Развитие внимание у детей дошкольного возраста

1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. У детей возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок.

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в два раза к концу дошкольного возраста, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя деталей. [ 6,c 87]

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е. фактически не является произвольным.[13; 103]

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н.Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. [11; 370]

Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлению феномена эгоцентрической речи. На первых этапах перехода от внешне определяемого к внутренне детерминированному вниманию, т.е. перехода от непроизвольного к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. Дошкольник раннего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удерживать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4–5-летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.

У детей 5-7 лет выделяют 3 основных вида внимания: непроизвольное (возникает без усилий воли, как бы само собой); произвольное (требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать); послепроизвольное (развивается в результате продуманной работы, когда у ребёнка возникает интерес, появляется увлеченность, вдохновение, снимается волевое напряжение). Одним из важных свойств является объём внимания – это количество объектов сознательно удержанных в сознании в короткий промежуток времени. Сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания. Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Итак: сосредоточение, устойчивость, переключение – положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твёрдость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6–8 с, в то время как старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении в два-два с половиной раза дольше, от 12 до 20 с. То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как меняется направленность глаз, выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.

Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования, не только нам, взрослым людям, но и нашим воспитанникам. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать. Мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Наступает момент, и проблема подготовки детей к школе начинает волновать нас взрослых: специалистов, воспитателей, родителей.

Что нужно сделать, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в школе сложными задачами, чтобы качественная успеваемость моих выпускников стала выше? Изучение литературы, большой педагогический опыт и практика подсказали, что нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у детей высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения. Мы должны научить будущего школьника хорошо и быстро запоминать, размышлять, и тогда ребёнок сам может почувствовать, что такое внимание, разобраться, внимателен он или нет, понять, как необходимо в некоторых случаях владеть вниманием. Нужно постоянно думать о своих знаниях и мастерстве и, чтобы, владея педагогическими технологиями, добиваться поставленной цели в воспитании и обучении детей. Мы не должны надеяться на свой талант или вдохновение.

Произвольное внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности ребёнка со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребёнка, от его психической активности, от индивидуальных особенностей. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Возникновение произвольного внимания к концу дошкольного периода – важное психическое новообразование. Ребёнок ещё не может заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.

Прежде, чем начать работу над развитием внимания, опираясь на личностно-ориентированный подход, надо учитывать темперамент каждого ребёнка, учитываю особенности темперамента и влияние его на свойства внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнения детьми заданий, характер взаимоотношений между мною и детьми.

Дети с флегматическим типом сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности, они испытывают трудность в распределении внимания и медленно выполняют задания.

У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности в её выполнении.

Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание из-за неуверенности в себе.

Во время диагностики использую ряд методик. После проведения диагностики распределяю детей по подгруппам и составляю план коррекционных занятий для каждой подгруппы (цель, задачи, принципы, средства, методы, приёмы, прогнозируемый результат). Занятия буду проводить подгрупповые и индивидуальные.

У детей флегматического типа спокойно, доброжелательно выясняю, правильно ли понял ребёнок задание. Дают ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания, так как этих детей нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

Зная особенности холерического типа, начало занятия стараемся продумывать так, чтобы внимание детей было сосредоточенным и устойчивым длительное время (проблемные вопросы, мотив и т. д.).

Детей меланхолического типа поощряют за инициативу, дают время высказаться, отмечаю положительные черты.

Основная цель коррекционной работы способствовать полноценному и личностному развитию ребёнка. Необходимо правильно понимать психолого-педагогическую позицию по отношению к детям; образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей с нарушениями речи. А развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием высших психических функций и всей познавательной деятельности.

Система коррекционной работы включает следующие направления: развитие психических процессов, связанных с произвольной направленностью деятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе.

Работа по выполнению коррекционных задач приводит к совершенствованию свойств внимания, памяти, мышления, воображения.

Коррекционно-воспитательную задачу нельзя считать выполненной на занятии только потому, что был использован интересный приём или игра на развитие внимания. Слежу за развитием внимания не только в игре, а на протяжении всего занятия. Учу детей внимательно вслушиваться в речь, замечать ошибки товарищей, исправлять их. То же самое делаю при развитии у детей самостоятельности, целенаправленности, собранности, усидчивости и т.д.

В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 – 7 лет подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Для тренировки произвольного внимания необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностью другого.

Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, и он сможет произвольно в течение длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах, их деталях и свойствах. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, поэтому на занятиях, в играх я применяю яркие, большие красочные предметы, игрушки, элементы различных театров. Для развития внимания использую компоненты (указания, словесные обозначения элементов, ситуаций). Учебные задания в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения.

Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.

Выводы по первой главе

Так как внимание связано с интересами, склонностями человека основной формой внимания у детей является моторное (двигательное) внимание. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности внимание приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладает определенными свойствами, нарушение каждого приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. У детей больше развито непроизвольное внимание, так как условием такого внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния ребенка, то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.

studfiles.net

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Определение памяти и ее сущность

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  • непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  • произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.
  • Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

    Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

    По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  • Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  • Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).
  • По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  • зрительная — запоминание видимых образов;
  • слуховая — запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.
  • В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

    Особенности памяти детей дошкольного возраста

    Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

    У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

    Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

    С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

    Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

    У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

    Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

    Особенности усвоения материала дошкольниками

    Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.
  • Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

    Методики для развития зрительной памяти

    Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

    Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

    «Чего не хватает?»

    Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

    Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

    Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

    Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

    Развитие ассоциативной памяти

    «Игра в ассоциации»

    Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

    Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

    Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

    Развитие моторной и тактильной памяти

    Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

    Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

    «Воспроизведение рисунка по памяти»

    Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

    Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

    Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

    Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

    Развитие слуховой и вербальной памяти

    «Метод десяти слов»

    Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

    Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

    Нарушения памяти и их причины

    К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

    Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

    Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

    При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  • слуховая — больше читать вслух;
  • зрительная — использовать наглядные средства;
  • моторная — записывать или зарисовывать. Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.
  • Общие рекомендации по развитию памяти

    Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

    Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

    Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

    Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

    Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

    Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

    Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

    Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

    • Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
    • Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
    • Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
    • Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
    • Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.
    • Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

      pups.su

      Развитие познавательных процессов у детей младшего и старшего дошкольного возраста

      Дошкольный возраст – это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов и функций.

      Познавательная деятельность начинается уже в младшем возрасте

      Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста подчиняется целому ряду закономерностей.

      Ребенок начинает не только созерцать окружающие его предметы, но начинает проявлять к ним живой интерес. Он начинает понимать, что у каждой вещи есть размеры, форма, цвет и многие другие отличительные признаки; они разные на ощупь и имеют неодинаковую температуру. Со временем, помимо зрения и осязания, у ребенка начинает развиваться слух. Он постепенно учится выделять и сравнивать звуки по громкости.

      Первый этап- развитие сенсорного познания

      Постепенно ребенок начинает регулировать сенсорные процессы, всматриваясь во что-либо или прислушиваясь к чему-то. Развиваются внимание и восприятие; сенсорные процессы приобретают большую осознанность.

      Тем не менее, развитие познавательных процессов, как в младшем, так и более старшем возрасте у дошкольников еще далеко от совершенства. К примеру, замечено, что дети далеко не сразу начинают понимать перспективу, а также другие пространственные отношения. Затруднено восприятие времени.

      Рассмотрим, как именно должны развиваться познавательные процессы дошкольников, и каким образом родитель может помочь ребенку в освоении сложного, но удивительного и загадочного мира вокруг него.

      Внимание в дошкольном возрасте

      Стоит отметить, что внимание дошкольников носит все еще непроизвольный характер. Ребенок выделяет из общей массы предметы в зависимости от их яркости, контрастности, отличия от основного фона. И лишь в дальнейшем оно приобретает черты намеренности. Родитель начинает замечать, что ребенок предпочитает наблюдать строго за определенными предметами, на которые направлена его деятельность. Теперь он видит не только броское, новое и яркое, но представляющее для него интерес.

      Тест на знание названий предметов

      Несмотря на то, что в дошкольном периоде происходит развитие и совершенствование как непроизвольного, так произвольного внимания, основной акцент стоит делать именно на развитии второго.

      Для того, чтобы научить ребенка выделать значимое, «отодвигая» на задний план менее существенное, необходимо учитывать следующее.

    • Для развития произвольного внимания необходимо, чтобы деятельность ребенка носила направленный характер. То есть, приступая к осуществлению той или иной активности, он должен иметь достаточно четкое представление о желаемом результате. Это позволит ребенку удерживать на нем свое внимание и контролировать отвлекаемость в процессе.
    • Учитывая то, что первое время ребенку будет сложно осуществлять направленную деятельность самостоятельно, первое время он будет нуждаться в достаточно простых, но четких и подробных инструкциях со стороны взрослого. Благодаря этому он сможет получить представление не только о цели, но и способах ее достижения. Желательнее всего, чтобы этапы на пути к ее достижению – небольшие задачи и их результаты были представлены наглядно. Например, предлагая ребенку сделать какую-либо поделку, лучше всего делать ее вместе с ним, показывая предварительные результаты и позволяя ребенку сравнить то, что получилось у него с эталоном. Это позволит надолго удержать внимание ребенка и сохранить его до самого конца.

    Тест для детей 6-ти лет на внимательность

    Развитие памяти в дошкольном возрасте

    Своеобразной «точкой отсчета» развития у ребенка произвольной памяти считается возраст от трех лет. Именно с этого периода большинство людей начинает помнить события, связанные с их жизнью. Тем не менее, память в дошкольном возрасте также имеет свои отличительные особенности. Во-первых, также как многие другие познавательные процессы на этом этапе, она носить непроизвольный характер. Ребенок еще не может его контролировать, и запоминание подчиняется простому закону: из всех воздействующих на ребенка раздражителей запоминается только один, но самый сильный. Во-вторых, память ребенка носит ситуативный характер – вспоминая что-то, ребенок может упоминать обстоятельства, сопутствующие процессу запоминания.

    Развитие внимательности и моторики в игре

    Именно непроизвольное запоминание оказывает наиболее существенное воздействие на деятельность ребенка.

    Тем не менее, особенности развития познавательных процессов памяти у дошкольников уже начинают отличать следующие особенности:

    1. Выделение объекта запоминания из самой ситуации запоминания
    2. Использование опоры на последовательность происходящих событий и построение простых логических связей.
    3. Прочность запоминания и способность удержать информацию в памяти на определенное время.
    4. Использование простейших элементов произвольного запоминания.
    5. Изучение природы развивает память

      Также как для развития каких-либо других процессов, для начала нужно использовать яркие, контрастные предметы. А также постепенно переходить от зрительных объектов к восприятию запоминаемого материала на слух. Прекрасными инструментами для развития слуховой памяти в период дошкольного возраста выступает разучивание небольших детских стихов, пересказ сюжета любимых сказок.

      Ближе к концу дошкольного детства у ребенка начинают проявляться зачатки логической памяти, которая строится на понимании ребенком связей, существующих между предметами и явлениями. Теперь ребенок может запоминать более значительные объемы информации и эффективнее применять на практике полученный опыт.

      Воображение в дошкольном периоде

      Несмотря на то, что детей всегда отличает яркое, развитое воображение, эта способность к обработке и перекомбинированию уже существующей информации приходит к нему далеко не сразу.

      В самом начале своего развития воображение строится на совместной работе с родителем. И лишь потом оно преобразуется в процесс, осуществляемый на основе речи без необходимости осуществлять какие-либо физические действия.

      Лепка с пластилином развивает воображение

      Для того, чтобы воображение формировалось максимально эффективно, взрослому желательно дополнять образы, созданные ребенком, определённому деталями, придавая им законченность. Затем ребенок начинает «дорисовывать» элементы самостоятельно, объединяя разрозненные элементы картины в единое целое. И, воспринимая информацию на слух, учится представлять его в виде зрительного, чувственного или любого другого образа. Ребенок учится опредмечиванию и замещению. Особенно ярко эта особенность дошкольников проявляется в сюжетных играх, где например палка, в зависимости от условий, легко начинает использоваться и в качестве ложки для куклы, и пистолета. Ребенок также начинает активно использовать схематизацию и детализацию, придумывая всевозможные действия и функции, как для предметов, так и их заместителей.

      Схематизация выражается в переносе уже знакомых схем действий, разученных ребенком, в качественно новые условия. Детализация же проявляется в стремлении дополнить каждое действие новыми репликами, голосовыми интонациями. Один и тот же сюжет может по-разному обыгрываться в новых условиях.

      Игры с карточками развивают внимательность и воображение

      Как мы уже упоминали, воображение дошкольников уже имеет словесную форму. Зачастую это приводит к формированию склонности ко лжи и страхам: максимально отдаляясь от реальности, ребенок не только начинает создавать новую реальность, но и верить в нее. Тем не менее, в возрасте от 5 лет, он уже начинает четко отличать реальность от вымысла. Воображаемые сюжеты начинают строиться на определенной логике и со временем максимально приближаться к реальности. Прослеживаются попытки выстроить причинно-следственные связи. Понимая, что его могут легко уличить во лжи, ребенок начинает избегать ее и понимать, в чем ее вред.

      Отличный способ развития воображения — конструктор

      Благодаря воображению у ребенка появляется возможность испытать новые ощущения, получить почву для самовыражения, самореализации. Именно на этой особенности в дальнейшем будет строиться и познавательная, и творческая, и игровая деятельность.

      Примерно до 6 лет воображение носит в основном непроизвольный характер. Черты произвольности воображение приобретает в старшем дошкольном возрасте.

      Становление мышления в дошкольном возрасте

      Дети любознательны. Изучая окружающий мир, они отмечают его отличительные особенности, задаются вопросами, связанные с ним. Наблюдая причинно-следственные связи, они начинают со временем понимать, почему происходят те или иные события.

      Основными видами мышления, функционирующие в периоде дошкольного детства, являются наглядно-действенное, словесно-логическое и образное.

      Тест на внимательность и уровень мышления

      Наглядно-действенное мышление используется для решения задач, которые выполняются с использованием предметов или орудий. Достигается четко определенный практический результат, причем чаще всего методом проб и ошибок. Тем не менее, по мере того, как задача усложняется, решить ее так становится невозможно.

      Именно тогда у ребенка начинает развиваться образное мышление. Оно бывает необходимо в тех случаях, когда ситуация выходит несколько за пределы личного опыта ребенка. Тем не менее, выводы строятся еще на видимых глазу свойствах, и зачастую не подчиняются не только логике, но даже общим основаниям. И все же, именно на основе образного мышления строятся попытки квалификации, обобщения; ребенок учится проводить простейшие операции. образное мышление также во многом служит основой интуиции и опыта. Затем ребенок учится пользоваться схемами, усваивает соотношение размеров, форм и цветов. У него формируются зачатки логического мышления, позволяющие ему не только осуществлять решения задач, но и объяснять то, как это происходит.

      Но перед тем, как это произойдет, ребенку нужно будет приобрести навык работы, как с реальными доступными предметами, так и их замещениями, либо символами, рисунками, просто названиями. У ребенка формируется понятийный аппарат, позволяющий решать возникающие задачи без использования предметов и замещающих их образов.

      Упражнения на усвоение понятий

      Усвоение понятий происходит в процессе целенаправленного обучения. На начальных этапах происходит работа с большим количеством наглядных пособий. К примеру, рассказывая о жизни зверей и птиц, необходимо обязательно иметь при себе картинки, иллюстрирующие разные стороны их жизни. А разучивая элементарные арифметические действия, лучше всего производить их с фишками или карточками. Затем необходимость в их использовании отпадет, и ребенок будет производить все действия самостоятельно в уме.

      Хорошим показателем уровня сформированности у ребенка логического мышления является его умение находить и объяснять ошибки или нелепицы, а также его реакции на шутки.

      Игры с песком и мелкими предметами очень помогают развитию мышления

      Эти особенности также выдают интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению. Немаловажную роль играют также попытки ребенка осуществлять собственную познавательную активность, соединяя, разъединяя предметы, наблюдая за поведением людей или животных, смешивая вещества.

      Речевые особенности дошкольного возраста

      Дошкольный период отмечается наиболее интенсивным развитием различных аспектов речи. Расширяется словарный запас, предпринимаются попытки общения, как с ближайшим окружением ребенка, так и новыми, еще незнакомыми для него людьми. В целом, в этом периоде необходимо решить следующие задачи:

      Игры по развитию речи

      • Обогащение активного словарного запаса. В период дошкольного детства словарный запас увеличивается в объеме практически в три раза. Начинается использование различных частей речи, усваиваются и обогащаются родовые понятия. Благодаря этому мир вокруг ребенка становится более систематизированным: он уже понимает, что перед ним не просто «дерево», а яблоня, ива, или береза. Что мама принесла из магазина не просто игрушку, а куклу, или мяч.
      • Освоение правильного грамматического строя речи. Ребенок учится склонять существительные по падежам, согласовать слова в роде, числе и падеже. В возрасте от 4 лет ребенок уже начинает говорить с определенной интонацией, что придает речи определенные эмоциональные оттенки. Дети начинают отмечать сходство и различие слов; создавать на основе уже существующих новые, что зачастую выглядит смешно. Ребенок начинает отмечать неправильно проговариваемые звуки и предпринимает первые попытки исправить свои ошибки.
      • Понимание фонематического состава слова. Благодаря этому ребенок осваивает словесный состав речи и начинает понимать, из каких звуков состоит то или иное слово. Однако ему еще трудно выделить первое и последнее слово в предложении, а также первый и последний звук в слове.
      • Осознание функции речи и ее роли в жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок начинает расценивать речь как средство общения. Она начинает носить объяснительный характер, становится богаче и шире. Постепенно ребенок начинает понимать еще одну функцию речи, служащую для мышления. происходит переход эгоцентрической речи во внутреннюю; ее содержание становится направленным на планирование деятельности в будущем.

      Советы родителям по развитию речи ребенка

      Важно отметить, что именно восприятие ребенком речи взрослых и развитие собственной играет определяющую роль в становлении многих других познавательных процессов дошкольника.

      И если мы скажем, что развитие познавательных процессов и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте во многом определяется речью, это не будет преувеличением. Именно путем пояснения, объяснения, коррекции, взрослый имеет возможность направлять их развитие. А также получать «обратную связь» от ребенка, оценивая то, насколько эффективно проходит обучение.

      Чем больше с детьми заниматься, тем быстрее они развиваются

      Общая характеристика развития познавательных процессов в дошкольном возрасте выглядит следующим образом:

    6. Восприятие дошкольником предметов окружающего мира становится более развернутым; ребенок уже не просто бросает беглый взгляд на них, а пытается тщательно разглядеть, всмотревшись в детали.
    7. Наблюдая за предметами и явлениями, ребенок старается установить причинно-следственные связи, узнать их свойства.
    8. Благодаря увеличению объема памяти дошкольник уже способен запомнить сюжеты сказок, учить наизусть небольшие стихотворения.
    9. Речь может быть использована не только для общения с окружающими, но и с целью контроля своего поведения.
    10. Ребенок начинает слушать указания взрослых и следовать инструкции, данной ими.
    11. Воображение становится более развитым; ребенок начинает четко различать реальность и вымысел, правду и ложь.

    detki.guru

    Развитие мышления у детей

    Так называют процесс познания действительности, который основывается на формировании отношений и связей между явлениями, событиями, предметами в окружающем мире. Любознательность детей направлена на изучение того, что их окружает, построение собственной картины внешнего мира. Детское мышление пребывает в постоянной связи с речью. И чем ребенок активнее, тем больше он спрашивает взрослых, задавая множество разнообразных вопросов.

    Итак, узнаем об особенностях развития мышления в разные возрастные периоды формирования личности.

    Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    В этом возрасте мыслительный процесс основывается на представлениях. Дитя может мыслить о том, что оно знает и чувствует, по своему опыту. Поэтому в дошкольном возрасте дети оперируют представлениями и образами вне ситуативно. Их мысли приобретают абстрактность, то есть выходят за пределы конкретной ситуации. Это и расширяет границы их познания.

    Между речью и детским мышлением устанавливаются более тесные взаимосвязи. Они приводят к формированию развернутого мыслительного процесса, то есть рассуждений. В этом возрасте речь уже выполняет функцию планирования, что позволяет активно развиваться мыслительным операциям. Обычно рассуждение дошкольника начинается с вопросов. Их наличие — свидетельство проблемности мышления, поскольку отражает возникшую перед ребенком практическую задачу. В этом возрасте вопросы детей имеют познавательный и любознательный характер. За невинными, на первый взгляд, детскими дилеммами кроется стремление постигать проблемы бытия, законы окружающего мира, взаимосвязи и причины разных происходящих процессов.

    Вопросы ребенка — это то, что он не может видеть и знать, что требует объяснения папы и мамы. Они рождаются также при нарушении уже сформированных представлений. Так, например, в дошкольном возрасте дети не могут осознать и понять проблему смерти. Зная из личного опыта, что после болезни наступает выздоровление, дети не понимают, почему умирают бабушки и дедушки, что с ними, точнее с их телами происходит в дальнейшем. И в этом вопросе важно сформировать у ребенка представление о смерти как закономерном процессе, сделать это грамотно, без моральных травм. При этом даже самое доступное объяснение взрослых чревато еще массой вопросов.

    Их дети задают и для того, чтобы убедиться, что они сами сделали правильные выводы. Дети с этим всегда обращаются к самому авторитетному взрослому (бабушке, маме), чтобы тот подтвердил их компетентность. Далее, уже в раннем школьном возрасте, количество таких обращений будет возрастать, если родители смогут поддерживать здоровую моральную взаимосвязь с детьми. Ведь иногда „отмашки” папы с мамой заставляют дитя искать ответы на свои вопросы в среде сверстников, старших братьев или сестер, и эти ответы не всегда тактичны, адекватны и морально правильные.

    Дошкольник пытается определять назначение предметов, устанавливать связи между признаками и предназначением объектов, предметов. В процессе такого познания возрастает понимание причинности. Так, в 6 лет дети уже легко делают выводы о последовательности природных явлений: небо темное, гремит гроза, сорвался ветер, будет дождь. В понимании причинности ребенок от внешних переходит к выделению внутренних причин. Это дает ему возможность строить собственные предположения, теории, что развивает не только опыт, но и самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Позже оно будет называться его креативностью.

    К началу младшего школьного возраста у ребенка формируются зачатки мировоззрения, начальное понимание логики, что способствует формированию понятийного мышления. А развитие мыслительных операций служит основой умения согласовывать суждения друг с другом. Это и есть зачатки дедуктивного мышления.

    Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

    В этом возрастном периоде мышление становится центром психического развития ребенка. Оно будет определяющим среди других психических функций ребенка.

    Овладевая знаниями, навыками, умениями, младший школьник приобщается к научным понятиям начального уровня. Его умственные операции уже меньше связаны с практической деятельностью, с наглядностью. Дети этого возраста, имея определенный багаж знаний, овладевая приемами мыслительной деятельности, учатся анализировать события. Они обретают способность мыслить и действовать в уме, анализировать личные рассуждения.

    В младшем школьном возрасте формируются основные мыслительные приемы и действия. Это обобщение, сравнение, выделение признаков явлений и предметов, определение понятий, резюмирование.

    Неполноценность мыслительной деятельности отображается на знаниях младшего школьника. Они оказываются фрагментарными, иногда ошибочными, что осложняет обучение. Поэтому родителям и педагогам необходимо уделять внимание работе по формированию основных приемов мыслительной деятельности детей. Это позволяет добиваться полного овладения словесно-логическими приемами мышления. И первое, что нужно научить юного школьника, — умение выделять свойства предметов, их разнообразие. Служат этому навыки сопоставления и сравнения. Когда ребенок научится выделять множество разных свойств предмета, то нужно переходить к такому элементу логического мышления как формирование понятия его отличительных и общих признаков. Затем можно переходить к умению отличать существенные (то есть важные) и несущественные (второстепенные) признаки и свойства.

    В младшем школьном возрасте формируется умение делать правильные выводы. Для этого нужно подводить к обобщениям, пониманию того, что связь между основанием и следствием есть не всегда. И это уже совершенно другой этап мышления, отличающийся от дошкольного возраста. Логические приемы, усвоенные младшими школьниками при изучении одной темы, в дальнейшем применяются и для усвоения других школьных предметов в виде готовых познавательных средств.

    Развитие мышления старших школьников

    В этом возрасте вырабатываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение, возникает потребность разобраться в собственном „ я” и своем окружении.

    Познавательные и мыслительные процессы старших школьников базируются на дифференциации дисциплин, овладении научными понятиями, системой знаков, которые формируют теоретическое мышление. Учеба позволяет старшему школьнику устанавливать связи между получаемыми знаниями, контролировать мысли, управлять ими. Старшие школьники учатся оперировать гипотезами, предположениями, критически и объективно их оценивать. В этом возрасте четко прослеживается самостоятельность в учебе. В подростковом и старшем школьном возрасте уже можно четко разделить детей на гуманитариев и тех, кто склонен к точным наукам.

    Они умеют использовать приемы запоминания знаний, логически их распределять.

    Развитие мыслительных способностей во многом зависит от головного мозга и зрелости нервной системы. Память как основа мышления и логики становится более продуктивной, произвольной, потому что увеличиваются синаптические связи между волокнами мозга.

    У старших школьников развивается темперамент, который характеризует скорость протекания мыслительных процессов. Так, холерики соображают, анализируют, делают обобщения быстро. Флегматики и меланхолики характеризуются медленными мыслительными процессами. То есть в старшем школьном возрасте устанавливается индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Благодаря нему и достигается успешность в будущей профессиональной сфере и самореализация.

    Старшие школьники отличаются от младших креативностью своего мышления, эмоциональными переживаниями в познавательной деятельности, особенно в тех сферах, которые им интересны.

    Развитие мышления у детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта

    Любые дефекты физического развития накладывают отпечаток на формировании мышления детей. Плохо слышащий, видящий малыш не может приобретать жизненный опыт, знания с теми же темпами, что и здоровый ребенок.

    Дети с нарушением слуха и зрения отстают в развитии мыслительных процессов, поскольку они просто не могут подражать взрослым, копировать их действия, умения, приобретать жизненно-необходимые навыки.

    Нарушение этих двух функций — это и затруднения в формирование речи, развитии познавательной деятельности в целом.

    Обнаружением компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха занимаются сурдопсихологи. Поэтому без их помощи нормальное развитие мыслительных процессов такого ребенка не возможно, как и получение достаточного образования. Французский философ Мишель Монтень еще в 16 веке говорил о том, что глухота является более тяжким физическим недостатком, чем слепота, лишая человека главного — общения как возможности познавать мир и развиваться.

    Сегодня распространенной формой коррекционной помощи со слабослышащими малышами или теми, у кого нарушен слух, является обучение в специализированных детских общеобразовательных учреждениях.

    Дети с нарушением интеллекта характеризуются очень низким уровнем умственных способностей, в том числе и мышления. У них отсутствуют активность, овладение предметной деятельностью, познание как основа формирования мыслительных процессов. К трем годам такие дети не выделяют себя, у них нет представлений об окружающем мире, отсутствуют желания. Они существенно отстают в речевом, психическом, социальном развитии. К концу дошкольного возраста у таких детей не развивается произвольное внимание, запоминание, память. Ведущей формой их мышления является наглядно-действенное. Но даже и оно не достигает уровня развития здоровых детей.

    Таким образом, если к концу дошкольного возраста такие мальчики и девочки не прошли специальное обучение, то и готовность к учебе на уровне элементарных мыслительных процессов у них отсутствует.

    nashidetki.net