Развитие речи детей 2-3

«Развитие речи детей 2 – 3-х лет средствами художественной выразительности». Консультация для родителей

В условиях современного социального пространства развитие речи является важнейшим направлением педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием речи обусловлено и общение ребенка со взрослым [1].

Ребенок начинает понимать речь, обращение к нему во второй половине первого года жизни, к концу года устанавливается связь между словом и действием или предметом. Но для этого нужна общая деятельность со взрослым либо специальное научение, «так как установление связи слова и предмета осуществляется в процессе активного общения ребенка и взрослого» — [5, c.90]. С 1,5 до 2-х лет увеличивается количество понимаемых ребенком слов, обозначающих различные окружающие его явления и предметы. В период раннего возраста, когда ребенок только воспринимает речь, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, положительные эмоции. Однако на 3-ем году не только увеличивается объем речи, но и происходит качественное ее изменение: ребенок любит слушать сказки, стихи, вслушивается в разговорную речь окружающих взрослых. Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.

Речевая активность ребенка обычно сильно возрастает к 3-м годам. Расширяется круг общения – речь в силу своего развития становится способом общения не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Общение происходит по поводу реальной ситуации, в которой оно и возникает: дома, в детском саду, в общественных местах. Ребенок отвечает на вопросы взрослого, сам задает вопросы о тех действиях, которые они выполняют совместно.

С другой стороны, понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только осознает смысл отдельных слов, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи, что благоприятствует наступлению периоду «активного слушания» потешек, песенок, стихов и сказок, являющихся инструментами в воспитании звуковой культуры речи. Происходит постепенное овладение родным языком, у ребенка формируется правильное восприятие художественного слова: понимание смысла небольших стихотворений, коротких сказок, рассказов, эмоциональный отклик на их звучную рифму, словесный повтор, игру звуков.

Влияние художественного текста на развитие связной речи детей раннего возраста несомненно велико. После года малыш уже может внимательно прослушать небольшой художественный текст, если взрослый произносит его выразительно и эмоционально, а сам текст — звучный и ритмичный. При систематическом чтении и проигрывании потешек, стихов и сказок к двум годам у детей вырабатывается положительное отношение к слушанию, складывается навык сосредоточенного слушания литературного произведения, что «является благоприятным условием развития активной речи ребенка» — [2, с.114]. Восприятие ритма, рифмы, интонации первоначально составляет основу эстетического воздействия художественного слова, вызывает собственную речевую деятельность малыша, опирающуюся на подражание речи взрослого.

Многократное чтение текста и усилия взрослого, вызывающего ребенка на совместный разговор в эмоциональном общении — игре, приводят к тому, что он вслед за взрослым проговаривает короткие стихотворные строчки, простые фразы прозаического текста. В этом процессе несомненно важное место занимают потешки, столь любимые малышами. С помощью потешек отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков (дикция). Содержание потешек динамично, богато глаголами, наполнено последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с действием ребёнка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребёнок не владеет речью. Наглядность поможет ребёнку запомнить значение конкретных слов и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого количества повторов слов, словосочетаний, предложений способствует их запоминанию, а затем и активному употреблению.

Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно — ласкательным значением и составляют особый детский словарь, доступный самим детям в произношении и активно употребляемый ими (кошка — «киса», «котя», «киска»; петух — «петя»; заяц — «зайка»).

Для развития речи важно включение в речь ребёнка слов, обозначающих действия в различных грамматических формах. Потешки сопровождают действия ребёнка в конкретной бытовой ситуации (умывается, кушает, гуляет), что способствует быстрому непроизвольному запоминанию потешки.

В потешках часто употребляются эпитеты, характеризующие внешние признаки предмета. Многократно прослушивая их, дети запоминают словосочетания и одновременно усваивают правила согласования форм в той или иной грамматической форме (серенькая кошечка, масляна головушка…).

Потешки можно использовать с целью описания предмета — как образец для подражания при составлении описательных рассказов:

Как у нашего кота Шубка очень хороша…

Петушок, петушок, Золотой гребешок…

Ходит по двору петух!

Вместе с потешками ребенок знакомится с иллюстрированной книгой. Как правило, текст и иллюстрация — изображение персонажа, сюжетной сценки — помещаются на одной странице. Взрослый, показывая картинку, выразительно читает текст, рассказывает, что нарисовано. Пока ребенок рассматривает иллюстрацию, взрослый читает текст повторно. Дети второго года жизни могут самостоятельно рассматривать картинки в книге, проговаривая отдельные слова, показывая на картинку, проводя по ней пальчиком, рукой. Одновременно дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня …(маленькая); красный карандаш длинный, а синий …(короткий) и т.д.

В этом же возрасте детей знакомят и с первыми стихами всеми любимых поэтов: А. Барто, О. Высотской, К. Чуковского, З.Александровой, С.Михалкова, Б.Заходера и других классиков детской литературы. При подборе стихотворений для малышей необходимо помнить, что стихотворная строка должна быть короткой (детям трудно правильно повторить большое количество слов; при излишнем количестве слов ребёнок сократит слова или заменит одно слово другим). В стихах должна быть чистая и ясная рифма, а слова, используемые в стихах, должны относиться к сфере русского литературного языка и не содержать жаргонизмов, диалектизмов. И, конечно, содержание стихотворения должно в образной форме отражать реальную окружающую действительность, развивать представления ребёнка о мире, воспитывать нравственные качества. Запоминание, проговаривание стихов формируют не только речевой навык малыша, но и совершенствуют память и мышление.

К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием [3].

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.

Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т.п.). Даже если ребенок не произнесет ни слова, он с удовольствием наденет колпак и повторит движение взрослого. Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к научению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.

Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: пестушек, потешек, стихов и сказок» — [4, c. 133]. Занятия в условиях детского сада направлены на формирование у детей речевых навыков, а использование средств художественной выразительности в комплексе с другими методами развития речи позволяет решать все речевые задачи педагогического процесса. Дети постепенно (при переходе к среднему звену) подводятся к пересказыванию литературного произведения, воспроизведению текста знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним, и, наконец, самостоятельно.

Однако закрепление приобретенных речевых навыков не может быть устойчивым без включения в педагогический процесс родителей малыша. Развитие речи обусловлено общением ребенка со взрослым, поэтому задача родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку осваивать родную речь, формировать речевые умения исходя из личного опыта (разговоры о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких). В условиях такого интегрированного речевого развития детей раннего возраста можно сделать прогноз на успешное обучение ребенка в среднем и старшем звене детского сада.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 284 с.: ил.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005. – 202 с.: ил.

Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – 2-е изд., доп., исправ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 176 с.

Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. – 196 с.

Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.

Автор: Пешкова Валентина Васильевна,

воспитатель, МДОУ «Детский сад №227 «Березка» общеразвивающего вида г.Барнаула, Алтайского края.

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Кружок «Речецветик» по развитию речи детей 2-3 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №49

г. АМУРСКА АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

дополнительного образования

Автор: Кружкова И. А.

Тема: Развитие речи у детей раннего возраста

Количество часов в неделю

Актуальность программы: Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста, именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна пронизывать все режимные моменты.

Обоснование: Я выбрала проблему развития речи детей в раннем возрасте, так как считаю, что речь является важным средством общения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Развитие речи детей в кружковой деятельности происходит в игровой форме, что позволяет ребёнку быстрей раскрыться, сформировать коммуникативные навыки.

Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте и выравнивание речевого развития детей 2-3 лет с ЗРР.

Развитие понимания речи

Расширение активного и пассивного словаря

Формирование и совершенствование грамматического строя речи;

Развитие фонематической системы речи.

Формирование диалогической речи и речевого общения

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие речевого дыхания

Развитие зрительного слухового и тактильного восприятия;

Развитие памяти и мышления

Воспитывать у детей навык совместной работы

желание вступать в контакт;

умение организовать общение;

знание норм и правил при общении;

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

Развитие интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Развитие интегративного качества «любознательный, активный»

Развитие интегративного качества «Эмоционально – отзывчивый»

infourok.ru

«Детский сад №14» Шатурского муниципального района Московской области

Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Направления ОО «Речевое развитие»:

    1/ Развитие речи

    2/ Приобщение к художественной литературе

    Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:

    1/ Развитие речи:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • 2/ Приобщение к художественной литературе:

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
  • Принципы реализации задач ОО « Речевое развитие»:

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • Принцип коммуникативно — деятельностного подхода к развитию речи;
  • Принцип развития языкового чутья;
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • Принцип обеспечения активной языковой практики.
  • Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

  • Общение взрослых и детей;
  • Культурная языковая среда;
  • Обучение родной речи на занятиях;
  • Художественная литература;
  • Изобразительное искусство, музыка, театр;
  • Занятия по другим разделам программы
  • Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:

    1. Наглядные:
    2. Словесные:
    3. Практические:
    4. Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
    5. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
    6. Чтение и рассказывание художественных произведений;
    7. Заучивание наизусть;
    8. Пересказ;
    9. Обобщающая беседа;
    10. Рассказывание без опоры на наглядный материал
    11. Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
    12. Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

    13. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов
    14. Метод наблюдения и его разновидности
    15. Рассматривание картин
    16. Чтение художественной литературы
    17. Пересказ,
    18. Заучивание наизусть
    19. Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
    20. Дидактические игры
    21. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения
    22. Обобщающая беседа
    23. Рассказывание
    24. Пересказ с перестройкой текста
    25. Дидактические игры на развитие связной речи
    26. Метод моделирования
    27. Творческие задания
    28. Словесные
      • Речевой образец,
      • Повторное проговаривание
      • Объяснение
      • Указание
      • Оценка детской речи
      • Вопрос
      • Наглядные
  • Показ иллюстративного материала
  • Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
    1. Игровые
    2. Игровое сюжетно-событийное развертывание
    3. Игровые проблемно-практические ситуации
    4. Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
    5. Имитационно-моделирующие игры
    6. Ролевые обучающие игры
    7. Формы образовательной деятельности «Речевое развитие»

      Взаимодействие с родителями

      Беседа о прочитанном;

      Показ настольного театра;

      Ситуация общения в процессе

      Чтение (в том числе на прогулке);

      Словесная игра на прогулке;

      Наблюдение на прогулке;

      Игра на прогулке;

      Беседа после чтения;

      Разговор с детьми

      Разучивание стихов, потешек;

      Подвижная игра с текстом;

      Все виды самостоятельной

      предполагающие общение со

      Хороводная игра с пением;

      Чтение наизусть и

      загадок в условиях книжного

      Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса

    8. Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция;
    9. В отборе художественных текстов учитывается предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда;
    10. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и т.д.;
    11. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.
    12. Основные направления работы по развитию речи:

    13. Развивающая речевая среда;
    14. Формирование словаря;
    15. Звуковая культура речи;
    16. Грамматический строй речи;
    17. Связная речь.
    18. Подготовкак обучению грамоте (подготовительная группа)
    19. Содержание образовательной области «Речевое развитие»

      — Продолжать развивать речь как средство общения.

      — Расширять представ-ления детей о много-образии окружающего мира.

      — Предлагать для рассматривания изделия народныхпромыслов, мини-коллекции

      книги, открытки, фотографии с досто-примечательностями родного края, Мос-

      квы, репродукции картин.

      — Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

      — Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

      — Обогащать речь детей существительными,

      обозначающими предметы бытового окружения; прилага-тельными, характери- зующими свойства и качества предметов; наречиями, обознача-ющими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

      Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением,

      с противоположным значением.

      — Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

      — Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

      -Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,

      — Продолжать развивать фонематический слух.

      -Учить определять место звука в слове.

      — Совершенствовать умение согласовывать слова в предло-жениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.

      — Помогать детям замечать неправиль-ную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самосто-ятельно ее исправить.

      — Знакомить с разными способами образования слов.

      — Упражнять в образовании однокоренных слов,

      в том числе глаголов с приставками.

      -Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

      -Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

      -Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

      — Развивать умение поддерживать беседу.

      — Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

      — Развивать монологическую форму речи.

      -Учить связно, последова-тельно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

      — Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержаниисюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последова-тельно развивающимся действием.

      — Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

      — Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого

      характера на тему, предложенную воспитателем.

      Развивающая речевая среда

      Грамматический строй речи

      — Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

      — Совершенствовать речь как средство общения.

      — Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотелибы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать.

      — Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсужде-нием с воспитателем и сверстниками.

      -Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

      — Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

      — Помогать осваивать формы речевого этикета.

      — Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

      — Приучать детей к самостоятельности суждений.

      -Продолжать работу по обогащению бытового, природоведчес-кого, общество-ведческого словаря детей.

      — Побуждать детей интере-соваться смыс-лом слова.

      -Совершенст-вовать умение использовать разные части речи в точном

      соответствии с их значением и целью высказы-вания.

      -Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

      -Совершенствовать умение различать на слух и в произ-ношении все звуки родного языка.

      — Отрабатывать дикцию: учить

      детей внятно и отчетливо произ-носить слова и словосочетания с естественными интонациями.

      -Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

      — Отрабатывать интонационную выразительность речи.

      — Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

      -Совершенст-вовать умение образовывать (по образцу) однокоренные

      слова, существи-тельные с суф-фиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

      — Помогать правильно строить сложноподчинен-ные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

      -Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

      — Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

      — Продолжать учить содержа-тельно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

      -Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

      -Помогать составлять план рассказа и придер-живаться его.

      Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

      Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на

      Дать представления о предложении

      (без грамма-тического определения).

      -Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последова-тельности.

      — Учить детей делить двуслож-ные и трехсложные слова с открытыми

      слогами на части.

      — Учить состав-лять слова из слогов (устно).

      -Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

      2.3.2. Тематический модуль «Приобщение к художественной литературе»

      Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

      Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

      Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

      Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)

      доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

      Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

      Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

      Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.

      Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

      Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

      Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

      Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

      Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

      Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

      Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

      (по программе Ушаковой О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»)

      Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного развития детей раннего и дошкольного возраста в образовательной области «Коммуникация», обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности.

      Достижение цели обеспечивается в ходе решения следующих задач:

      • обеспечить познавательно – речевое развитие воспитанников ДОУ;
      • развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
      • развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
      • организовать предметно – развивающую среду, стимулирующую развитие речи детей в разных видах детской деятельности
      • взаимодействовать с семьями воспитанников, осуществляя педагогическое просвещение в области «Коммуникация».
      • Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

      • игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
      • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
      • самостоятельной деятельности детей;
      • взаимодействии с семьями детей по реализации программы «Развитие речи дошкольников» / О.С. Ушаковой .
      • В разработку программы «Развитие речи дошкольников» О.С. Ушаковой положены три основных направления развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку:

      • структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);
      • функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи и речевого общения);
      • когнитивное — познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

      Все три направления взаимосвязаны.

      Формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы

      Компоненты развития речи

      Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

      Формы организации образовательного процесса

      Воспитание звуковой культуры речи

      — Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу)

      — Рассказ по плану

      — Рассказ из личного опыта

      — Составление графической схемы предложений

      — Поисковая деятельность в области грамматики

      — Праздники русской культуры

      — Проектная деятельность с детьми

      — Создание книги «Мои рассказы»

      Групповые, подгрупповые, индивидуальные.

      Формирование грамматического строя речи

      Развитие связной речи

      Данная программа имеет следующую структуру и включает в себя:

    20. Воспитание звуковой культуры речи
    21. Словарную работу
    22. Формирование грамматического строя речи
    23. Развитие связной речи
    24. Воспитание звуковой культуры речи

      Формирование грамматического строя речи

      Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

      В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

      Большинство детей умеют решать проблемные речевые задачи. Продолжается обучение детей изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе в специальных играх и упражнениях; использование пространственных предлогов, употребление падежных форм. Продолжается обучение способам словообразования с помощью разных суффиксов. Развивается умение строить разные типы предложений — простые и сложные; разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.

      В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

      Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

      Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

      — Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность.

      — Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

      — Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.

      — Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

      — Ребенок владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, мест звука а слове.

      Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

      — Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.

      — Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

      — Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь – рассуждение).

      — Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

      — Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

      — Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

      — Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

      shat-dou14.edumsko.ru

      Советы логопеда для речевого развития детей 1 младшей группы (от 2 до 3 лет)

      детей 1 младшей группы (от 2 до 3 лет)

      Особенности развития речи детей 3-го года жизни

      К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Для этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).

      К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).

      На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже используют в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.

      Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

      В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

      Чего надо избегать родителям?

      Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

      Как помочь ребенку 3 года жизни овладеть чистой речью?

      Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме(с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра, р -мотор самолета)

      Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами(язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.

      Поиграйте с детьми дома в игры для развития речи детей от 2 до 3 лет:

      Развитие слухового внимания.

      Мама тихо хлопает в ладоши — ребенок прыгает, мама затопала — ребенок бежит к ней.

      Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,

      переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать что сделала мама.

      Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.

      Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

    25. Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.
    26. Игра «Позови» Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.
    27. Игра «Взрослые и детки» мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.
    28. Игра «Дует ветер» сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко), слабый ветерок у — у — у (тихо).
    29. Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.

      Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

      Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

      Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

    30. Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
    31. С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры?
    32. Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
    33. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
    34. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
    35. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
    36. Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
    37. И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
    38. Вот примеры некоторых пальчиковых игр:

      Собираем мы в лукошко

      И морковку, и картошку.

      Огурцы, фасоль, горох-

      Урожай у нас не плох.

      (Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого;

      со слов «Урожай у нас не плох» — охватывать весь кулачок).

      Как фасолинки в стручке

      Наши пальцы в кулачке.

      Кулачки мы разгибаем,

      И фасольки рассыпаем.

      Раз, два, три, четыре, пять –

      Собираем все опять.

      (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,

      начиная с большого пальца).

      Пальчик, пальчик, где ты был?

      С этим братцем – в лес ходил.

      С этим братцем – ци варил.

      С этим братцем – кашу ел.

      С этим братцем – песни пел.

      (Дети показывают большой палец и, обращаясь к нему,

      logopedrunet.ru