятно, если у малыша не начнут лезть первые зубы!

      1.2. Питание в 4 месяца

      Когда речь касается детского питания, важно различать грудное и искусственное вскармливание.

      Если речь идет о ГВ, то педиатр Комаровский не рекомендует вводить прикорм в четырехмесячном возрасте. В материнском молоке содержатся все необходимые для ребенка питательные вещества. Сейчас нет потребности во введение в меню малыша различных пюре и соков. Не слушайте советы подруг относительно питания. Лучше обраться к интернету и просмотреть видео известных педиатров о правильном введении прикорма.

      Если же говорить об ИВ, то уже в 4 месяца можно начинать вводить прикорм. Причем начать нужно с соков, разбавленных водой. Спешить не нужно! На первоначальном этапе вполне достаточно нескольких капель. Постепенно увеличивайте объем сока.

      Кстати, сейчас вы можете заметить, что многие рефлексы малыша угасают. Например, при проведении указательным пальцем по позвоночнику ребенок больше не выгибается и не извивается. Тревожный знак, если малыш пытается «улизнуть». Осторожно! Данное упражнение не следует делать в отсутствии специалиста, а лучше и вовсе доверить его врачу!

      2. Особенности развития четырехмесячного ребенка

      Кажется, что маленький человечек теперь всё понимает, ведь он так внимательно всматривается в лицо матери и осмысленно улыбается в ответ на её прикосновения!

      И это действительно так, более того, малыш приобрел новые навыки, теперь он:

    • умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно (если это не так, вам нужно приложить максимум усилий, чтобы данный навык у ребенка появился как можно скорее);
    • держит головку без посторонней помощи;
    • приподнимается на ручках из положения «лежа на животике» (при этом головка «не заваливается», малыш может вертеть головой по сторонам);
    • удерживает погремушку/бутылочку или иной предмет в руках до минуты;
    • управляет ручками и ножками немного осознаннее, чем в три месяца (в том числе, может целенаправленно тянуть в рот пальцы рук и ног);
    • присаживается, если тянуть его из положения «лежа на спинке» за ручки (при этом, голова не должна «запрокидываться» — это плохой признак, который требует внимания);
    • «подпрыгивает» в вертикальном положении (если малыша держать подмышками, он будет пытаться достать носочками до пола, после чего резко одергивать их вверх, словно прыгает);
    • контролирует кормление, придерживая ладошками грудь матери.
    • В четыре месяца малыш требует внимания со стороны мамы как никогда раньше. Теперь, когда он уже начал гулить, ему хочется общения и тактильного контакта с самыми близкими людьми – с родителями.

      Обратите внимание, как изменилось эмоциональное развитие вашего ребенка:

    • он узнает всех близких ему людей (маму, папу, бабушку);
    • научился смеяться, когда мама строит рожицы;
    • пытается выговаривать новые буквы, например «п» и «м»;
    • интересуется самим собой, рассматривает части своего тела, любуется своим отражением в зеркале;
    • умеет обижаться, расстраиваться, радоваться.
    • По сути, не важно, как заниматься с ребенком. Однако в четырехмесячном возрасте лучше малыша развивать при помощи различных игр.

      Сейчас, помимо игр, придуманных за предыдущие три месяца жизни вашего малыша, следует вносить и что-то новое. Вы должны понять, как играть с ребенком так, чтобы он не только получал удовольствие от времяпрепровождения, но и одновременно обучался.

      Молодые родители придумывают массу занятий. Например, для развития речи и мимики мамы зачастую изображают героев сказок, гримасничая и изменяя свой голос. Малыша это забавляет и смешит. В дальнейшем ребенок и сам покажет вам, как рычит медведь, и вы обязательно испугаетесь!

      В игру можно превратить и повседневный уход за малышом! Смекалистые мамы умудряются ребенка не только одевать, но и учить – «Это чью я ножку сейчас одену в штанину? Твою? А ещё одна ножка у тебя есть? Вот же она!» Со временем кроха будет знать все части тела. Более того, игры «озвучиваю, что делаю» развивают у ребенка ассоциативные навыки.

      Кстати! Малыш почти постоянно держит ладошки раскрытыми, заметили? Разве это не повод сыграть с ним в «ладушки»? Попробуйте! Первоначально, конечно, вам нужно будет играть ручками ребеночка, пока он не запомнит движения и хлопки. Но в будущем он обязательно будет играть в «ладушки» сам, и, возможно, уже вашими руками!

      Игр достаточно много, вспомните: «ку-ку», «сорока-ворона», «коза рогатая»! И не забывайте, что самое важное – увлечь ребенка. Не заставляйте его заниматься (читайте, играться) насильно. Это только испортит ему настроение. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш расстраивался, верно?

      Посмотреть примеры игр с ребенком 3-4 месяцев можно здесь:

      Посмотреть видео о развитии ребенка в 4 месяца, что он должен уметь и как ему помочь — можно в этом видео от мамы Лары:

      А здесь можно посмотреть особенности развития 4-месячного ребенка на конкретном примере:

      На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго, Если вам была полезна статья – предложите её к прочтению вашим подругам. И подписывайтесь на мой блог, мне есть что рассказать. Пока-пока!

      Шкала Апгар – для чего она нужна и что показывает

      Здравствуйте, дорогие читатели! Немногие знают о том, что свой первый экзамен ребенок сдает вовсе не в …

      maminyzaboty.com